1. Конец какого угнетения и какого наказания от руки Господа должны проповедовать, по пророку, священники Иерусалимские народу Иудейскому? – По мнению многих толковников, здесь предсказывается конец плена Вавилонского, которым наказаны были Иудеи главным образом за грех богоотступления в идолопоклонство. Это мнение подтверждается контекстом речи в дальнейших главах книги пр. Исаии (см. 43:14; 44:26 и 28 и друг.). Но нужно иметь в виду: во-первых, то, что в третьей части книги пр. Исаии (гл. 40–66) пророческий взор его обнимает судьбы Иерусалима и Церкви Божией на земле в совокупности во все времена от плена Вавилонского и первого явления Мессии до явления небесного Иерусалима и открытия царства славы при втором пришествии Мессии; во-вторых, то, что и в данном пророчестве сороковой главы конец угнетения Иудеев и конец их наказания за грехи связывается с совершившимся удовлетворением правды Божией, конечно, страданиями Мессии, раба Иеговы, как поясняется у Исаии далее в главе пятьдесят третьей (ст. 5–7), и с пришествием Мессии уже во славе (40:5 и 10); в-третьих, наконец, то, что возвращение из плена мыслится в разбираемом пророчестве, как совершившийся уже факт: Иудеи уже в Иерусалиме и в городах своих (ст. 9). Да и в действительности конец плена Вавилонского не был концом угнетения Иудеев от язычников и концом карательного наказания их от Бога за «сугубые грехи их». Этот конец приблизился было для Иудеев во время первого пришествия Мессии, Господа во плоти; но народ избранный «не узнал тогда времени посещения своего» Господом, и подвергся тягчайшему угнетению и навлек на себя своими сугубыми грехами тягчайший гнев Божий, который тяготеет над ним до ныне и будет тяготеть до тех пор, пока Иерусалимляне не встретят отвергнутого ими Иисуса Назарянина восклицанием: «благословен грядый во имя Господне ( Мф.23:35–39 )!» И так конец угнетению Иудеев и конец состоянию их под карательным гневом Божиим проявился и проявится в истории народа Божия после пр. Исаии трояко: во-первых, возвращением Иудеев из плена Вавилонского; во-вторых, явлением Мессии Господа во плоти, как это ожидали и предсказывали свящ. Захария, отец Иоанна Предтечи ( Лк.1:68–71 ), праведный Симеон (2:29–32) и другие, и, – третьих, принятием народа Иудейского в Церковь Христову по «окончании времен язычников», когда «войдет в Церковь полное число язычников», как это предрек сам Господь Иисус Христос ( Лк.21:28 и 24) и Его апостол ( Рим.11:25 и 15). В данном разбираемом пророчестве Исаии предсказывается главным образом конец «смирения» Иудеев и конец карательного гнева Божия на них, имевший наступить в первое явление Мессии, и это предсказывается так, что конец плена сам собою подразумевается, как факт уже совершившийся, а третий конец, конец отриновения Иудеев Богом за сугубые грехи их, за убиение Мессии, чрез принятие их в Церковь Христову прообразовательно предуказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

