( 1Пар. 29:1112 ). «Тебе, Господи, величество, и сила, и слава, и одоление, и исповедание, и крепость, яко Ты всеми, иже на небеси и на земли, владычествуеши: от лица Твоего трепещет всяк царь, и язык: и Тебе, Господи, царство, и великолепие во всех и во всяком начале. от Тебе богатство и слава. Ты над всеми начальствуеши, Господи, начало всякаго начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся.» ( Дан. 2:21 ). «Той пременяет времена и лета, поставляет цари и преставляет, даяй премудрость мудрым, и разум ведущим смышление.» ( 1Тим. 1:17 ). «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков.» ( Откр. 17:14 ). «Господь господем есть, и Царь царем.» Слич. ( Мф. 11:25 ). ( 1Тим. 6:15 ). 2) Всё в мире повинуется Божиим определениям. ( Быт. 8:22 ). «Во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут.» ( Пс. 148:68 ). «Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. Хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны, огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его.» 3) Что в мире ни происходит, добро или зло, счастье или несчастие, – всё происходит по воле, или попущению Божию. ( Пс. 45:910 ). «Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие.» ( Притч. 21:31 ). «Конь уготовляется на день брани: от Господа же помощь.» ( Иер. 11:11 ). «Сия глаголет Господь: Аз наведу на них злая, от нихже изыти не возмогут: и возопиют ко Мне, и не услышу их.» ( Ам. 3:6 ). «Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?» Слч. ( Дан. 4:3132 ). ( Пс. 136:12 ). 4) Всё в мире состоит под непосредственным управлением Божиим: ибо Он носит всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:3 ), и о Нем живем и движемся и есмы ( Деян. 17:28 ). Слч. ( Ис. 45:67 ). 5) Бог управляет в мире великим и малым: велит восходить солнцу над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ); даёт дождь ранний и поздний ( Иер. 5:24 ) и времена плодотворные ( Деян. 14:17 ), и великолепно украшает даже полевые цветы ( Мф. 6:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

1112. Никифора Монашествующего Слово о трезвении и хранении сердца Добротолюбие, ч. 2. 1113.  Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь глас плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно (Пс. 6. 9–11). 1114. Слово 2. 1115. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 1116. Лествица. Слово 27. 1117.  …много теснили меня от юности моей… На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои (Пс. 128. 2, 3). 1118.  К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов [обращены] на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. (Пс. 122. 1, 2). 1119.  Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19. 10). 1120.  Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7. 13, 14). 1121.  Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19. 8). 1122.  …ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19. 9). 1123.  …должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18. 1). 1124.  …в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говори ла: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне (Лк. 18. 1–5). 1125. Толкование блаженного Феофилакта Болгарского. Лествица. Слово 28 и проч. 1126.  Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть (Пс. 102. 10, 14). 1127. Лк. 6. 35. 1128. Мф. 20. 1–15. 1129. Слово 90. 1130.  …рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем (Лк. 1. 51–53).