Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Иже веру имет и крестится, спасен будет ( Мк.16:16 ). Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Откр.2:10 ). 24–25. Иоанн Креститель служил Богу проповеданием крещения покаяния, но он не был Спасителем, ибо сам признавал себя недостойным рабом Его ( Ин.3:26–28 сл.). 28. Никто не просил Пилата, чтобы убил Христа, или чтобы распял Его собственными руками ( Мф. 27:22, 23 ; Лк.23:21 ), но просили, чтобы он предал Его на смерть или распятие, как Судия. Неправедные Судии! вы распинаете и убиваете невинных – и кровь их обращается на главу вашу, когда судите неправо. 29–30. Положат ли кого во гроб, не почитай его умершим; Бог воскресит его из мертвых ( Рим.6:5 ). 30–31. Много ли было у Бога на земле воскресных дней? сорок ( Деян.1:3 ). Но для народа Божия остается еще субботство ( Евр.4:9 ). И так постараемся войти в покой оный ( Евр.4:11 ). 32. Не всегда и сам Бог исполняет Свои обетования в скором времени; причиной сего мы сами, а не Тот, Кто обещает ( Евр.4:6 сл.). Впрочем, чего мы от людей или от Бога не получаем, то по премудрому устроению Божию достается детям нашим. 32–33. Воскресение и рождение есть приведение из небытия в бытие и по душе и по телу, если только человек духом не умирает. А посему воскреснуть и родиться почти одно и то же; различие в том, что после рождения умирают, а после воскресения из мертвых не рождаются ( Деян.13:35–37 ), и не умирают ( Лк.20:35, 36 ). 33. У Бога только настоящее время, – ныне: а потому и сказано: у Господа один день, как и тысяча лет; и тысяча лет, как один день ( 2Пет.3:8 ). Нет продолжения времени для Того, Кто живет в вечности, а если что продолжительно, то в отношении к нам и для нас ( 2Пет.3:9 ). Хотя Бог живет в вечности, но действует во времени; ибо действует в Своем творении. 36. Все обязаны повиноваться своему начальству; ибо все существующие Власти от Бога учреждены на добро нам ( Рим.13:1, 3 ). 39. Ни в чем мы не можем оправдаться через закон Моисеев, потому что никто постоянно его не исполняет. А потому и Пророком сказано: праведный верою жив будет ( Гал.3:10, 11 ; Авв.2:4 ). Закон – не вера!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

24. Быт. 32. 25. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32:10). 26. Быт. 33:4. 27. Быт. 34–35. 28. Быт. 37. 29. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие. Ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. 30. Пс. 50:19. 31. И сели они есть хлеб (Быт. 37:25). 32. Что вы дадите мне, и я вам предам Его (Мф. 26:15). 33. Быт. 39. 34. Быт. 40. 35. Быт. 41. 36. Рогго ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. 37. Ин. 6:51. 38. «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета [Дроздова — Ред.]. 39. Быт. 42. 40. Быт. 43. 41. …приготовил… трапезу (Пс. 22:5). 42. Быт. 44. 43. Быт. 45. 44. Быт. 46. 45. Быт. 47. 46. «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета. 47. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего (Евр. 11:21). 48. Быт. 48. 49. Преподобный Исаак Сирский. Слово 1. 50. Быт. 49. 51. Быт. 50. 52. Преподобный Кассиан Римлянин. О гневе. Добротолюбие. Ч. 4. 53. …будет жить вовек (Ин. 6:51). 54. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно (Флп. 3:1). 55. Слово 2. 56. …терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). 57. …приносят… в терпении (Лк. 8:15). 58. …претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13). 59. …кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10:38). 60. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6:2). 61. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). 62. 1 Кор. 13:13. 63. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). 64. Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5). 65. Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16.) 66. Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним (Лев. 10:1–2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

