Кроме того, в молитвеннике христиано-католиков есть особое чинопоследование 170 для посещения больных (Krankenbesuch). Оно состоит из так называемых «Trostworte» (слова утешения) и «Trostgebete» (утешительные молитвы). Первые состоят исключительно из кратких мест Св. Писания, в количестве 27, имеющих возбудить в человеке веру в Бога, доверие к Его обетованиям и Его промышлению о человеке ( Мф.12:50, 6:8, 30, 7:7–11, 10:29–31 ), терпение в страданиях ( Лк.9:23 ; Мф.6:10 ; Мк.14:36 ; Евр.12:7–12 ; Иак.1:12 ; 1Кор.10:13 , Иак.5:7–8 ), надежду на Бога ( Мф.11:28 ; Ин.16:22 ; Мф.5:4 ; Ин.16:33, 14:2 ; Мф.24:13 ; Рим.8:18 ; Откр.2:10 ; 2Кор.4:17 ; 1Кор.2:9 ; Мф.25:35–36, 21 ; Ин.5:28, 29 ; Ин.11:25 ; Откр.21:4 ). – Утешительные молитвы у постели больного (три) показывают, что они совершаются над трудноболящим, почти умирающим, почему они, вероятно, и поставлены наряду с молитвами за находящегося в бессознательном состоянии и умирающего. Но так как в таком положении больного совершается и таинство елеопомазания, то мы первоначально изложим чин этого таинства. Пред совершением читается священником молитва: «Господи, Боже наш! Ты чрез апостола Твоего Иакова сказал нам…» с незначительными изменениями сравнительно с этою молитвою в чине германских старокатоликов 171 . Во время чтения этой молитвы священник возлагает свою правую руку на голову болящего. Непосредственно после молитвы происходит помазание больного. Помазуются очи, уши, губы и ладони крестообразно; при помазании возглас, уже известный нам: «Чрез сие святое помазание †…» 172 . В книге нет указания на то, что этот возглас повторяется при помазании каждой названной части тела; вместо них можно помазать только чело с соответствующим возгласом, уже известным нам 173 . После помазания больного совершаются те же действия, возгласы (за незначительными изменениями) и молитвы (в целом виде), как и у германских старокатоликов 174 , с присоединением возгласа священника: «Благословение Бога всемогущего, Отца, Сына и Святого Духа да снизойдёт на вас и пребывает на вас ныне и в час вашей смерти». Присутств. Аминь. Мы видели, что у германских католиков в конце елеосвящения совершается особая молитва в том случае, если на выздоровление умирающего нет надежды; есть такая молитва и у христиано-католиков. Ту же самую мысль, как мы заметили выше, внушают и другие молитвословия при посещении больного. Вышеназванные «молитвы утешительные» читаются так:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Ученики исповедуют Его Господом, выражают готовность самопожертвования ради Него; а Он, не обольщаясь этим, устремляет взор на предстоящие страдания и говорит, что тогда самые близкие оставят Его ( Мф. 26:31–35 ; Ин. 16:32 ). И наоборот: среди печали и глубокой скорби у Него скрывается радость, блаженное самосознание и чувство благодарности к Отцу за совершение спасения людей. Мария в Вифании оказывает И. Христу, как дорогому гостю, честь помазания маслом; Он же усматривает в этом предзнаменование будущих страданий и говорит: «она предварила помазать тело Мое к погребению» ( Мк. 14:8 ; Ин. 12:7 ). Но в то же время в словах, сказанных для оправдания поступка Марии, Он упоминает о плодах Своей деятельности и о распространении евангелия во всем мире: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала» ( Мк. 14:9 ). Иисус Христос был свободен в отношении к современным Ему религиозным взглядам и гражданским постановлениям, но со свободою не соединял презрения. Он был свободен от ветхозаветного закона; но Он же говорил, что пришел не разорить закона, но исполнить ( Мф. 5:17 ). Очистившимся от проказы Он повелевает показаться священникам, как того требует закон ( Лк. 17:14 ). Но Он освобождает блудницу, ятую в прелюбодеянии, которую по закону должно побить камнями ( Ин. 8:3–11 ). Он идет в разрез с современным Ему взглядом на субботу, когда исцеляет в этот день расслабленного ( Ин 5:5–16 ); но в то же время здесь открывается исполнение закона в его высшем, всеобщем и вечном значении. Спаситель выходит из взгляда, что не человек для субботы, а суббота для человека. Покой субботний Он понимает не в смысле совершенного бездействия, но в смысле служения Богу молитвою и добрыми делами. Такую же свободу И. Христос обнаруживает по отношению к государственным законам. Он считает Себя свободным от пошлины в пользу кесаревой казны, но не отказывается совершенно от взноса в неё ( Мф. 20:21 ). Уважая гражданский закон, Он, высший Судия, отказывается от тяжебного разбирательства одного дела по наследству и повелевает обратиться к лицам для сего поставленным ( Лк. 12:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/mor...

