Гл. 26. Ст. 4–5. Нет хитрее злобы; она знает время, когда лучше сделать зло, и пользуется всеми обстоятельствами ко вреду другого (См. ниже в 27 главе, под ст. 39–43. – Сир.12:15–18 ). 8–9. И отрекшиеся от мира в суждениях своих о поступках другого часто бывают подобны мирским человекам, доколе Бог не даст им духа премудрости и разума ( Еф.2:18 ). 12–13. Смерть И. Христа есть пророчество и евангелие жизни, читаемое во всем мире, написанное по повелению Самого Господа ( Ин.15:26, 27 ) самовидцами и служителями Слова Божия ( Лк.1:2 ). 26–28. В Таинстве Причащения тело Христово есть истинная (нетленная) для всех пища, и кровь Его есть истинное для всех питие ( Ин.6:55 ): но кто приобщается тела и крови Христовой недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не уважая тела Господня. И так да испытывает себя каждый в своей совести, имеет ли он веру в Бога ( 1Кор.11:28–29 ). 33–34. Человек дает обет Богу не грешить, а Бог по любви Своей предостерегает его перед самым падением: никто не полагайся на собственные силы, но будь нищ духом, и ожидай во всем добром для души Божией помощи ( Мф.26:41 ). 38. Праведник и о чужих грехах скорбит как бы о своих ( 2Пет.2:8 сл.), и нет болезни тягостнее скорби сердечной ( Сир.25:15 ). 39. И праведнику прискорбно терпеть страдания; но он всегда предается в волю Божию. 40–41. Ищи себе успокоения, – но не в леностном бездействии: будь бодр, и молись. 40–45. Праведник молится до кровавого пота; а чувственные человеки скоро предаются сну: дух бодр ( Мф.26:41 ), но плоть немощна ( Мф.26:41 ). 41. И бодрый не редко духом праведник ( Мф.26:35 ) впадает в искушение отвергнутся Бога ( Мф.26:74 ) по немощи плоти: дух праведника бодр, по плоть немощна ( Рим.7:18 ). 45–46. Человек – не Ангел ( Откр.4:8 ): он имеет нужду в отдыхе; только бы все было в свое время ( Еккл.3:1–7 ). 48. Достовернее (безопаснее) суть язвы (обличения) друга, нежели вольныя лобзания врага ( Притч.27:6 ). 52. Кто ведет кого в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит погибнуть от меча ( Откр.13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

а) Иисус Христос обязывал к, вере в Него Самого, предписывая сию веру как заповедь необходимую для спасения людей. Он говорил: «се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он ( Ин.6:29 ). Дóндеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете ( Ин.12:36 ). Веруйте в Бога, и в Мя веруйте» ( Ин.14:1 ). б) При каждом случае возбуждал и утверждал эту веру: ( Ин.11:15 ) «Радуюся вас ради, да веруете.» – ( Ин.11:40 ) «He рех ли ти, яко аще веруеши, узриши славу Божию? – ( Ин.11:42 ) «Народа ради – рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси.» в) Находя сию веру, восхвалял ее. «Слышав Иисус (веру Сотника), удивися, и рече грядущим по нем: аминь глаголю вам, яко ни во Израили толики веры обретох ( Мф.8:10 ). – О жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши» (Мф:15:28). г) Утверждал ее отпущением грехов и чудесами. «Принесоша разслаблениа, на одре лежаща. И видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои... . востани, возми твой одр, и иди в дом твой ( Мф.9:2. 6 .). – Дерзай, дщи, вера твоя спасе тя. И спасена бысть жена от часа того» ( Мф.9:22 . слч. Мк.10:52 ). д) С верою просящим обещал блага по их молитве. «Вся елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете ( Мф.21:22 ). Аминь бо глаголю вам, аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам» ( Мф.17:20 ). е) Верующим обещал жизнь вечную: «веруяй в Мя имать живот вечный» ( Ин.6:47 ). ж) Недостаток веры или маловерие строго обличал: «маловере, почто усумнелся еси! ( Мф.14:31 ). – И поноси неверствию их и жестосердию, яко видевшым Его воставша не яша веры» ( Мк.16:14 . слч. Лк.8:15 ). з) Сам оплакивал неверие Иерусалима: «Видев град, плакася о