Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй. Достоинство девства ...девственники,сии суть первенцы Богу ( Откр.14:5 ). Первобытное состояние человека, данное ему от Бога, было девственное; и хотя Бог создал и жену и велел плодиться и размножаться, но тогда уже, когда Адам увидел у скотов мужеский и женский пол, и захотел им уподобиться (Ср. Быт.2:20 ). При таком-то вот желании нехорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), и лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:9 ). Зато скоро первый человек, будучи еще невинным, в угодность своей жене, сделался непокорен Богу, навлек на себя проклятие и стал доставать себе пропитание в поте лица. Если таково следствие женитьбы, то и оказалось человеку, что лучше не жениться ( Мф.19:10 ). Лучше и потому, что грешный человек и плодит и множит теперь одних грешников, из коих едва кто спасется, тогда как многие пойдут в муку вечную. Лучше и потому еще, что неженатый заботится об одном – как угодить Господу; а женатый более о мирском – как угодить жене ( 1Кор.7:32, 33 ). Попечение же о мирском производит смерть ( 2Кор.7:10 ), как сказано, – отвращает душу от Бога, заставляет забывать Его. А Писание ясно говорит: пойдут в ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), – ибо помышления плотские суть смерть души ( Рим.8:6 ); и их конец погибель, кои мыслят о земном ( Фил.3:19 ). Впрочем, если и женится человек, не согрешит в этом деле, и если девица выйдет замуж, не согрешит; но таковые будут иметь скорбь по плоти ( 1Кор.8:28 ), да и не в силах будут служить Господу без развлечения. Известно, что плоть желает противного духу ( Гал.5:17 ); но когда похоть плоти умерщвляется, тогда и дух умиротворяется, делается спокойствие в сердце. Удовлетворение же злой похоти помрачает ум, ожесточает сердце, ввергает душу в уныние и делает человека грубым и несмысленным. От исполнения похоти плотской берется у нас начало скорбей, печалей и воздыханий; отсюда истекает источник того зла, в котором лежит весь мир (Ср. 1Ин.5:19 ). Потому блажен, кто возлюбил девственную жизнь: он и на земле увидит благая Господня, в сей юдоли слез обрящет благодать от Бога и человеков. Особенно великим благом девство служит для дев, избавляя их от Божьего приговора – быть в подчинении мужу и в болезни рождать детей (Ср. Быт.3:16 ). Кто ищет блаженной жизни, тому советует апостол Павел хранить свое девство, как лучшую преграду от зол мира сего: хощу, говорит он, вас беспечальных быти, – да вси человецы будут якоже аз ( 1Кор.7:31, 7 ). Блажен, кто не связан узами брака, крепчайшими из всех, какие налагает мир сей на сынов века сего. «Жизнь безбрачная, – по слову Григория Богослова , – есть начаток будущей жизни; в ней человек, не имея нужды в помощнице, склоняющей его к пагубной снеди, посвящает чистые желания свои одному Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Е.А. Авдеенко Кафизма III Пс.17:5             Объяли меня узы смертные,                         и потоки велиала напали 141 на меня. «Узы смертные» – также: «болезни» и «свита» (сонм) 142 . «Объяли… потоки». – Душа пророка – во аде, как говорил Иона: «объяли меня воды до души, бездна окружила» ( Ион.2:6 ). «Велиал» белийаал – также: «никчемный, никчемность», непригодность ни к чему. «Велиал» – «негодяй»; имя обозначает пустоту в библейском смысле слова: пустота, которая заполняется злом (в образе текучей жижи –»потока»). «Велиал» – имя нечистого 143 и смертоносного: «слово велиала излилось на него, и он слег – так, что уже не встать» ( Пс.41 /40:9). В Шеоле душа пророка встретилась с велиалом… Подобно Ионе, который вышел из чрева «большой рыбы», Давид приносит весть о грядущем Воскресении. Пс.17:41             И врагов моих Ты дал мне выю 144 ,                         и ненавидящих меня поверг. Тыл врага мы обозначаем как «спину» (LXXc: хребет); в еврейском языке – это задняя часть шеи ниже затылка, «выя» ореф. Именно она упоминается в выражении «жесткая выя», «народ жестоковыйный» – ам-кеше- ореф ( Исх.32:9 ). Это те, кто отказывается преклонить голову пред Яхве; они же суть те, чей взгляд «упорно» устремлен перед собой и вниз – предавшие себя одной этой своей земной жизни и земному интересу. Какое поражение терпят жестоковыйные, объясняется в 4 книге Царств; после взятия Самарии ассирийцами