– Ага, полиция?! Подсматривать?! Подслушивать?! А раз даже наказал его за то железной палкой так чувствительно, что тот ощущал это довольно продолжительное время. Получив такое внушительное вразумление, Паисий ушел и думает: «Ну, теперь ко мне в гости не придет... И не надо... Только одно беспокойство с ним»... Но едва возвратился в келию, как блаженный является к нему и говорит: – Извините, душечко. Хоть и беспокойство, а чайку с вами попьем. Неоднократно и впоследствии накидывался на него блаженный и, как бы угрожая смертью , кричал: «Убью! Убью!» Слова эти оказались пророческими. Иеромонах Паисий был переведен в Преображенскую пустынь на покой. Страдая слабостью ног, он, опираясь на палочку, которая досталась ему по кончине блаженного, ходил к нему на могилку и беседовал с ним, как с живым. Пишущий это не раз заставал его там и пользовался любезным гостеприимством словоохотливого старца. При этом предметом наших бесед по преимуществу была жизнь блаженного, о котором о. Паисий так много знал и поведал мне. В 1907 году слова блаженного сбылись. Господь попустил пострадать о. Паисию от руки злодея: летом этого года иеромонах Паисий среди бела дня был убит в своей келии одним злоумышленником. Жизнь людей современного века – погоня за призраком модных наук и учений. Повсюду являются лжеучители, сеющие плевелы ложных наук и нечестия. Сеет Сын Человеческий Свое Божественное учение – сеет и враг свои плевелы. Проповедуют пастыри учение Христово – проповедуют и сыны диаволаучение сатаны. Распространяют священные книги в народе служители Божии – ширят между народом свои душевредные книги и слуги сатаны. Слово Божие говорит: сотворен человек по образу и по подобию Божию ( Быт.1:26 ), а диавол через безбожников уверяет: «Не верь... Случайно мы рождены и ничем не отличаемся от скотов. Дыхание в ноздрях наших – дым, а слово – искра в движении нашего сердца». Слово Божие учит: ...помни о конце твоем, и во веки не согрешишь. ...Помни истление и смерть и соблюдай заповеди ( Сир.7:39;28:6 ). А диавол через безбожников говорит: «Ешь, пей, веселись; наслаждайся земными благами, ибо земная жизнь наша кратка»... Слово Божие говорит: Воздай кесарево кесарю ( Мф.22:21 ). Не прикасайтеся к помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Нет власти не от Бога. Всяка душа властям должна повиноваться ( Рим.13:1 ). А диавол влагает в сердце развращенного свое: «Не повинуйся властям. Долой их. Все равны. Убивай начальников и старших». Слово Божие учит: слушайся Церкви Божией ( Мф.18:12 ). Уважай священников ( Сир.7:31 ). Почитай пастырей ( Евр.13:17 ), ибо вне Церкви нет спасения. А диавол всевает свои плевелы: «Не надо Церкви. Уничтожь ее. Она поддерживает верховную власть царей и освящает насилие»... Слово Божие говорит: Чти отца твоего и матерь... Слушайся старших ( Лев.19:32 ). А диавол учит по своему: «Не слушайся их. Они люди глупые, отжившие, отсталые».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Милость сия есть обращение заблуждающих и исправление грешников ( Иак.5:19–20 , Гал.6:1 ). Милость сия простирается на всех заблуждающихся за пределами её. Милость сия есть научение неверующих ( 1Фес.5:11, 14 ; Евр.10:24 ). Научение это есть как всякое, вообще полезное наставление ближнему, так и особенно руководство его к познанию веры, Закона Божия и заповедей христианских. Милость сия есть утверждение колеблющихся ( 1Фес.5:14 ). Это бывает, когда подается ближнему полезный совет и делается благовременное предостережение от опасности. Милость сия есть утешение печальных ( Рим.12:15 ). Любовь не оставляет ближнего ни в каком состоянии. Она разделяет и его радости, и его скорби. Милость сия есть прощение обид и воздаяние благом за зло ( Лк.6:37 ; Мф.18:22, 5:14 ) ( Рим.12:17–21 ). Милость сия есть молитва за ближних, не только за сродников и присных, но и за чуждых, не только за