Скачать epub pdf Житие святого праведного Филарета Милостивого Память 1 декабря «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, – как свидетельствует о сем его блаженная жизнь. Блаженный Филарет жил в Пафлагонии 7933 в селении называвшемся Амние 7934 . Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын – Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: – Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед Ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ) 7935 ? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости ( Иак.2:13 ). Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» ( 1Тим.6:7 ). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава Нижегородской митрополии вручил награды саровским медикам, боровшимся с коронавирусной инфекцией 20 марта 2021 г. 13:23 19 марта 2021 года  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил город Саров Нижегородской области, где вручил награды сотрудникам клинической больницы Федерального медико-биологического агентства, работающим с пациентами с коронавирусной инфекцией. Церемония награждения состоялась в храме в честь преподобного Серафима Саровского Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни. На мероприятии присутствовали настоятель этого монастыря игумен Никон (Ивашков) и благочинный Саровского округа Нижегородской епархии протоиерей Лев Юшков. Благодарственными письмами главы Нижегородской митрополии в этот день были награждены 54 сотрудника больницы. Всего же к награде представлены 67 саровских медиков. Среди награжденных — временно исполняющий обязанности главного врача клинической больницы Игорь Лашманов, а также Сергей Оков, возглавлявший это медицинское учреждение до 31 декабря 2020 года. Перед церемонией награждения митрополит Георгий поблагодарил всех собравшихся за усердные труды: «На Руси всегда было так, что трудности и неустроенности не разделяли людей, а объединяли. Мы встаем плечом к плечу и все вместе, ревностно, как и наши предки, служим Богу, Отечеству, народу Божию. Некогда наш Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам о том, что наступит время и Он отойдет к Отцу Своему Небесному, но и тогда они не должны забывать Ему служить, " ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня… " (Мф. 25:35-36). Помогая человеку пережить болезнь, медицинские работники используют не только свои знания и опыт, но зачастую жертвуют личным временем и даже собственной жизнью ради ближнего. Поэтому служение  врача — это служение Богу. " Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25:40). Я благодарю Бога за ваш труд! Господь да укрепит вас на всех жизненных путях».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Евангелист Матфей, повествуя об этом таинственном, но реальном событии, которое ждет каждого из нас и весь род человеческий, влагает в уста Царя, в уста Судьи, которым будет Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, удивительные слова: «Приидите ко Мне, благословенные Отца Моего Небесного, придите в Царство, уготованное вам от создания мира» (см. Мф. 25:34). Но услышат эти слова только те, кто действительно достоин Царства. «Войдите в Царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы накормили меня; жаждал, и вы напоили Меня; наг был, и вы одели Меня; болен был, и вы посетили Меня; был в заключении, и вы пришли ко Мне» (см. Мф. 25:35-36). Господь на Страшном Суде не спросит нас ни о нашем служебном положении, ни о степени нашего авторитета в том обществе, в котором мы жили; Он не поинтересуется нашим материальным достатком — Он только задаст эти вопросы и больше никаких, и скажет исполнившим все то, что стало самым главным на суде: «Войдите в Царствие Отца Моего Небесного». Как рассказывает евангелист Матфей, люди спросят Господа: «Где же мы видели Тебя алчущим, жаждущим, нагим, больным или в темнице»? И Господь отвечает: «Поскольку вы сделали это одному из меньших Моих братьев, то сделали и Мне». И напротив, те, кто не исполнил этих заповедей, войдут в муку вечную — так ясно и просто говорит об этом евангелист Матфей. Сегодняшнее чтение отвечает на многие вопрошания современного человека и утверждает истину, против которой борется безбожное сознание, — утверждает с такой силой и ясностью, привязывая к конечному суду Бога над родом человеческим, что только духовно слепой и глухой человек неспособен увидеть и понять все то, что Бог нам говорит. Как бы ни соблазняли нас и наших детей богопротивные умы, мы должны помнить, что существует только одна правда — правда Божия. На этой правде основывается нравственное начало человека, на нравственном начале основывается как древнее, так и современное законодательство. И если помрачается Божия правда и разрушается нравственная природа человека, то общество погружается в хаос, где царят преступность и противление человеческому закону. А ведь для нас это очень понятные слова. Почти каждый день телевидение и другие средства массовой информации доносят до нас страшные свидетельства о человеческой преступности, о преступлениях против государственных законов, а через это — и преступлениях против Божиего закона, ибо законы человеческого общежития основываются на нравственном начале.

