34. И наоборот, мы читаем, что Дух – это перст Божий 26 , и заключаем, что перстом 27 назван как Сын, так и Дух. И святой, напоминая, что он был освящен и Сыном и Духом, говорит: Руки Твои сотворили меня и создали меня ( Пс. 118:73 ) 28 . 35. Почему мы не хотим принять единообразие в словах там, где провозглашаем единство власти, коль скоро это единство власти таково, что Дух обличает так же, как обличает Отец и обличает Сын? Об этом так написано: Господи, не в ярости Твоей обличи меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). И в сорок девятом псалме Господь говорит: Изобличу тебя и представлю пред глазами твоими грехи твои ( Пс. 49:21 ). Так же о Святом Духе сказал Сын: Если Я пойду, то пошлю Утешителя к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде ( Ин. 16:7–8 ). 36. Но куда ведет нас безумие этих нечестивых людей, что мы взялись доказывать как нечто сомнительное, что Святой Дух обличает, когда и сами судьи могут судить только с помощью Духа? Лишь по дару Святого Духа воссиял знаменитый суд Соломона 29 , когда царь, пребывая в нерешительности перед спорящими женщинами, одна из которых, заспав рожденного ею младенца, хотела забрать себе сына второй, а та защищала собственного ребенка, увидел ложь в тайных помыслах одной и материнскую любовь в сердце другой. Только меч Святого Духа, о котором Господь говорит: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ), – ибо не железо, но Дух входит в глубины нашего разума – смог проникнуть в тайники совести этих двух женщин. Есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, и далее добавляет: всевидящий ( Прем. 7:22–23 ). 37. Слышишь, что говорит пророк? – Всевидящий. И потому увидел Соломон, и, приказав принести меч, сделал вид, что хочет разрубить младенца пополам, полагая, что истинная мать будет более озабочена жизнью сына, чем собственным удовлетворением и предпочтет своим правам милость по отношению к сыну, а не свои права милости, тогда как та, что лишь изображала материнские чувства, помраченная желанием победы в тяжбе, ни во что не поставит смерть ребенка, по отношению к которому она не почувствовала бы никакой утраты. Сей муж духовный, судящий обо всем, ибо духовный судит обо всем ( 1Кор. 2:15 ), искал в чувствах сокровенное, что не удавалось найти в словах, и, ища истину, обратился к материнской любви. Победила мать благодаря своей любви, которая является плодом Духа 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

5. Итак, этот Матфей, как сказал я, удостаивается быть евангелистом, и это весьма справедливо. Ибо Матфей, в образец вам, имеющим спастись, обратился от многих согрешений, и встал и пошел вслед за Пришедшим (ср. Мф.9:9) для спасения рода человеческого и Сказавшим: пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13), а потому и должно было ему, возведенному от мытницы и обратившемуся от неправды, предоставить спасительную проповедь, чтобы люди от него дознали, как человеколюбиво пришествие Спасителя. Ибо по отпущении грехов, Спаситель даровал ему и силу воскрешать мертвых и очищать проказу, и силы исцелений, и власть прогонять бесов, чтобы не только словом убеждал он слушающих. Но и самим делом проповедал благую весть погибавшим, что будут обретены через покаяние, падшим, что будут восставлены, умершим, что будут оживотворены. Итак, сей самый Матфей еврейскими письменами (βρακος γρμμασι) пишет и возвещает Евангелие, и начинает не с того, что составляет начало евангелия, но излагает родословие от Авраама. Авраам, говорит, родил Исаака, и Исаак Иакова (Мф.1:2), и так далее по порядку до Иосифа и Марии (Мф.1:16). И сначала ставит слова: книга рождества Иисуса Христа, сына Давидова. Потом