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1111, до 24 мая – смерть Николая Грамматика 1111, ноябрь – 1112, апрель – осада Тира Балдуином ок. 1111 – посольство Алексея к Мухаммеду 1111, декабрь –1112,апрель – посольство Алексея к Балдуину 1111–1112 (?) – мятеж Михаила из Амастриды 1111–1112 (?) – мирный договор с сельджуками 1111–1112, зима-лето – пребывание Алексея на Херсонесе Фракийском 1112, январь – смерть Бертрана Тулузского 1113, весна-осень – кампания Алексея против сельджуков 1114, ноябрь – прибытие Алексея в Филиппополь 1115, лето – дискуссия Алексея с павликианами в Филиппополе 1116, лето-осень – кампания Алексея против Мелик-Шаха II 1116, осень (?) – реорганизация приюта св. Павла 1117 – гибель Мелик-Шаха II 1118, 15 августа – смерть Алексея I Комнина 1122 – Вормский конкордат 1126 – начало мятежа Константина Гавры в Трапезунде 1133 (?) – смерть Ирины Дукены 1135–1136 – поход Uoahha II в Киликию и Сирию 1136, до октября – смерть Никифора Вриенния 1143, 8 апреля – смерть императора Иоанна Комнина 1153–1155 (?) – смерть Анны Комниной Указатели УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Аарон 342, 343, 598 Аарон, библ. 282, 565 Аарон, сын царя Ивана-Владислава 598 Аарон, шурин императора Исаака I Комнина 598 Ааронии 341, 598 Абасг 512 Абд-аль-Асиз 590 Абела 388–390 Абелярд 135, 488 Абуль-Касим 22, 190–197, 199, 217, 522, 525, 526 Абу-Хайан, см. Пухей Авраам 465 Агамемнон Атрид 207 Агарь 465, 557 Агелай 155 Адельфий 622 Адемар Монтейльский 565,584 Адмет 61, 444 Адонис 398 Адонтц Н. 550, 594 Адралест 359, 361 Адриан, император римский 616 Адриан Далассин 130, 478 Адриан Комнин, брат Алексея I 11, 123, 204, 209, 210, 234, 242, 257, 258, 463, 476, 507, 508, 550 Адриан Комнин, племянник Алексея I 589 Аид 326 Алакасей 270–272 Александр (Парис) 72 Александр Евфорвин (Форвин) Катакалон 199, 200, 247, 337, 528 Александр Кавалика (Александр Кавасила?) 220, 538 Александр Кавасила, Кавасила 145, 351, 355, 538 Александр Македонский 44, 56,214, 253, 418, 440, 596 Александр Синадин 464 Александридес К. 626 Алексей, дука Корфу 319, 320, 587 Алексей, племянник Алексея I Комнина 327, 335, 345, 347, 348, 358, 362, 589, 595

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 18. Кто больше в Царстве Небесном ( Мф.18:1–5 ). О соблазнах ( Мф.18:6–11 ). Притчам заблудшей овце ( Мф.18:12–14 ). О согрешающем брате ( Мф.18:15–17 ). Власть вязать и решить ( Мф.18:18–20 ). О прощении ближнего ( Мф.18:21–22 ). Притча о царе, считающемся с рабами ( Мф.18:23–35 ). Глава 19. Христос в пределах Иудеи ( Мф.19:1–2 ). Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака ( Мф.19:3–9 ) и с учениками – о безбрачии ( Мф.19:10–12 ). Благословение детей ( Мф.19:13–15 ). Разговор с богатым юношею ( Мф.19:16–22 ) и с учениками – об опасности богатства ( Мф.19:23–26 ). Награды ученикам и последователям Христовым ( Мф.19:27–30 ). Глава 20. Притча о расплате с работавшими в винограднике ( Мф.20:1–16 ). Новое предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.20:17–19 ). Ответ на просьбу матери сынов Зеведеевых и наставление ученикам о смирении ( Мф.20:20–28 ). Исцеление слепцов иерихонских ( Мф.20:29–34 ). Глава 21. Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф.21:1–11 ). Очищение храма, исцеление больных, дети восклицающие и возвращение в Вифанию ( Мф.21:12–17 ). Проклятая смоковница ( Мф.21:18–22 ). Откуда Иоанн ( Мф.21:23–27 ). Притчи: о сынах, посланных в виноградник ( Мф.21:28–32 ), и о делателях винограда ( Мф.21:33–41 ). Камень краеугольный ( Мф.21:42–46 ). Глава 22. Притча о брачном пире ( Мф.22:1–14 ). Ответ фарисеям о дани кесарю ( Мф.22:15–22 ). Ответ саддукеям о воскресении ( Мф.22:23–33 ). О наибольшей заповеди в законе ( Мф.22:34–40 ). Христос – чей сын ( Мф.22:41–46 ). Глава 23. Обличительная речь Господа против фарисеев ( Мф.23:1–36 ). Скорбь об Иерусалиме ( Мф.23:37–39 ). Глава 24. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Своем и кончине мира ( Мф.24:1–43 ). Притча о рабе и господине ( Мф.24:44–51 ). Глава 25. Притчи: о мудрых и неразумных девах ( Мф.25:1–13 ) и о талантах ( Мф.25:14–30 ). Изображение страшного суда ( Мф.25:31–46 ). Глава 26. Извещение о Пасхе и страданиях ( Мф.26:1–2 ). Совещание врагов Иисуса Христа убить Его ( Мф.26:3–5 ). Господь Иисус в Вифании и жена, возливающая на Него миро ( Мф.26:6–13 ). Умысел Иуды ( Мф.26:14–16 ). Вкушение пасхи и установление Евхаристии ( Мф.26:17–30 ). Предречение о соблазне учеников и отречении Петра ( Мф.26:31–35 ). Гефсиманская молитва ( Мф.26:36–46 ). Предательство ( Мф.26:47–56 ). Иисус Христос на суде у Каиафы ( Мф.26:57–68 ). Отречение Петрово ( Мф.26:69–75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В Евангелии от Матфея описываются обстоятельства рождества Иисуса Христа и события общественной деятельности Его как Мессии с самого начала почти до вознесения в следующем порядке: Глава 1. Родословие Иисуса Христа ( Мф.1:1–17 ) и рождество Его ( Мф.1:18–25 ). Глава 2. Путешествие и поклонение волхвов ( Мф.2:1–12 ). Бегство в Египет ( Мф.2:13–15 ). Избиение младенцев ( Мф.2:16–18 ). Возвращение из Египта ( Мф.2:19–23 ). Глава 3. Иоанн Креститель и его проповедь ( Мф.3:1–12 ). Крещение Христово ( Мф.3:13–17 ). Глава 4. Искушение Иисуса Христа ( Мф.4:1–11 ). Поселение Его в Капернауме ( Мф.4:12–17 ). Призвание рыбарей ( Мф.4:18–22 ). Слава Иисусова ( Мф.4:23–25 ). Глава 5. Нагорная беседа ( Мф.5–7 ). Блаженства ( Мф.5:1–16 ). Учение о законе ( Мф.5:17–20 ). Ветхозаветные заповеди: об убийстве ( Мф.5:21–26 ), о прелюбодеянии ( Мф.5:27–30 ), о разводе ( Мф.5:31–32 ), о клятве ( Мф.5:33–37 ), о мести ( Мф.5:38–42 ), о любви к ближним ( Мф.5:43–48 ). Глава 6. Нагорная беседа (продолжение): заповеди о милостыне ( Мф.6:1–4 ), о молитве ( Мф.6:5–15 ) и посте ( Мф.6:16–18 ); истинное богатство ( Мф.6:19–34 ). Глава 7. Нагорная беседа (окончание): о неосуждении ближних ( Мф.7:1–5 ), об охранении святыни ( Мф.7:6 ), о постоянстве в молитве ( Мф.7:7–12 ), о широком и тесном пути ( Мф.7:13–14 ), о лжепророках ( Мф.7:15–23 ), об истиной и ложной мудрости ( Мф.7:24–27 ). Заключение ( Мф.7:28–29 ). Глава 8. Исцеление Иисусом Христом прокаженного ( Мф.8:1–4 ), раба сотника ( Мф.8:5–13 ), тещи Симоновой и других больных ( Мф.8:14–17 ). Ответы Иисуса Христа книжнику и ученику ( Мф.8:18–22 ). Укрощение им бури ( Мф.8:23–27 ). Пребывание Его в стране Гергесинской ( Мф.8:28–34 ). Глава 9. Исцеление расслабленного ( Мф.9:1–8 ). Призвание Матфея ( Мф.9:9–13 ). Ответ ученикам Иоанновым о посте ( Мф.9:14–17 ). Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери начальника синагоги ( Мф.9:18–26 ): Исцеление слепых и немого ( Мф.9:27–34 ). Путешествия Иисуса Христа и речь о жатве и жателях ( Мф.9:35–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 10. Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Глава 11. Вопрос от Иоанна чрез учеников своих Иисусу Христу ( Мф.11:2–3 ). Ответ Господа ( Мф.11:4–6 ) и речь народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ) и об иудеях ( Мф.11:16–19 ). Укоризна городам нераскаянным ( Мф.11:20–24 ). Прославление Бога Отца ( Мф.11:25–27 ) и призвание труждающихся и обремененных ( Мф.11:28–30 ). Глава 12. Речь по поводу срывания учениками колосьев ( Мф.12:1–8 ). Исцеление сухорукого и других ( Мф.12:9–21 ). Исцеление бесноватого и речь по сему поводу ( Мф.12:22–37 ). Знамение пророка Ионы ( Мф.12:38–40 ). Суд над народом ( Мф.12:41–45 ). Матерь и братья Христовы ( Мф.12:46–50 ). Глава 13. Учение о Царстве Божием в притчах: о сеятеле ( Мф.13:1–23 ), о пшенице и плевелах ( Мф.13:24–30 ), о зерне горчичном ( Мф.13:31–32 ), о закваске ( Мф.13:33 ); причина учения притчами ( Мф.13:34–35 ). Объяснение притчи о пшенице и плевелах ( Мф.13:36–43 ). Притчи: о сокровище на поле ( Мф.13:44 ), о купце и жемчужине ( Мф.13:45–46 ), о неводе ( Мф.13:47–50 ). Вопрос и наставление ученикам ( Мф.13:51–52 ). Иисус в синагоге Назаретской ( Мф.13:53–58 ). Глава 14. Убиение Иоанна Крестителя ( Мф.14:1–12 ). Удаление Иисуса Христа, исцеление больных и чудесное насыщение народа ( Мф.14:13–21 ). Хождение Иисуса Христа и Апостола Петра по водам ( Мф.14:22–33 ). Исцеление больных в земле Геннисаретской ( Мф.14:34–36 ). Глава 15. Беседа с фарисеями о преданиях старцев ( Мф.15:1–20 ). Исцеление дочери жены хананейской и других больных ( Мф.15:21–31 ). Второе чудесное насыщение народа ( Мф.15:32–39 ). Глава 16. Искушение Иисуса Христа фарисеями и саддукеями ( Мф.16:1–4 ). Закваска фарисейская и саддукейская ( Мф.16:5–12 ). Исповедание Петрово ( Мф.16:13–20 ). Предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.16:21–23 ). Крест последователей Христовых ( Мф.16:24–28 ). Глава 17. Преображение Господне ( Мф.17:1–9 ). Илия – предтеча Мессии ( Мф.17:10–13 ). Исцеление бесноватого ( Мф.17:14–21 ). Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.17:22–23 ). Подаяние дидрахмы ( Мф.17:24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Благодаря труду усердных монахов в Сито, а потом и в других основанных им монастырях, составились обширные библиотеки. Строгость жизни Сито стяжала ему сочувствие многих. Но она же и отпугивала других. До 1112 года увеличение монастыря шло медленно, а между тем болезни производили своё безжалостное опустошение, и только что возникшее аббатство грозило погибнуть. Стефану оставалось надеяться лишь на Бога, и в 1112 году в Сито вступил со своими товарищами Бернард. В следующем же 1113 году Сито уже мог основать новый монастырь в шалонском епископстве, которому дали многозначительное название «Твёрдости» (Firmitas, La Ferté). В 1114 году основано Понтиньи (Pontiniacum, Pontigny), в 1115 году – Клерво (в лангрском епископстве) и Моримонд. В 1134 году в год смерти Стефана Сито уже насчитывало около 80 общежитии. В 1111 году, когда Сито, казалось, было на дороге к медленному вымиранию, Бернард со своими товарищами готовился в «Шатильоне на сене» к тяжёлой жизни цистерцианского монаха. Недалеко от церковки святого Ворля жил он с увлеченными им своими братьями и товарищами, привлекая всё новых членов в своё общежитие – «став страшилищем для матерей и юных жён». Только двое, напуганные слухами о строгости Сито, «вернулись в мир», остальные в числе тридцати вступили в монастырь в апреле 1112 года. Аскеза и одушевление юного Бернарда уже в 1115 году поставили его во главе двенадцати других монахов, отправленных Стефаном для основания нового цистерцианского монастыря. В долине Обы (Aubes), на левом берегу её, в лощине, опоясанной тихими лесами, Бернард заложил Клерво (Clairvaux). Братья означили место своего кладбища, поставили алтарь, наскоро сколотили себе шалаши и принялись за медленное дело создания монастыря, посвящённого Святой Деве. Скромны были начала нового аббатства: они не позволяли ещё предугадывать его будущего великолепия. Маленькая четырехугольная капелла с тремя алтарями, деревянным крестом и бедною утварью, лишённая украшений и скудно освещаемая узкими окнами или лампой, являлась центром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