26–27. Начальники и судьи ( Деян.7:27 ) и всякий ближний ( Деян.7:26 ) должны примирять ссорящихся, хотя бы и не знали, кто из обижающих друг друга более имеет причины жаловаться ( Мф.5:9 ). 27. Обидчик не любит мириться; он никого не поставляет над собою начальником, и не слушается судии. 28. Кто держит злую собаку за хвост, когда она лает; тот бойся, чтобы не укусила: кто вразумляет обидчика, тот не останется без обвинения от него ( Притч.26:17 ). 29–29. Язык – огонь; он воспаляет весь круг жизни нашей ( Иак.3:6 ): убегай злого языка. 30. В пустыне горы Синая явился Ангел Господень в терновом кусте, пылающем огнем: на горе Голгофе, явился Сын Божий ( Ин.19:17 ) в терноном венце ( Мф.27:29 ), пылающем огнем любви ( Лк.12:49, 50 , Лк.22:15 ). 34. Грешная земля – Египет; здесь страдание и стенание под грехом ( Рим.7:24 ). Грех – Египетская работа; по внешнему человеку мы находим в нем удовольствие ( Деян.7:39 ), но внутренний наш человек желает избавления от него ( Рим.7:24 ). 35. Кого мы отвергаем, того самого Сам Бог посылает иногда быть нашим начальником. И так всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; а существующие власти от Бога учреждены ( Рим.13:1 ). 36–37. Сорок лет жил Моисей, делая чудеса и знамения в земле Египетской, и на Чермном море, и в пустыне: вся жизнь И. Христа исполнена была чудесами ( Ин.21:25 ). Это тот Моисей, которого восставил Господь Бог из братьев Его ( Ин.1:11 ; Евр.2:12, 14, 17 ) Пророком ( Лк.7:16 ), и Пророком Всевышним ( Ин.1:48–49 ). 39. Можно быть Египтянином (идолопоклонником Деян.7:40 ), не быв в Египте; и Содомлянином, не быв в Содоме: сердце – место, в сердце – город ( Лк.17:32 ). 39–42. Кто, познав Бога, не прославляет Его как Бога, и не благодарит; того Бог предает суетным умствованиям, и омрачению сердца ( Рим.1:21 ). 41. Последствие от причины, и представляется как причина: от пищи и пития – веселятся. Пища – веселие ( Деян.14:17 ). Едущие и пьющие – веселятся ( 1Кор.10:7 ); и те, которые едят жертвы, не участники ли жертвоприношения ( 1Кор.10:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

О том, что чрез Пророков точно говорил Дух Святой или что то же, о богодухновенности ветхозаветных священных книг, ясно свидетельствуют, кроме высоты самого содержания этих книг, которой ни в каком случае не могла достигнуть не только древняя младенческая мысль человеков, но и какая угодно позднейшая философия людская, – свидетельствуют Святые Апостолы и Сам Иисус Христос. Св. Апостолы – а) приводили многие места из ветхозаветных книг для подтверждения или раскрытия новозаветных истин (например, Деян. 3:17–25 , а особенно много мест в послании к Евреям); б) называли эти книги писаниями святыми ( Рим. 1:2 ), писаниями священными ( 2Тим. 3:15 ), словом Божиим ( Рим. 3:2 ); в) иногда выражались, что устами того или другого ветхозаветного писателя говорил Сам Дух Святой ( Деян. 1:16; 28:25 ; Евр. 3:7 ), и наконец – г) ясно засвидетельствовали о богодухновенностп всего вообще Ветхого Завета: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, говорит Св. Апостол Петр (место это приведено и в Катехизисе). Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр. 1:20–21 ). Сам Господь и Спаситель наш, явившись на земле в такое время, когда вера в богодухновенность всего Ветхого Завета была в народе иудейском, как видно из свидетельства между прочим Иосифа Флавия – почти современника Иисуса Христа 227 , всеобщей и несомненной, – не только не обличал за нее сынов Израиля, не только ничем не выразил, что Он, по крайней мере, не разделяет ее с ними; напротив, показывал полное уважение к ветхозаветным книгам, как к книгам священным, Божественным. Он – а) ссылался на них, подобно всем иудеям, для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мертвых (Мф. 22:31) и даже важнейшей истины Своего божественного посольства: исследуйте Писания, – говорит Он Израильтянам: – ибо и вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 ); еще: если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне ( Ин. 5:46 ); и ученикам Своим, шедшим в Еммаус, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк, 24:27). Он – б) нередко выражался об этих писаниях так, как можно говорить только о слове Божием, а отнюдь не человеческом, например: не может разориться (нарушиться) Писание ( Ин. 10:35 ); надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк. 24:44 ; Мф. 26:54); истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18) 228 . Он даже, приводя некоторый места из Ветхого Завета, – в) прибавлял: Бог заповедал (Мф. 15:4), реченного вам Богом (Мф. 22:31) и при этом обличал иудеев: вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15:6. Мк. 