Дела милосердия могут совершаться мирянами как в индивидуальном порядке (частная благотворительность), так и принимать организованные формы (общественная благотворительность). 2 Уже Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61. 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или предоставлять мелкие беспроцентные ссуды (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20). Кроме того, ветхозаветные благодеяния — это скорее результат законодательного повеления, а не веления сердца. Основной аргумент этого законодательства — страх Божий (Сир. 4, 5-6; Тов. 4, 7). В Новом Завете диакония является продолжением служения Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Помощь ближнему — это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг каждого христианина (Ин. 13, 34). Притчей о Страшном Суде Спаситель ясно говорит, что делающий благо ближнему делает его Богу (Мф. 25, 40).

http://patriarchia.ru/db/text/1343180.ht...

Всего мира, т. е. всего человечества, всех народов ( Мк.16:15 , Мф.28:19 ). Так, мы должны молиться за всех на свете людей, не только соотечественников и единоплеменников, но и чуждых нам по отечеству и народности, не только единоверных с нами, но и разноверных и даже неверных. Мы должны помнить, что все люди, несмотря на эти и другие разности, происходят от единой крови ( Деян.17:26 ), следственно все – дети одного Отца небесного и между собой братья, что Господь промышляет о всех народах, «не переставая (даже не ведущим Его) свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая им с неба дожди и времена плодоносные» ( Деян.14:17 ), что самое искупление совершено для всех людей, для всего мира, хотя не все еще уверовали в Искупителя: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Соответственно сему мы должны любить всех людей, к какому бы народу они ни принадлежали и какую бы веру ни исповедовали, и эту любовь должны выражать в молитве за всех без различия, как это заповедует св. ап. Павел: «молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки» ( 1Тим.2:1 ). О чем же, по руководству ектении, мы должны молить Бога, молясь за всех людей, за весь мир? – О мире всею мира. Под миром здесь разумеется, в противоположность свышнему миру (о котором говорится в предшествующем возглашении) внешнее, земное мирное, или благополучное состояние. Для него требуется, чтобы нигде не было вражды, междоусобных и международных браней, моровых язв, голода, землетрясений, пожаров, наводнений и других физических и общественных бедствий, разрушающих мир, или спокойное наслаждение земными благами. Молясь о внешнем благополучии всех людей на свете, мы поступаем согласно с намерением самого Господа, желающего через внешние благодеяния обратить к Себе неведущих Его. Мы можем надеяться, что они, взысканные милостями Божиими, сами наконец будут искать Того, Которым живут, движутся и существуют ( Деян.17:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Христианин в нашем понимании есть тот, кто верует и исповедует Иисуса Христа соприсносущим Сыном Отца по Божественному Существу и, следовательно, Богом совершенным. Говоря постоянно о своем вечном Отце и о характере вечной жизни, как о познании «единого истинного Бога» ( Ин.17:3 ), Христос делает всю нашу жизнь двупланной – мы живем в двух измерениях: вечности и времени. Сие, в известные моменты Божиих посещений, открывает нам то же сознание, которое мы видим у апостолов, а именно: о предназначении человека к обожению и о предъизбрании верных «прежде сложения мира» ( Еф.1:4 ). При Своем вознесений Господь «благословил» апостолов, свидетелей сего откровения ( Лк.24:50–51 ). Он заповедал им идти по всему миру проповедовать Евангелие всей твари, уча все народы соблюдать все, что Он повелел им. В заключение сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (ср. Мф.28:19–20 ; Мк.16:15 ). Благословение Божие пребывает в мире сем, и прежде всего там, где его жаждут. Но веку сему положено «скончание». Эта форма бытия не предназначена для вмещения всей полноты Божественного Бытия. В своей, даже благословенной части – Земля является нашей последней целью. Наше «чаяние» есть свойство природы нашей, способной предвосхитить грядущее Царство. Та сторона нашего духа, что стремится к надмирному Богу, сама по себе «надмирна», как подобает образу Божию. Факт Воплощения – показатель высокого достоинства человека: некоторой соизмеримости между Богом и человеком. Возможность для Бога вочеловечения имеет в себе параллелью возможность для человека воспринять обожение. Мы призваны Творцом к соучастию в творении мира: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему: и да владычествуют они... над всею землею» ( Быт.1:26 ). Вознесшийся Христос воссел одесную Бога Отца уже и как Сын Человеческий. «Он победил