Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Итак, просьбу сыновей Зеведеевых Господь положил пред глазами их, как венец, которым увенчивается тот, кто превосходит (всех) на ристалище. Также и апостол на этом основании строит (свое учение), говоря: «испытает сердца ваши, и тогда каждому из вас будет похвала у Бога» (ср. 1Кор.4:5 ). Даже Валаам был избран для прорицания ( Чис. 22:8, 24:3–4 ), сыновья Илия на священство ( 1Цар.2:12–17 ) и Иеровоам на царство ( 3Цар.11:26–40 ). Посему апостол говорит: «и я сам окажусь недостойным» (ср. 1Кор.9:27 ), дабы научить, что он мало ценит всякое избрание по небесному усмотрению 158 , высоко же ставит волю. И дабы ты лучше уразумел эту истину, еще научает, что если кто говорит языками ангельскими (а любви не имеет), тот делает это не по собственному изволению, но по избранию Божию, а кто любит, тот имеет собственное избрание ( 1Кор.13:1 ). Посему любовь есть путь более великий и превосходный ( 1Кор.12:31 ), чем тот, который не зависит от собственного изволения, как, например, ведать пророчество и таинства, и переставлять горы. «И если... раздам все имение мое бедным» (ср. 1Кор.13:3 ), как Анания со своей женой, ибо они сделали это не по любви ( Деян.5:1–5 ), «если... отдам тело мое» ( 1Кор.13:3 ), как сделал Искариот, – то этими словами учит, что избрание без любви, о чем и сказано, не приносит пользы; (приносит) же (пользу) одно только избрание по (собственной) воле. Посему говорит: «возлюбишь Господа Бога твоего, это есть великая заповедь» (ср. Мф.22:37 ). И еще говорит: «если... раздам ( мое... имение) бедным» (ср. 1Кор.13:3 ), как фарисейская секта ( Мф.6:2 ), «и если... отдам тело мое на сожжение огнем» (ср. 1Кор.13:3 ), как те пятьдесят мужей, ибо они не по истинной вере назвали Илию пророком, говоря: «пророк Божий! царь говорит: сойди» (ср. 4Цар.1:9–12 ) Разумея, что «нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). Возрыдали пред лицем Божиим вместе с тем, кто послал их, и свои тела отдали огню Господню, чтобы с воплями быть сожженными, поскольку не было в них Господа. То же случилось и с сынами Корея, так как они сожжены были не вследствие ревности к Божественному служению ( Чис.16:1–35 ). И во дни Седраха, Мисаха и Авденаго многие желали быть вверженными в огонь, дабы и с ними случилось то же, что произошло с теми тремя ( Дан.3:1–97 ). И во дни Авраама другие также помогали бедным пищей (в том расчете), что, быть может, войдут Ангелы и благословят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Скачать epub pdf Июнь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Предисл., пер. и примеч. А.А. Спасского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 2. 6. С. 81–96 (1-я пагин.). (Продолжение.) —81— рождению? 910 Очевидно, скорее этим сказано то, что Он есть Сын Его. Поскольку расслабленный против Него погрешил, то и наказал его в плоти. Согласно учению Иасова 911 говорят: зачем было нужно Господу говорить: «отпущены тебе грехи твои?» Конечно, в этом не было бы Ему нужды, если бы тот (больной) поражен был расслаблением не по причине грехов. 912 И почему простил его, если расслабленный не был Его именно должником? Или: если не был Его именно должником, то какая была ему польза в том, что Господь сказал: «отпускаются тебе грехи твои?» Ибо хотя бы грехи и не были отпущены, они ни мало бы не повредили расслабленному, коль скоро по милости и благости он освобожден был от наказания. 913 После сего Писание говорит еще следующее: «ропщут и говорят фарисеи и книжники: с мытарями и грешниками едите и пьете. Сказал им Господь: не здоровые имеют нужду во враче, а больные, и Я пришел призвать не праведников, а грешников ( Лк.5:30:31 )». И это вне всякого сомнения известно, что среди Израиля были здоровые и праведники. 914 Вот, (значит), не противен закону подвиг Иисуса, Который изнурял Себя ради людей и исцелял и оправдывал их. А что касается до язычников, то и они также во всех отноше- —82— ниях оказались на земле здоровыми и праведниками пред Создателем своим, и (потому) в том, который явился после, 915 не было никакой нужды, поскольку здоровые не имеют нужды во враче и праведники в благодати. Всё то время, какое Господь наш провел на сей земле, сравнивает с брачным чертогом, а Себя Самого с женихом: «не могут товарищи жениха поститься, доколе жених с ними ( Мк.2:19 )». «Вот ученики Твои делают в субботний день то, чего не должно делать ( Мф.12:1–8 )». Но сначала Господь наставил их и в истине праведников усовершил, дабы не были слишком удивлены, когда Он разрушит закон полнотою Своего (учения). Да и Отец Его разрушил его, дабы показать, что Ему принадлежит творение (мира), промышление и домостроительство законное, и дабы удостоверить, что он (закон) был врачеством отсечения, которое истинный врач предложил пораженным болезнями от ног до головы. 