Пространство Церкви, как общества верующих, в совокупности всех времён и стран мира, не может быть по праву ограничено никакими пределами. Истинная Церковь Христова есть Церковь вселенская. Такова она и по назначению и по существу своему. Сам И. Христос положил на земле основание Церкви – не какой либо поместной или частной, но вселенской: ибо Он не указал пределов ни времени, ни места, до которых должна простираться Его Церковь ( Мф. 28:19 . Мар. 16:15 . Деян. 1:8 ); поэтому апостолы, по вознесении Спасителя, изшедше из Иерусалима, проповедаша всюду ( Мар. 16, 20 ), так что во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ). С этого времени и доселе благовествование Христово существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо непрестанно ( Кол. 1:5–6 ). Можно сказать, что и в самом существе Церкви положено основание вселенскому распространению её. Ибо учение веры, заключая в себе поклонение Богу духом и истиною ( Ин. 4:25 ), по тому самому нс может быть ограничено никаким местом и временем (ст. 21. 24). Таинства, имея отношение ко внутренней, духовной жизни человека, и действуя в ней силою благодати Св. Духа, которая неистощима и вседейственна, также не подлежат, в своем действии, никаким внешним условиям места, или времени ( Ин. 3:5, 6:54, 6:56 , Мф. 18:18 ). Церковное священноначалие, утверждаясь на преемстве единой благодати от апостолов через рукоположение, сообщается от одной Церкви другой: так образовались иерархии поместных Церквей: а в единомыслии веры, в общении молитв и таинств, в согласии прав и законов управления, – все отдельные православные иерархии составляют одну вселенскую иерархию, и во взаимных сношениях между собой, или в виде вселенского собора, могут простирать свое действие на всю кафолическую Церковь . 1 Это вселенское общество веры, в своём видимом составе, состоит из разных ча­стей, которые, имея свои отдельные устройства, составляют частным, или поместные Церкви. Таким образом существует почти столько же поместных Церквей, сколько есть народов, или обществ, исповедующих веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Седмица 7-я по Пятидесятнице Понедельник. О суде и неосуждении Мф.13:54–58 1Кор.5:9–6:11 Слыша слова Апостола о необходимости кого-то судить, мы не можем не вспомнить и слов Самого Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ). Но в другом месте и Господь тоже говорит о суде. Только кто – судья? «Слово, которое Я говорил, оно будет судить» ( Ин.12:48 ). Кто обвинитель? – «Есть на вас обвинитель, Моисей» ( Ин.5:45 ). Иными словами, наш единственный судья – Слово Божие, и единственный обвинитель – тот, кто может с любовью и кротостью это слово произнести. А цель суда – чтобы согрешающий понял, что, пренебрегая заповедью, он отрекается и от Того, Кто ее дал, и от тех, кто ей верен. И единственное наказание – отлучение от церковного общения. О чем Апостол и пишет: «Я писал вам в послании – не сообщаться… с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником». С такими Апостол повелевает «даже и не есть вместе». Однако не запрещается общаться «вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями». «Что мне судить и внешних»? – говорит Апостол. Какими словами обвинять того, кто еще не принял Божьего Слова в закон своей жизни? «Внешних… судит Бог». Судит по законам, которые от нас сокрыты. Ибо кто, кроме Бога, может рассудить, почему человек еще не прозрел, не уверовал? Кто, кроме Всеведущего Бога, может оценить степень вины и определить, сколько времени отпустить, чтобы успел покаяться, а не набрать новых грехов? Ну, а если запрещено даже судить тех, кто еще не принял нашего закона, то какое безумие – самим судиться у них? Между христианами тоже могут быть недоразумения. В Церкви люди разной степени совершенства, и далеко не все уже поняли, что «лучше… оставаться обиженными». Необходим разумный человек, «который мог бы рассудить между братьями», который судом Слова Божия мог бы помочь виноватому увидеть свою вину и покаяться. У Коринфян, наверное, была та же болезнь, за которую и Господь упрекал своих земляков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». А в результате – «брат с братом судится, и притом перед неверными», давая к тому же повод злословить Церковь . Поэтому – «как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых»? Там совсем другие законы и совсем другие цели и суда, и самой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всеобщее воскресение мертвых 15.05.2010 587 Время на чтение 6 минут …Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Ин. 5, 28–29 Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев. — Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых? — Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Скачать epub pdf