говорит: сына Авраамова. Потом, дойдя до того самого, что требовалось, говорит: рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. И Иосиф, будучи праведен, хотел тайно отпустить ее. И се, ангел Господень явился ему во сне и сказал: не отпускай жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Ибо вот, родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов. И это, говорит, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, дева ( παρθνος) во чреве приимет и что далее следует за этим. И восстав, говорит, ото сна, Иосиф сотворил так и принял жену свою, и не знал ее, пока родила первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Иисус же родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, се волхвы с востока пришли в Иерусалим и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Мф.1:18–2:2). Где же событие с Захарией? Где то, что изложено Лукой? Где видение ангела? Где пророчество об Иоанне Крестителе? Где прещение Захарии, что он не будет иметь силы проговорить, доколе сбудется глаголанное ангелом? (Лк.1:20). Где сказанное Гавриилом деве? Где доказательство вместе с разумностью осторожности Марии, отвечавшей этому самому ангелу вопросом: как будет это, когда я мужа не знаю? (Лк.1:34). Где и точное и откровенное объяснение ангела, который сказал ей: Дух Господень найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя? (Лк.1:35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

И мы читаем далее: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» (Мф. 5: 33). Здесь Господь напоминает нам о святости данных нами обетов, клятв и обещаний, как и говорит блаженный Феофилакт: «То есть, когда клянешься, верно исполни то, в чем клянешься Господу, ибо, если нарушишь клятву, будешь осужден» 28 . «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя…» (Мф. 5: 34–35). Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Иудеи известны тем, что всегда имеют весьма дурную привычку клясться составными частями мира (per elementa), как в этом часто обличает их пророческое слово. Кто клянется, тот или любит, или чтит того, кем он клянется. В законе заповедано, чтобы мы клялись только Господом Богом нашим. А иудеи, клянущиеся ангелами, городом Иерусалимом и Храмом, а затем составными частями мира, почитали твари и плотские вещи поклонением и почтением, приличествующим только Богу» 29 – то есть чтобы они не впали в идолопоклонство, думая, что то, чем они клянутся, равно Богу. Об этом же и блаженный Феофилакт говорит: «Поскольку иудеи слышали от Бога: “Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих” (Ис. 66: 1), то и клялись сими предметами. Но Господь воспрещает им это, впрочем, не потому, что небо прекрасно и огромно, а земля полезна, а чтобы не подать им повода к идолопоклонству, поскольку эти предметы у клянущихся ими легко могли быть признаны за божество, как это прежде и было» 30 . И далее: «…ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5: 36). Господь Иисус Христос говорит так, чтобы подчеркнуть, что мы – не свои, то есть не принадлежим сами себе, не имеем над собой власти, но все находимся во власти Создателя нашего, Который один ни от кого не зависит. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37). Блаженный Феофилакт так истолковывает эти слова Господа: «Божба, кроме “да” и “нет”, есть дело излишнее и происходит от диавола. Но ты спросишь: ужели и закон Моисеев был худ, когда повелевал клясться? Знай, что в то время божба не составляла худого дела, но божиться после Христа есть дело уже худое, подобно как обрезываться и вообще иудействовать. Сосать грудь младенцу прилично, а мужу непристойно. Мы более не под законом, но под благодатью» 31 .

