Слово Миколая при в 26 вересня 2011 р. 21:00 26 сентября 2011 года в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии . При наречении архимандрит Николай обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, мудрые архипастыри! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению в сане епископа Церкви Христовой. В этот неповторимый и священный час моей жизни я с глубоким смирением повергаюсь пред Всемогущим Богом, избравшим меня, и пред величием Креста, который Он ныне вручает мне вами, святители Христовы, восклицаю со смирением: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю» . Служение епископское превосходит слабые силы человеческие, но, имея твердое убеждение, что сила Божия «в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), и надеясь на обетование Божие пребывать с нами «до скончания века» (Мф. 28:20), я с дерзновением восклицаю, как некогда апостол Павел, «вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4:13), и с иноческим смирением, покоряясь воле Божией, принимаю сие послушание. Я твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия. Поэтому откликаюсь на призыв Божий следовать по пути жертвенного служения Ему и Его Святой Церкви. Самыми важными качествами епископа считаю глубокую непоколебимую веру, любовь к Богу и людям, самоотверженное и жертвенное служение, сохранение единства Церкви согласно Правилам святых Апостол и Соборов Церкви, учению святых Отцов и Канонам. Сам Спаситель сказал: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8:35).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1632311...

Скачать epub pdf 26. 18 неделя по Пятидесятнице. Апостольский призыв к милосердию. О милосердии (2 Кор. 9:6–11; Лк. 16:19–31) «Доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9:7 ). Возлюбленные братия и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали слова апостола Павла к Коринфянам: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт ( 2Кор. 9:6 ). Что это значит? Это значит, что кто сам помогает своим ближним, тот получит помощь от Бога. Святой апостол Павел, научая нас помогать людям в их нуждах, имел в виду, что некоторые, хотя и подают милостыню, но делают это нехотя, как бы с принуждением, не от того сердца, а потому и говорит: доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор. 9:7 ). Как нас эти слова затрагивают? Надо давать посильную помощь всем, кто остро нуждается в ней, и давать добровольно и охотно. Правда, в нашей стране помощь оказывает государство. Закон о пенсиях обеспечивает каждого по его бывшему труду. Все, кто работал, получают в старости обеспечение до своей смерти. Кроме денежной помощи для престарелых людей есть дома, где покоится их старость. Но всё же есть люди, которые нуждаются и в нашей помощи, – это одинокие, не имеющие близких, родных, и тех, кто бы о них позаботился. Заболеет такой человек, – и некому подать ему стакана воды, некому посетить в больнице, некому просто сказать доброе, разумное слово, ободрить, утешить. Есть ещё люди, которые нуждаются в нашей помощи и внимании. Если мы захотим, то найдём таких неподалёку от себя. Когда Господь придёт судить нас, Он не спросит, какое мы имеем образование, окончили ли академию, университет, или какое наше общественное и служебное положение. Нет, Он спросит другое: «Я алкал – ты накормил ли Меня? Я жаждал – ты напоил ли Меня? Я был странником – ты приютил ли Меня? Я был наг – ты одел ли Меня?» ( Мф. 25:35–40 ). Всех нас об этом спросит Господь. Что мы скажем Ему, если сейчас, при жизни мы мало чувствуем скорбь ближнего, мало ему сочувствуем, больше заботимся о собственном благополучии и мало о ком молимся? А вот когда умрём, то заскорбит и затоскует наша душа и её жизнь загробная до Страшного Суда будет заполнена мукой о том, что так много могли сделать добра на земле, и не делали, могли не творить зла, а творили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Высоко-Петровском монастыре 26 апреля 2016 г. 22:47 26 апреля 2016 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Петр, игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с Великим Вторником — днем, посвященным особому времени в служении Господа и Спасителя. Как и в Великий Понедельник, сегодня Церковь предлагает нам для вразумления слова Спасителя, которые Он произнес в преддверии Своих крестных страданий. Обычно люди, завершая определенный этап своей жизни, подводят некий итог. Когда у них есть возможность письменно или устно выразить свой опыт, свои мысли, они стараются сказать о самом важном, о самом главном. Вот почему так часто интересны и назидательны мемуары тех, кто хотел бы поделиться чем-то особенно важным из своего опыта. И вот почему по-особому звучат слова Спасителя в дни, предшествовавшие Его страданиям. Господь говорит нам о самом главном (хотя в Евангелии все главное, все имеет отношение к спасению) — слова, сказанные в понедельник и во вторник, сфокусированы на том, что ждет каждого человека. Вчерашнее Евангельское чтение (Мф. 24:3-35) содержит слова пророчеств о последних днях. А сегодняшнее чтение (Мф. 24:36-26:2) повествует о том, что будет после этих последних дней. Это чтение о Божием суде, о финальном этапе истории человечества и каждого человека. После неведомого для нас суда все мы войдем в некое новое измерение жизни, и, как учит нас Слово Божие, будут новое небо и новая земля (Откр. 21:1). Именно Страшный суд есть последний акт истории и тайны человеческого спасения, и Господь учит о Страшном суде словами, понятными для всех. Он снова обращается к притчам. Почему к притчам? Да потому что это иносказание, которое каждый понимает в меру своих сил и возможностей.

http://patriarchia.ru/db/text/4445354.ht...

