Что есть сущего, чего не знает человек?    Даже некие образы сущности Божественной Господь благоволил нам («отчасти и... гадательно» (1 Кор. 13:12)) открыть, а в Воплотившемся Христе — и явить воочию нашею!    Лишь не-сущего — зла, греха — он может не узнать. Того, что не имеет собственной сущности. Того, что совершенно невидимо, что прячется за сущностями других, чтобы обольстить, связать своими сетями и лишить, в конце концов, сущности — святости! — и самого плененного человека, так, как были пленены не-сущим, скрывшимся под личиной живого существа — змея, — праотцы Адам и Ева (См.: Быт. 3:1—19).    Какое же средство применить, чтобы открыть это не-сущее?     «Вера, — говорит апостол, — есть... обличение вещей невидимых» (Евр. 11:1).    Верою познаем мы даже невидимого и не доступного зрению (Ин. 1:18); также: 1 Ин. 4:12; 1 Тим. 6:16. И хотя пророки — например, Исаия или Амос — иногда говорили: «Видел я Господа» (Ам. 9:1), это было не непосредственное видение, а откровение, некий образ, который посылал Господь, — ведь непосредственное и очень ограниченное видение Себя Господь, по великой милости Своей, даровал лишь Моисею (см.: Исх. 33:18—34, 8), и «не было, — сказано, — более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). и познанию Бога — в ту меру, в которой Он благоволил дать нам такое знание.    Истинная вера поможет нам обличить, вывести на свет то невидимое не-сущее, не имеющее в себе существа и жизни, что всеми силами своими стремится не дать нам стать истинными чадами Божиими, — ведь «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).    Помни, душа моя, что неоднократно говорил Господь наш Иисус Христос: «Вера твоя спасе тя» (Мф. 9:22; Мк. 5:34, 10:52; Лк. 7:50, 8:48, 17:19, 18:42).    Такая вера, которой «не нашел Господь в ветхом Израиле» (Лк. 7:9), о коем сказал Он: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А Христос заключает притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35). Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Неужели мы думаем, что Бог не знает, кому и как воздать? Христианин же призван воевать не с людьми, а с грехами. Поэтому и целью ставится не отомстить кому-то, а еще раз победить плохое, что подступает к душе. Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 43–48). «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Впрочем, достичь совершенства трудно. В одной телевизионной передаче, в которой автор этих строк принимал участие, молодой человек, Богдан, сказал: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Как непросто было найти слова, которые помогли бы ему совершенно по-новому взглянуть на эту проблему: мама губит себя, это ее болезнь и великая беда; если мы любим маму, нужно помочь ей освободиться, но никак не замыкаться на себе и думать, что я чего-то не получил от мамы из-за этой ее трагедии. Но все же – и пусть не судит меня строго читатель – этот молодой человек, Богдан, в какой-то мере прав (стало быть, и его мы не должны осуждать). В детстве он не испытывал тех материнских тепла и заботы, какие имели другие дети. Ведь, по сути, мама бросила его с сестрой, они жили у тети.

http://pravoslavie.ru/68804.html

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:43-48 ). Это очень интересные слова, если задуматься над ними, потому что до Христа необходимость нравственности обосновывалась через ее полезность. Выходило примерно так: если ты будешь порядочным человеком, то ты можешь ожидать того же самого от других, и тогда мир не разрушится, раздираемый взаимной ненавистью и враждой, то есть получалось, что нравственность – это наиболее рациональный способ человеческого поведения. Иисус аргументирует необходимость любви и добра совсем другими вещами. Он говорит о том, что Отец ваш совершен, Он прекрасен, Он совершен в любви, и поэтому если вы хотите быть сынами Отца вашего Небесного, то вы поступайте так же, как Он, а Он проливает дождик на поля праведных и неправедных, освещает солнцем тех и других. Он в Своей любви не отличает доброго от злого, Его любовь равно обращена к любому человеку, так вот если вы хотите быть детьми Отца вашего Небесного, поступайте так же. Так говорит Господь. Другой есть замечательный отрывок в Евангелии от Матфея, где Иисус говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:10-11 ). Очень часто я думаю о том, что всякого рода оценки, иерархии, таблицы оценочные – это от наших грехов. Когда мы видим человека, мы всегда начинаем его невольно оценивать, оценивать многие вещи, и это никак не соответствует божественной точке зрения, потому что Господь не знает никакой иерархии, Он не сопоставляет нас, людей, друг с другом, Он не выбирает тех, кто получше, кто похуже. Каждого из нас Он видит в неповторимости. Если честно, в этом Евангелии Господь говорит именно об этом: «Не презирайте ни одного из малых сих, потому что ангелы их на небесах всегда видят Лицо Отца Моего Небесного». Получается, что прочное основание для человеческого достоинства – это его связь с Богом, пусть и через ангела, который видит Лицо Отца Небесного. Любой человек каким-то таинственным образом принадлежит или может принадлежать к Божественной семье, к этому чудному сообществу, он может быть усыновлен Богом, если этого захочет.

