Ин.20:28 .  Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Ин.20:29 .  Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Слова Воскресшего одержали победу над упорным сердцем Фомы. Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа. А то, что Фома действительно не воспользовался позволением Христа, видно не только из того, что Иоанн не говорит об освидетельствовании им этих ран, но также из того, что он называет исповедание Фомы прямым непосредственным ответом, какой дан был Фомой на предложение Господа ( «сказал... в ответ»). «Господь мой и Бог мой!» Фома, приведя себе на память все, что прежде Христос говорил о Своем отношении к Отцу ( Ин.8:58, 10:29–38 и др.), а также различные проявления чудодейственной силы Христа, выражает теперь открытое исповедание своей веры во Христа не только как в своего Господа – так ученики называли Христа и прежде ( Мф.21:3 ), – но и как в Бога. Он неограничивается даже наименованием «Сын Божий», потому что наименование можно было понять и в переносном смысле, а прямо называет Христа Богом, конечно, принявшим человеческую плоть. «Ты поверил...». Христос утверждает исповедание Фомы, как бы говоря, что Фома, поверив в Божественность Христа, поступил вполне правильно. Господь, однако, этим указанием на путь, каким Фома пришел к вере в Него, путь личного удостоверения, вовсе не унижает Фому перед прочими учениками: ведь и они раньше тоже не поверили свидетельству женщин ( Мк.16:13 ) и убедились только тогда, когда Господь явился Петру ( Лк.24:34 ). Впрочем, в ублажении Господом тех, которые уверуют в Него, не видя Его, (Иисус Христос, конечно, имел здесь в виду христиан будущих времен) лежит мягкий упрек Фоме за то, что он пожелал иметь более осязательные доказательства воскресения Христа, чем которые соблаговолил дать людям Бог. Ин.20:30 .  Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Ин.20:31 .  Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин 20:28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Ин 20:29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Слова Воскресшего одержали победу над упорным сердцем Фомы. Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа. А то, что Фома действительно не воспользовался позволением Христа, видно не только из того, что Иоанн не говорит об освидетельствовании им этих ран, но также из того, что он называет исповедание Фомы прямым непосредственным ответом, какой дан был Фомой на предложение Господа ( «сказал… в ответ»). «Господь мой и Бог мой!»  Фома, приведя себе на память все, что прежде Христос говорил о Своем отношении к Отцу ( Ин 8:58, 10:29–38  и др.), а также различные проявления чудодейственной силы Христа, выражает теперь открытое исповедание своей веры во Христа не только как в своего Господа — так ученики называли Христа и прежде ( Мф 21:3 ), — но и как в Бога. Он не ограничивается даже наименованием «Сын Божий», потому что наименование можно было понять и в переносном смысле, а прямо называет Христа Богом, конечно, принявшим человеческую плоть. «Ты поверил…». Христос утверждает исповедание Фомы, как бы говоря, что Фома, поверив в Божественность Христа, поступил вполне правильно. Господь, однако, этим указанием на путь, каким Фома пришел к вере в Него, путь личного удостоверения, вовсе не унижает Фому перед прочими учениками: ведь и они раньше тоже не поверили свидетельству женщин (Мк 16:13) и убедились только тогда, когда Господь явился Петру (Лк 24:34). Впрочем, в ублажении Господом тех, которые уверуют в Него, не видя Его, (Иисус Христос, конечно, имел здесь в виду христиан будущих времен) лежит мягкий упрек Фоме за то, что он пожелал иметь более осязательные доказательства воскресения Христа, чем которые соблаговолил дать людям Бог. Ин 20:30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Ин 20:31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Это еще – слова Еммаусских путешественников явившемуся им Господу. Жены некия от нас (некоторые женщины из наших), т. е. ученицы Христовы из общества Его последователей. Ужасиша ны (изумили нас), т. е. привели в такое состояние духа, что мы не знаем, что и думать обо всем, что случилось с Господом. Они были рано у гроба Его, чтобы помазать тело