«Воздвигнет убо знамение во языцех сущих далече и позвиждет им от конец земли» (Ис.5:26). «Имже не возвестися о нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют» (Ис.52:15). Еще у Исаии: «явлен бых не имущым мене, обретохся не вопрошающим о мне, и рекох: се, есмь, языку, иже не призваша имене моего» (Ис.65:1). О том же самом говорит Павел в Деяниях Апостольских: «вам бе лепо первее глаголати слово Божие; а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки. Тако бо заповеда нам Господь: положих тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли» (Деян.13:46—47). XXII. Что хлеб и чашу Христову и всю благодать Иудеи утратят, а мы получим, и что новое имя христиан будет благословляемо на земли    У Исаии Господь говорит: «се, работающи Ми ясти будут, вы же взалчете; се, работающии Ми пиши будут, вы же возжаждете; се, работающии Ми возрадуются, вы же посрамитеся... Вас избиет Господь, работающим же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли» (Ис.65:13—16). У того же Исаии в другом месте: «воздвигнет убо знамение во языцех сущих далече и позвиждет им от конец земли, и се, скоро легце грядут; не взалчут, ни утрудятся» (Ис.5:26—27). И еще у того же: «се, Владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую, крепость хлеба и крепость воды» (Ис.3:1). Тоже в псалме 33: «вкусите и видите, яко благо Господь; блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша; взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс.33:9—11). Также в Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Аз есмь хлеб животный; грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Ин.6:35). «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:37—38). «Аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53). XXIII. Что в Царство Божие войдет более язычников, нежели Иудеев    Господь говорит в Евангелии от Матфея: «мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю, ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф.8:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь Иисус Христос, идя на смерть, вкушал пасху 13–го нисана. Косвенное подтверждение синоптическими Евангелиями хронологии Ин: Лк. 23:26 («идущий с поля»); Мк. 15:21 ; Мф. 26:18 («время Мое близко»); Жены готовят ароматы; Иосиф Аримафейский имеет возможность купить плащаницу. II. Тайная Вечеря. События. Установление Таинства Евхаристии События Умовение ног учеников: Ритуал, обычный на Востоке т. 2, с. 476–471]. Примеры из Священного Писания: Быт 18:3–4; 19:2; 24:31–32; 43:17–24 ; Лк. 7:44 ; Традиционно умовение выполняется рабом; На Тайной вечере Господь Сам «препоясался...и начал умывать ноги учеников» ( Ин 13:4–5 ); Опоясание по с. 129] – образ приготовления к страстям Самого Христа и Его учеников. Ин 13:6, 8 – возражение ап. Петра В понимается как явное указание, что данное умовение не было частью пасхального ритуала; т. 2, с. 473] считает, что это – осознание ап. Петром своего недостоинства, – апостол не мог допустить, чтобы его Учитель склонился пред ним (ср. с Лк. 5:8 ). Смысл умовения: Ин 13:1 – проявление любви; Ин 13:12–15 – пример и урок смирения; Икос на утрени Великого Четвертка по 6–й песне канона: «Тайной трапезе приближившеся вси, чистыми душами хлеб приимем, спребывающе Владыце: да видим, како умывает ноги учеников, и сотворим, якоже видим, друг другу покаряющеся и друг другу нозе умывающе: Христос бо тако повеле Своим учеником, предрек тако творити, но не услыша Иуда, раб и льстец»; Спор о старшинстве и слова Господа ( Лк. 22:24–27 ) с. 243–244]; Предсказание о предателе (домашнее задание) с. 243]; Ответ Иисуса Христа на вопрос ап. Иоанна ( Ин 13:22–26 ); Последняя попытка обратить Иуду ( Мф. 26:25 ); Предсказание об отречении ап. Петра ( Мф. 26:34 ; Мк. 14:30 с. 104]; Лк. 22:34 с. 245–246]; Ин 13:38 ); Два меча ( Лк. 22:35–37 ) т. 2, с. 484–486; 15, с. 246–248]. Установление Таинства Евхаристии Пасхальный характер трапезы (домашнее задание); Ритуал празднования ветхозаветной Пасхи; Особенность трапезы на Тайной Вечери – квасной хлеб (артос) в противоположность пресному (аксимону);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Отдельные изречения