Только при таком комплексном переживании Откровения во всех его видах и формах, при таком тотальном подходе к нему, представляющим собой синтез рационального мышления, эмоционального подъема и воли, устремленной на исполнение воли Божьей ( Мф6:10 ), богопознание оказывается плодотворным и спасительным не только для данного человека, но и для окружающих (ближних в широком понимании слова), для которых и становится проводником Откровения, проводником радостной вести о Христе, Спасителе грешного мира. Когда Христос говорил о необходимости богопознания для улучшения жизни, Он определял эту часть богопознания как жизнь вечную. И хотя мы убеждены, что эта жизнь начинается здесь рождением «от воды и Духа» (ИнЗ;5), но основной смысл слов Спасителя воспринимается как соотносящийся с вечностью, с «эсхатоном», где эта жизнь сопребывания с Богом ( Ин 4:16 ) получит полноту развития, полноту боговедения. Позволителен вопрос, а что же богопознание, обращенность к Богу дает верующему во Христа, надеющемуся на Него, любящему Его в этой жизни, в первой фазе вечности личной? Ведь известно, что путь следования Христу отнюдь не усыпан розами, а есть крестный путь ( Мф 10:38 ), путь скорбей ( Ин 16:33 ) и самопожертвования ( Ин 15:13 ), путь, на котором приходится претерпевать многое, вплоть до гонений ( Ин 15:20 ) и даже физической смерти ( Лк21:16 ; Ин1б:2). Имеет ли идущий по этому пути ученик Христов какое-либо утешение? Неужели он в этой, земной, жизни обречен только на негативные эмоции? Ответ на это дают нам заключительные слова Обетовании блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, – говорит Христос, – ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф 5:12 ). Ссылаясь на будущее, Он призывает к радости в настоящем. Итак, удел последователя Христова – радость и внутреннее позитивное переживание, не нарушаемое, а стимулируемое внешними горестями и страданиями. Можно сказать в порядке обобщения, что отличительной особенностью религиозных эмоций христианина является их преимущественно позитивный характер. Даже эмоции, порожденные негативными, вызывающими скорбь побуждениями, как, например, раскаяние в грехах, боязнь наказания, почти мгновенно переходят в покаяние, чтобы затем трансформироваться в радость примирения с Богом. Так, диссонанс, будучи слуху неприятен, содержит в себе залог будущей гармонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Ибо все то, что говорится в Священных Писаниях, называется угрожающей трубой, и громкие звуки ее проникают в уши верующих. Если мы праведны, то трубой Христовой призываемся к блаженству, а если грешим, то она возвещает нам о мучениях, которым мы подвергнемся. Зло же, которое Господь попускает в городе, не противоположно добру (virtuti), но означает огорчения и страдания, и о нем мы читаем: довлеет дневи злоба его ( Мф6:34 ), то есть скорбь и беда. И у пророка мы читаем: Аз Бог , устроивый свет и тму, творяй мир и зиждяй злая ( Ис45:6, 7 ). Ибо как тьма противоположна свету и дню, так и миру противоположна война, которая не служит злом сама по себе, но представляется злом для тех, которые подвергаются ей. Чтобы убедиться, что в Священных Писаниях зло не всегда понимается в смысле, противоположном добру, но означает также скорбь, наказания и бедствия, мы приведен еще один пример из книги Ионы: и виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им ( Ион3:10 ). Здесь злом служит разрушение Ниневии, которым Бог угрожал чрез пророка, но оно не противоположно добру, – оно относится во греху, за который [Бог] угрожал грешникам наказанием. Далее следует: Господь Бог не соделает ничего, не открыв Своей тайны или Своего наказания рабам Своим, пророкам. Это значит, что Бог откроет пророкам не все то, что Он делает на небе или что уже прежде соделал, а то, что Он соделает на земле. Он открыл рабу Своему Ною, что наведет потоп ( Быт6 ). Открыл Он рабам Своим Аврааму и Лоту, что