http://patriarchia.ru/db/text/1417974.ht...

Смерть не имеет над ней власти. Нельзя сказать «я любил» в прошедшем времени. О настоящей любви так не говорят, потому что она существует всегда. И если мы говорим о любви здесь, то понятно, что она естественно изливается на тех, кто находится рядом. Если парень любит девушку, то ему не нужно, чтобы его кто-то заставлял проявлять к ней знаки внимания — он делает это так, как будто он без этого жить не может, и наоборот. Если речь идёт об усопших, то главным проявлением любви, выражением того, что мы любим, будет наша молитва о них перед Богом. Нельзя любить и при этом не молиться. Если мы любим, то молимся о тех, кого с нами нет, наша любовь простирается за гроб и выражается в молитвах. И именно любовь собирает нас в храмах в такие дни, как сегодня, в поминальную субботу, для того, чтобы мы помолились о наших усопших, о наших родных и близких, чтобы они почувствовали любовь нашего сердца. Если мы их не видим очами, это не значит, что они не существуют. Ведь это всё есть — наша молитва, наша любовь к ним. Её видит Господь, и она нужна тем, кто пребывает за гробом. Когда исполнится всё, что Господь нам пообещал, нам не нужна будет ни вера, ни надежда, потому что мы будем участниками всех этих обетований. Но любовь будет нужна всегда. Без неё невозможно счастье. Она будет пребывать и в вечности. Если прекращается молитва, это говорит о том, что оскудела и любовь, а значит, в жизни что-то не так. Поэтому мы обязаны — я это слово употребляю, потому что более удачного слова нет, но оно не совсем правильное, мы не обязаны, а любовь побуждает нас — всегда молиться о наших родных и близких. Хотя их нет с нами, но их души продолжают существовать. И если мы их любим по-настоящему, мы не можем о них не молиться. Молитва должна быть не только в церкви, но и дома. Она должна совершаться всякий раз, когда мы становимся перед Богом. Кроме молитвы одним из ощутимых проявлений любви, которые Господь заповедал нам, может быть милостыня и добрые дела. Господь сказал, что если вы что-то сделали одному из малых сих, Он принимает это, как если бы вы это сделали Ему. В Неделю о Страшном суде мы слышали: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). А праведники спросят: «Господи, когда мы Тебя таким видели и это сделали?» И Господь даст им ответ: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Итак, братие, справедливо мы сказали, что люди, делавшие ближнему добро во время болезни, за это добро как избавление от этой болезни получали, так равно и другие великие милости Господни. Константин, как сейчас слышали, за милосердие к детям и за другие дела милости и от проказы очистился, и Святое Крещение принял. И это пример не единственный. Благочестивый израильтянин Тотив, восьмидесяти восьми лет, потерял зрение и творил милостыни – и через восемь лет прозрел. «И Манассия, – сказано, – творил милостыню и спасён от смертной сети, которую ему расставили» ( Тов.14:2–10 ). А ввиду этого и мы, братие, конечно, и до болезни, а особенно во время неё, для того чтобы получить исцеление, вместе с молитвою приникнем слухом нашим к мольбам нуждающихся, раскроем руки наши для милостыни и отрём слёзы плачущих. Тогда, конечно, и нам Господь явит Своё милосердие и или от болезни избавит, или, если этого не будет, то всё-таки за добро, содеянное нами во время неё, сподобит в будущей жизни и нас услышать оный вожделенный глас: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:34–36 ). «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). Аминь. 