Но служитель Христовой Церкви, обязанный, по своему званию, право править слово истины ( 2Тим.2:15 ), чрез изучение правил и толкования священного Писания приобретает умение не только сам почерпать из источника божественных Писаний воды спасения, но и напаять ими души верующих, изъясняя им истины, содержащиеся в Писании; а в частных правилах разумения и изъяснения смысла Писания он находит верное оружие против тех, которые или по невежеству нечисто проповедуют слово Божие ( 2Кор.2:17 , сн. 2Пет.3:16 ), или по уклонению в ино благовествование хотят превратить благовествование Христово ( Гал.1:6,7 ). – Наконец надобно заметить, что самое образование благочестивых и просвещенных служителей слова Божия требует, чтобы богословское учение их главным образом состояло в чтении священного Писания в испытании истинного смысла его 6 ; следовательно, оно требует, чтоб Библейская Герменевтвка занимала первое место между приготовительными науками христианского богословия. § 3. Происхождение Библейской Герменевтики Науке толкования священного Писания предшествовало самое дело толкования. Первые следы его мы находим еще в Церкви ветхозаветной. Моисей, написав словеса богодарованного закона в книгу, пред своею кончиною, вручил ее священникам и заповедал читать, по прошествии каждых семи лет, пред всем Израилем ( Втор.31:9–13 ). Доколе язык закона Моисеева был живым в устах народа, до тех пор и одного чтения достаточно было, чтобы сыны Израилевы могли понимать написанное для них. Впрочем, опасность превратного разумения закона предотвращалась непрерывным преемством Пророков, которые проповедию своею обновлял древние истины веры и благочестия и представлял их в новом свете. При таких обстоятельствах, конечно не было нужды в правилах для уразумения и изъяснения слова Божия. Но во времена пленения вавилонского иудеи забыли свой отечественный язык и, по возвращении в Палестину, стали употреблять язык арамейский или сирохалдейский ( Неем.13:24 ). Отсюда явилась нужда с чтением закона соединять и некоторый род толкования или, по крайней мере, перевод прочитанного на общеупотребительный язык (8:5–9). С этого же времени ученейшие из иудеев начали заниматься тщательным исследованием и толкованием закона; из 2Мак.6:18 известно о старце Елеазаре, что он был одним от первенствующих книжников. Во времена Иисуса Христа и Апостолов часто встречаем между иудеями книжников ( Мф.7:29;23:2 ; Мк.2:6; Лк.5:21 и мн. др.), законников ( Лк.10:25;11:52 ) и законоучителей ( Лк.5:17 ; Деян.5:34 ); в иудейских синагогах видим обычай не только читать Моисея и Пророков ( Деян.13:27 ), но и предлагать поучения, главным предметом коих было изъяснение прочитанного ( Лк.4:16–22 . сн. Деян.13 :15сл.) 7 : правил же, которыми иудейские ученые руководствовалась в изъяснении Писания, не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

26) и елисаветградском (зач. 49); в гелатском Евангелии (л. 44 об.) допущены изменения: действие происходит в палатах, и Иисус Христос рукой указывает на апостолов, как бы говоря: «вот Матерь Моя и братья Мои». Почти без всяких перемен указанная миниатюра Евангелия 74 повторена в Евангелиях Марка и Луки (л. 70 и 124); то же: елисаветградское Евангелие, зач. 14 и 36; гелатское, л. 100 и 171; лаврентиевское, л. 68. Притча о сеятеле ( Мф. 13:3–9 ; Мк. 4:3–9 ; Лк. 8:5–8 ): Иисус Христос на кафедре, перед Ним апостолы и народ: Евангелие 74, л. 26 об., елисаветградское, зач. 50; а в другой миниатюре (л. 70, елисаветгр., зач. 15 Марка) схема дополнена указанием на содержание притчи: сеятель разбрасывает зерна, которые тут же и произрастают: одни на камне – тощие, другие выклевываются птицами, третьи среди терний, четвертые приносят прекрасный плод: женщина срезывает колосья. Ср. в стенописях Афонофилофеевского собора. В Евангелии публ. библ. 118, л. 1: сеятель сеет; птицы выклевывают его посев; в стороне направо видна голова вола, налево неизвестное лицо с посохом в руках; в перспективе деревья, зелень, облака, птицы: это картинка в характере итальянской живописи, но не византийское религиозное изображение. Греческий