«Взглянув на него, полюбил его» (стих 21). Христу угодна была жажда, с которой юноша стремился к достижению истины, его стремление заглянуть в глубину закона, не ограничиваясь его внешним, буквальным, исполнением. «Одного тебе недостает». Чего же? Под этим «единым» нельзя понимать то, что перечисляет Христос далее: продажу имения, раздачу нищим и последование за Христом, потому что это уже не одно, а три дела. По контексту речи лучше всего здесь видеть обозначение покаяния или обращения, подобно дитяти, к Христу. «Взяв крест». Ср. Мк.8:34 , впрочем, в лучших кодексах этого выражения нет. «Как трудно надеющимся на богатство...» (стих 24). В лучших кодексах слов «надеющимся на богатство» не имеется (Тишендорф, 8 изд.). Господь говорит, что доступ в Царство Небесное труден вообще. Мк.10:28   И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Мк.10:29 .  Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, Мк.10:30 .  и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Мк.10:31 .  Многие же будут первые последними, и последние первыми. (См. Мф.19:27–30 ). Евангелист Марк точнее определяет награду, ожидающую верных последователей Христа. Он говорит, что эта награда двоякая – временная и вечная (Матфей говорит только о «вечной» награде, в будущей жизни). Здесь верующий получит во сто раз больше всего того, от чего он ради Христа отказался, а там, за гробом жизнь вечную или вечное блаженство. Конечно, под новыми «домами», «отцами», «братьями» и т.д. нужно понимать духовные блага и связи, которые пошедший за Христом и разорвавший для этого связи с своими родными по плоти находит в новой жизни. Однако Христос прибавляет, что христиане в то же время должны претерпеть и гонения ( «среди гонений»), от преследований врагов они не будут избавлены в этом веке ( ν τ καιρ τοτ). В упоминании о получении наград на земле нет упоминания о возмещении разлуки с «женой». Блаженный Феофилакт сообщает, что нечестивый Юлиан нарочно вставлял здесь и такое упоминание, как бы обвиняя христиан в том, что они могут, по учению их Спасителя, иметь сколько угодно жен, расставшись с женами, которых они имели, будучи язычниками. Господь таким образом намеренно не упомянул, не повторил этого выражения «жену» в обещании награды. Об исполнении пророчества Христова относительно земных наград последователю Христа можно читать Деян.2:44 и сл.; Деян.4:32, 37 ; Рим.16:13 ; 1Тим.5:2 и в др. местах апостольских посланий, где, например, старцев рекомендуется почитать как отцов, старых женщин – как матерей и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Соломон родил Ровоама»: 3Цар.11:43 . 1Пар.3:10 . «Ровоам – Авию»: 3Цар.14:31 . «Авия – Асу»: 3Цар.15:8 . «Аса родил Иосафата»: 3Цар.15:24 . «Иосафат – Иорама»: 3Цар.22:50 . «Иорам – Озию»: 4Цар.8:24 . 1Пар.3:11 . 2Пар.22:1,11, 24:27, 26:1 . Собственно Иорам родил Охозию, Охозия – Иоаса, Иоас – Амассию, а Амассия – Озию, – три царя опущены (см. прим. к Мф.1:17 ). – «Озия родил Иоафама»: 4Цар.15:5,32,38 . «Иоафам – Ахаза»: 2Пар.27:9 . «Ахаз – Езекию»: 2Пар.28:27 . 4Цар.18:1 . «Езекия родил Манассию»: 2Пар.32:33 . 4Цар.20:21 . «Манассия – Амона»: 2Пар.33:20 . 4Цар.21:18 . «Амон – Иосию»: 2Пар.33:25 . Мф.1:11 . Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселе­нием в Вавилон. «Иосия родил Иехонию и братьев его». Иосия родил Иоакима, Иоаким – Иехонию: 2Пар.36:4 . 