60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

33 . О тех, кому не было позволено следовать (за Иисусом) (9, 56). Мф. 10. 34 . О провозглашении Семидесяти (10, 1). 35 . О спросившем законнике (10, 25). Мф. 54. Мк. 39. 36 . О попавшемся разбойникам (10, 30). 37 . О Марфе и Марии (10, 38). 38 . О молитве (11, 1). 39 . Об имевшем немого беса (11, 14). Мф. 22. 40 . О женщине, возвысившей голос из народа (11, 27). 41 . О тех, кто просит знамения (11, 29). Мф. 23. 42 . О позвавшем Иисуса фарисее (11, 37). 43 . О провозглашении горя законникам (11, 46). Мф. 56. 44 . О закваске фарисейской (12, 1). Мф. 32. Мк. 22. 45 . О пожелавшем разделить имущество (12, 13). 46 . О богаче, у которого был хороший урожай (12, 16). 47 . О Галилеянах и о тех, кто был в Силоаме (13, 1). 48 . О женщине, имевшей духа немощи (13, 10). 49. О притчах (13, 18). Мф. 24. Мк. 9. 50 . О спросившем: неужели мало спасающихся? (13, 22). 51 . О сказавших Иисусу о Ироде (13, 31). 52 . О страждущем водяной болезнью (14, 1). 53 . О том, что не следует любить первые места (14, 7). 54 . О позванных на ужин (14, 15). Мф. 51. 55 . Притча о постройке башни (14, 28). 56 . Притча о ста овцах (15, 3). 57 . Об отошедшем в дальнюю страну (15, 12). 58 . О неправедном управителе (16, 1). 59 . О богаче и Лазаре (16, 19). 60 . О десяти прокаженных (17, 11). 61 . О неправедном судье (18, 1). 62 . О фарисее и мытаре (18, 9). 63 . О богаче, спросившем Иисуса (18, 18). Мф. 41. Мк. 29. 64 . О слепом (18, 35). Мф. 44. Мк. 31. 65 . О Закхее (19, 1). 66 . Об отправившемся, чтобы получить себе царство (19, 12). 67 . О получивших десять мин (19, 13). 68 . О молодом осле (19, 29). Мф. 45. Мк. 32. Ин. 14. 69 . О спросивших Господа первосвященниках и книжниках (20, 1). Мф. 48. Мк. 35. 70. О винограднике (20, 9). Мф. 50. Мк. 36. 71 . О подосланных с вопросом о подати (20, 20). Мф. 52. Мк. 37. 72 . О саддукеях (20, 27). Мф. 53. Мк. 38. 73 . Вопрос фарисеям: каким образом Христос – Сын Давида? (20, 41). Мф. 55. Мк. 40. 74 . О вдове, положившей две лепты (21, 1). Мк. 41. 75 . Вопрос о кончине мира (21, 7). Мф. 57. Мк. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

49 Втор. XIV:22—29; XXVI, 12; сравни: Лк. XVIII:12. 50 1 Тим. VI:7. 51 Деян. XVII:25. 52 Рим. VIII:18. 53 Мф. V:36; VI, 27. 54 Рим. V:2; Еф. II:8—9; 2 Тим. I:9; Тит. III:4—5 и мн. др. 55 1 Кор. VI:20. 56 1 Кор. VI:19. 57 Иак. I:25. 58 Деян. V:4. 59 Ин. XIII:35. 60 Ин. XIII:34; XV, 12. 61 Мф. V:39—40. 62 Лк. XIV:33. 63 Ин. XV:13. 64 Лк. VI:30; сравни: Мф. V:42. 65 Мф. IV:20, 22; Мк. I:18, 20; Лк. V:11; Мф. XIX:27; Лк. XIX:28. 66 Лк. XII:33. 67 Мф. XIX:21. 68 Мф. VI:19—24. 69 Лк. VI:38; XI, 41; XII, 15, 33 и др. 70 Лк. VIII:3. 71 Мф. IV:42, 44; Лк. VI:30, 35, 38 и др. 72 Мф. VI:24—34. 73 Лк. XIV:33. 74 Лк. VI:30. 75 Мф. XXIII:8—10. 76 Лк. VIII:3. 77 Ин. XII:6; XIII, 29. 78 1 Петр. II:21. 79 Мф. VIII:20; Лк. IX:58. 80 Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1. 81 Мф. XXI:19; Мк. XI:20—21. 82 Лк. VIII:3. 83 Ин. XII:6. 84 Ин. XIII:29. 85 Деян. III:6. 86 2 Кор. VI:10. 87 1 Тим. VI:8. 88 2 Фес. III:8. 89 Деян. XX:34—35. 90 2 Кор. XI:27. 91 Например, Иак. II:14—17; 1 Петр. IV:8—10; 1 Ин. III:17; Рим. XII:20; 1 Кор. XVI:1—3; 2 Кор. VIII:11—15; IX, 6—10; Гал. II:10; 1 Тим. VI:18 и др. 92 Деян. II:44—46; IV, 32—35. 93 Деян. V:3. 94 1 Кор. VI:10; Еф. IV:28; Тит. II:10. 95 М. А. Олесницкий, «Из системы христианского нравоучения», стр. 409. 96 2 Кор. VIII:14. 97 Деян. V:3. 98 Гл. 19, русский перевод протоиерея П. Преображенского. 99 Вид. 3, гл. 9. 100 Заповедь 2. 101 Подобие 1, рус. перевод протоиерея Преображенского. 102 Подобие 10, гл. 4. 