Атеизм (от греч. – отрицательная частица и θες – Бог) – безусловное отрицание бытия Бога или богов, сознательное безбожие. Как философско-мировоззренческая позиция атеизм связан обычно с материализмом (см.). Атеистические течения мысли зародились еще в древности, но вплоть до XVIII в. материализм и атеизм являлись уделом в основном одиночек – отдельных вольнодумцев и маргиналов. В XVIII в. атеистическое мировоззрение отстаивали французские материалисты Дидро, Голвбах, Гелввеций и другие; в XIX в. видными представителями философского атеизма были Фейербах, Ницше, Маркс. В ХХ в. атеизм навязывался принудительно в странах, руководимых коммунистическими партиями, что привело к масштабным гонениям на верующих всех религий. Бесы – см. Падшие ангелы. Библиолатрия (от греч. βιβλα – Библия и λατρεα – служение, почитание, культ) – отношение к Библии как к единственному высшему авторитету при полном игнорировании церковного предания и науки. Библиолатрия характерна для многих направлений протестантизма и обычно приводит к буквалистическому и фундаменталистскому пониманию Священного Писания. Благодать (греч. χρισμα, лат. gratia – дар) – сила Божия и духовный Божий дар, спасающий и освящающий человека, который дается Духом Святым через Иисуса Христа (см. Ин.1:17 ). Понятие благодати играет исключительно важную роль в Новом Завете (ср. Рим.3:21–26 , Рим.5:12–21 и особенно Ин.1:16–18 и др.), в котором благодать как состояние свободного богосыновства противопоставляется ветхозаветному законничеству и выражает качественно новую ступень в общении с Богом, достигнутую через Воплощение Бога и Его искупительную жертву. Бог – непостижимая разумом сущность, высшее надмирное духовное Существо, Создатель и Господь всего сущего. По определению, данному в Священном Писании , Бог есть Сущий ( Исх.3:14 ), то есть изначальный, вечно существующий, вечно живой, животворящий источник всякой жизни и всякого бытия. Библия дает и другие определения свойств Божиих: Бог един ( Втор.6:4 ) и единствен (см. Исх.20:3 ), всемогущ ( Быт.17:1 ), всеведущ (см. Пс.138:1–6 ), не ограничен пространством и временем ( Пс.138:7–10 ), вечен (см. Ис.48:12 , Откр.1:8 ), совершенен ( Мф.5:48 ), праведен и свят ( Лев.20:26 ; 1Пет.1:16 ), Он есть Дух ( Ин.4:21 ) и духовный Свет ( 1Ин.1:5 ), обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). По библейскому учению, Бог не только сотворил все сущее из ничего ( Быт.1:1 ; 2Мак.7:28 ), но и непрерывно поддерживает бытие всех вещей во Вселенной Своей непостижимой творческой и животворящей мощью. Представление о верховном Боге неба и земли, хотя и затуманенное языческими верованиями, было у всех народов и племен на земле, но четкое учение о едином Боге дано человечеству только в божественном откровении – Библии. Сегодня единобожие исповедуют три мировые религии, которые возводят свое происхождение к Аврааму – христианство, иудаизм и ислам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Засилие Западного богословия . Но прежде обсуждения по существу, отметим одну крайне важную особенность этих учебников. Проф. А.А. Бронзов , автор солидной монографии «Нравственное богословие в России в течение XIX века»/5/, отмечает, что практически все они списаны с книг известных на Западе богословов, как католических, так и протестантских. Разумеется, корректный профессор говорит о «влияниях», но на практике эти «влияния» сводились к переводу книжки иностранного автора (или какой-либо ее части) и косметическому причесыванию текста под православие (выбрасывание цитат и упоминаний не почитаемых в православии авторитетов). То же самое утверждает и прот. Н. Каменский (позже еп. Никанор): «Большая часть этих и подобных систем составлялись по образцам католическим и протестантским»/8:11/. Разбирая содержание учебников, мы, в зависимости от преобладающих «влияний», выделим три периода – «протестантский», «католический» и «период синтеза». «Протестантский период». В 1804 г. костромской протоиерей Иаков Арсеньев выпустил книгу «Богословия нравственная»/6/, которая, как быстро выяснилось, была переводом с латинского творения протестантского философа Шуберта . В ней можно прочитать: «Владение оным (имением – Н.