Глава 22 1–13. Иуда у первосвященников и книжников. Приготовление пасхальной вечери. – 14–23. Установление Евхаристии и предсказание Христа об измене Иуды. – 24–30. Спор о первенстве. – 31–34. Предсказание об отречении апостола Петра. – 35–38. Слово о мече. – 39–53. Молитва на горе Елеон и взятие Христа воинами. – 54–71. Отречение апостола Петра и осуждение Христа. Лк.22:1 .  Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, Лк.22:2 .  и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Лк.22:3 .  Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, Лк.22:4 .  и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5 .  Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6 .  и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Лк.22:7 .  Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, Лк.22:8 .  и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Лк.22:9 .  Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Лк.22:10 .  Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, Лк.22:11 .  и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Лк.22:12 .  И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Лк.22:13 .  Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. О путешествии Иуды к первосвященникам и книжникам евангелист Лука говорит согласно с Марком, опуская только историю помазания ( Мк.14:1–16 ; ср. Мф.26:1–16 ). «Праздник опресноков, называемый Пасхою» (стих 1). Евангелист Лука отожествляет оба названия, потому что в самом деле опресноки полагалось вкушать уже в день Пасхи. «Боялись народа» (стих 2; см. Лк.19:48, 21:38 ). «Вошел же сатана в Иуду» (стих 3). Трудно сказать, что здесь подразумевает евангелист: действительное ли вхождение сатаны или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом «входить» ( εσρχεσθαι) у Луки обозначается вхождение бесов в тела ( Лк.8:30, 32 и сл.; Лк.11:26 ), а за второе – то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаной (ср. Ин.13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава LXVI 1 . Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? 2 . Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. Господь в нагорной проповеди ( Мф. 5:34 ) глаголет: что „небо есть престол Божий“, а св. первомученик Стефан в речи своей ( Деян. 7:48–50 ) буквально приводит читаемые нами слова Пророка Исаии. Мысль о вездесущии Божием и о том, что люди не могут возвести Всемогущему храма или дома для обитания, высказана еще Давиду в откровении, им полученном ( 2Цар. 7:5–13 ). В этом откровении мы заметим, что в ст. 5 – 7 Господь, указывая, что в странствование Израиля местом поклонения Ему была передвижная скиния, глаголет: (ст. 7) „Я не говорил кому-либо построить Мне дом“. Далее же, отказывая Давиду в праве построить храм, Господь, обещая успокоение народу, связует постройку „дома имени Его“ (ст. 13) с этим успокоением и упрочением царства. Из этого места видно, что постройка храма была милостью, дарованною Израилю, как видимый залог верности народа Богу и Божия покровительства народу. Это же указано Соломону в видении 3Цар. 9:3–9 с явным напоминанием наказании за отступление от Бога, упомянутых в Втор. 29:24–29 . Что Соломон ясно понимал значение храма, как особенной к нему милости, а не как исключительного и единственного места обитания Божества, видно из слов молитвы его ( 3Цар. 8:27 ): „Поистине Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему“. Господь вспоминает человеку (во 2-м стихе), что мир сотворен Им и что человек не имеет ничего в материальном мире, что бы он мог принести в дар Богу. Есть один только дар Божий, отданный во власть человеку, который он может принести Богу: это волю свою; „сердце сокрушенное и смиренное“ ( Пс. 50 ), которое доказывает, что человек отказывается от воли своей, отдавая ее назад Творцу, вследствие сознания ничтожества своего разума, и глубокого убеждения, что только воля Божия, в нем действующая, может даровать ему счастье, которого он не может достигнуть, действуя по своей воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

епископ Звенигородский Николай ЦВ 9 (454) май 2011 /  20 мая 2011 г. " В своей жизни вижу непрестанное присутствие Промысла Божия... " 17 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Слово архимандрита Николая (Чашина) при наречении во епископа Звенигородского, викария Московской епархии Ваше Святейшество! Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим, изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решением Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Русской Православной Церкви. Сегодня, когда я стою перед вами, ожидая принять через возложение ваших рук благодать Пресвятого Духа, призывающую к высочайшему служению, меня охватывает трепет и страх. Высота служения, ответственность не только за себя, но и за народ Божий, ответственность за слова и поступки, за принятие решений, которые имеют отношение не только к моей жизни, но и к жизни многих людей, есть великая ноша, которая не может быть уравновешена видимыми знаками почтения к архиерейскому сану. Так что на Страшном суде дам ответ не только за свои личные поступки, но и за духовное состояние и целостность вверенного мне стада Христова. Сознавая себя немощным, вспоминаю слова святого апостола Павла: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24) Взирая на жизнь других людей и сравнивая себя с ними, вижу, как мало я трудился, чтобы развить и приумножить дарованные Богом таланты. Стою, как ленивый и нерадивый раб перед лицом вашим, как перед лицом Самого Бога, более ожидая услышать осуждение, чем слова, призывающие к высокому служению: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). В этом внутреннем смятении души ищу поддержки, обращаясь к Священному Писанию, и слышу слова великого «апостола языков» святого Павла: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27), чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29). Утешением для меня является великое милосердие и человеколюбие Господа, вера в Его всесильную помощь и благодать Пресвятого Духа, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи».