мир» ( Ин.16:33 ), и мы приобщаемся к Его победе. Итак, человек двупланен: он в мире сем, он же превосходит (трансцендирует) в духе природный мир. В низших формах своего существования он является «вещью», «объектом», «явлением», и как таковой – детерминирован; в свойственной ему высшей форме он – персона-ипостась, обладает двойственным самоощущением: своей тленности и ничтожества, но и своего величия и бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Так отнеслись люди к Божественному учению Христову. А как отнеслись они лично к Нему? Господь Христос изобильно источал людям дары Своих милостей: Он насыщал голодных, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, утешал скорбных, Себя отдал за спасение людей. Что же люди? – Они преследуют Его с младенческих лет, заставив Его бежать в Египет. Когда Он достиг мужского возраста, пытаются свергнуть Его со скалы в пропасть, пытаются взять Его под стражу, злословят и всячески клевещут на Него, наконец хитростью берут Его для своего беззаконнейшего суда. А что на суде вытерпела Божественная любовь? – клеветы, оплевания, заушения, ударения, всякие истязания, издевательства и ужаснейшую крестную смерть. Сами, уничижая Христа, другим воспрещали почитать и прославлять Его. Когда при торжественном на осляти входе Господа Иисуса в Иерусалим славили Его ученики и малые дети, то книжники и фарисеи требовали, чтобы Он воспретил это открытое прославление ( Лк.19:37–40 ; Мф.21:15–16 ). А ныне что творится? То издевательство над достойнейшими священнослужителями, над Христианской Церковью , над всем делом Христовым, которое является в книгах и на театральных подмостках («Черные вороны» В. Протопопова и др.), не доставляет ли Христу такого же заплевания и заушения, какое происходило при Его земной жизни? А в попытках устранить из государственной и общественной жизни и из школы прямое влияние Христианской Церкви на основе так называемой свободы совести не выражается ли то же самое презрительное отношение ко Христу? Отвращаясь от Господа и Христа Его, отвращаясь от религии, люди по необходимости впадают в крайнее нравственное расстройство. Поскольку они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим.1:28–31 ). Так характеризует апостол языков современных ему безверных людей. Неправда и злоба людская сопровождается, однако, внешним видом расположенности и добра – заискиванием и ласкательством, особенно перед сильными людьми и перед народными массами. На суде правитель выносит явно незаконный над Христом приговор вследствие желания сделать угодное народу ( Мк.15:15 ). В другой раз, когда народные стремления не совпали с намерениями народных вождей, то вожди эти беззастенчиво высказались о народе так: этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Гибель Иуды (см.: Мф 27, 3–10) Иуда. Худ. Ф. Йеневайн      Когда Иуда, предавший Иисуса Христа, узнал, что синедрион осудил Господа на смерть, он раскаялся, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но они сказали ему: «А нам что до того?» В отчаянии, не веря в прощение и милосердие Божие, он, бросив деньги в храме, вышел вон и удавился. Суд Пилата и Ирода (см.: Мф 27, 2–30; Мк 15, 1–19; Лк 23, 1–25; Ин 18, 28-19, 16).      Осудив Господа на смерть, иудеи тут же повели Его к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату. Пилат, не любивший и презиравший иудеев, все же вышел к ним. Поскольку обвинения в кощунстве не могли интересовать Пилата, иудеи обвинили Господа в том, что Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Царем. Пилат, удалившись с Иисусом, стал допрашивать Его: Ты Царь Иудейский? Господь ответил ему: Царство Мое не от мира сего . Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои не допустили бы, чтобы Я был предан иудеям». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: «Да, Я Царь. Я на то родился и для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Пилат понял, что Иисус не претендует на земное господство. Спросив: что есть истина? — он, не дожидаясь ответа, вышел к ожидавшим его иудеям. «Я никакой вины в Нем не нахожу», — объявил он им. Враги Господа продолжали стоять на своем, говоря, что Иисус возмущал народ, уча повсюду, от Галилеи до Иерусалима. Пилат, услышав, что Господь из Галилеи, области, где правил Ирод Антипа, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод давно желал видеть Иисуса, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему многие вопросы, но Господь не удовлетворил его досужее любопытство и ничего не ответил ему. Тогда Ирод и его воины, посмеявшись и поиздевавшись над Господом, надели на Него светлую одежду и отослали обратно к Пилату. Пилат же, созвав первосвященников, старейшин и народ, сказал им: «Вы привели ко мне Этого Человека, но ни я, ни Ирод не нашли в Нем вины, достойной смерти.