4Цар.24:6 ; опять один член родословия опущен. Впрочем, в некоторых древних рукописях он не опущен и на основании их внесен в наш славянский перевод: (на брезе) и в русский (в тексте). «Перед переселением в Вавилон»: при вавилонском царе Навуходоносоре около 588 г. до Р. Хр. ( 2Пар.36 ). Вавилон – столичный город вавилонского царства, обширного и могущественного тогда, – стоял на Евфрате, реке, впадающей в Персидский залив; ныне отыскивают развалины этого великолепного и богатого некогда города. В плену иудеи пробыли 70 лет, по пророчеству Иеремии пророка ( Иер.25:11–12 ). Мф.1:12 . По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; «Иехония родил Салафииля»: 1Пар.3:16–17 . Иехония не имел детей по плоти: ибо, когда он был отведен в плен вавилонский, он был бездетен ( 4Цар.24:15 . ср. Иер.22:30 ), а в продолжение плена в темнице и после плена в старости он не мог иметь детей, и слово Божие, изреченное чрез Иеремию, должно было прийти на нем в исполнение – и пришло. Потому, если 1Пар.3:17–18 упоминается о нескольких сыновьях Иехонии: то были дети его по усыновлению или закону ужичества (от слова ужик, что значит – родственник). По этому закону ( Втор.25:5 . Руф.4:4–5 . ср. Мф.22,24 и д.) брат или ближайший родственник умершего бездетным должен был вступить со вдовою его в брак и восстановить его семя; рожденные от сего дети считались детьми умершего, хотя по плоти принадлежали восстановившему семя, и имели таким образом двух отцов, одного по плоти, другого (умершего) по закону. Таковы и были дети Иехонии, и притом восстановителем семени был член не из потомства Соломона, но из потомства его брата по матери Нафана, так как братья и ближайшие родственники Иехонии и Седекии – последних царей пред пленом – были умерщвлены. Таким образом, Нирий (из потомков Нафана) является членом родословия, потому что его сын Салафииль усыновлен Иехониею (ср. Лк.3,28 и 1Пар.3:17 ). – «Салафииль родил Зоровавеля»: Салафииль по свидетельству 1-й книги 1Пар.3:18,19 был бездетен, но его брат Федаия (по закону ужичества, родил ему детей, из коих старший – Зоровавель – почитался законным сыном Салафииля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

6. Давайте же и мы будем утолять свою жажду из этих потоков, подобно известной самарянской женщине (Ин 4:7 и далее) 24 , всецело избегать неразумия и через покаяние приближаться к вечному и созерцать его, уходя от преходящего, как о том поведали [мы, хотя и] сбивчиво, в нашем слове, чтобы удостоиться вечного Царства по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово третье. О Божием крещении, святой любвии других величайших Божественных заповедях Благослови, отче! Сказав прежде о первом Божественном постановлении и заповеди — я имею в виду спасительное покаяние и вечное Царство, — сказав и изложив так, как то позволила благодать Всесвятого Духа, мы теперь перейдем, словно из одного сада в другой, к [теме] усыновления и любви, поведя речь о благодати Божиего крещения. Потому что и крестились исповедуя грехи свои (Мф 3:6; Мк 1:5) 25 ; также [Господь] говорит: Если кто не родится свыше, то есть не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (см. Ин 3:5 и 7) 26 ; также: покайтесь, и да крестится каждый из вас (Деян 2:38) 27 и далее; еще: Тем, которые приняли Его, банею возрождения дал власть быть чадами Божиими (см. Ин 1:12; Тит 3:5) 28 Разумеется, крещение находится в полном созвучии с покаянием, а с покаянием — усыновление 29 за которым [следует] могущественный венец [всех] благ — исполнение закона (Рим 13:10) 30 и всех пророков, апостольское украшение, отличительный признак учеников [Христовых]. Ведь [Господь] говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35) 31 . [Не говорит]: потому что мертвых будете воскрешать, прокаженных очищать, бесов изгонять и слепых делать зрячими (см. Мф 10:8; 11:5) 32 узнают все, что вы Мои ученики , поскольку многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда на знал вас (Мф 7:22–23) 33 . Но изрекает: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.   