9. Если же вы поступаете с лицеприятием, говорит он, которое необходимо связывается с унижением некоторых лиц, то вы грех совершаете, обличаемые всем законом как преступники его. Последнюю мысль апостол разъясняет следующими дальнейшими указаниями. 10. Ибо кто весь закон соблюдёт, но согрешит в одном, тот уже виновен во всём законе. 11. Ибо сказавший: не прелюбодействуй, сказал и: не убивай. И если ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, то ты уже преступник закона. Вследствие того, что закон есть выражение воли одного законодателя, нарушение одного его требования есть преступление против всего закона. 12. Так говорите и так поступайте, заключает апостол наставление, как должны поступать имеющие быть судимыми по закону свободы. Слово Божье, как закон совершенный, закон свободы, освобождает христиан от греха и даёт им силы исполнить весь закон. Поэтому христиане уже не могут ничем оправдать себя на предстоящем суде, если совершают грех , лицеприятствуя и без милости унижая ближних в виду земного различия между людьми. 13. Ибо суд будет без милости всякому, не оказавшему милости, объясняет и доказывает апостол своё наставление, милость же 66 превозносится 67 над судом, не боится суда исполняющий закон любви и милости, будет уверен, что не будет осуждён (ср. Мф. 5:7 ; Притч. 17:5 ; Ис. 4:7–11 ). 5. Наставление христианам не говорить только о своей вере, но обнаруживать её соответствующими ей делами, чтобы достигнуть оправдания и спасения 2:14–26. Между христианами, читателями послания ап. Иакова, были и такие, которые думали, что вообще достаточно для спасения только веровать, и говорили только о своей вере, а не заботились о жизни и делах, соответствующих ей. В связи с упоминанием в 13 ст. о суде апостол теперь обличает это заблуждение некоторых христиан. Наставления здесь распадаются на четыре части: 14–17; 18–19; 20–23 и 24–26. 14. Какая польза, братья мои, говорит апостол, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Такая вера, которую христианин не обнаруживает в соответствующих ей делах, так же бесполезна, как милосердие на словах, когда необходима нуждающемуся несчастному помощь делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

3:22–23 См. Пс. 135,1 . 3 по милости. Букв.: «непоколебимая любовь». Это основное определение Бога в Его отношениях завета с Израилем. Оно означает Его верность Своему народу. милосердие. Верность Бога завету неотделима от Его милосердия. Милосердие Божие неистощимо. Гнев Божий на Свой народ прекратится, поскольку милость Его вовек (ср. 4,22; Ос. 11,8 ). 3 каждое утро. Любовь Божия принесет утро спасения (ср. Пс. 89,14 ; Мал. 4,2 ; Лк. 1,78 ). верность. Неограничена и неизменна верность Бога (ср. Авв. 2,4 ). 3 часть моя. Это выражение отражает принципы землеустройства у израильских племен. Священники и левиты, не обладавшие земельным уделом, имели Господа в качестве «своей части» ( Числ. 18,20 ; ср. Пс. 72,26 ). 3 Господь... ищущей Его. Бог всегда благ по отношению к тем, кто уповает на Него (ср. 1Пар. 28,9 ). Тройное «блаженство» в данном контексте (ср. ст. 26, 27) заключено в исходящей от Него благодати (ср. ст. 17, где древнееврейское слово «благо» в одном из значений передается как «благоденствие»). 3 в юности своей. Скорее всего, имеются в виду страдания, перенесенные Иеремией в юные годы, косвенно указывается на избавление от них. Народ тоже может надеяться на милосердие Господа, которое придет на смену нынешним испытаниям. 3:28–30 сидит ... поношением. Пророк увещевает страдающих перетерпеть нынешние несчастья в ожидании милосердия Божия. 3 сидит уединенно. Ср. 1,1. 3 подставляет ланиту свою. Унижения, претерпеваемые Израилем, предвосхищают унижения Христа (ср. Ис. 50,6 ; Мф. 26,67 ). 