Объяснение Мк. 13:32 : «никто не знает... ни Сын» при том, что «все предано Мне Отцем Моим» ( Лк. 10:22 ) и «все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин 16:15 ): Икономическое – умолчание из–за неполезности знания (свят. Василий Великий , блж. Иероним, блж. Августин и др.); «По человечеству, а не по Божеству» (свят. Григорий Богослов ); Кенотическое (по самоуничижению) (еп. Кассиан и протестанты); (Возможно, что здесь значение глагола «знать» имеет такой семитский оттенок, что подразумевается не умозрительное знание, а такое, которое равноценно принятию инициативы и управлению (см. Антонини. Экзегезис книг Нового Завета). Примеры времен Ноя ( Мф. 24:37–39 ; Лк. 17:26–27 ) и Лота ( Лк. 17:28–32 ): Указание на внезапность прихода; Указание на величайшую развращенность людей перед Вторым Пришествием. III . Притчи о бодрствовании: о хозяине дома, о верных и злых рабах, о десяти девах ( Мф. 24:42 – 25:13 ; Мк. 13:33–37 ) Эсхатологический аспект притч: Приход вора, господина рабов, жениха – образы Второго Пришествия Христа. Толкование образа елея: Добродетели или добрые дела (подавляющее большинство святых отцов); Благодать Святого Духа (свят. Феофан Затворник со ссылкой на св. Макария Замедление жениха – указание на то, что Второе Пришествие последует не скоро (блж. Иероним, блж. Феофилакт). Сон – образ смерти, ей подвержены одинаково и мудрые, и неразумные. «Вопль» в полуночи – указание на внезапность Пришествия. Отказ мудрых дев поделиться елеем – указание на то, что каждый оправдывается своими делами, а не делами других. Затворившиеся перед юродивыми девами двери – указание на то, что после Судного дня возможности оправдаться уже не будет. IV . Притчи о бодрствовании: о талантах [о минах ( Лк. 19:11–28 )] и о Страшном суде ( Мф. 25:14–46 ) Притча о талантах ( Мф. 25:14–30 ). Сравнение с притчей о десяти минах ( Лк. 19:11–27 ) с. 209–211]; Таланты (изначально мера веса – около 26 кг) – образ различных получаемых от Бога дарований (значение, ставшее основным благодаря этой притче): таланты даются «каждому по его силе» (ст. 15);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

1. Царство Божье. «Царство» это реальность, приходящая вместе с Иисусом как исполнение Божьего замысла относительно мировой истории, о котором неустанно свидетельствовали пророки Ветхого Завета (Ис 2:1—4, Ис 9:6—7, Ис 11:1—12:6, Ис 42:1—9, Иер 23:5—6). Царство сопровождает Иисуса, а чудеса являются его знамениями (Мф 11:12, Мф 12:28, Лк 16:16, Лк 17:20—21). Царство становится реальным в жизни личности, когда она в вере покоряется господству Христа, и этот важный акт приносит ей спасение и жизнь вечную (Мк 10:17—27, Ин 5:24). Царство будет проповедоваться и возрастать (Мф 24:14, Мф 13:31—33) до тех пор, пока Сын Человеческий, ныне царствующий на небесах, вновь не появится на земле, чтобы собрать Своих избранных со всех концов земли. 2. Спасительный труд Иисуса. Сойдя с небес, чтобы привести избранных волей Отца грешников к славе, Иисус умер за них и теперь призывает и привлекает их к Себе, прощает их грехи и хранит их в безопасности до дня воскресения (Лк 5:20—23, Лк 7:48, Ин 6:37—40,44—45, Ин 10:14—18,27—29, Ин 12:32, Ин 17:1—26). 3. Этика семьи Божьей. Новая жизнь, которая дается грешникам как свободный (т.