благодетелей, но и за врагов, не только за верных, но и за неверных особенно же за бедствующих и страждующих ( Иак.5:16 , Мф.5:44 ). Милость сия есть поминовение усопших: молитва и милостыня за умерших от смерти избавляет и не оставляет ити во тму ( Тов.4:10, 17 ). Все, свято исполняющие сии дела милосердия суть милостивые. Что же с ними будет? Милостивые сами будут помилованы. Милостивых самих Милосердый Владыка в вечном блаженстве напитает, напоит, оденет, избавит от темницы ада, сподобит оставления грехов и помянет, егда приидет во царствии Своем. Убегаем же, братие, жестокосердия и немилости. Будем, по слову Спасителя нашего, милосерди, яко же и Отец наш милосерд есть ( Лк.6:3–6 ). Милость наша привлечет на нас Божию милость. Аминь. 7. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят Чистота сердца так приближает человека к Богу, что он видит Его лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ). В чем состоит чистота сердца, и какое блаженство ожидает чистых сердцем? Все наши внешние действия, слова и поступки суть плоды, которые бывают сладки или горьки, судя по тому, каково дерево – сердце наше; это ручьи, которые бывают чисты или мутны по тому, каков источник – сердце наше. Сердце есть источник духовной или нравственной жизни ( Лк.6:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Посему и в христианском учении Веры и Нравственности, прообразовательный смысл может служить не только к пояснению, но и к подтверждению учения, или, что-то же, быть началом доказательным для наших мыслей: надобно только, чтобы он раскрыт был ясно и верно, то есть, несомненно, указан тот самый смысл, какой заключён в известном месте Духом Святым. Св. Писание представляет нам многие примеры доказательств такого рода ( Гал.4:22–31, 5:1 ; Евр.7:1–21, 9:13–14 ; Рим.5:15, 17 ; 1Кор.5:7–8 ), и тем самым дозволяет и нам благоразумно употреблять их. Из того, например, что таинство Крещения прообразовалось в Ветхом Завете обрезанием ( Кол.2:11–12 ), а сие было совершаемо над восьмидневными младенцами, справедливо можем заключать и доказывать, что и Крещение должно совершать над младенцами. Из того, что обрезание было в Ветхом Завете «знамением завета» ( Быт.17:10–11 ), можем доказывать, что и в Крещении человек вступает в завет с Богом, во Христе Иисусе. Наконец из того, что с установлением обрезания соединена была заповедь – благоугождать пред Богом и быть непорочным, можем доказывать, что к тому же обязывается и принимающий Крещение. Признаки прообразовательного смысла Надежнейшим руководством к открытию прообразований в Ветхом Завете должны служить указания Самого Духа Божия, сделанные во многих местах Св. Писания. Сии указания суть прямые и не прямые. Первыми можно почитать все те места Нового Завета, в которых ясно и прямо даётся каким либо ветхозаветным лицам или вещам значение прообразовательное, как напр. Мелхиседек ясно представляется образом Иисуса Христа: «уподоблен Сыну Божию» ( Евр.7:3 ), и Крещение прямо называется первообразом (νττυπον) ковчега Ноева ( 1Пет.3:21 ). Из непрямых более известны следующие: 1) Какое-нибудь ветхозаветное лицо или вещь сравниваются с новозаветными лицом или вещью. Когда, например, тридневное пребывание Ионы во чреве кита сравнивается в Евангелии с тридневным пребыванием Христа в сердце земли ( Мф.12:40 ), или когда Христос, Ходатай Нового Завета и Первосвященник, сравнивается с посредником Ветхого Завета – Моисеем ( Евр.3:2 ) и первосвященником Левитским ( Евр.5:4–5 ): тогда можем принять за несомненное, что Откровение сближает в своём учении сии разновременные лица и события по тому, что Провидение и на самом деле сблизило их между собою, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5:10. Об образе «сна» см. в коммент. к 4:13 (это не может быть ссылкой на образ в 5:5–7, где сказанное относится к сынам тьмы). 5:11. См. коммент. к 4:18. 