3:31–33 Господь милостив и гнев Его не может длиться бесконечно ( Пс. 29,6 ; Ис. 54,7 ; Ос. 6,1 ). Милосердие неотделимо от неколебимой Божией любви. Бог поражает людей «не по изволению сердца», даже когда наказывает. 3:34–36 Бог не может потворствовать неправедному суду и попранию беззащитных. Ср. Иов 8,3 . Но Он допустил это, ибо в справедливом наказании заключена милостивая любовь Господа. 3:37–38 Все происходит по слову Божию (ср. Быт. 1,3 ). 3:38 Коль скоро все происходит по слову Господа, ни один человек не может сетовать на то, что Бог посылает бедствия в наказание за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Толкуя евхаристические места НЗ, К. всякий раз сводил их к духовному приобщению ко Христу, опираясь при этом в качестве своего рода «герменевтического ключа» на Ин 6. 63, 1 Кор 10. 3-4 и Евр 9. 9-10. Эти места в НЗ, по убеждению К., свидетельствуют о необходимости понимать причащение исключительно духовно. Так, согласно К., слова Христа в Ин 6. 32-59 относятся не к материальному, а к духовному вкушению Его Тела: вкушать плоть Христову означает познавать Христа и любить Его ( Kriechbaum. 1967. S. 103). К. предлагал собственное толкование установительных слов Христа на Тайной вечере (см.: Мф 26. 26-28; Мк 14. 22-24; Лк 22. 14-20), с к-рым не соглашались даже близкие к К. в учении о Евхаристии Цвингли, Эколампадий и Буцер (см.: Burnett. 2011. P. 136-137). По мнению К., говоря «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», Христос указывал не на Хлеб и Вино, а на Себя; т. о., преподавая ученикам Хлеб и Чашу, Христос не «превращал» их в Свои Тело и Кровь, но устанавливал как постоянные знаки для воспоминания верующими искупления, единожды совершенного Его Телом и Его Кровью на Кресте (Ibid. P. 62-63, 67-68). Объясняя 1 Кор 10. 16, К. утверждал, что «чашу благословения» и «преломляемый хлеб» ап. Павел именовал Телом и Кровью лишь символически, и главный акцент делал на духовном общении между собой всех тех, кто совершают воспоминание смерти Христовой (Ibid. P. 60-61, 72-73). «Виновность против Тела и Крови Господней» в 1 Кор 11. 27-29 К. интерпретировал не как недостойное принятие телесно присутствующего в Евхаристии Христа, но как указание на недопустимость участия человека в Евхаристии без веры в совершенное Христом искупление (Ibid. P. 63-64). Влияние и значение При оценке значения религ. деятельности и взглядов К. для развития протестантизма исследователи выделяют 2 аспекта его влияния: богословский и церковно-организационный. Наиболее сильным влияние К. на протестантизм было при его жизни: его идеи распространялись как через его сочинения, так и в ходе его общения со мн.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

Но все-таки возможен ли Богочеловек, не исключают ли в самом деле божество и человечество взаимно друг друга, как непримиримые противоположности? Ведь между Богом бесконечным и ограниченною тварию для нашего сознания всё же остается расстояние безмерное. Для нашего ограниченного ума непонятно, каким образом Вечный и Вездесущий, не переставая быть таковым, рождается во времени и пространстве. Поразительнее всего это противоречие между бесконечным и конечным проявилось в смерти Христа, когда сама вечная жизнь подчинилась смерти. Вот почему ученики Иисуса никак не могли понять, почему это их Учитель – Христос должен непременно умереть ( Мф.16:22 ; Ин.12:34 ). Конечно, если бы Бог и человек стояли друг против друга только как бесконечное и конечное, если бы между ними не было никакой связи, никакого соотношения, тогда, разумеется, между бесконечным Богом и конечною тварию оставалось бы безмерное, ничем ненаполнимое, расстояние. Но мы сотворены по образу Божию, мы носим в нашем существе образ и подобие Бога, мы божественного рода ( Деян.17:29 ), Между Богом и нами существует взаимное тяготение, взаимная связь любви. Человеку свойственна, прирождённа жажда Бога ( Пс.41:2, 62:2 ). Ведь и самое назначение человека в том и состоит, чтобы воспринимать в себя Бога и носить Его в себе, быть богоносцем, иметь Его содержанием нашего мышления и желания всей нашей внутренней жизни ( Флп.2:5 ). 