http://e-vestnik.ru/docs/v_svoey_zhizni_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Буря на Тивериаде. О церковных итогах 2019 года 03.01.2020 804 Время на чтение 10 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. (Мф. 8:24-27) Прошедший 2019 год был, пожалуй, наиболее трудным и бедственным для вселенского Православия за последние десятилетия. Разрушительные процессы преобладали над созидательными. Так, Константинопольский и Александрийский патриархаты, а также Элладская Церковь ушли в раскол, признав самосвятов из «Православной церкви Украины » (ПЦУ). Тем самым был спровоцирован, возможно, глубочайший кризис во вселенском Православии с момента Флорентийской унии 1439 г. На Украине, несмотря на уход Петра Порошенко с президентского поста, по-прежнему сохраняется напряжённая ситуация и продолжаются, хоть и в меньшем масштабе, нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. В ряде стран православного мира усилилось давление политических сил на Церковь, особенно в Черногории. Не претендуя на абсолютную правоту и всеохватность, попробуем рассмотреть церковные итоги года в нескольких рубриках. Главное положительное событие года – это воссоединение архиепископии православных русских церквей в Западной Европе с Русской Православной Церковью. Один из редких примеров достижения благословенного единства в эпоху разъединения. На статус главного положительного события претендует и инициатива патриарха Иерусалимского Феофила о проведении всеправославного совещания в Иордании, однако перспектива этого ещё очень туманна. Главные положительные тенденции года: Главные отрицательные события года: Человеком года, на наш взгляд, не следует называть кого-то отдельно. Тем более это не вполне в православном духе. Человек года – это, обобщённо, православный христианин, верный Церкви и святоотеческому Преданию. Будь он архиерей, священник, мирянин, православный журналист и кто угодно где угодно: на Украине, в Черногории, в России, Греции и т. д. Если он – человек Церкви, защищает Церковь, держится святоотеческого Предания и обличает беззаконие – то вот это и есть человек года, причём в любом году.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/03/burya_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ваша молитва оберегает восточные рубежи Руси» Поздравление митрополиту Владивостокскому и Приморскому Вениамину с 80-летием от Центра «Берег Рус», «Русской народной линии», «Русского Вестника» и «Руси Державной» 08.11.2018 1423 Время на чтение 3 минуты Ваше Высокопреосвященство! Дорогой Владыка! Вы родились на самом востоке Руси. Сюда, на восток обращены алтари всех православных храмов России. На восток веками идет наш народ. На Восток - к Солнцу Правды – Христу. Что есть Восток в библейском понимании? На востоке находился утраченный человеком рай; от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф.24:27); Сам Господь именуется Востоком свыше (Лк.1:78). На востоке зажглась Вифлеемская звезда, возвестившая человечеству о великом событии во Вселенной – Рождестве Христовом. Наша Русь развернута лицом на восток и обращается к встречающимся на ее пути народам с проповедью Христовой. В этой проповеднической обращенности Руси к востоку мы видим, какое особое значение обретает жизнь православных христиан, живущих на восточной окраине нашего Отечества. Это особое служение Христу и своей земной Родине – России. Это исповедническая жизнь перед многочисленными народами Азии, еще не познавшими в глубине своей Христа. В двадцатилетнем возрасте Вы покинули родные дальневосточные края. По Божьему благословению переехали в Москву , в Троице-Сергиеву Лавру. Там долгое время Вы жили, молились, учились и преподавали в Московской духовной академии и семинарии. И вот в 1992 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, вновь возвратились на Восток – в богоспасаемый град Владивосток. Вернулись уже в епископском сане. Предстояло много и много трудов в новой епархии, серьезно пострадавшей за десятилетия безбожия. С помощью Божией, Вашими молитвами и трудами, усилиями всех, кто трудился вместе с Вами, епархия Владивостокская возродилась. И с востока Руси вновь послышалось духовное Слово, восхваляющее Бога, Русь Святую и русский народ, дошедший до тихоокеанских берегов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/08/va...