( Лк. 1:58, 72 ). – Перифрастические выражения для предлогов с употреблением для сего φθαλμς (ср. ) Мф. 21:42 ; Лк. 19:42 ; – πρσωπον (ср. ) Деян. 5:41 ; Мк. 1:2 ; Деян. 13:24 ; – στμα (ср. ) Мф. 4:4 . Лк. 1:70 , ( ); 2Кор. 13:1 ; Мф. 18:16 ; – χερ (ср. ) Ин. 10:39 ; Гал. 3:19 ; Деян. 2:23 ; Деян. 7:35 . – Употребление μπροσθεν ( Мф. 11:26 ; Мф. 18:14 ), νπιον ( Деян. 6:5 ), κατενπιον ( Еф. 1:4 ), κατναντι ( Рим. 4:17 ), πισω ( Лк. 14:27 ) в качестве предлогов. – Плеонастическое употребление местоимений (см. выше I. Б. б в. конце), специально ατς (напр., Откр. 2:7, 17 ), которое прибавляется даже в относительных предложениях ( Мф. 3:12 ; Мк. 7:25 ; Откр. 7:2, 9 и пр.). – Употребление определительного род. пад. для выражения качества ( Лк. 18:6 ; Иак. 2:4 ; Иак. 1:25 ). – Употребление (излишнего) κα γνετο (или γνετο δ) пред определением времени или известного случая. – Подражание еврейскому infinitivus absolutus чрез предварение глагола (родственным словом в дат. пад. (напр., πιθυμ πεθμησα Лк. 22:15 , χαρ χερει Ин. 3:29 ), или (в цитатах) чрез предварение причастием того же глагола (напр., βλποντες βλψετε Мф. 13:14 ; ср. картинное ναστς или πορευθες пред глаголом). – Ε (ср. евр. ) во фразах без аподосиса в качестве формулы клятвы или для выражения энергического отрицания ( Евр. 4:3:5 ; Мк. 8:12 ). – Неточное употребление ποκρνομαι (ср. ), когда впереди нет собственно вопроса. – Προστθημι (ср. ) с неопред. накл. для выражения повторения (напр., προσθετο τρτον πμψαι Лк. 20:11–12 ). – Излишнее употребление νομα ( Мф. 1:21 ; Лк. 2:21 ; встречается в папирусах уже от 260 г. до р. Хр.). – Повторение числительного для указания его разделительного значения (напр., δο δο Мк. 6:7 ; ср. συμπσια συμπσια, πρασια πρασια Мк. 6:39 сл. [и, вероятно,] μρ κα μρ 2Кор. 4:16 ). – ο… πς равнозначно с οδες. – Такие фразы, как τ μο κα σο ( Мк. 1:24 ; Ин. 2:4 ), περ μαρτας, т. е. θυσα ( Рим. 8:3 ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

10. У Бога и в языческом городе могут открыться истинные Церкви, так, как Он говорит и у Осии пророка: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную ( Церковь – народ) возлюбленною ( Рим.9:25 ; Ос.2:23 ). С кем Бог, тот благословенный человек ( Лк.1:28 ): таковый не сделает сам себе никакого зла ( Деян.16:28 ), и никто нигде не сделает ему зла ( Мф.10:30 ). 12. Молитва и любовь ( Деян.1:14 ), проклятие и гнев ( Иак.4:1 ) происходят от одной и той же души ( Иак.3:10 ): много в душе составов и мозгов ( Евр.4:12 ), подобно как в источнике много отверстий ( Иак.3:11 ). Из одного источника, через разные отверстия, течет горькая и сладкая вода ( Иак.3:11 ), смотря по слою земли: из одной и той же души исходит благословение и клятва ( Иак.3:10 ), смотря по качеству сердца ( Мф.12:35 ). Различны наши вожделения и страсти, как различны слои земли: отсюда у нас раздоры, отсюда и распри ( Иак.4:1 ); отсюда различные помышления и намерения сердечные – составы и мозги души и духа ( Евр.4:12 ). 13. Главное заблуждение Иудеев касательно Божественности Христианской религии состоит в самом ограниченном понятии их первой заповеди закона Моисеева о поклонении; Единому Богу, и в том, что почитают несовместным с рассудком явление Духа ( Ин.4:24 ) во плоти ( Деян.17:7 сл.). 15. Преступления против религии разбираются Церковным судом ( Деян.19:39 ), а не Гражданским ( Деян.18:14 ), и светское правительство не может судить о церковном учении и книгах, под каким бы ни были названием. 18. Стричь по обету голову – не волосы только на голове стричь ( Мф.10:30 сл.), но обрекать себя на страдания и смерть: праведники сами в себе носят приговор смерти и непрестанно живые (для Бога) предаются на смерть ( 2Кор.1:9, 4:10, 11 ), чтобы воскреснуть со Христом ( Кол.3:1 ). Кто о горнем помышляет, а не о земном ( Кол. 3:2 ), тот всякий день стрижет себе голову ( 1Кор.15:31 ). Горняя мудрствуйте, а не земная! Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ), быв погребены с Ним крещением в смерть ( Рим.6:4 ) для новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