сожжет Содом, Гоморру, Адаму и Севоим ( Быт18:17 ). Открыл Иосифу значение сна о семилетнем голоде в Египте ( Быт41 ) и пророку Ионе разрушение Ниневии ( Ион3 ), чтобы те, которые услышат о предстоящих наказаниях, могли принести покаяние и избежать наказаний, или быть более справедливо наказанными по причине своего пренебрежения. Так и теперь Господь открывает чрез Своего раба и пророка Амоса то, что Он соделает с десятью коленами, чтобы они, исправившись и оставив идолов, могли избавиться от угрожающей опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2647 Idem. De natura boni, 21, PL 42, 557; Contra Faustum Manichaeum XXI, 6, PL 42, 392; De Genesi contra Manichaeos I, 26, PL 34, 185; De Genesi ad litteram IV, 7, PL 34, 299. Рус. пер. Ч. 7. C. 239. 2648 Pondus enim est impetus quidam cujusque rei, velut conantis ad locum suum: hoc est pondus. Fers lapidem manu, pateris pondus; premit manum tuam, quia locum suum quaerit. Et vis videre quid quaerat? Subtrahe manum, venit ad terram, quiescit in terra: pervenit quo tendebat, invenit locum suum [Bec есть стремление всякой вещи, которая как бы стремится (занять) свое место, – вот что такое вес. Ты несешь камень рукой и чувствуешь его вес, он давит на твою руку, потому что ищет свое место. Хочешь увидеть, что он ищет? Опусти руку, камень упадет на землю и будет на ней покоиться, ибо он достиг того, к чему стремился, он нашел свое место] (Augustinus Hipponensis. Enarrationes in Psalmos, 29, 2, 10, PL 36, 222). 2649 Pondus omnem rem ad quietem ac stabilitatem trahit… [Вес влечет вещь к покою и постоянству…] (Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram IV, 7, PL 34, 299). Cp.: De Civitate Dei XIX, 12, 3, PL 41, 639. Рус. пер. Ч. 6. С. 129–130. 2650 Corpus pondere suo nititur ad locum suum. Pondus non ad ima tantum est, sed ad locum suum. Ignis sursum tendit, deorsum lapis. Ponderibus suis aguntur, loca sua petunt. Minus ordinata, inquieta sunt; ordinantur et quiescunt. Pondus meum amor meus, eo feror quocumque feror [Тело вследствие своего веса стремится к своему месту. Вес тянет не только вниз, но и к своему месту. Огонь стремится вверх, камень вниз: увлекаемые своим весом, они стремятся свое место. Где нет порядка, там беспокойство; упорядоченное успокаивается. Мой вес – это моя любовь; он движет мною, куда бы я ни стремился] (Augustinus Hipponensis. Confessiones XIII, 10, PL 32, 848). Cp.: Ibid. XIII, 8, PL 32, 847. Рус. пер. Ч. 1. С. 426–427. Deo et Domino nostro opitulante ordinemus, ut inferioribus non offendamur, solis autem superiorbus delectemur. Delectatio quippe quasi pondus est animae. Delectatio ergo ordinat animam. Ubi enim erit thesaurus tuus, ibi erit et cortuum (Matth. VI, 21) : ubi delectatio, ibi thesaurus: ubi autem cor, ibi beatitudo aut miseria [С помощью Господа и Бога нашего не будем терпеть вещи низшие, но будем получатъ удовольствие только от вещей высших. Удовольствие есть как бы вес души. Таким образом, удовольствие упорядочивает душу. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф6:21 ): где удовольствие, там сокровище, а сердце там, где блаженство или несчастье] (Idem. De musica VI, 29, PL 32, 1179). Cp.: Epistula 157, 9, PL 35, 677; De Civitate Dei XI, 28, PL 41, 341. Рус. пер. Ч. 4. C. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Отче Небесный! Там, в Твоих светлых селениях, где всех озаряет свет лица Твоего, там у «всех» мысли чистые, у всех желания и намерения святые, там все наслаждаются миром, радостью и блаженством, просвещаемые Светом Твоей славы: даруй, по Твоей великой благости, да и мы, мысленно созерцая всевидящего и вездеприсущего Тебя, Бога нашего, всегда пребудем чисты и неповинны в своих мыслях, желаниях, наслаждениях, действиях, во всей вашей жизни! «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» ( Мф6:9–13 ). Размышление пятое. Хлеб наш насущный даждь нам днесь! Отче Небесный! Ты дал нам