б) мира: Гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего ( 1Ин.2:16 ); в) ложных учителей: Книжники и фарисеи любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! ( Мф.23:5–7 ). Остерегайтесь книжников, любящих сидеть впереди и возлежать на первом месте ( Мк.12:38–40 ); г) злых: Нечестивые надменно говорят устами своими ( Пс.16:10 ). Гордость, как ожерелье, обложила их; поднимают к небесам уста свои ( Пс.72:6–9 ). Они самохвалы, горды ( Рим.1:30 ). Гордость приводит людей а) к неверию: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? ( Ин.5:44 ); б) к забвению Бога и пренебрежению: В надмении своем нечестивый пренебрегает Бога: «не взыщет»; во всех помыслах его: нет Бога! суды Твои далеки для него ( Пс.9:25–26 ). Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Него ( Сир.10:14 ); в) к нераскаянности: Гордость Израиля унижена в глазах их, – и при всем том они не обратились ко Господу Богу своему и не взыскали Его ( Ос.7:10 ); г) к спорам и гневу: От высокомерия происходит раздор ( Притч.13:10 ). Надменный разжигает ссору ( Притч.28:25 ); д) к духу угнетения: По гордости своей нечестивый преследует бедного ( Пс.9:23 ). Боже! гордые восстали на меня: не представляют они Тебя пред собою ( Пс.85:14 ); е) к самообольщению: Надменность сердца твоего обольстила тебя ( Иер.49:16 ). Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 ); ж) к унижению и бесчестию: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет ( Лк.14:11 ). Да будут постыжены гордые ( Пс.118:78 ). Придет гордость, придет и посрамление ( Притч.11:2 ); з) к разорению: Погибели предшествует гордость и падению – надменность ( Притч.16:18 ). Пред падением возносится сердце человека ( Притч.18:12 ). Первые будут последними: Есть первые, которые будут последними ( Лк.13:30 ). Многие будут первые последними ( Мф.19:30 ). Всякий, возвышающий себя, будет унижен: Гордость человека уничижает его ( Притч.29:23 ). Кто возвышает себя, тот унижен будет ( Мф.23:12 ; Лк.14:11 , Лк.18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мф.15:5 .  А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, Мф.15:6 .  тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. (Ср. Мк.7:11–12 ). У Матфея почти тождественно с Марком, но с пропуском слова «корван» и с заменой слов Марка: «тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей», другими выражениями, изложенными в первой половине 6-го стиха. Конструкция стиха у Матфея менее ясна, чем у Марка. Слово «корван» есть буквальный перевод часто употребляемой иудейской обетной формулы, подвергавшейся многим злоупотреблениям. Основания обетной практики были даны в Священном Писании Ветхого Завета (см. Быт.28:20–22 ; Лев.27:2–4, 27:9–12, 26–29 ; Числ.6:2–3, 6:13–15, 21, 21:2–3, 30:2–17 ; Втор.23:21–23 ; Суд.11:30–31 ; 1Цар.1:11 ). Впоследствии обеты сделались предметом иудейской казуис­тики. Слово «корван» было переиначено в «конам» «из благочестия». Стали говорить не только «данная вещь конам», но и «конам глаза мои, если они будут спать», «конам руки мои, если они будут работать» и даже просто «конам, что я не буду спать» и прочее (см. Талмуд. Пер. Переферковича, III, 183). Дар Богу по-еврейски назывался «корван» (как у Мк.7:11 ), и о нем часто упоминается в Лев.1–3 гл., где агнцы, козлы, тельцы, принесенные Богу во всесожжение, мирную жертву или в жертву за грех, называются «корван», т.е. «жертва». Газофилакия (казнохранилище) в храме, куда складывались приношения от народа, метонимически называется «корван» или «корвана» Мф.27:6 . Обеты могли и должны были часто отменяться, главная причина этого заключалась в том, что в них раскаивались («харата»), и в этом случае законники должны были их отменять. Обычай, который порицает Спаситель, заключался в том, что книжники дозволяли человеку этой формулой посвящать свою собственность храму и таким образом уклоняться от обязанности помогать своим родителям. Законническая формула, таким образом, была более священна, чем божественная заповедь, изложенная в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Обходил некогда Спаситель путем, и два слепца сидели (Мф 20.30), невидящие телом, просвещенные же умом. Ибо кого не видели книжники, сего показывали слепцы вопиющие. Поскольку фарисеи, в законе поучающиеся (2Тим 3.7), и