II. В XIV в. К оглавлению С началом XIV в. у нас выступают на поприще литературы люди, которые и родились, и получили образование уже в период монгольский. Мы не упоминаем о двух наших тогдашних митрополитах — греках Максиме и Феогносте, так как и Правило первого и грамота последнего на Червленый Яр, единственные их писания , суть содержания юридического и нами рассмотрены в другом месте. Самый главный отдел литературных памятников русских XIV в. составляют сочинения, касающиеся учения веры и нравственности и изложенные в форме посланий и поучений. Некоторые из этих сочинений принадлежат лицам известным, каковы были: святой Петр митрополит, святой Василий, архиепископ Новгородский, святой Алексий митрополит и Матфий, епископ Сарайский. Большая же часть — лицам неизвестным. От святителя Петра сохранилось одно только окружное послание к духовенству, или «Поучение игуменом, попом и диаконом» . Поучение это имеет немало сходства с «Поучением к попом» митрополита Кирилла II и также излагает мысли о важности священного сана и обязанностях пастырей к самим себе и к пастве. Сходство, естественно, могло произойти от одинаковости предмета, а частию и от того, что, может быть, святитель Петр знал и читал сочинение своего предшественника. Впрочем, поучение святителя Петра отличается большею краткостию, простотою и тем, что почти каждую мысль подтверждает словами Священного Писания. Представляем отрывки из этого поучения в последовательном порядке по списку более полному, нежели тот, с какого оно напечатано. «Разумейте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом, как пишет апостол Павел: Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает (1 Кор. 7. 20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словесных овец, за которых Христос пролил Свою спасительную Кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые млеко ядят и волною одеваются, а об овцах не пекутся (Иез. 34. 3). Будьте, дети, образцом для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил своим апостолам: Вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесах (Мф. 5. 13, 14, 16). Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется, ибо горе человеку тому, сказал Спаситель, имже соблазн приходит (Мф. 18. 7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль пагубную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф. 4. 29)... Упражняйтесь, дети, в чтении святых книг и в учении день и ночь, по слову пророка: В законе Господни поучится день и нощь, и прочее (Пс. 1. 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/435927/

Беседа 23 «Не судите, да не судимы будете». ( Мф.7:1 ) Изъяснение 7:1–20. Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить. – Должно с любовью исправлять согрешающих. – Не исправивший себя, не должен осуждать другого. – Не должно открывать учение Христово людям, не способным его принять. – Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве. – Не должно отчаиваться в получении просимого. – О чем следует молиться. – Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь. – Что делает трудный путь, ведущий в жизнь, легким. – Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели. – Лицемер может быть легко узнан по делам его. – Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геенны. – Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре. – Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; уничиженный – более, чем пользующийся славой. 1. Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да; и Павел то же самое говорит, или – лучше – Христос через Павла: «А ты что осуждаешь брата твоего?» Или: «И ты, что унижаешь брата твоего? Кто ты, осуждающий чужого раба?» ( Рим. 14:10, 4 )? И опять: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» ( 1Кор. 4:5 ). Каким же образом тот же апостол в другом месте говорит: «Обличай, запрещай, увещевай» ( 2Тим. 4:2 )? И еще: «Согрешающих обличай перед всеми» ( 1Тим. 5:20 )? Равным образом, и Христос говорит Петру: «Пойди и обличи его между тобою и им одним. Если же не послушает, возьми с собою» другого, если же и при этом не уступает, «скажи церкви» ( Мф. 18:15–17 ). И для чего Он поставил столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей, так что кто не послушается никого из этих последних, того велел почитать за язычника и мытаря? С какою также целью вверил им и ключи? Если, ведь, они не будут судить, то не будут иметь никакой важности и, следовательно, всуе получили власть вязать и решить. С другой стороны, если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Введение Откровение Божие, устное предание и Священное Писание. 