916 «Начали срывать колосья, растирать и есть ( Мф.12:1 )». Здесь дан (нам) пример и некий образец. 917 Ибо закон запрещал вкушать от начатков, пока не будут принесены к алтарю ( Исх.23:19; 34:26 ; Втор.14:23 ). А они брали и ели плод начатков, который ранее жатвы должно было относить священникам ( Втор.18:4 ; Неем.10:37 ; Иез.44:30 ). Фарисеи же не были столь мудрыми, чтобы по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Верховная Всеценность и верховное Всемерило Когда человек пробудится из брения своего тела и узрит духовные истины, тогда он почувствует, что вещественные предметы настолько действительны, насколько его дух познаёт их как таковые. И вскоре он приходит к осознанию следующего необычного факта: люди как особый вид существ познают объекты материального мира с помощью духа, который не имеет свойств вещественных предметов, но является чем-то таким, что не может быть материально объективировано, или представлено как транссубъективная вещественная реальность, или ощущаемо чувствами. Впрочем, хотя дух и не вмещается в формы вещества, он своей незримой сущностью все-таки служит мерилом всех видимых данностей в мире материи. И человек всё более чувствует и осознаёт, что мысль духа, хотя она и неосязаема, и незрима, и нематериальна, однако же [она] очевиднее любой транссубъективной реальности в сфере вещей. Более того, все предметы утверждают свое бытие на мыслях духа, который сам по себе нематериален. В этом и преимущество, и загадочность, и величие человеческого духа. И пробужденный человек, наставляемый своим нематериальным духом по тайнам материального, физического мира, всё более приходит к уяснению того, что его дух – это его самая значительная и самая непосредственная действительность, а тем самым и его самое большое достояние. Сознавая это, человек вдруг почувствует непререкаемую истинность слов Спасителя о человеческой душе как величайшей данности и величайшей ценности: данности, превосходящей весь видимый мир, и ценности, превышающей ценность всех солнечных систем. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф.16:26 ; ср. Мк.8:36–37 ; Лк.9:25 )? Другими словами, в видимом мире нет достояния, равного по значимости человеческой душе, или же ценности, которой человеческая душа может быть взвешена и за нее дан выкуп; она стоит больше, чем все миры вместе взятые. В самом деле, всю свою видимую жизнь, жизнь во времени и пространстве, человек основывает на категориях незримых, то есть на душе, на ее мыслях, на ее сознании, на ее совести. В мире видимых вещей и событий человек ориентируется собственным мышлением; им он всё измеряет и оценивает, – им, хотя его собственному зрению оно и недоступно. Тогда тем более естественно и логично ориентироваться им и в мире вещей и ценностей духовных. Посредством мысли человек соединен не только с миром видимых, вещественных предметов, но и с миром предметов духовных. Даже крайние сенсуалисты в гносеологии не могут этого отрицать. Следует признать: человеческий дух – это чудодейственная лаборатория, в которой чувственные впечатления непостижимым образом перерабатываются в над-чувственные мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Гора Голгофа «Воскресное чтение», 1807 ( Мф. 27:31–56 ; Мк. 15:20–41 ; Лк. 23:26–73 ; Ин. 19:16–37 ) Осудив Иисуса на смерть, Пилат велел воинам взять Его и вести на казнь. Воины сняли с Иисуса багряницу и одели в собственные Его одежды, возложили на рамена Его крест, на котором Он должен был умереть, и повели за город на место казни. Это место, где обезглавливали преступников, называлось оттого Голгофой, то есть Лобным местом. Измученный Иисус Христос несколько раз падал под крестом, пока, наконец, не потерял последних сил. Воины увидели необходимость снять с Него крест. В это время возвращался с полевой работы некто Симон, уроженец Киринейский. На него возложили крест Христов, и он донес его до места казни. В толпе, сопровождавшей Господа, было много благочестивых женщин; идя за Ним, они громко рыдали. Иисус даже в эти страшные для Него минуты думал не о Себе, но об ужасной участи, ожидающей преступный