и краха Северного царства (Израиля) – «они (израильтяне) ожесточили выю свою – как [была] выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога их» ( 4Цар.17:14 ). В Псалме говорится, что жестоковыйные повернутся к врагам своим тылом. «Ненавидящих поверг» – корень глагола имеет значение «подавлять, приводить в молчание». В Новом Завете видим, как        Иисус привел в молчание – поверг жестоковыйных – иудеев, так что они не смели спрашивать Его ( Мф.22:46 ). Давид пророчески сопоставляет – противопоставляет тех, кто будет послушен Мессии, и тех, кто солжет Ему. Пс.17:42             Возопили, и не было спасающего,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Е.А. Авдеенко Кафизма I Начало книги Псалмы – противопоставление: кто есть «блажен муж» и кто его полная противоположность. «Блажен муж» – ашере-ха-иш. " Блажен» ашере – неизменяемая часть речи (ее даже принимают за восклицание); по форме – это существительное, которое употребляется только во множественном числе 3 . «Блажен муж» указывает на заповеди блаженств Нагорной проповеди Христа, каждая из которых начинается словом «блаженны»: μακριοι ( Мф.5:3–12 ). Поэтому ашере-ха-иш можно перевести: «блаженства [тебе], муж» 4 . Аналогично: ашере адам – «блаженства [тебе], человек» ( Пс.32 /31:2). Праведнику (который боится Господа) сказано: ашреха ве-тов лах – «блажен ты и хорошо тебе» ( Пс.128 /127:2). Блаженства связаны с тем, что «хорошо» (тов ) в глазах Божиих. В истории сотворения мира повторяется: «и увидел Бог , что это хорошо». Сотворенный мир причастен «доброму» (тов) Творца, также этому «доброму» (хорошему) причастен тот, кто «блажен». Тому, кто стяжал «блаженство» ашер, воздают особую хвалу: его «ублажают» (от глагола ашар ) 5 . У пророка Малахии находим пророчество с обетованием народу Израиля: «ублажат вас все народы» ( Мал.3:12 ); пророчество сбылось на Зачавшемся в Деве Марии; Она стяжала полноту блаженств в зачавшемся Младенце, поэтому Она говорит: «отныне ублажат Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Этимологически слово «блаженство» связано с прохождением пути. Это видно по первым значениям глагола ашар: «продвигаться, усердно следовать, преуспевать» 6 – и по значению существительного ашур : «шаг» ( Пс.17 /16:11; Иов.31:7 ). Итак, первое слово книги Псалмы содержит сгусток понятий и положений библейского мировоззрения: – предуведомление о «блаженствах» новозаветной Церкви; – связь с тем, что «хорошо» в глазах Божиих; – указание на особое качество хвалы Богу, которое назвается «ублажать»; – и, наконец, ощущение, что        «блаженство» непременно содержит в себе пошаговое движение и вектор: «блаженство» – динамично и направленно, что соответствует фундаментальному библейскому понятию «путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Иеромонах Иоанн (Лудищев)      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 6:32 мин. Размер 4.8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Преображения Господня, в котором Спаситель показывает Свою Божественную славу. Подобная слава ждет каждого из вас, если сподобитесь исполнять Волю Его. Как повествует Евангелие, Спаситель взял троих своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на гору помолиться. Ученики были отягчены сном и крепко заснули в то время, когда Иисус еще молился. Он, несомненно, скорбел. Уже открыты были для Него и озлобленные крики народа: распни, распни Его! (Лк. 23:21), и смертная казнь, и распятие на Кресте посреди распятых же разбойников. Когда Он молился, просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет . Спавшие апостолы проснулись: среди дня ярче солнечного света сиял Христос в Небесной Своей славе. Христу предстояли Моисей и Илия, которые явившись во славе, говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме . В Преображении Господнем явилось Царство Божие на земле в преддверии великого Крестного подвига Сына Божия и Сына Человеческого. Как поется в песнопениях Праздника, апостолы видели Славу Божию « якоже вмещаху », то есть насколько могли вместить: « да егда Тя узрят распинаема,/страдание убо уразумеют вольное,/мирови же проповедят,//яко Ты еси воистинну Отчее сияние », то есть когда увидят Тебя распинаемым, страдание уразумеют вольное, миру же проповедуют: Ты воистину Отчее сияние. Преображение Господне бесценно как для апостолов, так и для всех будущих учеников Христовых. Как повествует нам Евангелие, за некоторое время до этого события Господь стал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиену, и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21). Апостол Петр, жалея Его по-человечески, стал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!». Спаситель же, обратившись к Петру, сказал : «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