Его миром, но тела Его не нашли, т. е. не нашли того, чего искали, – тело погребенного Своего Учителя, а видели то, чего не искали, и слышали то, чего не ожидали, – видели явление Ангелов, которые говорят, что Христос жив – воскрес из мертвых. Идоша (пошли) нецыи от нас (некоторые из наших), т. е. из учеников. Выше еванг. Лука говорит, что приходил ко гробу один ап. Петр (ст. 12). Евангел. же Иоанн говорит, что приходил не один Петр, но с ним был ученик, которого любил Иисус ( Ин.20:2, 3 ), т. е. он Иоанн. Эти слова: некоторые из наших показывают, что и по сказанию св. Луки значит, не один Петр был у гроба Христова. Сии Апостолы ходили ко гробу и нашли (обретоша) именно так (тако), как и женщины говорили (якоже и жены реша), т. е. что тела во гробе не оказалось. Но Самого Его не видели, как равно не видели и Ангелов, благовествовавших женам о воскресении Христовом. «Что все это значит? Это-то все и ставит нас в недоумение и печалит», как бы так закончили свою речь Еммаусские путники, – Известно, что после явления Ангелов мироносицам и Сам Господь явился сначала одной Марии Магдалине ( Ин.20:14–18 и Мк.16:9 ), а затем ей вместе с другой Мариею ( Мф.28:9, 10 ). Почему же Еммаусские путники не говорят Господу об этих обстоятельствах? Или потому, толкует еписк. Михаил, что ушли из Иерусалима еще до возвращения мироносиц после того, как явился им воскресший Господь, или потому, что ученики не поверили им, как замечено евангел. Марком ( Мк.16:11 ). Лк.24:25 . И тóй речé к нима: о несмысленная и кóсная сéрдцем, éже веровати о всех, яже глагóлаша прорóцы: (Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Желая отвлечь Апостолов от мысли о царстве земном, Господь сказал им: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так! а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою! и кто хочет между вами быть первым да будет вам рабом! ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:25–28 ; Мк.10:42–45 ). Говоря так, Господь имел в виду, конечно, Царство Небесное, а не кратковременную земную жизнь человека. Он и прежде говорил, что удостоится блаженства вечной жизни в Царстве Небесном и будет возвеличен там только тот, кто здесь, на земле, смиренно считает себя самым последним, кто с кротостью и терпением несет свой жизненный крест, кто за зло воздает добром, кто любит даже врагов и благо творит им. Поняли ли Апостолы сказанное им теперь, неизвестно. Надо полагать, что не поняли, потому что вскоре, в начале Тайной вечери, опять заспорили, кто из них больше, кто должен быть освобожден от исполнения рабской обязанности омыть прибывшим на вечерю запыленные ноги ( Лк.22:24 ). Направляясь в Иерусалим, Господь по пути зашел в Вифанию. Многие из жителей Иерусалима, слышавшие о воскрешении Лазаря, узнав, что Иисус находится в Вифании, пришли туда. По-видимому, в Вифании собралось много желавших видеть не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря; движение народное принимало настолько значительные размеры, что первосвященники решили убить и Лазаря, дабы он не мог быть наглядным доказательством совершенного над ним чуда ( Ин.12:10–11 ). На другой день, в сопровождении громадной толпы народа, Иисус пошел в Иерусалим. Приблизившись к селению Вифании, Господь послал в него двух Апостолов привести ослицу и молодого осла. Апостолы исполнили поручение, покрыли молодого осла своими одеждами и посадили на него своего Учителя. Приостановленное шествие тронулось; а когда приблизились к спуску с горы Елеонской, когда показался Иерусалим во всей красе своей, сопровождавшая Иисуса толпа пришла в особенный восторг. Все чувствовали, что наступает давно желанное время, когда ожидаемый Избавитель, Мессия вступит в свой царственный город, как Царь Израилев; и все восторженно кричали Иисусу: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» А как только из Иерусалима увидели это торжественное шествие, то все вышли навстречу с пальмовыми ветвями и приветствовали Иисуса победными криками: «Осанна 6 ! Осанна Сыну Давидову!» Когда же торжественное шествие вступило в Иерусалим, весь город пришел в движение ( Мф.21:1–10 ; Мк.11:1–11 ; Лк.19:29–44 ; Ин.12:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   Носителей