от юности даже до старости о Нем помышляющие, но в невежестве состаревающиеся, говорили, «яко... сего... не вемы, откуду есть» (Ин 9.29): во «своя бо прииде, и свои Его не прияша» (Ин 1.11). Слепцы же взывали, говоря: «Сыне Давидов, помилуй ны» (Мф 9.27:20.31). И Которого не знали навыкшие закону, Сего познали те, которые не имели глаз, к чтению служащих. К сим приступив Спаситель говорил: «Веруета ли, яко могу сие сотворити?» (Мф 9.28) И оное: «что хощета, да сотворю вама?» (Мф 20.32) Не сказал, что хощета, да скажу вам? Но «что хощета, да сотворю вама?» Ибо Творец был и Жизнодавец, не ныне творит начавший (потому что «Отец» Его всегда «делает» (Ин 5.17), и Он со Отцем делает) и Творец был всего манием одним. Сам же Един от Единого непосредственно рожденный, вопрошает слепых, говоря: «Что хощета, да сотворю вам» . Не не зная, чего хотят, ибо явно было сие, но желая по словам их сообщить свой дар, ожидая, дабы они словами своими к тому убедили Его. Ибо ведущий сердца не не знал, что говорить они хотели: но ждал от них речи, дабы вопрос Его извлек свое действие.    Тако и сему представ, и самопроизвольно пришед к болящему врач (и ни мало не дивно, что к лежащему подле купели расслабленному пришел Тот, Кто самопроизвольно пришел с неба к нам), вопросил его: «хощеши ли цел быти» (Ин 5.6)? Вопросом приводя его в познание, и самого возбуждая к вопросу. Дар великой благодати, потому что был незаслуженный; потому и болящий имел врача добровольно пришедшего. Он же сказал: «Ей, Господи» (Ин 5.7). Многолетие недугов моих заставляет меня желать здравия, и я желаю оного, «но человека не имам» (Ин 5.7). Не унывай, о человек! что ты не имеешь человека: Бога имеешь предстоящего, Который одною частию человек, а другою Бог есть: и то и другое надлежит исповедывать. Ибо исповедание единого человечества, без Божества, неполезно, а паче клятву наводит: ибо «проклят.., иже надеется на человека» (Иер 17.5). Посему, если и мы, надеясь на Иисуса надеемся на человека токмо, а не вместе и Божество совокупляем с надеждою сею, наследуем клятву. Ныне же и Бога и человека исповедуем, и то и другое истинно: Богу, истинно от истинного Отца рожденному, и человеку не по мечтанию, но по истине рожденному поклоняясь, истинного спасения ожидаем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мф.22:3 . и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. «Звать званных»: следовательно, эти званные званы уже были прежде, т.е. предуведомлены, что у царя в известное время будет брачный пир и они приглашаются участвовать в нем; звание же теперь чрез рабов есть приглашение на приготовленный уже пир. Иудеи действительно были предварены законом и пророками об имеющем открыться Царстве Мессии и призываемы были ими к участию в нем потом, когда открывалось сие царство Мессии; иудеи званы были к участию в нем «Иоанном, который всех посылает ко Христу, говоря: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ); потом – самим Сыном, Ибо Он говорит: «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» ( Мф.11:28 ), и еще: «если кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин.7:37 ). Он их звал не одними только словами, но и делами» (Злат.). – «И не хотели прийти»: конечно, не все не хотели, – многие поверили Иоанну и уверовали во Христа; но здесь говорится вообще о большинстве народа, так как вообще говорится, что иудеи отвергли Христа, хотя многие из них уверовали в Него. Мф.22:4 . Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я при­готовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. «Послал других рабов»: по связи речи здесь под этими другими рабами можно разуметь апостолов, которые, исполнившись Святого Духа, были свидетелями о Евангелии в Иерусалиме и во всей Иудее, по обетованию Господа ( Деян.1:8 ). Они снова торжественно призывали званных уже ранее иудеев в открывшееся царство Христово, когда, по приточному выражению, обед был уже приготовлен совсем. Мф.22:5–6 . Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. «Пренебрегши то»: презрев приглашение царское, званные выказали тем самым презрение к звавшему царю. – «На поле свое – на торговлю свою»: они так были погружены в своекорыстные расчеты, что из-за них пренебрегли царским приглашением. Так привязанность к мирским благам отклоняет от удовлетворения высшим духовным потребностям. Мирские, своекорыстные расчеты удерживали иудеев, в лице их представителей, от вступлений в царство Христово. «Но не это одно худо, что они не пришли. А вот что всего безрассуднее и ужаснее, – они пришедших весьма худо приняли, наругались над ними и убили... они убили Стефана, умертвили Иакова и наругались над апостолами» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Краткое объяснение мест Священного Писания, приводимых сектантами в оправдание своего лжеучения Мф.6:22–23 . «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?». Объясн. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4 , и творить мир, а не религиозное разделение: Мф.5:8 ; Рим.16:17 ; Ис.6:10 . Лк.12:32 . «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Объясн. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1 ; могут составлять «малое стадо» и люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19 , но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Пет.2:1–3 . Лк.21:14–15 . «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам». Объясн. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4–5 , пребывающим в Церкви: Мф.16:18 , а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3–4 ; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 . Деян.5:38–39 . «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». Объясн. Христос сказал апостолам: «кто не против вас, тот за вас»: Мк.9:40 , и, руководясь этим, Гамалиила, советующего «отстать от людей сих» (апостолов), можно прямо считать защитником апостолов, но никак не защитником тех людей, которые будут говорить превратно: Деян.20:30 , или тех, которые по своим прихотям избирают себе учителей: 2Тим.4:3 . Деян.17:28 . «Ибо мы Им живём, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еще написано: Аз же глаголю вам: не клятися всяко ( Мф.5:34 ). Но сам Апостол употреблял клятву в своих посланиях ( Рим.9:1 ; Флп.1:8 ; Галат.1:20 ), и таким образом показал, как надобно понимать заповедь Господа о клятве, т. е. что надобно остерегаться, чтобы от клятвы не перейти к слишком легкому употреблению клятвы (ne a jurando ad faciltatem jurandi ueniatur), а отсюда к привычке клясться, а от этой привычки не впасть в клятвопреступление. Потому мы не видим, чтобы Апостол когда-нибудь клялся, кроме как в своих писаниях, где более осмотрительное размышление удерживало язык от неосторожной скорости в клятве. И эта клятва, конечно, была от неприязни, т. е. от несовершенства 1 , как сказано ( Мф.5:37 ), впрочем, не его собственного, а от несовершенства, т. е. немощи, тех, кого он старался хотя сим способом уверить в истине. Но как нельзя сказать, что Апостол был виновен в нарушении заповеди Господней, особенно в своих посланиях, написанных и распространенных в Церкви для руководства людей к духовной жизни и спасению, то надобно понимать так, что слово: всяко, в заповеди Господа сказано для того чтобы ты, сколько от тебя зависит, старался не клясться, не любить клятвы, не желать употреблять ее. Также сказано: не пецытеся на утрей, и: не пецытися, что ямы или что пиемы или чим одеждемся ( Мф.6:31:34 ). Но когда мы видим, что Сам Господь 2 имел ковчежцы, куда опускаемо было то, что было подаваемо и сохранялось на необходимое по времени употребление ( Ин.12:6 ), и впоследствии Апостолы тщательное собирали заранее на нужды братии, не только на завтрашний день, но и на более продолжительное имевшее наступить голодное время, как мы читаем в Деяниях Апостольских ( Деян.11:28–30 ) 3 : то довольно ясно, что эти заповеди надобно понимать так, что никакое наше дело мы не должны делать по пристрастию к стяжанию временных благ, или по одному страху нужды, только как бы по необходимости 4 . Поставив таким образом правило для верного понимания смысла изречений Св. Писания, Августин, основываясь на сих изречениях, опровергает возражения защитников лжи. Они говорили, что тот, кто по какой-либо нужде лжет, в сердце своем не изменяет истине. Августин против этого говорит, что и устами не должно изменять истине, что в христианине не должно быть раздвоение между мыслью и языком, что, когда сказано: сердцем веруется в правду, не напрасно прибавлено: усты же исповедуется во спасение. Не все ли почти отрекшиеся от Христа