http://pravoslavie.ru/94858.html

Беседа 22. О наибольшей заповеди Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы: первая – О наибольшей заповеди; и вторая тема – Чей Сын Христос? Вот уже второй раз в течение одного дня фарисеи пытались искушать Христа. Саддукеи удалились при ликовании народа в стыде и молчании. И мы читаем далее: Мф.22:34 . «А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе». Евфимий Зигабен так истолковал данные слова: «Лишь только принуждены были замолчать саддукеи, как опять нападают фарисеи и выставляют законника, не из желания научиться, но со злым умыслом. Так как первой заповедью была: “возлюби Господа Бога твое...” и т.д., то они ожидали, что Христос прибавит что-либо и относительно Себя, назвав, например, Себя Богом, и, как хулитель, подаст им новый повод к осуждению» 322 . Как мы видим, вопрос готовится заведомо со злым умыслом. Им, фарисеям, неважно получить правильный ответ, ведь они считают самыми правильными себя самих. Им и им подобным важнее неправильный ответ, который убедит их в собственном превосходстве и усилит веру в собственную эксклюзивную (исключительную) праведность, возможно, и святость. И далее мы читаем: Мф.22:35–36 . «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель!..». Здесь нам необходимо понять, на каком основании законник (знаток Торы), не будучи призванным учеником Иисуса Христа, называет Его словом «У читель » (Рабби). Но прежде попытаемся понять, кем был этот « законник »? Матфей и Лука 323 называют его законником, и только Марк 324  – книжником. Скорее это был один из молодых вундеркиндов, знатоков Торы, Пророков и Писания. И его, как наиболее опытного в полемических баталиях, выдвигают от партии фарисеев против Христа. Без сомнения, не все, называвшие Иисуса «Учителем», имели на это право, но только те, которые реально хотели учиться у Него, а не искушать Его. Ориген пишет: «Говоря “Учитель”, он искушал (Господа), потому что произносил это слово не как ученик Христов… И посмотри, что, поскольку не все, кто называет Его “Учителем”, правильно говорят, но только те, кто имеет желание научиться от Него» 325 . Но, как мы видим из Нового Завета, и «Господом» («мой господин») не каждый имеет право Его именовать. Сказано: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом мы установили, что Сын Божий был распят с раскинутыми руками, как бы свидетельствуя распростертыми, как для объятия, руками, что любовью Своей готов объять все человечество. Голгофа И мы читаем далее: Мф.27:33–34 . «И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить». Историк Уильям Баркли пишет: «В это время, чтобы ослабить боль, преступнику давали питье – вино с подмешанными наркотическими средствами, приготовленное, как акт милосердия, состоятельными женщинами из Иерусалима. Один иудейский автор пишет: “Когда человек идет на смерть, ему позволяют выпить крупицу ладана в чаше вина для того, чтобы заглушить боль и притупить чувства... Состоятельные иерусалимские женщины обычно жертвовали эти вещи и приносили их”. Чаша с наркотизированным вином была предложена Иисусу, но Он не стал пить его, потому что Он был полон решимости принять смерть в самой мучительной и ужасной форме и ни на капельку не уменьшать боли» 581 . Посему отказ Христа принять эту анестезию свидетельствует о том, что Он хотел до конца испить Чашу самих страданий и с ясным сознанием воспевать псалмы скорби прямо с древа Креста. Учитель Церкви Ориген пишет: «Он (то есть Христос. – О.С.) принял другое вино, не “смешанное с желчью”, ни с чем-либо другим противным Ему, и выпил, и, “благодарив” ( Мф.26:27 ), дал ученикам и пообещал, что будет пить (с ними) новое вино в Царстве Божием» 582 . Умиравший патриарх Иаков (Израиль) именно таким видел будущего (относительно его времени) Христа, через толщу столетий. Вот пророчество Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» ( Быт.49:10–12 ). Читаем далее: Мф.27:35–36 . «Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