е. без условий) дар Божьей благодати, должна иметь свое, новое, проявление. Те, кто живет милостью, сами должны проявлять благодарность; те, к кому явлена великая любовь, сами должны проявлять великую любовь к другим людям; те, кто живет благодаря полученному прощению, сами должны прощать; те, кто познал Бога как своего любящего Небесного Отца, должны без огорчения принимать то, что посылает им Его провидение, во все времена полагаясь на Его охранительное попечительство. Одним словом, дети Божий должны быть похожи на своего Отца и на своего Спасителя, а следовательно, не походить на людей мира сего (Мф 5:43—48, Мф 6:12—15, Мф 18:21—35, Мф 20:26—28, Мф 22:35—40). Церковная дисциплина и отлучение от церкви    Христианское понятие дисциплины включает вопросы воспитания, научения и развития. Поскольку без дисциплины невозможно духовное здоровье, она является обязательным признаком истинной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   При этом продающих и покупающих [в храме] в оба дня изгнал – в первый день и в следующий, как безстыдно одержимых болезнью корыстолюбия и спекулянтства (καπηλεας). Недоумение XXX Почему Матфей и Марк говорят, что хозяин дома, насадивший виноградник, послал многих рабов, чтобы они взяли плоды у земледельцев ( Мф.21:33 ; Мк.12:1 ), Лука же – что по одному ( Лк.20:9 )? Разъяснение   Потому что одни [евангелисты] собирательно и всех вместе пророков описали, посланных в своё время по одному, другой же – как раздельно по одному посланных. Из обеих [рассказов] видно, что множество было посланных по одному, а не все сразу вместе. Поэтому разделяя [их], Марк говорит, что кого побили, кого ранили в голову, кого убили. Недоумение XXXI Почему [евангелисты] рассказывают, один – что за шесть дней до Пасхи, другой – что за два дня [случилась] история с миром ( Ин.12:1 ; Мф.26:2 ), и каждый пишет, что в Вифании это случилось, и один – что все ученики негодовали на женщину ( Мк.14:1 ), другой же – что только Иуда, и оба дом Симона вспоминают ( Лк.7:37 )? Разъяснение    Из этого видно, что разные лица в разное время миром Господа помазали. Об одной Лука ранее прочих говорит, что не в Вифании, а в Галилее [она] сделала это, у некоего Симона фарисея, но не прокажённого. Также и Матфей и Марк полагают, что за два дня до Пасхи это женщиной было сделано. И согласно Иоанну иная [была помазавшая], в отличие от тех, [которая] была сестрой Лазаря. Отсюда сходится, что некогда все ученики упрекали, некогда Иуда – не одно лицо, но разные, подвергшиеся [их] упрёкам. Недоумение XXXII Почему Матфей и Марк пишут, что Иуда договорился о серебре за предательство после трапезы в Вифании ( Мф.26:14 ; Мк.14:10 ), Лука же, говоря [о предательстве], умолчал о предшествующей [трапезе] ( Лк.22:3 ), а Иоанн трапезу вспомнил, однако не в Вифании. И относительно времени [предательства] он, как полагают, с другими [евангелистами] не согласуется, вспоминая ночь, в которую Господь был схвачен иудеями ( Ин.13:2, 30 ). Разъяснение

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Вскоре после этого Иоанн вместе с Иаковом, Петром и Андреем от своего рыбного промысла был позван Иисусом на вечное последование за Ним, на апостольское служение ( Мф.4:18 и далее; Мк.1:16 и далее; Лк.4:1–11 ). Таким образом, он есть представитель тех христиан, которые мало-помалу, без насильственной внутренней борьбы и без поразительных внешних перемен, введены в общение с Искупителем, между тем как апостол Павел представляет нам разительный пример внезапного, быстрого обращения. Первый способ обращения применен особенно к душам нежным, чувствительным и девственным; а другой – по отношению к характерам сильным и решительным. Иоанн, сердце которого рождено для глубокой дружбы и искренней любви, сделался одним из самых близких учеников Господних. Он брат его Иаков и Симон Петр составили общество, самое избранное из избранных, тот священный дружеский круг, который пользовался особенным благоволением у Богочеловека. Только они одни были очевидцами воскрешения дочери Иаира ( Мк.5:37 ), преображения Христова на Фаворе ( Мф.17:1 ) и Его страданий в Гефсимании ( Мф.26:37 ; Мк.14:33 ). Основания такому предпочтению нужно