Приведу цитату из Тертуллиана : «Я знаю силу их (еретиков); они так чудно подражают Апостолам: те творили мертвых живыми, а они живых творят мертвыми». Эразм Роттердамский писал о протестантах: «Ни одного из них еще не было, который бы исцелил хотя бы хромую лошадь». Соборность (Кафоличность, Вселенскость) Церкви Определение соборности Если рассмотреть ветхозаветную, иудейскую Церковь , то она была ограничена и пространством , и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). То есть заповедь Господня была та, чтобы проповедовать Евангелие всем, во всех местах. Апостолы согласно наставлению: «изшедше проповедаша всюду» ( Мк.16:20 ). По словам ап. Павла: «благовествование (существует) во всем мире, и есть плодоносно и растимо» ( Кол.1:5–6 ). Церковь Христова не ограничена временем; она будет стоять вечно: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). «и Я умолю Отца, и даст вам Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.13:16 ). Обращаю ваше внимание на те притчи, которые мы уже разбирали. Притча о плевелах: там «жатва» – кончина века ( Мф.13:38–39 ). Притча о неводе: извлекать его будут при кончине века ( Мф.13:49 ). О существовании Евхаристии до скончания века, до Второго пришествия: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколь Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Церковь Христова не ограничивается никаким народом, в ней: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного: но все во всем Христос» ( Кол.3:11 ). «все верующие благословляются с верным Авраамом» ( Гал.3:9 ). Спаситель заповедал нам: «научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). В другом месте Господь наш Иисус Христос это объясняет так: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В иных притчах показана активно ищущая Бога человеческая душа. Это притчи «о сокровище» и «о жемчужине». Притча о сокровище, скрытом на поле. Мф.13:44 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то». Человек продает все. Но платит не за вожделенное сокровище. Он платит за поле, которое само по себе ему не нужно, и которое имеет к сокровищу случайное отношение. Так, в поисках Царства Небесного, мы приходим в среду реального церковного народа, соприкасаемся с реальной церковной организацией. Это поле может казаться запущенным и одичавшим. Могут возникать вопросы о каких-то конкретных деталях церковного быта, о той или иной стороне богослужения: почему именно так? Разве нельзя как-нибудь по-проще? Да, Царство Небесное – ни в одном, ни в другом, ни в третьем. Но все же оно только на этом поле, только внутри нашей церковной ограды. Притча о купце. Мф.13:45–46 «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел, и продал все, что имел, и купил ее». Этот человек изучил много религиозных и философских систем. И вдруг нашел христианство . Он увидел, что здесь все логично, красиво и стройно, все опирается на исторические факты. И он все оставляет, и приобретает эту жемчужину, подобно как наш просветитель, святой равноапостольный Владимир, испытав все веры, выбрал истинную. Но вот – Притча о неводе. Мф.13:47–50 «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Не только человек ищет, выбирает, платит, но и Бог неводом Своего Промысла ищет человека. И оказывается, даже из тех, кто, по-видимому, попадает в этот невод, далеко не каждый «благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Только там, на последнем суде, откроется, кто что на самом деле искал, сколько платил, и как ценил то, что приобрел. Откроется, насколько каждый был тем, кем казался. Притча о двух сыновьях. Мф.21:28–30

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Когда Он говорил притчами, за Ним следовали толпы слушателей ( Мф. 13:34 ). Ещё в отрочестве Он произвёл сильное впечатление даже на равви в храме. Поистине, «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» ( Лк. 2:47 ). Позднее Он умел приводить в замешательство тех, кто пытался расставить ему казуистические ловушки, так что «никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф. 22:46 ). Превосходство Христа. Иисус Христос уникален во всех отношениях. От Его совершенно божественной и полностью человеческой сущности; от Его чудесного зачатия до Его сверхъестественного Вознесения; от Его безупречных личных качеств до Его непревзойдённого учения – Иисус возвышается над всеми другими религиозными и нравственными наставниками. Христос превосходит Моисея. Сам будучи иудеем, Иисус не имел возражений против Моисея, пророка, который дал Израилю Божий закон и привёл израильтян из египетского рабства к свободе в качестве независимого, самостоятельного народа. Моисей и Иисус были пророками одного Бога, а Иисус сказал, что пришёл не нарушить закон (данный в книгах Моисея), но исполнить ( Мф. 5:17 ). Иисус подразумевает, что слова Моисея суть слова Божии (ср. Мф. 19:4–5 с Быт. 2:24 ). И всё же мы видим, что во многих отношениях Иисус превосходит Моисея. Иисус превосходит Моисея как пророка. Во Вт. 18:15–19 Моисей предсказывает, что Бог воздвигнет среди иудеев Пророка, несущего особую проповедь. Каждого, кто не поверит словам этого пророка, будет судить Бог. Это место традиционно понимают как указание на Мессию. Стих Быт. 3:15 многие тоже толкуют так, что семя жены, которое будет поражать змея в голову, есть Иисус. Откровение Христа превосходит откровение Моисея. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин. 1:17 ). Хотя Моисей установил моральные и социальные принципы, которыми народ мог руководствоваться, его закон никого не в силах был спасти от наказания за грех, представляющего собой смерть. Как сказал Павел, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» ( Рим. 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мф.12:45 .  И будут последняя человеку тому горша первых. И бывает для человека того последнее хуже первого. Прежде его мучил один демон, а после – много. Мф.12:45 .  Тако будет и роду сему лукавому. Так будет и с этим злым родом. Как бесноватые, говорит, когда освободятся от беса, если оказываются нерадивыми, переносят еще большее мучение, так будет и с этим неверным и непослушным родом. И действительно, это случилось с ним. Прежде иудеи были одержимы демонами, так как почитали идолов и приносили им в жертву своих сыновей и дочерей. Чрез пророков они освободились от этих демонов. Но так как нерадели о доме спасения, и убили своего Спасителя, то опять легко были пленены демонами. Беснуясь, они восстали друг на друга и наполнили Иерусалим убийствами единоплеменников, как пишет Иосиф. И последующие их бедствия были тяжелее прежних, потому что при Веспасиане и Тите они терпели больше и ужаснее, чем при египтянах, вавилонянах и Антиохе. Посему и Христос говорил: «будет бо тогда скорбь велия, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имать быти» ( Мф.24:21 ). Итак, высказанная притча и нас научает тому, что всякий, освободившийся от зла и не становящийся лучшим, подвергнется большому наказанию; всякий, освободившийся от власти греха и опять сделавшийся для него легко доступным, заслужит этим еще более жестокое осуждение. По этой причине и расслабленному Христос сказал: «се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин.5:14 ). Мф.12:46–47 .  Еще же Ему глаголющу к народом, се, Мати (Его) и братия Его стояху вне, ищуще глаголати Ему. Рече же некий Ему: се, Мати Твоя и братия Твоя вне стоят, хотяще глаголати Тебе. Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Стояли вне дома, в котором учил, потому что не могли подойти к Нему из-за множества народа, как сказал Лука ( Лк.8:19 ). Они послали звать Его, как говорит Марк ( Мк.3:31 ), или же звали, стоя вне дома. Братьями Его называет сыновей Иосифа, потому что отцу их была обручена Мать Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.5:46 .  Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Ср. Лк.6:32 , «мытари» заменены у Луки словом «грешники». Слово «мытари» нашего русского и славянского текстов менее вероятно, чем «язычники», имеющееся в Синайском, BD, около 18 курсивных, большей части латинских переводов, Вульгате, и принятое Тишендорфом, Весткотом, Хортом и издателями английской пересмотренной Библии. В том и другом случае смысл почти одинаков, потому что мытари считались не лучше язычников. Ученики Христа должны быть выше книжников и фарисеев. Но если они будут любить только тех, которые их любят, то не станут выше даже язычников (или мытарей), которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека. Мф.5:47 .  И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Слово «братьев» употреблено здесь, очевидно, в общем значении – близких людей, соотечественников и т. п. Это – более правильное чтение, чем «друзей» ( φλους), встречающееся более чем в 150 курсивных рукописях. Братья противополагаются «язычникам» (в других кодексах – «мытари»). Разница по смыслу в чтениях οτω (так) и τ ατ (то же самое – Синайский, Ватиканский, Тишендорф, Весткот, Хорт и др.) слишком незначительна, чтобы на ней останавливаться. Указывается, конечно, на ближе всего знакомые слушателям Христа восточные обычаи. Немецкий толкователь Евангелия Матфея, Мерке, приводит несколько пояснительных примеров приветствий из современной восточной жизни. Мф.5:48 .  Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. У Луки ( Лк.6:33–36 ) имеются дополнения, каких нет у Матфея, и вообще речь излагается несколько иначе. Заключительный стих у Луки ( Лк.6:36 ): «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», сходный по конструкции с данным стихом Матфея, несходен по слововыражениям. Слово τλιος (совершенный) встречается из евангелистов только у Матфея два раза (еще Мф.19:21 ), но несколько раз у апостолов Павла, Иакова и один раз в 1Ин.4:18 . Происходит от τλος – в смысле достигнутой цели, употребляется о жертвенных животных, не имеющих телесных недостатков, о взрослых людях в их отличии от младенцев, и в нравственном смысле означает совершенство, полноту, безупречность, непорочность. Слова Спасителя имеют ясную связь с 45-м стихом, где перечисляются не все свойства Божии, а только благость. В этом только смысле и могли понять речь Христа Его слушатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Марк написал (15, 34): «Елои, Елои. Или» значит Боже мой, а «Елои» — Бог мой. Измученный страданиями от гвоздей. Иисус Христос, как человек, говорит: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?»    т.е. зачем ты ниспослал Меня, чтобы так страдать. Сказал это, уверяя, что как истинно Он вочеловечился, так и был распят истинно, а не призрачно, как говорили многие из еретиков. Он и не возопил бы так, если бы не чувствовал боли. Можно и иначе сказать: умирая уже за людей, Иисус Христос воскликнул это в лице рода человеческого; в Себе Самом, говорит Григорий Богослов, Он изображает то, что свойственно нам, потому что прежде мы были оставлены и отвергнуты, а потом, т.е. теперь, мы опять приняты и спасены страданиями Иисуса Христа. Мф.27:47. Нецыи же от ту стоящих слышавше глаголаху, яко Илию глашает сей.Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.    Это были римские воины, не понимавшие еврейских слов. Мф.27:48. И абие тек един от них, и прием губу, исполнив же оцта, и вонзе на трость, напаяше Его.И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;    Сделал это, как делали и прежде в насмешку, как бы облегчая Его, или — чтобы горечь уксуса служила увеличением Его страдания. Мф.27:48. Прочии же глаголаху: остави, да видим, аще приидет Илиа спасти Его    4 Марк (15, 36) говорит, что сам подававший сказал: «оставите, да видим, аще приидет Илиа спасти Его». Вероятно, говорили это и они, и он. Мф.27:50. Иисус же, паки возопив гласом велиим, испусти дух.Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.    Какой это был голос, это показал Лука (23, 46): «Отче, в руце Твои предаю дух Мой». Возопил громким голосом, чтобы все слышали и все знали, что до самой смерти Он называл Бога Отцом, все возлагал на Него и не был Ему противен, и чтобы видели, что Он умер по Своей власти, когда пожелал. Сказав: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой», Он, наконец, позволил смерти приблизиться к Себе. О том, что случилось после этого голоса Иисуса Христа, повествует Иоанн, потому что другие евангелисты опустили: «стояху же при кресте Иисусове Мати Его» и т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Духовные страдания – реальность невесомая и большинству незримая. Любовь Божия порождает внутри нас целую гамму различных мучений духа, о которых следует говорить как о вышеестественных, метафизических. Внешне такие страдальцы могут находиться в условиях не худших, чем таковые у других людей, но душа их не удовлетворяется никаким богатством, никакой роскошью, никакими привилегиями и властью, ни даже славою в мире сем. В своем влечении к Богу безначальному из тесноты настоящей данности страдает душа, ощутившая дыхание Духа Святого. Скорбь ее (души) острее, чем у матерей, плачущих над умершими детьми. Первое слово Господа, по выходе Его из пустыни, было: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Он Сам и есть сие Царство. И вот, мы, люди, видим Его: Он встал пред нами так близко, что можно было не только видеть, но и «руками осязать» ( 1Ин.1:1 ). И когда «осязаемый» образ предвечного Бога в величии Своей любви уязвит нашу душу, то последняя никогда не может забыть о сем чуде. «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедше одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). В этих притчах Господь говорит о том, что я сейчас имею в виду. Узрев духом Красоту Бога, человек уже все, что и имеет в пределах Земли, оставляет, чтобы стяжать то «сокровище», ту «жемчужину». Когда Дух Святой являет духу нашему во Свете несозданном Божию действительность, тогда душа нуждается найти мужество поверить данному видению: оно безмерно превосходит все, что мы знаем в обыденной жизни. Переживший сие состояние может как-то понять колебания Святой Девы Марии при благовестии Архангела Гавриила. И только тогда Ей были открыты и те страдания, с которыми связано Ее служение миру, – «Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула... «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего! И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне?.. Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Получив такое подтверждение истинности данного Ей откровения, Мария сказала: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» ( Лк.1:38–47 ). «...увидев Его, Апостолы поклонились Ему; а иные усомнились», ибо происходившее превосходило меру человека» ( Мф.28:17 ), также: ( Лк.2:35 ; Мф.20:22 ; Деян.9:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Лк.24:46 . и речé им, яко тáко писано éсть, и тáко подобáше пострадáти Христý и воскрéснути от мéртвых в трéтий дéнь, Лк.24:47 . и проповедатися во имя егó покаянию и отпущéнию грехóв во всех языцех, начéнше от Иерусалима: Лк.24:48 . вы же естé свидетелие сим: (И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.) Тако писано есть (так написано). Господь повторяет, что все, что совершилось и что еще имеет совершиться с Ним, все это написано в Свящ. книгах ветхого завета, а потому есть непреложная истина Подобаше (надлежало) пострадати Христу и пр. Иисус Христос не раз говорил Апостолам, что Он будет убит и в третий день воскреснет (18:33 и в др. мест.), потому что, как Спаситель мира, Своими страданиями имел искупить род человеческий от грехов и вечной погибели за грехи ( Ис.53:5 ; Ин.3:14, 17 ), и затем, как Бог и в доказательство того, что Его страдания и смерть спасительны, воскреснуть ( Ин.2:1 ; Мф.12:40 ). Проповедатися (быть проповедану), – чрез избранных учеников Христовых, названных по делу послания на проповедь Апостолами, с греческого, посланниками. Господь предварительно посылал Апостолов проповедывать о Своем явлении в мир, и затем, по воскресении, торжественно дал им повеление идти в мир и учить все народы ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Во имя Его, Христа, – т. е. на основании совершенного Им дела искупления. Покаянию. Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы своими грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените жизнь, исправьтесь, учил Иоанн Предтеча Христов, приготовляя своих слушателей к принятию Спасителя ( Мф.3:2 ). Покайтесь, этим словом начал Свою проповедь и Сам Христос Спаситель (4:17). Покаяние, это – необходимое условие для вступления в новоустроенное царство Христово на земле. Отпущению (прощению) грехов – по силе крестных страданий Господа, за искреннее раскаяние. Во всех языцех (народах): потому что Господь есть Спаситель всего мира, всех людей ( Мф.28:19, 20 ; Мк.16:15 и дал.). Наченше (начиная) от Иерусалима. Так как в Иерусалиме Господь совершил дело искупления рода человеческого, то отсюда должна начаться и проповедь о спасении. ( Ин.4:22 ). Вы же свидетели (есте свидетелие) сему, т. е. Апостолы были свидетелями всего дела искупления мира Господом, свидетелями всей Его жизни, учения, страданий, смерти и воскресения. Господь для того и сделал их свидетелями всей Своей жизни, чтобы все, слышащие от них повествование о сем, могли и должны скорее верить их проповеди об Искупителе и искуплении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Когда ап. Петр исповедал Христа Спасителя Сыном Божиим, то Спаситель сказал ему: «дам тебе ключи царства небесного и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Указывая на это место в связи с Мф. 18:18 , Гёфлинг представляет дело так, что здесь ( Мф. 18:18 ) права на церковное служение предоставляются вообще всему христианскому обществу, а там в частности одному из ее членов, следовательно эти права принадлежат всем и каждому. Такое понимание настолько произвольно, что его не высказал прямо и сам Гёфлинг. 46 Слова Спасителя в Мф. 16:19 были обращены не просто к одному из верующих, а к апостолу и притом «первоверховному». К тому же надо иметь в виду, особенно римско-католикам, что здесь в этих словах нет самого вручения пастырской функции, а только обещание этого. Сказано: «дам тебе (δσω σοι) ключи царства небесного», а не: «даю» (δδομι) или «вручаю». Это случилось только после воскресения Христова, а тогда право ключей дано не Петру только, но и всем апостолам; однако только им одним, а не всем верующим (см. Ин. 20:19–23 ). Посмотрим теперь, о чем говорится в Мф. 18:15–18 . 1 " Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет разрешено на небе». 47 Вязать и решить очевидно значит: прощать и не прощать. А так как сначала говорилось о грехах против ближнего, то и здесь в 18 ст. объектом прощения или непрощения являются как будто обиды. Но во-первых мы не имеем права не прощать. Извиняется или не извиняется обидчик, все равно мы должны прощать его. Во-вторых наше прощение или непрощение обид не может обязательно сопровождаться соответствующим небесным актом. Если я не прощу обидчика, то навлеку гнев Божий только на себя, а к вине обидчика ничего не прибавлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010