Так, явясь по воскресении двум ученикам Эммауским, Он объяснил им все сказанное о Нем в писании, начиная от Моисея ( Лк.24:27 ). Что касается прямых названий Себя, то более обычными были: Сын Человеческий и Сын Божий. Хотя название „Сын Человеческий“ и указывало на человеческую Его природу, тем не менее и оно, как неупотребительное никем из людей, свидетельствовало, что называющий себя так имеет другую природу – Божественную. Что так именно должно быть понимаемо это название, о том свидетельствует вопрос, предложенный фарисеям по поводу признания Христа сыном Давидовым. Как же, говорил Он им, Давид, по вдохновению, называем Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Из вопроса этого видно, что Он хотя и есть сын Давидов, но в том смысле, в каком Давид называет Его Господом, сидящим одесную Бога Отца ( Мф.22:42–45 ). О том же самом свидетельствовали и те свойства, какие соединяемы были с названием Сын Человеческий. Он выше Ангелов ( Лк.12:8 ), Он – господин субботы ( Мф.12:8 . Мк.2:28 ), Он имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 . Мк.2:10 ), Он пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Ему дана от Отца власть производить суд ( Ин.5:27 ), и Он явится для того вторично в славе Своей ( Мф.25:31 ). Нельзя забывать при этом и того, что название „Сын Человеческий“ есть название, усвоенное одним из Пророков лицу Мессии ( Дан.7:13–14 ). Можно, итак, думать, что, называя Себя Сыном Человеческим, Христос Спаситель премудро соединял тем указание и на природу человеческую, и на природу Божественную, и даже на свое Мессианское призвание. Будучи Сыном Человеческим, Христос Спаситель есть, по Его учению, и Сын Божий. Он и Сам многократно называл Себя этим названием ( Мф.11:25–27 . Ин.10:36 . Мф.26:63 ) и одобрял других, когда те возвышались до такого признания. Ты веруешь ли в Сына Божия? говорил Он исцеленному слепому при встрече с ним после исцеления, и когда тот спросил: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Христос Спаситель отвечал: и видел ты Его и говорит Он с тобою ( Ин.9:35–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Почему важна благотворительность? Взаимная помощь и благотворение друг другу становятся отражением единства Церкви. 28 января, 2015 Взаимная помощь и благотворение друг другу становятся отражением единства Церкви. С самых первых дней существования Церкви неотъемлемой частью церковной жизни были дела милосердия и благотворительности. Сам Господь Иисус Христос говорит, что, накормив голодного и напоив жаждущего, приняв странника, одев нагого, посетив больного или находящегося в тюрьме, человек совершает это для самого Христа (см.: Мф. 25, 31-40). О Втором послании Коринфянам апостола Павла, часть третья После начала апостольской проповеди в Иерусалиме христиане, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 34–35). Кроме этого в Иерусалиме (а затем и в других городах) были организованы ежедневные трапезы для нуждающихся. Однажды из-за этого даже произошел спор между христианами из коренных иерусалимлян и так называемыми еллинистами (тоже христианами из евреев, но проживавших в диаспоре — в различных греческих городах) (см.: Деян. 6, 1–7). Еллинисты посчитали, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян. 6, 1). Поэтому апостолы решили избрать из среды верующих семь достойных мужей, которые взяли бы на себя полное попечение о делах благотворительности, потому что самим апостолам не хорошо было бы, оставив слово Божие, пещись о столах (Деян. 6, 2). Кроме того, христиане из одних городов заботились о нуждах других христианских общин. Из книги Деяний мы знаем, что антиохийские верующие положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11, 29–30). Если учесть, что первоначально иерусалимские христиане могли сами содержать себя и своих нуждающихся (см.: Деян. 4, 34–35), то последующие сборы пожертвований для Иерусалимской Церкви свидетельствуют о том, что иерусалимская община стала испытывать серьезные трудности. Причиной трудностей был наступивший в Палестине голод. Милосердие — только добровольно

http://pravmir.ru/pochemu-vazhna-blagotv...