жизнь и дыхание: Ты дашь нам и пищу и питие; ибо жизнь более, нежели пища и питие. Ты дал нам столь премудро устроенное тело, как прекрасное жилище бессмертного духа: Ты не откажешь нам и в одежде; ибо тело превосходнее одежды. Отче Небесный! Единородный Сын Твой, Спаситель наш, учит нас: «весть Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего» ( Мф.6:8 ). Знаешь Ты, что мы имеем нужду в пище, питии и одежде; знаешь Ты нужды наши, и мы с упованием молим Тебя: не отврати десницы Твоей от нас, и даруй нам все благопотребное нам в этой жизни! Смотрим мы на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Ты, благий Отец, питаешь их; ибо они Твои создания. И мы Твои создания, Твои дети, и, с детской преданностью к Тебе уповаем, что Ты не оставишь нас без пищи, дашь нам хлеб насущный. Смотрим мы на полевые лилии, как они растут, ни трудятся, ни прядут, – и Ты, всещедрый, так прекрасно одеваешь их, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них! Если полевую траву, которая сегодня растет, а завтра брошена будет в печь, Ты, благий Боже! Так одеваешь; то кольми паче нас, детей Твоих, не лишишь необходимого покрова. Христос Спаситель учит нас: «не две ли птицы (воробья) ценятся едиными ассарием? И ни едина от них не упадет без воли Отца Вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Мнозех пшиц лучши есте вы» ( Мф.10:29 ). Итак Ты, Благий Боже! Печешься о нас, – и мы уповаем, что все нужное для продолжения сей жизни дашь нам, как даровал Ты нам тело и жизнь и бессмертный Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/razmys...

Станислав 31 июля 2011, 02:25 Спасибо за статью. Только у меня нет такого оптимизма. Мы больше похожи на евреев времен Иисуса. Мы плотские. Все верим, но заповеди не выполняем. Если сейчас и существует православный с котомкой, то это не наш идеал. Мы здравомыслящие. Много хочется написать, и не хочется. В предании церкви наше спасение учите нас строго. Андрей 30 июля 2011, 22:55 Спаси Господи, отец Андрей в вашей статье по неволе узнаю себя в роли блудного сына . разделяю ваши взгляды и надеюсь что все больше и больше людей откроют свои сердца и свет Истины веры Православной будет пребывать с нами .Храни вас Бог. р.Б.Татиана 30 июля 2011, 00:47 Отец Андрей, спасибо за Вашу статью! Спаси, Господи, и укрепи в вере народ православный и помоги Церкви Православной. Юлия 29 июля 2011, 12:58 Спаси Госпади Вас батюшка за статью , случайно зашла на сайт , но нет случайности в нашей жизни. Душа болит за ,не чужого мне человека , отошедшего и заблудшего . Прочла и словно глотнула свежей воды , появилась уверенность что придёт день когда он будет с нами.Я верю что всё во власти Божией ,только он может полностью изменить жизнь человека. Александр Попов 29 июля 2011, 12:51 Вера одна - вера в Бога в непрестанной молитве Отче наш (Мф6:5-15). Без кумиров и посредников. Строим Царство Бога на земле, как на небе в непрестанной молитве Отче наш. Молитву следует читать непрестанно, непрерывно, в духе, т.е. мысленно (язык и руки без движения) и истине, т.е. осознанно (внимание направлять на содержание молитвы). Без кумиров и посредников. При этом Ум выполняет волю человека - читает молитву Отче наш и контролирует ее содержание (Мф6:5-15). Вера - ...да будет воля Твоя, Отче... - открывает Ум к Уразумению. Через Разум человек получает от Бога Новые Знания - Слово Божие и Истину, События, Явления, Содержание Слова Божьего. Владимир 28 июля 2011, 22:59 1.Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети виноград Свой, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум, познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистая Богородицы». Сегодня, как и вчера с Ним умерли, так с Ним и оживем, и мертвые оживут по воле Его, Животворящим Святым Духом в одно мгновение ока, в одно мгновение ока все изменимся, но образ индивидуальный не изменится, но будет Небесной красоты! За доли секунд!