С.) нужно в нынешнее время к сохранению нашему и совершенству. А поколику должны мы оное снискивать и умножать, сколько возможно. Христиане также обязываются к снисканию и сохранению имений (Мф. 6:11,33; Еф. 4:28)»/6:157/. Вот так: христиане «обязываются» к «снисканию имений». А чтобы урок был усвоен тверже, автор в другом месте повторяет: «Имение принадлежит к совершенству внешнего состояния, и для того оное собирать, хранить и умножать обязуемся»/6:196/. Тут же можно найти и богословское обоснование: «Многими доводами утверждать можно сие, что старание о приобретении имения не осуждения, но похвалы достойно понеже: 1) Бог владычество вещей одобряет (…) 2) богатство есть благодеяние Божие 3) которые не стараются о приобретении имения, несносны бывают другим (…) 4) бесчестно и Богопротивно есть не приобретать для себя и своих домашних вещей нужных 5) бедность многим препятствует должностям, которые исполнять обязаны бедные и неимущие»/6:159/.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/12/...

19 - Лермонтов в романтическом ключе противопоставляет Ольгу и Вадима как ангела и дьявола, а свое рассуждение на эту тему заканчивает следующим риторическим вопросом: «Впрочем, разве ангел и демон произошли не от одного начала?..» (4, 20). 20 - Напомним, что кузнец Вакула у Гоголя дважды изобразил черта в притворе своего храма, но первый раз он изобразил в смешном виде, а второй раз в отвратительном - так, что люди плевались на это изображение. Видимо, изображение, которое вызвало у Вадима такие мысли, было совсем другого характера. Заметим, что «Ночь перед Рождеством» Гоголя была впервые опубликована в 1832 году, а это начало работы Лермонтова над «Вадимом». 21 - Это наблюдение Лермонтова о неповторимом сочетании солнечного и лампадного света на иконных окладах или ризах не осталось единственным в русской литературе; позже об этом с восхищением писали многие писатели и поэты от Достоевского до Шмелева и Цветаевой. 22 - Лермонтов одним из первых в XIX веке изобразил иконостас храма в художественном произведении (роман «Вадим» - 1832-1834 гг.). Несколько позже иконостасы «вписали» в свои произведения Гоголь и Полевой. Лермонтов имеет в виду конкретный иконостас уже упоминавшегося Нижнеломовского монастыря. О его роли в пугачевском восстании см.: Андроников 1977: 115-116. 23 - Это стих из Евангелия в церковнославянском переводе (см.: Мф. 11: 28). Можно обратить внимание на две неточности в цитате: в Священном Писании говорится «вси труждающиеся и обремененные» и «упокою» (успокою - в русском переводе). Эта деталь страницей ниже опять появляется в романе и используется для характеристики Вадима: «С горькой, горькой улыбкой Вадим вторично прочел под образом Спасителя известный стих: приидите ко Мне вси труждающиеся и Аз успокою вы! что делать! - он верил в Бога - но также и в дьявола!» (4, 53). Здесь точно сформулирована одна черта демонических героев Лермонтова: они верят в Бога, но с особой силой в дьявола, поскольку чувствуют на себе его «руку», его власть. Они как бы забывают просить помощи у Бога, который может их избавить от любого дьвольского наваждения, и с удовольствием, а часто со страстью отдаются во власть демонических сил, со временем духовно опустошаясь и становясь игрушкой этих сил. В такой позиции героев Лермонтова проявился древнейший дуализм, свойственный манихейству, а позже на славянских землях - богомильству, для которых Бог и сатана - равновеликие силы, и человек, «попавший в лапы» к дьяволу, никак не может вернуться к Богу. И мучение героев Лермонтова происходят оттого, что они, вольно или невольно служа дьволу, не могут забыть о Боге.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/18/...