пред гонителями, имели в сердце своем веру в Него, но, не исповедав сей веры устами во спасение, погибли, кроме тех, которые чрез покаяние снова воскресли для жизни? И Апостол Петр, когда отрекся Христа, конечно, веровать в Него, хранил истину в сердце, но устами произносил ложь. Отчего же он должен был горькими слезами омыть свое устное отречение, если бы для спасения достаточно было одного сердечного верования? Потому он и проливал слезы, что видел погибель в том, что, веруя сердцем в правду, устами не исповедал ее во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Господь Иисус Христос, преподавая Своим слушателям спасительное учение, также призывал их к наблюдению за объектами и явлениями окружающего мира: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» ( Мф.6:28–30 ). «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф.6:26 ). Исходя из таких наблюдений человек может вывести знания о Боге, например, о Его могуществе, премудрости, благости. «Те люди, – утверждал Минуций Феликс , – которые думают, что весь этот благоустроенный мир не божественным разумом создан, а составился из известных частей, соединившихся между собой без всякой цели, – те не имеют, мне кажется, ни разума, ни мысли, ни даже глаз». Другой формой Божественного откровения является Сверхъестественное. Сверхъестественное откровение преподается людям особым, сверхъестественным образом.  «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит . – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Открываясь человеку сверхъестественным образом, Бог может доносить до него те или иные истины при помощи символических образов ( Иез.1:3-28 ), слов ( Исх.36:1 ) или, положим, в без о бразных видениях (в данном случае мы имеем в виду факты созерцания подвижниками нетварного Божестввенного Света). В процессе Сверхъестественного откровения Бога человеку между ними происходит непосредственное общение. Сверхъестественное откровение воспринимается тем, кто его принимает, при особом воздействии на него Божественной благодати. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

http://azbyka.ru/otkrovenie-bozhestvenno...

5. Спаситель проходил некогда путем, и сидели два слепца, которые не видели телесно, но имели просвещенный ум. Ибо Кого не познавали книжники, Того указывали вопиявшие слепцы. Фарисеи, изучившие Закон, упражнявшиеся в нем с детства до старости и состарившиеся в невежестве, говорили: «Сего не вемы, откуду есть» ( Ин. 9:29 ), ибо «во своя прииде, и свои Его не прияша» ( Ин. 1:11 ), а слепцы вопияли, говоря: «помилуй ны, Сыне Давидов» ( Мф. 20:30 ). И Кого не познали изучившие Закон, Того познали не имевшие и очей, служивших для чтения. Спаситель, подошедши к ним, сказал: «веруете ли, яко могу сие сотворити?» ( Мф. 9:28 ). И «что хощета, да сотворю вама?» ( Мф. 20:32 ). Не говорит: что по вашему желанию сказать Мне вам? Но «что хощета, да сотворю вама?». Потому что Он Творец и Жизнодавец и не теперь начал творить. Отец Его всегда делает, и Он делает вместе с Отцом ( Ин. 5:17 ), и по мановению Отца есть Творец всяческих. Он, Единый от Единого непосредственно рожденный, вопрошает слепых, говоря: «что хощета, да сотворю вама?». Вопрошает не потому, что не знает, что хотят (это было ясно), но для того, чтобы сообразно с словом их, дать им дар, и чтобы они оправдались от своих словес. Ибо Ведущий сердца, без сомнения, знал, что будет сказано, но ожидал слова, чтобы вопрос привлек за собою действие. 6. Так, явившись и к сему расслабленному и предлагая Свою помощь недужному (и нимало неудивительно, что пришел к лежащему при купели, когда снисшел с небес, чтобы предложить Свою помощь нам всем), Врач вопрошает его: «хощеши ли цел быти?». А этим вопросом влек его к познанию и побуждал к вопросу. Это – дар великой благодати, потому что был безмездный. Больной нашел добровольно пришедшего к нему Врача, и говорит Ему: «Ей, Господи» ( Иоан. 5:7 ). Долговременность болезней моих делает вожделенным для меня здравие; желаю быть здравым, но «человека не имам» (7). Не унывай, человек, что не имеешь ты человека. Пред тобою предстоит Бог; в одном Он человек, а в другом – Бог . Ибо должно исповедовать и то и другое. Нет пользы в исповедании человечества, когда не исповедуется Божество; такое исповедание навлечет