Пилат, по сообщению ев. Марка, удивился, услышав, что. Иисус уже умер, так. как распятые, вися на кресте, оставались живы иногда по два, по три дня. Поэтому он отдал Иосифу тело Иисусово не ранее, как убедился от сотника в Его смерти. Тогда Иосиф, сняв тело Иисуса, обвил Его плащаницей. А Никодим, который также пришел принять участие в погребении Господа, принес с собой состав смирны и алоэ, обильно помазал ими тело Иисусово и обвил его пеленами. Тело Иисусово положили в новом гробе, в котором еще никто не был положен, который был высечен в скале и принадлежал Иосифу (Мф.). Это было в саду, находившемся недалеко от места распятия Господа. Положив тело во гробе, Иосиф и Никодим привалили к двери гроба большой камень, так как в противном случае тело Иисуса могло быть побеспокоено зверями. Свидетелями погребения были некоторые из жен. Они наблюдали, где будет Иисус погребен, чтобы по прошествии субботы помазать тело Учителя благовониями. Приставление ко гробу И. Христа стражи (в субботу) (Мф.27:62–66) Ев. Матфей сохранил нам известие величайшей важности: запечатание гроба Иисуса и охранение его стражей, по желанию самих врагов Господа, послужило к тому, чтобы удалить всякое подозрение в обмане и сделать непререкаемой истину Его воскресения. Вероятно, вечером в субботу, когда прошло время покоя, иудеи обращаются к Пилату с просьбой – поставить стражу ко гробу Иисуса, при чем, как на побуждение, указывают на то, что Христос при жизни предсказывал о тридневном Своем воскресении. Пилат, выслушав их, сказал, что они имеют стражу и потому пусть охраняют, как знают. Они пошли и поставили ко гробу стражу, а ко входному камню приложили печать. Воскресение Иисуса Христа. Утро первого дня (Мф.28:1–15; Мр. 16:1–11; Лук. 24:1–12; Ин.20:1–18) Все другие евангелисты, кроме Матфея, о том, как произошло самое воскресение Христа, ничего не говорят, а все внимание обращают на то, как этот факт засвидетельствован пред верующими во Христа. По сообщению же ев. Матфея, воскресение И. Христа ознаменовалось следующими событиями: ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от дверей гроба Иисуса Христа и сел на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Также в Евангелии от Матфея: «аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя; остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23—24). И еще в Первом послании Иоанновом: «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает» (1Иоан.4:16). «Глаголяй себе в свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе» (1Ин.2:9). IV. Не должно ничем тщеславиться, потому что у нас нет ничего своего    В Евангелии от Иоанна: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе» (Ин.3:27). Также в Первом послании Павла к Коринфянам: «что же имаши, егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь?» (1Кор.4:7). То же в Первой книге Царств: «не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших; яко Бог разумов Господь... Лук сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою» (1Цар.2:3—4). О том же самом и в книгах Маккавейских: «праведно есть повинутися Богови, и смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде» (2Мак.9:12). И в другом месте: «от словес мужа грешна не убойтеся; понеже слова его в мотыла и в червие: днесь вознесется, а утре не обрящется, яко обратися в персть свою и помышление его погибе» (1Мак.2:62—63). V. Во всем надлежит соблюдать смирение и кротость    У Исаии: «тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею; кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего? вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя... И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:1—2). О том же и в Евангелии от Матфея: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф.5:5). И в Евангелии от Луки: «иже бо менший есть в вас, сей есть велик» (Лк.9:48). «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк.14:11). О том самом и в Послании к Римлянам: «не высокомудрствуй, но бойся. Аще бо Бог естественных ветвей не пощаде, да не како и тебе не пощадит» (Рим.11:20—21). О том же и в псалме 33: «и смиренныя духом спасет» (Пс.33:19). Также в Послании к Римлянам: «воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга» (Рим.13:7—8). То же в Евангелии от Матфея: «любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах, и целования на торжищах, и зватися от человек: учителю, учителю. Вы же не нарицайтеся учителие; един бо есть ваш Учитель» (Мф.23:6—8). И в Евангелии от Иоанна: «несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я» (Ин.13:16—17). И еще в псалме 81: «смирена и нища оправдайте» (Пс.81:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