http://pravoslavie.ru/38448.html

Самое убедительное, самое яркое, самое неоспоримое проявление Божественности Христа Церковь и весь христианский мир видят в факте Воскресения Самого Христа, представляющего собой объект веры, неразрывно сопряженной с верой во Христа как в Господа и Спасителя. Это величайшее и одновременно достоверное событие всемирной жизни, засвидетельствованное и исторически обоснованное, в меньшей степени подлежит добросовестному сомнению, чем любой другой исторический факт. Тем не менее, если, подвергался сомнению, только не добросовестному, а сугубо тенденциозному, даже не имеющий в себе ничего сверхъестественного факт исторического бытия Иисуса Христа, то неудивительным представляется широкая распространенность сомнений в Его Божественности и в ее проявлениях, из которых наиболее сопряженным с Божественностью, прямо из нее вытекающим событием следует признать Воскресение Самого Господа. Ниже будут рассмотрены соответствующие концепции, связанные с попытками опровержения факта Воскресения Христова, по существу идентичные попыткам ниспровержения христианства и, конечно, Христианской Церкви. Рассмотрев проявления убежденности в Божественности Христа, выраженные апостолом Петром и некоторыми другими лицами, входившими в общение с Христом во время Его земной жизни, перейдем к изучению Его личных высказываний о Своей Божественной природе. Большая часть соответствующих высказываний Спасителя относятся к Его Небесному Отцу. Таково самое раннее из известных высказываний, а именно ответ, данный двенадцати летним Иисусом Его родителям, встревоженным исчезновением Отрока: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк2:49 ). Особое место среди слов Спасителя, говорящих о Его отношении к Богу Отцу занимает молитва Господня – «Отче наш» ( Мф6:9–13 ; Лк 11:2–4 ). Хотя она произносится от некоторого множества молящихся, однако не подлежит сомнению, что она составляет часть, а может быть, и обобщение безмерного духовного богатства, которое Господь Иисус вкладывал в Свое молитвенное общение с Превечным Отцом. Множественное число придает молитве универсальность, восходящую до всечеловечности, но в устах и в душе каждого молящегося она принимает также личный характер; произносимая Спасителем эта великая молитва приобретает особое для нас, обычных людей, непостижимое в ее Богочеловечности содержание и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

О преблагий и премилосердный Отец наш небесный! Даруй нам, Твоею Благодатью, мужественно и великодушно стоять на поприще спасительных подвигов, так, чтобы никакое оскорбление не приводило нас ко мщению, никакое обольщение корысти не увлекало к несправедливости, никакая почесть к надмению, никакие скорби к малодушию, никакой худой пример к подражанию, никакая трудность к неправде! «Не введи нас во искушение!» ( Мф6:9–13 ) Размышление восьмое. Но избави нас от лукавого К кому обратимся мы с молитвою: «избави нас от лукавого?» ( Мф6:9–13 ) К кому, как не к Тебе, единому и всеблагому Отцу? Ты один можешь сохранить нас от падения. Ты один знаешь точно то время и мгновение, когда нам полезно и спасительно освободиться от того или другого зла. Ты один знаешь, какое бремя могут поднять рамена наши, и какого бремени не можем мы сдержать, но падем под тяжестью его, если Твоя десница не подкрепит нас: потому к Тебе взываем мы: Отче Небесный! Спаси нас от всякого зла: «избави нас от лукавого!» ( Мф6:9–13 ) Ты, Вездеприсущий и Всеведущий, прежде нежели кто воззовет к Тебе от тяготы болезней, знаешь все скорби и страдания, какими бы кто ни мучился, и Ты один можешь или предотвратить их, или даровать силы к перенесению их; ибо под сим ветхим небом везде скорби, болезни и страдания. Здесь несчастный борется с бедностью, и часто, при всем старании, не может иметь столько, сколько нужно ему для насущного пропитания. Там другой лежит на одре болезни и мучится в тяжких страданиях: он желал бы умереть, но смерть не приходит к нему. А там град поражает тучные нивы и уравнивает их с голою землею, а земледелец смотрит и воздыхает: ибо нечего пожать ему. Напрасно он в поте лица своего возделывал землю; после изнурительных трудов он нищий, и просит милостыни. В иной стране голод похищает из среды живых многие тысячи, в другой производит то же опустошение смертоносная язва, а в иной война, или другие бедствия. – Отче небесный! Ты видишь, как поражают людей и голод, и меч, и болезни, и все другие бедствия! Ты слышишь последние страдания и стоны умирающих; Ты слышишь вздохи и вопли живых! О Владыко жизни и смерти! Кто может исчислить все болезни и страдания человеческие и все виды смертей? И кому все это известно, кроме Тебя, единого Вседержителя и Владыки неба и земли?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/razmys...