искать частью в благой воле Господа, частью в свойствах этих трех учеников. Об Иакове мы почти ничего не знаем. Кажется, он был от природы тих, серьезен и глубокомыслен и умер в 44 году мучеником – первым из мучеников-апостолов. По значению и влиянию занял его место и некоторым образом заменил его апостол Павел. Петр известен нам как человек порывистый, горячий, деятельный; Иоанн не сильно высказывался вовне, но зато яснее и сильнее пламенеет душа его внутри. Его любящая душа, свойственная ему особенная религиозная настроенность поставила его выше даже двоих из избранных апостолов и дала ему первое место в этом кругу друзей Богочеловека. Он имел особенную честь возлежать на персях Господа и прислушиваться к биению сердца в вечно Милосердом ( Ин.13:23 ). Поэтому в писанном им Евангелии он обыкновенно, по скромности, скрывает себя и вместе с тем по чувству глубочайшей благодарности называет себя учеником, которого любил Иисус ( Ин.13:23, 19:26, 20:2, 21:7, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

3 . Не всю глубину Божественной премудрости и разума Ты исследовал, и бездны судеб Моих не постиг Ты, человек – сказал Господь – посему не превозносись, будучи плотью; ибо трижды отречешься от Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. ( Рим.11:33 , Мф.26:34 ). 4 . Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в том, что сказано, и даже одна девушка (служанка), подошедши, устрашит тебя, – сказал Господь: но горько восплакав, найдешь милостивым Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. ( Мф.26:7–75 ). Песнь 9-я. Ирмос Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, без истления (т.е. без потери девства) родившую Бога-Слова, истинную Богородицу, Тебя мы величаем. Тропари 1 . Губительное сборище богомерзких лукавых богоубийц окружили Тебя, Христе, и как преступника влекли Создателя всех, Которого мы величаем ( Ин.18:3 ; Пс.21:17 ). 2 . Нечестивые, неразумевшие закона и речений пророческих, замышляли тщетное, влача Тебя, Владыку всех, как овцу на неправедное заклание. ( 2Кор.3:14 ; Ис.53:7 ). 3 . Священники с книжниками, уязвляемые себялюбивой и завистливой злобой, предали на убиение давшего народам жизнь, Жизнодавца по природе, Которого мы величаем. ( Мф.20:18, 17:1–2 ). 4 . Они окружили Тебя, Царь, как псы многие, били, ударяя тебя по ланитам: допрашивали Тебя, ложно свидетельствовали на Тебя, И все претерпев, Ты спас всех. ( Пс.21:17 ; Мк.14:65 ; Мф.26:60 ). За девятой песнью трипеснца исполняется (трижды) Экзапостиларий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя» Перевод: «Благоразумного разбойника Ты сподобил, Господи, рая в тот же час» (т.е. сейчас же; в подл. «в тот же день» – υτμερον). Просвети и меня древом крестным и спаси меня». После экзапостилария читается Девятое Евангелие , от Иоанна, зачало 61: «Во время оно, стояху при кресте Иисусове». Конец: «Воззрят нань, Его же прободоша» ( Ин.19:25–37 ). В центре сего чтения стоят предсмертные заботы Спасителя о Своей Матери, Которую Он усыновляет любимому ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вскоре после этого Иоанн вместе с Иаковом, Петром и Андреем от своего рыбного промысла был позван Иисусом на вечное последование за Ним, на апостольское служение (Мф.4:18 и далее; Мк.1и далее; Лк.4:1—11). Таким образом, он есть представитель тех христиан, которые мало-помалу, без насильственной внутренней борьбы и без пора­зительных внешних перемен, введены в общение с Искупителем, между тем как апостол Павел представляет нам разительный пример внезапно­го, быстрого обращения. Первый способ обращения применен особенно к душам нежным, чувствительным и девственным; а другой — по отноше­нию к характерам сильным и решительным.    