хиротония епископа Серафима ЦВ 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г. Епископ Серафим: Всецело предаю себя водительству Святого Духа и Божией Матери 22 мая Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. За богослужением архимандрит Серафим (Глушаков) был хиротонисан во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. Слово архимандрита Серафима (Глушакова) при наречении во епископа Воскресенского, викария Московской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! В сей знаменательный день и час моей жизни, благоговея пред всемогущим Промыслом Божиим, волей и избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода, призываюсь я, недостойный, на высокое и ответственное поприще епископского служения. Стоя перед вами, я сознаю большую ответственность, на меня возлагаемую. Моему внутреннему духовному взору предстоит Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (ср.: Евр. 4, 14), призывая к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Взыскуя ответа на вопрос: «Почему я, Господи?» — на ум приходят слова Христа Спасителя, сказанные Его ученикам: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37–38). Страх и трепет охватывают душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, чувствую свою неподготовленность быть всем для всех (1 Кор. 9, 22), но в то же время глубоко верю в Божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12, 9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее. Утешением отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом Своим ученикам: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27). Но прежде чем быть поставленным на свещницу архиерейского служения, хочу открыть пред вами свою душу и сердце, обращая ныне свой мысленный взор на прожитые годы.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_serafim...

  разделы   рассылка  распечатать Проект документа " О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви " 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа " О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви " , направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. 1 Призванная действовать по образу Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: " Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4, 10). Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: " Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех " (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача мирян. Быть для ближнего милосердным самарянином из евангельской притчи – нравственный долг каждого православного христианина. Миряне обладают огромным потенциалом и опытом для участия в социальном служении Церкви. Социальное служение Церкви (церковная благотворительность, церковная социальная деятельность, диакония) – это инициированная, организованная, координируемая и/или финансируемая Церковью деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся денежными средствами, имуществом, советом, трудом.

http://religare.ru/2_81742.html

Введение Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «Не пренебрегай, друг, медоточным слышанием Божественных Писаний. Диаволъская это хитрость, не позволяющая увидеть сокровище, чтобы не приобрели мы богатства. " Слышание Божественных мыслей ничего не приносит " , - так говорит враг, чтобы не увидеть ему деяний, происходящих от сего слышания». Преподобный Исидор Пелусиот О необходимости и пользе изучения Священного Писания. Преподобный Серафим Саровский говорил, что великая польза для человека хотя бы один раз прочитать всю Библию разумно. Так что не будем пренебрегать этим советом преподобного. К сожалению, опыт показывает, что очень многие современные православные люди чтение Ветхого Завета для себя считают делом совершенно необязательным, бесполезным и, по сравнению с многочисленными брошюрками благочестивого содержания, считают пустой тратой времени. Хотя теоретически, наверное, каждый из вас представляет, что это не так, и что от Самого Спасителя, апостолов и святых Отцов нам передана заповедь изучать и вникать в Священное Писание. Для нас с вами Священное Писание – это есть, в первую очередь, свидетельство о Христе, свидетельство о Боге, и если мы с вами хоть немного стараемся соблюдать заповедь Божию: ««и люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5): сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37-38). И если хоть немного мы эту заповедь принимаем во внимание, то, наверное, Священное Писание как книга о Том, Кого мы возлюбили всем сердцем своим, всем помышлением своим, всею крепостию своею, – должно быть нам дороже любой другой книги. Священное Писание мы еще называем божественным Откровением. Это то, что Богу было угодно открыть нам о Себе, о Своем действии в мире, о Своих отношениях с человеком, поэтому и с этой точки зрения, конечно, Священное Писание для нас необычайно важно. Собственно, весь наш курс будет строиться именно на этой первой заповеди, и если хоть немного мне удастся вам привить любовь к чтению Священного Писания, я буду очень рад и буду считать свою цель достигнутой.

