Но души таких людей никоим образом не могут быть освобождены благодаря своим собственным делам, как учит Феофилакт, толкуя слова Христа о том, что Он имеет власть на земле прощать грехи (в шестой главе Евангелия от Луки): «Смотри: грехи оставляются на земле. Ибо пока мы находимся на земле, мы можем загладить наши грехи, а после того, как переселимся с земли, мы уже не можем сами загладить наших грехов исповедью: ибо дверь заперта» 39 . И снова, на слова из Евангелия от Матфея: «Связав ему руки и ноги» (22:13), то есть деятельные способности души, он говорит: «В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи» 40 . И дальше, [в толковании] на двадцать пятую главу того же Евангелия, он говорит, что «после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания» 41 . Из всего этого ясно, что душа после смерти не может освободиться или покаяться, ни совершить ничего такого, благодаря чему она могла бы быть освобождена от оков ада 42 . Поэтому только Божественные Литургии, молитвы и милостыни, совершаемые за нее живыми, приносят ей великую пользу и освобождают ее от оков ада 43 . Вопрос 65. Что нам, в таком случае, следует думать о милостынях и добрых делах, совершаемых в пользу умерших? Ответ. Объясняя слова Христа: «Бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну» ( Лк. 12:5 ), тот же самый Феофилакт пишет так: «Смотри, Господь не сказал: бойтесь того, «кто» по убиении «‎ ввергает» в геенну, но: «‎ кто может " ‎ ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременно ввергаются в геенну, но во власти Божией состоит то, чтобы и прощать, например, ради тех приношений и подаяний, которые бывают по умершим и которые приносят немалую пользу даже тем, кои умирают в тяжких грехах. Итак, Бог не безусловно по убиении ввергает в геенну, но имеет власть ввергнуть. Будем же и мы непрестанно прилежать к милостыням и молитвам и умилостивлять ими Того, Кто имеет власть ввергнуть, но не пользуется этой властью непременно, а может и прощать» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

И если поискать тут христианскую параллель, то самый высокий образ смирения — это благоразумный разбойник, который в страшные минуты нашел в себе силы сказать: ...мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли (Лк. 23, 41). Его товарищ не смог этого принять, а он смог. Старость в каком-то смысле подобна распятию, потому что плоть уже немощна, мучима болезнями. И эти два разбойника на кресте — два образа проживания старости. В одном случае человек находит в себе мудрость смиренно принять все свои ошибки, неудачи, всё, что у него в жизни не получилось, все нереализованные планы — и не застревать на этом, не биться об это головой до бесконечности. Такой человек даже в ситуации полного фиаско способен надеяться на лучшее, на то, что у него еще будут в жизни радость, добро, любовь. А другой человек весь в обиде: почему жизнь так несправедлива ко мне, почему все так рано заканчивается, я еще ничего не успел. Вот это как раз отсутствие смирения. — Есть такая вещь, как кризис востребованности. Человек привык много работать, быть нужным, значимым для многих людей, пользоваться авторитетом. И вдруг выясняется, что так много работать и занимать ответственные посты он уже не может, что из активной деятельности он выпал. Я знала одну старую и очень больную учительницу, которой нельзя было уже работать с детьми — любой урок мог кончиться вызовом «скорой». Но она отчаянно цеплялась за свою работу: «Вы убьете меня, если отправите на пенсию». Как Вы прокомментируете эту ситуацию? — А я знал совсем еще не старого — немного за сорок — человека, который служил в милиции, рано вышел на пенсию по выслуге лет… И буквально за год опустился до того, что стал собирать бутылки на городской свалке. Он просто не нашел себя в другом качестве, не знал, к чему себя приложить. Всю взрослую жизнь жил по регламенту и уставу службы. Делал то, что приказывают. А когда остался наедине с собой, оказалось, что своих желаний и целей у него просто нет. Возвращаясь к Вашему вопросу, думаю, проблема не в возрасте, проблема в том, как человек себя воспринимает: как часть системы, в которую он встроился, или как самостоятельную личность. Это, на мой взгляд, тоже вопрос идентичности: учительница, о которой Вы говорите, просто не мыслила себя вне контекста своей работы, вне вот этого своего предназначения: учить детей. Она не видела в себе ничего, кроме своего учительства. У нее не было сформировано представление о собственной ценности, и она не умела любить себя просто как личность, а не как педагога. Это случай, когда человек видит себя только в одном зеркале; и, когда это зеркало разбивается, отражение исчезает, человек уже не находит себя нигде и не знает, как ему жить дальше.

