Свидетельство двух последних выступивших на суде с показаниями не было достаточно (Мк. 14, 59). Почему? Может быть потому, что они не соответствовали тем словам, какие произнес Спаситель в Храме и которые могли слышать первосвященники и старейшины: разрушьте Храм сей и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 18). А свидетели, расходясь между собой приводили другие слова: Я разрушу... (Мк. 14, 58) и могу разрушить... (Мф. 26, 61). Но скорее всего другое: трудно на этих, не понятных им словах построить серьезное обвинения для приговора к смерти. Для членов Синедриона наступил неприятный, тягостный, можно сказать, тупиковый момент. Выход был найден тем же Каиафой, который после великого чуда воскресения четырехдневного Лазаря первосвященникам и фарисеям, недоуменно вопрошавшим: что нам делать (Ин. 11, 47), сказал: вы ничего не знаете (Ин. 11, 49).Суд, желавший придать законный характер приговору, основания для смертного обвинения так и не нашел. Ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, закончилось почти внезапно. Первосвященник вышел на середину, Обратясь к Узнику, он сказал: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? (Мф. 26, 62; Мк. 14, 60). Этот вопрос ввиду отсутствия свидетельств на Узника не имел реального, т.е. процессуально смысла. Эти слова нужны были Каиафе в качестве психологического вступления к тому, что затем последовало. Каиафа прибег к обычаю, который евреев существовал с древних времен - заклинанию. У этого славянского слова (от корня клятва, по-еврейски - шевуа) несколько значений. В исследуемом нами случае " заклять " означает взять торжественное обещание. Призывание имени Божия имело цель придать действию особую ответственность. Первое упоминание об этом мы встречаем в книге Бытия: умирающий патриарх Иаков заклял сына своего Иосифа похоронить его в гробе, который он выкопал себе в земле Ханаанской (Быт. 50, 5). О заклинании упоминают священные писатели и в других книгах (Нав. 2, 12-13; 3Цар. 22,18; 2Езд. 8, 92). У вопроса была определенная цель - вызвать ответ, который послужил бы основанием для обвинения в богохульстве.

http://pravoslavie.ru/1699.html

Как вожделенно, как приятно мне слышать Твое повеление: приимите, ядите... ( Мф.26:26 ) – ибо верую я, что истинно есть свидетельство Твое о хлебе, который благословил Ты и о котором сказал: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое ( Мф.26:26 ) во оставление грехов. И чаша Твоя упоявающи мя яко державна ( Пс.22:5 ), как сказал пророк; ибо в ней содержится живот мой, она преисполнена Твоею милостью ко мне грешному. И что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову ( Пс.115:3–4 ), – Новый Завет Его исполню радостно; ибо Он сказал: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета ( Мф.26:27–28 ). Сего ради славлю Тебя, Господи, Боже щедрот и всякой утехи. Слыша о Тебе, израильские люди, яко сила от Тебя исходит и исцеляет всех ( Лк.6:19 ), искали прикасаться к Тебе; и шли за Тобою тысячи по городам и селениям, и даже в пустынные места. Твоя же премудрость устроила нам не только прикасаться к Тебе, но и быть с Тобою, и Тебя иметь внутри себя; ибо Твое слово истинно: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ). О, Божественная! О, сладчайшая любовь Твоя, Господи! Не так младенец, питаясь молоком матери, соединен бывает с ней, сколь тесно соединяешься Ты с возлюбленными Своими. И не нам, Господи, не нам достоинство в сем принадлежит, но Твоему великому милосердию; ибо Ты справедливо сказал, что не здоровые требуют врача, но больные ( Мк.2:17 ). Слава Тебе, показавшему нам свет Твоего благоутробия, слава Тебе! О, как был радостен день тот для Закхея, в который он влез на смоковницу, чтобы мог видеть Тебя! И как возрадовалась душа его, когда он услышал от Тебя пресладкий глас: Закхей! сойди скорее: ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме ( Лк.19:5 ). – Но и я вот слышу глас Твой: се стою при дверех и толку, се аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, приду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). И что же я на сие отвечаю Тебе своим невниманием? Не то ли, что сказал некогда и трикраты отрекшийся от Тебя: изыди от Мене, яко муж грешен есмь ( Лк.5:8 ). Известно мне мое окаянство, знаю я, что нет во мне ничего доброго; но приду скорее в раскаяние и с трепетным сердцем зову: откуда мне сие, что прииде ко мне Сам Господь? Знаю я, что Ты, Святый Боже, и для святых Святейший, и только во святых почиваешь; я же – человек грешный, и могу быть скорее гонителем Твоим, а не успокоителем. Но прошу и молю: не допусти меня, Господи, быть врагом Твоим, и хотя не найдешь во мне места, где бы мог главу преклонить, но войди и пребудь со мною, да умилится душа моя и вся внутренность моя благословит имя святое Твое. Се, готово сердце мое, Боже, готово сердце мое принять Тебя: благословен грядый во имя Господне! ( Лк.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Читается во вторник сыропустной недели. О Гефсиманской молитве повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.26:36, 64 ), и Марк ( Мк.14:32, 42 ). Евангелист Лука повествует короче их, но с такими частностями, которых нет у первьих. Лк.22:39 . И изшéд иде по обычаю в гóру Елеóнскую: по нéм же идóша ученицы егó. Лк.22:40 . Быв же на месте, речé им: молитеся, да не внидете в напáсть. (И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.) По обычаю (обыкновенно), т. е. такому обычаю, который Господь имел за последнее время пребывания Своего в Иерусалиме (чит. 21:37). О Елеонской горе чит. в объясн. 