Седмица 7-я по Пятидесятнице О суде и неосуждении Понедельник Мф. 13:54–58 1Кор. 6:9–5:11 Слыша сегодня слова Апостола о необходимости кого-то судить, мы не можем не вспомнить и слов Самого Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). Но в другом месте и Господь тоже говорит о суде в Церкви. Только кто тут судья? «Слово, которое Я говорил, оно будет судить…» ( Ин. 12:48 ). Кто обвинитель? – «Есть на вас обвинитель Моисей…» ( Ин. 5:45 ), то есть наш единственный судья – Слово Божие, и единственный обвинитель – тот, кому дано его произнести. Произносится же Слово Божие с единственной целью: чтобы согрешающий опомнился, уразумел, что, пренебрегая заповедью, он сам отрекается и от Того, Кто её дал, и от тех, кто остаётся ей верен. И единственное наказание для такого – отлучение от церковного общения. О чём и напоминает Апостол: «Я писал вам в послании – не сообщаться… с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником». С такими Апостол повелевает «даже и не есть вместе». Однако не запрещается общаться «вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями». «Что мне судить и внешних?» – говорит Апостол. Какими словами обвинять того, кто ещё не принял Божьего Слова в закон своей жизни? «Внешних… судит Бог», судит по законам, которые от нас сокрыты. Ибо кто, кроме Бога, может рассудить, почему человек ещё не прозрел, не уверовал? Кто, кроме Всеведущего Бога, может оценить степень вины и определить, сколько времени отпустить, чтобы успел покаяться, а не набрать новых грехов?.. Ну, а если запрещено даже судить тех, кто ещё не принял нашего закона, то какое безумие – самим судиться у них?.. Между христианами тоже могут быть недоразумения. В Церкви люди разной степени совершенства, и далеко не все поняли, что «лучше… оставаться обиженными». Поэтому и тут бывает необходим разумный человек, «который мог бы рассудить между братьями», который судом Слова Божия мог бы помочь виноватому увидеть свою вину и покаяться. А у Коринфян, наверное, была та же болезнь, за которую и Господь упрекал своих земляков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём». А в результате – «брат с братом судится, и притом перед неверными», давая к тому же повод злословить Церковь . И Апостол с негодованием говорит об этом: «Как смеет кто у вас; имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?» Ведь там совсем другие законы и совсем другие цели и суда, и самой жизни…

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Сын Зеведея и Содомии – Иоанн был человек некнижный и простой ( Деян.4:13 ). Первоначально он был расположен к Спасителю проповедью об Нём Крестителя. Когда Предтеча, указывая на Господа, воскликнул: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира», двое из учеников его пошли за Иисусом ( Ин.1:36–37 ). Один из них был Иоанн. Вместе с братом своим Иаковом он призван Господом в звание Апостола ( Мф.4:21,10:2 ), от ловли рыб, на озере Геннисаретском ( Мф.4:18–21 ; Лк.5:1–14 ). Подобно брату своему Иоанн наречён от Иисуса Христа Воанергесом, т. е. сыном громовым ( Мк.3:17 ), в предзнаменование особенной ревности его о славе своего Учителя ( Лк.9:54–55 ) и величия его Евангельской проповеди. «Богословие Иоанна, аки гром имеяше слышатися во всем мире и всю исполнити землю». По сказанию Иеронима, Иоанн призван в Апостольское служение в юношеском возрасте и был моложе прочих Апостолов, и потому долее всех их подвизался на земле. Через год после призывания Иоанн избран был Господом из множества учеников Его в число 12 Апостолов. Во время земной жизни Иисуса Христа Иоанн пользовался особенным Его благоволением, был возлюбленным Его учеником, его же, как неоднократно свидетельствует об нём Евангелие, любляше Иисус ( Ин.13:23,19:26,21:20 ), по словам св. Златоуста, за его великую кротость и тихость. Вместе с Петром и Иаковом Иоанн удостоен был Господом находиться при воскресении дочери Иаира, при преображении Господнем и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском. Когда Господь, для всегдашнего единения с верующими, возжелал установить таинство св. Причащения, Он послал Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить для сего особенную горницу ( Лк.22:8 ). Во время Тайной Вечери возлюбленный ученик возлежал на персях Господа ( Ин.13:23,21:20 ). После объявления Иисусом Христом о близком Его предании, опечалившего Его учеников, по знаку Петра Иоанн один осмелился спросить у Господа о предателе ( Ин. 13:21–26 ). Когда Иисус Христос указан был предателем и взят в саду Гефсиманском, все ученики разбежались; только Пётр и Иоанн следовали за Господом ( Ин.18:15 ). Но и Пётр при страдании Его отрёкся от Него; Иоанн же один и при кресте Господа стоял. За столь великую любовь Иоанн высоко награждён был от Господа. С креста