Чудеса Христовы Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской. Монастырь Высокие Дечаны, Афон      Ходя по городам и селениям Галилеи, Господь совершал бесчисленное множество чудес. На Нем сбылось древнее пророчество Исаии: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (см.: Ис 53, 4; Мф 8, 17). Пророк так вдохновенно описывал явление Божие: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь... Люди найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (см.: Ис 35, 4–6; 10). Бесчисленные чудеса, совершаемые Спасителем, являли зримым образом то Царство Божие, которое Он проповедовал. Исцеления бесноватых Особенно ярко это проявлялось в исцелении бесноватых, то есть людей, порабощенных нечистыми духами, которые мучили этих людей. С явлением Христа, истинного Царя неба и земли, власть бесов над людьми отступает. Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие, — говорил Господь (Мф 12, 28; выделено нами. — Авт. ). Нередко бесы, выходя из человека, кричали громким голосом: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаем, кто Ты: Ты — Святой Божий». Однако Иисус не желал, чтобы о Нем свидетельствовали бесы — враги рода человеческого и лжецы (Мк 1, 23–27; Лк 4, 33–36). Одно из самых ярких чудес изгнания бесов Господь совершил в Десятиградии близ городов Гадара и Гергеса. Эта область лежала на другом берегу Галилейского озера. Иисус с учениками приплыл туда на лодке. В той области жили два свирепых бесноватых. Они поселились в пещерах для погребения и пугали всех, кто проходил тем путем. Приход Иисуса Христа оказался нестерпим для бесов, обитавших в этих несчастных людях. Бесы просили Господа, чтобы, когда Он изгонит их, разрешил им войти в стадо свиней, пасущееся вдали. Когда Иисус разрешил им это, нечистые духи, выйдя из людей, вошли в свиней; и все стадо, влекомое этой страшной и разрушительной силой, устремилось с крутизны в море. Те, кто пасли свиней, побежали в город и рассказали о случившемся. И тогда весь город вышел навстречу Иисусу, но не с тем, чтобы отблагодарить Спасителя за избавление от страшных бесов, а с тем, чтобы просить Его покинуть их страну. Один исцеленный от беснования просил Иисуса разрешить ему последовать за Ним, но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Тот остался и проповедовал повсюду, что сотворил ему Иисус (см.: Мф 8, 28-34; Мк 5, 1–20; Лк 8, 26-39).

http://pravoslavie.ru/104249.html

В годы советской власти монахов изгоняли из монастырей, монастыри закрывали и превращали в склады, общежития, тюрьмы и все что угодно, лишь бы они перестали быть Домом Божиим, очагом святости. Изгнанные монахи во множестве бежали в горы и там прятались в непроходимых чащах. Были такие тайные молитвенники и в лесных дебрях Буковины, например, у села Ботуш, где летом пасли в горах скот, а зимой скотный двор пустовал. В нем, никем не видимый, действовал целый женский монастырь без воды, без еды, без света и тепла. Богослужения совершались на чердаке коровника, там же ютилась настоятельница, духовник обитал в свинарнике, монахини же отдыхали в овечьих яслях. 35 лет назад богоборческий режим пал, и мало-помалу на этом месте вырос деревянный скит в честь Святых апостолов Петра и Павла, кратко именуемый, по румынскому обычаю, «монастырем Ботуш», т.е. монашеской обителью у села Ботуш. Сегодняшние насельники этого намоленного места стараются быть достойными преемниками своих героических предшественниц, в скиту царит атмосфера молитвы и подвижничества, о чем свидетельствует и его второе название, «Малый румынский Афон». Предлагаем вашему вниманию беседу настоятеля монастыря Ботуш отца Галактиона, постриженика исповедника веры епископа Кесария (Пэунеску). Протосингел Галактион (Доминте) Что такое покаяние Это правда, Бог любит нас такими, какие мы есть. Любит нас и хорошими, и плохими, и праведными, и грешными… Более того, при чтении Евангелия создается такое впечатление, что грешных Бог любит больше, а святой Матфей прямо так и говорит, называя Спасителя «другом грешников» (Мф. 11, 19). Он даже Иуде сказал: «друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26, 50). Он назвал другом и Лазаря: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11, 11). Но так же верно и то, что нам хочется, чтобы нам говорили, чтобы нам все время повторяли, что Бог любит нас. Не оттого, чтобы мы об этом забыли, а потому, что нам приятно, чтобы нам все время напоминали, что есть кто-то, кто любит нас, тем более что Этот любящий нас — Сам Бог.