     1673. Кловский – Богородицкий – Стефановский или Стефанечь, женский, ныне место первой гимназии и примыкающий к нему овраг или провалье, в гор. Киеве. Нет, сомнения, что он уже существовал в XI ст. и был основан Стефаном, поставленным в 1074 г. игуменом Печерским и скон­чавшимся в 1094 г. епископом Влади­мирским на Волыни; полагают, что он удалился сюда после отлучения его от игуменства возмутившимися иноками. Под 6604 (1096) год. в Ипатьевской ле­тописи читаем: «и пожгоша (Боняк) монастыръ девический святого Стефана и деревне герман (в лаврент. летоп. «вжгоша Стефанечь монастырь, и де­ревне, и Германечь»)». Однако же мона­стырь вскоре был возобновлен: «В се же лето (6616 или 1108) кончаша верх св. Богородица на Клове, заложеней Сте­фаном игуменом Печерьскым». Далее под 6620 (1112) год. значится: «преставися Давыд Игоревич и положено бысть тело его в церькви св. Богородица Влахерне на Клове». В 1115 г. упоминается игумен Петр Кловский при освящении церкви и перенесении мощей св. Бориса и Глеба. В 1240 г. разорен Батыем и место его оставалось до 1744 г. пу­стым; в этом же году здесь выстроен от Печерской лавры дворец с садами и лиловою рощею, а с 1811 г. помещается гимназия. “Ист. Росс. Иер.”, II, 42; IV, 532; 327; Ратшин, 134; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 143; “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 21; И. М., “Паломник Киев.”, 1849 г., 47; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1864 г., 127; “Указат. святыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 184; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 92, 232 (игум. Петр), 235 (игум. Климент); “Полн. собр. лет.”, I, 84, 90 (о. св. Стефане), 99 (нашествие Бо­няка 1096 г.), 121 (окончание церк. Богород. 1108 г.); II, 3 (погреб. Давыда Игор. 1112 г.), 6 (игум. Петр 1115 г.), 279 (преставися еписк. Владим. Стефан 1094 г.), 281 (нашеств. Боняка 1096 г.), 288 (оконч. церк. Богород. игум. Стефаном 1109 г.), 289 (в 1112 г. погреб. кн. Давыда Игор.); VII, 9 (нашеств. Боняка 1096 г.), 21 (в 1108 г. залож. церк. Богород.); IX, 126 (в 1096 г. сожжен Боняком), 141 (в 1108 г. кончаша верх св. Богор. на Клове, заложенеей Стефаном, игум. Печер­ским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Важное значение имело обсуждение цитаты из творений прп. Иоанна Дамаскина (в данных словах св. Иоанн называет Бога Отца «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово», в русском переводе соответствующий текст представлен в с.179-180]), которую обе стороны толковали по-разному с. 1067-1071]. Также жаркий спор возник при рассмотрении творений свт. Григория Нисского с. 1071-1074]. Иоанном Векком было упомянуто и высказывание свт. Тарасия Константинопольского об исхождении Святого Духа через Сына с. 1075]. Дискуссия не только не привела к примирению и присоединению сторонников Векка к Церкви, но и сильнее выявила расхождение между сторонами конфликта. Вместе с тем у православных участников Собора возникло понимание необходимости точно сформулировать православное учение об исхождении Святого Духа. Составление документа, содержащего изложение веры было поручено патриарху Григорию Кипрскому с. 1078-1080]. Далее И.