Ин.6в новом переводе) и построена в первых двух частях так же, как и гл. V. Начинаясь с повествования (ср. ст. 1—26), она содержит во второй части связанное с повествованием учение (ст. 27—59), за которым следует отсутствующая в гл. V оценка учения и порожденной учением исторической ситуации (ст. 60—71). Знамение и учение    Содержание повествовательной части составляют два чуда Христовы: насыщение пяти тысяч человек (Ин.6:1—15), имеющее параллель у всех трех синоптиков (ср. Мф. 14:15—21; Мк. 6:35—44; Лк. 9:12—17), и хождение Иисуса по водам, с которым связано и чудесное окончание плавания учеников (Ин.6:16—26). Оба чуда имеют своим предметом вещество мира и, как уже было сказано, понимаются евангелистом как знамения, то есть как выражения духовных черт. В собственном смысле это относится к первому чуду, которое в значении знамения и получает свое раскрытие в последней речи Иисуса в Капернаумской синагоге (ср. ст. 59). Оно представляет собою тот символический акт, от которого отправляется учение. Соотношения знамений и учения в гл. VI повторяет соотношение дела и слова в гл. V.    С чудом насыщения, не только в Иоанновском, но и в синоптическом о нем повествовании, у читателя Евангелия связываются евхаристические ассоциации. В таком его понимании оно дает естественную исходную точку для евхаристического учения беседы о хлебе животном. Евангелист Иоанн осложнил его некоторыми подробностями, которые усиливают это впечатление. Я разумею указание на близость Пасхи (Ин.6:4) и обоснование, по насыщении, распоряжения Иисуса собрать оставшиеся куски Его заботою о том, «чтобы ничего не пропало» (Ин.6:12). Синоптики этой детали не передают и о близости Пасхи не говорят.    Но в Капернаумской беседе вводится новое понятие — «дело Божие», το ργον το θεο (ст. 29). В прежних русских переводах ст. 27, с которого начинается учение, стоит: «старайтесь не о пище тленной». Победоносцев поставил вместо «старайтесь» — «ищите». И только славянский перевод, всегда буквальный, имеет «делайте».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если рассмотреть слова Пророка Захарии, то, кажется, он видел пред лицем своим Христа на жребяти осли седящего, и входящего во святой град Иерусалим, «радуйся», говорит он, «зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах.9:9).    Раскройте книгу Псалмов Давидовых, гораздо древнейшую книг помянутых Пророков: в ней вы увидите предсказания о страданиях Иисуса Христа, о смерти, о воскресении, и о вознесении Его на небеса. «Даша», говорит Пророк сей, «в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» (Пс.68:22). Вот и Евангельское свидетельство о сем: «воини же даша Ему пити оцет с желчью смешен» (Мф.27:34). Пророк предсказал: «вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнама, покиваша главою» (Пс.21:8): а Евангелист написал: «мимоходящии же хуляху Его, покивающе главами своими и глаголюще: разоряяй Церковь и треми денми созидаяй, спасися сам, аще Сын еси Божий, сниди со креста» (Мф.27:39-40). Пророк, предвозвещая имеющее быть, сказал: «разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий» (Пс.21:19): и Евангелист, бывший самовидцем события того, говорит: «воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его, и сотвориша четыри части, коемуждо воину часть, и хитон: Бе же хитон нешвен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет» (Ин.19:23-24). «Положиша мя», сказал Пророк, «в рове преисподнем, в темных и сени смертней» (Пс.87:7). Иосиф же, говорит Евангелист, «прием тело Иисусово, обвит е плащаницею чистою, и положи е в новем своем гробе» (Мф.27:59-60). О воскресении же Иисуса Христа Пророк приводит во-первых самого Иисуса Христа, глаголющего: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления» (Пс.15:10): а Евангелист пишет, что Иисус Христос сказал: «Яко аз душу мою полагаю, да паки приму ю» (Ин.10:17). Потом Пророк молится и просит о воскресении Христовом: «востани, слава моя», говорит, «востани, Псалтирю и гусли» (Пс.56:9). Не подумайте, чтобы Пророк просто и случайно произнес сии три именования: нет, он предложил их яко символы трех лиц Божиих, и яко знамения Божества души и тела того, о немже молился, да воскреснет из мертвых. После сей Пророческой молитвы слышан и глас, вещающий: «востану рано». А Евангелист, описывая время воскресения Христова, говорит: «зело рано приидоша на гроб», (то есть мироносицы), «обретоша же камень отвален от гроба. И вшедше не обретоста телесе Господа Иисуса» (Лк.24:1-3). Пророк, предусмотря вознесение Христово на небеса, воспел в веселии: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (Пс.46:6): а Евангелист то свидетельствовал, глаголя: «Господь же убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк.16:19). Но не достает мне времени, если я буду изъяснять все то, что Пророки предсказали о Иисусе Христе, и на нем получили совершение своих пророчеств.