1. Кто нас создал? Нас создал Бог. 2. Для чего нас создал Бог? Бог нас создал, 1. чтобы мы Его познавали, 2. чтобы мы поклонялись Ему и прославляли Его, 3. чтобы мы исполняли Его святую волю, 4. чтобы мы достигли вечного спасения или блаженства. Пояснения: I. Святой апостол Павел во втором послании к Сол.1:8, говорит, что непознающие Бога будут наказаны. II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Да хвалит Господа вся тварь земная» ( Пс.148:1,7 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца небесного ( Мф.7:21 ). IV. В первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим. 2:4 ) сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В псалме 19, стих 1 говорится «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит (гл. 1, ст. 20). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам сам Бог и то тем, что Он о себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Глава 6 1–6. Непризнание Христа Его согражданами – жителями Назарета. – 7–13. Послание апостолов на проповедь. – 14–16. Суждение народа и Ирода Антипы о Христе. – 17–29. Умерщвление Иродом Иоанна Крестителя. – 30–33. Возвращение апостолов из путешествия. – 34–44. Насыщение пяти тысяч народа в пустынном месте. – 45–52. Укрощение Христом бури на море. – 53–56. Чудеса Христа в Геннисаретской земле. Мк.6:1 .  Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. До 7-го стиха у евангелиста Марка идет рассказ о пребывании Христа в Назарете после совершения Им чуда воскрешения дочери Иаира ( Мк.5:43 ). Из повествования евангелиста Матфея видно, что это посещение имело место после того, как Христос окончил Свое учение в притчах, которое Он предлагал народу при море ( Мф.13:53–58 ). Согласно евангелисту Луке, это событие падает, по-видимому, на начало выступления Христа как Учителя в Галилее ( Лк.4:16–30 ). Но все-таки евангелист Матфей относит это событие к тому же периоду деятельности Христа, к какому и Марк, как об этом можно заключать из следующих далее рассказов, содержащихся в Евангелии Матфея ( Мф.14 ; Мк.6:14 и сл.). Что же касается евангелиста Луки, то он, очевидно, не держится строго хронологического порядка, ставя рассказ о посещении Христом Назарета в начале Его деятельности в Галилее: у него самого есть намеки на это (см.комментарии к Лк.4:16 ). Поэтому нет надобности (как предполагает, например, Кнабенбауэр) допускать двукратное выступление Христа с проповедью в Назарете. «Пришел в Свое отечество» (ср. Мк.1:9, 24 ). Этим не отрицается рождение Христа в Вифлееме, но обозначается только, что местом жительства ближайших предков Христа по плоти был именно Назарет («отечество» – тот город, где жили отцы, предки). Один евангелист Марк отмечает, что в это путешествие с Христом были и Его ученики: Христос шел в Назарет не для того, чтобы увидеться со Своими родными, а для проповеди, при которой и должны были присутствовать Его ученики. Евангелист Марк вообще обращает большое внимание на то, как ученики Христа были подготовляемы Им к будущей деятельности...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли детям молиться или где поставить запятую «Молиться нельзя не молиться»? 27.12.2013 400 Время на чтение 6 минут - Батюшка, мы со своим сыном ежедневно читаем акафисты, каноны, молимся по целому часу! - Печально! Весьма печально! - Что печально?! - То, что вы заставляете ребенка молиться. - Как, батюшка, разве не надо детям молиться? Вы же сами на проповеди говорили о важности молитвы! - Да, да, конечно же, говорил! И все же весьма печально, то, что делаете вы. Зачем вы заставляете свое чадо молиться? Ваш ребенок уже не желает ходить в храм, ваш ребенок не желает исповедоваться и причащаться, да и занятия в воскресной школе стал пропускать. Вы заставляете свое чадо молиться, казалось бы, это очень хорошее и праведное дело. Но каковы плоды ваших усилий и ваших молений? Не задумывались? Надо ли детям молиться? Странный вопрос! Как же возможно жить без молитвы? Не возникла ли столь безумная мысль в душе больного на голову человека? Для любого православно верующего человека молитва - это буквально все: не только излияние сердечных желаний и прошений пред Богом, но и путь к Богу, причастие Жизни, «открытие