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Место плача и скрежета зубов. Иисус неоднократно указывал, что люди в геенне испытывают непрекращающиеся муки. Он сказал: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 8:12 ; ср. Мф. 22:13; 24:51; 25:30 ). Но очевидно, что место плача – это место сознательной печали. Те, у кого нет сознания, не плачут. Место неугасимого огня. Иисус неоднократно называл геенну местом, где огонь не угасает ( Мк. 9:43–48 ), и где сами тела нечестивых никогда не умрут (ср. Лк. 12:4–5 ). Но ведь нет никакого смысла в неугасимом огне, если в телах нет Душ, которые могли бы чувствовать муки. Место вечных мук. Иоанн апостол описывает ад как место вечных мук. Он провозглашает, что «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Отк. 20:10 ). Вечные муки означают, что это состояние непрекращающихся страданий является сознательным. Место, где зверь и лжепророк. Подсказывая нам недвусмысленный пример существ, которые сохраняют сознание после тысячи лет вполне осознаваемых мучений в аду, Библия повествует о том, что зверь и лжепророк «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Отк. 19:20 ; курсив Н. Г.) перед «тысячей лет» ( Отк. 20:2 ). И всё же после этого срока «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк [всё ещё живы], и будут мучиться» ( Отк. 20:10 ; вставка Н. Г.). Они не только «живые» брошены в озеро, но живы и после тысячи лет вполне осознаваемых мучений. Место осознаваемого наказания. Тот факт, что нечестивые подвергнутся «наказанию, вечной погибели» ( 2Фес. 1:9 ), явно предполагает, что они будут в полном сознании. Нельзя подвергнуться наказанию, не существуя. Не будут наказанием никакие истязания мёртвого, бесчувственного тела. Человек без сознания боли не ощущает. Уничтожение оказалось бы не наказанием, а освобождением от всякого наказания. О праведном Иове можно сказать, что он испытал в этой жизни нечто худшее, чем полное уничтожение, аннигиляцию. Наказание злых людей в их жизни после смерти должно быть осознаваемым. Иначе Бог оказался бы несправедливым, поскольку некоторым нечестивым людям воздавал бы меньшее наказание, чем некоторым праведникам. Ведь не все нечестивые люди страдают в этой жизни столько, сколько иные праведники.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мф 28:1–20 . Великая Суббота, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 116 В то время одиннадцать учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились; другие же усомнились. И подойдя, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. Аминь. Мф 28:16–20 . Евангелие воскресное 1. При совершении таинства Крещения. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА Зачало 1 2А 2Б 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67А 67Б 68 69А 69Б 70 71 Евангелие от Марка, зачало 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой; голос вопиющего в пустыне: “приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его”. Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. И был Иоанн одет в шерсть верблюжью и пояс кожаный на бедрах его, и ел саранчу и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Мк 1:1–8 . Неделя перед Богоявлением. Навечерие Богоявления, на 3 часе. Евангелие от Марка, зачало 2А В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас, выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему. И после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие и говоря: исполнились сроки, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Толстовцы, молокане и пашковцы говорят: водное крещение не нужно, потому что под водой в Писании разумеется учение. Христос сказал самарянке не о воде, но об учении Своем: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век» ( Ин.4:14 ). Православный ответ: Господь говорил с самарянкой не о таинстве Крещения, но о благодати Христианства. А что под водой живой Господь разумел не учение, но благодать, это ясно из слов Его: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Но, кроме получения Духа, необходимо было и рождение от воды; как сказал Господь: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ; Мф.28:19 ). Так и проповедовали Апостолы: Деян.2:38; 16:15, 33 . Толстовцы, молокане, а иногда и пашковцы говорят: под крещением должно разуметь научение: крестить, это значит – научить. Православный ответ: В Писании крещение означает одно действие, а научение – другое. Это различие всюду устанавливается в Писании: Мф.28:19–20 : «идите, научите все народы, крестя их». Если крещение означает научение, то как сказано: Ин.4:2 : «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». Неужели Христос не учил? Толстовцы, молокане, и пашковцы говорят: крещение – означает в Писании страдание, как и сказал Спаситель Апостолам: Мк.10:38 : «можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь». Кто страдает за веру, тот и крестится. Православный ответ: Страдание – одно, а крещение – другое. Когда Спаситель сказал Апостолам: «идите, научите все народы, крестя их», – неужели Господь повелел мучить людей? Нет. Крещение означает благодатное погружение в воде для прощения грехов и присоединения к Церкви. Пашковцы говорят: Крещение не важно, можно и без него, как сказано: «всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). Православный ответ: Всякий верующий получит прощение грехов, но не иначе, как чрез крещение. И тем язычникам, которым говорил апостол, повелено «креститься» ( Деян.10:48 ). И еще: да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