3.26 48. Какая жертва приятна Богу? 3.27 49. О вреде толкования сновидений 3.28 50. Произносить слова примирения следует не духом рвения и гордости, а духом смирения и кротости 3.29 51. Должно терпеть от родителей 3.30 52. Святое таинство брака совершается по воле Всемилостивого Бога 3.31 53. Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей. Память о смерти научит внимать самому себе. Клятва Богу, сделанная без рассуждения, не угодна Богу. Когда предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, Господь избавит от всех скорбей 3.32 54. О монастырских испытаниях 3.33 55. Отчаяние доказывает явную гордость. Вражее коварство можно изринуть из сердца молитвой к Богу 3.34 56. «Никто же ко мне приидет, аще не Отец привлечет ко Мне» (Ин., VI, 44) 3.35 57. Совет об отдаче долга 3.36 58. Приобучайте себя к терпению, смирению и самоукорению 3.37 59. Тщеславие лечится хранением совести и неутаиванием помыслов 3.38 60. «Семь раз упадет праведник, и восстанет..» (Пр., XXIV, 16). Следует молиться в часы уныния. Умеренно наслаждайтесь земными благами и пекитесь о вечном спасении 3.39 61. Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного 3.40 62. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» ( Мф., XIX, 26). Молитва - первейшее и самонужнейшее средство к примирению 3.41 63. «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19) 3.42 64. Художество художеств есть дело спасения. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный 3.43 65. Не оставляйте делать дружеские христианские советы. Не скорбите о неприятностях, ибо они кратковременны и бывают не без воли Божией 3.44 66. Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими 3.45 67. Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам 3.46 68. О необходимости молиться за духовного отца 3.47 69. Господь силен послать благодать для душевного подкрепления 3.48 70. Если упал, паки восстань 3.49 71. Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров. Не скорбите, Господь утешит во всем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Архимандрит Ианнуарий разъяснил, как нужно толковать то имя, которое открыл Бог Моисею. " Бог сказал: " Эхье ашер эхье " , то есть, дословно, " Я буду с вами такой, как Я буду с вами " (синодальный перевод " Я есмь Сый " ничего не объясняет). Вспомним, что Христос в Новом Завете отчасти повторяет эти слова: " Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28:20). Смысл имени, открытого Моисею, - Я всегда с вами, но Мною никто овладеть не может, колдовать с Моей помощью нельзя. Бог абсолютно свободен от наших представлений и изображений, Он постижим только в Своем присутствии " . Присутствие Божие, по словам отца Ианнуария, люди ощущают, созерцая красоту природы; некоторые известные ученые, совершая научные открытия, тоже воздавали и воздают хвалу Богу - он привел в пример Антони ван Левенгука, Карла Линнея. Причина " отрицания " теории эволюции многими православными, по мысли отца Ианнуария, заключается в низком уровне образования, даже в элементарной безграмотности - например, согласно опросам, примерно половина взрослого населения нашей страны думает, что Солнце вращается вокруг Земли. Отец Ианнуарий прочитал стихотворение Гавриила Державина " Бог " и добавил, что надо верить в Бога, а не творить себе кумира, в том числе из ложно понимаемой науки или буквально, без учета исторических и прочих особенностей, прочитанного текста. " Современное состояние науки так фантастически богато, что может восстановить историю генезиса живых существ. Появившаяся в середине XIX века наука текстология, сделавшая очень много в изучении текстов Священного Писания, во многом сродни современной генетике " . По мысли архимандрита Ианнуария, крайне непродуктивно рассматривать книгу Бытия как учебник по геологии или палеонтологии, а Новый Завет - как " биографию " Иисуса Христа. Необходимо учитывать, что в далеком прошлом люди также не имели представления о естественном и сверхъестественном. Если современный человек знает, что летать по воздуху без дополнительных приспособлений невозможно, то во времена Иисуса Христа люди, не имевшие представления о законах тяготения, совершенно не были в этом уверены. Поэтому крайне наивно воспринимать слова о чудесах, которые творил, к примеру, Симон волхв, буквально. " Человеческие чувства не меняются, а мировоззрение меняется " , - заключил отец Ианнуарий.