45 Подробнее о смысле Вознесения см., например, мою статью; Bruce И Metzger, -The Meaning of Christ " s in the Festschrift Starch the ScripturesTestament Studies in Honor of Raymond T. Summ, edited br J. M. Myers, et a). (Leiden: E. J. Brill, 1969), pp. 118–128. 46 См. особенно вдумчивую работу А. Е. Harvey, «The Intelligibility of в его книге Jesus and the Constraints oj " History (Philadelphia: Westminster Press, 1982), pp. 98–119. Харви показывает согласованность между смыслом, вкладываемым в чудеса Иисуса, и его остальной вестью и служением. Относительно оснований для веры в реальность чудес см. Клайв Льюис, Чудо (пер. H. Трауберг; Москва:Гноаис-Прогресс, 1991); Colin Brown, Miracles and the Critical Mind (GrandRapids: Eerdmans, 1984). Относительно энциклопедического анализа истории интерпретации см. Н. van der Loos, The Miracles of Jesus (Leiden: E. J. Brill, 1968). 47 Конечно, остается разница в роде: имя собственное – мужского рода, имя нарицательное – женского. 50 Попробуйте придумать несколько притч, – и вы убедитесь, сколь непросто создать хотя бы одну хорошую! 51 Могут ли некоторые притчи Иисуса учить одновременно этике и богословию? Возможно, в отдельных случаях это имеет место. Возьмем, например, притчу о блудном сыне ( Лк.15:11–32 ). С одной стороны, образ самодовольного старшего брата – явный упрек фарисеям. с другой стороны, образ отца, который принимает и прощает своего никчемного, но раскаявшегося сына, показывает, каков Бог . любовь и милость Божья выше всего, что мы заслужили. 53 Царство Божие и Царство Небесное – это одно и то же понятие (ср. Мф.5:3  и Лк.6:3 ). Замена «Божие» на «Небесное» связана с тем, что иудеи считали слово «Бог» слишком священным, чтобы легковесно его употреблять. Евангелие от Матфея, адресованное преимущественно иудейским и иудеохристианским читателям, использует большей частью выражение «Царство Небесное». Марк и Лука всегда говорят о «Царстве Божием», что для неиудеев было более понятно. Иисус, очевидно, употреблял оба выражения, в зависимости от аудитории.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

23–27. Не упрекай голодного, напоминая о празднике; ибо не человек создан для праздника, но праздник для человека: и нет времени, которым бы мы не могли располагать по нужде сами собою. Гл. 3. Ст. 5. Кто скорбит об ожесточении грешника, тот не может смотреть на него с благосклонностью. Не показывай любви в очах твоих к нераскаянному грешнику, и не одобряй сим его поведения. 13–14. Слово Божие не может быть проповедуемо во всех народах одним лицом. Сам Господь Спаситель для большей успешности евангелия избирает Себе соработников ( 1Кор.3:9 ), сообщая им Свою силу чудотворения ( Мк.3:15 ). 24–25. Хорошо и прекрасно жить братиям всем вместе. Ибо где мир, там Господь утверждает Свое благословение ( Пс.132:1, 3 ). Брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же яко основанное царство. Притч.18:19 . Гл. 4. Ст. 4–7. Блюдый ветра, не сеет: и смотряяй во облацех (дождя), не пожнет. Еккл.11:4 . Сличи Мф.7:6 ; Деян.13:46 . 11–12. В ком внутреннее чувство грубо, тот духовного не понимает; потому что о духовном надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Вера в Бога – от Бога, и для верующего в тайну царствия Божия никакой притчи не нужно ( Лк.24:32 сл.). 21. Премудрость сокровенна и сокровище неявленно, кая польза в обоих? Лучше человек скрываяй буйство, нежели человек скрываяй премудрость свою. Сир.41:17–18 . 21–22. Тако да просветится свет наш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела. Мф.5:16 . 26–28. Благодать Божия растет в человеке неприметно, но постепенно, сперва как бы зелень (обновление) в зерне, потом как бы колос (освящение), потом как бы полное зерно в колосе (оправдание – 1Кор.6:11 ). 33. Служитель Слова не должен употреблять таких притчей (подобий), которые трудны для разумения; самая лучшая притча та, которая ближе к сердцу (к разумению ( Мк.4:13 ) и чувствованию. (Смотри Луки гл. 15). 34. Если ты учитель, то обращай особенное внимание на лучших учеников, дабы они впоследствии могли быть лучшими наставниками. Гл. 5. Ст. 2–7. Сильно действует бес в человеке, одержимом им; но Бога страшится, и не терпит Его присутствия: ибо оно для него мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Сдержанность, с которой апостол Марк излагает торжественный вход в Иерусалим и подчеркнуто спокойное завершение эпизода — убедительное свидетельство его достоверности и непосредственной опоры на воспоминания очевидцев. Ясно, что “мессианская легенда” (Бультман) или “культовая легенда” (Дибелиус) выглядели бы иначе. 