29 ст. 19 гл. Быв на месте (пришедши на место). По сказанию прочих евангелистов, этим местом было селение, называемое Гефсиманиею, или собственно сад при этом селении, Гефсиманский. Это место или селение было около Иерусалима за долиною Иосафатовою, при подошве горы Елеонской. Туда Господь любил уединяться с Своими учениками, туда Он удалялся из Иерусалима на время ночи в последние дни пред Своими страданиями. Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам, и что в ней паслись стада жертвенных животных. Отсюда же взяли и повели на заклание и Агнца Божия, Иисуса Христа, вземлющего грехи мира. (Воскр. Чт. 27:2) Гефсимания значит место выжимания оливок? Такое название произошло оттого, что здесь был сад оливковый и приготовлялось оливковое масло 3 ). «В саду Эдемском совершилось грехопадение первого Адама, говорит один духовный писатель; в саду Гефсиманском начинаются искупительные страдания второго Адама – Иисуса Христа». Еванг. Матфей ( Мф.26:31, 41 ) и Марк ( Мк.14:22, 38 ) повествуют, что Иисус Христос оставил Своих учеников при входе в сад и, взяв из них только ближайших и довереннейших Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубину сада и начал скорбеть. Затем, несколько удалился и от этих троих и стал молиться. Помолившись, подошел к сим последним и, нашед их спящими, укорил словами: так ли не могли вы и один час бодрствовать со Мною? и, дав наставление: бодрствуйте и молитесь, да не внидете в напасть (впадете в искушение), пошел опять молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

После всего сказанного ясно, что несправедливы те, которые считают недействительными таинства, совершенные священнослужителями, не выдающимися по вере и благочестию среди других христиан. Конечно, совершители таинств должны особенно заботиться о вере и благочестии, опасаясь праведного гнева Божия за беспечность и небрежность в исполнении своих священных обязанностей, но от их личного недостоинства или достоинства нисколько не зависит сила действия благодати в таинствах. Если бы действие благодати в таинствах было связано с достоинством или недостоинством совершителей таинств, тогда мы должны были бы сказать, что Иисус Христос действие таинств, от которых зависит вечное спасение верующих, поставил в зависимость от личного достоинства совершителей таинств. В таком случае никто не мог бы знать, совершено ли над ним таинство подобающим образом или нет, ибо никто не знает личных достоинств совершителя таинств. Поэтому мы должны признать, если и недостойный, по своим личным качествам, священнослужитель, но имеющий на это право и полномочие, совершает правильно таинства, то последние не теряют своей силы и значения. Совершенно иное должно сказать о принимающем таинства. От принимающего таинства требуется соответствующее приготовление и от такого или иного приготовления зависит сила благодатного действия таинств. В православной христианской Церкви семь таинств. В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится в следующих местах: О Крещении: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). О миропомазании: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:17 ). О причащении: «И возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор.11:24–25 ). Кроме того ясно говорится у Евангелистов: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:17–20 о покаянии: «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ); о Священстве: «дунул, и говорит им: примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ); «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). О браке: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5 –бет.); «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). О елеосвящении: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ; Мк.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

После этого скажет Царь грешникам, стоящим по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, потому что, когда Я был голодным, вы не накормили Меня; жаждал, вы не напоили Меня; был нагим, вы не одели Меня; был странником, вы не приняли Меня. Грешники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или нагим, или больным, и не послужили Тебе. Царь скажет им в ответ: «истинно, говорю вам, так как вы не сделали этого одному из меньших братьев Моих, то не сделали Мне». И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Верую в Господа Иисуса Христа и паки грядущего со славою судити живым и мертвым (которые воскреснут перед вторым пришествием Иисуса Христа), Егоже Царствию не будет конца. § 34. Предательство Иисуса Христа Иудой (Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6) После торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, первосвященники и книжники Иудейские советовались между собой, как бы им погубить Иисуса Христа. Удобный случай скоро представился. Иуда Искариотский, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, пришел к первосвященникам и сказал им: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?». Они обещали дать ему тридцать серебряников. Иуда согласился, и за тридцать серебряников предал Своего Учителя и Господа. Предание Иисуса Христа Иудой Православная Церковь вспоминает в среду на Страстной неделе Великого поста. Кроме того она заповедует среду каждой недели проводить в посте и молитве, в воспоминание предания Иисуса Христа. § 35. Тайная вечеря (Мф. 26:17–30; Мк. 14:12–31; Лк. 22, 7–22) В четверг вечером накануне крестных страданий Иисус Христос пришел со Своими учениками в Иерусалим. Здесь в одном доме Ему приготовили горницу для совершения Пасхи. Вошедши в нее с учениками, Иисус Христос снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Этим Он показал высочайший пример смирения всем Своим ученикам и последователям. После омовения ног Иисус Христос установил великое Таинство Святого Причащения. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «пейте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Причастив Апостолов, Иисус Христос дал заповедь всегда совершать это Таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Иисус Христос часто бывал в храме, а перед страданиями – каждый день ( Мф.26:55 ; Лк.22:53 ); жертвовал на благоукрашение храма и ученикам повелел делать то же ( Мф.17:27 ); похвалил вдову, пожертвовавшую последние две лепты, причем сказал, что ее жертва на храм есть «дар Богу» ( Лк.21:4 ). Он признал за храмом (рукотворенным) высокое достоинство и святость, назвав его «Домом Отца», – «домом Своим», и ревностным охранением его от осквернения, засвидетельствовал его чистоту и священное значение ( Ин.2:15–17 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:11, 15–17 ; Лк.19:45–46 ). Он учил, что храм есть место особого благодатного присутствия Божия ( Мф.23:21 ). Так как жертвы, для принесения которых предназначен был храм ветхозаветный, подлежали упразднению, то Господь, хотя и говорил ( Мф.24:2 ) о разрушении его (как ветхозаветного учреждения), но предуказал, что у христиан будут свои храмы: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» ( Мк.11:17 ). Следовательно, Он утвердил святость и ревновал о высоком значении не одного только ветхозаветного храма, но и храмов новозаветных, которые будут не для одного народа (подобно храму иерусалимскому – для евреев), а для всех народов, вступивших в Церковь Христову, «домами молитвы» и местами принесения бескровной евхаристической жертвы («чистой жертвы» – Мал.1:11 ): «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Эта заповедь Спасителя имела обязательную силу не для одних современников Его, а и для всех последующих времен. «Господь», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «каждому слову придает особенную выразительность, устрашая и побуждая приносящего. В самом деле, сказал Он не только: «оставь дар твой», – но присовокупил: «пред жертвенником», чтобы напоминанием о священном месте привести его в страх; сказал не только: «пойди», – но присовокупил: «прежде примирись... и тогда приди и принеси дар твой». Этим Он показывает, что трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в таинства, но со враждою приступающие к алтарю; да слышат и непосвященные, потому что и к ним относится это слово». 313 Самим делом Господь засвидетельствовал Свое учение о христианских храмах, как местах совершения бескровной жертвы, важнейшего священнодействия христианского богослужения. Для установления и совершения таинства причащения Он избрал «горницу большую, устланную » ( Мк.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Что такое Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода, если не подвиг «прощения» людям «грехов»? Будучи безгрешным и бесконечно человеколюбивым, Господь Иисус Христос имеет и власть, и право прощать грехи (см. Мф.9:6–7 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ). В прощении грехов милостивый Спаситель был неутомимым (см. Мф.9:2 ; Мк.2:5 ; Лк.5:20, 7:48 ). Даже с креста прощает Он распявших Его и насмехавшихся над Ним, распятым (см. Лк.23:34 ). Такого же прощения грехов другим благий Спаситель требует и от Своих последователей: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ); «Прощайте, и прощены будете... ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» ( Лк.6:37–38 ). Молитва только тогда имеет спасительное значение, когда она наполнена прощением грехов: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк.11:25–26 ). Человеку прощаются грехи соразмерно с его любовью ко Христу: величайшей любви ко Христу больше всего прощается. Кто сильно любит Господа Иисуса Христа, тому и много прощается; «а кому мало прощается, тот мало любит» ( Лк.7:47–50 ). Завороженное грехом человеческое естество склонно ко греху. Однако если оно раскаивается, то надобно прощать ему грехи: столько раз прощать, сколько раз кается. Такова заповедь спасения, предписанная всемилостивым Спасителем: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» ( Лк.17:3–4 ). На вопрос своего ученика: «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» – Спаситель отвечает: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:21–22 ). «Спаситель определил этим не число, – говорит святой Златоуст, – а бесчисленность (τ πειρον). Не определил Он числом, сколько раз обязаны мы прощать ближнему, а показал, что это наша непрестанная и повседневная обязанность». При этом человек должен брать пример с милосердия Небесного Отца. Спаситель показывает это в притче о немилостивом рабе, которому Бог прощает несметное множество великих грехов, а он не хочет простить своему брату несколько мелких согрешений. Посему премудрая Божия правда, присно сопровождающая Божие милосердие, изрекает над немилостивым рабом свой предельно справедливый приговор (см. Мф.18:23–35 ). В Богочеловеческой педагогике исправления грешников путем милосердного отпущения грехов последний и окончательный суд принадлежит Церкви как дому Святой Троицы: «Скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010