„Оберегать руку свою, чтобы не сделать зла“,-есть исполнение закона в широком Христовом значении: „люби ближнего как самого себя“ (Лк. 10и след. притчу до ст. 37) и, как изъяснял то Господь в нагорной проповеди Мф. 5:17–22,43–48 , „любите врагов ваших“. Что все произносимое пророчество относится к новой, имеющей быть созданною в будущем церкви, в которой всем людям есть место, то выступает, как мы уже говорили, в следующих стихах. 3 . Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: „Господь совсем отделил меня от Своего народа“, и да не говорит евнух: „вот я сухое дерево“. 4 . Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – 5 . тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. Комментарий Спб. Дух. Акад. (стр. 851–852) указывает, что ни прозелиты, ни евнухи не получали никогда равных с природными Израильтянами религиозных и гражданских прав, на что мы и указывали в нескольких словах вступления в эту главу, на основании Втор. 23 . В главе 56-й Исаии уже пророчествуется о том, что все эти преграды рушатся. В особенности в ст. 3 замечательны слова, влагаемые в уста евнуха: „я сухое дерево“. Может ли однако быть „сухое дерево“ в саду, насажденном Господом в обществе, в котором основания не плоть, а дух? Светочи, возженные Господом, зажигают огнем веры и любви другия души человеческие, и евнухи точно так же, как и другие, могут быть угодными Господу 1703 , как и указано в след. ст. 4–5, и они могут иметь духовных детей, привлекая к Господу и утверждая в вере братьев своих, что и известно нам из жития некоторых святых. Господь и глаголет о них, что Он даст им место „в стенах дома Его, лучшее нежели сыновьям и дочерям“. Стены дома Господня, очевидно, обозначают Церковь Христову; „имя вечное“, которое будет даровано им как и всем спасенным, есть царство Божие, ибо имена их „написаны на небесех“, „в книге жизни“ 1704 . Сыновья и дочери, с которыми сравниваются евнухи, суть сыны Израиля, мнившие иметь право на царствие Божие по праву рождения 1705 . Следующие стихи определяют права иноплеменников, т. е. всех народов, быть полноправными членами Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

§3 Будучи сотворен по образу и подобию Божию, каждый человек уникален и бесконечно драгоценен, и каждый является особым объектом Божией любви. Как учил Христос, «у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк. 12:7). Безграничная любовь Божия к каждому отдельному человеку и ко всему творению превосходит человеческое понимание. Она сообщается нам с абсолютной щедростью – Богом, помнящим не о наших грехах, а о Своей собственной воле, чтобы никто не погиб (2 Пет. 3:9), но чтобы все были спасены и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Следовательно, это любовь, которая стремится привести каждого из нас во все большее соответствие с Божией благостью, и которая поэтому неустанно побуждает нас взращивать в себе – в мысли, слове и деле – любовь к ближнему и к каждому творению Божию, столь же безграничную, как и любовь Божья (Мф. 5:43–48). Она призывает нас ко все более тесному общению друг с другом, со всеми теми, к чьей жизни мы прикасаемся, с полнотой творения, и, таким образом, с Ним, Творцом всего. Более того, конечное предназначение, к которому мы призваны, есть не что иное, как теозис: наше обóжение и преображение Святым Духом в членов Тела Христова, соединенных в Сыне с Отцом, через которое мы становимся истинными причастниками божественного естества. Согласно св. Афанасию, «Оно [Слово Божие] вочеловечилось, чтобы мы обожились»  5 . Но тогда это предназначение должно быть коллективным, поскольку только через участие в общине Тела Христова каждый из нас, как уникальный объект божественной любви, может войти в полное единение с Богом. Поэтому наша духовная жизнь необходимо является также и общественной жизнью, а благочестие – этосом. §4 Мы живем в мире, в котором царит падший порядок, разрушенный, омраченный, порабощенный смертью и грехом, терзаемый насилием и несправедливостью. Это не то состояние, которого Бог желает для Своего творения; это следствие древнего отчуждения мира от его Создателя. Как таковая, эта реальность никоим образом не может диктовать или устанавливать пределы нашей нравственной ответственности перед ближними.

http://predanie.ru/book/220026-za-zhizn-...

