Здесь предрекается о жертве новой, чистой, богоугодной, повсеместной. Нельзя, без сомнения, разуметь под ней жертв иудейских, к которым ясно выражается в этом пророчестве неблаговоление Божие, и которые приносились не повсеместно, а в определённом месте. Нельзя разуметь здесь и жертвы духовной, о которой говорит Псалмопевец ( Пс.50:19 ), потому что такую жертву и прежде всегда приносили Богу благочестивые люди. Между тем в пророчестве предрекается о жертве новой, какой, следовательно, прежде не было, о жертве видимой, которая противополагается иудейским жертвам и имеет заменить их собой. Нельзя даже разуметь здесь жертву крестную, принесённую Спасителем за грехи всего мира, потому что жертва эта принесена однажды ( Евр.10:10:12 ) и на одном месте, на Голгофе, а пророк предрекает о жертве, которая будет приноситься на всяком месте. Ясно, следовательно, что под этой жертвой нужно разуметь святую Евхаристию, как жертву действительно новую ( 1Кор.11:25–26 ), жертву чистую и богоугодную, которая приносится на всяком месте. Во-вторых, понятие о таинстве Тела и Крови как жертве, подтверждается словами апостола. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Если у христиан есть жертвенник наружный, то, очевидно, должна быть и жертва; она столь высокого достоинства, что «служащие скинии», т.е. не уверовавшие, не имеют права питаться от неё. Эту жертву апостол в другом месте называет «Трапезою Господнею» ( 1Кор.10:21 ). Когда Иисус Христос, держа хлеб в руках, говорил о нём: приимите, ядите: сие есть Тело Моё, и о чаше: сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ), то, очевидно, Он Сам отождествлял сей хлеб с Телом Своим, а что было в чаше, – отождествлял с Кровью Своей и придавал этому хлебу и чаше значение жертвы, приносимой Им за грехи мира. Равным образом, когда Спаситель, ещё до установления сего таинства, говорил: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую дам за жизнь мира ( Ин.6:51 ), то, очевидно, и Сам понимал, и ученикам Своим внушал понимать о хлебе, который Он имел дать им на тайной вечере, что это есть действительно Плоть Его и что сей хлеб Он даёт за жизнь мира; а это значит, что сей хлеб есть действительно жертва Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, поспешим получить эти дары Божии. Где и как получить спасение от грехов и залог нашей вечной жизни? – В Церкви Христовой, основанной Спасителем, и действием благодати Святого Духа, Которого Господь оставил на земле Своим Заместителем ( Ин.14:16,26 ). Прежде всего, в крещении, в таинстве «рождения от воды и Духа». Таинство есть действие, в котором под видимым знаком подается невидимая благодать или сила Духа Святого ( Деян.8:18 ; 1Кор.4:1 ). «Встань, крестись и омой грехи твои». «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Ин.3:5 ; Деян.22:16; 2:38–39 ), говорит Слово Божие 2 . В таинстве исповеди, когда действием благодати Святого Духа, данного чрез апостолов и их преемников, прощаются грехи кающимся. «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». И «приходили (к ап. Павлу), исповедуя и открывая дела свои» ( Ин.20:22 ; Деян.19:18 ). В таинстве причащения. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». Ибо «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( Ин.6:54 ; Мф.26:28–26 ; 1Ин.1:7 ). Так мы получаем святые дары Божии – прощения грехов и жизни вечной, силою благодати Святого Духа, и делаемся совершенно чистыми пред Богом и достойными Царства Божия. Это есть оправдание даром, по вере нашей и по благодати Божией, праведность от Бога, а не от наших дел ( Еф.2:5–8 ; Флп.3:9 ; Тит.3:5,7 ). Это есть великая милость Божия и радость нашего спасения. 3. Добродетель Далее, само собой понятно, возникает задача для целой жизни – сохранить в себе дар чистоты, или прощения грехов, и укрепить благодатный залог жизни вечной, чтобы войти в будущий век Царства Божия. «Иди и впредь не греши» ( Ин.5:14, 8:11 ) – слышит христианин голос Спасителя, получив от Него исцеление от болезней грехов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   Евр. X:1.    