http://pravoslavie.ru/129117.html

Двенадцатилетний Иисус в храме (Лк.2:41–52) Священник Х.М. Орда. «Земная жизнь Иисуса Христа» Евангелист Лука свое повествование о возвращении Иисуса и родителей Его в Назарет заключает следующими словами: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем ( Лк.2:40 ). Евангельская история умалчивает о том, каким образом происходило в Назарете воспитание и развитие Божественного Младенца. Человеческое любопытство различным образом пыталось приподнять завесу, распростертую над историей детства и юношества Иисуса Христа. Ничем не сдерживаемая фантазия наполнила это таинственное пространство времени до первого явления Иисуса Христа в общественное служение всякого рода баснями и сказками. Евангелисты рассказывают только единственное событие из этого периода времени, что служить блистательным доказательством их осторожности и осмотрительности в выборе рассказываемых ими событий. Лк.2:41–42 . В кругу Своего Семейства Иисус достиг в Назарете двенадцатилетнего возраста. Этот возраст, почти соответствующий нашему пятнадцатилетнему, по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст. С этим возрастом связывалась обязанность исполнения закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. Мальчики с этого времени назывались «детьми закона». Приближалась Пасха. Это был величайший иудейский праздник. Священнейшие воспоминания о великих делах Божиих соединялись с ним. Вспоминалось то время, когда Бог избрал народ израильский из всех народов и сделал его Своим народом. Бог повелел чрез Моисея: «Три раза в год должны являться пред Господом все мужчины: в праздник Пасхи, в праздник Пятидесятницы и в праздник Кущей». Поэтому и Иосифу нужно было отправиться в Иерусалим. По благочестивому обычаю, Мария сопутствовала ему. Но так как и Иисусу было уже двенадцать лет, то и Его взяли с собою в Иерусалим. Время таких путешествий было веселым временем. Целые огромные толпы народа из разных мест шли вместе. Чем дальше они шли, тем больше приставало к ним путешественников. При этом шли беседы о древних временах милости Божией. Почти каждое место на дороге было памятником благодеяний Божиих благочестивым предкам. Во время отдыха прочитывали отрывки священной истории и пели хором псалмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   33.     Ст.11; Он же. О нравственном символическом значении даров, принесенных волхвами, в приложении к христианам.    34.     Ст.13; Св.Филарет, митрополит Московский. О пагубных следствиях любви к миру из примера Ирода и иерусалимлян.    35.      Григорий, архиеп.Казанский. Почему Христос иным приятен, а другим противен?    36.     Ст.16; Макарий, еп.Тамбовский. О том, как страсти ослепляют человека. Двенадцатилетний Иисус в храме (Лк.2:41—52 )...     Священник Х.М.Орда. «Земная жизнь Иисуса Христа»    Евангелист Лука свое повествование о возвращении Иисуса и родителей Его в Назарет заключает следующими словами: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем (2:40). Евангельская история умалчивает о том, каким образом происходило в Назарете воспитание и развитие Божественного Младенца. Человеческое любопытство различным образом пыталось приподнять завесу, распрос­тертую над историей детства и юношества Иисуса Христа. Ничем не сдер­живаемая фантазия наполнила это таинственное пространство времени до первого явления Иисуса Христа в общественное служение всякого рода баснями и сказками. Евангелисты рассказывают только единственное событие из этого периода времени, что служить блистательным доказатель­ством их осторожности и осмотрительности в выборе рассказываемых ими событий.    Ст.41—42. В кругу Своего Семейства Иисус достиг в Назарете двенадца­тилетнего возраста. Этот возраст, почти соответствующий нашему пят­надцатилетнему, по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст. С этим возрастом связывалась обязанность исполне­ния закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. Мальчики с этого времени назывались «детьми закона».    Приближалась Пасха. Это был величайший иудейский праздник. Свя­щеннейшие воспоминания о великих делах Божиих соединялись с ним. Вспоминалось то время, когда Бог избрал народ израильский из всех народов и сделал его Своим народом. Бог повелел чрез Моисея: «Три раза в год должны являться пред Господом все мужчины: в праздник Пасхи, в праздник Пятидесятницы и в праздник Кущей». Поэтому и Иосифу нужно было отправиться в Иерусалим. По благочестивому обычаю, Мария сопутствовала ему. Но так как и Иисусу было уже двенадцать лет, то и Его взяли с собою в Иерусалим. Время таких путешествий было веселым вре­менем. Целые огромные толпы народа из разных мест шли вместе. Чем дальше они шли, тем больше приставало к ним путешественников. При этом шли беседы о древних временах милости Божией. Почти каждое место на дороге было памятником благодеяний Божиих благочестивым предкам. Во время отдыха прочитывали отрывки священной истории и пели хором псалмы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Презрение — 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительно отношение. Презрение связано с гордостью. Но в каком из этих грехов следует исповедоваться, если кого-то презираешь? Презрение ближнего есть следствие гордости, которую свт. Игнатий (Брянчанинов) называет одной из восьми главных страстей. Однако гордость, пишет святитель, имеет многие подразделения и отрасли: здесь презрение (его святой ставит на первое место среди всех грехов, произрастающих от гордости) соседствует с такими грехами как предпочтение себя всем, дерзость, хула, неверие, лжеименный разум, непокорность Закону Божию и Церкви, последование своей плотской воле, чтение книг еретических, развратных и суетных, неповиновение властям, насмешничество, оставление христоподражательного смирения и молчания, потеря любви к Богу и ближнему, потеря простоты и др. Поэтому на исповеди уместнее будет называть грех точно, например: «Согрешил презрением ближнего». Нельзя презирать своего ближнего. Не грех ли презирать самого себя, осознавая свою греховность? Святой апостол Павел пишет (этот отрывок читается во время Венчания): «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь » ( Еф.5:29 ). Даже на уровне биологических рефлексов в нашу природу заложена система самосохранения. Всякий человек по своей природе стремится к личному благополучию, никто не желает себе дурного, плохого, печального, скорбного. Себя самого не нужно ни презирать, ни ненавидеть – ненавидеть нужно грех, отдаляющий нас от Бога, преодолевать грех с Божией помощью, смиряться, когда не получается преодолеть его так быстро, как хотелось бы, не унывать и снова с Божией помощью подниматься и двигаться дальше. В некоторых случаях люди, остро переживающие нелюбовь, презрение к себе и другие подобные болезненные состояния, нуждаются не только в помощи священника, но и в помощи психотерапевтической. Как поступать, когда нас презирают? Когда нас кто-то презирает, чаще всего нет необходимости что-либо доказывать человеку, оправдываться перед ним. Христианин переносит презрение с миром и даже радостью в сердце, чему мы находим в Священном Писании немало подтверждений (например, Лк.6:22-23 ; Деян.5:41 ; 2Кор.12:10 ). Не следует и бояться того, что нас могу презирать ( Ис.51:7 ). Презираемый человек бывает угоден Богу ( Неем.4:4 ; Пс.88:51 ; Пс.122:3 ), в том случае если причиной этого презрения являются не его собственные грехи. Например, если алчного, жадного человека презирают за его алчность и жадность, он получает заслуженное наказание в виде презрения ( Притч.12:8 ), хотя, конечно, и сами презирающие совершают при этом грех. Другое дело, когда человек переносит презрение ради Бога ( Ис.66:5 ; Иер.15:15 ; Иер.20:8 ; Деян.5:41 ; 1Тим.4:10 ; 1Кор.4:3 ; Евр.10:33 ). Почему в Великом покаянном каноне свт. Андрея Критского именно презрение (презорство) называется новым Измаилом?

