Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:06 мин. Размер 7.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни», – это сказал еще задолго до Рождества Христова «отец медицины» язычник Гиппократ. О том, к чему устремляли свой ум язычники апостольского века, слышали мы, дорогие братия и сестры, в сегодняшнем Евангелии: это размышления о том, что нам есть, что пить, во что одеваться. Но посмотрим сегодня вокруг, повнимательнее посмотрим на себя, еще раз приведем в порядок свои думы и чаяния и поймем, что мы самые настоящие язычники по образу мыслей своих и живем в обществе таких же потребителей земных благ и гедонистов, какими сами и являемся. Язычники, конечно же, всегда будут жить на этой земле – юдоли боли и печали, но на земле Божией им делать нечего, и они исчезнут: «Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его» (Пс. 9: 37). А пока земля – это общий дом для всех нас, и праведных, и грешных, то часто видим мы, что как раз у людей, язычников по уму, у людей, не думающих о Боге, о воздаянии за грехи, о будущей жизни, у людей, жестоковыйных и дебелых, все, что связано с предметом их дум – с едой, питьем, одеждой, материальным благополучием, положением в обществе, властью, – все намного лучше, нежели у тех, кто остается верен слову своего Учителя – Христа Спасителя, верен тому слову, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33). Прежде телесных нужд мы, называющие себя учениками Христа, должны заботиться о спасении своей души – о стремлении к наслаждению вечными благами; а правдою Его, которую мы обязаны искать и сохранять среди лжи и лукавства мира, называется оправдание, ожидаемое нами от Христа, перед Которым будем оправдываться в своих грехах и падениях верой. Будем просить у Бога только того, что необходимо для души

http://pravoslavie.ru/113754.html

Беседа 37 «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка». ( Мф. 11:7–9 ) Изъяснение 11:7–24. Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа. – Почему Иоанн назван большим пророка. – Христос не может быть сравниваем с Иоанном. – Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия. – Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели. – Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания. – Увещание к странноприимству. – Против срамных песен и рассказов. – Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами. – Где нужно искать чистых удовольствий. 1. Для учеников Иоанна Спаситель сделал, что нужно было сделать, и они возвратились, уверившись (в том, что Он есть Мессия) посредством чудес, совершенных пред ними. Теперь надлежало подать нужное врачевство и народу. Ученики Иоанна не подозревали ни в чем своего учителя; между тем в народе, которому неизвестна была цель посольства учеников Иоанна, вопрос их мог породить много неуместных сомнений. Многие могли рассуждать и говорить так: тот, который с такою силою свидетельствовал о Иисусе, ныне переменил мысли свои и сомневается – этот ли, или другой есть Грядущий? Не с тем ли намерением он говорит это, чтобы восстать против Иисуса? Или темница научила его быть осторожнее? Ужели он напрасно прежде свидетельствовал о Иисусе? И так, поскольку народ мог предаваться многим подобным сомнениям, то смотри, как Господь врачует его немощь и уничтожает эти сомнения. «Когда же они пошли, – говорит евангелист, – Иисус начал говорить народу об Иоанне». Для чего Он начал говорить уже по отшествии учеников Иоанна? Чтобы не подумали, что Он льстит Иоанну. Но исправляя сомневающихся, Он не обнаруживает их сомнения, а только разрешает смущающие их помыслы, показывая тем, что Он знает тайные мысли всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Приступающие к Божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание: чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе говоримое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотою, и тогда только успокоиваются: так и те, которые слушают Божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: блажени алчущии и жаждущии правды ( Мф. 5:6 ). И здесь (в Евангельском чтении) Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». Но почему Евангелист заметил, (что это было) в последний день великий? – Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними, большею частию, проводимы были в увеселениях. Почему же (Христос) говорит: в последний. Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит (те слова), частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине, многочисленности народной. А чтобы показать, что Он говорит о питие духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреди, чрева моего ( Пс. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Немощь и красота женщины 18.04.2015 1914 Время на чтение 9 минут «Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине». Свт. Григорий Богослов Рассуждать о внешнем виде женщин, считающих себя христианками и старающихся не забывать о храме Божием, особенно в наше время, не просто. Одна часть православного духовенства смотрит на это более снисходительно, другая в этом вопросе придерживается традиции и предъявляет женщинам соответствующие требования. В больших городах прихожане храмов постепенно свыклись с тем, что немало женщин даже к участию в Таинствах церковных подходят, будучи одеты в брюки и не избавив свое лицо от косметики. Конечно, у многих ревнителей веры таковые веяния времени вызывают ропот и недовольство, также как выказывают недовольство и недоумение вышеупомянутые женщины, когда при посещении, например, сельских храмов им приходится нередко сталкиваться с неприкрытым осуждением их внешнего вида со стороны прихожан и даже священника. При этом, частенько, эти женщины, заявляющие о своей приверженности Православию, в ответ обвиняют таких же православных, священника и его паству, в фанатизме и неимении любви к ближним. Интересно все же, на чьей стороне правда? Или, как обычно, она где-то посередине? Но Иисус Христос учит выбирать что-то однозначное, по принципу: или «да-да» или «нет-нет» (Мф. 5:37). Однажды на исповедь пришла женщина, которая обратила на себя внимание тем, что была одета в очень длинную, «в пол», юбку. Немедленной реакцией на ее внешний вид был нравственный вывод о ее ревностной приверженности церковному благочестию, что заставило за нее порадоваться. Но жизнь в очередной раз преподнесла урок, насколько же все-таки внешность обманчива! После службы из храма она шла на автовокзал уже в брюках-клеш, что выглядело достаточно нелепо, ведь возраст женщины был уже пенсионный, 55-57 лет. Ощущения от контраста были подобны ушату холодной воды на голову: оказывается, все это время брюки она прятала под юбкой.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Здесь разумеется «Слово в неделю всех святых, при посещении города Коломны», говоренное 28 мая 1822 г. и напечатанное во всех собраниях проповедей Филарета. «Увидев впервые после [многих] лет свою милую родину, – пишет по этому поводу Н. В. Сушков в своих Записках о жизни и времени Филарета, – проповедник исполнился мирною радостью, сладостными воспоминаниями о детских днях, о близких его сердцу». 17 Самую проповедь свою, имеющую в основании текст: Иже любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ), он так начинает: «По неисповедимым судьбам Божиим, видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет и от которого течением происшествий увлечен я был так, что никогда уже видеть его не чаял, – сверх чаяния, вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, – желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне. – Любви, по которой, как изъясняется некто из иерусалимлян, дети Иерусалима благоволиша камение его, и персть его ущедрят ( Пс.101:15 ), то есть самые камни отечественного града им любезны, мил даже прах путей его. Сердце мое готово теперь воспевать сему граду песнь, которую они воспевали своему Иерусалиму: Вопросите, яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя! Буди же мир в силе Твоей и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих, глаголах убо мир о тебе ( Пс.121:6–8 ). Но что я слышу? – взывает проповедник, останавливая поток личных чувствований и мыслей. – Сию сладкую песнь пресекает грозный глас заповеди Христовой, которая, как будто по особенному намерению, ныне оглашает меня среди сего храма. Иже любит отца или матерь паче Меня, несть Мене достоин. Что же буду делать? Восприиму иную песнь песнопевца Израилева: Не Богу ли повинется душа моя ( Пс.61:2 )? Покорю любовь к ближним и братиям, – покорю любви к Богу и Христу; забуду люди моя, и дом отца моего, и потщуся помнить токмо людей Господних и дом Отца небесного. В сем расположении духа и прерванную Иерусалимскую песнь продолжать мне позволено: Дому ради Бога нашего взысках благая тебе ( Пс.121:9 ). Боголюбезный граде! Ради святой Церкви, которая есть дом Божий, ради православных чад ее, которые суть присные Богу, желаю я тебе благ; и поскольку желаю для Бога, то и благ желаю Божественных, мира Божия, превосходящего всяк ум, веры Божией, которая есть Божий дар любви Божией, изливающейся в сердца наши Духом Святым 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Первые диакониссы, свидетельницы Воскресения Первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца… 28 апреля, 2012 Первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца… Апостол Петр рекомендует женщинам-христианкам следующее: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (1 Петра 3, 2-4). Такой красотой духа явно обладали те женщины, кто следовали за Христом и служили Ему в течение последних лет земной жизни Иисуса. Мы почти не слышим их голоса на страницах Евангелий , за исключением Марфы, заботившейся об угощении и упрекавшей свою сестру, что она ей не помогает (Лк. 10, 40), но после смерти брата Лазаря проявившей удивительное самообладание и высоту веры, и Марии Магдалины , в первые часы по воскресении Христа принявшей Его за садовника (Ин. 20, 11-18). Прямая речь апостолов Христа, впрочем, тоже нечасто передаётся в евангельских повествованиях, но производит, тем не менее, более заметное впечатление. Пётр исповедует Христа сыном Бога Живого (Мф. 16, 16), на Тайной Вечере обещает душу положить за Него, а вскоре отрекается трижды, говоря, что не знает Иисуса. Апостолы между собой нередко спорили, кто из них больше. А Иаков с Иоанном, предвкушая грядущую силу и славу Иисуса, мечтали сесть один по правую сторону от Него, другой по левую (Мк. 10, 37). Они же желали истребить огнем одно самарянское селение, через которое проходили как-то раз, и где Иисуса не приняли (Лк. 9, 54). Но все ученики, кроме Иоанна , в конечном итоге разбежались в страхе, когда их Учитель был взят под стражу.

http://pravmir.ru/pervye-diakonissy/

Письма к мирянам. Ученику Рукопись творений преподобного Нила Синайского XII в. Афон Вот после прежних писем пишем к тебе и это, зная, что от нашего смирения ожидал ты слов назидательных, желая спастись и прийти в познание истины. Не предавайся, брат, развлечениям, заботам и попечениям этой душевредной жизни. Чего ждешь? Будет ли у тебя время? Дние яко сень и как сон преходят (Пс. 143, 4), а ты не порадеешь о себе и украшаешь неодушевленные стены. Господь сотворил тебя беспечальным, а ты мучишь себя хлопотами; Он снял с тебя заботы, и ты сам себя запутываешь в дрязгах. Из всего, чем ты занимаешься, ничто не принесет пользы душе. Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией, ибо не иначе можно достигнуть славы, как только избегая ее; а пока гонимся за славою, она бежит от нас. Если хочешь быть славным, не вожделевай славы. Если хочешь быть высоким, не будь высок. Будь внимателен к себе, чадо, и да не обольщает тебя мысль степенью священства и настоятельства. Боюсь и опасаюсь за тебя, чтобы, стараясь спасти других, не погубить тебе душу свою. Ибо свят и досточестен спасающий свою душу. Поэтому, чадо, послушай меня, смиренного отца, о Христе тебя любящего и жалеющего тебя. Оставь, чадо, по земле пресмыкающиеся замыслы и, уклоняясь, безмолвствуй в келье, заградив ее отвсюду, чтобы вовсе ни с кем не видеться, кроме одного раза в субботу и в день воскресный. И тогда узнаешь, что пригодно для души, а также и иное, как, например, что предстоит тебе претерпеть много скорбей, много искушений, много немощей. Но блажен ты, если претерпишь. А если и не сделаешь этого, то перейди оттуда на другое место. И если желательно тебе придти в сокрушение, не читай языческих книг, ни исторических, ни иносказательных, не касайся даже и Ветхозаветных книг, но читай Новый Завет, мученичества, жития отцов и сказания о старчестве, и приобретешь от сего великую пользу. Советую же тебе не читать книг Ветхого Завета не потому, что отметает их Церковь, напротив того, они приемлются, изречены Духом Святым и Церковь без них не может обойтись, но потому что в безмолвниках и монахах не производят сокрушения. Будь внимателен к себе, брат; жатвы много (Мф. 9, 37), не оставляй ее, вместо класов не пожинай солому; сбор винограда обилен, не оставляй собирать духовные плоды, не начинай искать гроздов после обравших виноград. Оставь земное и займись небесным. Пожинай и обирай плоды правды.

