Специально для любителей проводить время на различных интернет-форумах задам и вопрос о том, стараемся ли удерживаться от желания написать какую-нибудь шутку, остроту, напомнить или дать ссылку на какую-то всем известную комедию или веселящий ролик, привести «крылатую» смешную фразу, сделать намек на какой-то анекдот? Если мы, зная эту Господню заповедь, всего этого не делаем, приводя себе различные оправдания в своих грехах, то это означает, что мы не хотим знать и исполнять заповеди нашего Бога, которые Он дал нам в Своем Евангелии. Это означает, что у нас нет страха Божия и удовлетворение наших греховных страстей для нас важнее, чем исполнение заповедей нашего Творца и Судии. Это значит, что именно к нам относится другая евангельская заповедь Господа: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), то есть не войдёт в него, по толкованию святых отцов. А сколько еще подобных малейших заповедей мы не замечаем, читая Евангелие? «Горе вам, пресыщенные…» (Лк. 6:25), «Горе вам, богатые…» (Лк. 6:24), «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо…» (Лк. 6:26), «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда...» (Мф. 12:36-37), «Бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:36) и проч. и проч. А бывает, что замечаем, но не останавливаемся на них, пропускаем их или объясняем их себе так, как нам удобно их понимать, оправдывая себя в их нарушениях. Но ведь именно это и является признаком фарисея, совершившего богоубийство! Святитель Игнатий Брянчанинов) пишет: « Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношение к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою? Неспособный к покаянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающих очи ума . Хотя он и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/23/to...

Известно, что голодные и мучимые жаждой употребляют все старания, чтобы добыть себе пищу и питье, и, добыв их, насыщаются. Так и имеющие непреодолимое желание исполнять во всем волю Божию, алчущие и жаждущие того, достигая желанного, получают удовлетворение, как бы насыщаются. Нищие духом, плачущие о своих и чужих грехах, кроткие, исполняющие волю Божию, в силу всех этих свойств своих, всегда бывают в то же время и милостивыми. Милостивый Бог требует и от людей милосердия, сказав: милости хочу, а не жертвы. А если такова воля Божия, то понятно, что надо быть милостивым, чтобы войти в Царство Небесное, чтобы быть счастливым, блаженным. Блаженны милостивые, сказал Господь, и этими двумя словами ясно выразил Свою мысль. Но, для большего вразумления слушателей, Он добавил, что милостивые помилованы будут, что милостивые к другим сами будут помилованы. Взаимную любовь и милосердие – вот что завещает нам Христос. Будьте милосердны, как Отец ваш (Небесный) милосерд, сказал Он ( Лк.6:36 ). Но в чем же должно выражаться милосердие с нашей стороны? На этот вопрос отвечает Иисус: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Мф.7:12 ). Если мы желаем себе от других сострадания и помощи, когда терпим болезни, беды, нужду, то, по всей справедливости, и другие в праве ожидать от нас такого же сострадания и такой же помощи. Это – общие указания на дела милосердия. Несколько позже Иисус дал и более частные указания, перечислив некоторые из таких дел. Говоря о предстоящем всеобщем суде и об отделении на нем праведных от грешных, Он сказал, что обратится к праведникам со следующими словами: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:34–36, 40 ). Этими указаниями не исчерпываются, конечно, все дела милости и милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим.13:2), как говорит Апостол. Что же потерпит противящийся Богу? Кто не принимает велений земного царя, тот не