34 . Итак, Давид не всегда молчал, не беспрерывно и не для всех, но только по временам; (так), он не отвечал озлобляющему (его врагу) и вызывающему (на беззаконие) грешнику, как об этом он говорит (кроме уже указанного) в другом месте, (именно), что говорящих суетное и замышляющих коварство он, как бы глухой, не слушал и, как немой, не открывал в ответ (illis) уст своих ( Пс.37:13,14 ); почему (так нужно поступать), это тебе разъяснено (quia et alibi habes): «не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему» ( Притч.26:4 ) 118 . 35 . Итак, первой обязанностью является соблюдение (известной) меры в речах. Через это воздается Богу жертва хвалы, через это проявляется благоговение, когда бывает чтение Св. Писания, – через это (далее) оказывается почет и родителям. Я знаю, что многие говорят потому, что не умеют молчать. Редко (ведь) кто молчит, хотя (и знает что) разглагольствование его и не принесет ему пользы. Мудрый же предварительно выступления с речью много думает о том, что он будет говорить, кому, где и в какое время. Итак, и в молчании и в слове должна соблюдаться (est) известная мера; (ведь) даже в делах, и там есть своя мера. Таким образом во (всякого рода) обязанности похвально держаться (известной) меры. Глава XI. По свидетельству Писания, обязанности разделяется на два рода обычные (media) и совершенные (perfecta). Далее следует похвала милосердию, (проявлять) которое (св. отец и) убеждает (читателей). 36 . Все обязанности разделяются на обычные (общие для всех) и совершенные 119 ; это мы можем подтвердить авторитетом св. Писания. Ибо из Евангелия мы узнаем, что Господь сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Сказал ему: какие? Иисус же сказал ему, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать» 120 , и: «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.19:17 и сл.) 121 . Таковы общие обязанности, не чуждые некоторых недочетов (quibus aliquid deest). 37 . Тогда говорит ему юноша: «все сие сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Сказал ему Иисус: «если хочешь совершенным быть, иди, продай все имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе; и приходи, иди вслед за мной " » ( Мф.19:21 ) 122 . И выше приведены слова Христа о том (ita est scriptum) 123 , чтобы мы любили врагов (наших), молились за обижающих и гонящих нас и благословляли проклинающих нас. Мы должны делать это, если только желаем быть совершенными, как Отец наш небесный, Который повелевает солнцу изливать свои лучи, как на добрых, так и на злых, и напояет дождем и росой все земли без исключения 124 . Вот это и есть совершенная обязанность 125 , которую греки назвали χατρθωμα. Этой обязанности чужды недостатки обязанностей обычных (quo corriguntur omnia, quae aliquos potuerunt lapsus habere).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

г) предложил его, равно как всё Евангельское учение, не одному народу, как Моисеем данный закон предложен был только народу Израильскому, но всему миру; ибо заповедал возвещать Евангельское учение всем народам ( Мф. 28:19–20 ); д) предложил побуждения чистейшие и возвышеннейшие (Мф. гл. 5, 6, 7). Таким образом Иисус Христос нравственному закону сообщил ясность, полноту и высшее достоинство, и совершил то, что Сам о Себя говорил: «не мните, яко приидох разорити закон или пророки: не приидох разорити, но исполнити» ( Мф. 5:14 ). Обновление Закона ясно раскрывается в нагорной беседе Господа Иисуса Христа (Мф. гл. 5–7), в которой Он предписывает праведность совершеннейшую, нежели какую имели Фарисеи ( Мф. 5:20 ); запрещает разводы, Моисеевым законом допущенные по жестокосердию Израильтян. ( Мф. 5:31–32; 19:7–9 ; Мк. 10:4–10 ); раскрывает нравственные истины и предписывает добродетели, прежде совершенно неизвестные между язычниками, не вполне раскрытые и её довольно известные между Иудеями, каковы: любовь к врагам, самоотвержение и