1. ες Βηθφαγ κα Βηθαναν ‘к Виффагии и Вифании’. Виффагия часто упоминается в раввинистической литературе в связи с обсуждением ритуально значимых границ святого города. Путники вначале должны были пройти Вифанию (которая обычно отождествляется с нынешней Эль-Азарией), но порядок упоминания здесь, очевидно, ориентирован на Иерусалим. τ ρος τν λαιν ‘горе Елеонской’, или ‘Масличной горе’. Масличная гора возвышается на 800 м к востоку от Иерусалима, простираясь с севера на юг. Некоторые комментаторы полагают, что уже в Евангельское время усматривалась связь Елеонской горы с Мессией на основании 2 Цар 15:32, Иез 11:23, Зах 14:4–5. 2. φ ν οδες οπω νθρπων κθισεν ‘на которого никто из людей не садился’. Для священного употребления годилось только то (живот­ное или предмет), что до этого не использовалось для обыденных нужд, см. Числ 19:2; Втор 21:3; 1 Цар 6:7; 2 Цар 6:3. Христос вступает в Иерусалим как Царь Израилев из пророчества Захарии — “кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле”, который “возвестит мир народам” (Зах 9:9–10), а не как Мессия — военный триумфатор, мечта националистов. 3. Κριος ‘Господу’. Имеется ли здесь в виду то же слово, что арам. mrî ‘мой господин, мой хозяин’ или mran(’) ‘мой учитель’, которое было формой обращения учеников к Иисусу (Мф 7:21=Лк 6:46)? Тейлор предполагает, что κριος может означать просто хозяина осленка, который в это время был с Иисусом. 8. στιβδας ‘ветви с дерев’. Слово στιβς означает постель из соломы, тростника или ветвей с листьями, либо просто брошенных россыпью, либо набитых в матрац. 9. σανν ‘осанна!’. Транслитерация hôša‘ n’, арамейская форма евр. hôšî‘h-nn’ ‘спаси же!’ или ‘спаси ныне!’ в Пс 117:25. Возможно, ветви, постилаемые в честь Иисуса, напомнили кому-то из присутствующих о lûl bîm — пальмовых, миртовых или ивовых ветвях, которые приносили на праздник Кущей и которыми размахивали при литургическом возглашении слов hôšî‘h-nn’ из Пс 117 (эти lûl bîm так и назывались “осаннами”). Знакомый всем отрывок из псалма, который пели также на Пасху 38 , будучи возглашен кем-то, был сразу же подхвачен толпой паломников. В псалме выражение “благословен грядущий во имя Господне!” (117:26) относится к паломникам, прибывающим на праздник. Однако толпа прозревала и второй смысл возгласа, и совсем не подлежит сомнению, что его имел в виду апостол Марк, у которого слова ν νματι Κυρου ‘во имя Господне’ относятся к ρχμενος ‘Грядущему’, но не к ελογημνος ‘благословен’, как в псалме. У Луки в 19:38 определенно говорится “Царь, грядущий во имя Господне”.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Таков закон внутренней христианской жизни... И это – не простая симпатия, не естественное или органическое влечение, но, именно, подвиг. Ибо, во-первых, такая любовь требует самоотречения или самозабвения, – любить ближнего, как самого себя, значит не только отождествлять другого с собою, уравнивать его с собою, но и видеть себя именно в другом, в друге, а не в самом себе. В этом и есть смысл дружбы: друг есть другое «Я», и притом – «Я» предпочитаемое. По отеческому объяснению, именно в христианстве закон дружбы достигает своей полноты... «любимый для любящего есть то же, что он сам», – говорил Златоуст. И – более, чем он сам. Во-вторых, христианская любовь видит в ближнем брата, созданного по «образу Божию», видит в нем именно «образ Божий», видит в «каждом из братий сих меньших» самого Христа. В этом – подлинная мистика «любви к ближнему»... И это братство во Христе не ограничивается единством веры, единством крещального братотворения, – для христианина ближним является не только израильтянин, но и самарянин. Ближним является во Христе каждый, ради кого приходил Спаситель, ради кого Он пострадал и умер, за кого Он молился, – а молился Он, предавая дух на Кресте, за распинавших Его, как за не ведавших, что творят... Христовой меры любовь к ближнему достигает тогда, когда она возрастает в любовь и к врагам, и к ненавидящим, и обидящим ( Мф.5:44 ). Ибо любить любящих – невеликое дело; так поступают и грешники, и мытари ( Лк.6:32,33 ; ср. Мф.5:46,47 ). Иначе сказать, любовь христианская должна быть бескорыстною и как бы беспричинною, не искать для себя причин и оснований. Христианин должен любить ближнего потому, что иначе он сам внутренне не может к нему относиться. То есть, он сам должен стать любовью, и любовь будет из него источаться, как из преисполненного источника... В этом – мера богоподобной любви. Отец Небесный равно благотворит и праведным, и