Богочеловеческой правды, спасающей страданием за нее, поведут пред царей и властителей, будут предавать на мучения, бить и убивать, ненавидеть все, а они от всего этого защитятся блаженным страданием до конца, по слову преблагого Господа Иисуса: «Претерпевший ж до конца спасется» (Мф.10:18, 22, 24-26, 24:9, 13; Мк.13:9-13; Лк.21:12-13, 17). Не боясь убивающих тело, а души не могущих убить, последователи Спасителя станут бесстрашно исповедовать евангельскую правду и своим терпением спасать свои души (см. Лк.21:19, 12:5; Мф.10:28). В собственном подвиге страдания за Божественную правду христоносцы не могут превзойти величайшего Страдальца за эту правду, Самого Господа правды, Иисуса Христа, по Его всеистинному слову: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20). Более того, опьяненные соблазнительной логикой зла и пленительной сладостью греха, поборники неправды будут убивать христоносцев с уверенностью, что они совершают служение Богу, о чем всеведущий Спаситель наперед говорил Своим последователям: «Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16:2). Впрочем, христоносцы и в этом случае будут радостно страдать за незаменимого Господа Иисуса, нося в себе пламенное чувство истинности Его слов: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32; ср.: Лк.12:8).    Дабы человек выработал чувство, сознание, убеждение о необходимости безбоязненного и блаженного страдания за Богочеловека Христа и за Его правду, нужно, чтобы он, прежде всего, пострадал в себе самом, в своем внутреннейшем существе. А это бывает, когда человек ради Владыки Христа евангельским подвигом веры отречется от самолюбивого эгоизма, от идолопоклоннического антропоцентризма и от чувственного рационализма; когда ради Господа Иисуса Христа «потеряет душу свою», распнет себя миру, возьмет свой крест, отречется не только от мира, но и от самого себя, и всем своим существом бесповоротно последует за Сладчайшим Господом Иисусом (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священник : Напрасно ты трудишься, нанизывая цитаты, которые лишь подтверждают заблуждение твое и всех субботников. Ибо Новый Завет заменил собою Ветхий и установил иной день покоя и празднования, а именно первый день недели, или воскресенье. И совершилось это в память о воскресении Господнем, обновившем все творение и изведшем нас из рабства греху и смерти, которое безмерно тяжелее рабства евреев в Египте. С тех пор желающие стяжать спасение во Христе призваны быть потомками патриарха Авраама, но не в смысле происхождения от него по плоти, а в смысле стяжания его веры в исполнение небесных обетований. Таковые соделываются сынами Божиими по духу и освобождаются от бесполезных заповедей закона, которые Христос, посредством заповедей Евангелия, изгладил как долговую расписку против нас (см.: Кол.2:14 ). Вот почему великий апостол, не соглашаясь навязывать соблюдение ветхого закона христианам, предостерегает колоссян: никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего ( Кол.2:16–17 ). А теперь о примерах, которыми ты надеялся обосновать соблюдение субботы. Спаситель наш Иисус Христос, пришедший не нарушить, но исполнить Писания закона и пророков (см.: Мф.5:17 ), соблюдал все Моисеевы заповеди, кроме одной о субботе. И если Он, как всякий иудей, посещал синагогу в субботний день, то делал это для проповеди или исцеления больных, а не затем, чтобы преподать верующим в Него пример почитания субботы. Но у иудеев был еще обычай посещать синагогу в пятницу вечером, которого они держатся доныне. Итак, если бы мы узнали, что Спаситель поступал так же, разве означало бы это, что следует праздновать и пятницу? Известно, что многие чудеса совершены Господом в субботу (см.: Мф.4:23–25; 12:9–14 ; Мк.3:1–6 ; Лк.4:31–37; 6:6–11; 13:10–17; 14:1–6 ; Ин.9:1–18 ), но иудейские законники усматривали в этом разорение заповеди о седьмом дне, за что и угрожали Ему смертью ( Ин.5:16 ). Если же вы ухватились за слова Спасителя: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф.24:20 ), то знайте, что и они не имеют смысла, желательного для вас. Согласно преподобному Ефрему Сирину , великому учителю истины, Господь разумел под зимой охлаждение веры, а под субботой обращение вспять, к ветхому закону, от чего и предостерегал верующих в Него. Да и мог ли возвести субботу в непреложный закон Тот, Кто сказал: суббота для человека, а не человек для субботы, а Себя нарек господином субботы (ср.: Мк.2:27–28 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