остается в живых. Какие же наказания постигнут непокорного велениям Небесного Царя, то есть, пречистому Его Евангелию? Как еще снисходит и долготерпение Свое оказывает непамятозлобивый Бог? Как попускает таким безбожникам и не заграждает им тотчас уст? Как земля не разверзнет своих устен и не поглотит их живых? Господь говорит: воскреснут мертвии, а ты утверждаешь: нет воскресения мертвых. Словом Господним из небытия приведены в бытие всяческая на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще Архангели, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася (Кол.1:16). Он носит всяческая глаголом силы Своея, как написано (Евр.1:3). Словом Его утверждены небеса, и земля основана на водах. И небесное, и земное, и преисподнее, и все бездны покорны слову Его и с трепетом повинуются; а ты не веришь? Горе тому, кто судится с Сотворшим его! Убойся, человек: жестоко ти есть противу рожну прати (Деян.9:5). Обратись, человек, ко Господу и не уничижай Его. Иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36). Итак, не будь неверен, но веруй, чтобы и тебе быть сопричтенным с верными. Веруй в Господа нашего Иисуса Христа, Учителя всему благому, и слушай, что говорит Он: аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Человеческого, и услышавше оживут (Ин.5:25). И еще говорит: егда приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Него вси языцы (Мф.25:31.32), то есть, воскрешенные из мертвых. Послушай еще, что говорит Сам Владыка: воскресшие из мертвых ни рождаются, ни рождают, ни женятся, ни посягают, ни умрети бо ктому могут (Лк.20:36), но суть, яко ангели на небесех (Мк.12:25). Ужели не довольно сего? Ужели и сим не убедимся прекратить хулу? Итак никто да не сомневается в воскресении усопших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/823/...

У глупых дев, в отличие от разумных, не хватило в светильниках масла для того, чтоб встретить с торжеством Жениха. Масло (в греческом оригинале λαιον) сходно по написанию и созвучию со словом, означающим милость, сострадание (λεος). То есть тем девам не хватило самого главного, к чему призван всякий христианин, – милости и любви (по мнению преп. Серафима Саровского , еще и Духа Святого им не доставало). «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи», (Лк. 12, 35-36) — напоминал Иисус в другом случае, рассказывая о возвращении хозяина с брака; здесь похожий случай, только брачный пир не кончен, а наоборот, предвкушается. А негодный ленивый раб из следующей притчи зарыл врученный ему от хозяина талант в землю вместо того, чтобы пустить его в оборот и получить прибыль. Отсутствие елея в светильниках в притче о девах – то же самое, что зарытый в землю и не преумноженный талант у ленивого раба. И, безусловно, то же самое, за что козлищам по левую сторону Царя будет сказано: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не пришли ко Мне» (Мф. 25, 41-43). Поэтому одна из стихир Великого вторника напоминает: «Придите, верные, потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати радости со своим Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, как Человеколюбец». Подытоживает все эти мысли кондак Великого вторника: «О часе конца, душа, помыслив, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: «Да не пребудем вне чертога Христова!» Великая среда – день предательства Христа Иудой и одновременно воспоминание помазания Иисуса в Вифании в доме Симона прокаженного, согласно евангелистам Матфею и Марку, некой безымянной женщиной (по евангелисту Иоанну – Марией, сестрой Марфы и Лазаря, воскрешенного из мертвых). Церковная гимнография склоняется к первому варианту и считает ту женщину грешницей и блудницей, имея в виду также повествование Лк. 7, 36-50.