народ, и, обратившись к женам, сказал: «Не плачьте обо Мне, плачьте о себе и о детях ваших; ибо близки уже те дни, когда (несчастные матери) будут говорить: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие. Тогда будут взывать горам и холмам: падите на нас и покройте нас. Ибо если с зеленеющим деревом (со Мной) так поступают, то с сухим (с этим народом) что будет?» Пришли на Голгофу. Стали ставить кресты и подали Иисусу и двоим бунтовщикам и убийцам, осужденным вместе с Ним на крестную смерть, выпить смеси из вина с смирной. Это питье, кислое, как уксус, и горькое, как желчь, обыкновенно давалось из сострадания осужденным на крестную смерть, самую мучительную из всех родов казни, чтобы отнятием сознания ослабить силу страданий. Но Иисус Христос не стал пить. Он не хотел облегчения Своих вольных страданий. Поставили кресты, раздели осужденных, подняли и распяли убийц по краям, а Иисуса с жестокою насмешкою, как главу их, в средине. Так исполнилось пророчество: И со беззаконными вменися ( Ис. 53:12 ). Иисус Христос страшно страдал: гвозди раздирали Его тело, кровь потоками лилась из ран; но вместо воплей и стонов из Его уст слышалась молитва за распинателей: «Отче, – взывал Он, – прости им; они не знают, что делают!»

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сколько он спас человеческих жизней! Памяти протоиерея Максима Обухова 26.04.2023 2231 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , на Радоницу после продолжительной болезни преставился ко Господу протоиерей Максим Обухов , руководитель духовно-просветительского центра «Жизнь», сподвижник отца Дмитрия Смирнова, постоянный автор «Русской народной линии». В четверг, 27 апреля, в храме Бориса и Глеба в Дегунино состоится отпевание отца Максима. 6:30 - встреча Владыки Парамона, епископа Наро-Фоминского 7:00 - Божественная Литургия 8:30 - отпевание Адрес храма: Дегунинская ул., 18А Адрес кладбища: Лихачевский пр-д, 1, Долгопрудный. Об отце Максиме рассказывает в интервью «Русской народной линии» его соратница, член Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви, доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (Москва), автор книг «Современная медицина и Православие», «Вызовы и Заветы», «Биомедицинская этика» профессор Ирина Васильевна Силуянова: Евангельская истина гласит: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). Отец Максим Обухов был усердным деятелем на проблемном поле нашей российской жизни. Он был создателем и руководителем духовно-просветительского центра «Жизнь», задачи которого состояли в том, чтобы защищать жизнь человека с момента его зачатия, показывать пагубность искусственного прерывания беременности для женщин, семьи, страны, и оказывать помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Отец Максим начал деятельность в защиту жизни нерождённых детей в условиях тотального признания нормальности абортов. Сознание людей в результате 70-летнего господства материалистической идеологии так было изменено, что служение отца Максима и борьба его центра «Жизнь» по спасению детей имела чрезвычайно острый характер. Была поставлена неимоверно трудная задача – изменить господствующее проабортное общественное сознание в России. Однако о.Максим, тогда ещё молодой священник, с присущей ему энергией возглавил борьбу за Жизнь. И многие сейчас, вспоминая об отце Максиме, говорят о том, сколько же он сохранил человеческих жизней своей просветительской работой!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/26/sk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Колумбан Люксёйский. Творения Здесь собраны немногочисленные и крайне краткие творения великого ирландского проповедника и миссионера Колумбана Люксёйского: «Проповедь о научении», «Прощальное письмо Колумбана к монахам в Люксейле», «Морская песня», «Строки я эти диктую…». Сочинения Проповедь о научении Перевод В.Заславского Ист.: www.fordham.edu/halsall/source/columban1.html www.ucc.ie/celt/published/L201053/ Моисей написал в книге закона: «сотворил человека по образу и подобию своему». Быт. 1:26. 