— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

57. Чем завершилась земная жизнь Христа? Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная в Нем (Деян. 3.15), и сила человека, свободного от греха (Деян. 2.2) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть, Христос свидетельствует: — о конечном торжестве Бога; — о будущем уничтожении смерти; — о непобедимости света и правды (Ин. 12.31; 1 Кор. 15.3–28; 11–17). 58. Почему говорится, что Христос воскрес «по Писаниям»? Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть будут сокрушены (Ис. 11.1–9; 27.1). Воскресение Христа положило начало этой победе. 59. Что означает «вознесение и пребывание одесную Отца»? Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил «всякую власть на небе и на земле» (Мф. 28.18). Отныне Он пребывает и действует во всем мире и в человечестве (Мф. 28.20). Поэтому можно говорить, что Он «там», где Отец, т. е. имеет вездесущность Бога. 60. Что такое Последний Суд? Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть «суд» над миром (Ин. 12.31).. Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк. 4.25–29). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к «встрече Господа» (притчи Мф. 24.42–51). Примечание: Понятие ,,муки вечной» (Мф. 25.46) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр. 20.14 названо «смертью второй», т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто. Тема 10 ДУХ БОЖИЙ. ЦЕРКОВЬ. 61. Что такое Дух Божий? 1) В Ветхом Завете Бог явлен как .Сокровенный и Неисповедимый Отец: в Новом Завете — как Сын–Слово, творящее и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух, Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе (уже созданной: Пс. 32.6; 103.30) и в человечестве (через покров: Иез. 11.24). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога), ибо дух не просто свойство Бога, а — Он Сам. Дух Божий именуют «третьей ипостасью Божества». Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

57. Чем завершилась земная жизнь Христа? Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная в Нем ( Деян. 3:15 ), и сила человека, свободного от греха ( Деян. 2:2 ) восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая смерть, Христос свидетельствует: - о конечном торжестве Бога; - о будущем уничтожении смерти; - о непобедимости света и правды ( Ин. 12:31 ; 1 Кор. 15.3-28; 11-17 ). 58. Почему говорится, что Христос воскрес “по Писаниям”? Пророки говорили, что с наступлением мессианского Царства зло и смерть будут сокрушены ( Ис. 11:1-9; 27.1 ). Воскресение Христа положило начало этой победе. 59. Что означает “вознесение и пребывание одесную Отца”? Во дни земной жизни Христос был связан границами пространства и времени. Победив смерть, Он как Богочеловек получил “всякую власть на небе и на земле” ( Мф. 28:18 ). Отныне Он пребывает и действует во всем мире и в человечестве ( Мф. 28:20 ). Поэтому можно говорить, что Он “там”, где Отец, т. е. имеет вездесущность Бога. 60. Что такое Последний Суд? Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть “суд” над миром ( Ин. 12:31 ). Но Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (см. притчу Мк. 4.25-29 ). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к “встрече Господа” (притчи Мф. 24.42-51 ). Примечание: Понятие „муки вечной” ( Мф. 25:46 ) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откр. 20.14 названо “смертью второй”, т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто. Тема 10. Дух Божий. Церковь 61. Что такое Дух Божий? 1) В Ветхом Завете Бог явлен как Сокровенный и Неисповедимый Отец: в Новом Завете – как Сын-Слово, творящее и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух, Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе (уже созданной: Пс. 32.6; 103.30 ) и в человечестве (через покров: Иез. 11.24 ). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога), ибо дух не просто свойство Бога, а – Он Сам. Дух Божий именуют “третьей ипостасью Божества”. Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Слово «λνα» (стих 60), которое он употребляет вместо евангельского δκτυον или δκτυα (Мф.6:18: μφβληστρον), хотя и может значить «сети» «мрежи», но нигде в Новом Завете в таком значении не употребляется (ср. Мф.12:20 ; Откр.15:6 ). Далее, замечательно, в отрывке ни разу не встречается ни имени «ησος», ни «Χριστς»; всюду, – даже там, где говорится о теле (стихи 21, 24), или о гробе Иисусовом (стих 50), автор неизменно, исключительно называет И. Христа Κριος. Как бы ни смотреть на такой образ выражения автора, как на преднамеренный, или случайный, – во всяком случае, при такой своей исключительности, это есть особенный, необычный по сравнению с нашими каноническими Евангелиями образ выражения 65 . Что образ выражения в наших Евангелиях в некоторых случаях служил камнем преткновения для понимания автора, – об этом можно судить по следующим примерам. О дне и часе погребения Христа у евангелиста Луки ( Лк.23:54 ), согласно с церковно-иудейским времясчислением, говорится совершенно правильно: κα μρα ν παρασκευ, κα σββατον πφωσκε. Последним выражением обозначается вечер пятницы, – и при том конец его, когда с приближавшимся заходом солнца наступала уже суббота ( Мф.27:57 : ψας δ γενομνης; ср. Мк.15:42 ). В Евангелии же Петра (стих 5) ещё утром того же дня (т. е. пятницы), ещё до отведения Христа на Голгофу, Ирод Антипа, отвечая Пилату на его просьбу о дозволении Иосифу погрести тело Иисусово, выражается также: πε κα σββατον πφωσκε, т. е. «поскольку и суббота рассветает». Совершенно аналогичное с вышеуказанным обозначением у св. Луки дня и часа погребения Христа выражение употребляет и евангелист Матфей для обозначения времени воскресения Его: ψε δ σαββτων, τ πιφωσκοσ ες μαν σαββτων ( Мф.28:1 ). Разность состоит лишь в том, что евангелист Матфей следуют обыкновенному, естественному времяисчислению, по которому началом дня считается утро; но и у него как у св. Луки, второю половиною выражения: τ πιφωσκοσ (т. е. μρ) ες μαν σαββτων – также лишь частнее определяется первая: ψε δ σαββτων («по прошествии же субботы»), – указывается именно тот ранний час утра, который обыкновенно называется рассветом или утреннею зарёй предшествующею восходу солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

В полдень начиналась служба чтений, состоявшая из 12 частей, каждая включала 3 небиблейских стиха, псалом, ектению, коленопреклонную молитву, прокимен и ипакои; кроме того, начиная с 4-й части перед главопреклонной молитвой читается ветхозаветная паремия и Апостол (опускаются в 9-й или 12-й части, так что всего насчитывается 8 паремий и 8 апостольских чтений), а начиная с 9-й читаются еще и Евангелие (так что рассказ о Страстях прочитывается согласно каждому из Евангелий). Все библейские чтения - практически те же, что и в армянском Лекционарии (Ibid. Vol. 1. N 665-698, Vol. 2. N 115-157). Сразу по окончании службы чтений пели вечерню (Ibid. Vol. 1. N 699-703, Vol. 2. N 158-167) по следующему чину: Пс 140 и стихиры, далее - " Свете тихий " , несколько тропарей, ектения, коленопреклонная молитва и чтения (прокимен из Пс 78; Ис 59. 15-21 (в некоторых ркп.: Прем 2. 12-18); Ис 57. 1-4 (указано не во всех ркп.); Плач 3. 52-66; прокимен из Пс 87; Мф 27. 57-60 (или 61; некоторые ркп. дают иное чтение : Ин 19. 38-42), " Сподоби, Господи " и проч. тексты вечерни. В конце вечерни совершался чин омовения Креста, во время которого пели ряд тропарей (нач. 1-го: " Проси Иосиф Тело Твое " ; в одной из ркп. в конце вечерни указано Причащение, что указывало на совершение литургии Преждеосвященных Даров, возможно, из-за константинопольского влияния - см.: Janeras. P. 295). Обряд омовения Креста в Великую Пятницу известен в позднейших коптских и сирийских традициях; он изображает погребение Тела Христова (Ibid. P. 344); в позднейшей православной традиции чин омовения Креста вошел в последование Воздвижения Креста 14 сент., с ним связан и чин омовения мощей (см. ниже). Гимнографические