Евр. VIII:7, 8, 13.    Евр. X:9.    Евр. IX:22. — 28    Евр:Х, 4.    Евр. X, 1 — 2.    Евр. X:10.    Евр. IX:26.    Евр. X:14.    Евр. X:9.    Евр. X:18.    Евр. IX:9.    Евр. X:II.    Евр. VII:27 — 28.    Евр. VII:11.    Евр. IX:9.    Евр. IX:10.    Евр. IX:11 — 12.    Евр. X:19.    Евр. IX:24.    Евр. IX:15.    Евр. VII :24 — 25    1 Тим. II:5.    Евр. VII:26.    Евр. X:12.    Евр. X:18.    Евр. X:19    1 Иоанн. II, 1.    Иоанн. II, 1.    Евр. VII:17.    Апок. XIII:8.    Евр. X:9.    Евр. X:10; ср. Мф. XXVII, 51.    Мысль эта встречается почти у всех отцов и учителей Церкви. Например, Ап. Варнава, «Послание», гл. VII стр. 47 — 49, изд. 1862 г. русский перевод прот. Преображенского; св. Климент Римский, «Первое послание к Коринфянам», гл. XXXVI стр. 137 того же издания; св. Полпкарп Смирнский, «Послание к Филиппийцам», гл. XII стр. 449; св. Иустин Мученик, «Разговор с Трифоном иудеем», гл. стр. 290, изд. 1892 г. перевод прот. Преображенского; св. Киприан Карфагенский, «Письмо 63 к Цицилию», ч. I стр. 398, изд. 1891 г. р. п.; Ориген, «In. Ioan. horn. XXVIII», p. 14; св. Григорий Богослов, «Слово 2-е о Сыне», т. 4 стр. 181 р. п.; св. Григорий Нисский, «Слово на св. Пасху», т. 8 стр. 38 — 39 р. п.; св. Епифатй Кипрский, «Против Ариоманитов», т. 4, гл. XXXIX стр. 169 р. п.; Бл. Августин, «О граде Божием», т. 4, кн. 10 гл. VI, стр. 114 р. п. и мног. др.     Ап. Варнава, «Послание», гл. II стр. 35; св. Иустин Мученик, «Разговор с Трифоном иудеем», гл. стр. 319; св. Ириней Лионский, «Против ересей», кн. 4, гл. XVIII, § 4, стр. 365, изд. 1900 г., русский перевод прот. Преображенского; св. Иоанн Златоуст, «Против Иудеев», сл. 11. § 5 и далее, изд. 1895 года С.П.Б. Академии т. I. ч. 2 стр. 713; Бл. Августин, «О граде Божием», т. 6, кн. 20. Глава II. Всесвященство членов Христовой Церкви...    Таким образом в Лице Христа Спасителя, как единого вечного Первосвященника, находят свое завершение ветхозаветные жертвы и священство. Исполнилось обетование Божие; осуществились чаяния народа израильского: «кончина закона Христос».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Следовательно, если в особо устроенном для молитвы здании не совершается жертва евхаристическая, то это не будет храм, а – молитвенный дом. Храм есть святыня 2 Господь сказал Моисею: «помажь им (миром) скинию собрания и ковчег откровения, и стол... и жертвенник... и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх. 30:26–29 ). „Все священники, находившиеся там (в храме Соломона), освятились без различия отделов» ( 2Пар. 5:11 ). «Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя»... ( Ис. 64:11 ). «И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки“ ( Иез. 37:28 ). „Что больше: золото или храм, освящающий золото... что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» (Мф. 23:17,19). Храм почитали: «И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои» ( Чис. 20:6 ). «Поклонюсь перед святым храмом Твоим» ( ). «Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел» ( 2Цар. 12:20 ). Пророчества о новозаветных храмах Бог через прор. Иезекииля сказал: «заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое навеки. И будет у них жилище Мое»... ( Иез. 37:26–28 ). Блаженный Феодорит так объясняет приведенное место: «пусть покажут нам иудеи или завет мирен, или завет вечен; но нет у них заветов этих, лишились они того и другого, а нам Владыка дал оба завета, ибо обетовал нам вечные блага и даровал нам примирение с Ним ( Еф. 2:14 )... Храм и ветхозаветное святое опустели... не только святые дома Божии, но и алтари Божии, дарованы всем человекам уверовавшим, не только из язычников, но из иудеев, и один тот же именуется Богом тех и других». 3 «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней и разрешенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» ( Ам. 9:17 ; сн. Деян. 15:16,17 ; Евр. 9:10 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал. 1:11 ). «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» ( Ис. 56:7 ). Отношение Господа Иисуса Христа ко храму и Его учение о нем

