Дрогнули небо и ад, солнце и земля. «Бе же час яко шестый», повествуют евангелисты, «и тма бысть по всей земли до часа девятого. И померче солнце, и завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго; и земля потрясеся; и камение распадеся; и гроби отверзошася; и многа телеса усопших святых восташа» ( Лк.23:44–45 ; Мф.27:51–52 ). И только такия страшныя знамения неба и земли остановили, наконец, все неистовства грубой толпы, и зрители необыкновенного события, молча, в великом смущении, стали расходиться по домам. «И вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся» ( Лк.23:48 ). А сотник и бывшая с ним стража исповедали в распятом Праведнике Сына Божия ( Мф.27:54 ). Оставим и мы, братие, место зрителей на Голгофе и поразмыслим о совершившейся здесь тайне. Господь не произнес на кресте ни одного слова осуждения на Своих мучителей, а, напротив, молился за них, потому что Он пришел в мир не затем, чтобы судить людей, но затем, чтобы спасти их ( Ин.3:17 ). Он есть жизнь ( Ин.11:25 ), и веруюший в Него не погибнет, но также имеет жизнь вечную ( Ин.3:16 ), потому что получает во Христе Иисусе закон духа жизни, освобождающий его от закона духа и смерти. Христос умер на кресте не за Себя, но за нас; греховное начало нашей падшей природы, наш ветхий человек был с Ним распят и был виною Его смерти. Но Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Следовательно, смерть и в смерти царствовавший грех побеждены Христом, и потому уже не имеют более власти, и не над Ним только одним, но и над нами, верующими в Него, ибо и мы спогребаемся Ему крещением в смерть, чтобы, умерши со Христом для греха, с Ним и жить для Бога (Рим:5–8). В этом-то освобождении от власти греха и смерти и в примирении с Богом и состоит тайна искупления нашего, совершившагося на Голгофе. Христос Сам воскрес и для нас Он есть «воскрешение и живот» ( Ин.11:25 ), Христос жив и не умирает более, значит, испразднен последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Мф.27:53. И изшедше из гроб, по Воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем.и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святой град и явились многим.    Вышли и явились, чтобы не показалось призрачным отверстие гробов и воскресение усопших. После Воскресения Иисуса Христа они вышли из гробов, вошли во святой город и явились многим, чтобы эти последние из их воскресения убедились в Воскресении Спасителя, заключая, что Воскресивший их тем более воскресил Себя. Воскресли святые, чтобы, говоря об Иисусе Христе, они заслуживали доверия. После того, как явились, они опять умерли. Мф.27:54. Сотник (εκατονταρχος ) «же и иже с ним стрегущии Иисуса, видевше трус и бывшая, убояшася зело, глаголюще: воистинну Божий Сын бе Сей».Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.    Этого сотника Марк (15, 39) назвал латинским словом κεντυριων начальником сотни, потому что греческое εκατον — то же, что латинское centum, κεντουμ . «Видев же», говорит, «сотник» (κεντυριων ) «стояй прямо Ему, яко тако возопив издше, рече: воистинну Человек Сей Сын бе Божий» (Мк. 15:39). Увидев, что Иисус Христос после того, как открыто назвал Бога Отцом и засвидетельствовал, что в руки Его предает дух Свой, через несколько времени испустил дух, — увидев также, как страшно было все случившееся в это время, сотник признал, что это был Сын Божий. Лука (23, 47) говорит о нем: «видев же сотник бывшее, прослави Бога, глаголя: воистинну Человек Сей праведен бе»…, праведным человеком называя, как я думаю, Сына Божия; или — прежде просто сказал, что человек этот был праведен, а потом даже, что это был Сын Божий. Лука же (23, 48) прибавил, что весь народ, сошедшийся на это зрелище, возвращался, бия себя в грудь. Не смея говорить из страха пред первосвященниками, народ бил себя в грудь, указывая этим на внутреннюю скорбь. Из прежних чудес и из того, что происходило в то самое время, он понимал, что это был Божий человек и что Ему сострадает и тварь, не перенося Его страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Наконец угасающий взор Его еще устремился к небу; но оно было мрачно, – ни одного луча света, ни одного утешения... «Елои, Елои», – воскликнул Божественный Страдалец, – «лима савахвани!» – Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? ( Мк.15:34 ). Это молитвенное восклицание выразило всю тягость мучений и внешних и внутренних, но для врагов Его оно послужило новым поводом к насмешкам. Изверги притворились не понявшими Его слов, и, основываясь на некотором сходстве звуков Елои с именем Илии, давали им такой смысл, как бы они обращены были к сему Пророку. «Смотрите, кричали один к другому: Он зовет Илию на помощь». (Мк.15:35). В это время Господь, изнемогая от смертельной жажды – предвестницы в распятых близкой смерти, воскликнул: «жажду!»