http://sedmitza.ru/lib/text/430778/

Глава 4. Настоятельство (1826–1862 гг.) От плодов их познаете их ( Мф.7:16 ). «Уединение, кажется, от самой юности влекло меня к себе», писал О. Моисей еще в 1813 году; но Промысл Божий устроил иначе. Уединенная жизнь его, в Брянском лесу была непродолжительна, в сравнении с тем поприщем деятельности настоятельской, на которое Господь поставил его через тогдашнего Калужского Архипастыря. В 1826 году, 43 лета от роду, О. Архимандрита Моисей , тогда еще иеромонах, был назначен управляющим Оптиною Пустынью и 37-мь лет сряду, стоял неуклонно на божественной страже вверенной ему паствы. Оправдались на нем слова летописца: «Монастырь согради и браню собра», но все это доставалось ему с трудом и трудом, подчас великим. Подвижническая жизнь в пустыне под руководством опытного старца, в совершенном послушании ему, изучение и исполнение на деле писаны Св. Отцев, равно как и скорби, постигавшие О. Моисея от юности и всегда переносимыя им с молитвою и покорностью воле Божией, на столько подготовили, просветили и укрепили его внутреннего человека, что он, вступив в должность настоятеля в зрелом, возрасти по годам телесным, был близок и к зрелости духовной: как по ясному, духовно-просветленному взгляду на вещи и чувствам, обученным долгим в добра же и зла, так и по твердости воли, укорененной в добром направлении. Доказательством этому служат его действия и письменные его советы, данные близким ему людям и дошедшие до нас 22 . Тем не менее, почти 40 лет подвижнической жизни в сане настоятеля, конечно, не прошли для него напрасно. Каждый промежуток времени, каждый случай в жизни, при крайней бдительности О. Моисея над собою и постоянном молитвенном подвиге, без сомнения, возводили его от силы в силу и увеличивали в нем сокровище добродетелей. За сокровенные труды его в тайне сердца своего Господь, видяй в тайпе, воздал ему явным благословением внешних его действий. Последнее, очевидно было всем его знавшим; но крайне сожалеем, что не имеем достаточно сведений, о его внутренней жизни и деятельности и не можем изложить их здесь в желаемой полноте. Старец не любил говорить о своих поступках и никогда никому не рассказывал о действиях благодати Божией, который несомненно ощущал 23 . Можем только сказать, что он, по слову Св. Исаака Сирина , был всегда «борцем против страстей и терпеливым делателем заповедей Христовых». Тому же учил он и просивших его советов и наставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Глава VI О различных особенных обнаружениях христианской любви (1–10). Заключение к посланию (11–18) Гал.6:1–10 . При обращении грешника на истинный путь нужно действовать в духе кротости. Следует также заботиться о своих ближних в их нуждах и неудачах, снисходя к их недостаткам, в виду того, что каждый из нас также имеет свои грехи. Нравоучительный отдел заканчивается новым призывом к деланию добра людям. Гал.6:1 .  Братия! если и впадет человек в какое согреше­ние, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушен­ным. «Впадет» – нечаянно, неожиданно для самого себя, по увлечению со стороны ( προληφθ – точнее: «будет захвачен»). – «Духовные» – οι πνευματικο, т. е. такие христиане, в которых Дух Св. наиболее проявил Свою силу, в которых Он стал руководящим началом жизни, тогда как в массе христиан по-прежнему еще сильно влияние плоти (ср. 1Кор.3:1–3 ). Это те люди, которых Апостол называет «совершенными» ( 1Kop.II,6 ; Фuл. III,15 ), «сильными» ( Рим.15:1 ). – «Чтобы не быть искушенным», т. е. чтобы не впасть в грех . Проступок брата для «духовного» человека должен, следов., служить предостережением, напоминать ему о его собственной слабости, а это воспоминание заставит его мягче относиться к согрешившему... Гал.6:2 .  Носите бремена друг друга, и таким образо­м исполните закон Христов. Не только грех брата, но и всякая тяжесть ( «бремена»), какая чувствуется нашими братьями, должна и нами чувствоваться как бы угнетающая нас самих. Поэтому мы должны помогать брату нести его тяжесть, под которою нужно разуметь все, что удручает человека, с чем он не может сам справиться, – и духовные, и материальные его невзгоды. К такому широкому пониманию слова «бремена» побуждает и заключение стиха: «таким образом исполните закон Христов» или заповедь Христа о любви, в которой собственно и состоит существо закона Христова ( Мф.22:37 и сл., Ин.13:34 ). Исполнение закона Христова Апостол и теперь уже видит со стороны Галатов, но это исполнение еще несовершенное. Оно будет совершенным только со временем ( αναπληρσετε – от αναπληρον ­ исполнять в совершенном виде, в противоположность к πληρουρν ­ просто исполнять. У Галатов еще, след., нельзя констатировать αναπληρον, а только πληρον). Это совершенное исполнение закона Христова возможно только тогда, когда Галаты будут всегда помогать братьям носить их «бремена».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава ΙV. Евангелие от Иоанна § 40. Место между книгами Нового Завета Святое Евангелие от Иоанна во всех древних списках четвероевангелия занимает последнее место, потому что написано после Евангелия Матфея, Марка и Луки. 93 § 41. Краткие сведения о жизни писателя Св. Иоанн, написавший это Евангелие, был, сын галилейского из Вифсаиды рыбаря Зеведея и Саломии, дочери св. Иосифа обручника. 94 Вместе с братом» своим Иаковом Зеведеевым, или старшим, призван в апостольство еще в цветущем возрасте ( Мф.4:21; 10:2 ) и назван сыном громовым ( Мк. 3:17 ) в ознаменование, как думают, высоты учения и трогательного красноречия. 95 В Евангелии Иоанн называется учеником егоже любяще Иисус ( Ин.13:23; 21:20 ) и вместе с Петром и Иаковом Зеведеевым был ближайшим свидетелем важнейших событий из жизни Богочеловека; присутствовал при воскресении дочери Иаира ( Мк.5:37 ); видел славу божества Иисусова на Фаворе ( Мк.14:33 ), а на Тайной Вечери возлежал на персях Богочеловека ( Ин.13:23 ). В залог и вместе в воздание особенной любви Господь, вися на кресте, поручил Иоанну, как сыну, попечение о Своей Пренепорочной Матери, что исполнял Иоанн до её кончины, последовавшей в Гефсимании, по мнению Евсевия, в пятнадцатый, по мнению Мелитона в 22, а по мнению св. Епифания в 25 году по вознесении. 96 По успении Божией Матери Иоанн оставил Иудею, избрал местопребыванием Ефест, главный город Малой Азии, выпавший ему по жребию, 97 и имел ближайшее попечение о семи малоазийских церквах: ефесской, смирнской, пергамской, фиатирской, сардийской, филадельфийской и лаодикийской, упоминаемых в Апокалипсисе ( Апок. 1:11 ). В царствование Домициана (Царств, от 81 по 96 гг. по Р. X.), по случаю гонения на христиан, азийский проконсул отправил Иоанна в Рим, около 95 года по Р. X., как главного учителя малоазийских христиан; там, по требованию судей, Иоанн бестрепетно выпил чашку яда. 98 Когда яд оказался бессилен, Домициан приказал бросить его в кипящее масло, 99 но Иоанн вышел из него цел и невредим. На месте, где совершилось это чудо, усердием древних христиан римских сооружен храм, который и поныне сохраняет свое наименование «Iohannes in oleo» и находится у так называемых Латинских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Культ кормления или «Золото Партии» Мумия вождя и завеса таинственности, окружающая мавзолей 21.04.2013 1244 Время на чтение 20 минут Ритуалы в древности служили для психологической адаптации человека, помогали приспособиться к жестким условиям жизни. Главными ценностями считались род, семья, их выживание и продолжение. Большинство сохранившихся традиционных обрядов - семейные или связанные с семьей. После принятия христианства, через Церковь и ее икону - «малую церковь» - семью, наши предки входили в благодатное единение с Богом, в особую форму единства, которое называли «соборностью». Первая и наибольшая заповедь - « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим » (Мф. 22: 37). Но так как человеку по его духовной немощи сложно любить невидимого Бога, Он дал ему Свой видимый образ в личности Царя, а в образе земного Царства - дал представление о будущем Царстве Небесном. В идеи монархии лежит представление о государстве-семье и Государе - Отце подданных. Глава этой сакральной Семьи соотносится с государственным «домом», с «кормильцем», который, в случае неурожая «отворяет житницы и сыплет злато», в случае войны - жертвует на помощь воинам. «Хозяин Земли Русской» - так обозначил Свое место в этом «Доме-Семье» Св. Государь Николай Александрович. «В семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе - государстве. Именно: отец есть... первый властитель... но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следовательно, и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге - Творце человека. Из Негоже всяко отечество на Небесех и на земли именуется (Еф. 3: 15); потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы и из семейства выросло Государство, необъятное для естественной власти отца, - Бог дал этой власти новый образ и новое имя в лице Царя. [...] Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного Вседержительства устроил на земле Царя Самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего... поставил на земле Царя наследственного», - раскрывает символическое значение земной иконы Небесного Царя Московский Святитель Филарет (Дроздов) .