Имуще же тойже дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах: и мы веруем, темже и глаголем ( 2Кор.4:13 ). Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори ( 2Тим.4:5 ). Слово на вечерне в 1-й день Пасхи: о благотворных для человечества следствиях воскресения Христова О благотворных следствиях воскресения Христа Спасителя для человечества 1 Скончав течение Св. Четыредесятницы, наконец, по милости Божией, предначали мы, братья, день Пасхи красной, Пасхи всечестной; неоднократно уже ныне, как дети за матерью, повторяем мы здесь за Св. Церковью : Христос воскресе, Христос воскресе! И не здесь только, но и в домах и на стогнах богоспасаемого города нашего – слышится отрадная для сердца весть: Христос воскресе! Воистину воскресе! Что же это значит? Что хочет внушить нам Св. Церковь и торжеством своим и всерадостной вестью: «Христос воскресе!»? То, без сомнения, что «воскресение Христа Спасителя есть самое благотворное по своим следствиям событие для человечества». Так, братья, звания небесного причастницы! Без воскресения Христа Спасителя мы не имели бы ни веры, ни упования на спасение наше; и поэтому все – до одного – погибли бы навеки. Правда, могущественны и многочисленны были знамения, коими Господь наш, во дни служения Своего на земле, свидетельствовал людям о Своем Божественном происхождении и посольстве ( Ин.15:24 ). Дивны были Его учение ( Ин.7:46 ) и жизнь ( Ин.18:38 ). И вот причина, почему ближайшие из последователей Его, как знавшие Его более прочих, имели к Нему веру ( Пс.30 ) и торжественно даже исповедовали Его – Мессиею, Христом, Сыном Бога живого ( Мф.14:33,16:16 ; Ин.11:27 ). Но к чему послужили бы все сии важнейшие доказательства Божественности веры во Христа Спасителя, если бы не заключились они еще одним, гораздо важнейшим: Его собственным воскресением? Кто признал бы умершего и не воскресшего – за Сына Божия? Даже самые св. апостолы захотели бы проповедовать – токмо Христа распятого, Который и по воскресении Своем, для иудеев был соблазном, для эллинов безумием ( 1Кор.1:23 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Как мироносицы шли ко гробу в предрассветных сумерках – так теперь мы идем к дверям храмов Они шли ко гробу с безрассудной верой, не основанной на возможности 12 мая, 2019 Они шли ко гробу с безрассудной верой, не основанной на возможности «В храме Жен-Мироносиц, вернее, в развалинах храма, снова служба идет, и молитва уносится прямо в оголенное небо…» Проповедь отца Павла Адельгейма на престольный праздник храма свв. Жен-Мироносиц. Христос Воскресе! Сегодня Церковь чтит память учениц Христовых, которых называют Женами-Мироносицами. Они позаботились о погребении Тела Господа, снятого с креста. У каждого человека есть имя, с которым он связан. Человек не только отзывается на имя. Над ним совершается таинство крещения. В таинстве крещения человек обретает имя, и оно мистически неотделимо от него. Также каждый храм, подобно человеку, носит имя. Имя связано с храмом практически и мистически. Храм не только называется именем. Храм освящается «во имя». Главная святыня храма – Престол. Престол освящается во имя Святой Троицы, Богоматери, во имена святых. Наш храм освящен во имя святых Жен-Мироносиц, учениц Христовых. Он был освящен в 1532 году на кладбище, где погребали городской люд и назвали его: «На скудельнице», ибо здесь хоронили бедняков. Четыреста лет в храме изо дня в день совершалась божественная Евхаристия, совершались крещения, отпевания, венчания – христианские таинства. В 1936 году храм был закрыт. Храм стоял без окон и дверей, с разрушенной крышей, наполненный мусором. В нем размещались мастерские, склады, подсобные помещения. Пророк Даниил называет это «мерзостью запустения на святом месте» (см. Мф. 24, 15 и Дан. 9, 27). Собирались снести храм и кладбище, проложить широкую асфальтовую дорогу к радиозаводу. Бог судил иначе. В 1989 году храм передали верующим и началось его возрождение. К тому времени храм был в тяжелом состоянии, а от дома причта оставался только фундамент. На одном из первых богослужений в сыром, неоштукатуренном храме с нами вместе молилась Лена Пудовкина, петербургская поэтесса, она оставила о нашем храме замечательные стихи:

http://pravmir.ru/kak-mironositsy-shli-k...

