Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Когда Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Святой привел Его в пустыню, и Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал ( Мф.4:1–2 ). Сорокадневным постом, – в продолжение которого, как пишет святой Лука, Христос ничего не ел, ( Лк.4:2 ) – и молитвой Он готовился к своей проповеди . Таким образом он не только подтвердил закон о посте, но и оставил нам Свой личный пример для подражания. 3. Как и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена земной жизни Господа выродился в формальный обычай без существенного содержания и настоящей ценности. Например, фарисеи, помимо всеобщих ежегодных постов, постились два раза в неделю ( Лк.18:12 ). Но они постились формально, напоказ, чтобы показаться людям постящимися, как замечал Сам Господь ( Мф.6:16 ). Христос отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди ( Мф.6:16–18 ) определяет, каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». 4. Силу поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не смогли исцелить бесноватого юношу: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк.9:29 ). Три Евангелиста-синоптика сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся поста ( Мф.9:14–15 ; Мк.2:18–20 ; Лк.5:33–35 ). И здесь Христос не только принимает пост, но и говорит о том, что он будет необходим для Его учеников после Вознесения. И из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в жизни Его Апостолов и первых христиан ( Деян.13:2–3; 14:23 ). Пост в жизни Церкви 1. Пост – установление, занимающее такое значительное место в духовной жизни древнего Израиля, равно как и в жизни и учении Богочеловека Христа, естественно, очень рано получил такое же значение и в жизни христиан. Христиане восприняли от иудейской среды, в которой появилась и начала развиваться Церковь , пост как установление, но не законные предписания и различные заповеди человеческие ( Мф.15:9 ), регулирующие иудейские посты.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

6), евангелист показывает, что оппоненты Иисуса отдают предпочтение смерти перед жизнью. При этом в словах Спасителя жизнь (ψυχ) приобретает более широкое значение, не ограниченное физическим существованием, как предполагает обыденное понимание этого слова. Речь идет о дарованной Богом человеку в творении и утраченной в грехопадении полноте бытия, к-рую Сын Божий пришел восстановить: «...ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19. 10; ср.: 9. 56). Такое понимание Д. (ψυχ) еще более категорично выражено в парадоксальном высказывании: «...кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8. 35; Мф 16. 25; Лк 9. 24; ср.: Мф 10. 39; Лк 17. 33; Ин 12. 25). Подлинная жизнь, как она была задумана Богом, является высшим благом и не тождественна обладанию здоровьем или богатством (Мк 8. 36; ср.: Мф 16. 26). Она не ограничена смертью, и найдет (ερσει - Мф 16. 25) ее тот, кто ради Христа и Евангелия откажется от нее в ее обыденном понимании: «...ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12. 25). Т. о., ψυχ в этих высказываниях не является только физическим существованием и не противопоставлена ему, но представляет собой полноту жизни перед лицом Бога. Поэтому словам Евангелия от Марка, где речь идет о Д.: «...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8. 36), в Евангелии от Луки соответствует высказывание о самом человеке: «...что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк 9. 25). Положить конец дарованной Богом полноте бытия человек не в силах, это возможно тольку Самому Творцу: «...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10. 28; ср.: Лк 12. 4-5; Прем 16. 13-15; 4 Макк 13. 13-15). Уничтожение тела (σμα) не приводит к прекращению жизни, так же как и не всякое существование может быть названо жизнью в полной мере: «...брат твой сей был мертв, и ожил...» (Лк 15.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Иисус Христос Пророчества об Иисусе Христе 25 Все, что предсказано было о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось. Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). И было так: родился Христос от Девы ( Мф.1:18–23 ; Лк.1:26 ). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: И ты, Вифлееме, земля Иудова ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле ( Мих.5:2 ). Так и было. От колена Иудова возсиял Господь наш ( Евр.7:14 ). В Вифлееме иудейском родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ; Лк.2:4 ). Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится ( 2Цар.7:12 ; Ис.11:1 ; Пс.131:11 ), и было так. От семени [племени] Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым ( Мф.9:27 , Мф.20:30 , Мф.22:42 ). Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: И поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему служить и от золота Аравии дары принесут Ему ( Пс.71:10–11,15 ) – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну ( Мф.2:11 ). Не умолчано и то в Священном Писании , что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Иер.31:15 ) – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах его ( Мф.2:16 ). Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: Из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника) Своего пред лицом Христа: Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою, сказал Господь Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В истолковании блаженного Августина обращают на себя внимание слова: «чтобы каждый взвешивал, как он к нему подходит (то есть приходит на евхаристическое собрание. – О.С.) , даже если ему и не возбраняется на нем присутствовать ». Вот эти слова: «даже если ему и не возбраняется на нем присутствовать»  – говорят о том, что не только причащающийся, но и присутствующий на Литургии должен готовиться к этому событию. Следовательно, тот, кто отвергает духовную значимость этой евхаристической трапезы и участвует в сей Тайне, согрешает против нее; и тот, кто только присутствует на Литургии, но без должного благоговения, уже подвергается нареканию. А о первых сказано: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор.11:27 ). Но про иудеев, призванных на мессианский пир, во второй части 3-го стиха 22-й главы Евангелия от Матфея сказано: Мф.22:3 . «и не хотели придти». И далее мы читаем: Мф.22:4–6 . «Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их». Другие рабы – это апостолы Иисуса Христа, которые осуществляли призыв к иудеям от лица своего Божественного Учителя. Ибо еще в начале их проповеди Господь Иисус Христос поставил перед ними следующую задачу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ); и Сам Христос сначала отверг хананеянку, пришедшую к Нему ( Мф.15:22–27 ). Он же одобрил ее смирение и веру словами: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» ( Мф.15:28 ). Нечто подобное сказал Христос и римскому сотнику: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» ( Мф.8:10 ). Далее Господь присовокупил к сказанному в адрес сотника-язычника: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Нечто подобное Он произносит, когда узнает об интересе, проявленном к Нему со стороны греков (эллинов): «пришел час прославиться Сыну Человеческому» ( Ин.12:23 ). Похоже, что и слова, сказанные святым Иоанном Крестителем при Иордане: «…говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф.3:9 ), относились к римским центурионам, которые охраняли большое скопление народа при Иордане, где следили за порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Покаяние, как свидетельствуют святые отцы , «рождается в сердце от веры и страха», но этой веры и не было у Иуды: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Ибо раскаяться, то есть испытывать муки совести, душевную тяготу, может и человек неверующий: Согрешил я, предав Кровь невинную (Мф. 27, 4). Раскаяться можно в неверно принятом решении, которое изменило прежний привычный ход жизни: первосвященники презрели Иуду (Что нам до того? смотри сам. – Мф. 26, 4.), другие апостолы от него отвернулись. Можно раскаяться в дурном поступке, особенно если он навредил и самому совершившему его: Проклят, кто берет подкуп… (Втор. 27, 25). Однако покаяться можно лишь пред лицом Личного Живого Бога, приблизившегося Царства Небесного. Проповедь Сына Божиего и начинается со слова «покайтесь»: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2; 4, 17). Сам Господь определяет цель Своего первого пришествия как спасение грешников, невозможное без их покаяния: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Так написано, и так надлежало постраждать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов (Лк. 24, 47). Покаяние, таким образом, становится непреложным условием спасения: На небесех более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Добрый пастырь радуется об одной единственной овце, заблудившейся и нашедшейся, более, чем о девяноста девяти незаблудившихся (см.: Мф. 18, 13). Апостол Петр отрекся от Христа и, горько плача, покаялся. Смиренный мытарь, ударяющий себя в грудь и повторяющий: Боже, будь милостив ко мне грешнику! более оправдан, чем горделивый фарисей, исполняющий закон (см.: Лк. 18, 13, 14). Благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Иисуса Господом, первым попал в рай (см.: Лк. 23, 40–43). Покаявшийся блудный сын был почтен от отца лучшей одеждой и перстнем, и отец, заколов тельца, устроил пир в честь его возвращения (см.: Лк. 15, 21–24). Блудница, облившая ноги Христа слезами покаяния и отершая их волосами своими, была прощена со всеми своими – «многими» – грехами (см.: Лк. 7, 38–47). В каждом из этих случаев покаяние обращено к живой личности Христа. В каждом случае оно сопровождается сокрушенным плачем и смирением.

