25. Ин. 19:25 . При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ; Лк. 8:2 . 26. Ин. 19:26 . Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Ин. 13:23, 20:2, 21:7, 20, 20:13 . 27. Ин. 19:27 . Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе. Сказание о поручении Господом со креста Матери Своей особенному попечению одного из учеников находится только у ев. Иоанна. – При кресте стояли: все знавшие Господа стояли, во время распятия Его, вдали ( Лк. 23 и прим.; ср. Мф. 27:55–56 ; Мк. 15:40 ) и смотрели на всё происходившее. Когда же необычайное затмение наложило печать молчания на уста хуливших Господа ( Мф. 27 и далее), народ, видя происходившее, расходился, бия себя в грудь ( Лк. 23:48 ), и около креста стало не так тесно. Когда и стража из солдат римских, окружавших место казни, возвратилась по совершении казни и остались при крестах только немногие совершавшие распятие и караулившие распятых солдаты с сотником. Тогда некоторые из близких к Господу решились подойти ближе к кресту распятого Учителя и Господа своего. То были: пречистая Матерь Его, сестра её Мария Клеопова (см. прим. к Мф. 1:24, 12:46–47 ; Лк. 24:13 ), Мария Магдалина (см. прим. к Мф. 15 и Лк. 8:2 ) и сам евангелист Иоанн, называющий и здесь, как и в других местах своего Евангелия, себя учеником, которого любил Иисус (ср. прим. к 13:23). – Жено (ср. прим. к 2:4), се, сын твой, – се, Матерь твоя: это значило, что Матерь Господа и возлюбленный ученик Его должны, по завещанию Его, навсегда, по отшествию Его от сей жизни, стоять между собою в отношениях ближайших, как мать к сыну и сын к матери. – Взял её к себе: в круг своих ближайших родственников, или в свой дом, каковой эта фамилия имела, кажется, в Иерусалиме. Предание говорит, что Иоанн до самой смерти Богоматери с любовью исполнял в отношении к ней обязанности нежного сына. 28. Ин. 19:28 . После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

(47) Наконец, нарушено общественное собрание, прекратилось зрелище жизни, прошло её обольщение и блеск. Присоединитесь же ко Мне, пред Которым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:10); ведь все, которые выказали небрежение и не были щедрыми в благотворительности, тогда не получат никакого иного воздаяния, как только огонь неугасимый. Правда, Я человеколюбив, но в то же время и правосуден. Я всем по достоинству распределю воздаяния; всем по делам каждого воздам награду; всем сообразно с подвигом каждого дам вознаграждение. Я желаю помиловать, но милости в сосудах ваших Я не обретаю. Я хочу быть сострадательным, но вы совершенно без сострадания провели свою жизнь. Я готов быть милосердным, но светильники ваши темны от недостатка милосердия. Отойдите от Меня! (Мф 7:23). Ибо суд без милости, не оказавшему милости (Иак 2:13). (48) Тогда скажут они страшному и нелицеприятному Судии: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе? (Мф 25:44). Господи! Ты не узнаешь нас? Ты образовал нас, Ты создал нас, Ты составил нас из четырёх стихий, Ты вложил [в нас] дух и душу, мы в Тебя уверовали, мы сделались участниками Твоей печати, [[мы приняли Твое крещение, мы признали Тебя Богом, мы познали Тебя как Творца, мы совершили знамения пред Тобою, мы отогнали демонов] с Твоей помощью, мы истощили плоть ради Тебя, мы сохранили ради Тебя девство, ради Тебя мы были целомудренными, с Твоей помощью мы сделались обитателями земли. А Ты говоришь: не знаю вас, отойдите от Меня! (Мф 7:23). Тогда Он ответит им, говоря: вы признали Меня Владыкой, но словам Моим не покорились. Вы запечатлены печатью Креста Моего, но уничтожили эту печать жестокосердием своим. Вы приняли Мое крещение, но не соблюли заповедей Моих. Вы изнурили тело девством, но милосердия не сохранили и из душ ваших не исторгли ненависти к братьям. Ведь не всякий, говорящий: Господи! Господи! - спасется, но только тот, кто исполняет Мою волю (Мф 7:21). И отойдут сии в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную (Мф 25:46).