25 Эта жажда жизни Божией после грехопадения не только не утратилась, напротив, еще более усилилась ( 1Ин.3 ; Еф.2:13 ). Вот почему человек богоподобный уже не так далек от Бога, как думают ( Деян.17:27 ). Как образ Божий, как сын и наследник в дому небесного Отца, человек является посредником между Творцом и тварию земною ( Быт.1:26 ). Ведь он немного ниже ангельского чина, и то по причине соединения с земным телом ( Пс.8:67 ). Человек по своему духовнонравственному общению с Богом настолько близок к Нему, что он не иначе говорит и может говорить о себе, как «Божий есмь – Божий есмь» ( Ис.44:5 ), или как Ап. Фома: «Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ). Вот почему человек богоподобный может отражать в себе Бога совершеннее, чем вся природа неразумная, хотя и эта тоже вещает славу Божию ( Пс.18:2 ). А люди богоугодные, особые избранники Божии – те и еще глубже, полнее и разностороннее отражают в себе божеские свойства. Не даром и называют их не иначе, как Богоносцами, как, напр., св. Игнатия. Но все же и они, хотя больше, чем люди обыкновенные, проявляют в себе божеских Совершенств и сил, но и в них проявляется не беспредельная полнота Божества. Расстояние между всесовершенством Божиим и нашею ограниченностию они хотя и восполняют, но не наполняют. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Быт. 24:67 ; Втор.21:13 ), или же наоборот (согласно пер. бл. Иеронима: quasi lugens mater=толк. Иринея архиеп. П ск.) – потере матерью своего сына (ср. Иер.5:26 ; Ак. 8:10). Говоря о болезни врагов, псалмопевец, без сомнения, имеет в виду главным образом Саула (ср. Феодорит; Зигабен), страдавшего припадками мрачного уныния, для врачевания которого он и призван был первоначально к царскому двору ( 1Цар.16:14–21 ) и к которому действительно всегда относился с истинно родственным расположением и сочувствием (ср. 1Цар.24:4–23; 26:7–25 ). Правда, история ничего не говорит нам о том, что Давид очень печалился о болезненном состоянии Саула; не об этом мы с полною достоверностью можем заключить из описания глубокой скорби его по случаю смерти Саула и его сиза Ионафана, оплаканной им (Давидом) трогательною надгробною песнью (ср. 2Цар.1:11–27 ). Таким образом рассматриваемые стихи Псалма служат дополнением к истории пребывания Давида при дворе Скуловом и, сообщая, как он тогда в глубокой скорби о болящем царе постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа, разъясняют вам тайну врачебной силы его музыки, показывая, что действительность ее к отгнанию мучившего Саула злого духа ( 1Цар.16:23 ) обусловливалась предварительными подвигами поста и молитвы, точно также, как и по свидетельству самого Господа Иисуса Христа: сей род (то есть злых духов) изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Вместе с тем в этих словах в лице скорбящего о Сауле Давида указан нам прообраз Христа Спасителя, который, для спасения, болящего грехом ( Ис.1:4–6 ) человечества ( Мф.9:12–13 ) и особенно погибших овец дома Израилева (15:24), облекся во вретище человеческой плоти (Августин), «как брату или другу, старался им оказывать благодеяния» и «столько печалился о погибели их, что и скорбел, и тужил, и плакал, и молился о грехе их» (св. Афанасий; также Евсевий и друг.; см. Expos. patr. graec). Словам 13 ст. внегда н стжах м в евр. т. соответствует выражение (бахалотам), которое бы следовало перевести: внегда болти имъ, или как в русск.: во врем болзни ихъ (=халд.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