Книги Псалмов, объясняемые об Иисусе Христе священными писателями Нового Завета и святыми Отцами и учителями Церкви, с достаточной полнотой и обстоятельностью изображают как самое Лицо Спасителя, так и разные события искупительного служения Его. Он есть истинный Бог (17, 32; 49, 3; 117, 26–27), Сын Божий (2, 7; ср. Евр. 1, 5 ; Пс. 109, 3 ), Отчее Слово (32, 6; 106, 20). Во многих псалмах предуказывается пришествие Его к человекам (13, 2, 7; 17, 10; 52, 2; 66, 2; 79, 2; 101, 20) во плоти (45, 5), прикровенное (96, 2), славословимое Ангелами (88, 6; 96, 6), для добровольного исполнения воли Божией о спасении людей (39, 7–9; ср. Евр. 10, 5–9 ; Пс. 67, 25 ). Возвещается также, что по плоти Он произойдет из колена Иудина (77, 68), от рода Давидова (17, 51; 88, 4–5; 30, 36–38; 131, 17), и будет истинным человеком (86, 5) и сыном человеческим (8, 5–6; ср. Евр. 2, 6 ; Пс. 79, 16 ). Приписываются Ему многозначительные имена, как то: муж десницы Божией (79, 18; 89, 12; 97, 1), Спаситель (13, 7; 61, 3; 129, 6), Законоположник (9, 21), Источник Жизни (35, 10), Краеугольный камень (117, 22), Первенец, высокий паче царей земных (88, 28), Великий Учитель правды и истины (39, 10–11), Сама правда (93, 15), Истина (84, 11), Свет (4, 7). Слово Евангелия (147, 4) Он будет предлагать в притчах (48, 5; 77, 2; ср. Мф. 13, 3 ; Ин. 16, 25 ) и распространит учение Свое через апостолов во всем мире (18, 3–6; ср. Рим. 10, 18 ). Особенно же много указаний в псалмах на последние события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: предсказываются вход Его в Иерусалим (8, 3; ср. Мф. 21, 15 ; Пс. 117, 26 ), злоумышление иудеев (2, 1–2; ср. Деян. 4, 24–25 ; Пс. 11, 2–5; 40, 6–9; 108, 3–5 ), предательство Иуды (7, 15–16; 37, 12; 40, 7, 10; ср. Ин. 13, 18 ; ; ср. Деян. 1, 20 ). Обстоятельства страданий Иисуса Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и Креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явлены были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3. 19–21). 879.  …Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10. 34–35). 880. Беседа 23 на Деяния Апостольские. 881.  Корнилий! …Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. …Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10. 3–6). 882. Ср.: Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 4). 883.  …кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник (Ин. 10. 1). 884. Беседа 31, гл. 4. 885. Беседа 37, гл. 2. 886.  Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда (Ис. 64. 6). 887.  От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места (Ис. 1. 6). 888. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. Об отвержении мира. 889. Преподобный Марк Подвижник. О Законе Духовном, гл. 4. 890.  …человек оправдывается… только верою в Иисуса Христа (Гал. 2. 16). 891. Лк. 14. 26. Подтверждают это требование все Евангелисты. 892.  Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 4). 893.  …если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2. 21). 894.  …но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9. 41). 895.  Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 896. Ср.: Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, и рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению — фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

( Ин.5:22–23 ). Отец бо любит Сына, и вся даде в руце Его. ( Ин.3:35 ). Сам Он неоднократно Своим ученикам предрекал о славном пришествии Своём на землю судить живых и мёртвых: ( Мф.24:3–43 ; Мк.13:3–33; Лк.17:22–37 ). Общие черты пророчеств Господа о последнем суде, отражаются в рассматриваемых словах Апостола Павла: Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Слич. Ин.17:2 ; Деян.17:31 ; 1Пет.4:5 ; Рим.14:10 ; 1Кор.11:26 ). В греческом подлиннике виднее сия связь двух сказуемых – το μεγλο Θεο κα Σωτρος μν – об одном и том же Лице – ησο Χριστο потому что здесь член το один раз употреблён, а не дважды, как требовалось бы по правилам языка, если бы два сказуемых относились не к одному, а к двум различным подлежащим. Богом, благочестивым во веки Тот же Апостол Павел, с болезнью сердца упоминая