http://pravoslavie.ru/96305.html

Книга 1 1. После того, как нечестие Юлиана 1 потоплено было в крови мучеников, а неистовство Ария 2 связано выкованными в Никее цепями 3 , да и Евномий 4 с Македонием 5 , сокрушившись о святой град Константина, извергнуты святым Духом из Босфора 6 , – после того, как святая Церковь , скинув с себя недавнее рубище, возвратилась к прежнему благолепию и, облачась в испещренную золотом ризу, обручилась возлюбленному Жениху, – ненавистник демон, не терпя этого, воздвигает на нас необыкновенную и небывалую войну. Попранное идолопоклонство он уже презирает; равным образом, отталкивает от себя и рабское неистовство Ария, да боится нападать на веру, и как враг; потому что она укреплена стала многими святыми отцами, и, осаждая ее, он потерял уже так много силы. Теперь он приступает к делу разбойнически, придумывает некоторые вопросы и ответы, и заблуждающихся увлекает в иудейство новым способом: не понимает бедняк, что и тут ожидает его поражение. Прежде нападал он на единство, а теперь с удовольствием приемлет его; теперь он тщеславится уже не изгнанием нас отовсюду, но, по крайней мере, тем, если находит себя в состоянии исказить какое-либо выражение. Часто извиваясь злобой, ныне он ухитрился изменять хоть по одной букве 7 , и через то увлекать к прежней мысли; ныне он заботится, как бы различить смысл речений, чтобы привести не к одному и тому же исповеданию и славословию Бога в той и другой ипостаси. А каким образом все это делалось и чем кончилось, я расскажу в надлежащем месте; мимоходом же присоединю и кое-что другое, достойное истории, и в своем повествовании остановлюсь на том, на чем угодно будет человеколюбивому Богу. 2. Так как Несторий 8 – богоборческая гортань, второе сонмище Каиафы 9 , рабочая храмина хуления, в которой Христос, по разделении и расторжении Его естества, снова делается предметом договора и торговли, когда, и по Писанию, кость Его на самом кресте осталась несокрушимой ( Ин. 19:32–36 ), и вовсе нешвенный хитон Его только разодрали богоубийцы ( Мф. 27:35 ; Лк. 23:34 ), – так как этот Несторий отверг и отбросил имя Богородицы, которое в устах многих общеуважаемых отцов выковано Святым Духом, и вместо него подделав, отливши и отпечатав другое название Христородицы, возбудил в Церкви тысячи браней и затопил ее домашней кровью: то, при помощи Христа, общего всех Бога, я начну свою историю повестью о богохульстве нечестивого Нестория, и думаю, что у меня не будет недостатка в материи для последовательного изложения оной и доведения ее до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Предисловие Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть: Аз же глаголю во Христа и в Церковь ,– пишет св. Апостол Павел в послании к Ефесеям (5, 31, 32). Оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей, и будет два в плоть едину. Яко же к тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает. ( Мф. 19:5–6 ) – говорит Спаситель. Таково учение слова Божия о браке христианском. Христианский брак есть великая тайна во образ союза Христа с Церковью . Христианский брак установляется, заключается, сочетавается Богом, (Бог сочета). Посему христианский брак, как сочетаваемый Богом, не расторгается, не разлучается человеком. (Человек да не разлучает). В этом святом убеждении Православная церковь , всегда воспитывала и воспитывает верных и истинных своих чад. Она всегда учила и учит, что и сочетание, и, в случаях ею определенных, разлучение, вступающих в брачный союз лиц, есть дело Божие, совершаемое особыми от Бога поставленными лицами, в целом именуемыми Церковною иерархиею. И нельзя сказать, чтобы это воспитание и учение Православной церкви не имело доброй в сердцах и душах истинных чад ее почвы. Наш народ твердо держится этого учения. Он верит, что от Господа сочетавается жена мужу и по Божию