Закрыть itemscope itemtype="" > Выборы Президента и индекс глупости народа 08.03.2018 1586 Время на чтение 5 минут Мужик умён, да м i р дурак. (Русская пословица) Приведённая в эпиграфе пословица имеет два противоположных, но взаимосвязанных толкования. Согласно одному, она говорит о человеке, считающем себя лучше, умнее других, то есть мipa (общества, социума). А согласно другому - о том, что множество лично неглупых людей, собравшись для совместного решения важных вопросов, могут принять решение, которое окажется очень плохим, как для каждого в отдельности, так и для всего общества этих неглупых людей. Однако, оба этих противоположных толкования крепко взаимосвязаны. Классическим примером, поясняющим такую взаимосвязь, может быть известная притча о коллективе, который для проведения праздника вскладчину решил обязать каждого принести по бутылке водки и вылить её в общий котёл. В результате в котле оказалась чистая вода, поскольку каждый, лично неглупый мужик, считавший мip дураком, резонно рассудил, что его бутылка воды не будет заметна в общем котле честно принесённой остальными горилки. Итак, мip, состоящий исключительно из очень умных мужиков, оказался полным коллективным дураком. И довела его до этого личная «мудрость» каждого из его членов, считавших себя умным, а мip - глупым. Воистину: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!» (Лк. 19, 22), «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37). Совсем скоро нам также предстоит очень важное коллективное действие - выборы Главы нашего государства, которого, согласно нынешним нормам приличия называют Президентом. Эти, навязанные нам извне нормы не должны нас вводить в заблуждение. Президентом (от лат. praesidens - сидящий впереди, во главе ; по-русски - председатель ) кого только не называют! Это и главы различных государств, в каждом из которых эта должность имеет совершенно различные полномочия и значения. Это и реальные возглавители или же пустые «зиц-председатели» различных коммерческих, общественных и других самых разных сообществ. Важно одно - то, что мы называем заимствованным словом «президент» означает возглавитель, начальник, или попросту - Голова, Доминанта, Царь! Мудрая голова способна и поражённому болезненной немощью телу дать исцеление и возвратить силу. Но если самое способное и полное сил тело возглавит голова пустая, «без Царя в голове» то и это цветущее тело будет обречено на увядание, а то и на смерть.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/09/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» 12.08.2020 794 Время на чтение 9 минут Православный философ и богослов Виктор Николаевич Тростников (1928–2017) раскрывает секреты радостного и спасительного образа жизни в православной цивилизации. Ибо только она одна воздвигалась на фундаменте Христовой Истины о Боге, мире и человеке. Когда на Тайной вечере Иуда вышел из горницы и за ним закрылась дверь, Иисус сказал ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34). Почему эта заповедь названа Иисусом «новой»? Ведь задолго до этого Он разъяснил фарисею в присутствии большого количества народа, что надо любить ближнего, как самого себя, и это есть одна из главнейших заповедей (Мф. 22:37). На первый взгляд Христос на Тайной вечере просто повторил эту заповедь, так что ее нельзя назвать новой. На самом деле, между этими двумя обращениями имеется принципиальное различие: оно заключается в том, кому они адресованы. В одном случае Христос обращается к конкретному лицу (фарисею) и к каждому индивидуальному человеку, который Его слышит, и говорит: «люби», а в другом случае Он обращается сразу ко всем собравшимся, говоря «да любите», так что субъектом восприятия заповеди становится весь коллектив, рассматриваемый как новая духовная единица. Отсюда и заповедь делается новой. Текст Символа веры. Папирус, V в. Нам необходимо в этом разобраться, иначе мы, имея уши, не услышим того, что хочет сказать нам Спаситель. В этом поможет философия – ведь она, по определению Фомы Аквинского, есть служанка богословия. Философия начинается там, где производится тонкое различение понятий, сваленных в одну кучу под общим термином, она расщепляет эти термины, как магнитное поле расщепляет спектральные линии атомов. Нам надо расщепить слово «мы», в котором смешиваются два совершенно разных понятия: «мы» как множественность, как совокупность отдельных «я», и «мы», как единство, как целостное «сверхЯ».