Иоанн, сердце которого рождено для глубокой дружбы и искренней любви, сделался одним из самых близких учеников Господних. Он брат его Иаков и Симон Петр составили общество, самое избранное из избран­ных, тот священный дружеский круг, который пользовался особенным бла­говолением у Богочеловека. Только они одни были очевидцами воскреше­ния дочери Иаира (Мк.5:37), преображения Христова на Фаворе (Мф.17:1) и Его страданий в Гефсимании (Мф.26:37; Мк.14:33). Основания такому предпочтению нужно искать частью в благой воле Господа, частью в свой­ствах этих трех учеников. Об Иакове мы почти ничего не знаем. Кажется, он был от природы тих, серьезен и глубокомыслен и умер в 44 году мучени­ком — первым из мучеников-апостолов. По значению и влиянию занял его место и некоторым образом заменил его апостол Павел. Петр известен нам как человек порывистый, горячий, деятельный; Иоанн не сильно выс­казывался вовне, но зато яснее и сильнее пламенеет душа его внутри. Его любящая душа, свойственная ему особенная религиозная настроенность поставила его выше даже двоих из избранных апостолов и дала ему первое место в этом кругу друзей Богочеловека. Он имел особенную честь возле­жать на персях Господа и прислушиваться к биению сердца в вечно Мило­сердом (Ин.13:23). Поэтому в писанном им Евангелии он обыкновенно, по скромности, скрывает себя и вместе с тем по чувству глубочайшей бла­годарности называет себя учеником, которого любил Иисус (13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евангельская история показывает нам, что Христос не только выделял народ от учеников ( Мф.13:10–17 ), открывал им тайны царства Божия, которых не дано было знать обыкновенным слушателям, но и между тесным кружком своих ближайших спутников полагал некоторое различие. Он никогда не сравнивал 70 апостолов с 12, но и из последних отличал особенно трех, составлявших «цвет апостольства», по выражению Ольгаузена 42 . Основание к этому было, конечно, в характере и личных свойствах учеников, поскольку они до Пятидесятницы действовали по обычному человеческому разумению и не были просвещены силою Духа Святого ( Ин.16:13 ). Недаром же Матфей называет ап. Петра первым (πρωτος: Мф.10:2 ), Иоанн часто именуется любимым учеником Господа ( Ин.13:23 ; Ин.20:2 ; Ин.21:20 и др.) и вместе с братом своим Иаковом изъявляет готовность пить чашу Христа, то есть чашу страданий ( Мф.20:21–22 ). Все они были наиболее крепки в своей привязанности к Иисусу Христу и потому, удостоившись созерцать славу Господа, они присутствовали в саду Гефсиманском ( Мф.26:37 ; Мк.14:33 ). Не невероятно также мнение древних толковников 43 , что Спаситель, приходивший исполнить закон ( Мф.17 ), в данном случай взял с собою трех, имея в виду постановление Моисея о достоверности свидетельских показаний. Петр, Иаков и Иоанн должны были сообщить о факте Преображения Господа после Его воскресения, и слово их получало всю силу несомненности в глазах каждого еврея. Впрочем, это соображение разъясняет нам только причину известного количества спутников: выбор же самых лиц условливался особенными достоинствами их. Христос, таким образом, взял с собою и возвел на гору учеников с определенным намерением показать им нечто необыкновенное; значит (говорим это по чисто экзегетическим основаниям, а не по обще-догматическим), акт Преображения не был явлением случайным, совсем не входившим в расчеты Господа, как то хочет доказать Павлюс. По-видимому, Лука отступает здесь несколько от других евангелистов, когда он говорит: (ησο ς) ν βη (Π τρον κα ω ννην κα κοβον) ε ς τ ρος προσε ξασθαι ( Лк.9:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