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Глава 8 «Послал их по два по подобию Своему» (ср. Мф.10:5 , Лк.10:1 ), то есть как Сам безвозмездно проповедовал, так пусть и они делают по слову Его: «даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ), чтобы оказаться Его подражателями. Далее, послал их (для того), чтобы они проповедовали истину, совершали чудеса и терпели бедствия, как и Сам Он делал, и, таким образом, знали бы, что Он отобразился в них, как бы (в Своем) отпечатке. «На путь к язычникам не ходите» ( Мф.10:5 ), – то же самое, что затем говорит: «к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:6 ). Когда же последние не приняли их, апостолы сказали им: «отселе мы обращаемся к язычникам» (ср. Деян.13:46 ). «Итак, вот Я посылаю вас, как овец среди волков» (ср. Мф.10:16 ), – так сказал, дабы научить их, что пока Пастырь с ними, (до тех пор) ничто не может повредить им. И чтобы укрепить их, говорит: «кто... вас примет, ...Меня примет» (ср. Мф.10:40 ). «Не берите..., – говорит, – золота» ( Мф.10:9 ), – чтобы среди вас не оказалось Иуды и того, что лишило Ахана жизни ( Нав.7:1–26 ), покрыло Гиезия проказой ( 4Цар.5:1–27 ) и весь народ совратило в пустыне ( Исх.32:1–7 ). И серебро запретил им и удалил (от них), чтобы кто-нибудь не почел их за торговцев, а не за проповедников. И сказал: «посоха» ( Мк.6:8 ), – то есть в знак власти и смирения, " ни жезла» ( Мф.10:10 ), – потому что они пошли пасти не стадо необузданное, как некогда Моисей. Но заметь и то, что Моисей, когда стадо стало жестоковыйно поступать с пастырем своим, оставив жезл, взялся за меч ( Исх.32:25–28 ); а так как это стадо 136 жительствовало в мире, то сказал вместо жезла взять посох. Далее, не сказал: «сапог» ( Мф.10:10 ), ибо если б они их носили, то всеми были бы отвергнуты, а сандалии ( Мк.6:9 ), чтобы таким образом они могли бы получать награду за свои наставления. Но хотя они были из простого народа, однако возвысил их и уподобил Моисею, который носил с собой кости праведника 137 , а они принимали и имели с собой Тело, оправдывающее все тела 138 . И если Моисей тремя именами дома Авраамова 139 примирил Бога с потомками, нарушившими закон, то насколько более они тремя именами Божества очистят всех людей, составляющих семью Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

11, 46)? Не делаем ли мы все дела свои, чтобы показаться перед людьми (Мф. 6, 5)? Не любим ли мы восседать на первом месте на трапезах и сонмищах [...] а тех, которые не слишком рьяно отдают нам такую честь, не делаем ли мы смертными врагами? Не взяли ли мы ключ ведения и не закрываем ли им Царство Небесное перед людьми, вместо того чтобы и самим войти, и дать войти им? Не обходим ли мы море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случается, делаем его сыном геенны, вдвое худшим нас (Мф. 23, 15)? Не вожди ли мы слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие (Мф. 23, 24)? Не очищаем ли мы снаружи чаши и блюда, а внутри полны хищения, жадности и невоздержания (Мф. 23, 25)? [...] Не строим ли мы надгробий над могилами мучеников и не украшаем ли раки Апостолов, а сами уподобляемся убийцам их?» . А иногда Библия утверждает вещи как будто просто противоречивые. И какой же из разноречащих тезисов тогда надо выбрать? Апостол Иаков пишет – «Не делами ли оправдался Авраам [...] возложив на жертвенник Исаака, сына своего» (Иак. 2, 21). А ап. Павел утверждает противоположное: «Верою Авраам [...] принес в жертву Исаака» (Евр. 11, 17). Иаков говорит – «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев» (Иак. 2, 25). А Павел настаивает – «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев [...] не погибла с неверными» (Евр. 11, 31). Так спасение через веру или через дела? Это классический спор протестантских и католических богословов, и у каждой стороны свой запас цитат. Лютера это разноречие библейских текстов привело к тому, что он решил согласовать свой катехизис с Библией при помощи ножниц: через объявление послания Иакова подложным. В православной же перспективе вера сама есть событие. Событие веры, растворенное в покаянном обороте, есть «та перемена ума, что делает видимое вновь проницаемым для невидимого» . Понятно, что такие интерпретации уже выходит из области филологии и начинают влиять на практику духовной жизни. А ведь есть пророчества – и так хочется найти им понятное толкование, применить их к своей жизни, к своим современникам (а главное – к врагам).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В любом случае искренняя молитва , если в ней участвует разум, чувство и воля молящегося, всегда возвышает, очищает, исцеляет, приближает к Богу, как бы улучшает и повышает духовный тонус человека. Необходимость молитвы для духовной жизни человека утверждается Словом Божиим как Ветхого, так и, особенно, Нового Завета. В трогательных выражениях призывают к молитве многие псалмы Давида: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу Имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» ( Пс.28:1–2 ); «Приидите, воспоем Господу! Воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнех воскликнем Ему… Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» ( Пс.94:1–2, 6 ). В псалмах звучит не только призыв к молитве, но и твердая уверенность в том, что Господь ее слышит и не оставляет без ответа и исполнения. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:2–3 ). Новозаветное обоснование молитвы общеизвестно: это прежде всего личная молитва Иисуса Христа, Его постоянное явное и тайное общение с Отцом( Мф.11:25–26, 26:39, 42, 44 ; Мк.1:35 ; Лк.23:34, 46 ; Ин.17 ), сопровождавшееся иногда явным, для всех ощутительным результатом ( Ин.11:41–45, 12:27–30 ). Спаситель неоднократно призывал к молитве и Своих учеников, указывая при этом на ее необходимость ( Мф.17:19 ; Лк.22:40, 46 ) и результативность( Мф.18:19 ; Ин.16:23–24 ). К молитве призывали и апостолы в устной и письменной проповеди ( Рим.12:12 ; 1Сол.5:17 ; Иак.5:13–18 ; Деян.20:21, 36 ). Молитвенный подвиг сопровождал святых пророков, апостолов, мучеников, подвижников и святителей в течение всей их христианской жизни. Можно с уверенностью сказать, что без молитвенной поддержки они не могли бы свершить свой путь ко спасению. Молитвы не равноценны по своему нравственному достоинству. Есть основания самой высшей и совершенной молитвой считать славословие, прославление Бога, возбуждаемое, сопровождаемое и проникаемое радостью о Боге. Такой молитвой преимущественно молился Сам Сын Божий ( Ин.12:28 ; Мф.11:25–26 ), хотя мы видим в Евангелии элементы Его благодарственных ( Ин.11:41–42 ) и просительных ( Ин.17:9–11 ) обращений к Небесному Отцу. Такая молитва (и может быть только такая) свойственна ангелам ( Ис.6:2–3 ; Лк.2:13–14 ; Откр.4:8–11 ). Этой молитвой молились святые Отцы и подвижники, такие как св. Амвросий Медиоланский , чей Te Deum остался навеки вдохновенным излиянием церковной радости о Своем Божественном Творце и Основателе. Величайшее выражение чувств радостного, экстатически-взволнованного прославления Бога оставила Преблагословенная Матерь Божия: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем» ( Лк.1:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Видим, православный христианин, первое пришествие Спасителя нашего в мир. Ожидаем еще и второго, по неложному обещанию: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, – что Ангелы Господни сказали апостолам, смотрящим на возносимого Христа (Деян. 1:11). Два сии пришествия Христовы не равны, как видим в святом Его слове. Первое было тихое: Сойдет, как дождь на руно, и как капля, каплющая на землю (Пс. 71:6). Второе страшное и скорое: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого, – говорит Христос о Себе (Мф. 24:27). Первое было смиренное, ибо пришел в облике человека и раба с людьми и рабами беседовать, дабы смирением Своим всех привлечь к Себе. Второе будет славное, ибо приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25:31). В первом пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Во втором придет судить и воздать всем по делам их: верных, пребывших до конца в вере, ввести в вечное блаженство и небесное царствие, а неверных и не сохранивших веры – вечному предать наказанию. И так пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). Так все смотрение Сына окончится. Тогда начнется вечность блаженная на небесах, пренеблагополучная и бедственная в аду. Тогда одни будут царствовать и веселиться без конца, другие же бедствовать и страдать без конца. Примечай здесь, христианин, что Христос, Который пришел в мир грешников призвать на покаяние, пострадал и умер за грешников, Тот же будет и судить непокаявшихся грешников, и насколько тих, смирен, кроток и милостив был ко грешникам в первом пришествии, настолько гнева и ярости изольет на непокаявшихся грешников, таковую Его благодать презревших, так что скажут они горам и камням: Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр. 6:16-17). § 339. Видел ты, христианин, вкратце представленное Сына Божия в мир пришествие, о котором святое Его Евангелие обстоятельно нам повествует. Но знай, что никакой пользы не будет, если слышать только о Христе, в мир пришедшем, но не иметь в Него истинной и живой веры. Ибо многие и язычники слышат, что Христос в мир пришел и чудеса сотворил, но не веруют. Даже и сам дьявол со злыми ангелами