... ( Ин.19:28 ). Один из воинов тотчас напоил уксусом губку, и, воткнув на иссоповую трость, приложил её к устам Иисуса. ( Ин.19:29 ). Но враги Его и здесь показали бесчеловечие. «Оставь Его, кричали воину. Он надеется на Илию; так посмотрим, придет ли Илия снять Его со креста» ( Мф.27:48,49 ). Господь же, вкусив уксуса, вновь воскликнул громко: «совершишася!» И потом возведши взор к небу, сказал: Отче, в руки Твои предаю дух Мой! При сих словах глава Его преклонилась, и Он испустил дух... ( Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших Святых воскресли; и, вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святой град, и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:51–54 ). И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же знавшие Господа, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали, и смотрели на это ( Лк.23:48,49 ). LXIV. Знамения, возвестившие смерть Богочеловека Целая история рода человеческого должна служить изъяснением того, что совершилось теперь на малом холме – Голгофском; но одна только вечность раскроет это вполне. Апостол Павел, говорит, что на кресте расторгнуто рукописание грехов человеческих: оно расторгнуто в ту самую минуту, как Господь изрек: «совершишася!»

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:54 ; сравн. Мк.15:39 ). Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот бъи праведник ( Лк.23:47 ). Сотник, о котором здесь говорится, был тем самым лицом, которое по римскому обычаю следило за исполнением приговора (поэтому он назван у Сенеки «центурион, назначенный для совершения казни» и у Тацита «совершитель казни»). Этот сотник, затем начальник Капернаума и начальник Кесарии Корнелий составляют триумвират верующих воинов-язычников в Новом Завете. Исповедание: Воистину Он (или Этот Человек, как сказано у евангелистов Марка и Луки) был Сын Божий, – может быть (вместе с Мейером) понято в политеистическом смысле, т. е. в смысле признания Христа полубогом, что подтверждается отсутствием в греческом тексте определенного члена перед «сын» и соответствующим местом у евангелиста Луки, который вместо Сын Божий Марка и Матфея ставит праведник. Но Ланге и Альфорд утверждают, что сотник употребил это выражение в еврейском или христианском смысле, признав Иисуса Мессией. Весьма возможно, что он и раньше был знаком с ожиданиями иудеев и с отзывами Христа о Самом Себе. Иуда-предатель Тогда Иуда, предавший Его, увидел, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того, смотри сам ( Мф.27:3–4 ). Признание предателя, находившегося в отчаянии, вернее будет переведено таким образом: «Я согрешил, потому что предал кровь невинную». В связи со свидетельствами Пилата и синедриона, который единственным обвинением против Иисуса выставил то, что Он называл Себя Мессией, это признание приводит к полнейшему оправданию Иисуса. Если бы Иуда, бывший три года близким к Иисусу человеком, знал что-нибудь, что могло запятнать нравственную чистоту Учителя, он с радостью воспользовался бы этим для самооправдания и успокоения своей совести. Иосиф Флавий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв. Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: « От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию). Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея : «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела. По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

http://pravoslavie.ru/77820.html

Тогда сказал ему Иисус: Что делаешь, делай скорее ( Ин.13:27 ). Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь ( Ин.13:30 ). Ночь вокруг него, и ночь в нем. Тщетно уничижил Себя Учитель, нагнувшись и омыв ему ноги; напрасно и протянул ему кусок хлеба в знак любви, – в Иуде слышалось лишь позвякивание проклятого серебра и шепот диавола, понукавшего его идти, куда пошел. Ноги омыты, но сердце осквернено. Ведь и те, кто серебром заплатил ему за предательство, ежечасно омывали руки «по локоть», однако сердце их было, как гроб, полный мертвых костей и зловония. На самом деле, Феодул, Иуда принял лишь кусок хлеба, но не прикоснулся к чаше и не причастился Христовой Кровью. А Господь ясно сказал: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ии.6:53). Некоторые еретические «церкви» до сего дня не дают своим верующим Христовой