Е. Троицкий рассматривает дискуссию вокруг составленного Григорием Томоса Собора, развернувшуюся в 1285-1289 гг. с. 1081-1112]. Среди основных эпизодов этой дискуссии указаны отказ клириков подписать Томос (в том числе в связи с непониманием термина «воссияние») с. 1081-1083], критика Томоса со стороны Иоанна Векка с. 1083-1084], критика Томоса со стороны Георгия Мосхамбара и других бывших сторонников Григория с. 1084-1089], полемика вокруг сочинения сторонника Григория монаха Марка, усилившая критику Томоса и самого патриарха в византийском обществе с. 1089-1095], участие арсенитов в спорах о Томосе с. 1095-1099], события, связанные с отставкой патриарха Григория II с. 1099-1112], а также решение специальной комиссии об исключении из Томоса изъяснения слов прп. Иоанна Дамаскина с. 1112]. В данной работе автор также говорит о своих планах публикации сочинений Григория Кипрского в русском переводе с. 1102, сноска 2], чтобы и было выполнено позднее в серии статей В этих статьях историк приводит перевод ряда сочинений самого Григория Кипрского, а также его оппонентов. Из сочинений Григория представлены «Изложение свитка веры против Векка» с.

http://bogoslov.ru/article/6170113

5132 Упоминается под 1072 г. в Воскресенской, Софийской Первой и Типографской лет. (ПСРЛ Т. 7. С. 341; Т. 6. Вып. 1. Стб. 198; Т. 24. С. 63). 5133 В Летописце Переяславля-Суздальского, при рассказе об освящении храма в Печерском монастыре упоминается черниговский епископ Иов (Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII века (между 1214 и 1219 годов, издан Κ. М. Оболенским. M., 1851. С. 50). Здесь допущена ошибка: все прочие летописи и Киево-Печерский патерик приводят иное имя епископа, участвовавшего в 1089 г. в освящении Печерской церкви, – Иоанн. Типографская лет. сообщает, что епископ Иоанн «лежа боленъ на своей епископьи леть 25, не могий слоужити» (Типографская лет.; ПСРЛ. Т. 24. С. 73). В Ипатьевской лет. указана дата кончины – 23.11.1111 (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 273), в Лаврентьевской лет. – 23.03.1112. «В лто 1112 месяца марта Того же месяца въ кг преставис епископъ Черниговьскъуи (ПСРЛ Т. 1. Стб. 289). (В год 1112, в марте. В этот же месяц, 23, преставился епископ Черниговский Иоанн.) Никоновская лет. указывает эту же дату, а лет. по Воскресенскому списку согласна с Ипатьевской. В Лаврентьевской лет. месяц не указан, а сказано «того же месяца», что согласуется с предыдущими мартовскими событиями. Можно предположить, что позднейшие переписчики неправильно согласовали даты. А составитель Никоновской лет. просто повторил ошибку, содержавшуюся в его источнике. Согласно вышеизложенному первая дата выглядит предпочтительнее; она принята в большинстве работ, включающих имя этого иерарха. 5134 Даты поставления и преставления – по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289, 293). Память – в Соборе преподобных Киево-Печерских (в Ближних пещерах) 28.09. 5135 У ААО. Т. 1. С. 151, 152 под 7 следует некий Гераклид, а под 10 – Феотекн. Первый из них – Ираклид, второй – Евфимий Феотоки из списка Никоновской лет. (см. прим. 1). 5137 Дата поставления – 1143 г. (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1 Стб. 313). Упоминается в числе участников Собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича в 1147 г. (Там же. Т. 2 Стб. 341–342)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010