13–22. В противоположность прежнему своему спокойному и обеспеченному положению под отеческим попечением Промысла Божия, молящийся праведник представляет трогательную картину настоящего своего крайне бедственного состояния, угрожающего ему неминуемою гибелью (ст. 13–19), и в виду этого усердно молит Господа сжалиться над ним и поспешить к нему на помощь и избавление (ст. 20–22). быдоша м тельцы мнози, юнцы держаша м: 13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, верзоша на м уста сво, к левъ восхищай и рыкай. 14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. 13–14. Множество врагов обступили страдальца; они с яростью нападают на него будто рассвирепевшее стадо молодых быков, или сильных Васанских волов, устремляющихся на хищного зверя. Раскрыли на него пасть свою (ср. Пл. Иер.2:16; 111:46 ), будто голодный лев, когда он рыкает, готовясь схватить и растерзать добычу свою (ср. Ам.3:4 ). С такою зверскою яростью преследовали Давида Саул и его сторонники (ср. Пс.7:3; 16:12; 34:16–17; 56:5 ); но еще разительнее исполнилось это на Иисусе Христе, между врагами и обвинителями которого пред судом Пилата ясно различаются две части – с одной стороны неразумная толпа народа, действовавшая, подобно стаду быков, под сторонним влиянием, упорно и с какою-то дикою яростью требуя осуждения Его на смерть ( Мф.27:20, 22, 23, 25 и др.), а с другой собственно враги Его – первосвященники, старейшины и книжники, которые именно с алчностью голодных львов искали Его смерти ( Мф.26:3–4, 59, 65–66 ; ср. Ин.12:10–11 и др.) и в буквальном смысле разверзли на Него уста свои, когда взводили на Него различные обвинения пред Пилатом и, требуя осуждения на смерть, вместе с толпой неистово кричали: смерть Ему! распни, распни Его! ( Лк.23:18, 21, 23 и др.). Сл.-гр.-русское тельцы соответствует евр. слову которое означает молодых быков с вполне развитыми рогами (ср. Пс.68:32 ), обладающих уже производительною способностью (ср. 1Цар.6:7:10 ) и употребляется для наименования этих животных в возрасте от 3 (Rosenmüller по Бохарту; ср. 1Цар.1:24 по греч.) до 7 лет ( Суд. 6:25 ). юнцы (=греч.-лат.) букв. с евр. сильные Васаиские (русск. Библ. Общ. и Лонд.), т. е. отличающиеся особенной крепостью и силою быки, откормленные на тучных пажитях Васана, Заиорданской области в пределах полуколена Манассиина, между горою Ермонон, рекою Иавоком и городом Салхою ( Втор.3:10, 13 ; И. Нав. 13:11, 29–30 ), которые славились богатыми пастбищами и множеством разводившегося на них лучшего в Палестине рогатого скота ( Иер.50:19 ; Мих. 7:14 ; Втор.32:14 ; Ам.4:1 ; Иез.39:18 ). 70 толк. имя Васана – принимали в нарицательном значении тучный (Ср. Пс.67:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Христос имел, в которое плевали богоубийцы ( Мф.26:67 ), ясно, что Он описуем, то есть изображается. А если Он имел [лице] и (389) все же неизобразим, как это кажется нечестивым, ясно, что Он [лишь] видение. И таким образом манихействующие иконоборцы впадают в нечестие Валентина 819 . Их заблуждения да избегнешь и ты, и всякий другой, близкий тебе по добродетели и благочестию. Прими, друг, это малое, как большое, за всё то, что ты прислал моему смирению, которое не может отплатить тебе ничем лучшим. 