7:13 ), а о Давиде в одном месте заметил: той (Давид) рече Духом Святым: глагола Господь Господеви моему: седи одесную Мене ( Мк. 12:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Во-вторых, Христос часто выбирал для обоснования Своего учения те события, которые большинство современных критиков считают нереальными. Например, Всемирный Потоп ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), история Содома и Гоморры ( Мф.10:15; 11:23–24 ), рассказ об Ионе ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–32 ). В-третьих, Христос обращался к ветхозаветным Писаниям как к высшему авторитету во время споров с книжниками и фарисеями. Он осуждал их не за то, что они слишком доверяли Писанию, но за то, что они своей казуистикой запутывали ясное и достоверное учение, которое излагалось в нём. Христос использовал Писание для отражения каждого искушения сатаны. Примечательно, что как Иисус, так и сатана признавали Писание в качестве аргумента, против которого нет другого аргумента ( Мф.4:4–11 ; Лк.4:4–13 ). В-четвёртых, Христос учил, что ничто не прейдёт из Закона, пока всё не исполнится ( Мф.5:17–20 ), и что Писание не может нарушиться ( Ин.10:35 ). Подобным образом и святые апостолы подтверждали истинность и историчность всех частей Писания. Например, Авраам уверовал и обрёл обетование до того, как был обрезан ( Рим.4:10 ); Аврааму было около ста лет ( Рим.4:19 ); Бог сказал Ревекке, что её старший сын будет служить младшему ещё до того, как они родились ( Рим.9:10–12 ); Илия говорил с Богом ( Рим.11:2–4 ); народ израильский прошёл через море, он ел и пил духовную пищу и духовное питие, стремился к злу, садился пить, вставал играть, был похотлив, роптал, был поражён ( 1Кор.10:11 ); Авраам отдал десятую часть всего Мелхиседеку ( Евр.7:1–2 ); ветхозаветная скиния была тщательно устроена совершенно особым образом ( Евр.9:1–5 ); Моисей окропил народ и сосуды скинии кровью и водой, используя червлёную шерсть и иссоп ( Евр.9:19–21 ); мир был сотворён Словом Бога ( Евр.11:3 ); многое в жизни Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Моисея, Раав и др. действительно произошло ( Евр.11 ); Раав приняла соглядатаев и отпустила их другим путём ( Иак.2:25 ); в ковчеге спаслось восемь человек ( 1Пет.3:20 ; 2Пет.2:5 ); Бог обратил Содом и Гоморру в пепел, но спас Лота ( 2Пет.2:6:7 ); Валаамова ослица заговорила ( 2Пет.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В третьем веке пред Р. Хр. сделан был перевод еврейских книг на греческий язык для знаменитой александрийской библиотеки и в этом переводе помещены все и притом те самые книги, какие находились в каноне еврейском, вполне составившемся к тому времени. В третьих, свидетельства церкви иудейской и ее писателей касательно подлинности ветхозаветных книг имеют также весьма важное значение по своему обилию и непрерывному преданию, переходящему из рода в род от временн Моисея до Хр. Спасителя. Свидетельства эти прежде всего имеют свои основания в самих св. книгах, где позднейшие из них ссылаются на предшествовавшие. Книга I. Навина упоминает, напр., о законе Моисеевом, книга Судей говорит о том, что содержит книга И. Навина; события изложенные в книге Судей упоминаются в кн. Царств и т.д. В кн. I. сына Сирахова ( Сир.49:12 ) поименно перечисляются большие пророки и затем упоминается о дванадесяти меньших. Устное предание о времени происхождения и писателям всех книг ветхозаветных сохранилось преимущественно в Талмуде. Предание церкви иудейской передало св. книги церкви христианской, которая после Христа Спасителя (ср. Мф.21:42, 22:29 ; Ин.10:34 ; Лк.24:44 ; Мф.23:25 ; Лк.11:51 ; Ин.10:35 ; Лк.16:17 ) и апостолов (ср. Рим.1:2 ; 2Тим.3:15,16 ; 2Пет.1:19–21 ) является непрерывною свидетельницею подлинности св. книг В. Завета до настоящего времени. К доказательствам подлинности св. книг Ветхого Завета относятся также свидетельства, заимствованные из самых же св. книг. К таким свидетельствам принадлежат: 1) свидетельства самих писателей св. книг о себе, как о писателях той или другой книги. Так пр. Моисей весьма часто говорит о том, что он вписал в книгу данные ему повеления господни ( Исх.17:14, 24:4–7 ; Числ.33:1,2 ; Втор.39:9–11 ). I. Навин упоминает о себе, как о писателе ( Нав.24:26 ); пророки весьма часто присоединяют свое имя там, где получают повеление записать свои прооч. Речи ( Ос.1:2 ; Ис.2:1 ). Эти свидетельства в связи с другими характерными признаками и историч. показаниями могут указывать на подлинное время происхождения той или другой св. книги. 