http://azbyka.ru/prezrenie

С великой тревогой вернулись за Ним в Иерусалим. Обойдя весь город в поисках Его, наконец в храме увидели отрока Иисуса, беседовавшего со старцами. Все удивлялись глубокой премудрости Его и разумным ответам. Пресвятая Дева сказала: «Чадо, что ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» ( Лк. 2:48 ). И сии слова Богоматери сделались основой христианства и монашества. Господь Иисус Христос достигается только ищущим Его с болью. Надо поболеть, пострадать, чтобы обрести Его. Как с болью сердечной Его Пречистая Матерь искала, так и желающим получить Господа надо поболеть. Господь не дается просто, чему в Евангелии много примеров. Жена хананеянка просит, умоляет исцелить ее дочь. Господь идет, будто не слышит. Она забегает спереди и тут не сразу получает. Он испытывает ее, называет псом, и лишь после неустанной молитвы она обретает просимое. Ученики после крестной смерти Господа, встретив Его на пути, дойдя до селения, просили Его зайти вечерять с ними, но Господь, как будто не слыша, шел дальше. И как сказано в Евангелии: «они понуждаша Его». Примеров много. Те, кто ищет молитву Иисусову, долго должны работать, принудить себя к ней, чтобы получить. Неустанно, без промежутков, без расслабления. Должна словно болячка образоваться в сердце; даже физическая боль чувствуется у подвижников – только тогда дается Господь. Это должно помнить всем, ревнующим обрести Господа и внедрить в сердце свое молитву Иисусову. На все праздники Пресвятой Богородицы читают Евангелие о том, как Господь был принят сестрой Лазаря Марфой. Она хотела служить Ему, а сестра ее Мария села у ног Господа и слушала слово Его. Марфа, недовольная, просила Господа сказать Марии, чтобы помогла ей. В Евангелии не сказано, что ответила Мария. Можно догадаться, что по смирению и послушанию встала, и Господь, отвечая Марфе, остановил ее: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу; Мария же благую часть избра, яже не отнимется от нея» ( Лк. 10:41–42 ). И нам можно и должно всегда сидеть у ног Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