260. К Георгию, торговцу льном 820 О, как прекрасна природа твоей души, друг добрый и верный, друг искренний и боголюбивый, друг, разделяющий страдания и условия жизни. Справедливо говорит Писание ( Сир. 6:14 ), что обретший себя приобрел сокровище, не из золота состоящее, а накопленное со Святым Духом. Таков ты для нас, смиренных, одного посещая, другого утешая, а за иного, взятого под стражу, давая поручительство. Ты знаешь, о чем я говорю. И чего только ты не делал и не говорил такого, что прилично делать боголюбивому мужу и благосердному человеку, особенно в эти дни, когда и простое дружеское приветствие для нас обыкновенно составляет большую важность. Вот что мы, грешные, получаем от тебя, честнейший. А тебя Господь [да] наградит Своими вечными благами. Поэтому не отяготись совершить до конца свое божественное дело пред лицом спасающего тебя Бога. (390) Пишу твоей честности по долгу, ибо ты человек Божий, истинный и верный друг. Такой друг узнается в несчастиях, если он не стыдится своей дружбы, но сохраняет знаки любви к Богу и ближнему. А кто [действует] не так, те лукавы и человеконенавистники, изменяют свои отношения, смотря по времени и обстоятельствам. Ты сам знаешь, какое добро творишь. Об этом свидетельствуют и пользующиеся им наши братья, сильно тебя отягощающие, но и горячо тебе благодарные за то, что ты стал для них прибежищем и питателем, очень обязательным и гостеприимным, не приспособляющимся к обстоятельствам, как другие, но боящимся Единого Страшного Бога, Которому и служишь в лице братьев. В день воздаяния Он да объявит, что ты благоугождал Ему, оказывал Ему гостеприимство, питал Его (ср. Мф.25:34–40 ). Друзья истинные и ложные

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

65 Понтий, по прозванию Пилат, был шестым правителем (прокуратор или игемон) Иудеи, получил власть от императора Тиверия в 26 году по Рождестве Христовом Он был человек гордый, надменный и жестокий, но вместе малодушный и трусливый, ненавидел иудеев и был ненавидим ими. После десятилетнего управления он вызван был к суду в Рим (в 36 г.) и потом заточен в Виенне, в южной Галлии, где кончил жизнь самоубийством. Прокураторы обыкновенно жили в Кесарии ( Деян.23:23; 24:27; 25:1 ), но на праздник Пасхи, когда в Иерусалим собиралось много иудеев, они переселялись сюда для ближайшего наблюдения за порядком и предупреждения народных волнений. Здесь они помещались в пышном дворце, воздвигнутом Иродом недалеко от храма и слывшем в народе под именем претории Иродовой ( Деян.23:35 ). 67 По преданию, Клавдия Прокула была расположена к вере иудейской и благочестива. Потом она стала христианкой. Она могла слышать многое о Христе, как великом Учителе, Чудотворце и Мессии, а сновидение, в котором она даже страдала за Него, было ближайшим поводом ходатайствовать о Нем пред мужем, в опасении, как бы за осуждение невинного Праведника Понтий не подвергся Божию наказанию. 68 Начало обычая освобождения в праздник Пасхи, по желанию народа, одного из узников ( Мф.27:15 ) неизвестно, и о нем нигде, кроме этого места, в Евангелии не упоминается. Вероятно, он введен римлянами для приобретения себе популярности между иудеями; подобные милости несколько льстили народному самолюбию и могли отчасти примирять народ с игом чужеземцев. Варавва, называвшийся также Иисусом, был убийца и разбойник. 69 Багряница – обыкновенный военный плащ красного цвета. Это была широкая верхняя одежда без рукавов, которая накидывалась через плечо и застегивалась так, что правая рука оставалась свободной. Такие плащи носили цари и императоры и высшие военные чины. Цари носили скипетр, как символ власти. Господу, в насмешку над Ним, как над царем, дали простую палку (трость – Мф.27:29 ), а вместо богатого венца надели венец из колючего терна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010