103 Гл. 1, рус. перевод проф. Попова. 104 Гл. 4. 105 Гл. 14, рус. перевод протоиерея Преображенского. 106 Гл. 47. 107 «Против ересей», кн. IV, гл. 18, рус. перевод протоиерея Преображенского. 108 Гл. 7, рус. перевод Карнеева. 109 Гл. 39, рус. перевод Карнеева. 110 Гл. 12, рус. перевод Карнеева. 111 Гл. 31, рус. перевод Климент Александрийский. Кто из богатых спасется и Увещевание к эллинам. С греч. пер. с примечаниями Н. Корсунского. Ярославль. Тип. Губерн. Земской Управы. 1888г. 112 Там же. 113 Гл. 37. 114 II, 12, перевод Корсунского. 115 «Кто из богатых спасется», гл. 16, рус. перевод Корсунского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Л. 70 «Глагола Никодим, пришедый... и разумет, что творитъ». – Ин. 7:50–51 . Этот фрагмент из Евангелия процитирован Никоном по «Нравственным правилам» Василия Великого (ср.: «Глагола Никодим, пришедый к Нему ношию, единъ сый от них: „Еда закон наш судитъ человеку, аще не слышитъ прежде от него и разумеет, что творит?“» – Василий Великий 1594, л. 101). «Вдый же Июда, предаяи, мсто... Глаголеть имъ Иисус „Азъ есмь“». – Ин. 18:2–5 . «Спира же и тысященачальникъ и слуги... и отведоша Его ко Анн первое». – Ин. 18:12–13 . «Архиере же вопроси Ииуса о ученицхъ... глаголахъ миру“». – Ин. 18:19–20 . «Аще зл глаголахъ, – свидтелствуй о зл, аще же добре, – что Мя биеши?». – Ин. 18:23 . «Вниде же в преторъ паки Пилатъ... предаша Тя мн; что Еси сотвориль?“» – Ин. 18:33–35 . «Паки рече Пилатъ: „Убо Царь ли еси Ты?“... Б же Варавва разбойникъ». – Ин. 18:37–40 . Л.70–71 «Тогда убо Пилатъ поятъ Иисуса... предавый Мя теб болий грх имать“». – Ин. 19:1–11 . Л. 71 «Разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю». – Ин. 2:19 . «Се же глагола о церкви Тла своего». – Ин. 2:21 . ...слышахомъ, яко глаголетъ... треми денми воздвигну ю“». – Ср.: Мф. 26:61 ; Мк. 14:58 . Л. 72 ...и святого Предтечю.. – Иоанн Креститель. Пророк, посланный приготовить народ к приходу Иисуса Христа. «Яко достоитъ вовремя удалятися навтующихъ ... иже волю Божию молитвою просити» – Это название 1-й главы 63-го правила «Нравственных правил» Василия Великого (Василий Великий 1594, л. 112об.), В «Наставлении царю» патриарха Никона это наименование 25-го правила – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 326. 63-е правило Василия Великого , включающее в себя подборку из пяти цитат – Мф. 10:23 ; Мф. 12:14 ; Ин. 11:53–54 ; Лк. 22:41–42 , 1Кор. 10:13 (все цитаты указаны ниже), патриарх Никон расширил за счёт включения новых цитат из других книг Нового Завета – Севастьянова 2003, 357, 396. «Отшедшимъ же имъ... и отъиде во Египетъ». – Мф. 2:13–14 . «Умершу же Ироду... отъиде в пределы Галилейския». – Мф. 2:19–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

61. Егда внидеши в Вавлнъ, и узриши, и прочтеши вс словеса и речеши: 61. И сказал Иеремия Сераии: когда ты прийдешь в Вавилон, то смотри, прочитай все сии речи, 62. Гди, ты реклъ ес против мста сег, погбити е, и да не бдетъ живй в немъ члвка и до скота, и да бдетъ в вчню пстыню. 62. И скажи: Господи! Ты изрек о месте сем, что истребишь его так, что не останется в нем ни человека, ни скота, но оно будет вечною пустынею. Пророчество Иеремии Сераия должен был прочитать, когда он «войдет в Вавилон и узрит» его – этот город. Последние слова не значат непременно, что Сераия должен был читать пророчество пред народным собранием внутри города; но значат только, что он должен был обратиться лицом к Вавилону, стоя на каком-либо возвышенном месте в его окрестностях, и в таком положении, может быть, в присутствии нескольких соотечественников, читать пророчество. Слова, которыми надлежало заключить чтение пророчества: