Изобразивши кратко в резких чертах свое печальное положение, Давид затем просит мщения своим врагам, представителем которых является самый злобный (Доик) (поэтому ст.6–20 в един. числе), поэтому он первее всего и проклинается. Пусть Бог поставит сатану обвинителем против него (6) 809 ; пусть он из божественного суда выйдет осужденным (7) 810 ; да будет наказан раннею смертию (8) 811 ; его дети и вдова да подвергнутся бедствиям (9–10) 812 . – Имущество ожесточенного врага должно (по его смерти) достаться в руки ростовщиков (ст.11) 813 ; дети его (он в них) должны остаться беспомощными, скоро погибнуть и так. обр. должно исчезнуть потомство врага (12–13); чтобы такие наказания действительно постигли его, да придут пред святыя очи Божий грехи его родителей, и следствием этого будет то, что память о враге совершенно истребится с земли (14–15) 814 . Это все да постигнет его в возмездие за его жестокость против беспомощного псалмопевца, которого он проклинал и за это теперь в изобилии проклятие достанется ему (16–19) 815 ; ибо этого требует правда Божия (20). Но правда же требует, чтобы Бог помог невинно преследуемому; об этой помощи и молит псалмопевец с ст.21 816 ; Он в высшей степени нуждается в ней, ибо печально положение его (ст.22–25) 817 . Да поможет ему Бог, чтобы познали враги его, что Он принял его в Свою руку (27). Несомненно, Он и сделает это. Изменение проклятия врагов во благословение, обрадует его, постыдивши врагов (27–29) 818 ; и за то, что Он стал на моей стороне защитником (31), я буду Его публично прославлять (ст.30). – На основании Деян.1этот псалом признается мессианским. Под преследуемым и молящимся о помощи разумеется Спаситель и под проклинаемым врагом предатель Иуда, представитель враждебного иудейства. Очевидно, что Давид здесь был прообразом Христа, а Доик – Иуды. Псалом 109. Мессия, как Первосвященник и Царь во веки Что этот псалом написан Давидом, подтверждает надпись его, свидетельствует сам Спаситель, ясно приписывающий его Давиду ( Мф.22:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

9 Автократор — чрезвычайно важное понятие в политической теории древности, оно предполагает полную независимость правителя от какой-либо внешней или внутренней силы. 10 Август — имя первого императора, превратившееся в часть императорского титула, прибавляемую к имени. Также см. прим. 4 11 Не совсем понятно, что Евсевий имеет в виду. Константин умер в Аквирионском дворце в Никомидии. После смерти его тело было перевезено в Константинополь и там он был похоронен в храме Св. Апостолов. Единственное время, когда его тело находилось в царском дворце это момент между привозом его из Никомидии и приездом его сыновей, т.е. очень небольшой промежуток времени (см. кн. IV, 67—68 что Евсевий либо начал писать свое сочинение в это время, либо присоединил к уже готовому сочинению это вступление. 12 Изображения предков — покровителей домашнего очага, весьма почитались как в Греции, так и в Риме. Им приносили жертвы, воскуряли фимиам, каждый полноправный гражданин того или иного города всегда был жрецом родового бога — предка. Конечно, в начале IV в. это почитание уже не было таким всеобщим, но остатки его несомненно сохранялись в среде языческой аристократии, на что указывает, например, указ Максимина Дайи, о котором упоминает Лактанций («О смерти гонителей», XXXVI), который обязывает декурионов преследовать христиан и ежегодно приносить жертвы помимо «старых жрецов». 13 Изображения богов в Греции и Риме раскрашивались, краски при этом приготовлялись на основе растопленного воска. Умершие часто изображались не в качестве бюста или статуи, а в виде настенных росписей. 14 Имеется в виду широко распространенный в Греции обычай надписывания на могиле умерших эпитафий, восхваляющих их деяния и обычно пишущихся от первого лица. 15 Скорее всего, Евсевий имеет в виду Деяния Апостольские (напр. Деян.7:55—56). 16 Флавий Валерий Константин I Великий (27.02.272(?)-22.05.337), римский император с 25.07.305. 17 Мф. 5:14—16. 18 Титаны — в греческой мифологии дети Геи и Урана, составляли доолимпийское поколение богов. Основной мифологический сюжет о титанах — титаномахия — восстание титанов против богов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