подлинник оставляет в стороне букву притчи и дает ее нравственное изъяснение: Иисус Христос стоит с Евангелием. Перед Ним четыре группы людей: первая (при пути) занимается разговорами; беседующие не обращают внимания на Иисуса Христа, демоны отклоняют их ( χαλινοντες ατος); вторая (на камени), по-видимому, слушает слово с радостью ( μετ χαρ ς); позади нее идолы, которые ее окружают и которым она поклоняется; тиран и солдаты угрожают им обнаженными мечами; третья (в тернии) – мужчины едят и пьют с женщинами, возле них демоны; четвертая (на доброй земле) – монахи в пещерах молятся (перед ними иконы Спасителя и Богоматери 1456 со свечами ( χοντες καντλι): одни как диаконы 1457 , другие – иереи, третьи – миряне; они молятся в церквах и монастырях 1458 . В этом описании нет уже совсем византийского изображения. Притча о зерне горчичном ( Мф. 13:31–32 ; Мк. 4:31–32 ): к обычной схеме присоединяются роскошные деревья с красными, голубыми и зелеными плодами: Евангелие 74, л. 71; елисаветградское, зач. 17 Марка; лаврентиевское Евангелие, л. 137 об. Греч. подлинник дает опять одно таинственное изъяснение притчи: Христос во гробе; из уст Его вырастает дерево, на ветвях которого апостолы с развернутыми свитками; внизу люди смотрят на апостолов 1459 . Ничего византийского в этой композиции нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

3. Галилейское море, иначе Генисаретское и Тивериадское озеро, есть небольшой водоём, образуемый течением Иордана и имеющий около 5 миль (9 верст) в длину и 1,5 мили (2,5 версты) в ширину. Оно лежит в самой прекрасной местности Палестины, имеет живописные берега на Западной стороне и изобилует рыбою – особенно в своей Северной части. По берегам его расположены были многие города, от которых ныне остались одни развалины: Тивериада, Киннерет (отсюда озеро Генисаретское), Вифсаида, Капернаум и др. Жители преимущественно занимались рыбною ловлей. Озеро подвержено сильным и частым бурям, от соседства многих холмов и возвышенностей, окружающих озеро. 4. Хотя необыкновенный улов рыбы можно было считать естественным, но сопоставление его с неудачною ночною ловлею, производство его не в урочное время, которое могло быть очень хорошо известно опытным рыболовам, и наконец сила впечатления, произведённого им на рыбаков, видавших не раз обильные уловы – показывает в нём чудесное действие. Страх, напавший на Симона при виде такого обилия рыбы, указывает на сознание им своей греховности, не соответствующей чистоте Божественной силы, так близко коснувшейся его. Так часто одно присутствие высокой святости поражает грешника более, чем все увещания к покаянию. 5. Проповедь Свою, Иисус Христос начал подобно Иоанну словами: покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное ( Мф.4:17 ), потому что наступление этого Царства должно было последовать по совершении Мессией дела Спасения – по открытии тех средств, которые предложены были для достижения этого Царства по усвоению самими людьми спасительного учения и заслуг Иисуса Христа верою в Него. Впрочем, со стороны Иисуса Христа оно уже наступило в явлении Его на Земле, в Его учении, привлекавшем к себе множество народа, в Его чудесах, которыми побеждалось царство тьмы. Исцеление Капернаумских больных ( Мф.8:14–17, 4:23–25 ; Мк.1:21–39 ; Лк.4:31–44 ). Своё пребывание в Капернауме Иисус Христос ознаменовал многими чудесами. Так, однажды в день субботний, придя в синагогу и проповедуя там по обычаю, Он исцелил бесноватого, бывшего в синагоге. Злой дух, чувствуя присутствие Святого Духа Божия, вопиял: остави, что нам и Тебе, Иисусе Назарянине; пришел еси погубити нас: вем Тя, кто еси – Святый Божий ( Мк.1:24 ). Но Иисус запретил ему объявлять о Своём достоинстве и повелел изыти из человека. Исцеление произвело глубокое впечатление на всех присутствующих в синагоге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