Гди, ты реклъ ес… и да бдетъ в вчню пстыню ( Иер. 51:62 ), – слова, выражающие сущность пророческой речи о Вавилоне, в настоящем случае, по смыслу своему, подобны таким изречениям, как: да будет, или: буди, или: аминь, Господи! По строю своему, слова эти напоминают изречение Спасителя: «ты сказал», или: «ты говоришь» ( Мф. 27:11 ; Мк. 15:2 ; Лк. 23:3 ; Ин. 18:37 ). Иер. 51:64 63. И бдетъ, егда прочтеши книг привж к ней камень, и вверзи ю посред Ефрата, и рцы: 63. И когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень, и брось ее в средину Евфрата, 64. Так потопитс Вавлнъ, и не востанетъ лица же азъ навед нань, и разоритс. даже до зд словеса 64. И скажи: так погрузится Вавилон, и не возстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут. Доселе речи Иеремии. Ст. 64: так потопитс… ср. Иер. 51:42  с толков. Бросить список пророчества с привязанным к нему камнем в реку Евфрат значило особенно усилить и показать наглядно смысл слов, которыми сопровождалось это действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Цитаты из Ис 8. 17-18 и 41. 8 приводятся в Евр 2. 13 и Иак 2. 23. В НЗ помимо явных цитат из И. п. к. в текст интегрированы без вводных формул и другие (напр.: Рим 11. 34; ср.: Ис 40. 13), иногда как аллюзии или реминисценции (ср.: Мф 11. 4-5 и Ис 29. 18; 35. 5-6; 61. 1; см. также: Мк 8. 31; 9. 12; 10. 45 - возможные аллюзии на Ис 53. 3-5, 10-12). Книга Откровение Иоанна Богослова наиболее насыщенна идеями прор. Исаии, хотя ни одной явной цитаты в ней нет. Она содержит ок. 40 образов из И. п. к., большинство из к-рых не встречаются более в НЗ. Образы видения из Ис 6 присутствуют также в описаниях откровения небесного трона (Откр 4. 2, 8) и явления Бога «в дыме от славы», наполняющем храм (Откр 15. 8). В обличении идолопоклонства и гордыни вавилонской блудницы (Откр 17-18) получают развитие темы плача пророка о Вавилоне (Ис 47. 8-9) и его пророчества о Тире (Ис 23. 8, 17). Образ кубка с вином гнева Божия (Откр 14. 8, 10; 16. 1, 19) присутствует уже в Ис 51, о виноградном точиле, в к-ром Мессия в кроваво-красной мантии топчет народы (Откр 19. 15), говорится уже в Ис 63. 3. Точно так же описания кары (напр.: Откр 6. 13-14; 8. 10; 14. 11 и др.) и падения Вавилона (14. 8) сближаются с пророчествами Исаии о Вавилоне (Ис 14. 12; 21. 9) и Эдоме (Ис 34. 4, 10), под к-рыми в иудаизме того времени понимался Рим. Мессианские пророчества (Ис 25. 8; 49. 10; ср.: 55. 1) указывают на участь избранных (Откр 7. 13-17). Много общих с Исаией образов в откровении Тайнозрителя о Новом Иерусалиме (Откр 21): «новое небо и новая земля» (ср.: Ис 65. 17), «убранство невесты», «венец жениха» (ср.: Ис 61. 10), присутствие Бога среди людей (=Еммануил; ср.: Ис 7. 14), место, где не будет слез и плача (ср.: Ис 25. 8; 35. 10), к-рое станет светом для народов (ср.: Ис 60. 3-5) и где живет слава Господня (ср.: Ис 60. 1-2). Наконец, мн. формулы, заимствованные из И. п. к., становятся в Апокалипсисе христологическими: Мессия - Тот, Кто получит новое имя (напр.: Откр 2. 17), будет владеть ключом Давида (Откр 3. 7; ср.: Ис 65. 15 и 22. 22), открывающим запечатанную книгу (Откр 5. 1; ср.: Ис 29. 11), Первый и Последний, Тот, Кто «грядет скоро» (Откр 22. 12-13; ср.: Ис 40. 10; 44. 6). И. п. к. в экзегезе ранней Церкви

http://pravenc.ru/text/674802.html