Крови, преподавая им лишь кусок хлеба, и причем бесквасный и несоленый (под стать иудейскому опресноку). Так причащался только Иуда-предатель, тогда как все остальные Апостолы приняли полноту Святых Даров, Тело и Кровь. Сие апостольское Причащение строго содержит Православная Церковь , испокон веку преподавая – по заповеди Христовой – своим верным чадам Святые Дары в обоих видах, как это и было на оной первой Литургии. Из-за упомянутых еретиков, лишающих народ причастия Господней Крови (то есть предвидя их появление в будущем. – Пер.), Господь и сказал Апостолам[, подавая им чашу]: Пейте из нее все ( Мф.26:27 ). Преломив же и разделив хлеб, не произнес слова все, но лишь сказал: Приимите, идите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). Но засим протянув им чашу, заповедал: Пейте из нее все. Почему в первом случае Иисус не произносит слово все, а во втором произносит? Потому что всевидящий Господь, проницая в будущее, ясно зрел появление сего соблазна, то есть что священники в ряде стран лишат мирян причащения под обоими видами, преподавая народу только хлеб без вина и тем самым затворяя ему врата вечной жизни. Ибо кто осмелится, упразднив Христово слово, уповать на вечную жизнь? Со страхом и трепетом Восточная, Православная Церковь принимает слово Спасителя мира: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Принимая это святое слово, Православная Церковь и на деле исполняет его, причащая весь народ Его Телом и Кровью – так, как и Он причастил Своих Апостолов на той первой и учредительной Литургии и как Сам Господь впоследствии, по Воскресении, возвестил о сем [то есть о том, как нужно причащаться] великому апостолу Павлу ( 1Кор.11:23–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А вот по вопросу предстоятельства в Элладской Церкви не могу с Вами согласиться. Конечно, после ухода Е.Венизелоса митрополиту Мелетию пришлось несладко. Его низведение с архиепископского престола было вопросом времени, но он опередил события. Формально не будучи низложенным (но все же находясь под церковным судом Элладской Церкви), он в 1921 г. был избран патриархом Константинопольским. Иными словами, 25 ноября 1921 г. патриархом Константинопольским заочно был избран митрополит Афинский Мелетий Метаксакис. Николай Липатов, Ноттингем 13 ноября 2011г. 09:22 Евангелие от Матфея гл. 20, ст. 25-28: Иисус же, подозвав их, сказал: " Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так-как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " . (Ср. Евангелие от Луки гл. 22, ст. 24-27) Если мы принимаем слова Христа всерьёз, то стоит попросить о последнем месте в диптихе. Остальные поместные Церкви могут действовать по своему разумению. Иннокентий Павлов, Москва 14 ноября 2011г. 15:54 Уважаемый Николай, Приведённая Вами цитата из Евангелия исторически была использована ровно для обратной цели, а именно - утверждения примата. Когда Иоанн Постник стал именоваться Вселенским (в значении имперским) Патриархом, и поставил сей титул под письмом Папе Григорию Великому (Двоеслову). По последний, имея в виду сказанное в Мф 20:26-27, подписался под ответом:  Servus servorum Dei (=Раб рабов Божиих), это стало папским титулом. Так он отстаивал первенство Римского епископа и не только в диптихе. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/2239930

Иисуса Христа вывели на двор, где Он под стражею должен был провести остаток ночи. Здесь Он подвергся самому горькому уничижению со стороны архиерейских слуг. Они били Его, плевали Ему в лицо и заушали Его, а некоторые, закрыв Ему рукою глаза, ударяли Его по ланитам и с насмешками спрашивали: „прореки нам, Христос: кто ударил тебя?“ И все эти оскорбления Господь перенес безропотно в молчании. Рано утром снова собрались у Каиафы первосвященники, старейшины и книжники для окончательного решения дела. Господа ввели в это собрание и спросили: «Ты-ли Христос, скажи нам?» Он сказал: „если скажу вам, вы не поверите; если же спрошу вас, вы не будете отвечать Мне и не отпустите Меня“; но еще раз и с особенною силою, применительно к пророчеству Даниила, повторил им: „отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией“. „Итак, Ты – Сын Божий?!