2) Язык св. книг, при всем своем одноообразии, сохранил в себе на столько разности, что в нем легко можно видеть отпечаток различных степеней развития его сообразно с историческими периодами жизни богоизбранного народа. Так язык книг Моисеевых и И. Навина значительно разнится от языка книг писанных при царях. Язык и изложение первых отличается простотою и безыскусственностью; книги написанные во время царей отличаются литературною искусственностью, изяществом выражений и красотою. В книгах позднейших, писанных во время плена, язык древний еврейский теряет прежнюю свою чистоту и смешивается с эелементами других языков. Такая разность свидетельствует, что ветхозав. книги подлинно произошли в разные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Б., подаваемое Богом «боящимся Его» (Пс 24. 12-13), «чистым сердцем» (Пс 72. 1), заключается не только в Б. земной жизни («ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» - Пс 33. 11), но и в буд. спасении. Наивысшая актуализация Б., по представлениям ВЗ, проявится в мессианском царстве, в к-ром должны осуществиться религ. чаяния всех верных Богу. Эта идея нашла свое выражение прежде всего у прор. Иеремии , к-рый придает понятию   эсхатологический оттенок (Иер 31. 10-14; 32. 39-40, 42; 33. 9). Однако в предхрист. эпоху мн. иудейские памятники рассматривают мессианские Б. не как окончательные ( Смирнов. С. 423-439): наслаждения мессианского времени предстают как переходная ступень к высшему и окончательному блаженству в буд. веке (3 Езд 7. 28-35). При этом духовный характер буд. Б. в сознании иудеев зачастую смешивался с чувственными и временными Б. земного царства Мессии (см. ст. Хилиазм ). Новый Завет Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. Л. 134 об.) Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. Л. 134 об.) выдвигает понятие о грядущем царстве как о Царстве Божием , к-рое не есть пища и питие (Рим 14. 17). В Слове, ставшем плотью, исполненном благодати и истины (Ин 1. 14), человек обретает высшее Б., или блаженство богообщения. Вера в восставшего из мертвых Иисуса Христа уже в наст. жизни субъективно предосуществляет наше с надеждой ожидаемое буд. блаженство (Евр 11. 1). Однако полное обладание высшим Б. в земной жизни невозможно: окончательным осуществлением для человека, открытого во Христе, высшего Б. становится вечная жизнь . В этом смысле в Послании к Евреям Христос именуется «Первосвященником будущих благ» (9. 11), а о законе ВЗ говорится как о имеющем «тень будущих благ» (10. 1). Под Б. здесь понимаются плоды искупительной Жертвы Спасителя, к-рые принимает, согласно евангельской притче, только пребывший «благим и верным» (Мф 25. 21). Эти буд. Б.- единственно реальные, поскольку в них грех и смерть окончательно исчезнут. В наст. жизни закон греха препятствует благому устроению человеческого существования, проявляя себя в нравственно-религ. дуализме добра и зла: «...знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (γαθν)... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7. 18-19). Понятие Б. в святоотеческом богословии

http://pravenc.ru/text/Благо.html

3) Богу не угодно почитание святых мощей, посему Он скрыл тело Моисея и самое место погребения ( Втор.34:5–6 ). Не потому Бог скрыл место погребения Моисея, что почитание святых мощей Ему не угодно, а потому, что народ еврейский был склонен к идолопоклонству и мог останки Моисея обоготворить. Чудеса, проистекающие от святых мощей, чествуемых православною Церковью, ясно свидетельствуют о богоугодности почитания останков святых угодников. Над сектантами сбывается слово Божие: «слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих» ( Мф.13:13–14 ; Ис.6:9–10 ). «Без сомнения сему великому пророку (Моисею)», – говорит блаженный Феодорит , – «не дозволил Владыка ввести народ в обетованную землю, чтобы Израильтяне не стали поклоняться ему, как Богу; потому что обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение тельца наименовавшие богом, очевидно, тем более воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для них служителем многих благ. Посему то премудро правящий нами Бог и гроб Моисеев соделал неизвестным». 