http://ruskline.ru/opp/2020/08/12/ne_vy_...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епифаний Феодоропулос. Православие Любовь и истина Епифаний Феодоропулос. Православие Любовь и Истина     Епифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru   (Публикуется впервые)   Диалог с католиками   Легендарный «диалог любви» с католиками бла­гополучно завершился, и мы наконец... приступили к «богословскому диалогу»! Но возможно ли отде­лить любовь от богословия, которое и есть свиде­тельство истины? Может ли существовать диалог любви без истины, или диалог истины без любви! Бог есть и любовь (1 Ин. 4, 8) и истина (Ин. 14, 6).   И поскольку любовь и истина неразрывно соеди­нены в Боге, они по естественному следствию и не­избежной необходимости неразрывно соединены и в Его учениках. «О сем разумеют вси, яко мои уче­ницы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35), — сказал Господь, вновь повторив за­поведь совершенной любви к ближнему (см.: Мф. 22, 39) (т. е. ко всякому человеку); Он сказал и об истине: «всяк, иже есть от истины, послуша­ет гласа Моего» (Ин. 18, 37) и, следовательно, ста­нет учеником.     Итак, как же мы можем отделить любовь от ис­тины? Возможно существование только одного диа­лога: или «диалога любви в или «диалога истины в Ни любовь без истины, ни исти­на без любви для христианина немыслимы. Если ты любишь, будучи безразличным к истине, то ты не любишь по-настоящему. Эта «любовь» может быть вежливостью, дипломатией, хорошими манерами, безупречным поведением, сентиментальной привя­занностью и чем угодно другим, но только не лю­бовью, не любовью Христовой…     Также если ты, обладая истиной, не имеешь люб­ви, то не живёшь в истине. Можно разбираться в богословских тонкостях, можно право веровать в тот или иной догмат, но при этом ничем не отли­чаться от демонов: «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), но не Тот, кто верно во всём подражает Господу, всех любит: и инославных, и иноверных, и безбожников, и гонителей и хулите­лей Христа. И он, именно потому, что любит их, имеет «скорбь велию и непрестающую болезнь серд­цу» (Рим. 9, 2), ибо они пребывают вдали от спаса­ющей истины. «Христианин» без любви есть «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=127

О моде на Православие Мода на Православие – это такой смысловой оксюморон, сочетание несочетаемого – как «сухая вода». В целом с этим тезисом, думаю, согласятся не только православные, но и сомневающиеся, и даже противники христианской веры. 14 июня, 2010 Мода на Православие – это такой смысловой оксюморон, сочетание несочетаемого – как «сухая вода». В целом с этим тезисом, думаю, согласятся не только православные, но и сомневающиеся, и даже противники христианской веры. О моде на Православие говорят, естественно, с осуждением — ведь мода предполагает поверхностное увлечение чем-либо. Причем увлечение, связанное прежде всего именно с массовостью распространения предмета или его престижностью, но не всегда с его глубиной. Православие же как духовно-интеллектуальная традиция включает в себя и глубины интеллектуальные, и высоты духа. И вообще, Православие с его богатым историческим контекстом плохо вяжется с модой. Получается, что мода на Православие – это такой смысловой оксюморон, сочетание несочетаемого – как «сухая вода». В целом с этим тезисом, думаю, согласятся не только православные, но и сомневающиеся, и даже противники христианской веры (кстати, последние почему-то наиболее яростно осуждают моду на Православие, хотя, казалось бы, должны только радоваться). Действительно, Христос говорит нам: Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душею твоею и всем разумением твоим (Мф 22:37). Если всем сердцем и всей душой – то это, по определению, не мода, не поверхностно, но – на всю жизнь, с проникновением в глубину. Итак, позиция, осуждающая моду на Православие, представляется вполне оправданной и весьма аргументированной. Однако я решил написать этот текст не для того, чтобы вновь посетовать на то, сколько «якобы православных» развелось, и лишний раз подтвердить находящую евангельское основание мысль о том, что «узок путь», а настоящих христиан всегда мало. Просто потому, что не наше это дело – оценивать настоящих и не настоящих. И про узкий путь Евангелие говорит прежде всего для того, чтобы мы постоянно возвращались к себе, к своим грехам и поступкам, себе напоминали про тесные врата, ведущие в рай, и не судили других. Так, по крайней мере, мне кажется.