Иисус Христос заповедал ему быть у Пречистой Матери Своей вместо сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Глава 11 Молитва Господня (1–4). Наставления о постоянстве в молитве (5–10) и о благости Божьей (11–13). Исцеление бесноватого и речь к фарисеям по этому случаю (14–26). Ответ женщине (27– 28). Знамение Ионы (29–30) и суд над народом (31–32). Приточные изречения о свече и светильнике (33–36). Христос на обеде у фарисея и обличительные изречения против фарисеев и законников (37–54). Лк.11:1 . «В одном месте молился»: ев. Лука, по преимуществу перед прочими евангелистами, часто говорит о том, что Господь молился; так он упоминает о молитве Его при крещении ( Лк.3:21 ), в пустыне ( Лк.5:16 ), перед избранием Апостолов ( Лк.6:12 ), в уединении ( Лк.9:18 ), перед преображением ( Лк.9:28–29 ). Не называет евангелист места, где теперь молился Господь; но если он следует в этом случае хронологическому порядку: то надобно полагать, что это было неподалеку от Вифании (Лк.10и прим.); и так как Господь любил молиться восходя на горы, то, может быть, эта молитва совершалась на близ Вифании лежащей горе, т. е. Елеонской, невдалеке от Иерусалима.– «Когда перестал, один из учеников сказал» и пр.: ев. Матфей, излагая молитву Господню, совершенно одинаково с ев. Лукой, не упоминает об этом поводе к изречению этой молитвы и помещает ее в изложении нагорной беседы ( Лк.6 и дал.). Если не предполагать, что Господь повторил эту молитву ученикам, то надобно полагать, что ев. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы; евангелист же Лука помещает ее при сказании о том случае, по которому она действительно была произнесена. – «Как и Иоанн научил учеников своих»: из евангелий не видно, какой особенной молитвой молиться научил учеников своих Иоанн; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на это выше ( Лк.5:33 ). Лк.11:2–4 . «Он сказал им» и пр.: см. прим. к Мф.6:9–13 . «Ибо и мы оставляем» и пр.: у ев. Матфея – «как и мы оставляем». Выражения несколько различные, но общий смысл одинаков: если мы не прощаем, и Бог не простит нас; чтобы получить прощение от Бога, необходимо, чтобы и мы прощали другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 4 1–42. Христос среди самарян. – 43–54. Возвращение Христа в Галилею. Ин.4:1 .  Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – Ин.4:2 .  хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, Ин.4:3 .  то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. До фарисеев дошло известие о том выдающемся успехе, какой имела в Иудее деятельность нового Крестителя. Эти фарисеи могли обратить внимание иудейских начальников на Христа, и потому Христос, зная, что час Его страданий еще не пришел, не нашел нужным преждевременно вступать в споры с фарисеями и прекратил Свою деятельность в Иудее. Это Он мог сделать без ущерба для приготовления людей к принятию Царства Небесного, так как Иоанн Креститель продолжал свою проповедь о приближении этого Царства и по-прежнему совершал крещение покаяния. Евангелист при этом замечает, что Христос Сам лично не крестил, предоставляя это дело Своим ученикам. Это объясняется тем, что «приготовительное крещение к Царству не могло совершаться Лицом, положившим начало этому Царству» (Эдершейм, с. 492). Затем тут же замечается, что удаление Христа в Галилею, о котором начинает говорить евангелист, было вторичное: первое удаление или возвращение имело место после принятия Христом крещения от Иоанна в Иордане ( Ин.1:43 ). Ин.4:4 .  Надлежало же Ему проходить через Самарию. Для своих читателей, которые не имели достаточно ясного представления о географии Палестины, евангелист замечает, что Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти через Самарию. Таким путем скорее всего можно было достигнуть Галилеи (когда отношения между иудеями и самарянами обострялись, то иудеи ходили в Галилею окольными путями: или по западному берегу Иордана, или даже восточным берегом этой реки). Ин.4:5 .  Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. (О Самарии, самарянах и об отношении иудеев к самарянам см. комментарии к Мф.10:5 ; Лк.9:52 ; 4Цар.17:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Об одиннадцатом члене Символа Веры 11 . Чаю воскресения мертвых В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака ( Евр.11:17 ), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов.19:25–26 ); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис.26:19 ). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом ( Иез.37 ). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5:25 ). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:29, 31, 32 ). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20, 21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010