же определению, объявляемому Церковью , разлучается. И образованное наше общество в лучшей своей части, получившей образование полное и русское, разделяет это убеждение. Только в недавнее время в меньшинстве этого общества, и главнейшим образом в слоях полуобразованных, недоучившихся до конца, или получивших образование не в христианском духе, появилась мечта о перенесении из области Божеских вещей в сферу вещей человеческих одной части брака, именно разлучения. Эта мечта затем проникла в некоторые кружки и выразилась предложением перенести разлучение брака (т. е. судопроизводства по брачным делам) из духовного суда в светский. Что эта мечта и вытекающее из нее предложение не имеют в себе логического основания, противоречат и слову Божию и Церковному учению и народным убеждениям и угрожают гибельными последствиями для жизни семейной, общественной и государственной, – это ясно даже и без особого углубления в дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

проф. Я. Амфитеатров Вместо предисловия Не считаю нужным подробно объяснять, почему чтения мои о церковной словесности изложены так, а не иначе. Надеюсь, что читатели мои, – если они будут, – сами увидят, и по Христианскому долгу и снисхождению укажут как совершенства, так и недостатки моего сочинения. А потому вместо предисловия я повторю только древнее, благочестивыми нашими предками оставленное. Слово к читателям «Возлюблении о Христе отцы, братия, и честнии господие, прочитающии сию книгу! аще что обрящете поползновенно или безместно быти, Бога ради молим, покрыйте вашей мудростию, и исправите, якоже вас умудри святый Параклит. О потрудившемся же в деле сем молите всеблагаго Бога, и простите, a не клените; да и сами прощения и благословения сподобитесь от Вседержителя, Его же поспешеством сия книга начася и совершися: Ему же честь, слава и держава в безконечныя веки веков. Аминь». Цветная Триодь. Чернигов, 1685 г. Введение в гомилетику I. Предварительные понятия о церковном собеседовании §§ 1. Основание для Гомилетических занятий. 2. Содержание главы. 3. Понятие о церковном собеседовании. 4. Понятие о храмах в отношении к церковному собеседованию. 5. О проповедниках. 6. Библейский взор на человечество невозрождённое. 7. Отрицательная главная цель собеседования. 8. Библейский взор на возрождённое человечество. 9. Положительная главная цель собеседования церковного. 10–11. Частные цели оного. 12. Средства. § 1. В Христианской Церкви существует древний досточтимый обычай – в храме Божием, при общественных собраниях, предлагать народу слова духовные, или собеседования об истинах веры Христовой. В первые времена Христианства значительнейшая часть общественных молений именно состояла из чтений Писания и поучений 1 ; а потому и обычай предлагать сии поучения народу был постоянным законом, одною из главнейших и существеннейших обязанностей, усвоенных Пастырям словесного стада Христова ( Мф.28:19 . Деян.20:28–32 , 1Тим.4:13–16 ). Св. Апостолы и их великие преемники лучшую славу и достоинство служения своего преимущественно полагали в том, чтобы преподать человечеству новую Божественную Религию Спасителя нашего, сказать человеку всю волю Божию, и образовать из верующих род избранный, язык свят, людей обновления ( 1Пет.2:9 . Деян.20:20, 21, 24, 26 . 1Кор.9:2, 3, 16 . Кол.1:24, 25, 28:29 ). Так было прежде; так должно быть и всегда. И здесь лежат основание и причины, заставляющие заниматься если не теорией, по крайней мере, руководством к церковному собеседованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Таинство брака “Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей” . О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел: “… оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…” ( Еф.5:31—32 ) В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь “одной плотью” ( Быт.2:24 ; Мф.19:5-6 ), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют “малой Церковью”, и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, “большой семье”, — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы. Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность “ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача” . Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

