О точке и лучах. Суббота пред Воздвижением Мф.10:37–11, 1 1Кор.2:6–9 Сегодня – суббота, а завтра – воскресенье пред Воздвижением, а после будут тоже особые суббота и воскресенье. Это – чтобы нам подольше постоять перед Крестом: не коснется ли и нас, наконец, «премудрость Божия, тайная, сокровенная». В словах же о Кресте всегда: либо – несовершенная попытка сравнить с чем-то, либо – более удачная: показать несравнимость ни с чем. Сегодня, например, читаем: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Любовь к нам Господа Иисуса не сравнима ни с какой человеческой любовью. Поэтому и сила ответной любви не должна быть сопоставима ни с чем. Но как пробиться к сердцу того, кто знает лишь любовь родивших нас или рожденных нами? Еще сказано, что идти за Христом можно только взяв свой крест. Кто же «не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня», – говорит Господь. И для тех, кто не понимает этих слов, – вот живая картина: Единый Безгрешный, измученный и окровавленный, несет тяжелый деревянный крест, на котором будет распят. Крайняя жестокость и крайняя несправедливость. Но сострадающим Ему иерусалимским женщинам Он говорит: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк.23:28 ). А как уразуметь последующие слова: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»? – ведь не что-то на что-то предстоит поменять, но – все на все: всего себя отвергнуться, чтобы всего себя, и уже навсегда, – приобрести!.. А вот и честь, которой сподобишься, если изберешь Христа, и возьмешь свой крест: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Но даже если эта цель покажется недостижимой, есть ли у нас выбор? о тех, кто упорно противится Божией премудрости, сказано, что, «если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Значит: либо перед Крестом, либо – заодно с распинателями, с этими «властями века сего». И хотя средоточие Креста кажется недоступным, и как бы нематериальным, но лучи его простираются до бесконечности и в широту, и в высоту, и в глубину, чтобы охватить и привлечь весь мир, чтобы даже самое отдаленное сдвинуть с мертвой точки. И даже до такой степени, что «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Опубликован Итоговый документ совещания Патриарха Алексия с правящими архиереями Юга России Геленджик, 30 июня 2005 г . Опубликован Итоговый документ совещания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с правящими архиереями Юга России (Геленджик, 16 июня 2005 г .), сообщает Седмица.Ru. «Мы, архиереи Южного федерального округа, собравшиеся на Кубанской земле в городе Геленджике под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совещание по насущным вопросам взаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества, роли и месте Церкви в жизни общества, отмечаем, что инициатива Святейшего Патриарха по проведению расширенных межепархиальных совещаний в ходе посещения Святейшим Патриархом епархий является весьма актуальной и своевременной. На встречах подобного рода архиереям представляется реальная возможность услышать слово Первосвятителя, его мнение по различным направлениям жизни Церкви, что позволяет им более выверенно и скоординированно развивать свою последующую деятельность на региональном и епархиальном уровне. С другой стороны, архипастыри и духовенство имеют возможность непосредственно поделиться с главой Церкви проблемами, с которыми они сталкиваются в окормляемых епархиях и регионах. Это дает возможность Святейшему Патриарху и Священному Синоду из первых уст иметь четкую и ясную картину церковной жизни на местах. Посещая со Святейшим Патриархом приходы Кубанской епархии, мы не только наблюдали плоды духовного возрождения, но воочию убедились в актуальности слов Спасителя: " Жатвы много, а делателей мало " (Мф. 9. 37). Несмотря на достигнутые результаты церковного строительства, еще очень многие люди, даже принявшие Святое Крещение, остаются вне храма, вне церковной жизни, вне спасительного следования за Христом. В этой связи отмечаем, что пастырям и всем верным чадам Церкви Христовой необходимо усилить духовный подвиг, чтобы свидетельствовать миру Истину во Христе чистотой своей жизни и деятельным служением благу ближнего. Каждый верующий, и особенно пастырь Церкви, должен стремиться стяжать любовь Христову, чтобы стать проводником Божественной благодати в измученный безверием и обезображенный пороком мир. Основной задачей пастырей, монашествующих и мирян должна быть добродетельная жизнь, которая без слов, одним своим примером свидетельствует людям о победе веры над духовным забвением и безнравственностью, над эгоизмом и индивидуализмом, которые разрушают семью, ослабляют общество и лишают его будущего.