http://pravmir.ru/o-mode-na-pravoslavie/

[общеслав. слово, восходящее к индоевроп. bhoi-dho-s - вызывающий страх; обозначает существо, к-рого следует бояться], наименование злого духа в древнеслав. язычестве, а также в христ. эпоху на церковнослав. и др. слав. языках. В Свящ. Писании используется чаще всего для перевода евр. dw (šed) и греч. δαμων, в то время как в славянорус. лит-ре греч. слово с XI в., как правило, передается в транслитерации «демон» (см. Демонология ). В синодальном переводе ВЗ слово «Б.» встречается дважды, во Втор 32. 17 и в Пс 105. 37 (в церковнослав. переводе «бес полуденный» (Пс 90. 6) никакого отношения к названию злого духа не имеет, обозначает знойный ветер, к-рый дует в Палестине в полдень с юга, иссушая растительность), причем в обоих случаях описываются одни и те же ритуальные действия - принесение жертв (иногда человеческих) языческим богам. Эти действия часто воспринимались как служение Б., поскольку, согласно древним представлениям, злые силы не только отвращали людей от истинной религии и заражали идолопоклонством, но нередко и вселялись в идолов, в результате чего поклонение последним, по существу превращалось в служение Б. (1 Кор 10. 20). В новозаветных текстах, за исключением Иак 2. 19, где говорится, что «бесы веруют и трепещут», и 1 Кор 10. 20, где идолопоклонство приравнивается к бесопоклонству, упоминание о Б. всегда связано с вселением или возможностью вселения злых духов в человека, в животных, в к.-л. местность, с поведением бесноватых и исцелением их (изгнанием Б.) Иисусом Христом, апостолами и неким человеком, совершавшим это именем Иисуса Христа (Мф 8. 31; 17. 18; Мк 9. 38; 16. 17; Лк 9. 1; 10. 17; 11. 14; Откр 18. 2 и др.). Апостолы в Посланиях пользуются прилагательным, образованным от слова «Б.»: мудрость «бесовскую» ап. Иаков противопоставляет мудрости, «сходящей свыше» (Иак 3. 15), ап. Павел отмечает, что «бесовскими» могут быть и различные учения, изменившие Божественной истине (1 Тим 4. 1), и что христианин, окончательно не порвавший с язычеством, раздражает Господа, одновременно приобщаясь Телу и Крови Христовым и «чаше» и «трапезе бесовской» (т. е. употребляя в пищу приносимое в жертву богам) (1 Кор 10. 20-22).

http://pravenc.ru/text/78216.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Колумбан Люксёйский. Творения Здесь собраны немногочисленные и крайне краткие творения великого ирландского проповедника и миссионера Колумбана Люксёйского: «Проповедь о научении», «Прощальное письмо Колумбана к монахам в Люксейле», «Морская песня», «Строки я эти диктую…». Сочинения Проповедь о научении Перевод В.Заславского Ист.: www.fordham.edu/halsall/source/columban1.html www.ucc.ie/celt/published/L201053/ Моисей написал в книге закона: «сотворил человека по образу и подобию своему». Быт. 1:26. 1 Обратите внимание, о чем здесь говорится: Бог — всемогущий, невидимый, неизмеримый, неописуемый людскими словами, неисследимый — сотворил человека из глины — праха земного и придал ему Свой образ. Как сравним человека с Творцом его? Как сравним Дух и прах земной? Ибо «Бог есть дух» — Ин. 4:24. Великая честь для человека, что Бог дал ему образ Свой, отголосок Его вечности и подобие Его характера. Великая слава человеку быть подобным Богу — если он сохранит это подобие; но и позор великий, если он осквернит образ, дарованный ему свыше. Ибо если он оставляет ради иных благ то, что получил от дыхания Божьего, и загрязняет источник благословений, которые обретаются с образом Божьим, он уже более не подобен Творцу, и своими руками уничтожает образ Божий, как бы глубоко он не укоренился в природе людской. Если же человек заботится о привитых ему добродетелях, то он постепенно все больше и больше уподобляется Богу. Итак, посеянные в наших сердцах добродетели Бог в заповедях своих повелевает взращивать и укреплять. Первая заповедь — это «возлюбить Господа всем сердцем» (Мф. 22:37), потому что «Он первый возлюбил нас» (Ин. 4:10) еще прежде создания нашего. Ради любви Его должны мы заботиться об образе Божьем в нас. Кто же любит Бога — тот соблюдет заповеди Его, как и сказал Он: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» (Ин. 14:15). И вот заповедь Его — как Сам завещал Он — «Да любите друг друга. Как Я вас возлюбил, так и вы любите друг друга» — Ин. 15:12. Но истинная любовь — это когда любят «не словом одним, но делом и истиною» (Ин. 3:18). Уподобимся же Богу, Отцу нашему, и восстановим в сердцах наших образ Его не оскверненный — в святости (как сказал Он: «Будьте святы потому что Я