    3. Галилейское море, иначе Генисаретское и Тивериадское озеро, есть небольшой водоём, образуемый течением Иордана и имеющий около 5 миль (9 верст) в длину и 1,5 мили (2,5 версты) в ширину. Оно лежит в самой прекрасной местности Палестины, имеет живописные берега на Западной стороне и изобилует рыбою — особенно в своей Северной части. По берегам его расположены были многие города, от которых ныне остались одне развалины: Тивериада, Киннерет (отсюда озеро Генисаретское), Вифсаида, Капернаум и др. Жители преимущественно занимались рыбною ловлей. Озеро подвержено сильным и частым бурям, от соседства многих холмов и возвышенностей, окружающих озеро.     4. Хотя необыкновенный улов рыбы можно было считать естественным, но сопоставление его с неудачною ночною ловлею, производство его не в урочное время, которое могло быть очень хорошо известно опытным рыболовам, и наконец сила впечатления, произведённого им на рыбаков, видавших не раз обильные уловы — показывает в нём чудесное действие.    Страх, напавший на Симона при виде такого обилия рыбы, указывает на сознание им своей греховности, не соответствующей чистоте Божественной силы, так близко коснувшейся его.    Так часто одно присутствие высокой святости поражает грешника более, чем все увещания к покаянию.     5. Проповедь Свою, Иисус Христос начал подобно Иоанну словами: покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное (Мф. 4:17), потому что наступление этого Царства должно было последовать по совершении Мессией дела Спасения — по открытии тех средств, которыя предложены были для достижения этого Царства по усвоении самими людьми спасительного учения и заслуг Иисуса Христа верою в Него.    Впрочем, со стороны Иисуса Христа оно уже наступило в явлении Его на Земле, в Его учении, привлекавшем к себе множество народа, в Его чудесах, которыми побеждалось царство тьмы. Исцеление Капернаумских больных    (Мф. 8:14-17­4:23—25; Мк. 1:21-39; Лк. 4:31-44).    Своё пребывание в Капернауме Иисус Христос ознаменовал многими чудесами. Так однажды в день Субботний, придя в синагогу и проповедуя там по обычаю, Он исцелил бесноватаго, бывшого в синагоге. Злой дух, чувствуя присутствие Святого Божия, вопиял: остави, что нам и Тебе, Иисусе Назарянине; пришел еси погубити нас: вем Тя, кто еси — Святый Божий (Мк). Но Иисус запретил ему объявлять о Своём достоинстве и повелел изыти из человека. Исцеление произвело глубокое впечатление на всех присутствующих в синагоге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

7) Если соблюдем веру сию, то будем не осуждены и украсимся добродетелями всякого рода. Ибо вера так сильна, что делает людей легкими и могут они ходить по морю. Петр был подобный нам из плоти и крови человек, поддерживавший жизнь такою же, как и мы, пищей: но сказал Иисус: прииди, и он уверовав, хождаше по водам ( Мф.14:29 ), потому что для него вера была на водах надежнее всякой опоры, и тяжелое тело возносилось вверх легкостью веры. Но пока он веровал, дотоле безопасно шел по водам, а как скоро поколебался в вере, начал утопать. С постепенным изнеможением веры увлекалось в воду и тело его. И видя немощь его, целитель душевных немощей Иисус сказал ему: маловере, почто усумнелся ecu ( Мф.14:31 ). И опять, подкрепляемый Державшим его за руку, как скоро снова уверовал, руководимый Владыкою, вновь приемлет ту же силу ходить по водам. Ибо о сем не прямо упомянуло Евангелие, сказав и влезшим им в корабль ( Мф.14:32 ). Не говорит, что Петр плыл, а потом взошел на корабль, но дает разуметь, что какое расстояние прошел Петр, идя к Иисусу, такое же прошедши и обратно, взошел на корабль. 8) Вера же имеет столько силы, что спасается не один только верующий, но по вере одних спасались и другие. Капернаумский расслабленный не имел веры, но веровали те, которые принесли и свесили его с кровли. Ибо в больном, вместе с телом, болела и душа. И не подумай, что обвиняю его напрасно; само Евангелие сказало: видев Иисус не его веру, но веру их, говорит разслабленному: востани ( Мф.9:2,6 ). Веровали принесшие, а исцелением воспользовался расслабленный. 