5:12–22 О жизни в христианской общине В ст. 12–15 рассматриваются взаимоотношения в общине; ст. 16–22 обращены к общей (отчасти и личной) молитве (ср. сходные рассуждения об общей молитве в Еф. 5:18–21 , после чего рассматриваются взаимоотношения в семье). 5:12,13. Выражение «трудящихся у вас», возможно, напоминает об обычае, воспринятом фессалоникскими христианами, корни которого уходят в мир греко-римской культуры, где говорится об отношениях между патронами (спонсорами или покровителями) и их подопечными («клиентами и религиозными организациями). Если здесь имеется в виду именно такая ситуация, то это могли быть христиане, которые открыли свои дома для собраний Церкви, поддерживали своих подопечных материально и оказывали содействие в политической сфере (среди таких патронов в Фессалониках, вероятно, был Иасон – Деян. 17:5–9 ). Нет ничего удивительного и в том, что они могли и «вразумлять» других, поскольку это были состоятельные, а потому и лучше образованные люди. (Большинство людей в древности были практически безграмотными; наставлять других было, естественно, легче тем, кто умел и имел время читать Писания, поскольку Писания служили источником наставлений и в синагоге, и в церкви.) Если же в общине не было состоятельных людей, заботу о других могли брать на себя те, кто имел больший достаток и предоставлял, по возможности,свое помещение для собрания верующих; как правило, в общине были и знатные люди ( Деян. 17:4 ). 5:14. «Бесчинные», недисциплинированные или ленивые (NIV, NRSV) – это те, кто мог, но не хотел работать (ср.: 4:11; 2Фес. 3:7,8 ). Выражение «малодушные», или робкие, относится, в первую очередь, к тем, кто был о себе невысокого мнения, занимался самоуничижением. Ср.: Ис. 35:3,4 . 5:15. Ср. с учением Иисуса ( Мф. 5:39 ); некоторые другие иудейские учителя также советовали не воздавать злом за зло (см. коммент. к Рим. 12:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Иак. 2:14,17 и др.) к Богу и ближним (Второзак. 6:5; Лев 19:18 ; сн. Мф. 22:37–39 и пар. Рим. 13:9 ; Гал. 5:14 ; Иак. 2:8 ), дел, по существу начала своего вечных, живых, и дел внешней праведности пред законом, а не пред Богом, дел исполнения одной лишь внешней стороны закона, его постановлений, без участия сердца, живущего верой, что так сильно обличал не только Иисус Христос в фарисеях своего времени (Мф. 5:20 срав.     23, 24; 6:2,5,16; 15:2–9; 23:3–4 и мн. др.); но и еще в Ветхом Завете мужи веры в своих фарисействовавших современниках (Исаии 1:2 и дал., 29:13; Иерем. 6:20; 14:12; Ам. 5:22 ; Мих. 6:6,7 ; Прит. Солом. 21:27 и др.), следовательно, дел, как не вытекающих из живого существа веры, мертвых ( Евр. 6:1; 9:14 ) и мертвящих, т. е. приводящих к вечному удалению от Бога, а не к общению с Ним. Итак, в первом отношении и закон сам имел вечное значение и не только нравственный, но и обрядовый с его внутренней стороны, как исполнявшийся в мысли о восстановлении нарушаемого через грех общения с Богом через жертвоприношения Ему, как дар сердца, верующего в грядущую Жертву 420 , имеющую заменить все неудовлетворительные уже по множественности своей жертвы ветхозаветные и однако же Богом установленные до времени исполнения нарока отча (он. Евр. 10:1–4, 5–9 ; Гал. 4:1–4 , сн. ст. 9–10) 421 . Во втором же отношения и постановления не только обрядового, но и нравственного закона или имевшие только временный характер при вечной сущности своей, или исполнявшиеся без духа веры (в последнем отношении конечно уже не сами по себе, а по отношению к ним людей) постепенно уже в самом Ветхом Завете все более и более старели и, следовательно, мертвели вместе с возрастом наследников обетования ( Гал. 4:1–3 ) и стало быть требовали обновления и замены живыми, вечными словесами вечного закона новозаветного (для этого срав. особенно Иерем. 