54 2-м стихом Евангелия Петра прямо исключается даже всякое предположение такой связи, потому что там ясно говорится, что, заканчивая суд, Пилат «встал»; предполагается, следовательно, что в последний момент суда Пилат (а не Иисус) сидел на судилище. Относительно этого момента автор Евангелия Петра совершенно согласен с Евангелием Иоанна. 56 Das Evangelium des Petrus, Ss. 43, 68; cp. Geschichte des New Kanons, S. 536. – Первым и самым горячим защитником противоположного мнения, что св. Иустин знал Евангелие Петра, что большинство евангельских цитат заимствовано им из этого именно Евангелия, был Креднер (см. его «Beiträge zur Einleitung in die biblischen Schriften», Bd. I, Halle, 1832, SS. 92–267); ему следовали особенно Швеглер, Целлер, Гильгенфельд. Краткий очерк споров по этому вопросу см. у W. Bousset, Die Evangeliencitate Iustins d. Märtyrers, Göttingen, 1891. 57 Разумеем именно Гарнака, мнение которого о зависимости Иустина от Евангелия Петра изложено нами выше. Гильгенфельд же с некоторым даже торжеством заявляет теперь в своём журнале: «Zeitschrift für Wissenschaftliche Theologie» (1893, Ηef. 4, S. 447), как он ещё 42 года назад доказывал, что Иустин пользовался каким-либо неканоническим Евангелием, – и притом, по всей вероятности, Евангелием Петра! Источником рассматриваемого легендарного известия св. Иустина Гильгенфельд считал, однако, и ранее не Евангелие Петра, а Акты Пилата (Über die Evangelien Iastins, Halle, 1850, S. 241). 58 Нельзя же, в самом деле, считать серьёзно примечательными чертами сходства такие, например, черты: подобно Евангелию Петра (стих 2) Иустин (Apolog. I. 40; Dial. с. Tryph. 103) называет Ирода Антипу царём; но ср. Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22–26; или употребляет в одном месте (Dial. 97) выражение: λαχμν βλλοντες (Евангелие Петра стих 12); ср. Ин.19:24 : λχωμεν; или говорит о бывшем собрании против Христа «Ирода, царя иудейского, иудеев и Пилата с воинами» (Apol. I, 40; Евангелие Петра, стих 1); ср. Деян.4:27 . Зависимость Иустина от последнего места ясно доказывается особенно тем, что и у него, как у Дееписателя, цитируется при этом одно и то же место Пс.2:1–2 . Небольшое значение имеют и другие, указываемые Тарпаном на стр. 38–39, сродные черты. Ср. также А. Lois, L’Evangile et L’Apocalypse de Pierre, p. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

55 . Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ) – глубины эти и эти сокровенные тайны Божии (ибо «тайны Мои Мне и Моим») кто из мудрых, или риторов, или ученых (кроме тех, которые при сем ум свой имеют наученным высшей философией и подвижничеством, и имеют душевные чувства свои истинно обрученными) может без откровения свыше одной человеческой мудростью познать? Они открываются посредством умного созерцания, действуемого Божественным Духом в тех, коим дано и всегда дается познавать их Божественной благодатью. Знание этих тайн есть достояние тех людей, ум которых каждодневно просвещается Духом Святым ради чистоты душ их, – тех, кои умные очи добре открыты действием лучей Солнца правды, – тех, коим дано Духом Святым слово разума и слово премудрости, – тех, кои сохраняют совесть и страх Божий посредством любви, мира, благости, милосердия, воздержания, веры. 56 . Диавол, сей злой дух мысленный, невидимо действует на обнаженных от благодати. Диавол есть богоборец и человекоубийца. Демоны не творят воли Божией, а Христа исповедуют Богом, говоря: Вемы кто еси, Святый Божий ( Лк.4:34 ). 57 . Неблагоугодное Богу приятно диаволу. Поэтому всякий человек, который не прав, не истинен, не смирен, не любит того, что благоугодно Богу, есть друг диавола и враг Богу. 58 . Всеоружие Божие – благодать Духа, когда имел Адам, то был князем и властителем мира сего, но когда диавол прельстил его, то по попущению Божию взял от него начальство и власть, и назвался князем мира сего, и властвует, как разбойники властвуют над тем, что насильственно захватят в свои руки. 59 . Диавол, дух невещественный, стал очень опытен в воевании против людей, ибо люди боримые умирают, а он все живет более семи тысяч лет. 60 . Отдалив род человеческий от Бога, диавол хлопочет не допустить возвращение к Богу своими кознями: еллинством (внешняя мудрость), иудейством (почитание единого Бога), ересями, противоправославным образом жизни, неразумными подвигами добрых деланий.