Снова миновала и снова вернется Пасха, как проходит и возвращается все в привычном круговороте дней. Но в эти последние предпасхальные недели Церковь призывает нас духовно «отвыкнуть», возвыситься над привычным и содрогнуться от слов Христа: Вот, мы восходим в Иерусалим, услышать их словно впервые, подобно ученикам, следовавшим за Наставником по дороге в Святой Город. И пусть с этими словами войдут к нам в душу два вечно неизбывных и ключевых для нашей веры вопроса. Вопрос первый: почему хочет этого восхождения в Иерусалим Сам Христос, зная, что там ожидают Его предательство и смерть, почему идет Он навстречу роковому Своему часу, говоря: На сей час Я и пришел ( Ин. 12:27 )? Ибо скоро, вот уже через несколько дней, услышим мы за богослужением слова: «Грядый Господь на вольную страсть...» 38 Вопрос второй: почему в этот страшный час предала, бросила Христа толпа, что с таким энтузиазмом следовала за Ним, и не только бросила, но и с такой готовностью перешла на сторону Его врагов, так быстро возненавидела Его? Почему оставили Христа ученики, в том числе самые близкие, Им Самим избранные, на себе испытавшие Его любовь? Ибо скоро услышим и эти страшные слова: Тогда все... оставив Его, бежали ( Мф. 26:56 ). Невозможно называться христианами, не обратив эти вопросы к себе, не сделав их вопросами о нашей вере и нашей жизни. Мы вступаем в святые дни ежегодного воспоминания о том, что произошло тогда в Иерусалиме и происходит сейчас в жизни каждого христианина, в жизни всего мира. И в службах, в богослужебных воспоминаниях этих дней – ответ на оба вопроса. Пусть поможет Бог каждому из нас хоть краешком души расслышать его! От Крестопоклонной к Страстной После воскресенья, которое Церковь называет Крестопоклонным, что-то меняется в атмосфере Великого поста, и начинается наше все еще медленное, но теперь такое явственное приближение к Пасхе. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет в руки человек грешных; и убьют Его, и в третий день воскреснет (ср.: Мф. 20:18 ; Мк. 10:33 ; Лк. 18:31, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Так закончилась великая, страстная, единственная в истории Пятница . Христос, по смерти Своей, сходил в ад к душам ветхозаветных верующих и праведных для того, чтобы возвести их оттуда к Богу Отцу в Царство небесное. Великая Суббота ( Мф.27:62–66 ). Враги Иисуса, первосвященники и фарисеи, – хотя уже были уверены в том, что Он помер на кресте; однако с пятницы на субботу всю ночь не были покойны. Им все думалось, что их злобе не удастся восторжествовать, что о Распятом ими разнесется, пожалуй, добрая молва, будто Он воскрес. Поэтому они в субботу утром являются к Пилату и говорят ему: «Господин! Мы вспомнили, что этот обманщик, когда был в живых, говорил: «По прошествии трех дней воскресну». И так прикажи охранять гроб до третьего дня. А то (пожалуй) ученики Его, пришедши ночью, украдут Его, и после будут говорить народу: «Воскрес из мертвых»; а тогда последний (новый) обман будет хуже (и опаснее) первого, т. е. того, по их мнению, ложного объявления, будто – Он Иисус и есть обетованный Мессия». Пилат ответил им на это: «У вас есть стража; подите, охраняйте, как умеете». Первосвященники пошли, приложили печать к камню, закрывавшему гроб, поставили свою строгую, самую отборную стражу. Но все их усилия тщетны. ( Лк.23:56 ; Мк.16:1 ). Ученики же и последователи Христовы были в унынии. Сердобольные женщины: Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия, мать Иоанна Богослова, по окончании праздника субботы, хотели отдать последний долг умершему телу Господа, именно: хотели помазать Его ароматами; они уже купили для того дорогих мастей, но так как было время позднее – ночь, то они отложили исполнение своего предпрятия до следующего утра. Воскресение Христово Пребывание воскресшего Христа на земле до Его Вознесения. ( Мф.28:2–4 ) Ночью с субботы на следующий день при гробнице Иисусовой раздались подземные удары; стража вдруг почувствовала землетрясение, и была испугана этим. Но она еще более поражена была, когда увидела пред собою сошедшего с неба светоносного Ангела в белом одеянии, и когда этот небесный вестник отвалил огромный камень от дверей гроба. И в ту же минуту Христос Своею Божественною силою воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Торжествовать Пасху обязан был каждый из народа. Те, которые не могли праздновать в первый, назначенный для того месяц, например, по случаю путешествия, болезни или телесной нечистоты, обязаны были совершать Пасху в тех же числах второго месяца ( Чис.9:1–14 . 