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святейший Патриарх Кирилл поступил мудро и равновесно» Диакон Владимир Василик об отказе Предстоятеля Русской Православной Церкви благословлять рок-концерты 13.10.2010 2254 Время на чтение 7 минут Относительно рок-концертов Святейший Патриарх Кирилл поступил мудро и равновесно . Насколько я знаю, к Святейшему неоднократно ходили и о. Андрей Кураев, и другие для того, чтобы он не только благословил рок-миссию, но и сделал ее массовой. Патриарх имел достаточно мудрости этого не делать. Ситуация здесь такова: сам он не является музыковедом, его музыкальные вкусы, естественно, далеки от рока. Патриарх, не чувствуя себя авторитетом в данной области, избрал позицию осторожного дистанцирования, поскольку на него оказывается давление, разные воздействия с одной стороны - ретивых миссиоманов, убеждающих его, что будто бы рок-миссия спасет молодежь, массово привлечет ее к Церкви, обновит Церковь, что надо идти в самые разные места и «говорить на всех языках», использовать все средства. А с другой стороны - Святейший, мудрый архиерей, монах и аскет – и для него значимо свидетельство отца Иоанна (Крестьянкина), с которыми он вероятно знаком. Отец Иоанн писал одному священнику с советом воздержаться от священнослужения, потому что в прошлом он был активным рок-музыкантом. Отец Иоанн (Крестьянкин) указал на то, что человек с таким демоническим опытом, с опытом общения с падшими духами и опытом разжигания страстей не может стоять у Престола. Это уже говорит о том, что такое стихия рока, как она действует на человека. Меня весьма порадовали слова Святейшего о том, что он не видит в рок-миссии смысла. Я в свое время уже писал об этом в статье «О миссии истинной и ложной» . Действительно, это так, потому что рок-миссия и проповедь мало- и трудносовместимы, если не вообще несовместимы. Евангелие нам говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37-39). Святейший Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что во время рок-концерта логика, мысль отключается. Человек живет ритмами, чувствами, у него на время отключается сознание, поэтому проповедь возможна на одну-две минуты. Это несколько лозунгов - вот и все.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/13/sv...