неправедным, и добрым, и злым, – потому что Он благ и есть Благо, и всякое действие Божие есть благодеяние и благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Некоторые великие люди обладали даром слова, способностью привлекать к себе сердца людей. Но кто из них может сравниться с Тем, о Котором слышавшие учение Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ), слово Которого было со властью ( Мк.1:22 ; Лк.4:32 ), о Котором самые враги говорили: откуда у Него такая премудрость?.. и как Он знает Писания, не учившись? ( Мф.13:54 ; Ин.7:15 ). Ни один из основателей религий не выдавал свое учение как всеобщее, предназначенное для всех людей и всех времен. Свое религиозное учение они предназначали прежде всего только для своего народа. Только один Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он пришел от Отца, чтобы спасти род человеческий ( Мф.18:11 и др.), быть светом для всего мира ( Ин.8:12, 9:5 ), преподать учение, которое должно быть проповедано от Иерусалима до последних пределов земли ( Мк.13:10 ). Он не основатель только новой религии, не преподаватель нового религиозного учения, нет: Он – Искупитель рода человеческого, Он – Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира ( Ин.1:29 ), Он – Сын Божий, на Которого Отец возложил вину всех ( Ис.53:6 ), чтобы через Него примирить с Собою мир посредством Креста Его ( Кол.1:20 ). Он – Разоритель ада, отверзший двери рая, наполняющий его обитателями земли и возвращенными пленниками ада. Он – Истребитель греха, Победитель смерти, Обновитель твари, Отец будущего века, второй Адам, от Которого происходит обновленное человечество, предназначенное для жизни в обителях Отца Небесного, где не будет болезни, печали и воздыхания. Он – Бог , имеющий придти со славою, чтобы судить живых и мертвых ( 1Пет.4:5 ; 2Тим.4:1 ). Прошло девятнадцать столетий со дня явления на земле Краснейшего паче всех сынов человеческих ( Пс.44:3 ), и как никто из современников не мог обличить Его в грехе, так и впоследствии, даже до дня сего самая строгая критика не может обрести в Нем ни малейшего нравственного недостатка. Фаворский свет был отблеском Его величайшей святости. Он был не только Самосвятостью, но и Виновником освящения других: Он – Праведник, имеющий даровать оправдание многим ( Рим.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Жестокие сердцем, далекие от правды». Хотя под «жестокими сердцем» Священное Писание обыкновенно разумеет весь «жестоковыйный» Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса ( Иез.2:6 ; Иез.3:7 ; Ис.50:2 ; Ис.65:2 ), однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть. В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это – высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, в частности, напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают ( Мф.23:13 ). Они названы также еще и далекими от «правды»; под «правдой» же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе: «Аз есмь путь..., истина и живот» ( Ин.14:6 ), Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой «правды» раскрывается в следующем стихе. Ис.46:13 . Я при­близил правду Мою, она не далеко, и спасе­ние Мое не замедлит; и дам Сиону спасе­ние, Израилю славу Мою. «Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит». Под приближенной Богом «правдой» здесь разумеется, ближайшим образом, то спасение народа Божия из вавилонского плена, которое является отправным пунктом всех речей пророка. Но, как всюду, так и в данном случае, это ближайшее историческое событие имеет и соответствующее аллегорическое значение, служа прообразом того духовного спасения, о котором говорится дальше. «И дам Сиону спасение, Израилю – славу Мою». По терминологии пророка Исаии, слово «Сион» имеет довольно определенный смысл, – указывает на центр будущего, восстановленного и духовно-обновленного Израиля, имеющего возникнуть уже по пришествии Мессии ( Ис.1:26–27 ; Ис.29:1 ; Ис.38:11 ; Ис.40:10 ; Ис.62 и др.). А так как, по слову апостола, это спасение придет «от Иудеев» ( Ин.4:22 ), т. е. чрез посредство сего богоизбранного племени, то оно, конечно, послужит и в прославление его истинных сынов, как отметил это и Симеон Богоприимец в заключительных словах своей молитвы: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Правило 87 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Жена оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: аще жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет (Иерем. 3:1). И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив ( Притч. 