В предисловии Николай говорит: «Неудивительно, если язычники, ища человеческой мудрости, упраздненной Христом, истинную нашу мудрость считают, как говорит божественный апостол, безумием ( 1Кор. 1:23 ) и разражаются громким смехом над нами, когда предлагаем веру в Распятого и учителями называем людей не книжных и рыбарей; потому что, будучи людьми душевными, они, как говорит тот же апостол, не принимают того, что от Душ Божия ( 1Кор. 2:14 ), и, омрачив ум ложными мнениями, не в силах обратить взоры к блистающему свету истины. Но весьма чудно, как даже те, кто находится внутри нашего двора, обогатился через призывание ко Христу, получил благодать, сподобился Божественных Тайн, вкусив внешней мудрости или, может быть, только кончиком пальца коснувшись ее, отдают чужому предпочтение пред нашим. Они насмехаются над ясностью, простотой и безыскусственностью нашего учения, как над чем-то скудным, и боготворят разнообразие, двусмысленность и блеск ( κομψν) язычества, как нечто действительно достойное уважения и мудрое, и не желают слушать хорошо сказавшего: «Ясное – мудрость, а не мрак». Оттого они во многом погрешают, отступают от правой веры и, увлекаясь софистическими доводами, впадают в богопротивные заблуждения. Чтобы этого не случилось со многими из моих современников, я, по вниманию к тому, сколь многие считают заслуживающими изучения главы Прокла Ликийца, надписанные им «Первоосновы теологии», признал нужным с точностью показать в каждой из них противоречия Божественной вере, приложив и опровержение, которым обнаруживается хитрая, искусно прикрытая и потому для многих неприметная лживость. И вот я начинаю исследование, не на мудрость свою положившись, не из тщеславия обнаружить свою образованность, приобретенную посредством человеческих наук (так как остро сознаю собственное невежество, происходящее и от естественной немощи, и от скудости знаний), а призвав на помощь Слово, в начале сущее у Бога и сущего Бога (ср. Ин. 1:1 ), Саму по Себе Премудрость, истинный Свет, просвещающий и умудряющий слепцов, и от Него испросив слова во отверзение уст (ср. Кол. 4:3 ), и веруя принять, по Его истиннейшему обещанию ( Мк. 8:12 ), не слово только, но и уста, и мудрость неодолимую. Этой-то верою оградившись, я с дерзновением приступаю теперь к суждениям об истине, хорошо зная, что ничего не скажу своего, а лучше – и не скажу, но, выражаясь с пророком, послушаю, что скажет ( Пс. 84:9 ) во мне Тот верный во всех словах Своих и святой во всех делах Своих ( Ис. 144:13 , по LXX), уловляющий мудрых в лукавстве их (ср. Иов. 5:13 ), Чье немудрое премудрее человеков ( 1Кор. 1:25 ), Который избрал немудрых мира, и через них посрамил мудрых ( 1Кор. 1:27 ), и мудрость их, по предсказанному (ср. Ис. 29:14 ), погубил, и разум казавшихся разумными отверг ( I Kop. 1:19 ), Которого тайны сокрыты от мудрых и разумных, а младенцам открыты ( Мф. 11:25; 13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В это время Писание упоминает об установлении седьмого дня ( Быт.2:3 ), брака ( Быт.1:28. 2:24. 24 ), о назначении пищи ( Быт.1:29–30. 9:3–4 ), о жертвоприношениях ( Быт.4:4 ), обрезании ( Быт.17:12 ), телесном очищении ( Быт.35:2 ), об обетах ( Быт.38:20 ), десятинах ( Быт.38:22 ), клятвах ( Быт.14:22–23. 24:2–3 ), рукоположении ( Быт.38:13–14 ) и погребении (37:29–34. 46:4. 50:10). Во всей же своей полноте установления ветхого завета явились уже при Моисее, когда богоизбранное племя Авраамово возросло в многочисленный народ и, по избавлении своем от египетского рабства, сделалось самостоятельным; возникли не постепенно, при разных случаях и требованиях, но все вдруг и в таком совершенстве, что, учреждая порядок нравственный, церковный, гражданский и семейный, предупреждали все будущие недоумения и обстоятельства. Такое явление беспримерной опытности никак не могло быть плодом соображения ума человеческого, но, очевидно, было и есть дело Божие. Установления Моисеевы сохранились неизменно в своем составе в течение почти 1600 лет, до разрушения Иерусалима и храма, как предсказали пророки и Спаситель ( Дан.9:26–27 . Мф.24:2 ). До этого времени, в которое угодно было Промыслу отменить сень законную, ни благочестие мудрых царей иудейских, ни ревность богодухновенных пророков, ни бедствия, коими Бог непрестанно обращал взоры народа Своего к обещанному Спасителю, не изменили в сущности установлений Моисеевых, а ввели в