3-й день 128. К прихожанам, живущим среди тайных раскольников (Из жизни святого мученика Гордия. Чет. Мин. янв. 3) Вы знаете, православные, что в нашем приходе есть тайные раскольники, которые хотя и ходят в церковь , и слушают наши поучения, и молятся по-нашему, и принимают Святые Тайны, но делают это без всякой веры, только наружно, а что втайне же они волки хищные и самые ярые хулители и издеватели над верой и Церковью ; вы знаете также, что эти двуличные люди постоянно говорят вам: «Что же? Переходи в нашу веру, тебе от этого хуже не будет; наружно делай как они, говори им, что ты такой же никонианец, как они, а втайне живи по-нашему и на наши моления ходи». Остановимся пока на этом последнем и спросим теперь ваших совратителей: что, правда ли, что в деле веры слово не причём? Правда ли, что можно спастись, говоря о вере одно, а делая другое? Что они ответят нам на это? Не знаем, что ответят, но мы со своей стороны на ложные слова их, с которыми они обращаются к вам, нашлись, что ответить им. Пусть же и они, да и вы вместе с ними об этом послушаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В тюрьму необходимо приходить иногда, чтоб хотя бы немного почувствовать, что такое суд, заключение, конец прежней жизни, начало новой. Ведь все, произошедшее с этими ребятами, в некотором смысле ожидает и нас – только итогов будущего Суда мы не знаем. Но если мы пожалеем этих заключенных и как-то поможем им сегодня, Бог непременно вспомнит это на Своем праведном Суде. На том Суде, о котором спел Высоцкий: «Все ерунда, кроме Суда самого страшного». Пусть дорога нашей христианской жизни иногда сворачивает в тюрьму. Понятно, что не в смысле преступления и заключения, а в смысле помощи заключенным. Увы, охотников мало. «В Царствие Божие хотят все, а в тюрьму не хочет никто» – шутит настоятель нашей тюремной церкви. Что ж, если боимся прийти в зону ногами, посетим ее хотя бы молитвой. Надо поминать тех, кто там находится на исправлении, а также тех, кто туда ходит (наверное, тоже для своего исправления). И первые, и вторые в молитвах очень нуждаются. Христос сидел в тюрьме. Режет ухо? Но ведь это так. Он был в темнице, ожидая смертного приговора. Господь и теперь там. Придя туда, мы встретим Его – в образе наших страждущих братьев. Через их зрачки смотрит на нас Иисус. Об этом Он Сам сказал: «В темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:36,40). Пока в мире есть грех, без тюрем жить, увы, не получится. Но сам мир будет существовать до тех пор, пока в нем будут жить добро и сочувствие. В тюрьме как раз и ощущается острый дефицит этих добродетелей – значит, надо их туда нести.  Исправительная колония – это место, где происходит встреча со Христом. Он и сегодня ждет там нашего посещения, чтобы потом, во время Своего Суда, сказать всем, утешившим Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34).   Сергей Комаров Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:      

http://radonezh.ru/2018/08/12/hristos-v-...

Помимо того что история Авраама представляет собой откровение о триединстве Бога, которое во всей полноте раскрылось в Новом Завете, она напоминает нам о важности гостеприимства и вообще любви к ближним. Апостол Павел считал, что вначале Авраам не знал точно, кто пришел к нему. Он чувствовал присутствие Божие, но оказывал пришедшим знаки внимания как людям, странникам, гостям, которых послал ему Бог. Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам, — пишет об этом Павел в послании к евреям (Евр 13:2). За свое гостеприимство и милосердие Авраам удостоился принять Самого Господа. О том, что именно милосердие и любовь к людям — главные критерии, по которым будет определяться судьба каждого человека после Второго Пришествия, свидетельствует Сам Иисус Христос в притче о Втором Пришествии. Обращаясь к праведникам, которые стоят по правую сторону от Него, Господь говорит: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне  (Мф 25:34–36). А далее, видя их недоуменную реакцию, поясняет: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне  (Мф 25:40). «В этой земной жизни, — пишет святитель Амвросий Медиоланский, — мы все — странники, ибо имеем здесь лишь временное пристанище для обитания и поспешно переселяемся. И если мы окажемся жестокими или равнодушными к принятию странников, то смотрите, как бы и нам не отказали в пристанище святых в конце нашего жизненного поприща». Хотите получать письма с сюрпризом каждый день Рождественского поста?  Подпишитесь на ежедневную email-paccылky нашего Рождественского онлайн-календаря! Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/v-biblii-napisano-kak-avr...