О Божественной любви Любовь Бога и ее дары Очень часто христиане теряют цель, к которой нужно стремиться, теряют духовную перспективу, их духовный рост замирает. Преподобный Иоанн Лествичник замечает, что всегда нужно проверять, на какой ступени духовного роста мы находимся. Цель, к которой мы должны стремиться, поставлена Самим Господом Иисусом Христом, который говорил, что весь закон и все пророки сводятся к двум заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37–40 ). Заповедь любви является той целью, к которой должны вести все остальные заповеди. Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:34–35 ), и, как говорит апостол Павел: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14 ). Любовь к Богу и ближнему несовместима ни с какими грехами. Любовь является сердцевиной совершенства. Что такое любовь? Апостол Иоанн Богослов, давая определение любви, сказал, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 )- Преподобный Иоанн Лествичник , повествуя о 30-й степени совершенства – о той ступени, которая уводит человека в Небо, – о Божественной любви, говорил, что «любовь по качеству своему есть уподобление Богу, по действию любовь есть Бог, и кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской». Любовь – это Господь Бог в Троице. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, насколько того люди могут достигнуть. Многие думают, что любовь – это чувство, но это не так, любовь – это состояние воли. Если бы любовь являлась чувством, то она не была бы заповедью. Конечно, любовь сопровождается определенными чувствами, но по сути своей это состояние воли. По действию же она есть упоение души. А по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Душа человека ищет тот источник, в котором она свою жажду может утолить, и когда она найдет его, то блаженствует. Если же не может утолить жажду, то любви такая душа еще не достигла. Любовь удовлетворяет тягу человеческой души к совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Об одиннадцатом члене Символа Веры 11 . Чаю воскресения мертвых В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака ( Евр.11:17 ), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов.19:25–26 ); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис.26:19 ). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом ( Иез.37 ). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5:25 ). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:29, 31, 32 ). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20, 21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010