“ – злобно воскликнули иудейские начальники. Господь отвечал им: „вы (правду) говорите, что Я“. Тогда члены синедриона сказали: «какое еще нам нужно свидетельство? мы сами слышали из уст Его», и окончательно определили предать Иисуса Христа на смерть за то, что Он называл Себя Сыном Божиим. § 90. Отречение Петра и раскаяние; погибель Иуды. (Мф. 29, 58, 69–75; 27, 2–10; Марк. 14, 25, 66–72; Лук.22 54–62; Ин. 18, 15–18, 25–27). «И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня. И взял Я тридцать сребреников, и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах. 11, 13 ). Когда Господь Иисус Христос был взять под стражу в Гефсиманском саду, то за Ним издали пошли апостолы Петр и Иоанн. Иоанн был известен в доме первосвященника Анны 81 и беспрепятственно вошел во двор, а Петр остался на улице подле ворот. Тогда Иоанн попросил служанку пропустить Петра. Пропуская его, она спросила из любопытства: „и ты не из учеников-ли этого человека?“ Петр сказал: „нет“. В это время послышалось пение петуха. От Анны вслед , за Господом Иисусом Петр прошел к Каиафе. Там, когда в полночь сделалось холодно, слуги развели на дворе огонь и грелись, и Петр подошел к огню. Видя его беспокойство, некоторые из слуг просили: „не из учеников-ли Его и ты? и наречие обличает, что ты галилеянин“. Тогда Петр вторично отрекся от Иисуса Христа. Наконец, подошел к Петру родственник того Малха, которому он отсек ухо, и начал обличать его: „не я ли видел тебя с Иисусом в саду Гефсиманском?“ Петр совсем растерялся и стал божиться и клясться, что не знает Иисуса. Петух запел во второй раз. В эту самую минуту Господь, обратившись, взглянул на Петра. Взор Господа проник до самой глубины в сердце Его. Он вспомнил слова Господни, бросился вон со двора Каиафы и горько плакал о своем падении. Печаль Его была проникнута пламенною любовью в Господу и оживлялась верою в Его бесконечное милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Сегодня Православие испытывает колоссальное давление со стороны враждебных сил. Агрессивный секуляризм и тоталитарный либерализм стремятся при помощи средств массовой коммуникации насадить в сознании наших современников ненависть к Церкви, сформировать отрицательный образ христианина, обвинить пастырей и пасомых во всевозможных нравственных преступлениях, для того чтобы дискредитировать дело Божие. Но Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет своего существования неоднократно переживала подобные обвинения. Она преодолеет их и в этот раз, ибо ей устами своего Основателя обещана окончательная победа (см. Мф. 16:18). Однако всем нам и особенно архипастырям следует помнить слова Христовы: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Прими же сей жезл как знамение силы Божией, совершающейся в немощи (ср. 2 Кор. 12:9) и гряди к народу, молившемуся с нами за Литургией. И да будет преподанное тобой благословение добрым началом предлежащего служения, совершаемого во имя «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/2127785.ht...

6:24 ; Лк. 16:13 ). Мы помним слово Его: «трудно богатому войти в царство небесное» ( Мф. 19:23-24 , Мк. 10:23-25 . Лк. 18:24-25 ); и другое слово: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной» ( Мф. 19,21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 18:22 ), «взяв крест» ( Мк. 10:21 ). И в то же время мы видим, что среди благочестивых учеников Спасителя были и богатые люди: Иосиф Аримафейский ( Мф. 27:57 ; Мк. 15:43: Лк. 23,50 , Ин. 19:38 ), Никодим ( Ин. 3:1-21; 19:39 ), Капернаумский царедворец ( Ин. 4:46-54 ) и Закхей, начальник мытарей ( Лк. 19:1-10 ); и что все это относится не к собственности, а к богатству, т.е. многообильной собственности, обременяющей душу заботами. Как же провести здесь грань и установить меру? – Мы видим, что Христос не заповедал предаваться заботам – «что нам есть?» или «что пить?», или «во что одеться?», но искать «прежде царствия Божия и правды Его», в уверенности, что «это все приложится нам» ( Мф. 6:19-34 и др.). И разумея это, спрашиваем невольно: осуждается ли этим всякая хозяйственная «забота» в душе человека, неизбежно предусматривающая «завтрашний день» ( Мф. 6:34 ), – забота, обнаруживающаяся в каждом посеве, в каждом производственном процессе, каждом строении, в каждой покупке? И если осуждается, то как возможно христианское хозяйство? А если оно невозможно, и если всякое хозяйствование оказывается христиански предосудительным, то как же возможна христианская культура, вырастающая на основе противохристианского хозяйства? И, наконец: мы знаем, что Христос со скорбью говорил о предвиденной Им судьбе иудеев и в особенности Иерусалима ( Мф. 23 ; Лк. 21 ), но не дерзаем ни обозначить эту скорбь, как национальное чувство, ни извлечь из нее оправдание или какие-нибудь правила для нашего человеческого национализма. И еще мы помним слова Ап. Павла: «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010