Ибо знамения творить пытаются и лукавые [чудотворцы силою] колдовства и Веельзевула 34 , а любви поражаются все. Когда вы и врагов будете считать друзьями, тогда узнают все, что вы Мои ученики .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

«Сквозь кровлю», т.е. через черепицу ( δι τν κερμων), которой была выложена крыша дома. Черепицу они разобрали в одном месте (у Мк.2:4 , кровля представляется такой, которую нужно «прокапывать»). «Сказал человеку тому: прощаются...» – правильнее: «сказал ему: человек!прощаются...» Христос называет расслабленного не «чадом», как в других случаях (например, Мф.9:2 ), а просто «человеком», вероятно, имея в виду его прежнюю греховную жизнь. «Уразумев помышления их». Некоторые критики указывают здесь на противоречие евангелиста Луки себе самому: только что он сказал, что книжники между собой рассуждали вслух, так что Христос мог слышать их разговоры, а теперь он говорит, что Христос проник в их мысли, которые они держали про себя, как отметил евангелист Марк. Но противоречия здесь нет никакого. Христос мог слышать разговор книжников между собой – об этом Лука умолчал, – но в то же время Он проник мыслью в тайные помышления, которые они скрывали. Они, следовательно, согласно евангелисту Луке, не всё высказывали, что думали... Впечатление, оказанное этим чудом на народ (стих 26), согласно евангелисту Луке, было сильнее, чем изобразили его Матфей и Марк. Лк.5:27 .  После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. Лк.5:28 .  И он, оставив все, встал и последовал за Ним. Лк.5:29 .  И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Лк.5:30 .  Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Лк.5:31 .  Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Лк.5:32 .  Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Лк.5:33 .  Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Лк.5:34 .  Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Лк.5:35 .  Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

к тому, что ξω σωμτων 27 . Св. апостол Павел, – пишет Ориген в другом месте,–восхищен был на третье небо (εις τρτον ορανν) и исследовал в это время небеса и то, что на них находится (ορανος κα τ περ ατν) 28 . Св. апостол Петр, по мнению Оригена , получил от Господа ключи не одного неба, а многих (οχ νς ορανο, λλ πλεινων) небес 29 или, другими словами, целого царства небес (τς βασιλεας τν ουρανν) 30 . То обстоятельство, что во время всеобщего суда избранные соберутся а summis coelorum usque ad terminos eorum ( Мф. 24:31 ), тоже дает Оригену основание допускать существование многих небес. По его мнению, человек, ведущий на земле совершенный образ жизни, удостоивается на том свете сначала пребывания на первом небе, затем на втором и, наконец, на третьем. После пребывания на третьем небе он переходит на многие небеса 31 . Признавая существование во вселенной многих небес, Ориген более или менее подробно останавливается только на первых трех небесах. Первое небо, по его представлению, находится в пространстве, лежащем между землей и твердью включительно, т.