410 4) Хотя и было чудо от костей пророка Елисея, но не видно из Писания, чтобы их почитали евреи, как теперь православные почитают святые мощи. В ветхозаветное время, когда мир не был еще искуплен ( Гал.4:4–5 ; Рим.3:24–25 ), праведники не сподобились прославления ( Евр.11:39–40 ), почему не могло быть религиозного чествования останков их, какое установлено православною Церковью. Как свидетельствует Священное Писание, евреи почитали останки праведников хранением их и сооружением над ними памятников и гробниц (ср. Быт.35:20 ; Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 ; Мф.23:29 ). 5) Устройство и украшение гробниц для святых мощей Господь осудил (Μф.23:29). Господь осудил книжников и фарисеев не за устройство и украшение гробниц пророков и праведников, а за то, что они делали это из тщеславия и лицемерно, осуждая своих отцов за убийство (Μф.23:30), в то время как сами превосходили их в беззакониях (Μф.23:34). «Господь возвещает им горе не за то», – объясняет блаженный Феофилакт , – «что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и, очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они хотели убить Самого Господа пророков». 411

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

– Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт и пр.: если зерно почему-либо не даст ростка, то оно останется одно и плода от него не будет, само оно сохраняется, но бесплодно. Если же даст росток, то само не сохранится, а уничтожится, умрёт, но зато принесёт, и только в этом случае принесёт, много плода (ср. 1Кор. 15:36 ). Так и смертью Господа оплодотворится мир для новой духовной религиозно-нравственной жизни. Если возможно было бы представить, чтобы Он не умер за мир, то и не оплодотворился бы духовно этот последний. Этот образ речи в то время, когда Господь говорил, был тем уместнее и сильнее, что в еллинских мистериях пшеничное зерно играло важную роль. Любящий душу свою и пр.: для уяснения той же необходимости прославления Господа именно путём смерти и страданий, чтобы восприять Царство над всем миром, Он вновь повторяет пред учениками Своими не раз прежде высказанный Им непреложный закон нравственной жизни, что самоотвержение до смерти дарует вечную жизнь, а самолюбие, сохраняя жизнь лишь на время, губит душу вечно (ср. Мф. 10:39, 16:25 ; Мк. 8:35 ; Лк. 9:24 ; Лк. 17 и прим.). – Любящий жизнь свою настолько, что не готов отдать её за истину, потеряет её для жизни вечной, а ненавидящий жизнь свою настолько, что способен к самопожертвованию до смерти ради истины, лишившись её в мире сем, сохранит её для жизни вечной в Царстве Христовом – в Царстве любви до самопожертвования (15:13). Это общий нравственный закон, имеющий приложение ко всем. Судя по связи ст. 23 с 24 и 24 с 25, кажется, не может быть сомнения, что этот нравственный общий закон Господь прилагает и к Себе, как человеку. Как совершеннейший из людей, как Богочеловек, Он должен предать жизнь Свою, явить самоотвержение до смерти ради такой высочайшей цели, как искупление мира (6 и парал.). В частном применении к настоящему случаю: если бы можно было представить, что Он, желая сохранить жизнь Свою в мире сем, пошёл бы к еллинам учить их и был бы принят ими как великий мудрец и законодатель, чрез это Он, по-видимому, сохранил бы жизнь свою в мире сем, но на самом деле потерял бы её, Он не был бы Христом – искупителем человечества. А поскольку Он предал Себя на смерть во искупление всех, Он, паки прияв душу Свою (10:18), совершил тем великое дело Мессии. Так и всякий должен быть готов к самоотвержению до смерти за истину. – Кто Мне служит, – исполняет волю Мою и, следовательно, служит делу Моему – тот должен следовать Мне, идти тем же путём самоотверженной до смерти любви, каким иду и Я. За сие награда будет – прославление его, как и прославление Меня: где Я, там и слуга Мой будет, будет участником славы Моей Небесной (ср. Ин. 17:24 ; Рим. 8:17 ; 2Тим. 2 и далее). – Почтит того Отец Мой: та же мысль, что и в предшествующих словах о прославлении слуги Господня. Как Сына Своего прославит Отец Небесный славою божественною, так и слугу Сына почтит Он, воздаст подобающую ему за труды честь и славу во Царствии Своём Небесном ( Рим. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010