Милость Отца небесного да будет с вами. Сколь ни горьки те врачевства, которыми премудрая любовь Его врачует душу человеческю, станем принимать их от всеблагой десницы Его не только с терпением, но и с чувством благодарения, зная, что любящим Бога все содействует ко благу ( Рим.8:28 ), и что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ничто не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе Господе нашем ( Рим.8:38 −39). Узнав о скорби, которою посещен всечестный дом Ваш, немедленно и мы представили Вашу печаль Вседержителю Богу, и во время совершения Божественной литургии открыли пред Ним желание сердца, да будет восстановлено здравие доброй матери. Не писал же я так долго, потому что препятствовали дела и обстоятельства службы. Все вами посланное получено посредством Михаила Петровича Неупокоева. Но чем возможем изъявить пред Вами чувство благодарения? Бог да воздаст Вам за усердие и любовь Своею благостью. Вещественные лекарства, без сомнения, все имеете, какие врач предписывает, употребляете притом и духовные врачевства по руководству Христовой Церкви. Но дабы те и другие производили вожделенное действие, надобно стараться о сохранении мира Божия, который дает Иисус Христос во имя Его ( Ин.14:27 ). И если случится смущение, то поспешим обратиться умом и сердцем к Спасителю, и таким образом сладчайший мир Его опять возвратится к нам. Но Вы знаете, что мир и преданность воле Всевышнего, неразлучны. Обратимся же опять ко Христу, чтобы учиться у Hero, как избавляться от страха и всякой тревоги. В Писании сказано, что Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Тому, Который мог спасти Его от смерти, и избавлен был от страха ( Евр.5:7 ). Какие же были молитвы и моления оные? Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, однако не как Я хочу, но как Ты. Буди воля Твоя ( Мф.24:39 −42). Сей-то воле станем учиться предавать сами себя и друг друга, и таким образом Господь будет укреплять нас на одре болезни, так что мы будем и в страданиях радоваться о Господе, и предвкушать блага небесного царствия, которое для нас заслужил и приобрел Сын Божий Иисус Христос Своими добродетелями и страданиями всечистейшими. Слава Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Миссионерские записки. Часть 11. Дом    Чтобы говорить с маленьким ребенком «на равных», нужно присесть или согнуться и подражать звукам детского языка. Подобным образом поступает Господь с человеком, когда заводит речь о монетке, о рыбе и о зерне, раскрывая через эти привычные образы учение о небесных тайнах. Если образ непонятен, то как через него уразуметь истину? По необходимости Господь избирал такие примеры, что будут до скончания века понятны большинству жителей Земли, к которым будет обращена проповедь. Одним из таких образов, знакомых и хорошо понятных большинству людей, является образ прочного и постоянного жилья, то есть дома. Этим образом оканчивается Нагорная проповедь Спасителя. Всякого, кто слушает Христа и исполняет слова Его, Господь уподобляет мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. Такому дому не будут страшны дожди, разливы рек и сильные ветры, непременно имеющие устремиться на здание. Напротив, человек, слушающий, но не исполняющий слова Христа, подобен человеку безрассудному, построившему дом на песке. Этот дом от напора стихии упадет, и его разрушение будет великое (см.: Мф. 7: 24–27). Подобным образом говорит и апостол Павел. Он называет себя тем, кто положил основание веры, а человек, уверовав, затем обязан возводить здание из благородного вещества: золота, серебра, драгоценных камней (см.: 1 Кор. 3: 10–15). Тому, кто строит из дерева, сена и соломы, апостол угрожает уроном, поскольку «огонь испытает дело каждого». Под огнем разумеем великий день всеобщего воскресения и последнего суда. Призыв апостола строить из драгоценных материалов напоминает о видении Иоанном Богословом Небесного Иерусалима, где «основания стены города украшены всякими драгоценными камнями… А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21: 19, 21). Это, кроме прочего, означает то, что утраченный рай не равен будущему блаженству, но оно больше его. Больше и сложнее настолько, насколько город сложнее девственного леса. Согрешив, люди были изгнаны из цветущего сада. А в будущем им предстоит наследовать город. Об этом прямо сказано в Писании: «Они (праведники древности) стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11: 16).

http://pravoslavie.ru/38721.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010