-е. неподвижной сферой звезд, известной у греков под именем πλαν 32 . Второе небо, по мнению Оригена , представляет собой находящуюся по ту сторону тверди небесную землю. Это та земля, которую Господь обещал в качестве наследия кротким и смиренным сердцем ( Мф. 5:5 ) 33 . Ее наследуют также те, которые очистятся от грехов через наказания 34 . Наконец, третье небо, по учению Оригена , есть небесный свод второго неба или небесной земли. Это небо представляет собой в собственном смысле небо (coelum principaliter) 35 . На нем, по словам Спасителя, написаны имена святых 36 . Сюда восходят души тех людей, которые уже здесь на земле всецело повиновались слову Божью и научились воспринимать премудрость Божью. Сюда переходят также души, достигшие высшего совершенства на втором небе или небесной земле 37 . Кроме рассмотренных небес, Ориген довольно подробно говорит еще о рае, который, по его мнению, служит местом более или менее продолжительного пребывания праведников непосредственно после их смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Б. Сеяние посредством деяний ( Мф. 8Мф. 9:38 ): 1) власть Иисуса над болезнями ( Мф. 8:1–18 ; Мф. 9:1–8.20–22.27–31 ); 2) власть Иисуса над бесами ( Мф. 8:28–34 ; Мф. 9:32–34 ); 3) власть Иисуса над смертью ( Мф. 9:18.19.23–26 ); 4) власть Иисуса над природой ( Мф. 8:23–27 ); 5) власть Иисуса над людьми ( Мф. 9:9–17.35–38 ). III. Время жатвы ( Мф. 10Мф. 13:58 ). А. Иисус посылает учеников ( Мф. 10:1–42 ): 1) наставление ( Мф. 10:1–15 ); 2) ответ мира сего – гонения ( Мф. 10:16–25 ); 3) страх Божий и страх перед людьми ( Мф. 10:26–33 ); 4) разделения во имя Иисуса ( Мф. 10:34–42 ). Б. Христос на жатве ( Мф. 11Мф. 13:58 ): 1) вопрос сомневающегося Иоанна Крестителя и упорство галилейских городов ( Мф. 11:1–24 ); 2) свидетельство Сына и призыв труждающихся и обремененных ( Мф. 11:25–30 ); 3) мудрые ответы Иисуса книжникам ( Мф. 12:1–50 ); 4) семь притчей о Царстве Небесном ( Мф. 13:1–52 ); 5) Иисус в Назарете ( Мф. 13:53–58 ). IV. Разъяснение учения ( Мф. 14Мф. 23:39 ). А. Осмысление слов Иисуса ( Мф. 14Мф. 16:20 ). Б. Усиление противостояния ( Мф. 16Мф. 22:46 ): 1) укрепление верующих ( Мф. 16Мф. 17:21 ); 2) верующие в мире сем ( Мф. 17Мф. 20:16 ); 3) разъяснение причин противоборства ( Мф. 20:17Мф. 22:46 ). В. Приговор ( Мф. 23:1–39 ): 1) поведение фарисеев ( Мф. 23:1–12 ); 2) «горе» лицемерам ( Мф. 23:13–32 ); 3) предсказание великих бедствий ( Мф. 23:33–39 ). V. Христос – Победитель ( Мф. 24Мф. 28:20 ). А. Поучение о пути к окончат. победе ( Мф. 24Мф. 25:46 ): 1) взгляд в будущее ( Мф. 24:1–14 ); 2) когда пробьет последний час истории ( Мф. 24:15–36 ); 3) притчи о Страшном суде ( Мф. 24Мф. 25:46 ). Б. Основание победы ( Мф. 26Мф. 27:56 ): 1) приготовления Иисуса среди учеников ( Мф. 26:1–46 ); 2) Иисус предается в руки человеч. ( Мф. 26Мф. 27:26 ); 3) смерть лишается власти ( Мф. 27:27–56 ). В. Победа на земле ( Мф. 27Мф. 28:20 ). IV. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ 1) Е. от М. повествует об установлении Богом Царства Небесного через Иисуса – Спасителя Своего народа ( Мф. 1 – в Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1 Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь ( Мф.22:37-38 ). 2 Вторая же подобна еи: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:39-40 ). 3 Заповедь новую даю вам да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин.13:34 ). 4 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). 5 Аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки ( Ин.8:51 ). 6 Покаитеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф.3:2 ). 