2Пар.30 ). Но кто не соблюдал Пасхи без всякой причины, тот подвергался наказанию. Кто чист и не находится в дальней дороге, и не совершит Пасхи, говорит закон, истребится душа та из народа его ( Чис.9:13 ). В Египте ядшие пасху имели вид готовности в путь: «ешьте так: пусть будут поясы на чреслах ваших, обувь на ногах ваших и посохи в руках ваших, и ешьте с поспешностью» ( Исх.12:11 ). В следующие годы по выходе из Египта евреи ели пасху без знаков готовности в путь, возлежа в особенной горнице ( Лк.22:14 ). При ядении повествовали о чудесах, сотворенных Богом для освобождения предков их из Египта, и о бедствиях, претерпенных ими в пустыне во время сорокалетнего странствования; пели хвалебные песни ( Мф.26:30 . Мк.14:26 ). Остальное время ночи проводили в благоговейном бдении. В Пасху, установленную и празднуемую в воспоминание избавления своего от тяжких уз египетского рабства, иудеи имели обыкновение освобождать одного узника от казни ( Мф.27:15–26 . Лк.23:17–25 ). Празднование Пасхи продолжалось восемь дней 56 ; семь дней евреи должны были есть опресноки, поэтому Пасха называется иногда в Писании праздником опресноков: «Наблюдай праздник опресноков, говорит Господь, семь дней ешь пресный хлеб, как Я заповедал тебе, в известное время месяца Авива: ибо в оном вышел ты из Египта» ( Исх.23:15 ). Вечером иудеи закалали пасху, на следующий день начинали праздник опресноков, и сей-то день называли второпервою субботою ( Лк.6:1 ), потому что был он вторым днем Пасхи и первым опресноков 57 . В продолжение семи дней опресноков, израильтяне, под угрозою наказания, не должны были иметь в жилищах своих ничего квасного и питаться одними опресноками. Закон говорит: «начиная с 14 дня первого месяца, с вечера ешьте опресноки до вечера 21 дня того же месяца. Семь дней не должно быть квасное в домах ваших: кто будет есть квасное, погубится душа та от сонма сынов Израилевых, пришлец ли то или природный житель земли той» ( Исх.12:18, 19 ). Итак, за несколько дней до Пасхи евреи начинали очищать дома свои от всего квасного. В 13 день, по закате солнечном, хозяин дома тщательно осматривал свои комнаты, сосуды, шкафы и прочее, чтобы ничего квасного не осталось на дни опресноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Этим одним можно бы ограничить весь нынешний приготовительный труд. Но, если мысль не будет сильна пребывать в сем едином, дайте ей в занятие размышление о самом Причащении и, чтоб она не блуждала много, связывайте ее словами Господа и святых Апостолов о сем Таинстве. Пусть внимает тому, что сказал Господь. Пусть поучается в том, что изрекли Апостолы, и созидает тем душу свою. «Я хлеб живый , — говорит Господь, — сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:51, 53—56). Размышляйте о сем и поучайтесь! Или возьмите, что на Тайной вечере говорил Господь: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф.26:26—28). Или то, чему учил Апостол: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27), и прочее, что я приводил уже в начале беседы. Дайте какое-либо из сих изречений уму своему, и пусть рассуждает, извлекает из него назидание себе и к сокрушенной молитве себя располагает. Когда придет молитва, падайте пред Господом мысленно, или с телом, и не отступайте от молитвы, пока есть молитва. Отойдет или ослабеет молитва, размышлением подогрейте ее и опять молитесь. Так, непременно в богомыслии и молитве, позаботьтесь провести весь остаток нынешнего дня, и особенно вечер, пока не успокоитесь сном. Вот, настанет утро. Как только откроете вы очи свои, поскорее возьмитесь за свою мысль и поспешите воскресить в ней сознание величия наступившего для вас дня — дня преблагословенного во днях жизни вашей, говоря в себе: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся да возвеселимся в онь! Наступила Пасха для души моей!» Но не суетитесь и не развлекайтесь многим, поспешите опять собраться с мыслями и установить внимание ваше на «едином... на потребу» (Лк. 10:41—42) — на том, что имеет быть с вами и для вас. И в этом духе готовьтесь во святую церковь к Божественной литургии, поспешая к коей, говорите себе: «Се, Жених грядет , изыдем в сретение!» (Мф. 25:6). И идите так, чтоб не погас светильник, возжженный в сердце вашем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