http://pravoslavie.ru/13949.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Колумбан Люксёйский. Творения Здесь собраны немногочисленные и крайне краткие творения великого ирландского проповедника и миссионера Колумбана Люксёйского: «Проповедь о научении», «Прощальное письмо Колумбана к монахам в Люксейле», «Морская песня», «Строки я эти диктую…». Сочинения Проповедь о научении Перевод В.Заславского Ист.: www.fordham.edu/halsall/source/columban1.html www.ucc.ie/celt/published/L201053/ Моисей написал в книге закона: «сотворил человека по образу и подобию своему». Быт. 1:26. 1 Обратите внимание, о чем здесь говорится: Бог — всемогущий, невидимый, неизмеримый, неописуемый людскими словами, неисследимый — сотворил человека из глины — праха земного и придал ему Свой образ. Как сравним человека с Творцом его? Как сравним Дух и прах земной? Ибо «Бог есть дух» — Ин. 4:24. Великая честь для человека, что Бог дал ему образ Свой, отголосок Его вечности и подобие Его характера. Великая слава человеку быть подобным Богу — если он сохранит это подобие; но и позор великий, если он осквернит образ, дарованный ему свыше. Ибо если он оставляет ради иных благ то, что получил от дыхания Божьего, и загрязняет источник благословений, которые обретаются с образом Божьим, он уже более не подобен Творцу, и своими руками уничтожает образ Божий, как бы глубоко он не укоренился в природе людской. Если же человек заботится о привитых ему добродетелях, то он постепенно все больше и больше уподобляется Богу. Итак, посеянные в наших сердцах добродетели Бог в заповедях своих повелевает взращивать и укреплять. Первая заповедь — это «возлюбить Господа всем сердцем» (Мф. 22:37), потому что «Он первый возлюбил нас» (Ин. 4:10) еще прежде создания нашего. Ради любви Его должны мы заботиться об образе Божьем в нас. Кто же любит Бога — тот соблюдет заповеди Его, как и сказал Он: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» (Ин. 14:15). И вот заповедь Его — как Сам завещал Он — «Да любите друг друга. Как Я вас возлюбил, так и вы любите друг друга» — Ин. 15:12. Но истинная любовь — это когда любят «не словом одним, но делом и истиною» (Ин. 3:18). Уподобимся же Богу, Отцу нашему, и восстановим в сердцах наших образ Его не оскверненный — в святости (как сказал Он: «Будьте святы потому что Я свят», Лев. 11:44) и любви (ибо Он есть любовь, согласно сказанному апостолом, Ин. 4:9), и в правде и истине, ибо Бог наш праведен и истинен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Раздел 2 Пасха 1860 года. Propter maledictionem patri Dominus te poenae dedit 92 [...] Господи! Даруй мне от Духа Твоего, наполняющего всю вселенную, всех и все оживотворяющего и всем неоскудно дары Свои изливающего. Если не будешь прост сердцем, как мать, не войдешь в Царство Небесное, и не будешь иметь мира на сердце, и не избежишь множества грехов. Помни преложение Моисеем воды в кровь. У нас на святых жертвенниках прелагается вино в Кровь Сына Божия Иисуса Христа, и дела, или плоды, Им производимые в нас, свидетельствуют о том. Где говорит Бог, там должна быть только вера безусловная: Истинный не может солгать и Всемогущему все возможно. У Бога не останется бессильным никакое слово [ Лк. 1,37 ]. Трепещи зазнаваться с Богом. Если люди, существа слабые, скоропреходящие, смертные, делают так много великих и дивных дел богодарованными им силами и способностями, если слову одного человека повинуется иногда много миллионов людей, – то чего не сделает Виновник жизни человеческой, что не повинуется Его слову? Вспомни слова сотника: я, говорит, и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает [ Мф. 8,9 ]. Далее: если многие животные одарены искусством делать разные удивительные вещи, которых не сделать и человеку, – животные, которых мы попираем ногами, которые так ничтожны и слабы, – то чего не сделает Творец всего, всех щедро одаривший всяким искусством, всякими способностями и силами? Если растения бездушные, днесь сущия и утре в пещь вметаемыя, по Его слову образуются в такие нежные и прекрасные формы, или вещество всякое мы видим совершенно подчиненным Его слову и видоизменяющимся до неизмеримости (до бесконечности) по Его манию (при посредстве только пяти стихий) – то кто еще, видя все это, станет требовать залогов Его всемогущества! Дивна дела Твоя, Господи! На каждом шагу, в каждое мгновение жизни! Исполнь небо и земля славы премудрости Твоея, славы благости Твоей, славы всемогущества Твоего. Ты не только Сам премудрый Творец и постоянно являешь Себя премудрым Творцом, но Ты и тварям Твоим даровал творческую способность – и они творят по Твоему слову данными им силами. О! в какую велелепоту Ты облеклся!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой — вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня — не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг — дьявол — вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» ( Пс.39:18 ). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи! Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» ( Пс.26:9 ), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Св. мученику Вонифатию от алкоголизма Аудио: О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие ! Ко твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших не отвержи, но милостиво услыши нас. Исцели братию и сестры наша (имена) , тяжким недугом пиянства одержимыя, и того ради от матере своея Церкви Христовой и вечнаго спасения отпадающия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-ob-...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Сергий Стаценко " decoding="" title="" Протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской Православной Духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, приводит в данной статье обзор существующих на сегодняшний день возможностей получения специального образования людьми, желающими трудиться на ниве осуществления миссии. Также автор поднимает вопросы о значении духовного образования в просветительской работе и об обучении учащихся некоторым методам работы в деле внутренней миссии. «…И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга… » ( Рим.15:14 ) Вопрос о связи катехизаторского служения с духовным образованием напрямую связан с вопросом о появлении на ниве благовестия подготовленных делателей ( Мф. 9:37 ). Получение различных видов духовного образования предполагает, что учащийся уже воцерковлен и наставлен в истинах православного вероучения. По этой причине в данном обзоре автор счел нужным рассмотреть общий вопрос о значении духовного образования в просветительской работе и об обучении учащихся некоторым методам работы в деле внутренней миссии. Проблема подготовки людей, занимающихся евангельской миссией, как никогда актуальна для текущего состояния Русской Православной Церкви. Христианизация «не дошедших до Церкви», до недавнего времени проводившаяся отдельными энтузиастами, в масштабах всей Церкви не имела практически никакого видимого результата. Данное обстоятельство диктует настоятельную необходимость создания масштабной программы, а потом и механизма воплощения на практике планомерной и систематической работы, где должно быть задействовано максимальное число уже воцерковленных людей. «Для того чтобы решить стоящие перед нами огромные миссионерские задачи, необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий – иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция, которая несет особую ответственность за все случившееся в нашей стране…» , – отмечает Предстоятель нашей Церкви.

http://azbyka.ru/katehizacija/katexizaci...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое настоящая любовь по Евангелию? 23 мин., 14.02.2024 «Бог есть любовь», «христианство учит любви», «главная христианская заповедь — возлюби ближнего своего»… Мы часто слышим все это. Но о какой любви идет речь? Что такое любовь с точки зрения Евангелия? Давайте разбираться. Главный источник, на который христиане опираются, говоря о любви, — это Евангелие, повествующее о жизни и учении Господа Иисуса Христа, и послания Его учеников — апостолов. В Евангелии Христос говорит, что Бог дал людям всего две ключевые заповеди, и обе они — о любви. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь , — говорит Спаситель. — Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40). «Закон и пророки» — это всё учение Ветхого Завета, все многочисленные предписания и заповеди, всё, что проповедовали древние пророки. Все повеления и законы, данные Богом, имеют в своей сердцевине любовь как первооснову — вот что имеет в виду Христос. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя , — объяснит впоследствии апостол Павел (Рим 13:9). Но что значит — возлюбить ближнего? Ведь не убивать, не грабить, не изменять, не завидовать еще совсем не значит любить! И как возлюбить Бога, Которого мы не видим, а многим людям даже сам факт Его существования не очевиден?.. Любовь как признание человеческого достоинства Божественная гениальность заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» состоит в том, что для ее исполнения вовсе не обязательно ломать себе голову над вопросом, что такое любовь. Каждый человек прекрасно осознает, чего он желал бы для самого себя. Благополучия, спокойствия, здоровья, крыши над головой, добрых и мирных отношений с соседями — не так ли? Каждый знает за собой те или иные грехи, но знает, как правило, и смягчающие обстоятельства, которые так или иначе объясняют и извиняют его поведение (хотя бы в его собственных глазах). Ту же нехитрую мерку Господь призывает применять и к другим людям. Хочешь, чтобы тебе помогли в нужде? Тогда помоги сам тому, кто голоден или болен. Хочешь мира, спокойствия и уважения? Уважай свободу и человеческое достоинство другого человека. Хочешь жить в ладу со своей совестью? Поищи оправдания и для другого человека, который повел себя не лучшим образом.