7 Уготоваите путь Господень, правы творите стези Его ( Мф.3:3 ). 8 Сотворите убо плод достоин покаяния ( Мф.3:8 ). 9 Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изоуст Божиих ( Мф.4:4 ). 10 Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесныи совершен есть ( Мф.5:48 ). 11 Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). 12 Не всяк глаголяи Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяи волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). 13 Всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком ( Мф.12:31 ). 14 Всяк сад, егоже не насади Отец Мои Небесныи, искоренится ( Мф.15:13 ). 15 Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свои, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). 16 Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? ( Мф.16:26 ). 17 Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф.18:20 ). 18 Горе же человеку тому, имже Сын Человеческии предастся ( Мф.26:24 ). 19 Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всеи твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). 20 Блажени слышащии слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). 21 Не боися, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство ( Лк.12:32 ). 22 Иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет не может Мои быти ученик ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Пятница 2 Кор. 11, 5—21. Ев. Мк. 4, 1—9. Суббота 1 Кор. 2, 6—9. Ев. Мф. 22, 15—22. Неделя 13 Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 1—8. На литургии 1 Кор. 16, 13—24. Ев. Мф. 21, 33—42. Понедельник 14: 2 Кор. 12, 10—19. Ев. Мк. 4, 10—23. Вторник 2 Кор. 12, 20 — 13, 2. Ев. Мк. 4, 24—34. Среда 2 Кор. 13, 3—13. Ев. Мк. 4, 35—41. Четверг Гал. 1, 1—10, 20 — 2, 5. Ев. Мк. 5, 1—20. Пятница Гал. 2, 6—10. Ев. Мк. 5, 22—24, 35 — 6, 1. Суббота 1 Кор. 4, 1—5. Ев. Мф. 23, 1—12. Неделя 14 Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 9—20. На литургии 2 Кор. 1, 21 — 2, 4. Ев. Мф. 22, 1—14. Понедельник 15: Гал. 2, 11—16. Ев. Мк. 5, 24—34. Вторник Гал. 2, 21 — 3, 7; Ев. Мк. 6, 1—7. Среда Гал. 3, 15—22. Ев. Мк. 6, 7—13. Четверг Гал. 3, 23 — 4, 5. Ев. Мк. 6, 30—45. Пятница Гал. 4, 8—21. Ев. Мк. 6, 45—53. Суббота 1 Кор. 4, 17 — 5, 5. Ев. Мф. 24, 1—13. Неделя 15 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 1—12. На литургии 2 Кор. 4, 6—15. Ев. Мф. 22, 35—46. Понедельник 16: Гал. 4, 28 — 5, 10. Ев. Мк. 6, 54 — 7, 8. Вторник Гал. 5, 11—21. Ев. Мк. 7, 5—16. Среда Гал. 6, 2—10. Ев. Мк. 7, 14—24. Четверг Еф. 1, 1—9. Ев. Мк. 7, 24—30. Пятница Еф. 1, 7—17. Ев. Мк. 8, 1—10. Суббота 1 Кор. 10, 23—28. Ев. Мф. 24, 34—44. Неделя 16 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 12—35. На литургии 2 Кор. 6, 1—10. Ев. Мф. 25, 14—30. Понедельник 17: Еф. 1, 22 — 2, 3. Ев. Мк. 10, 46—52. Вторник Еф. 2, 19 — 3, 7. Ев. Мк. 11, 11—23. Среда Еф. 3, 8—21. Ев. Мк. 11, 23—26. Четверг Еф. 4, 14—19. Ев. Мк. 11, 27—33. Пятница Еф. 4, 17—25. Ев. Мк. 12, 1—12. Суббота 1 Кор. 14, 20—25. Ев. Мф. 25, 1—13. Неделя 17 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 36—53. На литургии 2 Кор. 6, 16 — 7, 1. Ев. Мф. 15, 21—28. Понедельник Еф. 4, 25—32. Ев. Лк. 3, 19—22. Вторник Еф. 5, 20—26. Ев. Лк. 3, 23 — 4, 1. Среда Еф. 5, 25—33. Ев. Лк. 4, 1—15. Четверг Еф. 5, 33 — 6, 9. Ев. Лк. 4, 16—22. Пятница Еф. 6, 18—24. Ев. Лк. 4, 22—30. Суббота 1 Кор, 15, 39—45. Ев. Лк. 4, 31—36. Неделя 18 Воскресенье на утрени Ев. Ин. 20, 1—10. На литургии 2 Кор. 9, 6—11. Ев. Лк. 5, 1—11. Понедельник 19: Флп. 1, 1—7. Ев. Лк. 4, 37—44.