11. О причащении Спаситель обещал дать особое небесное питание: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:27 ). Спаситель объявил, что Он Себя Самого даст в благодатную, живительную пищу верным Своим : «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жив вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:49–51 ). Без причащения Тела и Крови Христовых нет спасения: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядуший Меня жив будет Мною»... ( Ин.6:53–57 ). Господь исполнил это обещание, давши на Тайной вечери Тело и Кровь Свои под видом хлеба и вина: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: Сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:17–20 ). Совершение этого священнодействия завещано Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Христиане всегда совершают это священнодействие, приобщаясь Тела и Крови Христовых: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор.10:16 ). Это таинственное священнодействие будет совершаться до Второго пришествия: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал... всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:23–26 ). Нельзя причащаться Святого Тела и Крови Христовых недостойно, потому что за это Господь карает:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Объяснение литургии Златоустого Понятие о литургии. Литургия (с греческого языка) есть общественное богослужение 1 , в котором совершается святейшее таинство евхаристии или Святого причащения тела и крови Христовой. Божественное установление. Евхаристию установил сам Господь Иисус Христос пред своими страданиями на тайной вечери. Он преподал тогда ученикам своим под видом хлеба истинное тело своё и под видом вина честную кровь свою, и присовокупил: сие творите в Моё воспоминание ( Лк. 22:19 ). С тех пор, по заповеди Господа, непрерывно совершалось и будет совершаться до скончания века сие святейшее таинство. Господь Иисус Христос , установляя таинство Евхаристии, возблагодарив Бога, благословив и, преложив хлеб и вино в тело и кровь свою, подал оные ученикам и заключил тайную вечерю пением некоторых священных песней ( Мф.26:26–27, 36 ). С благодарением Богу Отцу, призыванием Святого Духа и благословением совершалось сие таинство во все времена. Присовокуплялись некоторые молитвы, песнопения, обряды; но существенные принадлежности Святой Евхаристии, установленной и совершённой Господом, оставались всегда неприкосновенными. Богослужение евхаристии во времена Апостольские и после. Во времена Апостольские верующие пред причащением были предварительно приготовляемы к нему испытанием себя и очищением своей совести. Да искушает человек себе, говорит Апостол Павел, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Самое совершение таинства сопровождалось молитвою, проповедью слова Божия и славословием. Бяху, сказано про первых верующих, терпяще в учении Апостолов, и в общении и в преломлении хлеба и в молитвах хваляще Бога ( Деян.2:42, 47 ). Читалось слово Божие и объяснялось: Братие, говорит Апостол, егда сходитеся, кийждо вас псалом имать... сказание имать ( 1Кор.14:26 ). После сего все причащались от единого тела и пили из чаши Господней ( 1Кор.10:17, 21 ). Сей чин божественной литургии, с некоторым разнообразием молитв и обрядов, во всей полноте сохраняется в литургии Святого Апостола Иакова, брата Божия. В IV-м веке лжеучители стали вносить в молитвы и песнопения свои заблуждения; почему святые отцы Василий Великий и Иоанн Златоуст передали письменно священный чин божественной литургии, и, снисходя к немощи человеческой, передали оный в сокращённом против Апостольского виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Скачать epub pdf Первый отдел. Законоположительные книги Под именем законоположительных книг в русской богословской литературе разумеются пять книг Моисея: Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзакония. Они называются законоположительными, потому что содержат в себе преимущественно Богом данные через Моисея еврейскому народу разнообразные законы, коими предначертан был весь строй жизни еврейского народа и очерчена вся сущность ветхозаветного учения, все его основы и идеалы. Такое законоположительное и законодательное значение писания Моисея имели и во всей истории еврейского народа: для всей последующей ветхозаветной письменности, для всех теократических истинных вождей и руководителей еврейского народа и для истории ветхозаветной Церкви Божией. Писания Моисея лежали в основе всех ветхозаветных писаний и всей ветхозаветной истории. Посему название их законоположительными является в русской богословской литературе не новым, а лишь переводом принятого у евреев термина – закон. Очевидно, еврейские ученые издавна признавали вышеуказанное значение писаний Моисея. Обозреваемые писания Моисея, объединяемые единством писателя, единством идеи и содержания, хотя и разделяются на пять книг, но в богословской терминологии также объединяются как бы в один том и называются Пятикнижием Моисея. И это название не русскими богословами придумано, а имеет глубокую древность. В еврейской талмудической литературе употребительны термины: chamischah chumschei hattora или: chamischah chumschim, или еще короче: chumschin (Meg. 1, 8. Menachot 30а. Furst. Kanon... 