«Первосвященник, став посреди, вопросил Иисуса, говоря: что же Ты не отвечаешь ничего? Слышишь ли, что они на Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохуление; как вам кажется? Они все признали Его достойным смерти. " ( Мк. 14:60–61 ; Мф. 26:63 ; Мк. 14:62–64 ). Господь Иисус Христос по воскресении явился ученикам Своим и сказал им: «Мир вам; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Дух Святой. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» ( Ин. 20:21–23 ). Еще говорит Иисус Христос ученикам Своим: «Дана Мне всякая власть на небеси и на земли. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» ( Мф. 28:18–20 ). Иисус Христос глаголет также: " Слыши, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею – вот первая заповедь. Вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной заповеди, большей сих, нет.» ( Мк. 12:29–31 ). Апостол Павел проповедует: «Итак, ...нет иного Бога, кроме Единого. У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.» ( 1Кор. 8:4, 6 ). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.» ( 1Тим. 2:5–6 ). «Ибо если преступлением одного многие подверглись смерти, то кольми паче благодать Божия и дар благодатию одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих.» ( Рим. 5:15 ). «Столп и утверждение истины и, беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 78 , показал Себя ангелам 79 , проповедан в народах, принят с верою в мире, вознесся во славе.» ( 1Тим. 3:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Мк 16:9–20 . Евангелие воскресное 3. Вознесение Господне, на утрени. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ Зачало 1 2 3А 3Б 4 5 6 7 8А 8Б 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48А 48Б 49 50А 50Б 51А 51Б 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108А 108Б 109 110 111 112 113 114 Евангелие от Луки, зачало 1 Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях, как передали нам те, кому от начала довелось быть очевидцами и служителями слова, решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был наставлен. Был в дни Ирода, царя Иудейского, был некий священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета. Были же праведны они оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безукоризненно. И были они бездетны, ибо Елисавета была неплодна, и оба достигли преклонного возраста. Было же: когда священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом, по обычаю священного служения, выпал ему жребий воскурить фимиам, войдя в храм Господень; а все множество народа молилось вне во время каждения. Явился же ему Ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного. И смущен был Захария этим видением, и страх напал на него. Сказал же ему Ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом, и вина и хмельного не будет пить, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И он будет идти перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным образ мыслей праведных, представить Господу народ приготовленный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

208 См., однако, комментарий Зигабена 58: Иисус «мог исцелить глухого и другими методами; однако Он предпочёл действовать подобным об разом, чтобы мы знали, что абсолютно каждая часть Его святого тела наполнена божественной силой». Ср. Виктор 339. 212 Как отмечает Taylor 357, здесь «повествователь намеревается рассказать об одном из величайших чудес Иисуса». Ср. также Schweizer 157: «Впервые рассказ о чуде показывает безграничную божественную силу Иисуса». 213 Из литературы по Мк 8:1–10 можно выделить, в частности: E. S. English, «A Neglected Miracle,» BSac 126 (1969) 300–305; J. M. van Cangh, «La multiplication des pains dans l’Evangile de Marc,» LÉvangile selon Marc, ed. M. Sabbe, (Gembloux, 1974) 309–346; D. A. Koch, Die Bedeutung der Wundererzählungen (Berlin, 1975) 104–109; R. M. Fowler, Loaves and Fishes (1981) 5–57, 91–148; S. Masuda, «The Good News of the Miracle of the Bread,» NTS 28 (1982) 191–219. 