свят», Лев. 11:44) и любви (ибо Он есть любовь, согласно сказанному апостолом, Ин. 4:9), и в правде и истине, ибо Бог наш праведен и истинен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Подпишитесь на наш Телеграм Пятидесятница — «день рождения» Церкви. Почему быть в Церкви — счастье, пишет философ и патролог Тимур Щукин. Это не список самых доказательных, самых умных или самых пронзительных книг о христианской вере. Это те книги, которые когда-то произвели впечатление на меня, помогли христианству во мне стать более радостным и живым. Да, и не ждите от приведенного ниже перечня оригинальности. Блаженный Августин. «Исповедь» Нам повезло, что представитель позднего эллинизма, человек вселенной, свободный от местечковой традиционности, и потому до крайности невротизированный, склонный к самоанализу, болезненно интересующийся движениями собственной души и остро реагирующий на них, оказался при этом гениальным богословом, ученым и писателем. «Исповедь» — это исповедь, она рассказывает о грехах конкретного грешника, где-то подробно, где-то прикровенно (есть мнение, что знаменитые ворованные груши — это намек на сексуальные грехи августинова детства), но всегда с красивой, трогательной горечью. Но прочитав список грехов, мы имеем на выходе святого, да какого святого — целого блаженного Августина. Мы оказываемся обмануты: нам рассказывали о гадком грешном утенке, а мы видим белоснежного лебедя-дракона с изящной шеей. Как так произошло, мы не понимаем, наверно, все дело в том, что о грехах рассказывали не только нам, что нам повезло присутствовать при диалоге исповедника с самим Богом. Столь масштабных произведений такого рода в христианской традиции, пожалуй, что и нет. Книги Руссо и Толстого с аналогичным названием — совсем про другое. Максим Исповедник. «Четыре сотницы о любви» и «Послание к Иоанну Кубикуларию о любви» Это самые полные, самое точные и самые внятные из святоотеческих толкований на слова Христа о заповеди любви к Богу и ближнему (Мф 22:37-39). Если читать эти тексты вне контекста предшествующей и последующей традиции, как сферические и в вакууме, то сложно не прийти к выводу об условности, бессмысленности, а временами и вредности любой религиозной субкультуры.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-kni...

Разделы портала «Азбука веры» Как жить в вере человеку, привыкшему решать четко поставленные задачи? 850 14.08.2023 Грехи и страсти Добрый день! В нашей повседневной жизни мы решаем множество задач — в семье, на работе, в быту — например, нарубить дров, пожарить яичницу, собрать шкаф по инструкции, решить уравнение на уроке математики и т.д. Все эти задачи эффективно решаются при условии их четкой постановки. Сделать нужно то то и то то, получить понятный результат. Когда человек знакомится с религией (необязательно с христианством), перед ним возникает множество целей и задач, которые вряд ли можно назвать четко поставленными, например, постичь Царствие Божие, спастись, измениться, делать добрые дела. Непонятно, в каких конкретных действиях в каждый момент времени это должно выразиться. А то, что непонятно, человека демотивирует — он не понимает чего конкретно от него хотят, какого результата — примерно как сходи туда не знаю куда, принеси то, не знаю, что. Например, человеку надо меняться — а что это конкретно — больше молиться, чаще бриться, увеличивать размер милостыни или что-то ещё — непонятно. Более того, даже метод проб и ошибок может ни к чему не привести. Помолился раз, два, неделю, ничего не изменилось. Есть результат? Неизвестно. Продолжать? Тоже непонятно, может, что-то делается не так. Как в рамках религии в условиях отсутствия конкретных целей и задач быть человеку, привыкшему как в армии — исполнять? 7 Ответов Максим, с одной стороны для этого существует катехизация и духовная литература . Кроме того, без духовного наставника сложно идти прямым путём. С другой стороны, некорректно сравнивать процесс спасения с бытом или школьной математикой. Точнее было бы попросить чёткую инструкцию о том, как жить в мире с другими людьми. Отметим, что даже при очевидной инструкции, люди калечат себя при рубке дров, устраивают пожары при приготовлении еды и т.п. И с математикой не всё так просто, если рассмотреть количество катастроф из-за неверных расчётов. На Ваш вопрос можно ответить кратко: задача предельно конкретна: возлюбить Бога и ближнего ( Мф.22:37–40 ). Как возлюбить? Через исполнение Заповедей Божьих   ( Ин.14:21 ). Разбейте эти 2 глобальные задачи на более конкретные и начинайте решать!