6 s.), указывающие на «пятерицу» или Пятикнижие. В отеческой письменности употребительны соответственные же термины: πενττευχος, (т.е. ββλος. Orig. Com. in Iohan. XIII, 26. Μ. 14, 444 p.) и Pentateuehus (Tertull. С. Магс. 1, 10. Μ. 2, 257). Нужно к тому же заметить, что указанные термины имеют для себя еще более глубокие по времени и значению основания. Так, термин «законоположительные» книги имеет параллель и основу в ветхозаветных и новозаветных писаниях. Сам Моисей назвал свои писания «книгой закона» ( Втор.28:61; 31:26 ); также называются они у Иисуса Навина ( Нав.1:8 ). В других ветхозаветных книгах они называются «книгой закона Господня» ( Нав.24:26 ; 1Пар.22:12 ; 2Пар.12:1; 17:9 ), «книгой закона Моисеева» ( Нав.8:31; 23:6 ; 4Цар.14:6; 23:25 ). В новозаветных книгах они называются «законом – νμος» ( Мф.5:17 ; Лк.2:22 ; Рим.2:12 ). -Термин «Пятикнижие», хотя и не имеет для себя основы в ветхозаветных и новозаветных книгах, но имеет ее у еврейских древних историков: Флавия (Прот. Апп. 1, 8) и Филона (De Abrah. 1. De migr. Abrah. 3), свидетельствующих о том, что «Моисей написал священные законы в пяти книгах», составивших «одну священную книгу – μαν ερν ββλον». Очевидно, по сознанию древних евреев все пять книг Моисея составляли одно целое и как бы одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Слово в пятую неделю св. Великого поста 72 . О причащении Приимите, ядите: сие есть тело Мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя новаго завета ( Мф.26:26–28 ). Вот что даёт нам, братия, Господь Иисус за наше пощение и исповедание во грехах! Стоят ли этой Божественной пищи все наши горькие слёзы раскаяния? Стоят ли этой высочайшей награды все наши духовные подвиги? Если сделали мы что приятное и благоугодное Господу, то сделали только повеленное, должное; а такие делатели, по слову Христову, суть раби неключими, то есть, ничего не стоящие ( Лк.17:10 ). Но, братия, любовь Господа к нам так велика, что Он, несмотря на несоразмерность наших трудов с Его наградою, призывает к общению с Собою, и предлагает нам в снедь и питие Своё Тело и Свою Кровь. Призываясь к Святейшему таинству, мы не нарушим благоговения пред Ним, если вникнем в учредительные слова Господа. Тем паче благоугодим Божественному Учредителю, если смиренным размышлением умножим хотя несколько веру нашу и любовь к Таинству. Как Господь Иисус учреждал таинство Причащения? Не спешно, но постепенно, приготовляя учеников Своих к принятию его то чудесами, то учением. Какую, например, высшую цель имел Иисус, претворяя воду в вино на браке в Кане Галилейской? Дабы расположить учеников к верованию в возможность преложения хлеба в тело, и вина в кровь. С каким особенно намерением напитал пять тысяч народа пятью хлебами? Дабы приготовить к принятию Божественной пищи в таинстве Причащения. Когда насыщенный чудесным образом народ стал ходить за Ним толпами с тем, чтобы опять увидеть подобное чудо: тогда Господь говорил ему: ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы, и насытистеся. Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст ( Ин.6:26–27 ). На какое брашно указывал им, как не на Тело и Кровь Свою? И когда народ просил у Него небесной пищи, подобной манне, тогда Он говорил уже прямо: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ). Говоря таким образом, Он возводил мысли учеников и народа к такому хлебу, который сойдёт не с неба, а со Креста. Здесь он созреет, и отсюда соберётся в пространнейшую в мире житницу, в Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа 34. Евангелие от Матфея, глава 10, 1–37. «Призвание апостолов» Мы начинаем чтение 10-й главы Евангелия от Матфея, с 1-го стиха и ниже. Сначала рассмотрим текст с 1-го по 4-й стих. Общее название темы: «Призвание апостолов». И мы читаем: Мф.10:1 . «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». Итак, Господь призывает двенадцать мужчин разного возраста на проповедь. Эти люди мало чем отличались от других людей, только если своею незнатностью, неученостью и простотой. Кто-то однажды сказал: «Иисус ищет не столько необыкновенных людей, сколько обыкновенных людей, которые могут необыкновенно хорошо выполнять необычную работу». Само число «12» отнюдь не случайно. Родоначальники еврейских колен тоже были числом 12. Здесь мы наблюдаем сотворение нового, новозаветного человечества, и число новых патриархов тоже 12. Связь 12-и патриархов с 12-ю апостолами усматривал и святой Андрей Кесарийский , истолковавший 24 старцев Апокалипсиса как 12 родоначальников колен (детей Иакова) плюс 12 апостолов Иисуса Христа. Сам факт, что Сын Божий окружал Себя именно простыми людьми, свидетельствует о многом. И прежде всего о том, что каждый простой человек нужен Богу и представляет для Него некую ценность. Кто-то, может быть, считает себя неспособным взойти на высоту духовной жизни, но это не значит, что Бог считает точно так же. Скорее, точно наоборот! Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:26–28 ). Господь избирает простых людей – пастухов, рыбаков и плотников – для того, чтобы пришедшие к Богу не привносили бы в свою новую духовную жизнь нечто из прошлого мирского опыта, не трансформировав и не изменив его. Сказано: «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме… и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» ( Мк.11:15–16 ). Эти последние слова: Сын Божий «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» – свидетельствуют о том, что, приходя в Церковь , мы должны оставлять весь свой греховный опыт и багаж, все свои мирские замашки и претензии за порогом храма. Никакой наш светский «командно-бюрократический ресурс» Богу не нужен. В Церкви Христа господствует совсем иная система взаимоотношений между людьми. Сказано: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа LXX. О девятом члене символа веры. О непогрешимости Церкви Христовой Во едину. Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова есть соборная, иначе сказать, Кафолическая, или вселенская, потому что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Эта вселенская Церковь Христова, братие, имеет то важное преимущество пред частными Церквами, что ей собственно принадлежат высокие обетования Спасителя, именно: что врата адова (силы ада, дьявол) не одолевают ей, ( Мф.16:18 ), что Господь пребует с нею до скончания века ( Мф.28:20 ), и что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века ( Еф.3:21 ). А отсюда следует, что вселенская Церковь Христова никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Целые государства и народы могут появляться на земле, процветать, падать и исчезать с лица земли, вселенская же Церковь Христова, при всех переворотах пребывает, и будет пребывать вечно, до самой кончины мира, неизменною и непоколебимою: она не ограничивается ни временем, ни народом. Отдельные люди и целые христианские общества могут погрешить и отпасть от истинной веры, но не может погрешить в истине веры вселенская Церковь Христова. Сам Господь обещал как вы слышали, братие, устроить Свою Церковь так, чтобы врата адовы не могли одолеть ее, и пребыть с нею до скончания века. Сверх сего Он обещал послать верующим Духа Святого, Который бы наставил их на всякую истину. Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, говорил Господь ученикам Своим, да будет с вами во век..., той вы научит сему, и воспомянет вам вся, яже рех вам ( Ин.14:16,26 ). После таких ясных указаний слова Божия, никто не может, не уничтожая святого евангелия, сказать, чтобы Церковь Христова могла погрешить в истине веры. Если бы она могла погрешить в вере, то тогда бы это значило, что врата адовы одолели ее, что Господь и Дух Святой не пребывают с нею вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа на слова Евангелия от Матфея: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» (Мф.19:3)? Источник Прекрасно у христиан и трудолюбцев это сочетание двух дней, – разумею, – субботы и дня Господня(т.е. воскресенья), – которое еженедельно повторяется в круговороте времени; ибо как матери или кормилицы Церкви, они и народ собирают, и священников заставляют выступать в качестве наставников, а учеников и учителей вместе руководят к попечению о душах. У меня, например, все еще звучит речь вчерашнего дня и засело в памяти то, чем (вчера) мы занимались. Взираю на крест, водруженный пророчеством Исаии и на одежды Господа, обагренные кровью как у того, кто выжимает виноград ( Ис.63:2–3 ), и на Спасителя, несущего скорое искупление в деснице Своей. И Соломона созерцаю, производящаго перед нами суд и правду во всей возможной строгости ( 3Цар.3:24 ). Жалею и о должнике евангельском, который не оказал подобному себе рабу человеколюбия, коим сам воспользовался от Господа ( Мф.18:28 ), но по безрассудству и жестокости снова навлек сам на себя беду. Вот какими главными предметами занимались мы в прошедший день, как знаете все вы, если только слушали не без надлежащаго внимания. Сегодня опять многое и все – прекрасное предложил нам Дух Святой на сей видимой трапезе. Но я обратил внимание на пустословов и вместе искусителей – фарисеев и очень пожалел их за испорченность нравов, причем они замышляли перехитрить (самый) Источник мудрости своими вопросами, но потерпели неудачу в предприятии, так как Божество Единородного всегда обращает (подобные) вопросы в противное для них. О сем, мне кажется, и Исаия пророчески говорил: (Господь) «отвращаяй мудрыя вспять, и советы их обуяяй, и уставляяй глагол раба Своего» ( Ис.44:25–26 ), – и затем Давид: «языки своими льщаху: суди им Боже, да отпадут от мыслей своих» ( Пс.5:10–11 ). Впрочем, благодарность нужно воздать им, хотя и врагам, что подвигли Премудрость к ответу, дабы нам, рабам Ея, оставить в нем письменное научение полезному: ибо вот канонизуется брак – главное дело жизни человеческой, – законополагаются точные пределы как (для) заключения, так и расторжения (его), которые пусть выслушают со всем тщанием оба пола, дабы и женская половина научилась свойственному ей, и мужская обязывалась к назначенному для нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Выпуск третий (Издание четвертое) 1. О Лице Святого Духа Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 1Кор.12:3 . Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Мф.28:19 . Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. 2Кор.13:13 . Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Мф.12:31 –32. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. Быт.1:1 –2. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 1Кор.2:10 . Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1Кор.3:16 . И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Еф.4:30 . Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Ин.3:5 . Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу. Деян.5:3 –4. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Ин.15:26 . Доселе мы изложили учение Слова Божия о Спасителе, Господе нашем Иисусе Христе, и о совершенном Им спасении. Возвышенно и утешительно это учение! Из него мы узнали о величайшей любви Божией к нам, грешникам, в силу которой Бог не пощадил Сына Своего Единородного, но за нас всех предал Его, чтобы даровать нам вечную жизнь. Господь Иисус Христос совершил наше спасение, и нет другого имени под небом, которым можно было бы спастись, кроме имени Иисуса Христа. Но при всем том предоставленный самому себе человек еще не может спастись во Христе Иисусе и соделаться причастником совершенного Им спасения. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», – так говорит Сам Иисус Христос. Равным образом апостол Павел свидетельствует, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Значит, для того чтобы действительно спастись в Иисусе Христе, нужно еще особенное действие Божие в отношении к человеку. Действие это состоит в освящении человека или в усвоении каждому из нас заслуг Христовых, при котором Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и делает святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи Иоанна Крестителя Проф. М.И. Богословский «Православный собеседник», 1881 История детства сравнительно с историей общественного служения Иисуса Христа необыкновенно коротка; знакомят с нею только два евангелиста – Матфей и Лука, Марк же и Иоанн совсем не касаются ее. Тем не менее история эта есть прекраснейшая и совершенно необходимая часть целого, как это с очевидностью доказывает пример Матфея и Луки. Не будь, в самом деле, этой, хотя и краткой, истории, мы не знали бы многого, и притом самого важного; не знали бы, когда, как и откуда произошел Спаситель, где Он жил и какие лица окружали Его? Все эти вопросы остались бы для нас неразрешимыми. А какой она проливает яркий свет не только на все ветхозаветное прошлое, но и на все будущее в христианстве; для этого достаточно указать на песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ), песнь Захарии ( Лк.1:68–79 ) и Симеона ( Лк.2:28–35 ). Повествования эти – эпизодического характера; каждое из них представляет маленькое целое и законченное; их можно разместить в следующем порядке: 1) предсказание Ангела о рождении Иоанна Предтечи ( Лк.1:5–25 ); 2) Благовещение Пресвятой Деве о рождении Мессии ( Лк.1:26–38 ); 3) посещение Пресвятою Девою Елизаветы ( Лк.1:39–56 ). Эти три рассказа образуют первый круг или первое отделение. Второй круг образуют следующие четыре рассказа. 4) Рождение и обрезание Иоанна с хвалебною песнью Захарии ( Лк.1:57–80 ); 5) открытие Иосифу тайны воплощения ( Мф.1:18–25 ); 6) рождение, обрезание Иисуса Христа и принесение Его во храм ( Лк.2:1–40 ); 7) поклонение волхвов, бегство Святого Семейства в Египет и возвращение в Назарет ( Мф.2:1–23 ); 8) повествование о первом путешествии Иисуса Христа в Иерусалим и беседе Его во храме ( Лк.2:41–52 ), которое служит заключением и, так сказать, венцом всех предыдущих повествований. Из этого перечня видно, что большую часть повествований передает евангелист Лука, а меньшую евангелист Матфей. Последний описывает только такие события, которые могли бы возродить и укрепить веру в первых читателях-евреях, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обетованный еще в Ветхом Завете; Лука же неоспоримо имел в виду показать связь своей евангельской истории с Божественными откровениями Ветхого Завета о спасении чрез Иисуса Христа всего человечества, а не одних иудеев ( Лк.2:32 ). Таким образом, оба евангелиста тесно соединяются друг с другом и восполняют один другого, представляя одну гармонически стройную картину рождения и детства Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого. Обращаемся к первому повествованию. Предсказание Ангела о рождении Предтечи

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010