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мф.27:58 .  он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; (Ср. Мк.15:43–45 ; Лк.23:52 ; Ин.19:38 .) Обыкновенно римляне оставляли тела казненных преступников на крестах. На этот раз иудеи не хотели оставить тел на крестах по случаю наступления великого дня – пасхальной субботы. Таким образом, просьба, обращенная Иосифом к Пилату, была в настоящем случае согласна и с желаниями самих иудеев, и, конечно, Пилата, который знал, что предал казни невинного Человека. Таким образом, удовлетворение просьбы Иосифа не могло встретить препятствий ни с чьей стороны. Он и Никодим хотели теперь отдать последний долг своему Учителю. Так как до наступления субботы оставалось мало времени, то с погребением нужно было спешить. Мф.27:59 .  и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (Ср. Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:38–41 .) Подробнее других евангелистов рассказывает о погребении Иоанн. Оно совершилось обычным способом. Враги Христа успокоились после Его казни и не принимали почти никаких предосторожностей. Плащаница по-гречески у всех синоптиков σινδν – тонкая льняная или бумажная материя иноземного происхождения, получавшаяся из Индии («синд», «инд», «Индия») и, по свидетельству Геродота («История», II, 86), употреблявшаяся у египтян ( λοσαντες τν νεκρν κατειλσσουσι πν ατο τ σμα σινδνος βυσσνης – омыв мертвого, оборачивают все тело его льняным синдоном). Обряды погребения у египтян, описанные у Геродота, интересны и могут служить к объяснению евангельских мест. Сравнивая известия о погребении Христа с этими египетскими обрядами, можно прийти к заключению, что Иосиф и Никодим намерены были тело Христа набальзамировать. Мф.27:60 .  и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Ср. Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:41–42 .) Лука и Иоанн добавляют, что в этот гроб «еще никто не был положен»; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом гробе Иосиф хотел похорониться сам, почему у Матфея и встречаем выражение: ν τ καιν ατο μνημε. Вероятно, большой камень, приваленный ко гробу, был не вне его, а в самой пещере. Об этом можно заключать из Ин.20:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОЛГОФА [Греч. Γολγοθ], место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос (Ин 19. 17-42). Греч. термин «Г.» передает арам.  , к-рый восходит к евр.  - череп, голова (4 Цар 9. 35; Суд 9. 53). В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное» (греч. τπος κρανου; лат. Calvariae locum - место черепа (Мф 27. 33; Мк 15. 22; Лк 23. 33; Ин 19. 17)). Точное происхождение названия этого места не установлено; блж. Иероним считал, что оно происходит от наименования места, где обезглавливали преступников ( Hieron. In Matth. 27//PL. 26. Col. 209). Прославление Креста. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) Прославление Креста. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) В НЗ говорится, что «место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин 19. 20; ср.: Евр 13. 12). Здесь «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин 19. 41). Эта гробница принадлежала прав. Иосифу Аримафейскому (Мф 27. 59-60). Возможно, Г. первоначально называли не только почитаемое место, где стоял Крест, на к-ром был распят Господь, но и весь скалистый участок за стеной Иерусалима. Совр. англ. исследовательница Дж. Тейлор полагает, что в процессе создания храма Гроба Господня произошел топонимический сдвиг: название обширного района, служившего местом казней, получило более конкретный смысл, закрепившись за небольшим скальным выступом внутри храма Гроба Господня. Именно здесь начиная с эпохи св. равноапостольных Константина и Елены указывает место Г. церковная традиция. Совр. местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Г. в центре Ст. города является результатом перепланировки Иерусалима в рим. эпоху: вскоре после распятия Спасителя Г. оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40-44). После разрушения Иерусалима имп. Титом в 70 г., а затем Адрианом в 135 г. новый рим. г. Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен далее к северу, т. о. место Г. оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки.