Василий 18 мая 2020, 02:41 Сергей17 мая 2020 " многодетность никакая не панацея " . Конечно не панацея. Многодетность, если речь идёт о православной семье, это свидетельство того, что супруги принимают каждого ребёнка которого им посылает Бог. Для страны где люди ежегодно убивают по 1 000 000 своих детей, это не мало. Natalie 18 мая 2020, 01:38 И.В.: Приведите, пожалуйста, цитаты из моих комментарий, где я говорила негативно о многодетных, а также о презрении к уборщикам. Я написала факты. Не додумывайте того, чего нет. Я уважаю многодетные и малодетные семьи и рада, когда у всех всё хорошо.Чего и вам желаю. Но главная Божия Заповедь не о детях, а о Любви. А это намного труднее исполнять. Будете спорить? Уборщиц я тоже уважаю, но эта не та профессия, чтобы приводить в пример, когда речь идёт о талантах и способностях. Будьте честными.Вы бы хотели, чтобы ваши внуки работали всю жизнь, убирая за кем то? Сомневаюсь. Не надо лицемерить. В основном, такого типа работы временные. Совершенствование во всём-цель! Алла 18 мая 2020, 00:48 И.В., ну вообще-то для работы бухгалтером нужны умение и опыт, в отличие от работы уборщицей. Бухгалтер может сделать успешную карьеру, как и фитнес-тренер, а вот " успешная уборщица " - это какой-то сюр. Алекс 18 мая 2020, 00:05 Сергей17 мая 2020, 00:40 " Почему заповедь " плодиться и размножаться " должна была во главе угла для христианина? Это Ветхий Завет " Может быть потому, что прежде чем претендовать на достижение Евангельских высот, хорошо бы для начала хотя бы ветхозаветный нравственный минимум выполнять? Христос вовсе не отменял Ветхий Завет: " Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. " (Мф. 5:18). Солнышкина 17 мая 2020, 21:43 Сергей, " Почему заповедь " плодиться и размножаться " должна была во главе угла для христианина? Это Ветхий Завет, задолго даже до Моисеева Закона, до Десяти Заповедей. Христос же вообще об этом ни разу не упомянул. " Отметая заповеди Ветхого Завета Вы здесь проповедуете ЕРЕСЬ! Причем ересь древнюю и уже осужденную Церковью. Гностическую маркионову ересь, отрицавшую спасительность Ветхого Завета. Вот что сказал о Ветхом Завете Сам Христос: " Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона " (от Матф. гл.5)

http://pravoslavie.ru/130841.html

Если подавлением своих страстей и пороков не можешь достигнуть совершенства добродетелей, то приложи благочестивую заботу о пользе и спасении других; если же ты признаешь себя неспособным к этому служению, то можешь покрыть грехи свои делами любви; если какая–нибудь беспечность сделала тебя слабым для этого, то молитвою и заступничеством святых со смирением проси исцеления своих ран. Кто не может покорно говорить: я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31, 5), дабы через это исповедание заслужить прощение грехов, о котором далее сказано: и Ты снял с меня вину греха моего; если ты стыдишься открыть свой грех перед людьми , то не переставай открывать его перед Тем, Кому он известен, говори непрестанно: беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал (Пс 50, 5, 6); Он и без обнародования врачует, и без укоров прощает грехи. Благодать Божия, кроме этого несомненного средства получить прощение грехов, дала нам еще легчайшее — прощать другим согрешения их: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф 6, 12). Итак, кто 654//хочет получить прощение грехов, тот пусть постарается воспользоваться этим средством, не должен избегать этого источника спасения, потому что хотя бы мы сделали все нужное для очищения грехов, но если не покроет их Милосердый, Который Сам изглаживает преступления наши ради Себя (Ис 43, 25), то они не изгладятся. Получивший прощение грехов должен удовлетворять за них ежедневными постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо, по словам Св. Писания, без пролития крови не бывает прощения (Евр 9, 22). Это и справедливо, потому что плоть и кровь Царствия Божия не наследуют (1 Кор 15, 50). Поэтому, кто не допускает мечу духовному, который есть слово Божие (Еф 6, 17), проливать кровь, того поразит клятва, произнесенная пророком Иеремией: проклят, кто удерживает меч Его от крови (Иер 48, 10); ибо этот меч источает из нас вредную кровь, служащую пищею порокам, и отсекает в нас все земное и плотское, через что нам, умершим для пороков, дает средство жить для Бога и украшаться добродетелями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010