41. Иез. 3, 12. 42.  Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, 112 (217). 43. Παπαδπουλος-Κεραμως Α. Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Πετροπ., 1894. Π, 43. 44. Рим. 8, 26. 45. См. Вступит. гл., с. 57. 46.  Дмитриевский Α. Τυπικ, 8б7, 872. 47.  Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpiae, 1737. T. III, p. 21. 48.  Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (207). 49. Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (208): «начал старец пети слава Отцу с прочими» (иноками или молитвами?). 50.  Дмитриевский А. Что такое κανν τν ψαλμφδας…//Рук. для сельск. паст. 1889 г., с. 70. 51. Ис. 33, 2; Вар. 3, 1. Ср. Мф. 20, 30; 15, 22. 52. Апостольские Постановления. VIII, 9–10. 53. Мф. 6, 13. 54. Лк. 11, 2–5. 55. «Учение 12 апостолов», 8. 56. См. выше, Вступит. гл., с. 62. 57. Рим. 11, 36; Флп. 4, 20. Ср. «Учение 12 апостолов», 58. Посл. к Диогнету, 12. Акты св. Феклы, гл. 42. Goltz. Das Gebet in der altesten Christenheit. Leipz., 1901. S. 157. 59. Рим. 11, 36; 2 Кор. 11, 31; Гал. 1, 5 и мн. др. 8. Еф. 3, 21. 60. Иуд. 25. 61. 2 Пет. 3, 18; 1 Пет. 4, 11; Рим. 9, 5; Евр. 13, 21. 62. Гал. 1, 5; 2 Тим. 4, 18; Евр. 13, 21. Ср. 1 Клим. 32, 38, 43, 45, 50; 2 Клим. 20. 63. Еф. 3, 21. 64. Иуд. 25. 65.  Блж. Феодорит. Прот. ер. гл. 1. 66.  Goltz. Das Gebet, 159. 67.  Migne. Patrol curs, compl. s. lat., t. 66, col. 425. 68.  Ириней. Прот. ерес. 1, 3. 69.  Тертуллиан. О зрелищах, 25. 70.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, с. 25. 71.  Ориген. О молитве, 33. 72. Кан. Егип., 31. 73. Кан. Иппол., 29. 74.  Дмитриевский А. Евхологион IV b. Серапиона, еп. Тмуитского. Киев, 1894. с. 18 и др. 75.  Василий Великий. О Святом Духе, 27. 76.  Baronius. c. Annales ecclesiastici. Colon. Agrip., 1624, III, 176. 77.  Блж. Феодорит. Церковная история. II, 24. Ср. рассказ в «Луге духовном»: Евсевий Раифский рассказывал Иоанну Мосху, что к нему пришел демон в образе монаха и на требование аввы сотворить обычную молитву при входе в келию пробормотал: «ныне и присно…»; когда же старец потребовал, чтобы он сказал полное славословие, и при этом произнес самое славословие, демон исчез, как от огня (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровождала перенесение тела Его Иосифом Аримафейским и Никодимом от креста ко гробу была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф.27:61; Мрк.15:47) и когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Его тело, то пламенная благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и с ее стороны возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю. Она покупает миро и ароматы (Лк.23:56), чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть. Предприятие это, давшее Марии Магдалине наименование еще и мироносицы, принадлежало ей, так как два Евангелиста поставляют ее опять первою, между некоторыми другими женами, ей последовавшими в нем, а третий — только одну ее (Мф.28:1; Мрк.16:1; Иоан.20:1) и именует в этом благородном деле. И вот среди ночного еще сумрака (Иоан.20:1), первого дня недели, после скорбной Субботы, среди опасности от озлобленных иудеев, уже покушавшихся наложить руки на учеников Христовых, и в то время, когда Апостолы Распятого с разбитою душою заперлись в своем помещении, — Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая угрожающую опасность, бесстрашно идет ко гробу Спасителя, неся ароматы и миро (Лк.23:56; Мрк.16:1), приготовленные для помазания тела Христова, чтобы оказать Почившему последнюю дань любви и почитания. О страже, приставленной иудеями к пещере гроба Христова, и о запечатании первосвященниками входа в нее Мария Магдалина не знала, так как всё это произошло уже после удаления всех почитателей Иисуса из сада (Мф.27:62–66) Иосифа Аримафейского. Но теперь, на