214 Экзегетические вопросы относительно сходства между двумя перикопами, Мк 6:35–44 и 8:1–10, выходят за рамки нашего исследования. Отметим лишь, что сходство (Schmithals 1, 363–365) не отменяет «существенных различий» (Montague 95) и автономности повествования в Мк 8:1–10 . См. обстоятельную дискуссию в R. Fowler, Loaves and Fishes (1981) 5–89 . 215 Виктор Антиохийский 341 даёт здесь интересный христологический комментарий: «Сколь велико было действие силы! Благодарение было предложено Богу, словно исходящее от человека. Энергия в данном случае проявилась как исходящая от Бога». 216 Montague 95 справедливо отмечает, что «евхаристическая тональность отрывка ещё сильнее, чем ранее». Ср. S. Masuda, «The Good News,» 201–203, 210–214. 217 Из литературы по Мк. 8:11–13 можно выделить, в частности: О. Linton, «The Demand for a Sign from Heaven,» ST19 (1965) 112–129; D. Merli, «Il segno di Giona,» BO 14 (1972) 61–77; T. Snoy, «Les miracles dans LÉvangile de Marc,» RTL 3 (1972) 449–466; D. A. Koch, Die Bedeutung der Wundererzählungen (1975) 155–159. 219 Относительно смысла понятия σημεον и его взаимоотношения с понятием δναμις («сила, чудо») у Мк см. TDNT 7,234–236; Gnilka 1, 306–307. Интересные наблюдения о смысле слова σημεον в Мк 8:11–13 см. в О. Linton, «The Demand for a Sign,» 112–129; T. Snoy, «Les miracles,» 456–464; W. Kelber, The Kingdom in Mark (1974) 61, 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

17-21) и об отречении Петра (стт. 26-31). Таким образом, Иисус знал об этих событиях. Он знал и то, что не должен ждать от человека, от Своих учеников ни признания, ни верности... Он Сам шел на Свои страдания. На фоне перечисляемых дальнейших действий поражает молчание Иисуса, начиная с ареста. Оно лишь изредка прерывается особо значимыми фразами. Иисус знает, что люди закрыты к Его тайне; они не могут Его понять. Но, с другой стороны, если в продолжении Своего служения Он все время отказывался признаться, Кто Он, то теперь, когда Он проклят, когда Он уже может не опасаться, что Его титул будет понят как стремление к власти, Иисус соглашается назваться Мессией (Христом; см. Мк. 14, 61-62). Но очевидно, что все не признают этого: первосвященник раздирает свои одежды в знак скорби и негодования (14, 63), стража насмехается (14, 65), Петр отрекается (14, 66-72). Иисус вновь замолкает. Одиночество Иисуса в Мк. представлено во всем ужасе. Уже в Гефсимании Иисус объят ужасом и подавлен (14, 32-42); Он покинут всеми (14, 50); даже молодой человек, последовавший за Ним, бежит, оставив свою одежду, нагой (14, 51-52) — эпизод, имеющийся только в Мк. Так и ученики, будучи нагими погружены в крещальные воды, знают, что они потом пойдут за Иисусом. На Кресте Иисус изрекает жалобу-вопль псалмопевца: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Пс. 21, 2) Умирая, оставленный всеми и даже, кажется, Отцом, беря на Себя все страдания человечества как страдающий Отрок (ср. Ис. 53), Иисус в этом открывает Свое мессианство и царство (царственность). Именно эти титулы — «Христос» и «Царь» — распинавшие выставляли, как они считали, в глумливо-карикатурном свете: надпись на Кресте гласит, что Он — Царь (15, 26), а толпа насмехается над тем, что Он — Христос (15, 32) . Погребение Иисуса есть Его упокоение (15, 42-47). Ему воздаются последние почести. Ночь погребения становится ночью ожидания... Литургический комментарий Хронологические указания (третий, шестой, девятый часы в стт. 25. 33. 34) показывают, что с самого начала воспоминание о Страстях для христиан носило богослужебный характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010