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 7. Д. 43. Л. 129–133. Деяния Архиерейского собора Русской Православной Церкви//Журнал Московской Патриархии. 1961. 8. С. 6. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 183. Л. 27. Эдельштейн Г., прот. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 120. Алексндр (Могилев), митр. Больше всего на свете люби Церковь Божию. Проповеди, слова и речи, интервью статьи, выступления. Астана, 2017. С. 339. Сазонов Д. И. «Не хлебом единым» (Мф. 4:4) (Воспоминания об отце – протоиерее Иоанне Григорьевиче Сазонове). Костромские этюды. Сборник статей. Кострома, 2014. С. 294-308. Важнов Н., прот. Усердный к молитве священник никогда не будет оставлен//Журнал Московской Патриархии. 2018. С. 38. Старк Б., прот. Вся моя жизнь – чудо...: воспоминания и проповеди. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. С. 60. Последний из Мологи : жизнеописание архимандрита Павла (Груздева)/авт.-сост. Н. Черных. Ярославль: Китеж, 2013. С.307. Образ верным: памяти Николая Винокурова. ред.-сост. В. В. Иванов, А. А. Федотов. Иваново, 2017. С. 123. Старк Б., прот. Вся моя жизнь – чудо...: воспоминания и проповеди. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. С. 57. Образ верным: памяти Николая Винокурова. ред.-сост. В. В. Иванов, А. А. Федотов. Иваново, 2017. С. 123. Эдельштейн Г., свящ. Право на правду. М., 2016. С. 18-20. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. р-6991. Оп. 1., Д 1682. Л. 11. Эдельштейн Г., прот. Записки сельского священника. М.: РГГУ, 2005. С. 120. Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки историии 1917-1988 гг. М: Издание Московской Патриархии, 1988. С. 22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1991. С. 582.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6176583

Евангелист замечает, что не со злодеями вместе погребено тело Иисуса, но особо, однако же, недалеко, по причине наступающего праздника. Но что действительно здесь разумеется не временное, а полное и окончательное погребение, это ясно из самого описания этого погребения: оно было совершено со всеми иудейскими обычаями (19:45). Может быть, Швейцер основывает свое предположение на видимых разногласиях с Иоанном других евангелистов относительно погребения. Но видимое разногласие еще не дает повода к такому заключению, а действительное сходство прямо его опровергает. Все евангелисты согласно свидетельствуют, что погребение совершено было одним и тем же Иосифом Аримафейским и с соблюдением одних и тех же иудейских обычаев (Мф.27:60,57,58; Мк.15:43,46; Лк.23:51–53 ; Ин.19:38,40 ). Если Иоанн указывает еще другое лицо – Никодима, как принимавшего участие в погребении, то это, очевидно, не разногласие, а восполнение, которое настолько естественно и настолько говорит за свою справедливость, насколько невероятно, чтобы один Иосиф мог совершить погребение. Может быть, принимавших участие в погребении было и не двое. Ужели же было бы разногласие, если бы который-нибудь из евангелистов к двум, упоминаемым у Иоанна, лицам присоединил еще одного или двух и даже более? И не без основания и побуждения евангелист указал на Никодима. И важность лица, и особенное отношение его к Иисусу Христу, как известно из беседы с Никодимом (Ин. гл. 3), могли побудить указать его. Это указание было ответом на естественно возникавший по поводу приведенной Иоанном беседы Иисуса Христа с этим Никодимом вопрос: чем же окончилась эта великая беседа? Этим указанием Иоанн и дает видеть, что она принесла плод свой во время свое. Далее, если три первые евангелиста говорят, что этот гроб был высечен в скале, а Иоанн прямо не говорит этого, то, очевидно, у него то же самое выходит из замечания, что гроб был в саду, близ места смерти Иисуса, следовательно, вблизи горы Голгофы (ст. 17). Наконец, все Евангелисты согласно говорят, что вход ко гробу был загражден камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити. (2:15) И прозябе Бог древо жизни посреде рая. (9) Рай и по учению Откровения (Песн. Песн. 4:13 ) и по мнению Отцев Церкви изображает Церковь Христову, в которой Христос насажден как древо жизни: побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия. ( Апок.2:7 ) Рай