пути из Иерусалима к пещере гроба Христова, Мария Магдалина вспомнила, что вход в ту пещеру был закрыт Иосифом и Никодимом таким большим, тяжелым камнем, которого не в силах отвалить от входа ни она, ни спутницы ее. И вот, в смущении об этом препятствии, мироносицы говорят между собою:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Надо полагать, что и Апостолы, находившиеся в толпе на Голгофе, были потрясены землетрясением. Но теперь они не могли уже надеяться, что Иисус сойдет с креста и объявит Себя Царем Израилевым. Он умер, и один из воинов, чтобы окончательно удостовериться в Его смерти, пронзил Ему копьем ребра. Все это видели Апостолы; и видели они потом, как сняли тело Иисуса с креста и понесли куда-то для погребения. Все кончилось! Иисус умер и погребен, как Человек. Значит, Он – не Сын Божий и не Мессия. Конец мечтам о всемирном царстве еврейском, о двенадцати престолах, обещанных Апостолам в этом царстве! С разбитыми надеждами, тоской, отчаянием и полным разочарованием ушли Апостолы с Голгофы. Они (кроме Иоанна, конечно) даже не поинтересовались посмотреть, где погребен Иисус, так как Евангелисты, говоря о женщинах, следивших за погребением Иисуса, ничего не говорят об Апостолах ( Мф.27:61 ; Мк.15:47 ; Лк.23:55 ). Мы знаем, что Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия и другие женщины, всюду следовавшие за Иисусом, хотели воздать Ему последнюю почесть, возлить на тело Его ароматические масти; но Апостолы и в этом не приняли никакого участия ( Мф.28:1 ; Мк.16:1 ; Лк.23:56 ). Прошел вечер пятницы; прошла и суббота, показавшаяся этим женщинам вечностью. В субботу, после захода солнца, они купили ароматы и ждали наступления утра, чтобы идти ко гробу Господа. Ни они, ни Апостолы, не знали, конечно, что в субботу утром первосвященники приставили стражу из римских воинов ко входу в ту пещеру, в которой было положено тело Иисуса, а камень, которым заложен был вход в нее, опечатали печатью Синедриона ( Мф.27:62–66 ). Ожидали эти женщины наступления утра, конечно, в сообществе с Апостолами, так как все друзья Иисуса составляли тогда как бы одну осиротелую семью. Не дождавшись, однако, утра, они пошли ко гробу, а Апостолы остались дома. Вскоре прибегает к Апостолам Мария Магдалина и со слезами отчаяния говорит: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его!» Услышав это, Петр и Иоанн встали и поспешили с Марией ко гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Начертание Церковно –Библ. Истории», стр. 505). Это, впрочем, не означает какой-либо погрешности в счете в приведенных словах Спасителя, оно вполне объясняется способом исчисления времени, принятым у иудеев. Иначе иудеи, и особенно фарисеи, не упустили бы случая обвинить Христа в несправедливости Его слов (так как они знали смысл Его пророчества о Своем воскресении (Мф. 27:63), – чего однако не видим из Евангелия. По народному обычаю часть дня считалась за целый день, когда говорили о продолжении времени какого-либо события. Пример подобного времясчисления: ( Быт. 42:17–18 ; 1Цар. 30:12 и далее; 2Пар. 10:5–12 ; Есф. 4:16; 5:1 ). 193 А враги Спасителя, которые так сильно восставали на Него за мнимое нарушение Им простой субботы, не сочли за грех нарушение даже великой субботы, когда, например, рано утром в эту субботу являлись к Пилату просить у него стражу и потом приставляли эту стражу ко гробу Иисуса (Мф. 27:62–66). Оказалось, таким образом, насколько они были ревнителями закона Моисеева. 194 Как жена первая имела неосторожность впасть в грех, так жена же первая увидала спасение в воскресшем Христе. 195 См. об этом у г. Челъцова – «История Христ. Церкви», стр. 61–63. В истории явлений Воскресшего Спасителя может представиться трудность для понимания, или, лучше, для соглашения евангельских сказаний об этих явлениях, а именно: а) сказаний о числе и именах жен, приходивших ко гробу, которые у разных евангелистов обозначаются различно; б) сказаний о времени прибытия жен ко гробу, определяемом, равно, как бы неодинаково; в) сказаний о порядке путешествия жен и учеников ко гробу и возвращения оттуда; г) сказаний о происшедшем с женами и учениками при гробе и, наконец, д) сказаний о происшедшем по возвращении от гроба. Желающим обстоятельного разъяснения этого предмета рекомендуем прочитать в книге Архимандрита Михаила («О Евангелиях и Евангельской истории») трактат: «Сравнительный обзор и соглашение кажущихся разногласий в сказаниях всех четырех евангелистов об обстоятельствах воскресения Христова и первых явлениях воскресшего Спасителя», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