105:82). Сколько раз они оскорбляли его! Сколько раз оставляли и его и его брата! Сколько раз хотели возвратиться в Египет! И после всего этого он горел и пламенел (любовью), и готов был пострадать за них. Так должно любить врагов! Подвергаясь их нападениям, мучениям, терпя от них лишения, должно желать им спасения. Да и Павел, скажи мне, не желал ли быть ввергнутым в геенну, вместо них (израильтян)? Но нельзя при этом не привести в пример и самого Владыку, – как Он поступил, когда сказал: " Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми " (Μф. 5:45). Он (Спаситель наш) приводить в пример Отца; а мы приведем Его – Христа. Он пришел к нам, – разумею Его домостроительство, – сделался рабом ради нас, смирил Себя, истощил, принял зрак раба; придя (на землю), хотя сам не пошел на путь языков, во повелел это ученикам, и не только это сделал, но и обходил (различные места), врачуя всякую болезнь и всякую немощь. Что же? Все дивились, и в недоумении говорили: " Откуда же у Него все это? " (Мф. 13:56)? А т, которые получили от Него благодеяния, говорили: " Он одержим бесом " (Иоан. 10:20), Он хульник, безумец и обманщик (Μф. 9:3, 27:63). Что же, отогнал ли Он их от Себя? Нет; напротив, слыша это, благотворил еще более, шел к тем, которые намерены были распять Его, как будто им-то Он и должен быль послужить во спасение. И будучи распять, что Он говорил? " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). И прежде, и после того терпя зло, Он до последнего издыхания все делал для них и молился за них. И после распят чего не совершил для них? Не послал ли апостолов? Не явил ли знамений? Не поколебал ли и земли, для них? Так должно любить врагов из подражания Христу! Так поступал и Павел: побиваемый камнями, претерпевая тысячи страданий, все делал для них (врагов своих). Послушай, что он говорит: " Желание моего сердца и молитва к Богу во спасение " ; и еще: " Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге " (Рим. 10:2); и опять: " Если ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины " (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

17). Пророк Елисей передавал царю Израильскому о всех планах, какие строил царь Сирийский, чтобы погубить царя и его войско; он «пересказывал царю Израильскому и те слова, которые он говорил в спальной комнате своей» ( 4Цар. 6:8–12 ). Елисей же обличил и наказал проказой слугу своего Пезия, тайно взявшего серебро от исцеленного от нее военачальника Неемана ( 4Цар. 5:25–27 ), а ап. Петр наказал смертью Анания и Сапфиру, утаивших от него часть из цены проданного их имения ( Деян. 5:1–11 ). Совершенно естественно и понятно, что, освободившись от бренных тел и пребывая на небе в Боге, источнике всякого знания, святые еще легче могут знать через Бога, и действительно знают, о том, что творится на земле, могут слышать, и действительно слышать, наши к ним молитвы и по любви к нам молятся о нас перед Богом. Так, напр., Авраам, будучи на небе, знал о нераскаянности нечестивых братьев богача ( Лк. 16:31 ), узнал и возрадовался о дне явления Христа на землю ( Иоан. 8:52–56 ). Пророк Самуил, живя на небе, явился царю Саулу и предсказал смерть его и гибель его войска ( 1Цар. 28:1–19 ; См. Сир. 46:23 ). Об Ангелах мы уже знаем, что они, находясь на небе, знают о всякой соблазняемой душе на земле (Мф. 18:10), радуются о кающихся грешниках ( Лк. 15:10 ), молятся о них ( Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ) и вместе с угодниками Божьими возносят молитвы христиан к престолу Отца Небесного: «И когда Он (Агнец) взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых», т. е. верующих христиан (От. 5:8). «И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (От. 8:3–4). Следовательно, святые