http://pravoslavie.ru/158803.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему экстремизм невозможен в лоне Православной Церкви 26.01.2019 1329 Время на чтение 18 минут В последнее время в СМИ как иностранных, так и отечественных, все чаще стали появляться обвинения Православной Церкви в экстремизме. На Украине , где власти пытаются дискредитировать в глазах общественности Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, такие обвинения приобрели системный и массовый характер. В России эти обвинения также периодически возникают. Последний резонансный повод был связан с выходом на большой экран скандально-провокационного фильма «Матильда», когда наиболее радикально настроенные противники этого фильма от имени т.н. организации «Христианское государство - Святая Русь» распространяли угрозы сжигать кинотеатры и частично реализовали свои угрозы через поджоги кинотеатра в Екатеринбурге, машин у московского офиса адвоката режиссера Учителя и его студии «РОК» в Петербурге. И хотя все эти обвинения явно надуманы и имеют определенного политического заказчика, тем не менее, при постоянном массированном использовании, они способны достигнуть цели и посеять страх и недоверие в светской общественности по отношению даже к такой традиционной, государство- и культурообразующей для России религии, как Православие. Это можно видеть опять же на примере Украины, где под влиянием антиправославной пропаганды многие граждане уверены, что в духовных семинариях и монастырях Московского Патриархата готовят боевиков для Русской Православной Армии и складируют оружие. Обычно для опровержения обвинений христианства в экстремизме ссылаются на главный вероучительный источник Церкви - Священное Писание Нового Завета, где мы слышим проповедь о том, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:16) и Он нас учит любить врагов (Мф. 5:42-44), что Христос принес с Собой мир (Ин. 14:27) и провозгласил равенство людей перед Богом (Гал. 3:28), что Господь не только заповедовал не убивать (Мф. 5:21-22), но даже не противиться злу силою (Лк. 6:27-35). Но, честно говоря, ссылки на Библию мало убедительны, так как мы имеем массу примеров псевдохристианских тоталитарных культов и деструктивных сект, которые оправдывают свои экстремистские доктрины, прикрываясь цитатами из Евангелия о любви, равенстве и братстве. К слову сказать, практически все религиозные террористы свои злодеяния творят «именем Бога милостивого и милосердного».

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/26/po...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 2: апостол Лука  Евангелие Схождение Святого Духа на апостолов С первых же глав Евангелия у ап. Луки присутствует особый акцент на действие Духа Святого в людях, что выражается глаголом pleroo (наполнять) и производными от него. Притом, это действие еще до Христа и до Пятидесятницы. У ев. Луки мы видим новое направление пневматологической темы, которое заключается в том, что Дух подготавливает пришествие во плоти Бога-Сына (рождение и наставление Предтечи (Лк 1:15), свидетельство Елисаветы (Лк 1:41), ожидание Симеона (Лк 2:26)). Контекст указывает на то, что под “исполнением” в разных случаях может подразумеваться как постоянное состояние человека (Лк 1:15, 2:25), так и конкретное действие, совершаемое в определенный момент (Лк 1:41). Дух пребывает на человеке (Лк 2:25=Суд 3:10), наполняет человека (Лк 1:15=Исх 31:3), говорит ему (Лк 2:26=Иез. 11:5). В словоупотеблении отсносительно воздействия Духа на людей, ап. Лука находится строго в рамках ветхозаветной традиции, но действия Духа представлены более интенсивно. Именно у сятого еангелиста Луки мы находим максимально подробное описание совершения таинства зачатия Богомладенца: Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35) Блаженный Феофилакт толкует: “Дух Святый найдет на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова” . Глагол .p.rcomai (находить) употребляется также по отношению к чуду Пятидесятницы (Деян 1:8). Помимо этого Penney отмечает еще несколько параллелей начала Евангелия с началом Деяний в отношении пневматологических мест (Лк 1:41 - Деян. 2:4, Лк 3:16 - Деян 1:5) и на этом показывает структурные и тематические связи между ними . Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк 3:16). То же выражение содержится и в Мф 3:11, но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу . Помимо Деян 2:2-4, когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк 12:49)” . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню (Втор 4:23, 9:3, Ис 33:14)” .