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Хлеб наш насущный даждь нам днесь ( Мф.6:11 ), или, как Лука передаёт: Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день ( Лк.11:3 ). Так как многие держатся того мнения, будто в этих словах нам предложено молиться о хлебе телесном, то дело стоит того, чтобы в последующем показать лживость этого мнения и развить правильное учение относительно насущного хлеба. Можно им на это возразить: каким же образом Повелевший молиться Отцу о небесном и великом мог заповедь дать молиться Отцу о земном и о пустяках, как если бы, по их пониманию, забыл Он то, чему учил, потому что ни подаваемый нам обыкновенный хлеб, необходимый для поддержания в нас телесной жизни, не есть хлеб небесный, ни молитва о нём не есть молитва о чём-либо великом? Следуя за Учителем, мы поэтому обстоятельно расследуем, как Он учил о хлебе. К тем, которые пришли в Капернаум, чтобы отыскать Его, у Иоанна говорит Он так: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились ( Ин.6:26 ). Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого даёт Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о пище тленной, а о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Ин.6:27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: что нам делать, чтобы творить дела Божии (то есть дела, Богу угодные)? – то Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:28–29 ). Но послал Бог, как написано в псалме, слово Свое и исцелил их ( Пс.106:20 ), то есть больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собою пищу, пребывающую в жизнь вечную ( Ин.6:27 ). И истинный хлеб небес (который должен быть отличаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного Небесного хлеба), говорит Он, Отец Мой даёт вам... Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру ( Ин.6:32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию человек ( Кол.3:10 ), то есть главнейшая составная часть человеческого существа – созданная по образу Божию душа; питающийся этим хлебом становится подобен Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

  " жезл» мате – символ Мессии. «Глас Яхве к городу взывает… слушайте жезл и Того, Кто установил его» ( Мих.6:9 ) – слушайте Мессию и Того, кто послал Его;   «жезл» в значении «племя», «колено» Израиля: кто держит жезл, тот – собиратель и вождь колена ( 3Цар.3:14 ; Исх.31:2 ; Лев.24:11 ; Чис.1:4 ). Иисус – из колена Иуды (к которому перешло первородство); Христос собрал всего Иуду и весь «Израиль» ( Церковь Божию) 543 . «Жезл силы» оз 544 , – силы, но не принуждения (насилия). Это «сила» ведения, которая была дана не «мудрым и разумным», но была «открыта младенцам» ( Мф.11:25 ): «из уст младенцев и грудных Ты устроил силу (оз)… чтобы упразднить врага» ( Пс.8:3 ). «Пошлет Господь» – «Пославший» Сына – Отец ( Мф.10:4 ). «От Сиона» – Сион здесь Святая Церковь ( Пс.2:6 ). «Пошлет Господь от Сиона» – от живой Церкви Ветхого Завета («от Сиона») произойдет «сила» новозаветной Церкви. Так обозначено преемство церковной жизни – от этнической Церкви до Вселенской. «Сила» богообщения, хранимого Церковью , такова, что она упраздняет «врагов»: Пс.109:2             Жезл силы Твоей пошлет Господь от Сиона,                         возобладай посреди врагов Твоих. «Возобладай», владычествуй рада – глагол может иметь значение: доминировать, преобладать (по принадлежности к более высокому уровню бытия). Так, о человеке сказано: «да владычествуют (рада) над рыбой… птицей… скотом» и прочее ( Быт.1:26,28 ). Человек не командует рыбами и прочими тварями, он доминирует согласно своему месту в мироздании. О грешных сказано: «как овец, во ад [их] помещают, смерть будет пасти их; и наутро праведные возобладают (рада) над ними» ( Пс.49 /48:15); «смерть будет пасти во аде» (не даст выйти со своего пастбища) до «утра» – Воскресения Христова. Первым Христос «возобладает» над смертью , затем – спасенные Им из ада («праведнее возобладают»). «Возобладай посреди (внутри: бе–керев) врагов Твоих» – сказано о пребывании Христа во аде и Воскресении 545 . Христос «возобладает посреди врагов» – не силой; Он возобладает над смертью , потому что Он – «Жизнь» ( Ин.14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

«Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе, – говорит Иисус Христос : аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» ( Ин.6:51 ). «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный; и Аз воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). «Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво» ( Ин.6:55 ). И на последней вечери благословив хлеб и дая ученикам Своим сказал: «приимите, ядите: сие есть тело Мое». И взяв чашу с вином, хвалу воздав, и подая им, сказал: «пийте от нея вси: сия есть кровь Моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Вот брашно и питие бесценные; вот трапеза обильная и богатая; вот вечеря по истине велия! Какое еще может быть со стороны Божией бóльшее доказательство любви и милосердия к нам; какое у Бога больше благо, большее сокровище, кроме возлюбленного, единородного Сына Его; но и Того для нас не пощадил. Какое еще большее доказательство любви Своей к нам мог представить Иисус Христос ? Велика любовь матери к детям: но она питает их своим млеком; а Иисус Христос питает верных Своим телом и кровью. И сии божественные дары суть залог еще других многих благ. Приступающие с верою к сей трапезе должники неоплатные получают разрешение долгов, т.е. прощение грехов, получают врачество от болезней греховных, получают оправдание пред Богом, возвращают спокойствие совести, исполняются радостью о Дусе Святе, делаются и объявляются сынами Божиими, и наследниками небесного царствия. Сии духовные блага уподобляются не только пище и питию, но и пиршеству: ибо не только питают, насыщают и поддерживают душу, как хлеб и вода телесные силы; но сверх сего исполняют ее утешением, удовольствием и радостью. Сие духовное пиршество называется вечерию, по обыкновению древних восточных народов, у которых полный и совершенный стол был не среди дня, как у нас, но по окончании оного. Обыкновение весьма полезное и согласное с разумом: ибо человек весь день употребив на труды, занятия и дела, – за все дневные подвиги как бы в награду давал себе при конце дня отраду; и укрепив изнуренные силы пищей предавался сладкому сну до следующего утра, когда с бодростью и с новыми силами паки воставал на дела свои. Так спасительное учение Слова Божия, святейшие таинства и все утешения веры хотя во всякое время полезны, спасительны, нужны для Христианина, яко животворящие душу его: но особенно необходимы в вечер его жизни, в последнее время его земного бытия: ибо укрепивши оными свои духовные силы с совершенным спокойствием совести, в сладкой надежде на заслуги Искупителя и милосердие Отца небесного, он может возлечь на смертное ложе, и с силой непостыдного упования востать в радостный для праведных день всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Второе преображение Спасителя Христа Бога нашего – милостивое. Об этом –милостивом преображении говорит Сам Христос: приимите, ядите: сие есть тело Мое..., пийте от нея вси: сия есть кровь Моя ( Мф. 26:26–28 ). Где на земле обрящешь такую милость? – воистинну, нигде. Милостивы бывают к чадам одни матери, но не всегда: во время молоком питают, а иногда и голодом томят; иные матери, во время голода, даже закалали и поедали чад своих. А так ли творит Христос Спаситель наш? – Не так: Он Сам закалается за всех и дает Себя в снедь, говоря: приимите и ядите. Он хочет иметь нас на руках Своих, но мы сами прочь отрываем от себя руки Его. Он привлекает нас к сосцам Своим, говоря: приимите и ядите: сие есть тело Мое..., пийте от нея: сия есть кровь Моя, – хочет иметь нас во утробе Своей, говоря: ядый Мою плоть, и пияй Мой кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ); но мы ересями прогрызаем утробу Его. Видите сие милостивое преображение Спасителя Христа Бога нашего!? Приступая к сему таинству, молю вас, будем преображаться слезным покаянием от злых дел к доброделанию. Послушайте, что говорит Божественное Писание: не дадите святая псом ( Мф. 7:6 ); и Святая Церковь каждодневно вопиет: «святая святым», а не: «грешным». Но многие недостойно приступают к сему таинству. Дивлюсь, как дерзают они приступать недостойно к сему страшному таинству, к которому желают приникнуть и ангелы. Страшно было прикасаться к древнему кивоту: там было заповедано не прикасаться к святилищу, дабы не умереть ( Чис. 4:15 ). Некогда на пути иерей Озия, желая поправить кивот Господень, коснулся его, и поскольку он прикоснулся без повеления, то был поражен смертию ( 2Цар. 6:6–7 ; 1Пар. 13:9 ). Еще при том кивоте лежали жезлы – жезл Моисеев и жезл Ааронов, как бы на поражение грешников. Если же так страшно было касаться древнего кивота, то тем более, ныне страшно касаться пречестного таинства. Тот кивот был сению, а ныне – сама истина: Пречистое Тело Господне и честная Кровь Его. Дивлюсь, как Бог не положил жезла для поражения грешников, недостойно приступающих. Впрочем, и тут есть жезлы. Что это – за жезлы? Это – слова Апостольские: ядый тело Господне и пияй кровь Господню недостойне, суд себе яст и пиет, повинен будет телу и крови Господни ( 1Кор. 11:27, 29 ). Но, воистинну, много нерадящих о причащении: они презирают сахар – пречистое Тело, и снедают рожцы греховные; они презирают мед – дражайшую Кровь, а испивают греховную полынь горькую.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Если мы имеем эту веру и верны слову Божию, то будем в этой земной жизни просить у Бога только того, что необходимо для души, ожидая присовокупления к этому и того, что необходимо для тела. Как хорошо сказал об этом преподобный Исаак Сирин: «Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ». Конечно, каждый из нас, любящих Христа и старающихся исполнять Его заповеди, понуждает себя и к исполнению заповеди служить только Богу, но не Богу и мамоне-богатству, и он никогда не обменяет царское благорасположение на ведро удобрений. Но живем мы, дорогие братия и сестры, в большом городе, а не в пустыне Фиваидской, и вместо любования полевыми лилиями, которые растут, не трудясь и не прядя, а одеваются роскошнее славного царя Соломона (ср.: Мф. 6: 28–29), и вместо наблюдения за птицами небесными, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» (Мф. 6: 26), но сыты и довольны, видим то, отчего у псалмопевца «едва не пошатнулись ноги, еще немного – и поскользнулись бы стопы» (Пс. 72: 2), а именно «видим у грешников мир», видим, что в трудах человеческих их нет, то есть нет среди скромных тружеников грешников и не подвергаются они тяжелым ударам испытаний наравне с другими людьми: «Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство» и «несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их, в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран» (Пс. 72: 12, 4–5). И очень тяжело бывает осознавать, что мы, люди, «иго Христово вземшие», «избранный род, царское священство, народ святой, люди, взятые Богом как особое достояние» (1 Пет. 2: 9), бедны, не защищены от неправды, никому не нужны, скитаемся в этом жестоком языческом мире в милотях и козьих кожах (купленных на распродажах уцененной одежды или полученных в подарок), терпим постоянные недостатки, скорби, озлобления. Так рассуждаем мы довольно часто, видя и примечая язычников-грешников возле себя, а рассуждая, начинаем унывать, малодушествовать, озлобляться, требовать справедливости от Бога, забывая, что это всего лишь один из соблазнов, которому мы поддались, поддались лакомому искушению малодушия, которое, как наживку голодной рыбке, снова и снова бросает самый старый и коварный рыбак на свете – диавол.

http://pravoslavie.ru/113754.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010