плащаницею и сопровождаемое пением: " Святый Боже», и освещаемое многочисленными светильниками, согласно со словами Церкви, которая называет гроб Христов светлейшим как источник нашего воскрешения.    По совершении крестного хода, пред плащаницею на средине храма читается многознаменательное пророчество Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых. Боговдохновенный Иезекииль силою Божиею поставляется среди поля, полного сухих костей человеческих. Господь повелевает пророку прорещи на кости сия: кости сухия, слышите Слово Господне. Се глаголет Господь костем сим: се Аз введу в вас дух животен, и дам. на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. Когда прорек Иезекииль, как заповедал ему Господь: и быст глас, и се трус, и совокупляхуся кость к кости, каяждо к составу своему. И видех, и се быша им жилы, и плоть растяше, и восходяше, и протяжеся им кожа верху, духа же не бяше в них. После этого Господь повелевает Иезекиилю прорещи о духе: от четырех ветров прииди душе и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. Иезекииль прорек, и вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело (Иез. 37). По произнесении пророчества бывает чтение Апостольское об искуплении нас от клятвы законныя Иисусом Христом, который Сам стал по нас клятва (Гал. 3:13), и Евангельское о запечатании и хранении гроба Христова военною стражей (Мф. 27:62—66).    Литургия в Великую Субботу.     Навечерие Пасхи.    Сама смерть Господа, за которой последовало Его славное Воскресение (Лк. 24:7), есть уже предпразднство, или навечерие Пасхи; и притом смерть Спасителя воскресила многих мертвых, которые вышли из гробов и явились в Иерусалиме (Мф. 27:52). Поэтому богослужение Прав. Церкви в Великую Субботу есть уже навечерие праздника Светлого Воскресения Христова, особенно Литургия, которая по самому времени совершения ее принадлежит навечерию Пасхи.    На вечерне в Великую Субботу, соединенной с Литургией Василия Великого, Церковь предлагает 15 паремий, содержащих пророчества о состоянии унижения Господа и о последовавшем за тем состоянии божественного Его прославления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Так сделали они то, что разрешил им Пилат. Так нет же – им и этого не довольно! Стража уже стоит в боевом порядке, а совесть всё ещё не спокойна, нет покоя в душе... Так придумали же ещё от себя, нанесшие язвы Иисусу, возложить печать на Гробный камень Его. «А беспокойную совесть-то не запечатаете! Она и запечатанная шевелиться будет!» «Если украдут Его ученики и, безоружные, смогут снять стражу вооружённую, – так рассуждали иудеи, – то печать будет сломана и явен будет обман учеников» ( Мф.27:62–66 ). Но явен стал обман первосвященников. Вооружённая стража не устерегла Ангела, Небесного Стража, ко Гробу приставленного. Попадали, как мёртвые ( Мф.28:2–4 ). Ну, а печать? – Камень был отвален, а печать не нарушена! Должна была удостоверить обман учеников, а удостоверила истину воскресения Христова! Посрамлены затеи первосвященнические! И победит Побеждённый. Но то будет, когда взойдёт солнце третьего дня, после ночи борения, после той Субботы Великой. А пока... И боролся Он с тлением Мы видели ту позорную борьбу, которая продолжалась наверху, когда уже не было с распинателями Распятого. А теперь опустимся с Ним во мрак и прохладу Гробной пещеры, куда ушёл Он один, оставив их, весь стан, наверху. Углубимся с Ним в ту гробную ночь. ...