был насажден самим Богом: Церковь , как виноград ( Псал.79:9 ), насаждается Его же премудрою десницею. Адам поставляется в Раю делати его и хранити: Христос освящает и спасает Церковь Свою, представляет ю Себе славну Церковь , не имущу скверны или порока ( Еф.5:26 ). Св. Отцы так разсуждают о значении рая: Св. Златоуст: «Рай сладости есть Церковь Бога живаго. В том раю является змей обольститель: в сем раю Спаситель говорит: се дах вам власть наступати на змию ( Лук.10:19 ). По падении Адама в раю Бог облекает его в кожаные ризы: здесь (в Церкви), елицы во Христа крестились, во Христа облеклись. Как Адам в раю, так Христос царствует в Церкви, и как опытный садовник, питает древа Церкви, и с корнем исторгает плевелы; болезнь нечестия, заблуждение язычества предает огню, как терние» 56 . Св. Амвросий: «Рай означает Церковь , а древо жизни среди рая есть Христос среди своей Церкви. Плоды древа жизни вкушают избранные для получения вечной жизни. Прочие древа райские означают учителей Церкви: как древа райские представляли пищу первым людям; так учители Церкви не престают снабдевать пищею слова Божия души верующих, пребывающих в Церкви. Река, исходившая из средины рая, означала евангелие, которое исходит из среды святой Церкви. Она разделялась на четыре протока: потому что учение евангелия разделяется на четыре книги и обходит все пределы земли 57 . Бл. Августин говорит: раем изображается Церковь и жизнь Святых Божиих в Церкви» 58 . Христос без одежды восходит на крест; ибо как первый человек наг обитал в раю, так и второй человек вошел в рай 59 . В истории райской жизни Адама встречаем изображение владычества человека над животными, которое дано ему предварительным благословением Божиим: да обладает рыбами морскими и птицами небесными и зверьми и всею землею ( Быт. 1:27 ), и которое выразилось в наречении имен животным: сие владычество первого человека прообразовало духовное владычество Христа над всем миром, власть над небом и землею ( Мф. 28:18 , Евр. 1:2 ) 60 . К Адаму сам Бог приводит животных для наречения им имен: к Иисусу Христу сам Отец небесный приводит людей грешников ( Ин. 6:44 ), дабы Он нарек их новым спасительным именем ( Рим. 9:25 , Ефес. 1:5 , Иак. 2:7 , Апок. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но среди этой массы плотского Израиля постоянно хранилось святое семя общество избранных, истинная ветхозаветная церковь верующих в грядущего Мессию (Сн. Рим.9:27–29; 11, 5 и др.), долженствовавшая дать собою основание к созданию церкви нового, благодатного Израиля ( Рим. 9:6 Гал. 6:16 ) 54 . Это общество, хотя и не было вполне свободно от заблуждений массы (срав. даже относительно апостолов в Мф. 20, 21 и др.), хотя вместе со всею массою и подчинялось игу закона (номизм), однако же и не было вполне увлечено в поток чувственных мечтаний иудейства и возвышалось над массою в своих мессианских чаяниях. Доказательством этого служат напр. вдохновенный изречения Захарии ( Лук.1:67–79 ), старца Симеона ( – 2, 29 – 32) и др. Среди членов этого общества хранилось семя истины ветхозаветного Божественного откровения, и они с благоговейною радостью, с беззаветною доверчивостью приняли истинного Мессию. На этой-то доброй почве потом и могла быть оплодотворена и взращена идея новозаветного толкования В. 3. в духе взаимоотношенья обоих заветов. Казалось бы, этим можно было бы и закончить наши исследования об иудейском толковании именно в отношении к новозаветному толкованию. Но одна часть сторонников воззрения теории аккоммодации побуждает. нас, по предположенному, к рассмотрению и иудео-александрийского толкованья В. 3. 55 . II. Иудео-александрийское толкование Ветхого Завета Источниками для суждения об иудео-александрийском толковании В. 3., его возникновении и развитии, свойствах и видах, могут служить: а) следующая из неканонических и апокрифических книг, происшедшая, по исследованиям учёных 56 на иудео-александрийской почве: книга Премудрости Соломоновой, 3-я и 4-я кн. Маккавейскии, кн. Варуха, посланье Иеремии, греческие прибавления к книгам Есфирь, пр. Даниила и кн. Иова 57 б) отрывки из Аристовула – александрийского иудея 58 , в) отрывок из драмы александрийского иудея Иезекииля ξαγωγ» 59 , г) – древнейшие части из Сивилл 60 и наконец главнейший источник – д) сочинения