9) Желаешь ли достовернее узнать, что верою одних спасаются другие? Скончался Лазарь. Прошел день, два и три; телесные связи распались и гнилость начала уже поедать тело его. Как же мог уверовать и умолять за себя Избавителя четверодневный мертвец? Но чего не доставало умершему, то восполнено родными его сестрами. Ибо сестра припала к ногам пришедшего Господа; и когда на вопрос; где положисте его, отвечала: Господи, уже смердит, четверодневен бо есть; Господь сказал: аще веруеши, узриши славу Божию ( Ин.11:34,39,40 ), как бы выражая сим: «недостаток веры умершего ты восполни». И столько превозмогла вера сестер, что из врат адовых вызвала мертвого. Так другие, уверовав за других, возмогли воскрешать мертвых; не тем ли паче приобретешь пользу ты, если искренно будешь веровать сам за себя? Но если ты и неверен или маловерен, то Господь человеколюбив и преклоняется к тебе кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: верую, Господи, помози моему неверию ( Мк.9:24 ). Если почитаешь себя верующим, но не имеешь еще совершенства веры, то и тебе, подобно как апостолам, потребно сказать: Господи! приложи нам веру ( Лк.17:5 ). Ибо имеешь то, что от тебя, гораздо же больше примешь того, что от Него.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Примечания. 8 По поводу слова трезвитесь см.: 1:3 и 4:7. Бодрствуйте: здесь примечательная параллель со словами Иисуса, обращенными к Петру ( Мф. 26:41 ; Мк. 14:38 ). Противник (греч. antidikos) – перевод евр. слова satan, которое использовалось для обозначения «противника душ», сатаны (напр.: Иов. 1:6 ). Здесь, как и в других местах, сатана – это тот, кто приносит страдания и провоцирует преследования, испытывая и, по возможности, разрушая веру детей Божьих. Петру было хорошо это известно (см.: Мф. 16:23 ; Лк. 22:31 ) Диавол – греч. слово, означающее «клеветник». В своем стремлении подорвать веру дьявол клевещет Богу на человека ( Быт. 3:1,4,5 ), а людям на Бога ( Иов. 1:9–11; 2:4,5 ). Выражение как рыкающий лев находит свою параллель в мысли, заложенной во фразе «обошел землю» ( Иов. 1:7; 2:2 ). 9 Противостойте: совет, аналогичный данному Иаковом (4:7), как вести себя с дьяволом (ср.: 6:11–17). Нельзя потворствовать плотским наклонностям своей натуры ( 1Тим. 6:11 ; 2Тим. 2:22 ). Словом твердою описывают сопротивление материала. Вера при этом не поможет быть поверхностной, потому что цель врага – путем преследований заставить человека отступить от веры. В Отк. 12:11 дается более развернутый совет по поводу того, как одерживать победу в таких испытаниях. В мире: имеется в виду по всему миру, что противопоставляется группе церквей в Малой Азии (1:1), к которым обращено послание. 10 Призыв сохранять стойкость согласуется с учением о том, что Бог сохранит нас на нашем пути. Поскольку Бог призвал нас разделить с Ним вечную славу во Христе, мы можем безоговорочно положиться на Него, веря, что Он беспрепятственно проведет нас через все преграды на пути к этой славе (см.: Флп. 1:6 ; 1Фес. 5:24 ; Иуд. 24 ). Вариант перевода «восстановит» вместо более широко принятого «совершит» представляется более предпочтительным: это обетование, а не молитва . Глагол «восстанавливать» ассоциируется с восстановлением, реконструкцией кораблей после сражения или бури. Укрепит (утвердит): (см.: Лк. 22:32 ) используется в первую очередь по отношению к физическим объектам и может означать фиксацию позиции; утвердит же относится скорее к твердости целей и намерений, тогда как фраза соделает непоколебимыми указывает на создание прочного основания. 11 Держава (греч. kratos, «сила», «могущество», от которого происходит прилагательное «крепкий», ст. 6) – особое слово, которое описывает всемогущество Божье, гарантирующее христианам преодоление всех препятствий на их пути. 5:12–14 Персональные приветствия