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

Лк.20:35 .  а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, Лк.20:36 .  и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. Лк.20:37 .  А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Лк.20:38 .  Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Ответ на вопрос саддукеев евангелист Лука передает согласно с Марком ( Мк.12:18–27 ; ср. Мф.22:23–33 ). «Пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение» (стих 27) – правильнее: «отвергающие воскресение» (это определение к слову «некоторые»). Отсюда видно, что только некоторые саддукеи отвергали воскресение мертвых. «Чада века сего» (стих 34), т.е. люди домессианского периода. «И умереть уже не могут» (стих 36) – правильнее: «ибо также они умереть более уже не могут» ( οδ γρ ποθανεν τι δνανται). Бессмертием воскресших, их неумиранием, исключается брак между ними (но не различие полов), так как брак необходим только там, где существует смерть (блж. Феофилакт). «Ибо они равны Ангелам». Это основание, почему они не будут умирать. Не будут умирать они в силу изменения, которому подвергнется их природа, ибо равенство или сходство с Ангелами состоит в высшей, переставшей быть грубою, плотскою, телесности. Эта телесность не будет подчиняться смерти. «И суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». 3десь другое основание бессмертия будущей жизни. Люди станут сынами Божиими – не только в нравственном смысле, как любимы Богом дети, а в высшем, метафизическом,– будут иметь в себе высшую божественную жизнь, божественную славу ( Рим.8:17 ), которая (жизнь) вечна по своей природе. «Будучи сынами воскресения», т.е. через воскресение восстав к новой жизни. «Моисей показал при купине» (стих 37). Слово «показал» ( μνυσεν, у епископа Михаила ошибочно прочитанное как ρμνευσεν – истолковал) обозначает возвещение сокрытого ( Ин.11:57 ; Деян.23:30 ). Господь упоминает о Моисее прежде всего потому, что на Моисея ссылались Его совопросники (стих 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О нетлении святых мощей угодников Божиих Ин.11:11:39 . «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его... Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Объяснение. В Ветх. Завете до окончательного совершения Иисусом Христом дела искупления вообще не было нетленных святых мощей, этой же участи подвергся и Лазарь, но далее, с воскресением Христовым, не только явилась возможность сохраняться нетленными телам святых угодников: 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:49 , но и гробы отверзлись: Мф.27:52 . Не только Лазарь предался тлению, как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39 , но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36 , всё же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в Крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22 . Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8–11 , поэтому нам, грешным, нужно только смиренно исповедовать бессилие своего познания перед премудростью Божией: Рим.11:33–34 . Деян.8:2 . «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем». Объяснение. Каждый усопший христианин всегда предаётся земле, для прославления же износятся святые мощи из земли впоследствии, когда Господь благоволит изъявить на то Свою волю особым откровением и чудесами, как это и было впоследствии с мощами архидиакона Стефана, часть коих можно видеть в Киево-Печер. Лавре. По совершении Господом искупления явилась возможность сохранения нетленных мощей угодн. Божиих: Деян.2:27:13:35 ; 2Тим.1:8–10 ; 1Кор.15:48–49 . 1Кор.15:36:42–43 . «Безрассудный, то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт... Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе». Объяснение. Кто, основываясь на этих словах, отрицает нетление тел новозаветных святых, на том сбываются слова пророка Божия: «Огрубело сердце... да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем»: Ис.6:10 . Что не всех, происшедших от Адама, тела подвергнутся тлению и обратятся в прах, читай ст.51–52 сей же главы. Победив смерть, Христос победил и тление и победу сию даровал своим истинным сынам, избавляя и их от тления. Это воспел святой Давид: Пс.15:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