31:31–34 сн. Евр. 8:6,13 ). Вместе с тем привзошедший «спустя четыреста тридцать лет» после обетований дозаконных ( Гал. 3:17 ) закон Моисеев установил более тесную и определенную, чем это было до него, связь между исполнением закона как условием и между обетованием, как следствием этого исполнения, определив: «исполнивший правила закона человек будет жив в них» ( Лев. 18:5 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Разумеется, и среди масонов встречаются озабоченные лишь собственной корыстью, как, к примеру, дворянский предводитель Кравчик, который «был ищущим масонства и, наконец, удостоился оного вовсе не ради нравственного усовершенствования себя и других, а чтобы только окраситься цветом образованного человека, каковыми тогда считались все масоны, и чтобы увеличить свои связи, посредством которых ему уже и удалось достигнуть почётного звания губернского предводителя» (8,14-15). Но всегда ведь находятся люди, примыкающие к самым высоким и чистым идеям ради нечистых своих целей, — чем сквернят одних себя, а не сами идеалы. Основы масонского учения, масонские обряды, история масонства — подробно излагаются и описываются в романе, так что читатель может получить обо всём этом некоторое начальное представление, хотя и верхушечное, конечно. Главным носителем масонских идеалов показан в романе Егор Егорыч Марфин. Этот господин обладает всеми возможными и невозможными достоинствами (он и честен, и бескорыстен, и щедр, и самоотвержен, и набожен — и пр. и пр.), но одного в нём недостаёт: он как-то не слишком умён. Вышло это у автора, кажется, ненарочно, вовсе не входя, вероятно, в намерения романиста. Но так уж случилось; что само по себе компрометирует масонскую систему воззрений. Марфин, впрочем, не имеет представления об истинных целях масонства, видя в нём лишь некое нравственно-религиозное начало: «…У нас, масонов, — Бог, у нас — вера, цель наша-устройство и очищение внутреннего человека. Учение наше — средняя линия между религией и законами… Мы не подкапыватели общественных порядков… для нас одинаковы все народы, все образы правления, все сословия и всех степеней образования умы… Как добрые сеятели, мы в бурю и при солнце на почву добрую и каменистую стараемся сеять…» (8,12). Марфин не лукавит, говоря о масонах как о «не подкалывателях». Верно, сам автор не имел сведений о решающем участии масонов в европейских революционных смутах. Нетрудно заметить, что масон Писемского легко использует образы, хорошо известные любому христианину. Так, в приведённом высказывании легко узнать апостольскую мысль о «внутреннем человеке» ( Рим. 7:22 ; 2Кор. 4:16 ; Еф. 3:16 ), а также евангельскую притчу о сеятеле ( Мф. 13:3-9 ). Стоит лишь заметить, что сеять на почву каменистую неполезно, ибо, по слову Спасителя, «посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение на слово, тотчас соблазняется» ( Мф. 13:20-21 ).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Господи! Господи! Что я должен делать, когда и ныне, не всяк, как сказал Ты, глаголяй Тебе: «Господи, Господи», внидет в Царство небесное; но только тот, кто творит волю Отца Твоего ( Мф.7:21 ), Иже есть на небесех! Что же я должен делать, когда, по словам Твоим, никакое худое дерево не может приносить плодов добрых (Ср. Мф.7:19 )? А я есмь дерево неплодное, – умиления плода отнюдь не ношу, и посечения страшуся, и огня оного боюся негасимого; тем же Тя молю: прежде оныя нужды, обрати и спаси. Ты, Господи мой, истинно сказал нам: яко без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Воистину, а не могу не только сделать, но и помыслить без Твоей благодати ничего Тебе угодного. Я древо неплодное. Плод же духовный, как возвестил некто из премудрых, есть любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание ( Гал.5:22 ); и сей-то плод сердца сокрушенного, как замечают святые отцы, орошается всегда слезами умиления. Сердце же мое бесчувственное, как камень, и хотя я