них незначительное только распространение (напр., 1Пар.25:1 . Неем.12:45–47 ). Цари и пророки постоянно внушали исполнять законы Моисеевы, обещая за хранение их Божие благословение, а за нарушение угрожая наказанием (напр., 4Цар.18:6, 12 . Неем.8, 10 . Иез.43 . Дан.9:13 ). Божественное происхождение установлений ветхозаветной Церкви и неизменное употребление их до определенного времени указывает на высокое в плане спасения мира назначение их. Они 1) внушали потомкам Авраама, что Господь есть Царь их, не только как всемогущий Царь всей земли, но и в собственном смысле, как цари мирские над своими подданными; что израильтяне, искупленные Богом от рабства египетского, есть священное Его царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И стоит откликнуться, как познается это дивное Сокровище благих. Сокровище — в смысле величайшей, несравнимой ни с чем ценности Своей. И Сокровище потому, что сокровенно оно — «от мудрых и разумных», а дается лишь «младенцам» (Мф.11:25). И жили мы вроде до этой поры, но вот — ощутили такую жизнь, что поняли: то, что было прежде, какой-то сон, забытье, и только эта жизнь — настоящая, бессмертная и бесконечная, как и ее Податель, Невместимый всем созданным Им миром, но Приходящий и Вселяющийся в нас, в эти глиняные, такие хрупкие и смиренные, огнем благодати Его обожженные сосуды. Обожженные… Потому что как иначе очистить от всякой скверны? Огонь. Сначала великий — любви и ревности Божественной Его. Потом малый, едва затеплившийся — нашей к Нему любви. В этом отклике — любви на любовь, свободном, не вынужденном, естественном и неожиданно простом — угадывается, узнается вдруг то, чего мы так ищем, так просим, так жаждем и в чем отчаиваемся иногда… Спасение наших душ. …Он являет нам все это, когда мы этого действительно ищем — не по заслугам, не по подвигам, не по трудам нашим, а только по одной благости Своей. И этим явлением, опытом, знанием подлинно живы мы. И потому так дороги нам эти удивительные слова «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» — и когда ощущаем мы вполне силу их, и когда сами бессильны, но силы Его взыскуем. И когда утешения требуем. То есть когда нуждаемся в нем. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/odno-iz-imen-ego-utesh...

Имеются в виду мирные жертвы. См. прим. к 1Цар.1:4 . 1Цар.2:18 .  Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. Ефодом называлась одна из одежд ветхозаветного первосвященника, сотканная из разноцветной пряжи и золота ( Исх.28:1 ). Льняной ефод Самуила не был, конечно, первосвященническим ефодом, так как он не имел на него никакого права. Скорее всего, это была безрукавная полотняная верхняя одежда, напоминавшая своим покроем первосвященнический ефод и потому получившая наименование последнего. Она надевалась лицами, посвятившими себя служению Богу (ср. 1Цар.22:18 ), или по особому случаю религиозной важности ( 2Цар. 6:14 ). Нечто вроде тех белых полотняных стихарей, которые употребляются прислужниками при католическом богослужении. 1Цар.2:25 .  если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти. Грехи, совершенные главным образом против людей, могут быть покрыты милосердием Божиим, так как не свидетельствуют еще о состоянии безнадежного ожесточения человека против воли Божией и допускают возможность для него нравственного совершенствования. Грехи же, обнаруживающие в человеке состояние безнадежного ожесточения против воли Божией, требуют сурового возмездия, поучительного и для других (ср. Мф.12:31 ). «Ибо» – в смысле посему. «Решил» – в смысле попустил. Предать их смерти: см. 1Цар.4:10–11 . 1Цар.2:27 .  И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? «Человек Божий» – некто из провозвестников воли Божией (ср. 1Цар.9:6 ), имя которого осталось для нас неизвестным. «Дому отца твоего» – т.е. колену Левия, избранному Богом из числа всех других колен Израиля для особого служения Ему при скинии (см. 1Цар.2:28 ). «В Египте, в доме» (т.е. царстве) фараона. 1Цар.2:29 .  Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На первый взгляд ответ очевиден: «Нравственность предполагает выбор и, если этот выбор не предлагается в передаче, то - нет, ведь на нравственность нельзя повлиять магически, тогда она будет лишена своего основного содержания, - свободы. Поэтому это не ухудшило бы нравы, а, скорее, улучшило бы, потому что вид природы возбудил бы в человеке любовь к природе, а это, в свою очередь, возбудило бы любовь и к человеку». Но, однако, это не совсем так - и я постараюсь читателю показать: почему это не так. Сегодня телевидение пришло в каждый дом. Современный человек уже не мыслит свою жизнь без телевизора. Все свободное и несвободное время у него озвучено телевизором. Что же привлекает человека к экрану? Что заставляет его целый день, а иногда и ночь просиживать у телевизора, смотря порой совершенно бессмысленные и непонятные ему передачи? Что же привлекает его именно вот в этом бессмысленном созерцании? Если мы найдем ответ на этот вопрос, то нам откроется самая главная тайна телевидения, самая его сокровенная сущность. Утерянные в грехопадении способности человека Бог создал человека по образу и подобию своему (Быm.I,26), «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быm.II,7) и наделил его способностью созерцать и познавать сокровенное существо жизни. Именно поэтому Господь и дозволил ему нарекать имена животным (Быm.II,20) - наречение имени было обнаружением и выявлением этой невидимой, сокрытой сущности живого. В Адаме Господь положил начало и иным качествам, которые у Адама в раю должны были развиться и приобрести полноту. В полноте эти качества явил Господь наш Иисус Христос. Он сотворил много чудес, преодолевая законы, которым подчинена материя. Ему подвластны были стихии. Еще до Воскресения тело Его было способно преодолевать силу тяготения в хождении по водам (Мф.14,25-27), а по воскресении оно стало обладать еще очень многими качествами, о которых мы можем только догадываться, зная о том, как Господь, пройдя сквозь закрытые двери, явился среди учеников (Ин.ХХ,19). То, что эти способности не являются исключительной прерогативой Бога, а являются качествами, присущими человеку свидетельствуется самим Иисусом Христом, который говорит своим ученикам: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Uh.XIV, 12). Иисус не явил ничего из того, что не свойственно было человеку изначально - Он лишь показал величие человека, как царя природы, открыл его истинное предназначение в служении Богу и людям.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/03/...

Нечестивые а) суть дети диавола: Господь сказал иудеям: ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего ( Ин.8:44 ). Павел сказал Елиму волхву: сын диавола, враг всякой правды! ( Деян.13:10 ). Дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ( 1Ин.3:10 ); б) под властью диавола: Господь сказал Савлу: Я посылаю тебя открыть глаза иудеям, чтоб они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ). С кротостью должно наставлять противников, чтоб они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2:26 ); в) действуют под влиянием диавола: Диавол вложил в сердце Иуде предать Господа ( Ин.6:70 ). Вошел сатана в Иуду, и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им; и обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе ( Лк.22:3–4,6 ). Петр сказал: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? ( Деян.5:3 ); г) будут наказаны с диаволом: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Верующие а) опечаливаются диаволом по попущению Божию: Сказал Господь сатане: вот все, что у Иова, в руке твоей; только душу его сбереги. И после отнятия имения и детей поразил сатана Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его ( Иов.1:12 , Иов.2:6–7 ); б) искушаются: Восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян ( 1Пар.21:1 ); в) преследуются: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас ( Откр.2:10 ). Верующие должны а) противиться диаволу: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф.6:11 ). Противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак.4:7 ); б) не допускать его к себе: не давайте места диаволу ( Еф.4:27 ). Верующие а) преодолевают диавола: Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и вы победили лукавого ( 1Ин.2:14 ). Низвержен клеветник братий наших. Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего ( Откр.12:10–11 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но иногда, в минуты позорного малодушия, бывает полезно поразмыслить о том, что составляет радость и услаждение этого безумного мира, в который нас тянет ветхий человек. И что же? Обрядиться нарядными одеждами, которые по сути-то своей есть не что иное, как лукавое прикрытие нашей греховности, унаследованной от Адама, — ведь праотцы наши ходили по раю наги и не стыдились (см.: Быт. 2, 25). В чем еще мирское счастье? Хорошенько поесть, повкусней и побольше, потешить чувства удовольствиями, понежить тело перинами, усладиться благоуханиями и так далее и тому подобное. И все? Но это ведь гробы повапленые  (ср.: Мф. 23, 27). Это ведь внешний блеск при внутренней пустоте и гнилости. И таковых в современном мире большинство! Так неужели должно ринуться за этим шумящим потоком, несущимся пространным путем в погибель? Но, скажет ветхий человек, ведь не все таковы: есть и те, кто посвятил себя науке, искусству, семье… И что ж, обрели они счастье? Поищите счастливых в этом мире — и вы не найдете ни единого! Премудрый Соломон познал все мирские удовольствия, всю славу мира сего и заключил — суета суетствий, всяческая суета  (Еккл. 1, 2). Что и говорить, все наши начинания суетны и преходящи. Сколько было в мире великих завоевателей, известных поэтов — и большинство из них забыто, всех их скрыла земля. Суетны и тленны все дела человеческие, за исключением тех, которые совершаются ради Бога и с Богом и которые через это становятся вечными и бессмертными, каков Сам Бог. Не веришь этому? Вот, смотри, счастливая семейная чета воспитывает детей: как в хлопотах и суете состарятся родители, так же в трудах и скорбях уйдут в прошлое их дети. Но если все это освящено присутствием Божиим, то как родители, так и дети обретут отраду и утешение в Господе и по смерти сподобятся Жизни Вечной. И точно так же во всем остальном: только соделанные в Боге и с Богом труды наши приобретают смысл и из преходящих становятся бессмертными. Итак, не озирайся вспять, душа, теки своим путем, вземши крест свой, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа  (Пс. 26, 14). Пусть скорбен и тесен путь твой, но им прошли и Сам Господь, и все святые, которые ныне взирают на твое шествие и помогают тебе. Конечно, надо пересилить в себе ветхого человека, надо возненавидеть греховность и суетность — тогда воскреснет твой мертвец, твоя душа, для Божественного и небесного, ты обретешь истинную и неотъемлемую радость в том, чтобы любить Творца и Его творение, чтобы исполнять благую волю Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Пророки же видят не одно будущее, но и в настоящем сокровенное, как говорит Павел: «Аще же пророчествуете, внидет же некий неверен или невежда, тайная сердца его явлена бывают» (ср.: 1 Кор. 14, 24, 25), или как говорит Елисей: « не ходило ли сердце мое с тобою, егда возвращашеся муж с колесницы своей во сретение тебе?» (ср.: 4 Цар. 5, 26). Но к пророчеству принадлежит также и предуведение посредством снов, как открыто было Иосифу в Египте (см.: Мф. 2, 19–20) и Даниилу в Вавилоне (Дан. 1, 17). Но почему и фараон и Навуходоносор имели такое предведение? Потому что, правя состоянием мирских дел, должны были предвидеть для возбуждения веры в других. А почему пророчествуют и Валаам, и Каиафа? Потому что и они имели людей, которые их слушались, один как архиерей, а другой как волхв (см.: Нав. 13, 22). Здесь причиной не чистота души, не просветление ума, который созерцает Бога и в Нем почерпает силу, но домостроительно сообщенное им слово, не по достоинству, а по требованию времени. Спросишь еще: «Читаемое у Исаии и Иезекииля признать ли явлениями, какие они видели чрез соответствующие им представления, или богословием, которое чрез гадания Духа возвещало нам свойства Божества?» Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько–нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность, но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа. Притом если святые мудры, то как им было не постигнуть того, о чем пророчествовали? Ибо сказано: «премудрый уразумеет яже от своих ему уст, во устнах же носит разум» (ср.: Притч. 16, 23). Если же на том основании, что «ужасеся Исаак», когда пришел сын его (ср.: Быт. 27, 33), и что Давид рече «во изступлении своем» (ср.: Пс. 115, 2), вымышляют во святых затмение ума, то пусть знают, что исступлением называется и удивление, как например: «Ужасеся небо и вострепета земля»  (ср.: Иер. 2, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010