28. В Лк 20:2 τατα ‘это’ по контексту относится к учению и проповеди Иисуса, но в Мк τατα естественно подразумевает очищение Храма. Ср. Ин 2:18. 30. ξ ορανο ‘с небес’, то есть от Бога, ср. употребление выражения βασιλεα τν ορανν ‘Царство Небесное’ у Матфея и также Дан 4:28; Лк 15:18,21. Вопрос, который задает Христос, не только является выигрышным для спора, но имплицитно содержит в себе искомый ответ: вопрос о том, был ли Иоанн истинным пророком, прямо связан с вопросом о полномочиях Иисуса, о Котором Иоанн свидетельствовал. 66. Притча о злых виноградарях (12:1–12) (Мф 21:33–46; Лк 20:9–19) 1. ν παραβολας ‘притчами’. Множественное число в данном случае означает способ речи и не обязательно предполагает, что притч было несколько, ср. единственное число в Мф и Лк. Детали нарисованной здесь картины восходят к Ис 5:1–2, где в переводе Семидесяти видим те же слова μπελν ‘виноградник’, φυτεω ‘насаждать’, περιτθημι ‘обносить’, φραγμς ‘ограда’, ρσσω ‘копать’, προλνιον ‘точило’ (в Мк πολνιον), οκοδομ ‘строить’ и πργος ‘башня’. πολνιον ‘точило’ представляло собой желоб для стекания сока под ληνς ‘давильней для ягод’. Башня была нужна для охраны от воровства или потравы и как укрытие для виноградарей. 6. τι να εχεν, υν γαπητν ‘имея же еще одного сына, любезного ему’. Неотделимо от Быт 22:2 (“возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака”); ср. Мк 1:11. 7. δετε ποκτενωμεν ατν ‘пойдем, убьем его’. Те же самые слова звучат в устах братьев Иосифа в переводе Семидесяти (Быт 37:20). Ср. Иер 7:25–26 (“Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих”), и также Иер 25:4; Ам 3:7; Зах 1:4. В отличие от Ис 5, не виноградник обличается в бесплодии, но работники его — в преступлении; таким образом, обличение обращено к вождям народа, но не ко всему народу. То, как формулирует свой вопрос первосвященник в 14:61, показывает, вероятно, что смысл притчи был правильно понят теми, против кого она была обращена. Притча завершается цитатой из Писания, которая резко подчеркивает ее смысл — прием, нередкий в еврейской традиции.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

В раскрытии темы прославления у Иоанна заметную роль играют следующие элементы: 1) притча о пшеничном зерне, которое лишь посмертно приносит плод ( Ин. 12:24 ); 2) страх смерти и желание как-то уклониться от неё ( Ин.12:27 ); 3) крест и вознесение на кресте ( Ин.12:32–33 ) и 4) собственно прославление ( Ин.12:28 ), о чём уже было сказано. Эти элементы по мере своего появления сопровождаются репликами толпы, которая выражает своё восприятие ( Ин.12:29.34 ), и авторским комментарием со ссылкой на пророка Исаию ( Ин.12:37–43 ). Прославление Иисуса у Иоанна обладает сходством со сценами Преображения, Крещения и Гефсиманского борения у синоптиков. Во-первых, небесный голос подтверждает сыновство Иисуса в Крещении и Преображении у синоптиков и прославляет Его в Ин.12:28 . Во-вторых, моление о чаше звучит в Гефсиманской сцене у синоптиков: Авва Отче, всё возможно Тебе, пронеси чашу сию мимо Меня. Но не чего Я хочу, а чего Ты ( Мк.14:36 ; ср.: Мф.26 ,:39; Лк.22:42 ) и имеет параллель у Иоанна в словах Иисуса: Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче, избавь Меня от этого часа? Но на этот час Я и пришёл ( Ин.12:27 ) 18 . Однако и вся 17-я глава Евангелия от Иоанна, содержащая первосвященническую молитву Иисуса, композиционно отнесена к Гефсиманскому эпизоду, хотя по внутреннему смыслу связана с Вознесением 19 , поскольку является частью прощания с учениками и этим миром. С исторической точки зрения Гефсиманское борение ( Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ; Лк.22:39–46 ) не может вызывать недоверия уже потому, что Иисус в этой сцене изображён без какой-либо героизации, как смертный человек с известными слабостями. Совпадение двух независимых по форме