своими знает о том и святого имени Его трепещет, но это знание для них совершенно бесполезно. Так и христианам знание о Христовом в мир пришествии не принесет пользы, если они не имеют в сердце живой в Него веры. А чтобы живую во Христа иметь веру, должно всякому познать и признать душевную свою бедность и окаянство, как сказано выше. Ибо истинная во Христа вера подает живое и действительное утешение души. А чтобы утешение воспринять, должно почувствовать скорбь, печаль и страх суда. Ибо утешение – для печального утешение, и врачевство болящему подается, как говорит Христос: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Если сопоставить все подобного рода изречения, то у нас получится следующая целостная картина. «Вдруг после скорби дней тех (предшествующих кончине мира) солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (ср. кн. Еноха, гл. 102:2: «все светила потрясутся от великого страха»). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (ср. кн. Еноха, гл. 62:3–4). И пошлёт Ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их ( Мф.24:29–31 ), и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 , – ср. кн. Ен.100:4). Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 , – ср. кн. Ен. гл. 69:27, 62:3). И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную ( Мф.25:46 ; ср. кн. Ен. гл. 69:27–8, 100:10, 69:29, 71:17 и др.). Сравнивая это евангельское изображение пришествия Сына человеческого для всеобщего суда с изображением того же пришествия в кн. Еноха (см. в предыдущ. главе), нельзя не заметить довольно близкого сходства между теми и другими не только в общем способе представления, но до некоторой степени и в самих выражениях. Само собой понятно, что совершенно несправедливо объяснять это сходство непосредственным знакомством Христа с содержанием книги Еноха и прямыми заимствования из названного апокрифа. Более вероятный источник этого сходства мог быть другой, именно – обычные иудейские представления того времени относительно пришествия Мессии – Сына человеческого, имевшие свой первоисточник в книге пр. Даниила и затем – в той же кн. Еноха. Во всяком случае, связь новозаветного евангельского употребления выражения: «Сын человеческий» с той и другой книгами, таким образом, не подлежит сомнению. Отсюда уже определяется для нас в основных чертах смысл выражения: «Сын человеческий» в его новозаветном употреблении в качестве наименования Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Мф.24:51.   И часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом . и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Частью его называет его самого, как уже лишенного власти управления. Или: отделит его от слуг своих и подвергнет его одной участи с лицемерами, потому что он только выдавал себя за распорядителя и начальника, а на самом деле более вредил. Итак, двояким способом высказал побуждение к всегдашнему бодрствованию, с одной стороны — честью, предоставленной верному и благоразумному рабу, а с другой — наказанием, которое ожидает злого раба. Лука эту притчу написал в двенадцатой главе, где о злом рабе говорит: «и часть его с неверными положит» (Лк. 12:46). Неверные эти, конечно, — лицемеры, так как они объявляют, что знают Бога, но лгут. Значит, изречения эти согласны; но если бы и не согласовались, нисколько не удивительно, потому что они были высказаны не в одно и то же время. Глава XXV Мф.25:1.   Тогда уподобися Царствие Небесное десятим девам … Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, Царством Небесным здесь называет собственно то, что имеет тогда случиться в Царстве Небесном, а девами — вообще сохраняющих девство, будут ли то мужчины или женщины. Следует заметить, что в предыдущей притче Христос учил, как нужно пользоваться всем вообще в отношении к сослужителям, а в этой говорит о пользовании в частности одним только имением. Представляет в этой притче дев уже после того, как показал, что девство есть нечто великое, говоря: «суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго» (Мф. 19:12). Действительно, это дело великое; поэтому оно и не поставлено законом в необходимость, но предоставлено свободному выбору людей: «могий вместити да вместит» (19, 12). А здесь желает показать, что и этот великий подвиг без милостыни не приносит пользы совершающему его. Мф.25:1.   