нем, глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему » ( Лк.19:41 . и сл.). и) За неверие лишал благодеяний: «и не сотвори ту сил многих, за неверство их» ( Мф.13:58 ); и даже угрожал смертью н осуждением: «аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших» ( Ин.8:24 ). «Иже не имет веры, осужден будет» ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нет ни одного в жизни происшествия, подобно как в мире нет ни одного явления, которое происходило бы случайно, без Божия Провидения. Во всем открывается глубина Божией премудрости, и никто не может познать ум Господень ( Рим.11:33–34 ). 31. Диавол, зная о будущем своем наказании (ст. 29), страшится ада ( Лк.8:31 ), и не имея возможности вредить человеку лично, старается вредить его имуществу и достоянию ( Иов.1:11 ), хотя и над сим, без попущения Божия, он не имеет никакой власти (ст. 32). 31–32. Грешники, подобные нечистым животным ( 2Пет.2:22 ), утопают в водах скорбей, посылаемых, по попущению Божию диаволом. 32–34. Велик и страшен ( Лк.8:37 ) Господь; страшны чудеса его для нас грешников, во гневе ли (ст. 32), или в милости ( Лк.5:8–9 ). 34. Удобнее верблюду сквозь игольные уши (тесные врата – Мф.7:13 ) пройти, нежели богатому войти в царствие Божие ( Лк.18:25 ). Гл. 9. Ст. 2. Молитва с верою исцеляет больного ( Мф.8:13 ), и Господь, по вере молящихся ( 4Цар.19:34 – 3Ездр.7, 37–41 ) прощает ( Иер.29:7 ) больному грехи ( Иак.5:15 ), особенно – если он и сам в чувствах веровать, видя приближение свое к смерти (сл. слово: дерзай). Грех прежде болезни, и где болезнь, там большей частью ( Ин.9:3 сл.) грех , или наследственный (родительский – Пс.50:7 ·), или наш собственный. И так должно молиться о прощении грехов больного, а вместе с сим и о здравии; ибо одно здравие грешнику не полезно. Грех есть сам себе наказание ( Иер.2:19 ; Рим.2:9 ), подобно как добродетель сама себе награда ( Мф.5:6 ). 6. Ни один грешник не бывает без болезни, и ни один больной совершенно без греха: но Кто имеет власть отпускать грехи ( 2Пет.1:3 ), Тот подает и здравие; а врачи суть только орудия Божии, или Божии посланники для нашего исцеления: сами же по себе они не могут исцелить ни праведника, ни грешника ( Мк.5:26 ·), если только не будут молиться Господу, да управит им покой и исцеление ради оздравления ( Сир.38:14 ). 12–13. Больные имеют нужду во враче, а грешники в Искупителе и в искреннем покаянии. Покаяние есть врачевство от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

5. Прияв это суждение, наша Церковь и мыслит так и возвещает, и к защите его имеются на лицо аргументы. Во-первых, в Евангелии от Матфея, предначертывая тот будущий Суд, Господь говорит: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте», – из сего ясно, что они не были уже унаследовавшими, – затем: «уготованное вам, – говорит, – Царство " ( Мф.25,34 ), – не ранее данное. К грешникам же, в свою очередь, Он говорит: – «Отыдите, проклятии», – очевидно, что не уже – отошедшие, – «в огнь вечний, уготованный», – не вам, но – «диаволу и ангелам его» ( Мф.25,41 ), – и здесь опять, – «уготованный», – т.е. еще не приявший осужденных демонов, ибо как бы это могло быть иначе в отношении тех, которые до ныне и даже до оного Дня блуждают повсюду в воздухе и беспрепятственно совершают свое дело в обольщенных ими? Это же и в ином месте обнаруживается, когда они взывают к Господу, как написано в том же Евангелии: «Пришел еси семо прежде времене мучити нас» ( Мф.8,29 ), ясно, что они еще не мучатся, так как для этого еще не пришло время. Итак, если злые демоны и первые творцы зла, ради которых особенно-то уготовляется и устраивается наказание, еще не воспринимают долженствующее возмездие, но – свободные блуждают где хотят, какой довод мог бы убедить нас, что души отшедших отсюда в грехах, немедленно предаются огню и тем мукам, которые уготованы для иных? Какая же нужда и в Суде и в воскресении их тел, и в пришествии на землю Судии и в страшном том и всемирном зрелище, если до того дня каждый уже восприял по заслугам? И как же Господь в притче о девах, исшедших отсюда в сретение Жениха, говорить, что девы, т.