Филона – александрийского иудея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«От уз и суда Он был взят»), по толкованию отцов и учителей Церкви, предвозвещает об отсутствии справедливого суда над Мессией. – История осуждения Иисуса Христа засвидетельствованная в Евангелиях, действительно показывает, что суд над Ним не был отправлением правосудия с целью раскрытия истины, так как во время этого суда не были выполнены главные условия иудейского судопроизводства, согласно действовавшему у евреев уголовному праву, основанному на законе Моисея. Требовавшееся этим правом замедление приведения в исполнение смертного приговора и разрешение всякому желающему сказать что-либо в пользу осуждённого, при отправлении суда над Мессией-Христом применения не имели. Следующее выражение: «род же Его кто исповесть?» (рус. «но род Его кто изъяснит?») имеет следующий смысл: несмотря на бесчестие и мучения, которым Он подвергнут, никто не может объяснить Его род или происхождение. Отцы Церкви полагали, что здесь подразумевается предвечное рождение Сына Божия от Отца по Божеству и воплощение Его от Св.Духа и Девы Марии. Современники не могли понять этой тайны Раба Господня, вследствие Его насильственной смерти: «яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть» (рус. «ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь»). Здесь подчёркивается искупительный характер мученической смерти Раба Господня «за преступления народа». Ст.9. Правители народа, предавшие смерти Невинного Раба Господня, готовили Ему и позорное погребение как преступнику. По свидетельству Иосифа Флавия, «тот, кто богохульствовал, побивался камнями, висел в течение дня и погребался без всяких почестей». Подобное погребение готовили иудейские правители и Невинному Страдальцу. Но Промыслу Божию угодно было погребение Его вместо средств нового унижения, сделать началом Его прославления. По вдохновению Божию, пророк за много веков предсказывает, что Он будет погребён в гробе богатого. – Исполнение пророчества засвидетельствовано Евангелием в факте погребения Мессии-Христа богатым жителем Аримафеи – Иосифом, испросившим у Пилата тело Христа и с почестями предавшего Его погребению в своём новом гробе ( Мф.27:57–60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Прав. Не самое двуперстие названо ересью, а соединяемое с ним расколовождями учение «о неравенстве Лиц Св. Троицы («Материалы» т. 6, стр. 121; 107–108; 135–136. «Розыск» ч. 1, гл. 17). Раскольник ссылается на указ Св. Синода 1722 г. 15 мая. Правосл. Св. Синод имел в виду таких раскольников, которые только выдают себя за православных (напр. «спасовцы»): таинства прав. Церкви приемлют, но самую Церковь считают еретической. Истинным же сынам св. Церкви он не запрещает употребление старых обрядов («Изъяснение» 1885–6 г.) Раскольник делает ссылки на полемические книги: «Увет», «Розыск», «Пращицу», «Обличение», «Ответы» и пр., где будто бы порицаются обряды (старые). Правосл. «Порицательные выражения» этих книг принадлежат авторам их, частным лицам; Церковь этих выражений не разделяет («Изъяснение», «Деяние» Казанского соб.). Да и «порицания» в них на «старые» обряды и книги не содержится. Так о перстосложении см. «Розыск» глава 4, «Пращ.» отв. 27, 107, «Обличение» гл. 1, разс. 11; «Ответы», отв. 9, «Увещание» стр. 54. 59. О старопечатных книгах «Роз.» гл. 8, Пращ. отв. 201, «Облич.» Гл. 9, разс. 1., А. Г. «Увещание» стр. 98, 123 и д. О молитве Иисусовой «Роз.» гл. 14, «Облич.» гл. 5, тоже разс. 3 в конце; «Ответы» гл. 11, «Увещ.» 38. 45. Об семиконечном кресте «Роз.» гл. 21, ч. 2, гл. 24, 26; «Пращ.» отв. 113, 115, «Ответы» гл. 8, «Увещание» стр. 60. О просфорах «Увещание» стр. 78–79. хождении по солнцу «Облич.» гл. 9, разс. 17; «Увещание» стр. 84. VIII. О законных совершителях таинства крещения (против безпоповцев) Прав. В числе 7 церковных таинств – первое крещение. Необходимость его для спасения указана Спасителем ( Ин.3:5 ), Который и дал власть совершать оное апостолам и их преемникам ( Мф.28:18–19 ; «Кормч.» гл. 4; «Бол. Катих.» л. 358; «Учит. Еванг.» в нед. пред просвещ. ч. 2, стр. 91; «Номоканон» гл. 86 л. 57 об.) На каком основании простецы присвоили себе святительские права совершать таинство крещения? Раск. «Господь многим апостолом, священства неимущим, повеле крестити»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Примечания. 