http://pravoslavie.ru/2683.html

протоиерей Василий Жмакин Борьба продолжается В то время, когда святитель Иннокентий доживал свои последние дни в Пензе, в Петербурге борьба между мистицизмом и православием обострялась все более и более. Ссылка святителя Иннокентия, хотя и замаскированная, ожесточила не только тех людей, мнения которых он поддерживал, но вооружила против Голицына и тех, кто был до того совершенно непричастен к борьбе. Князь Голицын был крайне возбужден делом епископа Иннокентия и изливал свою ненависть не только на него, но и на тех, кто ходатайствовал за него перед Государем, и до известной степени достиг своей цели. Он всевозможными способами преследовал заступавшихся за святителя Иннокентия лиц и особенно сильно нападал на князя П.С. Мещерского, служившего, к несчастью, в его ведомстве и занимавшего пост обер-прокурора Синода. Голицын прежде всего стал обходить князя следовавшими ему по положению наградами и повышениями. Князь П.С. Мещерский, находившийся в постоянной переписке со святителем Иннокентием, в одном из писем откровенно высказался о неблаговолении к себе князя Голицына. «Господь Иисус Христос ,– написал архиерей в ответ, утешая князя,– да укрепит Вас на пути своем, конечно, узком и тесном. Мирские отличия, которыми почтены все окружающие Вас, вопреки общему желанию, Вас не достигли. Что нужды? Правда, едва ли не я тому причиной, ибо Вы весьма много принимали во мне участия. Мой любезнейший! Обратите и это во благо души Вашей! Терпение как твердыня укрепит Вас перед Господом – в благодарности и за эти небесные милости, и за земные немилости или неблаговоление. О, князь! Будем молиться, чтобы Господь всех вразумил не разделяться, но в любви идти к Нему, чтобы великие и мудрые с низкими и глупыми – с нами, соединясь и сердцем, и духом, все творили к славе Господа нашего Иисуса Христа». Нерасположение министра духовных дел к князю П.С. Мещерскому выражалось не в одном только обхождении его наградами. Здесь могли иметь место и придирки по службе, и критическое отношение к умственным и нравственным качествам подчиненного, и др. Одно из писем святителя Иннокентия проливает некоторый свет на характер отношения Голицына к гонимому им князю: «Не только мы, грешники, прикованные к земле и совсем земляные, но и пророк Давид жаловался то на плоть свою: нет исцеления в плоты моей ( Пс.37:4 ); то на мир: весь день поносили меня враги мои ( Пс.101:9 ); то на всех врагов совокупно: увы мне, ибо пребывание мое здесь продолжительно ( Пс.119:5 ). Да и что говорить о подражателях, о крестоносцах-учениках, если Сам Подвигоположник, Крестоносец-Учитель, молился: да минует Меня наша сия ( Мф.26:39 ),– чаша искушений, скорбей, трудностей, от коих Он тужил и сетовал душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Священник Константин Пархоменко ЦВ 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г. Зачем пастырю нужен свой интернет-сайт? Нужен ли священнику свой сайт в Интернете? Думаю, что не всякому. Мы знаем, что в Церкви существуют разные харизмы. Есть пастыри-молитвенники, есть прекрасные администраторы, есть те, которые видят свое предназначение в чинном, неспешном и благолепном исполнении богослужений. Есть, наконец, пастыри катехизаторы, мессионеры, проповедники, богословы. Вот им, на мой взгляд, сайт необходим. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37). Полвека назад архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Духовная литература — это почти бесконечное умножение пастырского труда, ног и слов. Перед нами — и после нас — она входит во все дома, начиная и продолжая наше дело… Религиозная книга есть расширение (почти безграничное) пастырской любви и заботы о человеческой душе, пастырского присутствия в этой душе. Через печатное слово пастырь тысячу раз входит в дом и в сердце человека». А на главной страничке моего сайта приведены еще и такие слова равноапостольного Кирилла, просветителя Словенского: «Проповедовать только устно — все равно, что писать на песке». Эти слова, в общем, отвечают на вопрос, зачем пастырю сайт. Для того чтобы дело его жизни — свидетельство о Боге и Истине — совершалось активней и успешней. Всего за год число посетителей моего сайта выросло до нескольких тысяч. А это значит, что моя проповедь, статья, духовное размышление смогут быть услышаны не только десятками моих прихожан, но значительно большим количеством людей. И по письмам, отзывам людей я вижу, что плоды этой деятельности есть. Только порог нашего храма впервые переступили не меньше двух десятков человек. Пришли из неверия или от нецерковной жизни. И начали воцерковляться. Кто-то был тронут прослушанной проповедью, на кого-то произвели впечатление фотографии, размещенные на сайте, или статьи. А для кого-то оказалось очень важным, что священник открыт, доступен, приветлив. Это и сняло последний барьер на пути к вере.

http://e-vestnik.ru/church/zachem_pastyr...

Скачать epub pdf Св. священномученик Игнатий Богоносец Св. Игнатий родился в Антиохии, главном городе Сирии. Предание говорит, что он был тем ребенком, которого принимал на Свои пречистые руки Иисус Христос и на которого указывая Своим ученикам, сказал: Аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидите в Царство Небесное и: Аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет ( Мф.18:2–5 ; Мк.9:37 ). Св. Игнатий назван Богоносцем потому, что он был носим руками Бога воплощенного, и более потому, что он, как и сам объясняет в своей беседе с императором Траяном, всегда носил Бога в сердце своем по вере и любви своей к Иисусу Христу и по благодати Духа Святого, которой исполнено было его сердце. Св. Игнатий долгое время был учеником апп. Петра и Иоанна, к которым в особенности питал пламенную любовь и уважение. Как неразлучный спутник свв. апостолов, св. Игнатий, без всякого сомнения, принимал участие в распространении Церкви Христовой на земле и в проповедании Евангелия между язычниками и иудеями. Около 67 г. по Рождестве Христовом в Антиохии скончался первый епископ Антиохийской Церкви Евдокий. Советом апостолов на епископскую кафедру был избран Игнатий, которого потом рукоположил сам апостол Петр, как о том свидетельствует св. Златоуст. Поставленный во епископа, Игнатий всецело предался делу пастырского служения. Он с неутомимой ревностью и усердием исполнял все лежащие на нем обязанности, не щадил ни сил, ни трудов, явив в своем лице все достоинства епископа. Но успех, каким Господь благословил труды Своего верного служителя в обращении язычников, не раз подвергал его паству сильным гонениям, особенно при Домициане (в 81 г.). Несмотря на все свои достоинства, Игнатий почитал себя недостойным даже имени ученика Христова. Главное достоинство последователя Иисуса Христа и высшее совершенство любви к Нему он полагал в мученической кончине за имя Спасителя. Когда прекратилось гонение на христиан при Домициане, Игнатий радовался миру, обретенному Церковью, сам же скорбел о том, что не удостоился пролить кровь свою за имя Христово, печалился, что не достиг еще совершенной любви ко Христу и пламенно желал мученически умереть за Него. Господь услышал молитву Своего верного раба, и св. Игнатий украсился славой не только проповедника, но и мученика за имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010