1 Обратите внимание, о чем здесь говорится: Бог — всемогущий, невидимый, неизмеримый, неописуемый людскими словами, неисследимый — сотворил человека из глины — праха земного и придал ему Свой образ. Как сравним человека с Творцом его? Как сравним Дух и прах земной? Ибо «Бог есть дух» — Ин. 4:24. Великая честь для человека, что Бог дал ему образ Свой, отголосок Его вечности и подобие Его характера. Великая слава человеку быть подобным Богу — если он сохранит это подобие; но и позор великий, если он осквернит образ, дарованный ему свыше. Ибо если он оставляет ради иных благ то, что получил от дыхания Божьего, и загрязняет источник благословений, которые обретаются с образом Божьим, он уже более не подобен Творцу, и своими руками уничтожает образ Божий, как бы глубоко он не укоренился в природе людской. Если же человек заботится о привитых ему добродетелях, то он постепенно все больше и больше уподобляется Богу. Итак, посеянные в наших сердцах добродетели Бог в заповедях своих повелевает взращивать и укреплять. Первая заповедь — это «возлюбить Господа всем сердцем» (Мф. 22:37), потому что «Он первый возлюбил нас» (Ин. 4:10) еще прежде создания нашего. Ради любви Его должны мы заботиться об образе Божьем в нас. Кто же любит Бога — тот соблюдет заповеди Его, как и сказал Он: «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» (Ин. 14:15). И вот заповедь Его — как Сам завещал Он — «Да любите друг друга. Как Я вас возлюбил, так и вы любите друг друга» — Ин. 15:12. Но истинная любовь — это когда любят «не словом одним, но делом и истиною» (Ин. 3:18). Уподобимся же Богу, Отцу нашему, и восстановим в сердцах наших образ Его не оскверненный — в святости (как сказал Он: «Будьте святы потому что Я свят», Лев. 11:44) и любви (ибо Он есть любовь, согласно сказанному апостолом, Ин. 4:9), и в правде и истине, ибо Бог наш праведен и истинен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой — вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня — не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг — дьявол — вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» ( Пс.39:18 ). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи! Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» ( Пс.26:9 ), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Св. мученику Вонифатию от алкоголизма Аудио: О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие ! Ко твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших не отвержи, но милостиво услыши нас. Исцели братию и сестры наша (имена) , тяжким недугом пиянства одержимыя, и того ради от матере своея Церкви Христовой и вечнаго спасения отпадающия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-ob-...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Глава 37 «И приидоша отроцы царя Езекии ко Исаии. И рече им Исаия... сия глаголет Господь... се, Аз вложу в него дух, и услышав весть возвратится во страну свою» ( Ис.37:5–7 ). Возвратится тот, кто незадолго до этого гордился памятью побед своих и славой царства, и говорил: «Что сделано мною ныне, то сделаю и заутра». Но Соломон сказал: «Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй» ( Притч.27:1 ). И это равнозначно сказанному: «довлеет дневи злоба его» ( Мф.6:34 ). Сеннахирим услышит весть и возвратится, то есть услышит горькую весть об истреблении войск своих в Иудее, и тогда поймет, насколько он заблуждался и безумствовал, говоря: «взыдох на высоту гор и на последняя Ливана» ( Ис.37:24 ). В этих образах представлял он себе славный Иерусалим. «Не слышал ли еси... яже Аз сотворих его, от древних дний», то есть Я соградил Иерусалим. «Ныне привел его, чтобы город был опустошен», то есть Я привел теперь Ассирийское войско, чтобы опустошить Иерусалим, но будет иначе ( Ис.37:26 ). »Подобно городам твердым, в которых жители опустили руки, сокрушены, постыжены, стали как трава... полевая» ( Ис.37:26–27 ), то есть как истребил Я твердые города и сокрушил их обитателей, так посрамлю и сокрушу царя Ассирийского. «И вложу брозду в ноздри твоя и узду во уста твоя» ( Ис.37:29 ), то есть наложу наказание на те члены, которыми царь Ассирийский богохульствовал. Устами своими хулил он Иерусалим и Бога, и надмением ноздрей выражал гнев свой; поэтому будет брозда (кольцо) в ноздрях и узда (удила) во рту. Подобно этому Бог в древние времена поразил и Филистимлян и, как говорит пророк: «поношение вечное даде им» ( Пс.77:66 ). «Сие же тебе знамение: яждь сего лета, еже от себе растет , а во второе лето, еже от себе растет... яко от Иерусалима взыдут останки» ( Ис.37:30, 32 ). После предсказания об истреблении Ассириян пророк возвещает Езекии и другую радость, что Господь умножит земные плоды: в течение двух лет не нужно будет возделывать и засевать землю, но будут все питаться тем, что земля произрастит сама собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010