" Важно и с каким чувством мы молимся: если молитву в сердце не чувствуем, как Бог ее услышит? Нужно, чтобы молитва звучала в сердце! Вспомните, как молился мытарь: " Боже, милостив буди мне грешному " . И был услышан, ушел оправданным из храма (Лк. 18:13-14). Вспомните, как молился разбойник - очень краткая молитва! Сначала он признался, что они осуждены справедливо, а дальше обращается ко Христу с просьбой: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " И что Господь сказал ему? " Ныне же будешь со Мной в раю " (Лк. 23:41-43). Краткая молитва, но как быстро получен ответ от Бога! Святые отцы рекомендуют нам молитву Иисусову - ее надо постоянно творить: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " . Если так молиться, то будем на правильном пути в Царствие Божие - Царствие любви. Все должны подняться на эту ступень, нужно уже сейчас учиться любить Бога и ближних. Чувство, которое мы испытываем к Богу, - это любовь. Мы приходим в любви в храм Божий и здесь молимся, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона преподобных Марии Египетской и Зосимы. Правящий архиерей подарил владыке Иоанну крест и панагии. Юрий Мудров подарил владыке Варсонофию вышитую картину с изображением Исаакиевского собора, а владыке Иоанну - изображение Исаакиевского собора на эмали. Собор Воскресения Христова ( " Спас-на-Крови " ) был построен в 1888-1897 годах на месте гибели императора Александра II от рук террориста-народовольца. Освящен 1 сентября 1907 года. В 1930-м храм закрыли. Он использовался под мастерские, склады, овощехранилище, в блокаду - как морг. С 1970 года имеет статус филиала ГМП " Исаакиевский собор " . 23 мая 2004 года заново освящен, в нем состоялась первая Божественная литургия. С сентября 2010 года в соборе совершаются регулярные богослужения. ИА " Вода живая " , 11.04.21 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 5:19 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -5:19