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Кроме плодов своих, палестинские деревья были полезны Израильтянам своим бревном. Вследствие потребности в деревянных изделиях и спроса на них, между израильтянами образовался особый класс мастеровых, преимущественно бедных людей, известных под именем древосечцев ( Нав.9:27 ), древоделей ( 2Цар.5:11 ; Ис.44:13 ), или, по-гречески, тектонов. К этому классу бедных Евреев, в позднейшее время еврейской истории, принадлежал св. Иосиф, Обручник Пресв. Девы Марии. Древосечцы рубили дерева на всякую потребу. Ибо деревянные изделия употреблялись в религиозной, семейной и гражданский жизни еврейского народа. Подробное и прекрасное исчисление деревянных изделий, известных Евреям, находится в книге Премудрости Соломоновой (13, 11–14). Еврейский древодел прежде всего выбирал в лесу дерево, пригодное для своего мастерства; потом, срубив дерево, с осторожностью очищал бревно от всей коры, и наконец с особенным искусством и изяществом изготовлял угоден сосуд в употребление жития. К деревянным изделиям, необходимым для жизни, принадлежали дома и всякая домашняя утварь. В еврейских городах находилось немало деревянных зданий, которые, впрочем, составляли собственность одних зажиточных жителей. Соломон, славный царь Израильский, имел у себя в Иерусалиме великолепный и обширный деревянный дом; этот дом был выстроен, впрочем, не из туземных, но из иностранных лесных материалов, и потому назывался домом дубравы ливанския ( 3Цар.7:1,2; 10:17,21 ). В деревянных еврейских домах устраивались из дерева не только главные (стены), но и мелкие части (двери, пороги 3Цар.6:23,31,32 ). Хозяйственные принадлежности в еврейском семействе также изготовлялись из дерева. И хозяин Еврей имел у себя деревянную столовую посуду ( Чис.31:20 ; Лев.15:12 ), экипажи для езды и сельских работ ( 2Цар.24:22 ; 3Цар.19:22 ), земледельческие орудия, как напр. плуги ( Мк.12:23 ), дорожные посохи, как надежную опору ( Иез.29:9 ), и дреколие, как прочную оборону ( Мф.26:47,55 ; Мк.14:43,48 ; Лк.22:52 ). После различных изделий из дерева не могло не быть остатков, больших и малых, хороших и никуда негодных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом ( Мк.9:29 ). Враждебное влияние на человека со стороны злого духа слово Божие поставляет выше всякого сомнения. Следуя его указанию, мы находим, что этот человекоубийца искони ( Ин.8:44 ), – «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ), и нередко преобразуется даже в Ангела светла ( 2Кор.11:14 ), чтобы у одних ослепить разумы, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы ( 2Кор.4:4 ), у других – взять слово Божие от сердца да не веровавше спасутся ( Лк.8:12 ). Как же и чем обезопасить нам себя от его коварства?.. Сей род, по свидетельству Спасителя нашего, не исходит токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ; Мк.9:29 ); следовательно, молитва , соединенная с постом, есть самое верное орудие против искушений вражьих. Опытные в духовной жизни и поэтому не неразумевающие, по выражению апостола, умыслов сатаны ( 2Кор.2:11 ), уверяют, что он и его клевреты, будучи лишены Спасителем прежнего владычества над миром ( Ин.12:31 ) и не имея силы влечь нас к злу против воли, «нападают теперь на нас с той стороны, где видят более удобства для себя» 7 87 . Так, они обольщают нас иногда посредством предметов внешних, приятных, подобно тому, как обольщены были прародители наши ( Быт.3:1–6 ); иногда смущают бедствиями и скорбями, да искусимся ( Апок.2:10 ); иногда действуют на ум и сердце, как видно из примера Иуды ( Ин.13:2 ) и Анании ( Деян.5:3 ). Но в сих и подобных этому случаях усердная молитва может для нас служить одним из самых действительных средств в брани с дьяволом . Вознося в молитве ум и сердце к Богу – Существу Святейшему, мы, очевидно, не можем обольщаться внешними предметами, которые в руках врага нашего спасения становятся нередко орудием погибели для нерадящих о молитве. Благоговейное возношение духа к Богу, отвлекая нас от благ видимого мира, все наше существо сосредоточивает в одном только высоком чувстве вездеприсутствия Божия. Посему христианин, беседующий в молитве с Богом – Высочайшим Благом, не обольщается прелестными благами мира, и не чувствует влечения к тем непозволенным удовольствиям, какими только может прельщать и прельщает дьявол: он переносит себя в небо, устраняя из души всякое земное помышление. «Когда птицы высоко парят, – говорит св. Златоуст, – их не поймаешь сетью; так и тебя не уловят сети вражьи, когда ты взираешь в горнее» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010