http://pravenc.ru/text/165249.html

57. Чем завершилась земная жизнь Христа? Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная в Нем ( Деян. 3:15 ), и сила человека, свободного от греха ( Деян. 2:2 ) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть, Христос свидетельствует: - о конечном торжестве Бога; - о будущем уничтожении смерти; - о непобедимости света и правды ( Ин. 12:31 ; 1 Кор. 15.3-28; 11-17 ). 58. Почему говорится, что Христос воскрес “по Писаниям”? Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть будут сокрушены ( Ис. 11:1-9; 27.1 ). Воскресение Христа положило начало этой победе. 59. Что означает “вознесение и пребывание одесную Отца”? Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил “всякую власть на небе и на земле” ( Мф. 28:18 ). Отныне Он пребывает и действует во всем мире и в человечестве ( Мф. 28:20 ). Поэтому можно говорить, что Он “там”, где Отец, т. е. имеет вездесущность Бога. 60. Что такое Последний Суд? Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть “суд” над миром ( Ин. 12:31 ). Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк. 4.25-29 ). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к “встрече Господа” (притчи Мф. 24.42-51 ). Примечание: Понятие „муки вечной” ( Мф. 25:46 ) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр. 20.14 названо “смертью второй”, т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто. Тема 10. Дух Божий. Церковь 61. Что такое Дух Божий? 1) В Ветхом Завете Бог явлен как Сокровенный и Неисповедимый Отец: в Новом Завете – как Сын-Слово, творящее и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух, Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе (уже созданной: Пс. 32.6; 103.30 ) и в человечестве (через покров: Иез. 11.24 ). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога), ибо дух не просто свойство Бога, а – Он Сам. Дух Божий именуют “третьей ипостасью Божества”. Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

57. Чем завершилась земная жизнь Христа? Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная в Нем ( Деян.3:15 ), и сила человека, свободного от греха ( Деян.2:2 ) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть, Христос свидетельствует: — о конечном торжестве Бога; — о будущем уничтожении смерти; — о непобедимости света и правды ( Ин.12:31, 1  Кор.15:3–28, 11–17). 58. Почему говорится, что Христос воскрес «по Писаниям»? Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть будут сокрушены ( Ис.11:1-9, 27, 1 ). Воскресение Христа положило начало этой победе. 59. Что означает «вознесение и пребывание одесную Отца»? Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил «всякую власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Отныне Он пребывает и действует во всем мире и в человечестве ( Мф.28:20 ). Поэтому можно говорить, что Он «там», где Отец, т. е. имеет вездесущность Бога. 60. Что такое Последний Суд? Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть «суд» над миром ( Ин.12:31 ).. Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк.4:25-29 ). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к «встрече Господа» (притчи Мф.24:42-51 ). Примечание: Понятие „муки вечной» ( Мф.25:46 ) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр.20:14 названо «смертью второй», т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто. Тема 10. Дух Божий. Церковь 61. Что такое Дух Божий? 1) В Ветхом Завете Бог явлен как .Сокровенный и Неисповедимый Отец: в Новом Завете — как Сын–Слово, творящее и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух, Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе (уже созданной: Пс.32:6; 103, 30 ) и в человечестве (через покров: Иез.11:24 ). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога), ибо дух не просто свойство Бога, а — Он Сам. Дух Божий именуют «третьей ипостасью Божества». Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