сердца» навстречу подлинному бытию. Ведь «без Меня, - возглашает Господь, - не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). А потому «просите и дано будет вам... ибо всякий просящий получает» (Мф. 7, 7-8), и, несомненно, «бодрствуйте и молитесь, чтоб не впасть в искушение» (Мф. 26, 41), а, значит, «всегда молитесь и не унывайте» (Лк. 18, 1). Господь молился часто и подолгу, и радостно-ликующе (славлю Тебя, Отче неба и земли), и напряженно-мучительно до кровавого пота (Гефсиманская молитва). Отрок Варфоломей (прп. Сергий Радонежский) своей усердной молитвой стяжал особую Божью благость: из отстающих в учении вышел в лучшие ученики. И все же сомнения одолевают. Молитва - не простое дело, молитва - особый труд. Может ли вынести этот труд ребенок? Не иссякнут ли его силы раньше времени, не родится ли в душе его через утомление недовольство и даже ненависть, злоба, которые будут в дальнейшем спроецированы и на Бога, и на Церковь, и на всю духовную жизнь? Ведь не каждый человек столь талантлив как прп. Серафим и прп. Сергий? Немало мы знаем примеров, когда дети, воспитываясь в сугубо церковной обстановке, не подтвердили в своей жизни веру, стали людьми безверными, безрелигиозными, и даже противниками подлинной христианской жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

преподобный Ефрем Сирин 7. СОВЕТЫ ПОДВИЖНИКАМ (Сл. 50, т. 2, стр. 570–584, 600–60) 1. Начало монашеского отречения – бояться Бога; не Богобоязненный же монах водворится вне врат Божия Царства. Начало доброй жизни монаху – ведение Бога; неведение же Бога омрачает душу монаха. 2. Доброе наследие монаху – целомудрие и святыня; лишается же наследства отцов монах, у которого нет их. 3. Подвиг для монаха – изучение Писаний и исполнение заповедей Божиих, монах же, не занимающийся сим – не подвижник. 4. Пища монаху – творить волю Божию, пища же чувственная не поставит монаха пред Христом, но «в чрево вмещается и афедроном исходит» ( Мф. 15, 17 ). 5. Стопа монаха, движась чинно, да стирает собою Церковные ступени; но да не преходит она из дома в дом, бесчинствуя. 6. Совет у монаха пусть будет с разумными, совет же неразумного да не вселяется в сердце его. 7. Монах, бодрствующий в псалмах и пениях и песнях духовных, отгоняет от себя ночные мечтания; монах же, который, надмеваясь своими добрыми делами, спит, плетет паутинную ткань. 8. Мужественный монах крестом Христовым избегает дьявольских сетей. 9. Монах оземленившийся и к земле склонившийся во всем поступает по сатанински (противлением заповедям, лукавством и самоугодием). 10. Мысль у монаха да будет всегда занята добрыми делами. Упражнение монаха – благочинные помыслы. Бодрственность монаха укрощает нечистые помыслы. 11. Возделывание монаха – добрая душа, приносящая плод по Евангельски. Возделывающий ее монах первый вкушает от плода ее. 12. Бессмертная сила в монахе – нестяжательность, несущая крест; сребролюбие же пагубно для них; ибо заграждает для них Царство Небесное. 13. Добрый дар монаху – девство, которое с Илией на колеснице возносит его на небо. Сила девства – воздержание в пище; монах же упивающийся сквернит плоть свою. 14. Слезы, проливаемые из очей – древо жизни возращаемое в высоту смиренномудрия. Приобретший сие монах соберет добрые плоды. 15. Монах, который всем разглашает о даре своем, возбуждает омерзение, – и услышит от Господа: «ты уже восприял мзду свою» ( Мф. 6, 2 ). А кто стыдится рассказывать, тот получит мзду от Господа, ведущего тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Скачать epub pdf Житие святого праведного Филарета Милостивого Память 1 декабря «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, – как свидетельствует о сем его блаженная жизнь. Блаженный Филарет жил в Пафлагонии 7933 в селении называвшемся Амние 7934 . Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын – Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: – Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед Ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ) 7935 ? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости ( Иак.2:13 ). Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» ( 1Тим.6:7 ). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю тринадцатую (Мф.21:33–42) Ради благочестия и добродетели Авраама, избрал Бог род его из всех иных языков, да чрез оный исправит от великого греховного падения и воззовет в первобытное блаженство весь род человеческий. В роде Авраамли дано «всыновление, и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетования» ( Рим.9:4 ), Когда Сын и Слово Божие благоволил снити на землю, да спасет род человеческий, тогда не Ангельское восприял естество: «не от Ангел бо когда приемлет, – ниже от другого семени, но от семени Авраамова восприял плоть: но от семене Авраамова приемлет» ( Евр.2:16 ). Но по страдании и воскресении Своем, кроме «избрания» ( Рим.11:7 ), то есть Божественных Апостолов, и других от Еврейского народа уверовавших в Него, – от всего оставшегося Еврейского народа отвратился, оставил и отвергнул оный от лица Своего; вместо же оного вводит в Божественную Свою благодать и любовь, обогащает небесными Своими дарами и сподобляет бессмертного Своего царствия иной род, прежде от Него отчужденный и устраненный, то есть род идолопоклонников, якоже о сем ясно предсказал святой Божий Пророк Осия, говоря: и «помилую непомилованную, и реку не людем Моим: людие Мои есте вы, и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси» ( Ос.2:23 ). Какая же причина есть сего чудного отвращения и изменения? Сие Богочеловек Иисус ныне чтенною Евангельскою притчею весьма обстоятельно показал. Но понеже приточные слова без изъяснения суть почти непонятны, посредством же толкования понятен бывает людям внимательным смысл оных: сего для послушайте со вниманием сие толкование, да получите плод Божественных разумений. Мф.21:33 .  Рече Господь притчу сию: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и власть и делателем: и отъиде. Домовит или дому владыка знаменует Бога, Владыку и Господа Иудейского рода и всея твари. Назван Он человеком, по крайнему Его к человекам человеколюбию; домовладыкою, понеже якоже владыка дому промышляет и печется о своих домашних, тако и Бог всяческих промышлял и пекся о Иудейском племени; виноград же есть синагога Иудейская, по словам Исаии: «виноград бо Господа Саваофа дом Израилев есть» ( Ис.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

2. Воплощение Бога в Иисусе Христе проявляет Божию любовь по отношению к созданному Им миру и людям (Ин. 3, 16). Через воплощение Христос соединил Свою Божественную природу с человеческой природой и тем сделал возможным спасение. Будучи образом Божиим, человек призван поступать соответственно Божией любви и милосердию. Следуя пострадавшему за людей Христу, воплотившемуся Богу, он должен жертвенно любить ближних (Фил. 2, 5-11). 3. Существование человека предусматривает как права, так и обязанности. Ко всем людям необходимо относиться по факту творения с уважением, в соответствии с их человеческой ценностью. Права человека не должны нарушаться, они принадлежат каждому человеку, и обеспечение их реализации является задачей общества. 4. Осуществляя права человека и свободы, христиане должны следовать примеру своего Господа и быть верными заповедям Божиим (Мк. 10, 29-31). Это предусматривает также ответственность перед ближними и обществом. 5. Свобода вероисповедания – основополагающее право человека. Государство имеет особую ответственность – создать условия как для индивидуального, так и для совместного исповедания веры. 6. Для христиан важно иметь возможность исповедовать свою веру в обществе и проявлять веру и любовь в различных областях общественной деятельности (Гал. 5, 6). 7. В случае, если общественное законодательство трактует основные права граждан вразрез со Словом Божиим или препятствует их реализации, Церкви и христианам необходимо, следуя совету Апостола, слушать больше Бога, нежели людей (Деян. 4, 19-20; 5, 29). 8. В права человека входят, кроме права на вероисповедание, также право на жизнь, основные социальные, политические и экономические права, в том числе свобода собраний и ассоциаций, свобода слова, а также право на труд и достойную жизнь. Перед Церковью стоит задача защищать права человека по отношению ко всем людям и, кроме того, подчеркивать важность выполнения обязанностей в соответствии с принципом взаимности (Мф. 7, 12; Рим. 13, 8). 9. Следует продолжать дискуссию о ценности человеческой личности, о правах и обязанностях человека между нашими Церквами. В ходе наших дискуссий возник также вопрос о власти и о применении силы. Нам необходимо изучать эту проблематику более подробно на последующих богословских собеседованиях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208348...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010