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Левиты должны быть Мои. Так. обр. ни в Вульгате, ни в русской (еврейской) библиях нет слов: выкупом за них будут эти, хотя эти слова есть у LXX.    Собственно «скрывать» от непосвященных.    Если св. Амвросий имеет в виду Cic. De off. 1, 43,153: Placet igitur aptiora esse natura ea officia, quae ex communitate, quam ea, quae ex cognitione ducuntur, то он, пожалуй, неправ, так как Цицерон не мудрость поставлял ниже справедливости, а благоразумие, — prudentiam, quam Graeci φρνησ dicant, — которое ведает, к чему должно стремиться и чего избегать. Под мудростию же, — Princepsque omnium virtutum illa sapientia, quam σοφαν Graeci vocant, разумел знание всех божеских и человеческих вещей, что он считал первейшею добродетелию. Если же он имеет в виду — I, 44, 157: Itaque nisi ea virtus, quae constat etc., затем I, 44, 158: Ergo omne officium, quod ad conjunctionem hominum etc. и, наконец, III, 6, 28: Haec enim una virtus omnium est domina et regina virtutum, — то, он, конечно, прав.    Такого текста в законе нет. Очевидно, он составлен из двух отдельных изречений закона, — Втор. VI, 5 и затем Левит XIX, 18: «не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближняго твоего, как самого себя». Ср. также Мф. XXII:35—40 и Лук. X:27.    Cic. De off. L 45, 160: In ipsa autem communitate sunt gradus officiorum, ex quibus quid cuique praestet intellegi possit, ut prima dis immortalibus etc.    Cic. De off. I, 1Q, 31: Sed incidunt saepe tempora, cum ea, quae maxime videntur digna esse justo homine eoque, quem virum bonum dicimus commutantur fiuntque contraria etc.    Ibidem, III, 25, 95.    Ibidem, 32: Potest enim accidere promissum aliquod et conventum etc.    Sacramentum custodire, — sacrarii, это особая должность, которая сохранилась в рим. церкви и доселе. На востоке ей соответствовала должность диаконов, скевофилаксов, паромонарей. — Под sacramentum здесь разумеются или катакомбы, где погребались тела мучеников (оттуда custos martyrum), или церкви, которыя тоже строились на гробах мучеников, или, наконец, самый алтарь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Протоиерей Максим Козлов: Было бы нечестно не сделать одну реплику, очень важную для нас. Я не буду разглагольствовать, просто расскажу маленькую историю. Как-то умер один православный человек и апостол Петр ведет его в рай, и показывает " Вот здесь у нас лютеране " - Как лютеране?! - " Те, что Евангелие почитали больше, чем Лютера, и Богу искренне молились " . Идут дальше. " А здесь католики " - " Как католики? Паписты?! " - " Это те, которые больше чем папу, почитали Божию Матерь и жили по совести " . Дальше идут, а там дворец чудный, только без окон. " А там кто? " , - спрашивает человек. " А там православные, возлюбленные чада Божии " - " Но почему без окон? " - " А это потому что они думают, что они в раю одни " . ...