18 служителей от первосвященников. Вероятно, это были те же самые люди, которые уже упоминались в 7,32.45. По-видимому, они ожидали сопротивления как со стороны Самого Иисуса, так и со стороны Его учеников. 18 зная все... вышел и сказал им. Как это видно из ст. 7 и 11, Иисус сознательно хотел дать Себя арестовать и принять страдания. Он не делал попыток избежать того, что должно было произойти. 18 это Я. Может быть, Иисус просто указывает здесь на Себя как на того, кого ищут эти люди, но Его слова буквально совпадают со священным именем Бога, как оно названо в Исх. 3,14 «Я есмь» (см. ком. к 6,35.36). 18 оставьте их, пусть идут. Даже в этот критический момент Иисус продолжает заботиться о Своих учениках (17,12). 18 Петр... ударил первосвященнического раба. Лука говорит, что Иисус исцелил этого человека ( Лк. 22,51 ), а Иоанн сообщает, что Петр носил с собой меч и что этого раба звали Малх. 18 вложи меч в ножны. Своим упреком Иисус не отрицает права на самозащиту или на гражданское сопротивление; дело в том, что Иисус пришел, чтобы отдать Свою жизнь для искупления многих, и ничто не должно было помешать Ему в исполнении этой задачи (ср. Мф. 16,21–23 ). неужели Мне не пить чаши? Эта чаша несомненно, чаша ярости Божией ( Пс. 74,9 ; Ис. 51,17 ; Иер. 25,15–17.27–38 ). «Чаша», которую добровольно согласился испить Иисус, это не просто смерть, но гнев Божий, направленный против греха (ср. Мф. 20,22 ; Мк. 10,38 ). 18 Анне. Анна был одним из самых влиятельных иудейских лидеров того времени. Хотя официально он был лишен сана первосвященника, его по-прежнему величали этим титулом. Трудно определить, относится ли эпизод, описанный в ст. 13, 19–24, к одному и тому же или к двум разным этапам допроса Иисуса иудейскими властями. Матфей, Марк и Лука относят эти эпизоды к дополнительному допросу Иисуса перед синедрионом. Обе фазы допроса отмечены серьезными нарушениями и отступлениями от правил, установленных самими же иудеями для юридических процедур. Например, синедрион не должен был собираться ночью, смертный приговор нельзя было оглашать в день суда, Анна и Каиафа не могли выступать судьями ввиду их заведомой предубежденности против обвиняемого (ст. 14). На суде использовались лжесвидетельства и лжесвидетели ( Мф. 26,59.60 ). Иисус не был виновен в богохульстве, как утверждали Его обвинители, поскольку в Его высказываниях не хулилось имя Божие. Иисуса избивали на допросе (ст. 22; Мк. 14,65 ). В дополнение ко всему этому, синедриону не разрешалось собираться для рассмотрения дела, итогом которого могло стать вынесение смертного приговора, в день накануне субботы или праздника. Эти многочисленные нарушения установленной процедуры подтверждают, что осуждение Иисуса иудейскими властями было издевательством над правосудием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Исследователи отмечают, что разд. «Quam oblationem» не имеет логической связи с предшествующим разделом, что дает основание предполагать его иное местонахождение в первоначальном варианте. На основании фрагмента послания папы Геласия ( Gelasius, papa. Ep. fragm. ad Elpidium. 7. 2//PL. 59. Col. 143) ряд ученых допускают возможность существования полноценной эпиклезы с призыванием Св. Духа в рим. К. м. (обсуждение проблемы см.: Lallou. 1943; Callewaert. 1949; Marini. 1976). «Qui pridie» («Который прежде чем») - institutio, к-рое в отличие от др. традиций основано преимущественно на Евангелии от Матфея ( Ratcliff. 1957). Enim во фразе «Hoc est enim Corpus Meum» соответствует версии Vetus Latina. Сщмч. Киприан в письме 253 г. к Цецилию, еп. г. Бильта, цитирует Мф 26. 27-28 в похожей форме ( Cypr. Carth. Ep. 63. 9). При этом добавляет, что заповедь о воспоминании в 1 Кор 11. 23-26 может быть «соблюдена только в том случае, если мы будем делать то же, что делал Господь» ( Idem. Ep. 63. 10). Епископ «исполняет обязанности Христа (vice Christi), воспроизводя то, что совершил Христос; и тогда он приносит в Церкви полную и совершенную Жертву Богу Отцу, когда приносит ее так, как принес Христос» ( Idem. Ep. 63. 14). Выраженное здесь богословие было воспринято последующей рим. традицией, сделавшей акцент на чтении установительных слов как самом важном моменте Евхаристии. Освящающее действие слов Христовых подчеркивает и свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros. Mediol. De sacr. IV 14-17; Idem. De Myst. IX 52-54). Учение о том, что institutio является моментом Пресуществления, было окончательно закреплено в Декретах об армянах (22 нояб. 1439) и яковитах (4 февр. 1442) Ферраро-Флорентийского Собора ( Denzinger. Enchiridion. N 1321, 1352). Месса свт. Григория Великого. 60-е гг. XVII в. Худож. Х. Х. де Эспиноза (Прадо, Мадрид) Месса свт. Григория Великого. 60-е гг. XVII в. Худож. Х. Х. де Эспиноза (Прадо, Мадрид) В тридентском чине ключевое значение этого момента в К. м. подчеркивается неск.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