тексты, приводимые в сохранившихся рукописях Иадгари, в грузинском переводе древнего иерусалимского Тропология (гимнографического сборника), отражающем практику VII-IX вв. - это те же тексты, что упомянуты в грузинском Лекционарии, дополненные некоторыми новыми (Метревели. Иадгари. С. 191-205). Т. о., в IV-IX вв. в Иерусалиме была собственная литургическая традиция, сильно отличавшаяся от той, которая отражена в послеиконоборческих византийских монастырских Типиконах, получившая во 2-м тыс. по Р. Х. всеобщее распространение в Православной Церкви. После 1009 г., когда Иерусалим был в очередной раз разорен захватчиками, свидетельств о бытовании в Св. Граде особой литургической традиции уже нет - богослужения совершаются здесь так же, как в Константинополе и повсюду на греческом Востоке. Однако практика Иерусалима в 1-м тыс. по Р. Х. оказала на христианское богослужение в целом - в т. ч. и на богослужение Константинополя - большое влияние, и многие ее элементы, через посредство константинопольской традиции, сохраняются в Церкви и поныне.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Иосиф (синоним – «Рахилин сын») – сын патриарха Иакова (синаксарь Великого Понедельника), прообраз невинного страдания и смирения Христова. «Образ владычен подписуя Иосиф, в ров ввержен бывает, продается от сродник, вся терпит приснопамятный, во образ поистине Христов» (тропарь первой песни трипеснец Андрея Критского , повечерие, Неделя Ваий). " Прежде Рахилина сына плакаше всяк иже в дому, Сына Девыя рыдаху ученик лик с Материю» (тропарь второй статии, утреня, Великая Суббота). Иосиф благообразный – Иосиф Аримафейский ( Мф.27:57–60 ), выкупивший тело Иисуса и погребший его; образ Иосифа – это образ преданности Христу. " Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» (тропарь, вечерня, Великий Пяток). Иуда (синоним – «рождение Ехиднов») – символ сребролюбия и предательства ( Мф.26:14–25, 47–49; 27:1–5 ). " Рождение Ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их клеветаху на Богу неблагодарнии: и сей злочестивый, небесный хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающаго продает, и егоже люблеше владыку, предаяше на смерть: воистинну онех Сын беззаконный, и с ними пагубу наследова. Пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, едине в долготерпении неизреченный» (славник, вечерня, Великий Четверток). «Волцы и сети путие треокаяннаго безумнаго Иуды» (из тропаря третьей статии, утреня, Великая Суббота). Иудеи см. евреи. Книжники (синоним – «фарисеи») – образ книжников встречается неоднократно в Священном Писании ( Мф.23:1–14 ); в гимнографических текстах символ просвещённого лицемерия. «Тече глаголя Иуда беззаконным книжником: что мне хощете дати, и аз вам предам Его, среди же совещавающих Сам стоял еси невидимо совещаваемый: Сердцеведче, пощади души наша» (второй антифон, утреня, Великий Пяток). Крест (синонимы – «древо», «древо крестное») 626 – орудие казни; крест, на котором был распят Христос и им искупил род человеческий, поэтому может символизировать наше упование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ещё яснее и нагляднее, чем от Евангелия Матфея, выступает на вид, при сравнении, зависимость псевдо-евангелиста от Евангелия Марка. С наибольшей ясностью зависимость эта, как уже замечено, наблюдается в повествовании псевдо-евангелиста о жёнах-мироносицах, ходивших ко гробу Христа на рассвете первого дня недели (стих 50; ср. Мк.16:1–8 ). В числе встречающихся здесь многих выражений, буквально почти сходных со словами евангелиста Марка (ср. стих 53 с Мк.16:3 ; стих 55 с Мк.16:5 ; стих 56 (51) с Мк.16:6 ; ( Мф.28:6 ); стих 57 с Мк.16:8 ) особенно резко бросается в глаза одно в стихе 54: «ибо камень был велик» (μγας γρ ν λϑος). В Евангелии Марка буквально такое же замечание о камне ( Мк.16:4 ) делается самим писателем, от своего лица, – а потому там imperfect, ν – был стоит совершенно правильно; у псевдо-евангелиста же, влагающего это замечание в уста разговаривавших