и Ангелы Божьи, находясь на небе в постоянном общении с Богом, через Бога же, осеняемые Его благодатью, обладают высшим знанием, знают о том, что делается на земле, слышат наши к ним молитвы и молятся за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1я группа: Матерь Его (Христа) и сестра матери Его, 2я группа: Мария Клеопова и Мария Магдалина. При таком раскладе действительно выходит, что все три евангелиста говорят о трех женах-мироносицах вблизи Креста, и при этом не совпадают только две Марии — Клеопова и мать Иакова и Иосии. Тогда и напрашивается вывод, что евангелисты Иоанн и Матфей с Марком имели в виду одну и ту же Марию. Но такую версию можно принять лишь с большой натяжкой. По моему глубокому убеждению, опираясь на евангельский текст и логику событий, можно привести аргументы в пользу иного взгляда на разность имен у евангелистов. Прежде всего надо заметить, что евангелисты Матфей и Марк говорят о группе женщин, стоявших не возле Креста, а в отдалении. «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» ( Мф. 27:55-56 ). То же мы находим и у Марка. И он, также как и Матфей, указывает, что эта группа женщин «смотрели издали» ( Мк. 15:40 ). Заметим, что ни Марк, ни Матфей о Деве Марии среди этой группы женщин, стоявших в отдалении, не упоминают. Потому что Матерь Иисуса Христа находилась вместе с Иоанном Богословом возле самого Креста (см.: Ин. 19:25 ). Распятых на крестах всегда охраняли стражники до момента их смерти, поскольку была опасность, что родственники могут попытаться освободить осужденного. И такие случаи в истории были. Чтобы не допустить подобных эксцессов, стражники не подпускали к кресту народ. За казнью могли наблюдать только издали. Но небольшой группе самых близких могли сделать исключение. Потому рядом с Крестом стояла только Божия Матерь, а поддерживали ее самые близкие люди: любимый ученик Христа и Мария Клеопова, которая согласно преданию именовалась сестрой Богородицы. Мария Клеопова, младшая дочь Иосифа Обручника, была еще не замужем, когда Пресвятая Дева поселилась в его доме, и их отношения были сродни сестринской любви. На основании этой привязанности евангелист Иоанн и называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (см.: Ин.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

28:19). Коринфянам же, решившимся возвратиться к древнему заблуждению после принятия веры, Павел пишет, говоря: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:11—15). И Псалмопевец говорит самому Еммануилу, укоряя тесноту закона: «Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс. 118:96). И еще: «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс. 118:32). И к тому еще: «буду ходить свободно,... ибо повеления Твои храню» (Пс. 118:45, 56). А что и жезл ореховый, как я недавно сказал, имеет свойство производить бодрствование, об этом говорит Бог пророку Иеремии: «что видишь ты, Иеремия? Я сказал , — говорит пророк,— вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иер. 1:11—12). Итак, умопредставляемый под видом жезла, Христос как бы представляет нам Себя, как умершего, и воздвигнутого из мертвых, и на небеса вознесенного, а также и расширяющего мысленно посредством Духа сердца приемлющих Его. Но где положил Иаков жезлы? — В поильных корытах. Под корытами поильными для словесного стада, то есть для нас, можно разуметь писание Моисея и пророческие вещания, едва не источающие нам слово свыше и от Бога. Ибо написано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Там мы найдем Еммануила — жезл силы, и бывшего как бы в смерти ради нас, и «перворожденного из мертвых» (Кол. 1:18), и возносящегося во славе, и распространяющего уверовавших, как я сказал недавно. Ибо все слово святых пророков и Моисея указует на таинство Христово. Посему и премудрый Павел сказал: «кончина закона и пророков Христос» (Рим. 10:4; сн.: Мф. 5:17; Лк. 24:27). Впрочем Иаков острогал жезлы «пестрением белым, сострогал кору» , и таким образом над ними овцы зачинали пестрый приплод.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