1Кор.6:20 : «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Мф.10:28 : «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне». Мф.16:26 : «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». Лк.1:46 : «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Лк.21:19 : «Терпением вашим спасайте души ваши». 1Пет.1:22 : «Послушанием истине через духа, очистив души ваши». 1Пет.2:11 : «Возлюбленные, прошу вас, как пришельцев и странников, удаляйтесь от плотских похотей, восстающих на душу». Мф.11:29 : «Возьмите иго Мое на себя и научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». См. также: Мф.6:25, 20:28, 26:38, 22:37 . Мк.3:4, 8:35–36, 10:45, 12:30, 14:34 . Лк.2:35, 6:9, 9:24–25,56, 10:27, 12:19–23, 17:33 . Ин.12:25,27, 15:13 . Рим.2:9 . 1Кор.12:15 . Евр.10:38–39, 12:3 . Откр.18:13 . Говоря о бессмертии души человеческой, Христос открыл нам, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Душа человека после разлучения с телом никуда не пропадает, не умирает, но переходит в иной мир, загробный, и должна предстать на суд Божий, чтобы дать отчет за все дела свои добрые или злые и получить то, что заработала; ей определяется соответственно с земной жизнью место на небе или в аду. Евр.9:27 : «Человекам положено однажды умереть, а потом суд». См. евангельское повествование «о богаче и Лазаре» – Лк.16:19–31 . Также имеем свидетельство Священного Писания о том, что души человеческие и после смерти продолжают существовать: Мф.17:1–9 : Во время преславного Преображения Господня на горе Фаворской «явились Моисей и Илия, с Ним (с Иисусом Христом) беседующие» (ст.3). Если допустить истинность утверждения иеговистов, что со смертью тела умирает и душа, ее уже нет, то как могли явиться возле Спасителя великие пророки Моисей и Илия? Откр.6:9–10 : «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Если допустить, по учению иеговистов, что душа – это дух, который после смерти возвращается к Богу и перестает существовать как отдельная личность, то почему Иоанн Богослов, повествуя о своем видении, говорит именно об убиенных человеческих душах, которые находятся под жертвенником и взывают к Богу о возмездии за свою смерть? Об аде, рае и вечных мучениях

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

    «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, — говорит апостол Павел, — как с Ним не дарует нам и всего ? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает ? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:32—34)... «Мы спасены в надежде» (Рим. 8:24). «Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим. 8:35). «Все... преодолеваем силою Возлюбившаго нас» (Рим. 8:37).    Апостол Павел от этой веры приходит даже в восторг, «уверенный», что ничто: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы... ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38—39).    А мы, во много раз еще немощнейшие, ощущаем хотя бы этот мир упования. Вот второе основание к миру. И большее. И здесь уже ни одного слова о грехах, о недостоинстве, по крайней мере явно (в тайной молитве отголосок увидим).    Теперь уже не одна лишь Богоматерь со святыми берут нас за руки, но и Сам Сын — Агнец, Сама Искупительная Жертва ходатайствует за нас.    И все вместе мы перелетаем душою к Престолу Отца Небесного и просим. Но как просим? С надеждою, опять мирно-уповательно. О чем? «Яко да Человеколюбец Бог, прием (приняв уже) я (их, Дары) в пренебесный ... Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго (образ благоволения Бога) возниспослет нам»...    Бог не только именуется теперь «Человеколюбцем», чего еще не видели мы на «литургии верных» по отношению к Отцу Небесному (хотя и говорилось о «любви» вообще Его), но говорится о Его благоволении. А это есть результат Жертвы Сына Его, Искупителя нашего...    Как надежно, дерзновенно, уверенно теперь человек обращается к Богу! Прежде, устами иерея, он говорил, что «никтоже достоин» и «приближитися» к Нему (во время Херувимской), а теперь совершенно легко будем просить милостей. Да и каких? Самых великих. Уже не о «благорастворении воздухов», «временех мирных» будем просить, а «Божественную благодать и дар Святаго Духа», то есть самое высочайшее благо, как видно и из сопоставления слов евангельских: «Просите... и Господь даст блага просящим у Него» (Мф. 7:7, 11). А у святого евангелиста Луки сказано: «...Даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