е. – души, задремали и уснули, так как Жених запаздывал, т.е. – умерли, и еще не вошли в брачную горницу, до тех пор, пока Жених не придет с небес, не разбудит всех вместе как от сна, и одних, действительно, вместе с Собой введет в брачный чертог, а других – исключит, что – совершенно ясно – сбудется в День оный? – " Ибо тогда, – говорит Он, – Царство небесное уподобится десяти девам» ( Мф.25,1 ). И как, отошедши и вручив Своим рабам имение, затем придя и всех вместе собрав, Он потребует от каждого отчет в делах ( Мф.25,14 сл.), если каждый из рабов обнаружил уже свое дело и воспринял воздаяние прежде Владычняго возвращения?

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Гл. 3. Ст. 1–2. Во время земной жизни И. Христос был верен поставившему Его Первосвященником исповедания (веры) нашего: ибо, когда Он был с верующими в мире, соблюдал их во имя Отца; тех, коих дал Ему Отец, Он сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели (кроме неверующих ( Ин.17:12 ). Посланник верен пославшему, если исполняет всю волю Его ( Евр.3:5 ). Гл. 4. Ст. 2. Если слушаешь Слово Божие, то принимай его с верой; иначе оно не принесет никакой пользы. 10. Время сей жизни есть время подвигов для Бога, а будущая жизнь есть покой от всех трудов. 12. Обоюдоострый меч, рассекая тело, не касается души ( Лк.2:35 ) и духа; но Слово Божие имеет силу над всеми помышлениями, и изменяет всякое сердце ( Мф.3:9 ). 16. Во Иисусе Христе престол благодати, откуда снисходит к нам всякая помощь, и всякая милость ( Ин.1:16 ). Гл. 5. Ст. 7. Иисус Христос, как человек, боялся смерти; но молитвой Своей перед смертью научил нас не смерти бояться, но грехов, от которых все умираем ( Лк.22:41–46 ). Гл. 6. Ст. 4–6. Кто обращает благодать Господа Иисуса Христа в случай к распутству ( Иуд.1:4 ), и соделавшись причастником даров Духа Святаго ( Мф.7:22 сл.), отвергает Божию благодать: тот снова распинает у себя Сына Божия. 7–8. Кто не отвергает в себе благодати Божией, и делает добрые дела, тот получит от Бога благословение; а кто подобен земле, производящей терние и волчцы после благотворного дождя, тот близок к проклятию ( Мф.21:19 ). 13 и 16. Если Бог для непреложности Своих обетований употребляет клятву; то в важных и необходимых случаях может призывать Бога во свидетели истины или же непреложности воли своея и человек. Хотя Бог, давая клятву без принуждения, клянется своей святостью и верностью: но человек ни при каком уверении не должен клясться Богом, а только может открывать другому сердце свое, как бы перед Богом, с уверением: да или нет ( Мф.5:37 ). 19. Надежда, как и вера, не имеет предметом видимое, но невидимое ( Евр.11:1 ). Гл. 7. Ст. 12. Если отменяется то, с чем сопряжен закон, то отменяется и самый закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Следовательно, главная мысль псалма заключается в том, что нечестивые будут заменены праведными и в этом смысле наследуют землю. Можно думать, что и Спаситель говорил в том же смысле. Он говорил не о том, что кроткие наследуют святую землю, Палестину, а вообще землю, сделаются хозяевами земли, вселенной. История оправдывает такое пророчество. Христиане, усвоившие себе христианские идеалы кротости, незлобивости, смирения, действительно наследовали землю, которая прежде занята была нечестивыми (язычниками). Процесс этот продолжается до настоящего времени и неизвестно когда окончится. Ο πτωχο τ πνεματι и πραες – не синонимические термины. Мф.5:6 .  Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Ср. ( Лк.6:21 ) – просто «алчущие».) Эти слова сами по себе не представляют трудностей для истолкования. Несколько затруднительным представляется только слово «правды». Какой правды? Можно было бы сказать, что под правдой понимается истина, но тогда в греческом стояло бы λθεια, а не δικαιοσνη. Это последнее слово имеет множество значений. В рассматриваемом месте, вероятнее всего, оно означает правду Божию, жизнь, согласную с данными Богом законами и повелениями. Что касается образа, принятого Христом, то он не необычен в Священном Писании (см. Пс.41:3 сл.; Пс.62:2 ; Ис.55:1–3 ; Ам.8:11–14 ). Последователи Христа должны с такой же силой стремиться к правде пред Богом, с какой голодные стараются найти себе хлеб или жаждущие – воду. Мф.5:7 .  Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. И здесь, как во втором и четвертом блаженстве, награда поставлена в самое естественное соответствие с добродетелью. Слово «милостивые» употреблено в смысле вообще людей, оказывающих милосердие, благожелательность к ближним, и не только бедным. В Ветхом Завете та же истина была выражена весьма сходно с заповедью Спасителя, но милость ограничена только по отношению к бедным ( Притч.14:21 – согласно переводу Семидесяти). Более сходны слова Спасителя со словами пророков ( Ос.6:6 ; Мих.6:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7–13. Не оскорбляй Бога молитвою о том, что для тебя не нужно или бесполезно, но умудряйся в молитву Господню, которую Спаситель дал каждому, зная, в чем все имеют нужду. Сия молитва (Отче наш, Иже еси на Небесех...) есть общая Христианская молитва , и главная из всех молитв. 15. Суд без помилования тому, кто не делает милости: милость торжествует и на суде ( Иак.2:13 ). 16–18. Если кто постится внешне, воздерживаясь от пищи, то он должен в то же время поститься и внутренне – умерщвляя в себе страсти, и поститься так, чтобы никто сего не примечал и не знал, кроме одного Бога. 19–20. Блага небесные лучше благ земных: земные блага тленны; а небесные вечны. 21. Дорогое наше сокровище – жительство на небесах, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа ( Флп.3:20 ). О горнем должно помышлять нам, а не о земном ( Кол.3:2 ). 22–23. Душа (дух) в теле – как свет во тьме; но злые страсти помрачают ее, от чего весь человек делается тьмой, доколе не будет просвещен светом Христовым ( Еф.5 , 88). Плоть, не распятая со страстями и похотями ( Гал.5:24 ) – или плотские дела ( Гал.5:19–21 ), не умерщвленные духом ( Рим.8:13 ; Сл. Гал.5:22 ), все тело наше делают темным ( Рим.3:13–17 – 2Пет.2:14 ), безжизненным и отвратительным для Бога ( Рим.12:1 ). Святость телесных членов зависит от святости помышлений души; и никто из нас не может управлять страстным своим телом, если в нас не управляет сама собою душа при содействии Духа Божия ( Рим.8:13, 14 ). 24–34. Христианину всякий день так должно жить в своих помышлениях о житейском, как бы ему назначено было скоро умереть. Многопопечительность житейская или излишняя забота о богатстве ( Мф.6:29 ), пище ( Лк.10:41 ) и одежде, отягощает душу и препятствует её служению Богу, – что одно только и нужно ( Лк.10:42 ). 33. Кто всегда помышляет о Боге, и исполнением заповедей старается во всем угодить Ему ради своего спасения, тот никогда не будет нуждаться ни в пище, ни в одежде ( Пс.72:25, 26 ; Притч.10:22 ). 34. Не заботьтесь о будущем, будьте нравом не сребролюбивы ( Мф.6:24 ), довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам Бог сказал: не оставлю тебя, и не покину тебя ( Евр.13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