между собою святых жён, это – ν составляет очевидную грамматическую неправильность, вносящую в разговор святых жён если и не бессмыслицу, то нечто, логически не вяжущееся ни с предыдущим, ни с последующим: «кто же отвалит нам камень, лежащий на двери гроба..; ибо камень был велик, – и мы боимся» и прочее. Не сказывается ли в данном случае особенно ясно компиляторский характер писательства псевдо-евангелиста, выписывающего чужие слова без должного внимания к их смыслу? Выше мы уже указывали на стихи – 27 и 60; в первом из них слова мнимого автора псевдо-евангелия (ап. Петра) о своей и своих товарищей тяжкой скорби по поводу распятия Господа: πενϑοντες κα κλαοντες – буквально те же самые, какими описывается скорбь апостолов и у евангелиста Марка в Мк.16:10 ; во втором – стихе 60 апостол Матфей называется у псевдо-евангелиста «Левием, сыном Алфея», как он называется только в Евангелии Марка ( Мк.2:14 ). Место это в отрывке не менее примечательно, впрочем, как свидетельство и по отношению к Евангелию Матфея, т. к. только из сравнения повествования Марка, равно как и Луки ( Лк.5:27 ), с известиями, у Матфея в Мф.9:9; 10:3 усматривается, что сидевший у сбора пошлин и призванный Господом к следованию за Собою – Левий Алфеев (по Евангелию Марка), просто Левий (по Евангелию Луки) есть одно и то же лицо с Матфеем, и что этот Левий мытарь был призван потом к апостольскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

1123 Первое поклонителное место, от врат прошед 14 ступень, снятию со Креста тела Христова, где Иосиф и Никодим, повиша Его чистою плащаницею. Здесь красноватаго мрамора доска наподобие гроба, вышиною 5 вершков, коей длина в 3, а ширина в 2-е четверти с половиною. – Камень помазания – одна из главных христианских святынь – находится напротив входа в храм Гроба Господня. Это первая святыня, которой поклоняются приходящие паломники. Камень покрыт красной мраморной плитой и обозначает место, где, согласно Писанию ( Мф.27:57–60 , Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–40 ), снятое с Креста Иосифом Аримафейским и Никодимом тело Иисуса было умащено благовониями и подготовлено к погребению. 1125 …мрамором белым кругловато пол оделано, идеже стояла Божия Матерь со Иоанном Богословом при распятии Христовом – Часовня Пресвятой Девы, по преданию Армянской церкви, отмечает место, где в момент Распятия стояла Богородица. 1126 …близ армянская церковь ту, и лестница наверх их церкви. – Очевидно, имеется в виду армянская церковь , называемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Построена в 1439 г. по благословению армянского патриарха Мартироса, после того как армяне лишились права владения Голгофой. 1127 Посреди сего храма построенная святая Кувуклия... – Часовня в храме Гроба Господня, построенная над гробницей, где было положено тело Иисуса Христа после Распятия. Заключает в себе гроб Господень и придел Ангела. 1130 ...камень, на котором по Воскресении Христовом сидевший ангел возвестил женам: «Что ищете Живаго с мертвыми? Воста, несть зде», – которой обделан в столбике мраморном, вышиною в поис человеку, которой цвета красноватаго, длиною поларшина, шириною 6 вершков. – Согласно Писанию ( Мф.28:1–2 ; Мк.16:4–5 ; Лк.24:1–4 ; Ин.20:11–12 ), на камне, отваленном от дверн гроба Господня, сидел Ангел, возвестивший женам-мироносицам Воскресение. Его слова вспоминаются всеми писателями-паломниками, входящими в придел Ангела (расположен в восточной части Кувуклии), через который они попадают в погребальную пещеру: вход в нее обрамляет мраморный полог, воспроизводящий слова ангела. В приделе Ангела находится пьедестал с частью священного камня, расположенный посреди часовни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55. Быт.3:6. 56. Рим.1:20. 57. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 58. Пс.54:23. 59. Мф.6:25. 60. Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на " просите " (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 61. Лк.10:41-42 62. η μθεξις - причастие, у преп. Никиты встречаются три термина - η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 63. Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 64. Цитата из св. Иоанна Дамаскина: " Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149). 65. Еф.4:13 66. Прем.13:5. 67. η ξις - навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется добродетелью, а навык ко злу - страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм... С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как " восстановление сил души в первородное их благородство " (Добротолюбие. Т.5. С.101). 68. О постоянном навыке добродетели, например, у св. Григория Богослова в 36-м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.507-508). 69. κρεττων - сравн. ст. к κρατς и αγαθς - более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита говорит, во-первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151). Во-вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата. В-третьих, о лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89). Наконец, претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же. С.141). О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного. 70. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149 (PG 94. 917В). 71. Быт. 2:17. 72. το λειον των ηδονων - своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в " Вопросоответах к Фалласию " . например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.165).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

60. Сопричаствующий покою Божиему, [устроенному Им] ради нас в седьмой день, сопричаствует также, по обожению, и Его действию ради нас в восьмой день, то есть таинственному Воскресению. Он оставил лежать в гробу пелены и плат, который был на главе Его. Видящие эти вещи, как их видели Петр и Иоанн, верят, что Господь воскрес (Ин. 20:5-8). 61. Гроб Господень есть мир сей или же сердце каждого верующего. Пелены суть логосы чувственных [вещей] вместе с образами добродетелей. Плат, который был на голове [Господа], есть простое и единообразное ведение [вещей] умопостигаемых, вместе с воспринятым [благодаря ведению] богословием. Посредством этого познавался [Бог] Слово, ибо без )того Он, будучи превыше чувственных и умопостигаемых вещей, совершенно недоступен нашему восприятию. 62. Почтительно погребающие Господа узрят Его воскресающим во славе - что недоступно зрению тех, кто не совершает этого. Ибо Он недоступен восприятию питающих злые умыслы, поскольку уже не имеет покровов, благодаря которым Господь, как казалось, благоволил быть воспринятым [всеми] желающими [видеть Его] и претерпел [крестные] страдания ради спасения всех. 63. Почтительно погребающий Господа окружается уважением всех боголюбцев. Ибо он, как это надлежит, избавляет Господа от бесславного выставления напоказ перед всем народом, не позволяя неверующим использовать Его пригвождение к Кресту в качестве предлога для богохульства (Мф. 27:57 - 66). Прилагающие же печать к могиле и ставящие стражей у гроба суть враги этого дела - они и на воскресшее Слово клевещут как на похищенное учениками; ради клеветы на воскресшего Спасителя они подкупают солдат (Мф. 28:11-15) за такие же серебренники, какие получил лжеученик [Господа], предавший Его (под " серебренниками " я понимаю показной образ [осуществления] добродетелей). Человек ведующий знает, что сказанное предстает лишь своей зримой стороной; он не находится в неведении относительно того, как и каким образом был распят, погребен и воскрес Господь. Он считает мертвецами страстные помыслы, насажденные бесами окрест сердца; [этими помыслами] в искушениях и разделяются, словно одежды [Господа], способы нравственной благопристойности [Такой ведующий человек] также преступает, словно через печати [на гробе Господнем], через образы предвосхищения грехов, запечатлеваемые в душе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/625/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010