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Суд страшный возвещен апостолами: Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). И как человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). Минута страшного суда известна одному Богу: О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ). Суд страшный будет произведен Христом: Когда же придет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:31–32 ). Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. И дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий ( Ин.5:22,27 ). И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых ( Деян.10:42 ). Святые будут восседать со Христом на Суде страшном: Иисус сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в паки бытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен израилевых ( Мф.19:28 ). Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? ( 1Кор.6:2–3 ). Суд страшный совершится по пришествии Христа: Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф.24:30–31 ). Суд страшный будет одинаков для всех народов и людей: Он будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей ( Пс.95:13 ). Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата, ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду ( Иоиль.3:12 ). И увидел я мертвых малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богословие Иоанна Дамаскина XII или начала XIII в. Выбрасывание однородных букв особенно замечается в Греческих собственных именах, непонятных и трудно произносимых для Русского простого человека. Так в Мстиславовом списке Евангелия Москов. Благовещенского собора, писанном по повелению Новгородского князя Мстислава Владимировича для основанного им на своем дворце, на Городище, Благовещенского монастыря, в начале XII в., на л. 198 об. пишется: отъ дщерь арнъ (вместо Аарон, Лк.1:5 ., как и в Остром. Евангелии 277 об.), 162 об. и сиин матн (вместо: и Иосиина, Мф.27:56 ., так и Остром. 202), также л. 182 и об. брати го. иковъ и сии и симонъ ( Мф.13:55 ), 198 братъ иковль и осиинъ, но 158 об. правильно: матн ( Мк.15:40 ); 106 об. акима и (вместо: Иоакима), 159 об. н о матнзм мон меташа жребн (вм. о иматизме Ин.19:24 ); или выбрасываются однородные буквы в средине слова: 179 об. и др. аврамъ, исакъ (должно быть: Авраам, Исаак), 33. 37 и др. вельзевоулъ, 52. 132 об. 199. данилъмь прркъмь, азъ смь гаврилъ (должно: Веельзевул, Даниилом, Гавриил). Что касается до имени Спасителя: то, в Мстислав. списке, когда оно пишется вполне, надобно сказать, вообще пишется с двумя в начале гласными, именно или иисоусъ, – л. 23. и гоже посъла ха ( Ин.17:3 ), 32 об. гда съконьча иисоусъ ( Мф.7:28 ), потом: косноу и (прокаженного) иисоусъ (8:3), 38 об. изиде противоу (ст. 34), 40. пришьдьшю въ домъ (13:36), 43. предъ ногама (15:30), 49. пришьдьшю въ црквь (21:24), или сокращенно под титлом л. 17. в ъзведъ очи свои.. же сътвори знамени ( Ин.6:5:14 ), так и на обор., л. 18 и об. 20. 21. 22 и об. 24 об. 25 и об. 26 (шесть раз), 26 об. 31 об. 32. 33 об. 34 и об.35. 37. 38 и об. (дважды), 40 и об. (трижды) 41 (трижды) 41 об. 42 об. 43 и об. 44. 45. 46 об. 47 об. 48 об. 55 об. 56. 84. 102. 119 об. 151 об. 153. Не смотря на это, по вышеозначенному правилу выбрасывания при стечении одних и тех же букв, и в Мстиславовом списке в следующих местах, часто на одних и тех же страницах, с предыдущим правильным написанием пишется и простонародная легкая форма Исус: 9 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010