3. И сему самому научая, Он говорил иудеем: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Почему же? «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим.4:3 ). Во-первых (он веровал), что Он есть Творец неба и земли, единый Бог, во-вторых, что Он сделает семя его, как звезды небесные. Это и высказывается Павлом (в словах): «как светила в мире» ( Флп.2:15 ). Посему справедливо, оставив свое земное родство, он последовал Слову Божию, странствуя с Словом Божиим, чтобы водвориться с Словом. 4. Справедливо и Апостолы, родом от Авраама, оставив корабль и отца, последовали Слову Божию. Справедливо и мы, имея ту же веру, как Авраам, взявши крест, как Исаак дрова, следуем Ему. Ибо в Аврааме человек наперед научился и навык следовать Слову Божию. Ибо Авраам по вере своей, последовав заповеди Слова Божия, с готовностью предал в жертву Богу Единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за все семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления. 5. Когда таким образом Авраам был пророк, и в Духе видел день пришествия Господа и домостроительство страдания, чрез которое он и все подобно ему верующие Богу имели спастись, то он сильно возрадовался. Итак Аврааму не был неведом Господь, Коего день он желал видеть, ни Отец Господа, ибо он от Слова Господа узнал и уверовал в Него; почему и вменилось ему это от Господа в праведность. Ибо вера в Бога оправдывает человека, и посему он говорил: «простру руку мою к Богу Вышнему, создавшему небо и землю» ( Быт.14:22 ). Но все это стараются ниспровергнуть те злонамеренные (учители) из-за одного изречения, которое ими понято неправильно. Глава VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме Сына 1. Господь, открывая Себя ученикам, что Он есть Слово, сообщающее познание об Отце, и упрекая иудеев, воображавших, что они имеют (знание) о Боге, тогда как они отвергали Его Слово, чрез которое познается Бог, говорил: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын восхочет открыть» ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ). Так Матфей передал это место, а также Лука и Марк то же самое 94 , Иоанн же опустил его. А они (еретики), желая быть сведущее Апостолов, излагают его так: «никто не знал Отца, кроме Сына, ни Сына кроме Отца и кому Сын восхочет открыть Его», и объясняют так, будто бы истинный Бог никем не был знаем до пришествия Господа нашего, и говорят, что возвещенный пророками Бог не есть Отец Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

45 …таинство Троицы… – Учение о Троице представляет собою первый догмат, установленный христианской церковью, суть его – утверждение триединства единосущного Бога – Отца, Сына и Святого Духа. 46 …великой эктенией… – Ектения – часть богослужения, состоящая из ряда молитвенных прошений. 47 …совокупно с ликом… – В данном случае «лик» означает собрание поющих в храме. 48 …на обоих крылосах… – Клирос (крылос) – место в храме, где располагаются певчие, хор; клиросы находятся перед иконостасом, в северной и южной частях церкви. 49 …возглашаются во всеуслышанье блаженства… – Речь идет об основных положениях Нагорной проповеди Христа («Блаженны…» и т. д.; см.: Мф.5:3-12 ); ниже Гоголь приводит их, сопровождая своими комментариями. 50 …хвалебные тропари… – Тропарь – одно из церковных песнопений. 51 …возрожденье, прозретое издали пророком Даниилом… – Даниил – ветхозаветный пророк эпохи вавилонского пленения (VI в. до н. э.); предсказал освобождение иудейского народа из плена, восстановление Иерусалима и храма, приход «Христа Великого», предание его смерти и новое разрушение «города и святилища» (см.: Дан.9:25-26 ). У Гоголя парафраз следующего места из Книги Пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему» ( Дан.7:13 ). 52 …на горнем месте… – Горнее место – сиденье в алтаре к востоку от престола, предназначенное для архиерея. 53 …лествицей… – лестницей. 54 …не теми сердцами… – Здесь Гоголь пересказывает евангельскую притчу о сеятеле (см.: Матф., 13, 3–23). 55 …ово сто… – Ово (ц.-сл.) – либо, или. 56 …всяк верный… – исповедующий истинную веру. 57 …мужу мудру, строящему храмину не на песке, но на камени… – Гоголь напоминает заключительную часть Нагорной проповеди Христа: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф., 7, 24–27).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010