об отвержении сродников своих по плоти, иже суть Израилите, и перечисляя древние их преимущества, главнейшим преимуществом представляет последующее происхождение от них по плоти Иисуса Христа, Который не по плоти есть и именуется Бог над всеми, во веки благословенный: Ихже всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение и обетования, ихже отцы, и от, нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки. ( Рим.9:4–5 ). Напрасно некоторые из толковников (Гроций, Эртель и им подобные), по нерасположению к истинной вере во Христа, усиливаются изъяснять последние слова, как заключительное славословие Богу Отцу. Основания к тому, чтобы отдельно изъяснять сии слова, нет, и они не могут найти справедливого. Напротив, направление предшествующих слов Апостола, естественно, заставляет относить заключительное славословие не к Богу Отцу, а к Иисусу Христу, Которого Апостол исповедует не простым человеком, но Богом воплотившимся, и славословит Его Богом благословенным во веки. В том и состоит главнейшее и высшее преимущество избранного народа, что среди сего народа явилось Божеское Лицо Спасителя мира, так как Христос, благоволивший родиться по плоти от Девы из среды сего народа, есть истинный Бог, во веки благословенный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

32 …во имя Иоанна Крестителя… – Иоанн Креститель, или Предтеча, – библейский пророк, ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, которого он крестил в реке Иордан; был заключен в темницу царем Иродом Антипой, умерщвлен по наущению Иродиады, любовницы Ирода. Христос сказал о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). 33 …Иоакима и Анны… – По преданию, отец и мать Девы Марии. 34 …или Василия Великого … – Василий Великий (Каппадокийский), выдающийся богослов и церковный писатель IV в., признан святым; как уже отмечалось, его литургия, наряду с литургией Иоанна Златоуста, принята русской православной церковью. 35 …таинственный вертеп… – Здесь: пещера, в которой, согласно Евангелию, волхвы обнаружили Богоматерь с младенцем Иисусом. 36 Обкадив звездицу… – Звездица – предмет церковной утвари, представляющий собою две перекрещенные дуги, устанавливается на дискосе и прикрывает приготовленные просфоры. 37 …покров, называемый святым воздухом… – Последний из трех употребляемых во время литургии покровов, им производится веяние воздуха над св. Дарами, что знаменует осенение их Духом Божиим. 38 …благоухание ладана и смирны… – См.: «…Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:11 ). 39 …всем услуживший и умьшший ноги. – См.: «…Влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» ( Ин.13:5 ). 40 …перед святым престолом. – Престол – возвышение, важнейшее место в алтаре, символизирующее Божий престол. 41 …о чесом бо помолимся, не вемы… – См.: «…не знаем, о чем молиться…» (Рим., 8, 26). 42 …Мария с Иосифом… – Дева Мария, Богоматерь, и ее обрученный муж, плотник из Назарета. 43 …взошед на амвон… – Амвоном именуется выдвинутая вперед часть так называемой солеи – возвышения со ступенями перед иконостасом. 44 …пророков, апостола… – Имеются в виду священные христианские книги: ветхозаветных пророков, деяния и послания апостолов.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

Ввиду отсутствия в древнем мире общего календаря точная дата Рождества не была известна. В VI в. монах Дионисий Малый сделал расчеты, согласно которым Рождество приходилось на 754 г. от основания Рима. Эта дата и принята для установления “новой эры”. Однако дальнейшие исследования показали, что Дионисий ошибся на несколько лет. Согласно Мф 2,1 ; Лк. 1:5 Иисус родился незадолго до смерти Ирода Великого. Между тем астрономические вычисления показали, что затмение луны, имевшее место перед смертью этого царя, произошло в марте 4 г. до н.э. В Ин. 2:20 противники Иисуса говорят Ему, что Храм строился 46 лет. Начало же его перестройки относится к 20 г. до н.э. Следовательно, эти слова могли быть сказаны не ранее 26–27 гг. н.