более клятву, потому что проклят, «иже надеется на человека» ( Иер. 17:5 ). Поэтому и мы, если, надеясь на Иисуса, надеемся на человека, не присоединяя в надежде своей и Божества, то наследуем клятву. Ныне же исповедуем и Бога и человека, то и другое исповедуем истинно; действительно поклоняясь Богу, рожденному от истинного Отца, и человеку, не мечтательно, но в самой действительности родившемуся, ожидаем истинного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Почитая свят. угодников Божиих, мы, православные христиане, не должны искать примера для религиозной жизни у каких бы то ни было сектантов еретиков, потому что истинный пример, удостоверенный Самим Господом чрез святых Его угодников и необходимый для нашего спасения, даётся нам нашими единоверцами, – сонмом православных святых угодников Божиих, просиявших своими величайшими подвигами христианских добродетелей во все времена христианства. О великом достоинстве святых угодников Божиих пред лицом Божиим свидетельствует Сам Господь Иисус Христос: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам... Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:14–15 ). «Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ; Откр.20:4 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о почитании святых угодников Божиих Мф.4:10–11 . «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ). Тогда оставляет Его диавол». Объяснение. Для добычи себе пропитания, мы служим одному хозяину, но не можем пренебрегать поставленных им управляющих, так и для царствия небесного должны служить Единому Богу: Втор.б:13:10:20, но не должны пренебрегать и друзьями Его: Мф.10:41 ; Ин.15:14 ; 4Цар.2:15 ; должны ублажать и Матерь Божию: Лк.1:48–49 , и святых Ангелов: Нав.5:14 ; Чис.22:31 . Мк.10:29–30 . «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». Объяснение. На этом основании православный христианин чтит святых отцов, учителей веры, домостроителей Тайн Божиих: 1Кор.4:1 ; этих «друзей Божиих» ( Ин.15:14 ) у верующего христианина действительно сторицею больше, чем плотских родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но еще выразительнее другое. В мире (как мини­мум в кругу фарисеев и их приверженцев), где самая большая добродетель — «взять на себя иго Торы», раз­дается призыв: Придите ко Мне… возьмите иго Мое на себя (Мф 11:28–29). В мире, где «иго Торы» облегча­ет финансовое и трудовое бремя, Иисус возглашает: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо иго Мое — благо, и бремя Мое — легко (Мф 11:28, 30). Взять «иго Торы» — обучаться Торе. Но в Евангелии: возьмите иго Мое… и научитесь от Меня . Вот, никак не обойти нам этой темы: Тора и Иисус. Количество учеников Дом (школа) вмещал всего несколько учеников. У Иоханана бен Заккая их было пятеро. У Гиллеля, который не был слишком строг в отборе учеников, — восемьдесят. Правда, отмеча­ется, что «двадцать из них — люди среднего дарова­ния». У Иисуса — двенадцать: когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать (Лк 6:13). Каждая школа представляла собой братство или семью единомышленников, объединенных общим интересом. Интересом к Писанию. Про Иоханана бен Заккая сообщается, что прежде, чем стать учи­телем, он изучал Тору сорок лет. Так же и рабби Акива. Но и далее, окруженный учениками, он продол­жает занятия, заявляя смиренно, что учится у своих учеников. Чем грозит прекращение учения Прекращение или приостановка в учении при­водит к потере всего. Все время, пока был жив Иоханан бен Закай, пя­теро его учеников находились при нем. После его смерти ученики переселились в Явну. Но Элиазар бен Арах (самый выдающийся из учеников. — Л. Г.) ушел к жене в Эммаус, в место, которое от­личалось своей красой и обилием воды. Он ждал, что его бывшие соученики придут к нему, но они не приходили. И когда он, наконец, решил отпра­виться к ним, жена не пустила его. «Кто в ком ну­ждается?» — спросила она. «Они во мне», — от­ветил ей Элиазар. Сказала жена: «Мешок с едой и мыши, кто к кому идет: мыши к мешку или ме­шок к мышам?» Послушал ее рабби Элиазар бен Арах, остался и забыл учение. Когда же те пришли к нему, они задавали ему вопросы относительно Торы, и он не мог им ответить.

http://blog.predanie.ru/article/shkola-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010