Яже прияша светилники своя и изыдоша в сретение жениху . которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Девичий светильник — это чистота, происходящая от девства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Он явится как грозный Судья, как строгий ревнитель Своих законов, явится для того, чтобы одних наградить, а других наказать ( Мф.25:31–46 ). «И небо и землю, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – призовет Он быть с Ним на Суде, все предстанут со страхом и трепетом. И Небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут перед грозным Судьей, Который придет, сопровождаемый ужасом и смертью». На Суд предстанут все люди, живые и мертвые, добрые и злые, не только христиане, но и неверующие во Христа. Тогда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). Этот суд коснется и падших духов, которых, по свидетельству апостола, Бог не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Таким образом, Суд будет всеобщим. Господь будет судить все дела людей, и добрые и злые, совершенные в течение всей их жизни ( 2Кор.5:10 ; Рим.2:6 ), все их слова ( Мф.12:36–37 ), все мысли, намерения и самые сокровенные желания ( 1Кор.4:5 ). Будут судимы и такие дела и слова, которые совершили другие, но в которых мы приняли участие своим согласием, советом, одобрением, повелением, помощью, молчанием ( Мф.18:6–8 ). «Каждый увидит, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – перед собой свои собственные дела, и добрые и худые, какие кто совершил. Ни один сердечный помысел не останется там не открытым, ни один взор очей не избежит Суда. И постыдное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено перед праведным Судьей, Который сокровенное осудит открыто». Святитель Иоанн Златоуст учит: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд мы подвергнемся наказанию, дадим отчет за каждое праздное слово, и для смеха сказанное, за злоречье, за пьянство, а равно и в добрых делах – за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох – получим награду». Итак, все будут судимы по заслугам, и Суд будет нелицеприятный, строгий и страшный, потому что совершится по всей правде Божией, и только по одной правде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Прежде всего, Иисус не выступает против общественной молитвы как таковой. Тот факт, что Он ежегодно приходил в храм Иерусалимский и каждую субботу посещал синагогу, свидетельствует о Его уважительном отношении к общественной молитве. Острие Его критики направлено против конкретного аспекта поведения фарисеев в местах молитвенных собраний, а не против совместной молитвы. Если бы Он был противником такой молитвы, Он не сказал бы Своим ученикам: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Кроме того, Иисус нигде не высказывается против продолжительной молитвы – ни в Нагорной проповеди, ни где-либо еще. Совет не многословить в молитве вовсе не означает, что молитва не может быть продолжительной. Сам Иисус иногда целые ночи проводил в молитве. Об этом свидетельствует, в частности, рассказ о буре на море. Отпустив народ и учеников с вечера, то есть, надо полагать, еще до заката, Он взошел на гору для уединенной молитвы. К ученикам он вернулся лишь в четвертую стражу ночи, то есть под утро, незадолго до рассвета ( Мф. 14:22–25 ). Перед избранием двенадцати апостолов Он также взошел на гору и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк. 6:12 ). Обычай удаляться от людей для уединенной молитвы был характерен для Иисуса ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ; Лк. 5:16 ; Лк. 6:12 ; Ин. 6:15 ; Ин. 8:1 ). Однако, как явствует из Евангелия, Он мог молиться и в присутствии учеников ( Лк. 10:21 ; Ин. 17:1–26 ), и даже в присутствии народа, прерывая для этого обращенную к народу речь ( Мф. 11:25–26 ; Ин. 12:27–28 ). Молитва была для Него настолько естественной формой самовыражения, что Он мог в любой момент обратиться к Богу. Иногда люди слышали не только Его молитву, но и ответ Бога ( Ин. 12:28 ). Совет не многословить в молитве может относиться не только к внешним формам молитвы, но и к ее внутреннему содержанию 306 , особенно если его рассматривать в свете напоминания о том, что Бог заранее знает все, в чем человек нуждается. В молитве наибольшую ценность представляет не то или иное земное благо, которое человек может получить благодаря ей, а сама молитва, само предстояние перед Богом, чувство присутствия Бога. Датский философ-экзистенциалист С. Кьеркегор (1813– описывает опыт молящегося человека:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010