27:57—60; Мк. 15:43—46; Ин. 19:38—42), куда в день Воскресения, «зело рано, еще сущей тме», пришли мироносицы «посмотреть гроб», где увидела Мария Магдалина «Садовника» и обратилась к нему с недоуменным вопросом: «взяша Господа моего от мене, и не вем, где положиша Его» (Ин. 20:1—16; Мк. 16:1—8; Мф. 28:1—8), — и воздвигаешь перед предстоящим народом церковным Самого Живого Господа, Святая — святым, призывая их: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят; к святыне допускаются только одни святые», те, кто освящен Самим Господом, потому что «никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Него и через Него; и как если ты поставишь много зеркал под солнцем, то все они сияют и посылают лучи, и тебе будет казаться, что ты видишь много солнц, но на самом деле одно солнце сияет во всех зеркалах; точно так же Един, будучи Святым, изливаясь в верных, является во многих душах, и этим Он многих представляет святыми, но на самом деле Он Один единственно Свят»!    Для того, чтобы совершить все это не в суд или во осуждение, — сколько потребно тебе работы, душа моя! Если для того, чтобы убрать дом наш внешний, келлию нашу земную, нам потребно много труда, чтобы ничего по углам не осталось из сора и ометов, то сколь больше труда нужно для того, чтобы очистить дом души нашей от сора греха и ометов всякого непотребства!    И — так очистить, чтобы этот внутренний дом был приуготовлен к вселению полноты Божества (Ин. 14:23)., чтобы не повторил он той судьбы, которая описана в словах притчи евангельской: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43—45; Лк. 11:24—26).    Это ли — не работа, для которой необходимо преодолеть и зной дневный, и мраз нощный, и всякое иное лишение, лишь бы «паче снега убелить» себя омовением Божественным (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Запасшись всем необходимым для воздания последних почестей возлюбленному Учителю, жены-мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). Хотя субботний покой оканчивался обыкновенно с заходом солнца, но они, вероятно, не решились идти ко гробу к ночи и потому ждали наступления следующего за субботой дня. Это тем, вероятнее, что некоторые из них самую покупку ароматов смогли произвести только «по прошествии субботы» ( Мк.16:1 ), так как возвратились в город в пятницу, очевидно, поздно вечером, до конца оставаясь свидетельницами печального обряда, и «смотрели гроб и как полагалось Тело» Учителя. Евангелисты не говорят, вместе ли все проводили эту субботу жены-мироносицы или они были в разных домах города Иерусалима. Нам кажется, что второе предположение будет более вероятно. Во-первых, трудно допустить, чтобы в Иерусалиме, необычайно переполненном во дни Пасхи, можно было найти такое помещение, которое могло бы быть приютом для нескольких лиц и притом не на один день, – и гораздо легче было приютиться по одному, двум у родственников и знакомых. Во-вторых, при таком предположении понятнее те различные указания времени, какие даются Евангелистами при описании путешествия мироносиц ко гробу Спасителя. «На рассвете первого дня недели» ( Мф.28:1 ), «весьма рано, в первый день недели» ( Мк.16:2 ), «в первый же день недели, очень рано» ( Лк.24:1 ), «рано, когда было еще темно» ( Ин.20:1 ) – так обозначают Евангелисты время путешествия жен-мироносиц. Хотя существенного противоречия между этими выражениями и нет, но некоторое различие, несомненно, имеется. Не объясняется ли это различие тем, что мироносицы выходили из разных мест города и для одних предстоящий путь был длиннее, для других – короче, почему, стремясь к одной цели, одни из них должны были начать свое путешествие так рано, когда было еще темно, другие – весьма рано, иные – на рассвете первого дня, причем, естественно, что, чем ближе они подходили к цели своего путешествия, тем ближе они сходились одна с другой, так что к самому гробу пришли вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