С.И. Остроумов Тексты „И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи, народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». ( Исх. 32:31–32 ). „Нищие всегда будут среди земли; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему и нищему твоему в земле твоей». ( Втор. 15:11 ). „Не заграждай рта волу, когда он молотит». ( Втор. 25:14 ). „Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь». ( Пс. 40:2 ). „Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет». ( Пс. 36:25–26 ). „Добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе». ( Пс. 111:5 и Пс. 111:9 ). „Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». ( Притч. 12:10 ). „Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего». ( Притч. 22:9 ). „Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф, 6:3–4). Иоанн „сказал им: у кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». ( Лк. 3:11 ). „Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». ( Лк. 6:36 ). „Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». ( Лк. 16:9 ). „Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». ( Ин. 13:35 ). „Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слово Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». ( Деян. 20:34–35 ). „Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится на суде». ( Иак. 2:13 ). „Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях». ( Иак. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

святитель Епифаний, епископ Кипрский 1. Павел, называемый Самосатским, появился и следует за Новатом и Оригеном, впоследствии причисленный к еретикам за то, что он возмечтал о себе высоко, восстал против истины тщеславным своим пустословием и мыслью, поколебленной диаволом. Его, должно оплакивать, как по истине завистью диавола отпадшего и падшего с высоты, ибо на нем исполняется сказанное: Рачение злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем.4:12). Итак, этот, о котором нам следует говорить в нашем изложении, Павел Самосатский, имя которого вначале мы упомянули и об ереси которого составляем рассказ, был из Самосат - города, находящегося в пределах Месопотамии и Евфрата. В это время, во дни императоров Аврелиана и Проба, он поставляется епископом святой Кафолической Церкви Антиохии. Но, вознесшись умом, отпал от истины и возобновил ересь Артемона, который жил за много лет прежде и сгиб. Павел говорит, что Бог Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог, а всегда сущее в Боге Слово Его и Дух Его есть, как в сердце человека его собственное слово. Сын Божий не имеет бытия ипостасного, но в Самом Боге, именно как учили и Савелий, Новат, Ноэт и другие. Однако ж этот не одинаково с ними учил, а иначе, чем они. Слово будто бы пришло и вселилось в Иисусе, истинном человеке. И таким образом, говорит он, Бог есть один, и Отец не Отец, и Сын не Сын, и Святой Дух не Святой Дух, но один Бог Отец, а Сын Его в Нем, как слово в человеке. В защиту своей ереси он выставляет на вид свидетельства Писания, именно слова Моисея: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор.6:4). Он не говорит согласно с Ноэтом, что Отец пострадал, но говорит, что Слово, пришедши, действовало одно и взошло к Отцу; и много у него нелепого. 2. Посмотрим же, окажутся ли состоятельными слова этого обольщенного. Он говорит, что Христос сказал: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин.14:10). И мы сами говорим, что Бог Слово от Отца и с Ним всегда существует, от Него будучи рожден, но не говорим, что Отец существует без Слова ипостасного. Но Слово Отца, Единородный Сын есть Бог Слово, как говорит Христос: Всяк иже исповесть Мя, исповем его и Аз пред Отцем Моим (Мф.10:32). Выражение: Мя пред Отцем Моим - указывает на Отца, ипостасного по естеству. Но последователи Самосатского, искажая иудейство и ничего больше в сравнении с иудеями не имея, должны быть названы вторыми иудеями и самосатянами; они не что иное, как иудеи, и пред ними имеют только преимущество в имени. Ибо, отрицая у Бога Бога Сына Единородного и Слово, они такие же, как и те, которые отверглись Его во время Его пришествия, сделались убийцами Бога и Господа и отрекшимися Бога. Правда, впрочем, что они ни обрезания не имеют, ни суббот не хранят, ни всего другого, как иудеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/745/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010