Борис Гребенщиков: Не буду с Вами спорить». Действительно, споров с обеих сторон не было. Не было даже попытки со стороны преподавателей МДА приобщить Б. Гребенщикова к основам православной веры, скорее наоборот, известный музыкант получил прекрасную возможность засвидетельствовать перед православной ученой аудиторией свое понимание религиозной жизни, закрепив успех исполнением своих песен на корпоративном концерте прямо в малом зале (sic!) Духовной Академии. Подводя итог всему этому действу, приходится с сожалением констатировать о нравственной деградации, которая ускоряющимися темпами просачивается в старейшую духовную школу России. Невозможно представить подобное ни в XIX веке, во времена святителя Филарета Московского, ни в веке ХХ, когда наше духовное образование хоть и было лишено внешней свободы, но было свободно внутренне от чудовищных моральных аберраций и обновленческого вектора. Сегодня необходимо серьезно задаться вопросом: к чему приведут и чему научат духовное юношество нынешние наставники, которые приглашают к будущим православным пастырям неправославных проповедников, вещающих откровенно нехристианские идеи, и соблазняющих молодые души апологетикой нехристианских учений и вульгарным экуменизмом? Разве так надлежит исполнить повеление Христа Спасителя - «идите, научите все народы» (Мф. 28:19), «идите... и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15)?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА: ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА Начиная с XIX в. новые методы экзегетики и научных исследований стали рассматривать Новый Завет как исторический документ. Результат этих исследований привел к двойному, отчасти противоречивому, выводу, который важен не только для историков, но и для богословов. С одной стороны, оказалось, что сведения, содержащиеся в Новом Завете, а особенно в Евангелиях, абсолютно достоверны, и достоверны в гораздо большей степени, чем имеющиеся данные относительно происхождения иных древних религий или чем апокрифические источники гностического происхождения, повествующие о Христе. С другой стороны, сегодня существует и общее согласие в том, что все сообщаемое в Евангелиях о личности Иисуса не должно восприниматься только исторически. Рассказывая об Иисусе, ранние христианские авторы хотели передать своим читателям ту веру, которую они осознанно приняли, либо будучи свидетелями событий, либо унаследовав устное предание. Более того, все они рассматривали Пришествие Христа как событие уникальное: Его Личность всегда является трансцендентно контрастной по сравнению с иными библейскими персонажами – Адамом, Моисеем, Иоанном Крестителем. И когда аналогии проводятся с ветхозаветными личностями, эта контрастность только усиливается (см.: 1Кор. 15:45 ; Мф. 5:21–47; 11:11; 19:7–8 ; Ин. 3:28–30 ; etc.). Результат такого двойственного подхода привел к осознанию невозможности составить жизнеописание Иисуса, которое в равной степени воспринималось бы и верующими, и неверующими как «объективное» повествование. Информация, удовлетворяющая светского историка, фрагментарна и совершенно недостаточна для написания биографии, но в то же время тексты Писания наполнены верой в Иисуса как в «Господа», в «Сына Божия», в Воскресшего из мертвых, как в «Сына Человеческого», Которому надлежит прийти в конце времен, Нового Адама, объявшего все человечество в Своем «Теле». Одной лишь силы веры, исповеданной первыми христианами, достаточно для того, чтобы объяснить историческое становление христианства как мировой религии, выросшей из христианского исповедания и проповеди этой веры начиная с апостольских времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Руины Босры Руины Босры Арете IV Филопатору удалось расширить набатейские владения в Заиорданье ( Шифман. 2007. С. 34), а также установить контроль над Дамаском (2 Кор 11. 32, где говорится о спасении ап. Павла от рук своих преследователей в этом городе (ср.: Деян 9. 23-25)). К периоду его долгого правления относятся расцвет набатейских городов вдоль пути из Петры в Газу, строительство в Петре, превращение Хегры в Хиджазе в важный перевалочный пункт в караванной торговле ( Graf. 1992. P. 971). Согласно набатейским надписям и данным нумизматики, Арета IV носил титул     т. е. «тот, кто возлюбил свой народ» (или «друг народа» - Шифман. 