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Человечество пало окончательно, и его гибель была бы неизбежна, но тогда-то и оправдалось поразительно, что невозможная у человек возможна суть у Бога (17:27). В эту именно пору надвигающейся катастрофы Христос принимает на себя тяжкое бремя вины Авраамовой и несет в течение всей жизни, чтобы на Голгофе свергнуть его навсегда. Уже Богомладенец возбуждает горестное предчувствие смертельной драмы, которая – подобно острому мечу – поразит душу Матери (2:35); однако Господь непоколебим в своем подвиге. Под этою ношей подгибаются Его колена, и страстная чаша вызывает болезненное содрогание во всей святой природе, Он изнемогает в истощении и нуждается в укреплении Ангела, пот – как капли крови – орошает божественное чело (22:41–44) и крест жестоким позором завершает великое служение. Но теперь-то и наступает желанное увенчание, ибо власть князя мира сего пала и двери рая открылись для всех, – даже для разбойника (23:42–43). Своими страданьями Христос вошел в славу свою (23:26), а все это было для того, чтобы уготовать мир (23:36) всем народам (23:45–47). Спасение достигнуто и составляет собственность совершителя. И дальше проникает его таже благость, которая господствовала с самого начала всего искупительного процесса. Ради и вместо других приобретенное, – это благо и сообщается специально тем, кто в нем наиболее нуждается. Не требуют здоровые врача, но болящие. Не приидох призвати праведных, но грешных в покаяние – говорит Христос ( Лк. 5:31–32 ). Пусть люди слабы и немощны, но ведь от них и не требуется особых подвигов. Напротив, необходимо лишь исповедать свою беспомощность и всею полнотой веры в божественную милость прилепиться к Избавителю со смиренным сознанием своего недостоинства и со всецелою преданностью, отрешенною от всяких мирских привязанностей и забот, с горячею мольбой о снисхождении, с сердцем сокрушенным и ищущим возрождения. Эти оттенки проглядывают уже в изображении отношений Господа к 12-ти. Сам Он призывает их к себе ( Лк. 5:1 сл.) без малейших заслуг и постепенно возводит к высшему совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мы редко думаем о таком виде крестоношения. Но и в наши дни есть люди, готовые умереть за Христа. Один из примеров — 21 копт, убитый ИГИЛом в феврале 2015 года. Они были убиты за то, что были христианами и взывали ко Христу во время казни. Они буквально последовали Христу, отдали себя Богу, полностью уподобились Христу даже до смерти. Смерть для них стала приобретением (Флп. 1, 21), соединением с Богом, свидетельством любви к Нему. Научимся у них мужеству. 2) Внешние кресты - скорби По сравнению с мученичеством другие виды внешних крестов выглядят не настолько пугающе. К ним относятся любые виды внешних неприятностей: неудачи, болезни, потери близких, клевета, насмешки, неблагодарность, бедность, неудачи в работе и карьере. Эти кресты есть у всех. От них не избавляет ни богатство, ни известность. И Жанна Фриске болела раком, хоть была знаменита, и Ходорковский попал в тюрьму, хоть и был богат. Спасительным крест становится или не становится в зависимости от настроя, с которым мы его несем. Чтобы он был ко спасению, нужно взять свой крест добровольно, «полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он не был» (арх. Иоанн (Крестьянкин)). Нужно принимать и переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального и трудного, без злобы, ропота и жалобы, то есть не считая себя обиженным, и без ожидания за это земной награды, но с любовью, радостью, терпением и твердостью. Вспомним благочестивого и нечестивого разбойников, распятых со Христом. Оба были разбойники, оба были распяты на кресте. Но один из них хулил Христа и не думал о том, что он сам заслужил наказание, а другой останавливал его и говорил: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И дальше он просит Христа помянуть его, когда Он придет в Царствие Своем и Христос обещает ему рай. Так одна и та же ситуация, один и тот же крест по разному обернулся для разных людей. 3) Внутренние кресты — смирение, видение грехов и борьба со страстями

http://predanie.ru/velikijpost/o-nesenii...

Нет, «новое» – «держи ум твой во аде», то есть смирись, а не ищи благодатных состояний, которых ни один человек не достоин. Долг грехов наших пред Богом неоплатный. Наше дело осознавать этот долг и умолять Бога о прощении и благодарить Его за все милости. А дать благодать – дело милости Божией сердцу сокрушенному и смиренному, но не плата за труд. Мы – рабы, которые обязаны исполнить все повеленное, чего не мог сделать вполне никто. Но и все сделав, мы должны считать себя рабами неключимыми (см. Лк. 17, 7–10). 12. С. 20, справа внизу: «Держать себя во аде для него не было новым. До явления ему Господа он пребывал в нем». Именно по причине отсутствия у старца Силуана надлежащего смирения, видения себя достойным ада и попустил ему Господь познать, кому приносятся его подвиги: «увидел перед собой беса, ожидающего себе поклонения». Об этом дальше о. Софроний пишет правильно (см. с. 21, абзац – от: «В том, что отныне» до: «на стяжание смирения»). 13. Гл. «Учение старца». С. 35, слева: «…многие сначала с любовью прибегали к Старцу за наставлениями, но потом отпадали, потому что не могли они жить соответственно слову его». Духовные отцы давали совет не «вообще», а по состоянию спрашивающего, так чтобы спрашивающий мог выполнить совет. Не исполнивший же совета или заповеди Евангелия должен был сознавать себя грешным в этом и приносить покаяние и смиряться. 14. С. 37: «О послушании». Вся статья написана от «ума», а не из опыта и знания современного состояния Церкви. Жизнь самого старца Силуана показывает, что у него не было опытных руководителей, и вследствие этого он шел неверным путем и мог бы погибнуть в «прелести», если бы не особая милость Божия. 15. С. 41: «О Священном Предании и Писании», в конце: «Христово слово – “любовь”, во все века останется тайною для всех филологов. Слово это есть имя Самого Бога, и его подлинный смысл открывается не иначе, как только действием Самого же Бога». Нельзя упускать из виду следующих положений: 1) Каждый человек находится в состоянии падения, при котором слово Божие может быть понято очень ограниченно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010