е. всем людям, назначенным для получения пользы («Благовестник» на Луку, ч. 3, стр. 330; см. Златоуст на Мф. ч. 3, стр. 419). г) Блаженный Августин говорит: «Нет лучшей и столь великой милостыни, когда мы из усердия нашего прощаем учинившему нам обиду, ибо быть благосклонным или благодетельным к тому, который тебе никакого не учинил зла, не велико есть еще благодеяние, – но сие весьма великое и весьма благотворительное есть дело, когда ты любишь твоего неприятеля, который тебе желает зла, и, ежели может, творит оное: ты же, напротив, всегда ему желаешь добра, и, ежели можешь, творишь оное, взирая на распятого на кресте Иисуса, Который, вися на оном, молился за Своих распинателей, и Который учеников Своих научал тому же, говоря тако: «любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящия вы» (Блаж. Августин. Ручник. Гл. 70, О любви врагов, стр. 180). II. Не питай ненависти к грешнику. «Не питай ненависти к грешнику, – говорит Исаак Сирин , – потому что все подлежим ответственности. И если восстаешь на него Бога ради, то плачь о нем. И для чего тебе ненавидеть его? Ненавидь грехи его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, Который не гневался на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме? ( Лк.19:41 ). И над нами во многом посмеивается дьявол. За что же ненавидеть того, кто, подобно нам, осмеян и над нами посмеивающимся дьяволом? И за что ненавидишь, человек, грешника? Не за то ли, что он подобно тебе несправедлив? Где твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о нем? Но ты гонишь его!..» (сл. 90, стр. 520). III. Помогай спасению души ближних. Св. Златоуст, убеждая мирян разделять с ним труды и заботы о спасении братий, желает, чтобы они предавались этому делу со всей горячностью любви, и чтобы они не оставляли этого дела, когда не видят плода от своего усердия. «Не видишь ли, – говорит он, – как отцы, нередко отчаявшись уже в жизни своих сыновей, садятся при них, плачут, горюют, целуют их, делают все, что зависит от них до последнего издыхания? Это и ты делай с братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 15 1–15. Христос на суде у Пилата. – 16–25. Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие. – 26–41. При Кресте. Смерть Христа. – 42–47. Погребение Христа. Мк.15:1 .  Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. (См. Мф.27:1–2 ). Евангелист Марк во всем этом разделе (стихи 1–15) опять говорит только о самом выдающемся, предоставляя читателям самим пополнять недосказанное. «Немедленно». Суд над Христом нужно было покончить как можно скорее, потому что к вечеру все начальники-первосвященники и другие должны были вкушать пасху и начинался полный покой от всех занятий. Мк.15:2 .  Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. Мк.15:3 .  И первосвященники обвиняли Его во многом. Мк.15:4 .  Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Мк.15:5 .  Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. Мк.15:6 .  На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Мк.15:7 .  Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. Мк.15:8 .  И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Мк.15:9 .  Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Мк.15:10 .  Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Мк.15:11 .  Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Мк.15:12 .  Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Мк.15:13 .  Они опять закричали: распни Его. Мк.15:14 .  Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Мк.15:15 .  Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (См. Мф.27:11–26 ). «Обвиняли Его во многом» (стих 3). В чем состояли эти обвинения см. Ин.18:29 и сл.; Лк.23:2 . «На всякий же праздник» (стих 6). Обычай освобождения преступников по случаю праздника, очевидно, не ограничивался только Пасхой (как и Матфей, Иоанн Богослов упоминает только о Пасхе, но не исключает возможности отпущения и в другие праздники – Ин.18:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010