http://pravoslavie.ru/104416.html

Люди должны понять, что существуют препятствия, прежде всего, духовно-нравственного характера, не позволяющие священнику преподавать Таинство крещения каждому желающему. Но мы чаще всего не хотим замечать никаких препятствий, поэтому великое Таинство низвели на уровень обычной требы. Какое главное требование Церкви от желающего принять крещение? Отвечает Сам Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Главное требование – это вера, которая «без дел мертва» (Иак 2: 26). Будем осуждены, и крещение не поможет, если не будем веровать в Господа Иисуса Христа и исполнять Его повеления. Но в том-то вся и беда, что многие идут креститься и крестить своих детей не по велению своей веры или убеждений, а часто по причине каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть как все – «на всякий случай». Для большинства людей крещение всего лишь красивый традиционный обряд, порой даже просто средство против порчи и сглаза или некий залог здоровья ребенка. По своему равнодушию и лени (с такими ли душевными качествами надо просить у Церкви крещения?) люди даже не хотят предварительно узнать, что такое крещение и, почему и как Его надо принимать. Когда священник предлагает им хоть немного узнать об этом Таинстве, побеседовать, подготовиться, нередко приходится слышать возмущенные жалобы о том, что «мы не за это платим деньги!». Отсюда выходит, что люди возмущаются заповедью Самого Господа: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа , уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28: 19-20). Как будто давая деньги за принятие Таинства (сейчас принято говорить – «пожертвовать за крещение»), люди откупаются от следования этой заповеди. Поэтому и приходится наблюдать, что люди ведут себя в храме как в продуктовом магазине – они просто покупают возможность покреститься. Но даже в обычном магазине прежде, чем отдать деньги за продукты, люди изучают товар на содержание, свежесть, качество и прочее. «Покупая» же крещение, они при этом не хотят знать, что они «покупают», для чего оно нужно и как его использовать. Парадокс, присущий такого рода явлениям, когда совершается попытка совместить несовместимые вещи – свет и тьму, праведность и беззаконие, Христа и Велиара (2 Кор 6: 14-15).