э. Лк (3,23) говорит, что в это время Иисусу было “лет тридцать”, а император Тиберий правил уже 15 лет (3,1). Согласно восточному счету 15 год Тиберия падал на промежуток между осенью 27 г. и осенью 28 г. По Лк. 3:2 в 15 год Тиберия тетрархом Авилы, или Авилинеи, был Лисаний. Этого правителя Штраус и другие критики спутали с другим Лисанием, современником Ирода Великого. Лк же имеет в виду Лисания, правившего при Тиберии (см.: Флавий И. Арх. XIX,5,1). Надпись, найденная Р.Пококком, свидетельствует, что он был тетрархом между 14 и 29 годами. Все эти косвенные данные приводят историков к выводу, что Иисус родился ок.7–6 г. до н.э. 35 Лк 2,22 сл. Слова “падение и восстание” указывают на тех, кто примет или отвергнет Мессию. “Знамение пререкаемое” означает чудо, явление, которое вызовет пререкания и споры. 36 Флавий И. Арх. XVII, 7–13. 37 Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа, с.120. 38 Эти легенды изобилуют историческими анахронизмами и ошибками, которые сразу же выдают подделку; в них описаны нелепые, а порой и жестокие чудеса, якобы совершенные Отроком Иисусом. 39 Книга Иосифа Плотника, XIV. 40 Иустин Гностик. – У св.Ипполита. О философских умозрениях, XV, 26. 41 Некоторые синагогальные молитвы приведены в т.1 русского пер. Мишны, с.39 сл.; см. также: Гейки К. Жизнь и учение Христа.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

8 Мухаммед (571–632) – основатель и центральная фигура религии ислама. 9 См.: Мк.10:35–45 . 10 Ориген (ок. 185–253/254) – христианский богослов, философ, филолог. Жил в Александрии. Оказал существенное влияние на формирование христианской догматики и мистики. 11 См.: Быт.37:1–36 . 12 Тропарь Святой Пасхи. 13 Быт.28:10–22 . 14 Паремия (греч. – притча) – в праздничном богослужении тематическое чтение из Ветхого Завета, например, в день Святой Троицы читаются пророчества и прообразы о сошествии Святого Духа на апостолов и т. д. В период Великого поста паремии представляют корпус книг Ветхого Завета, разделенный на последовательные отрывки, которые читаются на службах вечерни и шестого часа ежедневно. 15 Исх.14:1-31 . 16 Исх.24–25 . 17 2Цар.6:12–23 . 18 2Мак.2:1–8 . 19 Иерусалимский Храм, построенный в царствование Соломона, являлся центральным местом религиозной жизни иудеев, только там могли совершаться необходимые жертвоприношения. Храм неоднократно разорялся, в последний раз был разрушен римлянами в 70 г. по Р. Х., после чего уже не восстанавливался. Господь Иисус Христос предсказал окончательное разрушение Храма (См.: Мф.24:1–2 ; Мк.13:1–2 ; Лк.21:5–7 ). После страданий и Воскресения Спасителя все жертвоприношения, которые являлись прообразами Великой Жертвы Христа за род человеческий, потеряли смысл. В религиозной жизни иудеев мечта о восстановлении Храма и жертвоприношений занимает главное место, великой святыней для иудеев служит остаток храмового комплекса – Стена Плача. 20 Суд.6:36–40 . 21 Дан.2:1–49 . 22 Мариология – учение Церкви о Богородице. 23 От лат. magnifico – «возвеличивать», «прославлять». 24 Ин.19:38–42 . 25 Несторий – с 428 по 431 г. Патриарх Константинопольский, низложен III Вселенским Собором в 431 г. как еретик. Несторий отрицал нераздельное единение во Христе Божественной и человеческой природы. Умер в 451 г. 26 Экклезиология – учение о природе Церкви. 27 Первоевангелие Иакова – апокрифический текст середины II в., авторство приписывается апостолу Иакову в самом тексте: «я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме» (25:3). Книга не была принята Церковью, но некоторые события, касающиеся жизни Пресвятой Богородицы, описанные в этой книге, восприняты автором из тогда еще совсем молодого Церковного Предания. Книга имела большую популярность в древние времена и была переведена на множество языков.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