Все разошлись. Камень привален. Одиноко лежит в углублении на каменной скамье бездыханное Тело Иисуса. Вечный мрак и тишина... Ангел смерти простёр крылья над Жертвою своею. И должно было начаться тление. Пещера должна была наполниться тленным смрадом. Но безмолвное Тело, бездыханное, Оно и теперь Отцу бессловесно вопиет: «Ты... не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь Мне путь жизни» ( Пс.15:10–11 ). Тление – проклятие за грех, вечный спутник смерти. Оно приступает к очередной своей жертве и... бессильно отступает в могильной борьбе. Оно недоумённо взирает: «Не ошиблось ли, мертвец ли Сей?» Не ошиблось! Он был мёртв. Мёртвое Тело, а тление бессильно коснуться Его. Дрогнули узы смерти. Нарушен древний закон. «Ад, где твоя победа?!» ( Ос.13:14 ; 1Кор.15:55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. После великого славословия паремия, Иез.37:1-14 , Апостол 1Кор.5:6-8 ; Гал.3:13-14 , Евангелие Мф.27:62-66 . Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе (трижды) , и святому воскресению. Литургия в великую субботу совершается позже, чем в другие дни года. Она соединяется с вечернею. После вечернего входа читается 15 паремий, в которых собраны все важнейшие пророчества и события, преобразовавшие искупление рода человеческого смертию Сына Божия. После паремий и чтения Апостола ( Рим.6:3-11 ), перед плащаницей поется стих: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы ( Пс.81:8 ). Во время пения этого стиха священнослужащие сменяют свои траурные ризы на светлые; переменяются также облачения во всем храме. Диакон в блестящей ризе, подобно Ангелу, является на средину церкви с Евангелием — благовествовать о воскресении Христовом ( Мф.28:1-20 ). Вместо Херувимской песни поется следующая песнь: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Служба на Святую Пасху В самую полночь с великой субботы на воскресенье начинается празднование в честь Воскресения Христова. Праздник этот называется Пасхою — именем ветхозаветного праздника, установленного в память избавления Евреев от египетского рабства. Пасха ветхозаветная была прообразом Пасхи новозаветной, христианской. Тогда кровь агнца, которою были помазаны двери еврейских жилищ, спасла Евреев от Ангела, поражавшего смертию египетских первенцев; теперь Христос, умерший на кресте за грехи наши, как Агнец непорочный, освободил нас Своим воскресением от рабства греху и диаволу. Сущность всех песнопений пасхальных выражается в тропаре:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

The Jacobite Service. P. 424-427; Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 183-186). Восточно-сирийский обряд Бдение в ночь на В. с. имеет ту же структуру, что и в ночь на Великую пятницу. Пасхальное бдение вечером в В. с. состоит из вечерни, чина омовения престола, чина Крещения оглашенных, покаянного чина и Евхаристии. Чтения вечерни: Быт 22. 1-19; Иона 2. 1-10; 1 Кор 1. 18-31; Мф 27. 62-66. С этого дня и до следующего Рождества Христова в Церкви Востока основным евхаристическим чином становится литургия апостолов Аддаи и Марка. Литургия уже посвящена Воскресению Христа (чтения литургии: 1 Кор 15. 20-28; Мф 28. 1-20). Вслед за литургией продолжается бдение (совершаются ночные службы и утреня). На Пасху бывает своя отдельная литургия. В. с. на латинском Западе входит в состав triduum (лат.- Триденствие), 3 главных дней церковного года, посвященных Страстям и Воскресению Господа (службы triduum имеют ряд общих богослужебных особенностей, призванных подчеркнуть торжественность воспоминаемых событий). Как и в Великие четверг и пятницу, начиная с эпохи средневековья, особенностью утренней службы В. с., совершавшейся накануне вечером, был обряд tenebrae (ныне отменен). Римский обряд Воскресение Христово. Мастер «Распятие из Треви». 1320-1330 гг. (Пинакотека Ватикана) Воскресение Христово. Мастер «Распятие из Треви». 1320-1330 гг. (Пинакотека Ватикана) В. с. уже при папе Римском Иннокентии I (402-417) считалась днем сугубого поста, когда Евхаристия не совершалась. Утром традиционно исполняли заключительные предкрещальные обряды (передача Символа веры, т. е. чтение его крещаемыми, возложение на них руки епископа, помазание их елеем и др.). Вечером начиналось пасхальное бдение, открывавшееся обрядом благословения пасхальной свечи и возглашением Exsultet - «похвалы свече». Основными составляющими пасхального бдения были первоначально ветхозаветные чтения, Крещение оглашаемых и пасхальная месса (традиц. чтения мессы: Кол 3. 1-4 и Мф 28. 1-7). В Григория Сакраментарии указаны 4 ветхозаветных чтения: Быт 1, Исх 14, Ис 4, Ис 54.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010