свидетельств, то есть прославления у Иоанна и Гефсиманского борения у синоптиков, весьма значимо, поскольку за различием по форме стоит тождество содержания. Раскрытие подлинного смысла этой сцены относится к области богословия, и тут Иоанн выигрывает в том, что даёт богословскую интерпретацию вместе с событием в главах 11–12, тогда как у синоптиков она отделена от события и заключена в сцене Преображения. Высказывается мнение, что именно Гефсиманское борение у синоптиков и Прославление у Иоанна имеют историческую основу, тогда как Преображение служит исключительно интерпретации этого борения 20 (ср. также выше о теологеме). Этот вывод поддерживается ещё и тем, что у Иоанна есть согласие в эпизодах Прославления и ночного ареста Иисуса ( Ин.18:1–12 ): произнесённые в момент ареста слова о чаше ( Ин.18:11 ) соответствуют стиху Ин.12:27 о сделанном выборе, а дважды повторённое γ εμι «аз есмь» ( Ин.18:6,8 ) соответствует теме славы в сцене Прославления ( Ин.12:28 ) 21 . Из всего этого видно, что для «креста славы» материал даёт именно Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Это те же памяти, что и в месяцеслове Райта (расхождение в числах – явление, свойственное древним месяцесловам). Сверх месяцеслова Райта в данном положена еще 1 января память святителей без указания их имен; из приведенных же здесь песнопений этим святителям видно, что они «мученьми и зверьми плоть попраша» 12 . Здесь, по-видимому, имеются в виду пострадавшие за Христа мужи апостольские: св. Игнатий Богоносец , растерзанный зверями, и св. Поликарп Смирнский , сожженный на костре. Состав этих древнерождественских памятей не случаен. Первый из перечисленных святых, мученик диакон Стефан, по словам Дееписателя, видел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ), и засвидетельствовал свое видение мученическою кончиною ( Деян.6:8–15, 7:1–60 ). Трое из апостолов: Петр, Иаков и Иоанн, были свидетелями Преображения Господня на Фаворе ( Мф.17:1–8 ; Мк.9:2–9 ; Лк.9:28–36 ) и моления Его о чаше страданий в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–46 ; Мк.14:33–42 ). Четвертый – апостол Павел [еще будучи Савлом] – слышал Его призывающий голос с неба, когда шел в Дамаск, «дыша угрозами и убийством на учеников Христовых» ( Деян.9:1–6 ). Из отцов Церкви, «мученьми и зверьми плоть поправших», епископ Игнатий принял антиохийскую паству от Еводия, преемника апостола Петра, так что только 11 лет отделяли его архипастырство от апостола Петра. Св. Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова. Чествуя в связи с празднованием Рождества Христова память этих апостолов и первых мучеников – учеников апостольских, Церковь указывала на них как на людей, знавших Иисуса Христа лично или слыхавших о Нем из уст самовидцев Его. В утверждении этой исторической истины и заключалась главная цель празднования Рождества Христова во время св. Ипполита. В IV веке празднование Рождества Христова 25 декабря распространяется в Восточных Церквах. Император Константин вскоре после I Вселенского Собора (около 333 г.) соорудил в Вифлееме храм, под алтарем которого была пещера, в которой родился Господь Иисус Христос 13 . Мать императора св. Елена построила еще церковь в честь Божией Матери и св. Иосифа Обручника на том месте, где, по преданию, находились пастухи, когда ангел возвестил им о рождении Спасителя ( Лк.2:8–11 ) 14 . На этих святых местах, по словам нашего древнерусского паломника игумена Даниила, расположенных одно от другого на расстоянии около одной версты 15 , вскоре после сооружения их стали совершаться рождественские празднества, которые к концу IV века успели получить характер общепалестинских рождественских торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010