18:23 ). Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлющий, по слову Господа ( Лк. 16:18 ), повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут . ( Ап. 48 ; Трул. 98 ; Анкир. 20 ; Карф. 102 ; Василия Вел. 9 , 21 , 31 , 35 , 36 , 46 , 48 , 77 , 80 ) . Согласно римскому, а равно и церковному праву, брак есть союз и соединение мужа с женою на всю жизнь (conjugatio maris et foeminae et consortium omnis vitae, мужеви и жене сочетание и сбытие во всей жизни) 1269 . Это точное выражение учения Св. Писания ( Мф.19:5–6 ; Мк. 10:5–9 ; Ефес. 5:32 ), являющегося символическим учением нашей православной церкви 1270 . Согласно этому, кто вступил в законный брак, и этот брак смертью одного из супругов не был расторгнут, уже не может вступить в новый брак с другим лицом. Если же кто-либо самовольно расторгнет брачные узы, причем муж, оставивший свою законную жену, или жена – своего законного мужа, и этот муж или эта жена вступят в брак с другим лицом, то таковые подлежат соответствующему наказанию; второй же этот брак считается недействительным. Вот об этом именно и говорит это (87) трулльское правило, повторяя в общем 35-е и 77-е правила Василия Великого и подтверждая предписания прочих правил, изданных по этому предмету до конца VII века. Правило это объявляет прелюбодейной жену, оставившую без причины ( λо γως, praeter rationem) мужа и вышедшую замуж за другого, точно также объявляет оно прелюбодеем и мужа, оставившего жену свою и женившегося на другой, почему и подвергает виновных наказанию, определенному для прелюбодеев, а именно семилетней епитимии 1271 . Священник же, который благословил бы подобный брак, зная о существовании законного, не расторгнутого брака, подвергается низложению 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Научная теория монетаризма. Учение чикагской школы монетаризма называют основным, или, иначе, mainstream. Школа проповедует отмену ограничений в форме государственного регулирования и настаивает на максимизации свобод для предпринимательства. Утверждается, что свобода развивает таланты, расширяет возможность вовлечения в обменный оборот все новых объектов, которым присваивается цена. Определяющим фактором развития экономик называется количество денег в обращении. Существует прямая связь между изменением денежной массы в экономике государства и величиной валового национального продукта. То есть чем больше денег в стране, тем больше продукта в ней производится. Банки указываются как источник благ. Выдавая кредиты, банки способствуют росту экономики и благоденствия людей. Получая займы, люди, применяя таланты, улучшают свою жизнь. Следует отметить, что национальная валюта возникает в стране посредством эмиссии. Современная модель эмиссии привязана к золотому запасу и означает выпуск долговых обязательств, то есть увеличение госдолга. Чем больше эмиссия денег, тем больше долг. Деньги же создаются банками, определяющими, чей долг может расти. Священное Писание раскрывает Творца как источник всех благ. Бог нелицеприятен, посылает дождь на поля как грешных, так и праведных, как больных, так и здоровых. Солнце светит одинаково для всех: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить ( Мф.5:44–46 ). Господь всего дает в изобилии: ибо Он благ и к неблагодарным и злым ( Лк.6:35 ). Все, чем пользуется человек, исходит от Бога и дается Им безвозмездно. На протяжении сорока лет Господь давал в пустыне народу израильскому хлеб насущный, столько, сколько было необходимо. Каждый собирал по потребности: у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал сколько ему съесть ( Исх.16:18 ). Не устоял человек падший под непосредственным водительством Бога, испросил себе царя, чтобы царьпосредник правил людьми и судил их ( 1Цар.8:7–20 ). По свободной воле человека было дано помазаннику Божиему соучаствовать в распределении благ ( Рим.13:1 ). Цари делали монету и пускали в оборот для нужд государственных. Но потом человек отверг и царя, чтобы самому избирать себе правителей по своему разумению, чтобы в распределении благ не было Божьего, а лишь самолюбивое человеческое. И вот уже банки для человека превратились в создателя денег, и им человек поклонился. И деньги уже совсем не золото, а цифры в компьютере. Правители обращаются в банки, чтобы обеспечить средствами экономику государства. Если народу библейскому еще требовалось видеть идола глазами ( Исх.32:4 ), то ныне идол эфемерен – всемогущественная цифра; от золотого идола к цифре привел отец лжи ( Ин.8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010