Исх.9:12 , ср. 10:1 . «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Объясн. По свойству ветхозаветного языка, эти слова означают то, что Бог предвидел состояние тех людей, допустил оное для Своих целей и назначил последствия их; само же состояние людей зависело от воли тех людей: Исх.7:15:22–23:8:15:19 ; 1Цар.6:6 ; 2Пар.36:13 ; Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 3Цар.12:15 . «И не послушал царь народа; ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось Слово Его, которое изрёк Господь...». Объясн. Опять-таки эти слова означают, что Бог предвидел ожесточение тех людей, попустил оное по упорству и нераскаянному состоянию их, каково, например, было ожесточение Фараона: Исх.7:15 , или Навуходоносора: 2Пар.36:13 ; ср. Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 21) О труждающихся и обремененных Мф.11:28–30 . «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Объясн. Найдут покой душам своим те, которые подвергаются бедствиям не за преступления заповедей, а за любовь к Господу: 1Кор.15:30–31 ; Рим.8:35–39 ; и для всех людей не всегда бывает легка земная жизнь: Еккл.1:13–14 , но пользу от тяжёлых условий жизни приобретают взявшие на себя «иго Христово», последователи за Христом: Мф.19:28 . 22) О сохранении христианского звания Тит.3:8 . «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Объясн. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т.е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путём подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24 , показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3 , чтобы в противном случае не отпасть от Него: Евр.6:4–6 . 23) О хождении прямым путём Евр.12:13 . «И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. Этим изречением Спаситель внушает нам добродетель терпения за правду и любовь к Богу, как вечной правде. Это такая добродетель, по которой христианин твердо, неуклонно стоит в убеждениях своего верующего сердца, при всех противодействиях со стороны врагов своих внешних и внутренних, каковы: плоть, мир и диавол, и все готов переносить ради Бога и для того, чтобы получить оправдание на суде Господнем; так как он вполне уверен, что некогда восторжествует правда Божия над злом, и только в единении со Христом, а не врагами его, Он может достигнуть своего оправдания и единения с Вечной Правдой. К этой добродетели убеждает нас слово Божие, говоря, что «терпение соделывает спасение» ( Мф.24:13 ), и примере Спасителя, много терпевшего для спасения человека от фарисеев и первосвященников Иудейских, и примере Апостолов, которым и Спаситель предрек преследования и гонения ( Мф.10:21:22 ), и которые действительно, испытывали их, как говорит Апостол Павел: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим, нас огорчают, мы всегда радуемся, мы нищи, многих обогащаем, ничего не имеем, но всем обладаем» ( 1Кор.4:12, 13 ; 2Кор.6:10 ). Сонмы исповедников служат также поучительным примером для христиан. Ублажая гонимых за правду, Иисус Христос обещает им и великую награду – царство Божие в наследие, – тех есть царство небесное, как место вечного их утешения. Девятое изречение о блаженстве Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех. Этим изречение Спаситель внушает нам самый высокий подвиг из любви ко Христу – подвиг мученический. Это такая высокая добродетель, по которой христианин, вполне убежденный, что спасение наше во Христе и со Христом, готов для этого и славы Божией терпеть и терпеть, не изменяя вере и истине, за имя Христово самую смерть насильственную от врагов истины. Трудный этот подвиг, но, как Апостол Павел говорит, что «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ), возможный и, в трудных обстоятельствах истинной веры и церкви, необходимый. Об этом говорит Иисус Христос, в следующих словах: «претерпевший до конца получит спасение» ( Мф.24:13 ). Ясно особенно выражает это св. Апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Я уверен, что ни смерть, ни жизнь… никакая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. ( Рим.8:35:39 ). Мученики за веру служат всегда поучительным примером для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