В определенный Господом Богом последний день зазвучит труба Архангела, мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ). – Тайна будущего оживления людей непостижима. Кажется, всякий из нас готов сделать тот же вопрос, которым предупредил всех Ап. Павел: Но речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут ( 1Кор.15:35 )? Из этого вопроса мы понимаем, что люди воскреснут не без тел, но с какими телами? С теми ли, с которыми жили? Апостол не отвергает, чтобы умершие воскресли с своими телами, а указывает на природу, в которой все умирает для того, чтобы вновь ожить (там. ст. 36), которой поверяются голые семена, а не то, чтò из них произрастает; прибавляет, что Бог каждому семени дает свое тело (там. 37). Из сего мы заключаем, что умершие воскреснут не с другими телами, но с своими, только изменившимися, соответствующими стихиям будущей жизни; потому что пророчество говорит, что каждому человеку возвратится свое тело, хотя бы оно разрушилось в земле или истлело в глубинах морских ( Откр.20:13 ). Как же это может быть? Рассудок найдет это не только непонятным, но даже невозможным. Но если возможно рождение человека, т. е. составление его тела из разнородных стихий, то возможно и разложение его тела, т. е. возврат в те же стихии; почему же не возможно и возрождение его, т. е. возвращение в тело прежних стихий, его составляющих? Нам только непостижимо, как это может совершиться; для того и должны вспоминать с верою, что невозможное человеку, возможно Богу ( Мф.19:26 ). Создателю человека и всех стихий, из которых Он воззвал человека всемогущим Своим Словом. Кто же больше – вера или рассудок? Мы и: веруем, что люди на суд Божий оживут с телами своими, только переменившимися из тленных в нетленные ( 1Кор.15:52 и 53). Они все без исключения предстанут на суд Божий, кроме только тех, которые воскресли первым воскресением. Ев. Иоанн видел в видении и малых и больших предстоящих пред Богом – различия не будет никакого: раб и свободный, царь и воин, богатый и убогий станут рядом, с одними своими делами, без отличий и титлов, которые выдумал мир и с которыми вместе исчезнет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Откуда знала женщина, что придет Мессия, называемый Христос? Из писаний Моисеевых. Ибо мы выше говорили, что самаряне приняли Пятикнижие Моисееве. Как они приняли книги Моисеевы, то из них и знали пророчество о Христе и то, что Он — Сын Божий. Так слова «сотворим человека» (Быт. 1, 26), очевидно, сказаны Отцом Сыну; беседовавший с Авраамом в палатке был Сын (Быт. 18); о Нем пророчески говорил Иаков: не оскудеет князь от Иуды, пока придет, кому отложено (Быт. 49, 10), и сам Моисей: «пророка восставит Господь из братьев ваших, как меня, его будете слушать» (Втор. 18, 15), и многие другие места возвещают о пришествии Христа. Посему-то и говорит женщина: «знаю, что придет Мессия». Когда, таким образом, самый ход речи требовал, Господь уже открывает ей (самарянке) Самого Себя. Если же бы Он с самого начала сказал, что Христос — это Я, то не убедил бы женщины, да и мог показаться каким-то заносчивым и гордым. А теперь, мало-помалу заставивши ее вспомнить обетование о Христе, Он уже открывает и Самого Себя. Почему же Он женщине сказывает, что Он — Мессия, а иудеям, которые часто спрашивали: «Скажи нам, Ты ли Христос?», Он не открывает Себя? Им ничего не говорил Он потому, что они спрашивали не для того, чтобы узнать истину, но для того, чтобы более оклеветать; а ей ясно открывает Себя, потому что она благонамеренна. Она спрашивала простодушно и с желанием узнать истину. Это видно и из нижеследующего. Услышав откровение, она не только сама уверовала, но и других привлекла к вере, и во всем является женщиною основательною и верующею. В то время как оканчивался уже разговор с женщиною и учение, пришли ученики и удивлялись Его смирению, по которому Он с такою снисходительностью разговаривал с женщиною бедною и самарянкою, тогда как у всех был в славе и известности. Удивляются, однако же не смеют спросить, о чем Он говорит с нею. Так они были обучены и сохраняли должное от учеников уважение к Учителю! В иных случаях они, по-видимому, смелы. Например, Иоанн припадает к груди (Ин. 13, 25); приступают с вопросом: «кто больше в Царствии Небесном?» (Мф. 18, 1); сыны Зеведеевы просят, чтоб одному сесть по правую, а другому по левую руку (Мк. 10, 35. 37). В этих случаях они спрашивают о том, что их самих касалось и что представлялось им тогда необходимым. А как здесь вопрос не занимал их самих так много и не был совершенно необходим, то они и не употребляют смелости как неблаговременной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010