В 1968 г. в двух погребальных пещерах (Гив’ат–га–Мивтар) в Иерусалиме было обнаружено пятнадцать саркофагов. Тринадцать из них были переполнены человеческими костями. В результате подсчетов выяснилось, что во всех пятнадцати саркофагах находилось 35 скелетов. Пять из них имели явные признаки насильственной смерти: двое человек погибли в результате сожжения, еще один был сражен стрелой, другой погиб от удара палицей, третий был распят. Последний случай особенно интересен. Возраст человека, которому принадлежал скелет, – 20–25 лет. Звали его, согласно надписи, Ионаном Бен Хезкелом. Он был пригвожден тремя гвоздями. Два гвоздя были вбиты в кисти рук, третьим же гвоздем были пробиты вместе его пятки. Третий гвоздь сохранился в своем первоначальном положении и имел длину 17–18 см. Очевидно, распятый касался ягодицами какой–то подпорки: его колени выступали вперед и одна нога находилась на другой так, чтобы можно было при помощи одного гвоздя пробить обе ноги сразу. Кроме того, обе берцовые кости были сломаны в результате сильного удара. Тщательный осмотр останков свидетельствует о мучительной смерти. Археолог Томпсон замечает: «Способ распятия напоминает тот, который описывается в Евангелии от Иоанна (19, 31–34)», т. е. тот способ, каким был распят Господь наш Иисус Христос .   Понтий Пилат и Тит   Человек, который читает Новый Завет формально и поверхностно и знает, что Палестиной в I веке управляла семья Иродов, недоумевает, почему Христа перед распятием, во время суда над Ним, отвели к «игемону» Понтию Пилату ( Мф. 27, 2, 11 ). Однако этому факту есть свое объяснение. Римская провинция Иудея находилась под юрисдикцией Ирода Архелая (сына Ирода Великого). Но, после того как Архелай был лишен трона и сослан в Галлию, Иудея попала под власть римского «наместника» (в священном тексте он назван «игемоном», т.е. правителем), который находился в непосредственном подчинении у римского императора. Понтий Пилат был пятым по счету римским наместником, который управлял Иудеей после изгнания Архелая. Согласно историку, Иосифу Флавию Понтий Пилат был наместником в течение десяти лет. Это десятилетие, вероятно, приходится на время либо с 26 по 36 гг., либо, по другим сведениям, с 27 по 37 гг. Помимо Понтия Пилата, в Новом Завете упоминаются и другие два наместника: Антоний Феликс (52–59 или 60 гг.) и Порций Фест (60–62 гг.). Вплоть до 70 г., когда Иерусалим был разрушен римлянами, известны четырнадцать таких наместников. Таким образом, Христа отвели к Пилату, поскольку «только он имел власть над жизнью и смертью , что по–другому называлось jus glaclii (правом меча), и только если он утверждал приговор, то его приводили в исполнение».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Поэтому и говорит, что коротко время слов Его, но уже наступает страдание и разгорелось дерзкое злоумышление иудеев на Меня. Пострадаю добровольно, так как пришел для этого. Впрочем, «грядет мирский князь и во Мне не имеет ничего». То есть, не окажусь согрешившим, но и у иудеев не будет основательного предлога для неистовства против Меня. Ничего своего собственного диавол не имеет во Мне. Ведь собственность как бы его есть зло, и происхождение греха имеет в нём (диаволе) начало. А что слово Спасителя истинно, это каждый может видеть особенно из самой последовательности мыслей. В самом деле, разве мог согрешить Тот, Кто не ведал греха, Бог истинный и по природе, всецело недоступный перемене к чему-либо несправедливому? Нисколько не менее сего мы можем увидеть это и чрез самые писания святых евангелистов. Так премудрейший Иоанн ввел Пилата говорящим: «я никакой вины не обретаю в Нём» ( Ин.18:38 ), – и опять, после возложения венца из терний, возглашающим слова: —312— «вот вывожу Его вам вон, дабы узнали вы, что никакой вины не обретаю в Нём» ( Ин.19:4 ). А Матфей говорит, что он (Пилат) дошел до такого отвращения ко злу, что он даже руки умыл пред иудеями и сказал: «неповинен я в крови Праведника Сего» ( Мф.27:24 ). И представив Его нам приведенным к самим архиереям, говорит так: «архиереи же и синедрион целый искали лжесвидетельства на Христа, чтобы Его умертвить, и не нашли, хотя много приходило лжесвидетелей» ( Мф.26:59–60 ). Но хотя обвинения против Него искались и посредством людей, однако диавол пользовался ими, как орудиями и слугами присущей ему злости, – и это он сам, а не другой кто, старался найти в Нём какое-либо прегрешение. Итак, истинно, что диавол не имел в Нём ничего своего, коего и князем мира назвал в настоящем случае не потому, чтобы он был истинно владыкою, но как подобного какому-либо из свирепых варваров, посредством насилия завладевшего тем, что отнюдь не принадлежит ему. Ведь он подчинил себе человека посредством греха и, как бы некое беспризорное стадо отдалив от Бога, завладевает чужим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010