–  И.Е. ) ( Флп. 1:26 ). «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии (parousia. –  И.Е. ) моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп. 2:12 ). Если бы рупор иеговистов – журнал «Сторожевая башня» – хотя бы на миг допустил, что слово parousia можно перевести как «пришествие» в тех стихах, где речь идет о возвращении Христа (а этой точки зрения придерживаются все квалифицированные переводчики), тогда все концепции пастора от иеговизма «рассыпались бы в прах» 148 . «Во многих местах Нового Завета при упоминании о Втором Пришествии используется не слово parousia, а форма глагола elthon и производные от erchomai, которые переводятся как видимое пришествие Господа» 149 . Эти тексты никак невозможно переиначить в «бруклинском духе», ибо слово erchomai означает «приходить», «явиться» и не допускает других трактовок. В Библии на русском языке эти термины переведены следующими глаголами: «Все племена земные увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:30 ). « Приду  опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были где Я» ( Ин. 14:3 ). «Се  грядет  с облаками, и узрит Его всякое око» ( Откр. 1:7 ). «Смерть Господню возвещаете, доколе Он придет » ( 1Кор. 11:26 ).   Отметим также другие термины, употребляемые в Слове Божием для описания Второго Пришествия: «В  явлении  apokalnyei –  И.Е. ) Господа Иисуса с неба с ангелами сила Его» ( 2Фес. 1:7 ). «В тот день, когда Сын Человеческий  явится  apokalnptieta. –  И.Е. )» ( Лк. 17:30 ), «До  явления epifaneia. –  И.Е. ) Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Тим. 6:14 ). «Получить себе царство и  возвратиться » ( Лк. 19:36 ). «Oжuдaющuм analnsei –  И.Е. ) Господа своего» ( Лк. 12:36 ). «Только то, что имеется, держите, пока  приду » ( Откр. 2:25 ). Авторитетный богослов Уолтер Мартин в книге «Царство культов», разъясняя семантику слова «пришествие», писал: «Свидетели Иеговы претендуют на ученость в своем безграмотном переводе слова parousia, однако ни один крупный специалист в области греческой экзегетики и перевода не подтвердил правильность их толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

законоучители. Т.е. люди, досконально знавшие закон и наставлявшие в нем народ. Многие из законоучителей были фарисеями. 5 влезли на верх дома. Дома в Палестине обычно строились с плоской кровлей, на которую вела наружная лестница. 5 видя веру их. Эти слова относятся как к самому больному, так и к людям, принесшим его к Иисусу. прощаются тебе грехи твои. Иисус уже не только исцеляет, но и властью Своей прощает грехи. 5 кто это, который богохульствует? Т.е. делает Себя равным Богу. Сын Человеческий. Букв.: «Сын человека». Называя Себя так, Иисус подчеркивает земной аспект Своего служения. В Четвероевангелии этот титул встречается более восьмидесяти раз и, за редким исключением, звучит из Его собственных уст. Данный титул также связывает воплощение Иисуса с ветхозаветными пророчествами о Нем как о Мессии ( Дан. 7,13.14 ). 5 мытаря. См. ком. к 3,12. 5 оставив все... последовал за Ним. Ср. 5,11; 18,28–30. 5 Книжники же и фарисеи роптали. Дословный перевод: «роптали фарисеи и книжники их». Под местоимением «их» подразумеваются люди, стоявшие в оппозиции к приблизившемуся Царству Божию, в число которых входили и роптавшие книжники и фарисеи. 5 Я пришел призвать... грешников к покаянию. Грешники все, ибо «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3,23 ). Однако фарисеи, оправдывавшие себя делами закона (см. Рим. 3,20 ), не откликнулись на призыв Христа, так как грешными себя не считали. 5 Почему ученики Иоанновы постятся... а Твои едят и пьют. Закон Моисеев предписывал пост только в день Искупления, однако благочестивые люди постились и в другие дни (см., напр., Зах. 7,3.5 ). Иисус, не устанавливая новых постов, Сам постился (4,2) и позволял поститься Своим последователям ( Мф. 6,16–18 ). 5:36–39 Притча имеет прямое отношение к упрекам фарисеев и является продолжением ответа Иисуса, изложенного в ст. 31–35. 5 никто не приставляет заплаты. В свете ком. к 5,36–39, эти слова, очевидно, означают, что нельзя прилагать отдельные моменты проповеди Христа о благодати к старому мировоззрению, т.