Как часто говорим мы: Отче наш, да будет воля Твоя! И в то же время нерадим о соблюдении Твоей воли! Как часто говорим мы о заповедях Твоих, и перестав говорить, тотчас забываем, о чем говорили мы, и опять идем тем же путем, каким шли прежде, исполняем не Твою волю, благий Боже, но волю своего сердца, растленного грехом! Как часто уже возлагаем руки свои на рало Твоего благого и легкого служения, и тотчас опять обращаемся назад! Отче Небесный! Молим Тебя, даруй нам, да, познав святую волю Твою, всегда исполнять ее! Даруй нам, чтобы все наши мысли и чувствования, желания и дела, слова и молчание, скорби и утешения были Тебе угодны, достойны Твоего благоволения, и служили к Твоей славе! Отче Небесный! Святые Ангелы Твои, всегда видя лице Твое, внимают всем мановениям Твоей воли, всегда горят ревностью к исполнению Твоих повелений и всегда радуются, день и нощь служа пред лицем Твоим: даруй, Святый Боже! Да и мы так же внимательно, постоянно, ревностно и с радостию исполняем святую волю Твою на земле, как Ангелы исполняют ее на Небесах; «да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» ( Мф6:9–13 ) Отче Небесный! Там пред лицем Твоим лики светоносных Ангелов и святых Твоих всегда горят огнем пламенной любви к Тебе, всегда благоговейно покланяются пред Тобою, благодарят и славословят имя Твое: даруй, да и мы всегда, в счастье и в скорби, любим Тебя, Бога нашего, любим всем сердцем и всею душою, всегда благоговейно покланяемся Тебе, за все благодарим Тебя, и всеми делами нашими прославляем Тебя, благий и премилосердый Боже наш! «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» ( Мф6:9–13 ) Отче Небесный! Там, в небесных обителях Твоих, все, как одна душа, горя любовью к Тебе, крепко любят и друг друга; там вечный мир и единомыслие; там нет ни зависти, ни ненависти, нет ни вражды, ни несогласия, нет превозношения, нет зложелательства: даруй, да и среди нас не оскудевает святая любовь, да и мы любим друг друга, как заповедал нам Христос, Спаситель наш; да будем терпеливы и снисходительны друг ко другу; да не завидуем, не превозносимся и не гордимся; да не раздражаемся, не помним обид; да не радуемся неправде, а радуемся истине; будем все переносить благодушно; будем делать добро один другому, каждый по силам своим! «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» ( Мф6:9–13 )

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/razmys...