- А если ты во время отпуска заболел, держать пост? Или, как говорил Иоанн Крестьянкин, нарушить его ради болезни, но потом непременно покаяться в этом грехе? - Конечно! Мы и каемся в этом всегда. Посты бывают и многодневные, и однодневные, и ты можешь за один день больше получить благодати, чем за весь длинный пост, - если ты в этом посту хоть мяса и не ешь, а человеков-то и кусаешь, и грызёшь, и вовсе съедаешь. Люди сейчас очень склонны к такому людоедству... - Да, люди теперь стали... Куда мы все идём? Куда мир движется? - Куда Господу угодно. Кто Господа ищет, тот всегда с Господом будет. - А эти последние события: эти тысячи тонн нефти, которая изливается в океан, этот пепел, тоннами висящий над Европой... - А вот он, ваш прогресс... Вы учёные, но в ступе недотолчённые. Жорес Алфёров заявляет: «А я в Бога не верую!..» Ну и не веруй, - а что ж ты тогда дыр-то никак не можешь залатать?.. Нефть изливается, рыбки гибнут и птички, хоть их и пытаются отмыть... Вот что вы делаете с природой! Если так пойдёт, то скоро самолёты вовсе не смогут летать... Это последний звоночек нашим учёным... - Батюшка, давайте вернёмся к летней теме... Зная, что у меня слабое горло, вы запретили мне есть мороженое. Я слушаюсь, но иногда забываю про прещение и вкушаю запретный плод. Потом вспоминаю и про себя каюсь. - Поэтому и болеешь потом. Как мне раба Божия Евгения рассказывала: «Ослушалась вас, батюшка, съела мороженое. Ну и насладилась я! Две недели болела, думала, что умру». - Дорогой батюшка, вам уже 84-й годик идёт, а вы строго блюдёте пост и не даёте себе никаких послаблений... - Бывает, и я, Сашенька, нарушаю... Матушка даст скоромное - я не отказываюсь. Не в пище дело, Господь не за пищу нас будет судить. «...Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:35-36). Вот что важно-то! Милость наша важна, любовь к людям. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). Любовь или отсутствие любви - вот что важно, вот что Господь видит. А пост - это чтобы душа не ослабла. Это средство, а не цель. Хоть и серьёзное, конечно, средство, сильнодействующее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Итак, братья, как бы кто из нас ни был грешен, пусть не отчаивается в своем вечном спасении и не губит своей души нераскаянностью, но пусть почувствует нужду в своем покаянии, обратится к Господу Богу со своей покаянной молитвой, оставит свой прежний порочный образ жизни, обратится на путь истины и добродетели, и Господь Бог тогда с великой любовью примет его в число Своих возлюбленных чад. И как бы кто из наших ближних ни был грешен, не будем презирать его и гнушаться общения с ним, потому что Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, Святейший из святых, не гнушался общения с мытарями и грешниками и не презирал их. Но будем лучше своим кротким с ними обращением и оказанием им милости располагать их к покаянию и обращать на путь истины и добродетели. Мы сами все великие грешники, все до единого оставили путь истинного Бога и идем вслед своих страстей и похотей, ежечасно и ежеминутно прилагая грех к греху и беззаконие к беззаконию, и нам ли еще гнушаться общения с подобными нам грешниками? Будем лучше гнушаться своих грехов и стремиться к добродетели. Аминь. Поучение в Неделю мясопустную 36 Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы Его с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей ( Мф.25:31 ) Было время, когда Единородный Сын Божий приходил на землю в образе смиренного раба затем, чтобы спасти мир. Велик и славен был тот день, когда Сын Божий явился на земле во плоти, но лишь немногие встретили Его явление, и оно осталось незамеченным прочими людьми, мало думавшими о делах Божьих. Будет и еще такое время, когда Сын Божий опять придет на землю, но уже не в уничиженном виде, не в образе раба, а в славном виде, окруженный сонмом ангелов, архангелов и прочих бесплотных сил. И не затем придет, чтобы спасать людей, но затем, чтобы судить людей, потребовать от каждого из нас отчета во всех наших делах, словах и помышлениях и воздать каждому по делом его ( Рим.2:6 ). Велик, славен и страшен будет этот последний день мира, и все увидят Его, не только дожившие до того дня, но и все от века умершие люди. В тот день солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с небес, и силы небесные подвигнутся. На земле будет уныние народов и недоумение, и море зашумит и возмутится, люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную. В тот день явится на небе знамение Сына Человеческого. И будут плакать тогда все племена земные, и увидят все Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, грядущего на облаках с силою и славою многою ( Мф.24:29–30 ; Лк.21:25–27 ). Он явится тогда на земле, как Судья всего мира, Судья праведный и нелицеприятный. По гласу архангельской трубы все умершие от века люди тогда восстанут из гробов своих и предстанут перед Ним как перед своим Судьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010