34. В этом псалме Давид призывает праведного не гневаться при виде благоденствия нечестивых и особенно подчеркивает непрочность их положения и неизбежность их падения: " будущность нечестивых погибнет " , праведные же " наследуют землю " . 35. Речь идет о еврействе, сыгравшем большую роль в революции и гонениях на Церковь. 36. В данном случае - Иоанна Богослова; именами Воанергес, то есть " сыны Громовы " , нарек братьев апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, сам Иисус Христос (Мк.3:17). " Значение имени, данного Иоанну, полнее всего раскрывается из Апокалипсиса, где он является слышателем и вестником небесных громов " (Прот. Сергий Булгаков. Святые Петр и Иоанн. Два Первоапостола. Paris, YMCA-PRESS, 1926. С.47). 37. " Сонмище сатанино " - Откр.2:9; 3:9. 38. Рим.11:33. 39. Слово 2-е (О думающих оправдаться делами), §65//Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. С.34. 40. Пс.104:7. 41. Там же, §66. С.34. 42. " Исаак Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний " (Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову//Полн. собр. соч. Т.1. М., 1911. С.119). 43. Слова подвижнические, 56//Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.282. 44. Там же. С.222. 45. Мф.16:18. 46. " И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет " (Ин.12:32-33). " Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше " (2Кор.1:5). " ...Мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться " (Рим.8:16-17). " Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " (Кол.1:24). " ...Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас " (2Тим.2:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

V. Прямое следствие безбожия – вседозволенность в греховной жизни Отрицающий бытие мира духовного тем самым отрицает и бытие Живого Бога, Который есть Любовь, есть Дух, есть Жизнь, есть Благо, есть Истина, есть Хлеб, есть Свет (Ср.: 1Ин.4:16 ; Ин.4:24, 14:6, 6:35 ; Мф.19:17 ), а вместе с Ним и Его Евангелие, Его слово, которое есть «дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Напрасно человек стремится заполнить опустошенную от Бога душу новыми богами. Ни вера в разум, ни вера в идеализированную будущность коллективизма, ни культ вождей не могут заполнить той страшной пустоты души, что образовалась при удалении заблуждающегося человека «на сторону далече» от Бога – Отца своего. «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Владыка Вениамин (Федченко) пишет: «Ну, чем, думаю, заменю я для себя Бога?! Думаю, думаю, – ничем: все ниже Его, все хуже. Никто не меняет лучшее на худшее, а лучше Бога – ничего нет» 28 . «Един Иисус Христос , и лучше Его нет ничего» 29 . Вера в Бога, вера в Истину, равно как вера в ложь, вера в ничто – свободна в своем выборе. И, конечно, повсюду, где вместо Бога провозглашается нечто иное в качестве высшей абсолютной ценности – будь то идеология, будь то страсть, словом, будь то идол, «заменивший» Бога 30 , – там христианское вероисповедание неизбежно окажется в положении враждебном по отношению к объявленному идолу. Христианство исключает всякое активное сопротивление власти, пусть даже ставшей служанкой зла, орудием несправедливости, безбожия и богоборчества, ибо и Спаситель победил мир злобный не силой оружия, не силой мускульной тела и даже не силой ангельских легионов (ср.: Мф.26:53 ), а силой Своей жертвенной Божественной Любви. Спаситель, о Котором было сказано: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:3 ), – кротко и смиренно предстоял проконсулу Пилату в Своем царственном величии живой Истины. И, будучи осужден Пилатом на крестную смерть, оказался Победителем: «смертию смерть поправ». Все последователи Христа помнят и исполняют слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ( Рим.13:1–2 ). Евангелие не содержит призыва к насильственным переворотам; наоборот, Спаситель учит в Евангелии: «Не противься злому» ( Мф.5:39 ). «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков... и будете ненавидимы всеми за имя Мое... И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:16, 22, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлееме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до двух лет (Мф. 2, 16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком – по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя Ирод, как символ жестокости, стало нарицательным, так же как и другие библейские имена: Голиаф – великан, Иуда – предатель, Каин – братоубийца. Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает «ищите и найдёте» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9). Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32–33; 1 Пет. 2, 7). Камни возопиют (крайняя степень негодования). «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39–40). Камня на камне не оставить (разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после Распятия Христа. Кесарю – кесарево, Богу – Божье (каждому – своё). «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» – ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Мф. 22, 21). Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу... запечатанную семью печатями. ...И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1–3). Козёл отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козёл изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21–22). Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2, 31–35).

http://pravoslavie.ru/46483.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010