Знаем мы пример Спасителя нашего, который всем врагам Своим прощал и на кресте молил о них Тебя, Отца Небесного: «Отче отпусти им, не ведят бо, что творят» ( Лк.23:34 ). Знаем мы и наставление Иисуса Христа: «аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред Алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Ни в чем мы не имеем столько нужды, как в милости Божией, чтоб Он простил нам долги наши. Но вместе знаем, что только под условием нашего прощения ближним своим Отец Небесный хочет прощать нам грехи наши: как же несправедливо поступаем мы, когда, думая об отмщении обидевшим нас, молим Бога: «остави нам долги наша!» ( Мф6:9–13 ) Сами питаем вражду против братий наших, – и просим Отца Небесного, чтоб явил нам любовь Свою и простить нам все, чем бы мы доныне ни оскорбили Его! Но, благий Боже, Отче наш Небесный! Помоги нам отныне силою Духа Твоего Святого: и мы, при содействии Твоей благодати, будем прощать обиды всем ближним нашим; и Ты, Премилосердный, оставь нам все долги наши, прости нам все грехи наши! Молим Тебя, беспредельный в милостях Господи Боже! Молим во имя Единородного Сына Твоего, который прощал врагам Своим и молился о них пред Тобою, и нам заповедал прощать другим и молиться о помиловании их, молим Тебя, Отче Небесный: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!» ( Мф6:9–13 ) Размышление седьмое. И не введи нас во искушение Отче Небесный! Видим мы и сознаем, как трудно нам, при столь многих искушениях, противостоять греху! Трудно и не возможно, если будем оставлены самим себе, – невозможно быть свободными от греха среди бесчисленных опасностей подвергнуться греху. Где бы ни находились мы, куда бы ни посмотрели, везде встречаем сети греха, ибо всегда носим с собою ту же слабую и удобопреклонную ко греху природу свою; трудно нам управлять, согласно с Твоим святым законом, своими мыслями, чувствами, желаниями и делами. Примеры порока здесь и там встречаются нам, сильно действуют на нас, с насилием влекут нас на распутья, ведущие к погибели. Обольщения греха чрез все чувства стремятся проникнуть и омрачить наше сердце. Тысячи случаев влекут нас то к мщению, то к надмению, то к делам неправды, то к чувственным удовольствиям. Сети греха со всех сторон: сети от ада и мира; сети от наших собственных пожеланий и страстей; сети от страстей и пороков других; сети видимые и невидимые!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/razmys...

Как знаем мы, что Ты Бог милосердия и Отец щедрот; что Иисус Христос умер за нас; что по внушению Духа Твоего Пророки предсказывали о сем, и Апостолы по всему миру проповедывали спасение чрез Иисуса Христа: столь же несомненно знаем, что Ты, Всеблагий Боже! Не «хощешь смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» ( Иез.33:11 ). Уповая на Твое беспредельное милосердие, на Твои Обетования и заслуги Сына Твоего, Иисуса Христа, умершего за грехи мира и воскресшего для оправдания и спасения нашего, взываем к Тебе: Преблагий Отче, «остави нам долги наша!» ( Мф6:9–13 ) Ты знаешь все грехи наши; Ты можешь и хочешь отпустить их всем, приходящим к Тебе с покаянием и упованием: и мы прибегаем к Твоему милосердию и молим с сокрушенным и смиренным сердцем: Отче благий! Прости нам грехи наши! Христос Спаситель учил нас: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут» ( Мф.5:7 ). «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец Ваш Небесный» ( Мф.6:14 ). И так будем мы сами отпущать, прощать грехи против нас ближним нашим, прежде нежели станем говорить: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!» ( Мф6:9–13 ). Если просим мы Отца Небесного об отпущении грехов своих, а сами не прощаем ближним своим: то слова наши явно противоречат делу. Сами не имеем мы любви к ближним, и просим Бога о Его любви к нам; сами не милостивы мы, и молим, чтобы Бог милостив был к нам! Не хотим мы простить нашим ближним малые грехи их против нас: какое же право имеем просить, чтобы Бог отпускал, прощал нам многие грехи наши? Горе нам, если мы будем так жестокосерды! Ибо Господь Спаситель к таковым говорит: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф.6:15 ). «Суд бо без милости не сотворшему милости» ( Иак.2:13 ). Знаем мы притчу, устами Спасителя произнесенную о жестокосердом рабе. Сей едва получил от своего господина прощение чрезвычайно большого долга, как сам потом жестоко и немилосердно поступил с товарищем своим из-за малого долга, за что господин подверг его тому же наказанию, какому он, немилосердный, подверг товарища своего. Сию притчу Господь Спаситель заключил такою угрозою: «тако и Отец мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешений их ( Мф.18:35 ). Итак, горе нам, если мы не прощаем ближним нашим! Ибо суд без милости ожидает нас.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/razmys...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010