сознаю, что Ты – Христос, Сын Бога живого, но Твоей воли не творю, и николиже сотворих благое пред Тобою. О, как я вниду в живот вечный при такой моей немощи?! Как достигну Царства Твоего Небесного? Господи, Господи! обрати сердце мое к Тебе, Боже мой, отврати его от суеты мира сего, сокруши его и спаси меня. Уверяясь словом Твоей истины: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 ), призову и я имя Бога Спасителя моего, источившего некогда воду из камня, в коем невозможно быть и малой капле естества водного. Всемогущий! Ты можешь из самого ожесточенного сердца извлечь потоки слез, как и обещал всем призывающим Тебя во истине: отыму сердце каменное и дам вам сердце новое, и дух нов дам вам ( Иез.36:26 ). И чтобы не было в нас сомнения, что у Бога все возможно, Ты, Господи, являешь Свою всемогущую силу и в видимой природе: вот дуновением хлада превращаешь и удобоподвижную воду в подобие камня, но дохнет дух южный, и ледяные глыбы обращаются паки в великое наводнение. Нет преграды Твоему могуществу, – нет ничего неудобоисполнимого для Бога Спасителя моего; еще и то известно мне, что из просящих Твоей милости никто не отходил ни с чем, и только за одно неверие не творишь Ты чудес Своих, за одно нерадение попросить у Тебя помощи, не подаешь Ты спасения Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

памятникам, как это находим в Schemoth rabba par. 45 к Исх.33:12. Wünsche 317 внизу: пророки в раю имеют только уготованную вечерю, но не видят награды праведников, согласно Ис.64:4 . Подобное же в вышеприведенном месте из Bammidbar г. р. 21, Wünsche 519, книзу Ср. Pesachim 119. b и Baba bathra 75.a. у Wünsche в Beiträge к эт. м. также Schoettgen, Horae hebraicae к эт. м. и Weber из Pesikta стр. 59. Тоже в Эфиоп. Книге Эноха, гл. 59 ст. 12 и 61, 17 по изд. Gtroerer " a. Prophetae veteres pseudepigraphi, и Dillmann, Das Buch Henoch. Вопреки чувственному представлению будущей жизни Р. Рав говорил (Berachoth, 17.а к концу. Holdschmidt. 62 строки 610): «в веке грядущем нет ни еды и питья, ни пложения и множения ( Быт.1:28 ), ни купли и продажи, ни зависти, ни ненависти, ни вражды, но праведники восседают, и венцы их на головах их и наслаждаются в блеске Шехины, как сказано: они видели Бога, и ели, и пили (Исх.24:11)». Ср. Мф.22:2930 ; 1Кор.6:13 ; Рим.14:17 . 585 Начальник воинского отряда в Капернауме, следов. находился на службе у тетрарха Антипы. Иосиф Флавий свидетельствует, что у Агриппы 1 войска состояли главным образом из Самарян и жителей Кесарии (Antiq. 19, 9. 1–2 Niese IV. 271 сл.), хотя во главе стоял Иудей Сила (19. 7. 1. Niese ib. 264 сл.) и телохранителями были Вавилонск. всадники (17. 2. 3 Niese ib. 75). Предполагать Самарянина в сотнике неудобно в виду его любви к народу иудейскому и его отношения к старейшинам иудейским ( Лк.7:26 ). Благорасположение сотника к иудеям дает возможность видеть в нем греко-римского язычника с универсально-гуманистическими воззрениями, и потому наиболее предрасположенного к христианству. Если бы сотник был «пришлец врат», то у евангелиста Луки следовало бы ожидать указания на это, – да и противоположение 1012 стихов потеряло бы свою силу. 586 У ев. Матфея исцеленный хотя и называется «πας – отрок», что может обозначать и сына (17:18 ср. Лк.8:51, 54 , – Ин.4:51 ) и слугу (14:2 ср. Лк.12:45 , – 15:26). Но на основании слишком будто бы сильной для слуги просьбы сотника (что за масштаб для определения душевных явлений по отношению к людям, стоящим в разных степенях близости кровной?) следует видеть здесь сына сотника, дабы через это поставить рассказ Матфея в противоречие с показанием Луки и, отожествив с повествованием Иоанна об исцелении сына Капернаумского царедворца ( Ин.4:4754 ), внести противоречие во все евангельские рассказы и все их лишить исторической достоверности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010