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Скачать epub pdf Седмица 2-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 19. (6,31–34;7,9–11) О ЖИТЕЙСКИХ ЗАБОТАХ И ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так все проживаем на это (32,791). Мы созданы не для того, чтобы только есть, пить и одеваться, а чтобы избегать порока и держаться добродетели, руководясь Божественным любомудрием (37,448). Не пышностью одежды обращай на себя взоры, но в добрых делах да просветится свет твой пред всеми, чтоб прославлялся Господь (22,520). Лучше носить ветхое и заботиться о душе в страхе Божием, нежели одеваться пышно и жить неблагочинно (22,177). Ленивой и беспечной душе свойственно удивляться разноцветному одеянию, с тонким искусством сделанному; душа же благородно мыслящая, чувствующая действительно истинное украшение, гнушающаяся всякой нежной одежды, сильно желает более величественной, чем эта, не изысканной, более благоприличной, наиболее почтенной, всему предпочитая непорочность (33,905). Роскошь тела обнаруживает глад души, богатство его одежд выставляет на вид ее наготу (35, 409). Не должно служить телу, кроме крайней нужды, а душе надобно доставлять все лучшее любомудрием, как из темницы освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (4,307). Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, напрасно имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (7,254). Да не похищают у тебя Бога ненавистные заботы, которые и высокошественного низлагали мгновенно на землю. Ум твой да стремится к цели, не носясь туда и сюда, подобно искателю побед неукротимому коню, и не убегая вдаль от великой славы Христовой (12,90). Занятия заботливостью о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном (14,382). Если Сотворивший все словом не имел где главы подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном (31,217). Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога, ибо за крепостью и красотою следует старость и немощь, славу и богатство рассеивает смерть и тление, а правда пребывает вовек (23,154).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Часть I. Установления общественного Богослужения Установления Богослужения общественного касались: 1) священного места, 2) священных лиц, 3) действий и 4) времен. Священное место До Моисея евреи не имели храма Божия. Первоначально заменяли его жертвенники, устрояемые на местах, ознаменованных явлениями или особенными благодеяниями Божиими. Таковыми местами были Сихем ( Быт.12:6 ), Вефиль ( Быт.38:19 ), Вирсавия, или кладезь клятвенный ( Быт.21:30–33 ), и проч. По выходе евреев из Египта, когда они сделались народом независимым, Господь избрал особое место Своего невидимого обитания среди народа Своего ( Исх.25:8 . Иез.37:27–28 ). Он повелел Моисею построить между кущами народа царское Себе жилище, как бы дворец, который в Писании называется святилищем ( Евр.9:1 ), жилищем Господа ( Пс.73:7 ), домом Господа, св. храмом Его ( Пс.5:8 ) и проч. Первоначальный храм Божий, устроенный Моисеем, во время странствования евреев из Египта, в виде палатки и переносимый с одного места на другое, был подвижной и назывался скинией; а воздвигнутый в Иерусалиме Соломоном – Соломоновым, или первым неподвижным храмом; сооруженный же в Иерусалиме, по возвращении иудеев из плена вавилонского, и прославленный присутствием Спасителя – именуется вторым. Скиния, равно как и храм первый и второй, созданы были помощью дани Господу и добровольных – усердных приношений от народа. Каждый израильтянин, поступивший в перепись, от 20 лет и выше, богатый и бедный, обязан был давать дань Господу полсикля или полдидрахмы 5 – цену или окуп за душу свою. «И возьми серебро окупа от сынов Израилевых, повелел Господь Моисею, и употребляй на дело скинии собрания: и будет сие в память сынов Израилевых пред Господом, для искупления душ». Эти деньги назначены были на построение и содержание храма ( Исх.30:12–16 . 2Пар.24:5–14 . 4Цар.12:4–16 . Мф.17:24 ). По разрушении второго храма, Веспасиан повелел собирать дань, вносимую в пользу храма, для Капитолия Юпитера 6 . Кроме дани, определенной законом в пользу ветхозаветного храма, для построения, обновления и содержания его служили добровольные приношения от народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010