33 Место, называемое Лобное (по–арам. – «Голгофа»), было расположено, скорее всего, около нынешней церкви Гроба Господня в северной части города. Достаточных свидетельств в пользу существования шлемообразного холма, известного под названием «Голгофа Гордона», нет. 34а Этот стих опущен в значительном количестве ранних рукописей, но его стоило сохранить или как часть подлинника, написанного Лукой (ср.: Деян. 7:60 ), или как заслуживающую доверия часть предания, запечатленного в некоторых рукописях. Стих мог быть опущен переписчиками, которым показалось, что молитва была неуместной или осталась без ответа. 36 Стоит отличать этот поступок от акта милосердия в Мк. 15:36 . Винный уксус был дешевым напитком, который употребляли солдаты. 39,40 Здесь, как и во многих других местах, Лука придерживается преданий, не записанных Марком. Не обязательно воспринимать слова злодея как саркастические, еще менее вероятно, что весь эпизод был легендой. 42 Когда приидешь во Царствие Твое – эти слова означают: «Когда Ты вернешься как Царь». 43 Рай – это место упокоения для спасенных перед последним Судом, доступное верующим в Иисуса Христа. 47 Вместо праведника у Марка написано «Сын Божий». Возможно, Лука боялся, как бы у читателей не создалось впечатления, будто сотник думал об Иисусе как о каком–нибудь языческом полубоге. 23:50–56 Погребение Иисуса (см.: Мф. 27:57–61; Мк. 15:42–47; Ин. 19:38–42) Обычно тела казненных преступников некоторое время оставляли висеть и затем сбрасывали в общую могилу, но в 1957 г. археологическая экспедиция обнаружила останки человека, который был распят и затем погребен в отдельной могиле. В соответствии с иудейским обычаем, Иосиф обернул тело плащаницей (погребальные пелены) и положил Его в новую могилу. Иудейскими могилами были пещеры, естественные или вырубленные в склонах холмов, достаточно большие, чтобы туда мог войти человек, который хотел позаботиться о телах усопших. Вход закрывался каменными плитами. Видимо, Иосиф не успел набальзамировать тело, и галилейские женщины решили исправить это упущение как можно скорее после субботы, которую они соблюдали по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Согласное свидетельство, или великое согласие, отцов и учителей Церкви, как вообще в делах веры, так и в особенности в изъяснении Писания, есть непререкаемое свидетельство истины и ведет свое начало от самих Апостолов. Напр. Иисус Христос, при установлении таинства Евхаристии, сказал: приимите, ядите: сие есть тело мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ; сн. Мк.14:22–24; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Известно, как неправомыслящие толкователи различно и недостойно изъясняют сии слова Спасителя 55 . Но, обращаясь к творениям отцов и учителей Церкви: Игнатия Богоносца 56 , Иустина мученика 57 , Иринея 58 , Кирилла иерусалимского 59 , Василия Великого , Иоанна Златоустог о 60 , Дамаскина 61 и других, мы убеждаемся в истине, что Иисус Христос, в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина, преподал самое Тело и Кровь Свою; и слова Спасителя принимаем не иначе, как только в прямом их значении, в собственном буквальном смысле. § 27. Замечание, необходимое при употреблении сего начала Из сказанного в §§ 25 и 26 само собою следует, что разумение и изъяснение священного Писания несогласное с самим Писанием и церковным Преданием – ложно. Но если какие-либо места Писания будут изъясняемы отдельно, вне состава речи: то такое согласие еще не покажет – верно ли это изъяснение и в самом составе речи; потому что отдельно взятое, оно может быть согласно и с священным Писанием и с церковным Преданием, но по отношению к рассматриваемому месту несогласно с ходом речи, как можно видеть из следующего примера. Иисус Христос сказал Марфе о Лазаре: воскреснет брат твой ( Ин.1:23 ). Слова сии можно понимать, подобно Марфе, о воскресении Лазаря в последний день (ст.24); и эта мысль, взятая отдельно, согласна с учением священного Писания и святой Церкви о всеобщем воскресении; но в показанном месте она неуместна, потому что Иисус Христос говорит не о всеобщем воскресении, a о воздвижении из гроба одного только Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010