е. оправданию законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Новозаветная каноническая литература рассматривает пророчества как уже сбывшиеся. Евангельский рассказ о рождении, младенчестве и жизни Христа построен как цепь событий, подтверждающих библейские обетования. Так, по поводу появления младенца на свет в Вифлееме делается замечание “ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных…” (Мих 5:2)[ 11 ]. И первая христианская проповедь, насколько мы можем судить по “Деяниям”, состояла в провозглашении того, что Мессия уже пришел, что настали ожидаемые времена и исполнилось все то, о чем предуказано в Библии (см., например, Деян 2:22–36). Объявить эсхатологические чаяния сбывшимися можно было лишь существенно изменив распространенный в иудействе взгляд на них. Ни о какой победе над Римом, государственной независимости Иудеи или физическом наказании грешников и торжестве праведников не могла идти речь в I в. по Р. Х. И в противовес всем националистическим надеждам евангельский Мессия заявляет: Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). При отказе от притязаний на государственную власть теряло свое значение все то, что обосабливало иудеев от других народов, прежде всего их ритуальные обряды. Евангельское учение резко контрастирует с обычным толкованием книжников и фарисеев. Неоднократно оправдывается нарушение Субботы, а запрет общаться с иноверцами объявляется недейственным[ 12 ]. Вместе с тем остается в силе генетическая связь с Ветхим Заветом. Мессия приходит ради исполнения библейских обетований, и приходит “не нарушить закон, но исполнить”. Он не раз ссылается на заповеди Моисеева закона и освящает их Своим авторитетом (например, Лк 10:26–28). Вместе с тем Он как бы переводит понятие иудейского закона с “житейского” на “психологический” уровень; так, Он не объявляет ведомую на казнь прелюбодейку невиновной и не упраздняет карающего ее закона, но обращается к ее преследователям со словами кто из вас без греха, первый брось в нее камень (Ин 8:4–11). И Свое учение Он, подобно Моисею, формулирует в виде заповедей, но, в отличие от него, в интуитивно-эмоциональных, а не в вещественно-практических предписаниях. Если в книге Второзаконий написано: Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его (Втор 5:21), то в Евангелии мы читаем: Блаженны кроткие… Блаженны алчущие и жаждущие правды… (Мф 5:5–6) и Заповедь новую даю вам, да любите друг друга  (Ин 13:34).

http://pravmir.ru/vizantijskaya-ekzegeza...

21). Все потопляющие полчища врагов будут сокрушены им, даже и сам вождь завета (ст. 22). Одолевая южного царя, он встретит отпор со стороны кораблей Киттимских (Римских), упадет духом и озлобится на святой завет, здесь будет действовать обманом, войдет в соглашение с отступниками от святого завета (23–30). Он осквернит святилище, прекратит ежедневную жертву в храме и поставит в нем мерзость запустения (идола Юпитера –ст. 31). Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью, а людей, почитающих истинного Бога и не приносящих жертвы Юпитеру, он будет подвергать мучениям и смерти (32–33). Эти страдания разумных (праведных) будут допущения Богом для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; во время страдания своего они получат малую (некоторую) помощь от Бога (ст. 34–35). С 36 стиха пророческий взор от времени Антиоха переносится ко временам антихриста и под образом Антиоха предьизображается далее антихрист. «И будет царь тот поступать по своему произволу и возвеличится выше всякого божества и о Боге богов будет говорить хульное (36). Он отвергнет всех богов (Антиох почитал Юпитера и стремился распространить это богопочтение по всему царству, след. разумеется антихрист); не будет иметь любви и чувственных влечений к женщинам (черта, не приложимая к Антиоху, но к антихристу), но будет обоготворять свою силу, или себя объявит богом (к антихристу), и тем, которые признают его богом, он увеличит почести, даст власть над многими и землю раздаст в награду (ст. 37–39; 2сол. 2,4, 3). Под конец времени он сразится с царем южным (к антихристу, ибо Антиох при конце жизни не воевал с южным царем) и завладеет его сокровищами, но слухи с востока и с севера встревожат его и он во гневе раскинет свои шатры в святой земле и здесь погибнет (погибель Антихриста от Христа при втором пришествии, а Антиох умер не в Палестине, а в Малой Азии – (40–45). Восстанет в то время Архангел Михаил на защиту народа Божия ( Апок. 12, 7 ) и будет тогда скорбь велия, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене оного (12, 1; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010