смирение, сыновняя преданность к Богу, как всеблагому Отцу, и подобные ( Мф. 5:44 ; Мф. 6:35 и далее Мф. 11:39 ). Также Иисус Христос заповедал верующим взаимную любовь между собою, по примеру любви, Им самим нам оказанной «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы» ( Ин. 13:34 ), и под. Превосходство Евангельского закона в сравнении с законом Моисеевым Хотя оба закона, как Моисеев, так Евангельский, равно происходят от Бога, в имеют целью приближать и соединять человека с Искупителем и Спасителем, Иисусом Христом; впрочем, закон, данный Иисусом Христом, имеет многие преимущества в сравнении с законом Моисеевым. а) Закон, данный Иисусом Христом (как выше уже было сказано), полнее и совершеннее излагает нравственные правила, нежели закон Моисеев; ибо сей преимущественно обременён был постановлениями обрядовыми, которые имели целью возбуждать и сохранять веру в обетованного Спасителя ( Кол. 2:16–17 ; Евр. 8:5 ). б) Закон Моисеев цели нравственного усовершения достигал многочисленностью и разнообразием обрядовых в гражданских постановлений, почему Апостол Павел называет его законом плотской заповеди ( Евр. 7:16 ), и приспособлен был к нравственным недостаткам народа Еврейского, к их жестокосердию ( Мф. 5:32 ), и под. Напротив, закон Евангельский руководит человека к достижению высших духовных совершенств ясным изложением учения созерцательного и нравственного, и строгим воспрещением всех действий, нарушающих чистоту и святость души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Мк.12:13–17 . Сказание ев. Марка о том, как фарисеи с иродианами искушали Господа вопросом о дани кесарю и как Господь отвечал им, совершенно, почти до буквы, согласно со сказанием об этом ев. Матфея(см. у Мф.22:16–21 и прим.). – «Некоторых из фарисеев»: так как в числе пославших были и фарисеи, то ев. Матфей говорит, что они послали «учеников своих» ( Мф.22:15–16 ); евангелист же Марк в числе врагов Иисуса Христа не упомянул на этот раз прямо о фарисеях ( Мк.11:27 ), и потому здесь прямо называет их. – «Давать ли нам, или нет»: усиление предшествующего общего вопроса – позволительно ли платить подать кесарю. Усиленно и прямее поставлен вопрос, чтобы прямее осудить Господа за такой или другой ответ. Мк.12:18–27 . Изложение того, как посрамил Господь саддукеев по вопросу о воскресении, у ев. Марка также почти буквально сходно со сказанием об этом Матфеевым (ср. Мф.22:23–32 и прим.). – «Этим ли приводитесь вы в заблуждение»: более сильный оборот речи» чем у ев. Матфея; им яснее указывается мелочность и тупость понимания саддукеями высокого богодухновенного учения. Этим ли, этой ли выдуманной вашей мелочностью и тупостью при мнимом глубокомыслии приводитесь вы в заблуждение? И пр. Мк.12:28–34 . Разговор Господа с книжником о большей заповеди в законе у ев. Марка изложен с большей подробностью, чем у ев. Матфея, с новыми особенными чертами, которыми восполняется сказание Матфеево, по-видимому в некоторых частностях разногласящее с ним (см. Мф.22:35–40 и прим.). – «Один из книжников», принадлежавший к фарисейской же секте, искусный в законе ( Мф.22:35 ). – «Слыша их прения и видя» и пр.: ев. Матфей говорит, что законник или книжник спрашивал Господа, «искушая» Его, как и фарисеи с иродианами и саддукеи; ев. же Марк не только не говорит об этой цели, но как будто указывает на искренность законника в предложении этого вопроса Спасителю, тем более, что далее этот же законник выражает свое одобрение ответам Спасителя, а сей со своей стороны одобряет ответы законника и похваляет его нравственное настроение. Из сличения этих сказаний можно понимать происшествие это так, что законник, приступая к Господу со своим вопросом, первоначально хотел искушать Его, особенно видя, что Господь так победоносно отразил хитрые нападения фарисеев и саддукеев, но потом сам пленился божественной мудростью Спасителя, мысль об искушении в нем исчезла, И он с восторгом одобрил ответ Господа (ср. Феофил.); Господь же одобрил его, так как в нем проявилась искренность, что свидетельствовало о том, что добрые нравственные качества в нем еще не совсем заглушены были ложью фарисейства. «Впрочем затем, что и похвала свидетельствует о нем, как еще несовершенном, ибо Христос не сказал – ты находишься в самом Царствии Божием, а только – недалеко ты от Царствия Божия» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2 . Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет беснаго. Мк. 1: 21–28 ; Лк. 4:31–37 . 3 . В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих. Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ; Мф. 8:14–17 . 4 . Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее. Мк. 1:35–39 ; Лк. 4:42–44 . 5 . Исцеляет прокаженного. Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 . 6 . Разслабленнаго в Капернауме. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 . 7 . Призывает Матфея. У него в доме. Мк. 2:13–22 ; Лк. 5:27–39 ; Мф. 9:9–17 . Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. – 8 . Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного. Ин. 5:1–15 . 9 . Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу. Ин. 5:16–47 . Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно. 10 . Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу. Мк. 2:23–28 ; Лк. 6:1–5 ; Мф. 12:1–8 . 11 . Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу. Мк. 3:1–5 ; Лк. 6:6–10 ; Мф. 12:9–13 . 12 . Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве. Мк. 3:6–12 ; Лк. 6:11–12 ; Мф. 12:14–21 . 13 . Утром избирает 12 Апостолов. Лк. 6:13–19 ; Мк. 3:13–19 . 14 . К ним и к народу – нагорная беседа. Мф. главы: 5, 6 и 7; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58–59, 16:17–18 . После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (глава 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Исполнившиеся мессианские пророчества. В Ветхом Завете записаны десятки пророчеств относительно грядущего Мессии (см. пророчества как подтверждение Библии). Рассмотрим следующие предсказания, сделанные за целые столетия, о том, что Иисус: 1) будет рождён от жены ( Быт. 3:15 ; ср. Гал. 4:4 ); 2) будет рождён от Девы ( Ис. 7:14 ; ср. Мф. 1:21 и далее) (см. Христос: рождение от Девы); 3) будет предан смерти спустя 483 года после повеления о восстановлении храма в 444 г. до Р. Х. ( Дан. 9:24 и далее; это исполнилось с точностью до года, см. Hoehner, 115–38); 4) будет от семени Авраама ( Быт. 12:1–3; 22:18 ; ср. Мф. 1:1 ; Гал. 3:16 ); 5) будет из колена Иудина ( Быт. 49:10 ; ср. Лк. 3:23, 33 ; Евр. 7:14 ); 6) будет потомком Давида ( 2Цар. 7:12 и далее; ср. Мф. 1:1 ); 7) родится в Вифлееме ( Мих. 5:2 ; ср. Мф. 2:1 ; Лк. 2:4–7 ); 8) будет помазан Святым Духом ( Ис. 11:2 ; ср. Мф. 3:16–17 ); 9) будет предварён вестником о Нём ( Ис. 40:3 ; Мал. 3:1 ; ср. Мф. 3:1–2 ); 10) сотворит чудеса ( Ис. 35:5–6 ; ср. Мф. 9:35 ; см. чудеса в Библии); 11) очистит храм ( Мал. 3:1 ; ср. Мф. 21:12 и далее); 12) будет отвергнут иудеями ( Пс. 117:22 ; ср. 1Пет. 2:7 ); 13) умрёт презренной смертью ( Пс. 21 ; Ис. 53 ; ср. Мф. 27:31 и далее). При этом в обстоятельства Его смерти входит следующее: окончательное отвержение Его со стороны Его народа, евреев ( Ис. 53:3 ; ср. Ин. 1:10–11; 7:5,48 ); Его молчание перед лицом обвинителей ( Ис. 53:7 ; ср. Мф. 27:12–19 ); насмешки над Ним ( Пс. 21:8–9 ; ср. Мф. 27:31 ); Его руки и ноги пронзены ( Пс. 21:17 ; ср. Лк. 23:33 ); Он распят вместе со злодеями ( Ис. 53:12 ; ср. Мк. 15:27–28 ); Он молится за Своих преследователей ( Ис. 53:12 ; ср. Лк. 23:34 ); Он пронзён копьём ( Зах. 12:10 ; ср. Ин. 19:34 ); Он погребён в гробе у богатого человека ( Ис. 53:9 ; ср. Мф. 27:57–60 ); Его одежды делят по жребию ( Пс. 21:19 ; ср. Ин. 19:23–24 ); 14) воскреснет из мёртвых ( Пс. 2:7; 15:10 ; ср. Деян. 2:31 ; Мк. 16:6 ); 15) будет вознесён на небеса ( Пс. 67:19 ; ср. Деян. 1:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010