http://pravoslavie.ru/71935.html

Господь избрал их, как доказавших свою любовь и привязанность к Нему, доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения. Себе Самому Он предоставил их образование, и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море. Им Господь открывал тайны Царствия Своего, нередко изъяснял Свое учение наедине ( Мк.4:34 ; Мф.13:36 ). Он постепенно искоренял их предрассудки, принесенные из Иудейского учения, умерял в них сердечные движения и приводил их в согласие с их обязанностями. Господь очищал и просвещал их ум и сердце, приготовляя их к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения. Они постоянно были при Нем ( Мк.3:14 ), повсюду сопровождали Его, были всегдашними Его спутниками и собеседниками, слушали Его учение, были свидетелями Его жизни и деятельности, Его чудес, Его страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо, и имели сами потом свидетельствовать о том, что видели, слышали, осязали. Сначала они были в отношении к Господу как ученики; в конце Своего земного поприща Он уже назвал их друзьями ( Ин.15:14–15 ), как такими, от которых Он ничего не скрывал; наконец, по Воскресении Своем, наименовал их братиями ( Ин.20:17 ), как самыми близкими к Себе существами. По роду служения своего они Самим Господом наименованы были апостолами ( Лк.6:13 ), т. е. посланниками. Двукратно Христос Спаситель посылал их на проповедь . Сначала, дав им власть творить чудеса, послал их по двое пред лицем Своим только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.10:5  и дал.; Мк.6:7  и дал.). Потом, после смерти и славного Воскресения, послал их проповедовать Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), научать все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Число 12 апостолов, нарушенное отпадением Иуды, вскоре по Вознесении Христа восполнено было избранием по жребию Матфия ( Деян.1:20, 23–26 ). В день Пятидесятницы апостолы прияли Духа Святого, нисшедшего в виде огненных языков и почившего на них Своей благодатью ( Деян.2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заповедь апостола Иакова ( Иак.5:16 ) своей ясностью и прямотой исключает всякую возможность иносказательного толкования её. Сам апостол разумел здесь не духовный елей, как разумеют сектанты, а вещественный, тот елей, которым апостолы многих больных мазали и исцеляли ( Мк.6:13 ). Не лишне также сказать при этом, что вещество таинства елеосвящения, как и вещество других таинств, необходимо, прежде всего, для нашей телесной природы, которую не забывали ни Христос, ни апостолы; они, без сомнения, могли совершать чудеса без всяких внешних посредств, однако при чудотворениях употребляли эти внешние средства и действия: возложение рук, опоясаний, брение и пр. ( Деян.19:12:8:17 ; Ин.9:6 и др.). Если бы ты был бестелесен, говорит святитель Иоанн Златоуст , то Христос сообщил бы тебе эти дары (т.е. дары таинств) бестелесно, но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе чрез чувственное (Бесед. на Мф.). Ввиду возражения сектантов, что в Евангелии нигде не сказано об установлении Елеосвящения Иисусом Христом, необходимо напомнить, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус ( Мф.28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); они называли себя слугами Христовыми и только строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ). Следовательно и елеосвящение, заповедуемое апостолом Иаковом христианам, как таинственное, врачевство от болезней телесных и душевных, заповедано Самим Господом Иисусом Христом и Духом Божиим. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве Елеосвящения Мк.6:12–13 . «Они (апостолы) пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Объясн. Не ясно ли отсюда, что таинство елеосвящения (или соборования) имеет для себя образец и основание в Евангелии. Было благодатное помазание и после Христа: Иак.5:14–15 . Замечательно и то, что помазание маслом заменяло возложение рук Христом: Мк.6:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если интересно подробнее узнать о синергии (соработничестве) Бога и человека в деле нашего спасения, то почитайте 13е собеседование прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Совершив Искупление, Господь повелел Своим ученикам проповедовать Евангелие всем народам, всей твари: “идите, научите все народы” ( Мф.28:19 ); “идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” ( Мк.16:15 ). Бог желает спасения всем людям: “Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?” ( Иез.18:23 ). А спасение подразумевает веру: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:16 ). Итак, Бог призывает ко спасению всех людей, и Его призыв сопряжен с благодатным содействием. Призывающее действие Божественной благодати не ограничивается ни национальными, ни половыми, ни социальными границами. Между тем, чтобы уверовать в Истинного Бога и следовать за Христом, от человека требуется личное желание, личное волеизъявление: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мф.16:24 ). Однако далеко не все склоняются к тому, чтобы уверовать. “Виновен” ли в этом Бог? — Нет. Человек может отказываться верить по разным причинам (в силу определенного воспитания, определенного душевного расположения и пр.). И почему тот-то и тот то, несмотря на Божественный призыв, не уверовал, — ответы в разных случаях будут разными. Что касается слов “Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” ( Мф.11:27 ), на это уместно ответить следующим образом: все, что необходимо нам знать для спасения (некий условный “минимум”), Сын давно уже открыл, и его спасительное учение представлено в Священном Писании. В свою очередь Священное Писание переведено на множество языков, выдержало множество переизданий, ктому же сейчас его тексты доступны широкому читателю и в Интернет-пространстве. Книги «Вопросы и ответы»

http://azbyka.ru/vopros/bog-sam-otkryvae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010