http://pravoslavie.ru/3083.html

Он ходил по водам, как по суху ( Мк.6:48 ). Слову Его повиновались и ветры, и море ( Мк.4:39,41 ); в пустынном месте он напитал однажды более пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами ( Мф.14:15–21 ); а в другой раз – четыре тысячи семью хлебами ( Мф.15:32–38 ); Иисус Христос воскрешал мертвых. Он воскресил сына вдовы Наинской ( Лк.7:11–15 ), воскресил дочь начальника Иаира ( Мк.5:22–23 ) и других (см.: Ин.11 ). Он знал помышления человеческие и не требовал, чтобы Ему кто-либо свидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что есть в человеке ( Ин.2:25 ). Он предвозвещал об этом. Из людей, приходивших к Иисусу Христу и слушавших Его учение, он избрал двенадцать учеников, чтобы послать их на проповедь , и назвал их Апостолами ( Мф.10:1–5 ); с ними он ходил, с ними часто беседовал, им открывал свое учение особо от народа (см.: Мк.4:10–11 ). Весь народ слушал учение Христово с великим усердием. Слушавшие это учение дивились ему, потому что он учил их, как власть имеющий, а не как другие народные учители–книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). Первосвященники иудейские книжники и фарисеи, видя что простой народ ходит за Иисусом Христом, слушает его учение, что Иисус Христос творит много чудес, позавидовали Ему; и за то что он обличал их гордость, лицемерие, любостяжание и другие пороки, они возненавидели Его и не раз сговаривались и пытались погубить Его (см.: Мф.12:14 ), но не могли взять Его, потому что не приходило время страдания Христова (см.: Ин.7:30 ). Когда стало приближаться время страдания, Иисус Христос взял троих учеников Своих, возвел их на гору высокую, и преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды были белы, как снег; и явились два пророка Моисей и Илия, которые говорили о том, что Иисусу Христу нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть (см.: Мф.17:1–9 ). И слышан был голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте»! Это был голос Бога Отца. Апостолам была показана такая слава Иисуса Христа для того, чтобы когда они увидят Его распинаемым на кресте, знали, что он страдает добровольно и чтобы проповедовать миру, что Иисус Христос есть свет от света, сияние Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Елеосвящение Елеосвящение есть таинство, в котором Дух Святый нисходит на больного Своею благодатью: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Елеосвящение должно быть совершаемо непременно над больным верующим, и при том находящимся в полной памяти: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Елеосвящение совершается лицами освященными, церковными пресвитерами: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). Цель елеосвящения: · отпущение грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ); · исцеление от болезни: И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:15 ). Почему не все после совершения елеопомазания выздоравливают? Это зависит, во-первых, от воли Божией, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею ( Рим.9:15 ; сн. Исх.33:19 ). Во-вторых, это зависит от того, насколько крепка вера и усердна молитва самого больного и окружающих его [и молитва веры исцелит болящего… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться]. Сам Спаситель для получения от Него исцеления требовал от приходящих веры: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк.9:23 ). По вере вашей да будет вам ( Мф.9:29 ). На каком основании в сем таинстве елей смешивается с вином? По примеру того, как милосердный самарянин помазывал раны избитого разбойниками маслом и вином ( Лк.10:34 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Прошу совершать молитвы, прошения, моления... за всех человеков» ( 1Тим.2:2 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:18 ). В молитве нуждаются все люди: живые и умершие. Смерть не разрывает духовного союза между живыми и умершими ( Лк.20:38 ; Рим 14:8–9 ), а потому и молитвы за умерших так же действительны пред Богом, как и за живых. Господь не хочет смерти (духовной, вечной погибели) грешника (ср. Иез 18:23, 33:11 ; 2Пет.3:9 ), а желает ему спасения, и поэтому молитва усердная не может быть бесплодной для умерших. Он Сам дал обетование верующим «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин.14:13–14 ; ср. 15:7; 16:23). «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас... во всем, чего бы мы ни просили» ( 1Ин.5:14–15 ). Призывая христиан к взаимной любви ( 1Ин.2:9–11, 3:14–15, 23 ; 1Ин.4:11, 20–21, 5:2 ), тот же апостол повелевает: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ). Грех не к смерти, это – грех, совершенный по немощи, неведению, вследствие случайности (ср. Лев.4:2 ; Чис.15:29 ), грех, очищаемый искренним сокрушением и покаянием и потому не подвергающий грешника смерти духовной ( 1Ин.3:14 ). «Жизнь» заключается в общении с Богом ( 1Ин.1:6, 3:14; 5:11–13 ), «смерть» состоит в отчуждении от Бога. «Грех не к смерти», хотя и нарушает общение христианина с Богом, но не разрывает союза его со Христом и Церковью, почему молитвенное заступничество за такого грешника бывает успешно: «Бог даст ему жизнь», – т.е. восстановляется богообщение, ослабленное или нарушенное грехом. Эта молитва является свидетельством любви христианской «не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы молился».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мф.27:30 .  и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. (Ср. Мк.15:19 ; Ин.19:3 .) Иоанн говорит только, что воины били Христа по щекам, умалчивая об остальных оскорблениях. Марк, употребляя прошедшие несовершенные времена глаголов ( τυπτον и νπτυον – били и плевали), указывает, что одно и то же поругание повторялось несколько раз. У Матфея несколько иначе: заплевав Его, взяли палку и били (подразумевается несколько раз) Его по голове. Мф.27:31 .  И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (Ср. Мк.15:20 ; Лк.23:26 ; Ин.19:17 .) Иоанн вставляет здесь довольно длинный рассказ, которого нет у синоптиков, о том, как Пилат вывел измученного Христа к иудеям, и о новом допросе Пилата ( Ин.19:4–16 ). Повидимому, уже после этого воины сняли с Него хламиду или багряницу и надели на Него опять Его собственные одежды, а затем повели Его на распятие. Мф.27:32 .  Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. (Ср. Мк.15:21 ; Лк.23:26 .) Кирена или Киренаика находилась в Египте. Там было много иудеев, и о них встречается достаточно известий в Новом Завете. Они были на празднике Пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян.2:10 ), имели там свою синагогу ( Деян.6:9, 11:20, 13:1 ). Если судить по имени – Симон, то упоминаемый здесь киринеянин был евреем. Но сыновья его (Александр и Руф – Мк.15:21 ) назывались один – греческим, а другой – латинским именем. Предполагали, что Симон происходил из рабов и был одним из последователей Христа и христианином. Личность его представляется загадочной. Говоря о возложении на него Креста, Бенгель замечает, что nec judaeus, nec romanus ullus erat qui vellet tollere crucis onus (ни иудей, ни римлянин не захотели бы нести тяжести Креста). Если Симон был последователем Христа, то дело объясняется просто. Симон шел «с поля» (Марк и Лука). Это считается решительным доказательством, что в это время, как выражаются Хвольсон и другие, был «будень», потому что в праздники не дозволялось работать. Но, как замечено выше, из выражений Марка и Луки во всяком случае нельзя сделать точного заключения, что Симон шел именно с полевой работы. Выражения эти могут просто означать, что он шел только по направлению с поля ( π´ γρο). Он, по всей вероятности, отнесся с участием к страждущему Христу, и, заметив это, воины захватили его и предложили (но едва ли принудили) помочь Христу нести Его Крест и этим ускорить само шествие. Симон охотно согласился и понес Крест вместе с Самим Спасителем. Этот Крест был сделан самими воинами из бревен, может быть, грубо сколочен, так что его углом можно было положить на плечо, а так как он был выше роста человека, который осужден был на распятие, то нижний конец его волочился по земле во время шествия. Об γγαρεω см. комментарии к Мф.5:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010