2007. C. 34 сл.). Дочь Ареты IV была женой тетрарха Ирода Антипы; последний развелся с ней, дабы жениться на Иродиаде, жене своего сводного брата, тетрарха Ирода Филиппа. Этот поступок был резко осужден св. Иоанном Крестителем (Мф 14. 3-12; Мк 6. 17-29; Лк 3. 19-20) и привел к военному противостоянию между этими тетрархами ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 4-8 В Гал 1. 17 ап. Павел говорит, что пребывал нек-рое время в «Аравии», возможно, проживал в одном из набатейских центров в период правления Ареты IV. При царе Малику II Набатея потеряла территории на севере Заиорданья ( Шифман. 2007. С. 35). Ряд набатейских городов в Негеве был разрушен кочевыми племенами самудцев и сафатенцев, что расстроило набатейскую торговлю через Газу ( Negev. 1969. P. 10-14). Но в историческом соч. I в. по Р. Х. «Перипл Эритрейского моря» (Periplus Maris Erythraei. XIX 6. 28-29) говорится о том, что при Малику II продолжали идти товары из красноморского порта Левке-Коме (на северо-западе Аравии) в Петру. Согласно Флавию ( Ios. Flav. De bell. III 68), Малику II как «союзник» Рима предоставил римлянам 1 тыс. всадников и 5 тыс. пехотинцев в качестве вспомогательных отрядов во время подавления ими 1-го Иудейского восстания 66-73/74 гг. по Р. Х. Последний набатейский царь, Раббиль II Сотер, перенес адм. центр Набатеи из Петры в Босру. Титулатура Раббиля II включала фразу: «Тот, кто оживил (  ) и спас свой народ».

http://pravenc.ru/text/2564566.html

«Свет Божества, на Фаворе на краткое время, отчасти, сколько могли вместить зрители-апостолы, просиявший сквозь это тело, теперь во гробе просиявает совершенно; и сие тело, до сих пор земное и причастное смерти, преображает в небесное, бессмертное, прославленное. При этом высший Фаворского преображения Божественный свет и благоухание исполняют гробную пещеру, а самое тело Христово, уже духовное и прославленное, проникает и проходит сквозь каменную твердыню так же, как впоследствии сквозь затворенные двери» 288 . «Христос воскрес из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ). Он победил смерть Своей смертью, «смертию смерть попрал», и нет истины, более радостной для человеческого сердца Святое Евангелие не повествует, как происходило Христово Воскресение, как Он нетленно восстал в запечатанном гробе. Массивный каменный диск еще покоился на своем месте, печати лежали на крепких шнурках, а Он уже исшел из рукотворной пещеры гробницы так же непостижимо, как впоследствии «дверем заключенным» явился Своим ученикам ( Ин. 20:19 ). Никто из падшего человечества не способен видеть неприступный нетварный свет, в котором Воскресший оставил ложе смерти. Он восстал на третий день, как Сам предсказал, воскрес в начале третьего дня, возвещая победу! Небесный Вестник отвалил камень только для того, чтобы весь мир мог видеть, что гроб уже пуст. «Κα δο δειδμς γνετο μγας (и вот сотрясение земли сделалось великое) γγελος γρ κυρου (Ангел же Господень) καταβς ξ ορανο (спустившись с небес) κα προδελφν (и приступив) πεκλισεν 289 (откатил камень [от входа гробницы]) 290 κα κφητο πνω ατο (и сидел на нем). «И вот сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» ( Мф. 28:2 ). Евангелист Матфей сообщает важнейшие подробности. Прежде всего он говорит, что «…сотрясение земли (сейсмос) случилось великое… σεισμς γνετο μγας». Если толковать слова евангелиста в их буквальном смысле, то получается «сделалось общее сильное землетрясение», и, одновременно с сильным подземным ударом, с неба сошел Ангел и перекатил камень прочь от проема входа во гроб. В XIX веке существовала точка зрения, что σεισμς не было землетрясением, а внезапным открытием гроба сошедшим или сходящим Ангелом, как указывает γρ. Но порядок событий показывает, что отваление камня было сверхъестественным. Вначале произошло сотрясение земли – σεισμς, а затем небесный Вестник удалил из проема дискообразный камень.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010