http://pravoslavie.ru/1510.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Райко-Иоанн Шуменский, Болгарский, мч. - житие Поборник Христов и добропобедный мученик Райко-Иоанн происходил из большого болгарского города Шумен. До нас не дошло сведений о его родителях, но известно, что сам он по роду своего занятия был ювелиром, жил и работал в центре Шумена и было ему от роду около восемнадцати лет. Райко был весьма красив лицом, но еще прекрасней была его душа, а вера его и любовь ко Христу были горячими и твердыми. Как показали последующие события, и он вместе с апостолом Петром обращался ко Христу со словами: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф. 26, 35). Райко показал себя верным подражателем патриарха Иосифа Прекрасного (см. Быт. 39, 7-12) в своем целомудрии, ради которого вступил на мученический подвиг за веру; он и мужественно боролся и чудесно подвизался против видимых и невидимых врагов и наконец умер за Христа как торжествующий победитель. Райко трудился в своей ювелирной мастерской в самом центре Шумена. Напротив стоял дом некоего турка, у которого была незамужняя дочь. Видя неизреченную красоту прекрасного Райко, девушка распалялась нечистой любовью к нему, буквально сгорала от страсти. Не имея возможности достигнуть своей цели иным путем, она задумала прибегнуть к коварству. Однажды она спустилась из дома и, отойдя немного от своих ворот, позвала к себе Райко. Не подозревая о злом умысле, юноша подошел и встал около ворот. Девушка попросила его приблизиться якобы для того, чтобы взять мерку с пальца для изготовления золотого перстня с печатью. Когда прекрасный юноша со страхом и смущением приблизился, эта развратница, новая египтянка, с бесстыдством и сатанинской наглостью схватила его изо всех сил и попыталась втащить в дом. Так поступила эта похотливая развратница, а новый Иосиф с силой вырвался и оттолкнул ее, так что она упала на спину. Сразу же, как и у той древней египтянки, любовь турчанки превратилась в ненависть, и она стала изо всех сил кричать и звать на помощь, а затем оклеветала достойного бесчисленных похвал Райко, обвинив его в том, что он покушался на ее девическую честь.

http://pravicon.com/info-3271

Подпишитесь на наш Телеграм Все больше и больше появляется статей и свидетельств мирян и священников, которые по разным причинам потеряли веру или ушли из церкви. Кто-то им сочувствует, кто-то солидаризируется, кто-то обличает: мол, они и не были по-настоящему верующими, туда им и дорога. Конечно, причины могут быть разные. И по-своему могут быть оправданы все три реакции на феномен расцерковления и потери веры. Но я глубоко убежден, что главная причина совсем в другом. На мой взгляд, главная причина кризиса веры, расцерковления, разочарования – в том, что церковь сейчас не воплощается в том, в чем она должна воплощаться, – в любящей общине братьев и сестер. Поразительно, но эту банальную и простую мысль почти никто сейчас не берет в расчет. И причина в этом – неверие в церковь. Не в церковь как в некую теоретическую конструкцию, да, мы все веруем в Единую Соборную Апостольскую Церковь, а неверие в церковь как в конкретное воплощение этой Единой и Соборной Церкви в конкретных общинах и сообществах. В своем существе Церковь – это и есть сообщество людей, объединенных Христом, верой в Христа. И это сообщество должно характеризоваться уникальными отношениями между учениками Христа. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга (Ин 13:34). То есть это должна быть совершенно уникальная общность, где люди объединены самыми тесными узами любви, доверия. Все остальные связи – родственные, профессиональные, общественные – становятся вторичными по отношению к этой новой общности, и должны порываться, если они препятствуют пребыванию в христианской общине: И враги человеку – домашние его (Мф 10:36). Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14:26). В конце XIX века дворянин Николай Николаевич Неплюев отказывается от блестящей карьеры и организует трудовое православное братство из крестьян. Недавно были изданы его труды, и у нас есть уникальная возможность познакомиться с опытом воплощения братско-общинной жизни в конце XIX века. Вот что пишет Николай Николаевич:

http://blog.predanie.ru/article/glavnaya...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Сол.3:6-18 Ев.- Лк.20:19-26 ап.: Утр.: Мф.4:18-23 Лит.: Ап.- 1Кор.4:9-16 Ев.- Ин.1:35-51 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. апостолу Андрею Первозванному Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4 Яко апостолов первозванный/и верховнаго сущий брат,/Владыце всех, Андрее, молися/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2 Мужества тезоименитаго Богоглагольника/и Церкве возследователя верховнаго,/Петрова сродника восхвалим,/зане якоже древле сему, и ныне нам воззва://приидите, обретохом Желаемаго. Величание апостолу Андрею Первозванному Величаем тя,/апостоле Христов Андрее,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси//во благовестии Христове. Молитва апостолу Андрею Первозванному Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010