– Число семь в ветхозаветном культе Семь, означая Божественную полноту, многократно встречается в ветхозаветном культе – как в устройстве скинии и храма, так и в жертвоприношениях. Вот только некоторые примеры. Золотой семисвечник во Святой скинии ( Исх. 37:17–24 ). Золотой семисвечник в видении св. пророка Захарии Серповидца ( Зах. 4:2 ). И, наконец, семь светильников Апокалипсиса ( Откр. 1:20 ). Семь ступеней храма в видении св. пророка Иезекииля ( Иез. 40:22 ), а также дверь в семь локтей ( Иез. 41:4 ). Семикратное кропление крови священником перед завесою святилища ( Лев. 4:6 ). Семикратное кропление елея священником при очищении исцелившегося от проказы ( Лев. 14:16 ). Семикратное кропление крови и живой воды священником при очищении дома от язвы, проказы ( Лев. 14:49–53 ). Семь непорочных однолетних агнцев во всесожжение Господу в день Пятидесятницы ( Лев. 23:18 ). Семь жертвенников, семь тельцов и семь овнов в жертве Валаама ( Чис. 23:1 ). По разным случаям евреи зачастую должны были приводить именно семь животных для жертвоприношения ( Чис. 29:2,32 ; 1Пар. 15:26 ; 2Пар. 29:20–21 ). – Семь изречений Спасителя на Кресте На Кресте было совершено Христом спасение мира. При этом Им было сказано семь великих изречений, в которых выражено фактически все домостроительство нашего спасения: – «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). – «Жено! се, сын твой». «Се, Матерь твоя!» ( Ин. 19:26–27 ). – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). – «Жажду» ( Ин. 19:28 ). – «Или, Или! лама савахфани?.. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). – «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). – Число семь в Церкви Семь – явление Троицы твари. Семь – это Бог в мире, это – Церковь . Полнота Духа Святого представляется в Апокалипсисе как семь духов Божиих перед престолом ( Откр. 1:4; 4:5 ). Благодать Божия проявляется в семи дарах Духа Святого. Дух Господень – дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и «страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Деян.2:12 ), привели в такое расположение духа, что и не знаем, что и думать обо всем этом деле. Они рано пошли к гробу и, вскоре возвратившись, сказывали, что не нашли там того, чего искали, т. е. тела погребенного Иисуса, а видели то, чего не искали, явление Ангелов, и слышали то, чего не ожидали – Ангелы сказали им, что Он жив. Примечательна эта безыскусственность, с какой путники повествуют о посещении женами гроба, о виденном и слышанном там ими. – Вследствие такого изумительного известия, принесенного женщинами, некоторые из наших, т. е. из учеников, пошли ко гробу. (Это выражение – «некоторые из наших» показывает, что и по сказанию ев. Луки не один Петр приходил к гробу, хотя он в повествовании об этом и называет одного Петра, ст. Лк.24:12 . Это выражение подтверждает достоверность сказания Иоанна, что Петр ходил с другим учеником, которого любил Иисус – Лк.20 и дал.). Но, оканчивают речь путники, хотя пошедшие ко гробу ученики и нашли так, как говорили женщины, т. е. нашли гроб пустым и тела Господа в нем не было, однако «самого Его они не видели». Это и ставит их в затруднение, и они не знают, что думать обо всем этом. Ученики Ангелов не видали, благовестия их о воскресении Иисусовом не слыхали, тела Его во гробе не нашли, самого Его не видели, а женщины говорили, что видели Ангелов и слышали от них о воскресении Христовом... Что же все это значит? – Путники не говорят, чтобы от женщин они слышали о явлениях Воскресшего сначала Магдалине ( Ин.20:14–18 . Мк.16:9 ), а потом ей же вместе с другой Марией ( Мф.28:9–10 ). Не говорят или потому, что ушли из Иерусалима еще до возвращения Магдалины и другой Марии после того, как им явился Воскресший, или потому, что ученики не поверили им. «Его не видели»: этими словами путники оканчивают рассказ свой и этим как бы дают знать, почему они теперь в недоумении и почему они печальны. Лк.24:25–27 . «Тогда Он сказал им»: не открываясь еще им, Господь принимает вид и тон искусного в Писании равви, и прямо дает им понять, что причина такого их неопределенного духовного состояния в них самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010