http://azbyka.ru/vopros/kak-zhit-v-vere-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Тема 1. Основные понятия о Катихизисе «Помни завет Всевышнего, и презирай невежество» (Книга Премудрости 28, 8) Этимология слова «катихизис» Слово «катихизис» происходит от греческого глагола «катих э о», т. е. оглаш а ю, и означает обучение через устное наставление – оглашение. Катихизис – это первоначальное наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для угождения Богу и спасения души . Сначала катихизис был кратким и назывался символ веры . Он читался перед Таинством Крещения и до IV века в каждой Церкви был разным. Встречаются два варианта написания этого слова — «кат е хизис» и «кат и хизис». Оба варианта правильны, потому что греческая буква «η» может читаться и как «И» и как «Е» в соответствии с двумя традициями чтения греческих слов. Тема 2. О вере и знании Для спасения души необходимо: Мы выделяем четыре аспекта (значения слова) веры: О соотношении веры и знания Учение о Невидимом и Непостижимом Боге не может быть понято полностью разумом, здесь источник знания для нас вера. Однако христианин должен разумно служить Богу: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего » ( Рим.12:1 ). Сам Христос называл Себя Учителем, а апостолов учениками, подчеркивая необходимость учения. Он сказал: « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ). Поэтому невежество в христианстве недопустимо . Тема 3. Пути богопознания Само слово «религия» происходит от латинского «religio» (связываю). Речь здесь идет о связи человека с Богом, прерванной грехопадением первых людей и восстанавливаемой в религии. «Душа любого человека христианка», говорил Тертуллиан (III в.), поэтому в ней есть врожденное религиозное чувство, тяга к Богу. Однако одного религиозного чувства без знания о Боге недостаточно. Рассматривая красоту мира, люди надеялись что-то узнать и о Самом Творце. Это путь космологического заключения. «Невидимое Его (т.е. Бога) , вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». ( Рим.1:20 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое настоящая любовь по Евангелию? 23 мин., 14.02.2024 «Бог есть любовь», «христианство учит любви», «главная христианская заповедь — возлюби ближнего своего»… Мы часто слышим все это. Но о какой любви идет речь? Что такое любовь с точки зрения Евангелия? Давайте разбираться. Главный источник, на который христиане опираются, говоря о любви, — это Евангелие, повествующее о жизни и учении Господа Иисуса Христа, и послания Его учеников — апостолов. В Евангелии Христос говорит, что Бог дал людям всего две ключевые заповеди, и обе они — о любви. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь , — говорит Спаситель. — Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40). «Закон и пророки» — это всё учение Ветхого Завета, все многочисленные предписания и заповеди, всё, что проповедовали древние пророки. Все повеления и законы, данные Богом, имеют в своей сердцевине любовь как первооснову — вот что имеет в виду Христос. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя , — объяснит впоследствии апостол Павел (Рим 13:9). Но что значит — возлюбить ближнего? Ведь не убивать, не грабить, не изменять, не завидовать еще совсем не значит любить! И как возлюбить Бога, Которого мы не видим, а многим людям даже сам факт Его существования не очевиден?.. Любовь как признание человеческого достоинства Божественная гениальность заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» состоит в том, что для ее исполнения вовсе не обязательно ломать себе голову над вопросом, что такое любовь. Каждый человек прекрасно осознает, чего он желал бы для самого себя. Благополучия, спокойствия, здоровья, крыши над головой, добрых и мирных отношений с соседями — не так ли? Каждый знает за собой те или иные грехи, но знает, как правило, и смягчающие обстоятельства, которые так или иначе объясняют и извиняют его поведение (хотя бы в его собственных глазах). Ту же нехитрую мерку Господь призывает применять и к другим людям. Хочешь, чтобы тебе помогли в нужде? Тогда помоги сам тому, кто голоден или болен. Хочешь мира, спокойствия и уважения? Уважай свободу и человеческое достоинство другого человека. Хочешь жить в ладу со своей совестью? Поищи оправдания и для другого человека, который повел себя не лучшим образом.

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010