«Для уразумения какой-нибудь мысли, для ее полного усвоения, древнему человеку необходим был более или менее яркий образ. Еврей, еще не испытавший, что такое царская власть, тогда только мог вполне постигнуть ее силу, когда ему сказали, что за неповиновение царю он лишится вола, самого дорогого предмета в земледельческом хозяйстве, и при этом показали для наглядности кусок разрубленного вола» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», Казань, 1884 г., с. 34–35). 1Цар.11:8 .  Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч. Везек – город в средней части западного Заиорданья, против Иависа Галаадского. «Мужи Иудины» – воины из колен Иуды и Симеона; «сыны Израилевы» – воины из остальных колен, кроме колена Левия, освобожденного от исполнения воинских обязанностей в силу своего постоянного служения при скинии Господней. Распадение еврейского народа на Иуду и Израиль чувствуется еще задолго до окончательного разделения еврейской монархии на царства Иудейское и Израильское. (Подробнее об этом см. в соч. Покровского «Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское».) 1Цар.11:11 .  В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи и поразили аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе. «В средину стана» неприятелей. «Во время утренней стражи», т.е. во время от 2 до 6 часов утра. В древние времена ночь у евреев разделялась на три стражи, по четыре часа каждая. Первая продолжалась от 6 до 10 часов вечера, вторая – от 10 часов вечера до 2 часов утра, и третья, называвшаяся утренней стражей, от 2 до 6 часов утра. Со времени подчинения евреев римскому господству евреи усвоили деление вышеозначенных часов ночи на четыре стражи, по три часа в каждой, подобно тому, как это было принято у римлян ( Мф.14:25 ; Мк.13:35 ). 1Цар.11:12 .  Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На небесах ап. Иоанн в Откровении также видит семь светильников: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голое, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников » ( Откр.1:12 ); «И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом...» ( Откр.4:5 ). Потому и в новозаветном храме, являющимся воссозданной и исправленной скинией Давидовой, устроенном по образу небесному, по заповеди: «подражайте Богу, как чада возлюбленные», также есть семисвечник, который, как и в Откровении, стоит «пред престолом» ( Откр.4:5 ). Протестанты же не имеют ни светильников с лампадами, ни семисвечников, ни престолов, ни вообще храмов. В Деян.20:8 мы также встречаем особое упоминание о светильниках на собраниях первых христиан: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ». Хотя, безусловно, светильники использовались в том числе и для освещения (для этой цели они используются и в Церкви, особенно во все прежние века, когда не было электрических светильников), был у них (равно как и у свечей), безусловно, и сакраментальный – богослужебный смысл, иначе для чего бы Лука сообщал о светильниках, используемых для обычного освещения? Сакраментальное, а не практическое значение, имеют светильники и на небесах, ведь ясно, что горят они пред престолом Божиим не просто для освещения – Царство Христа и без них преизобилует светом. Такое же сакраментальное духовное значение у светильников было и в Ветхом Завете: Господь повелел, «чтобы горел светильник во всякое время» ( Исх.27:20 ), «чтобы непрестанно горел светильник» ( Лев.24:1 ). Если бы целью светильника было обычное освещение, то, очевидно, ему не нужно было гореть постоянно – и днём и ночью, даже при отсутствии людей в храме. Данный обычай соблюдается в Православии поныне: во многих храмах есть лампады, которые горят непрестанно 376 – их называют «неугасимые». А каково духовное назначение светильников – понять не трудно. Они символизируют свет Христов, просвещающий всякого человека (см. Ин.1:4–9 ), напоминая о том, что христианин также должен быть «светом мира» ( Мф.5:14 ) и «светильником горящим и светящим» (см. Ин.5:35 ); что он должен, как лампада, гореть и пламенеть духом (см. Деян.18:25 ; Рим.12:11 ) и сердцем (см. Лк.24:32 ) к Богу, иначе – духовно бодрствовать, как говорил Христос: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» ( Лк.12:35 ). И поскольку духовное бодрствование христианина выражается прежде всего в молитве, то горящая лампада есть символ молитвы. Свеча же, кроме сказанного, означает мягкость и податливость сердца человеческого Божьей благодати: как воск тает под воздействием огня, так и наше сердце должно не упорствовать, а таять пред светом учения и заповедей Христа; и как свеча отдаёт свет, сгорая при этом, так и мы должны жертвовать собой и отдавать самого себя для служения Богу и ближним. Горящие свечи и лампады означают также духовную радость, торжество и умиление.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим». ( Лк. 1:26–35 ). От создания человека не было слышно между людьми, чтобы беспорочная дева родила без мужа. Пресвятая же Богородица бессеменно родила, будучи Девой, как предсказал о Ней и Св. пророк Исаия: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына» (гл. 7:14), родила, зачав во чреве по наитию Св. Духа и осенению силы Всевышнего ( Лк. 1:34–35 ), оставшись и после рождения Христа Приснодевой, согласно предсказанию об этом другого пророка: «И сказал мне Господь; ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены», (Иезек. 44:2). Не была Богоматерь обыкновенной женщиной, как дерзко учат сектанты, и потому, что Она родила не обыкновенного человека, а веками жданного Мессию, Спасителя мира. Вот почему и Св. пророк именует Матерь Божью «Царицей» небесной ( Пс. 44:10 ) и говорит, что «богатейшие из народа будут умолять лице Ея» (ст. 13), и Св. Ангел с праведной Елисаветой называют Ее «Благодатной», «благословенной между женами», «Матерью Господа, Сына Всевышнего» ( Лк. 1:42–43 ); вот, наконец, почему и Сама Богоматерь, по вдохновению Св. Духа, сказала о Себе: «Отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ... ( Лк. 1:48–49 ). Так говорят о величии Божией Матери и Св. пророки, и Св. Ангел Господень и праведная, исполненная Духа Святого, Елисавета и Сама Богоматерь, но сектанты, у которых вследствие их неверия Бог ослепил умы, сравнивают Ее с обыкновенной женщиной, унижают Ее величие, на погибель душ своих оскорбляя этим Ее и родившегося от Нее Сына, Христа Бога нашего. Во–вторых, Божья Матерь называется в Евангелии «женой» не потому, что Она имела мужа, ибо Она была только обручена Иосифу ( Мф. 1:18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Все величие, сила и поприще Ее деятельности ограничено нравственной жизнью, проникнутой духом добра. 206 В этом же высокое достоинство и назначение каждой женщины, особенно христианки. Св. ап. Павел говорит, что женщина должна «пребывать в вере и любви (к Богу и мужу своему) и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2:15 ), «украшать себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждой, но добрыми делами» (ст. 9–10; сн. 1Петр. 3:3–5 ), воспитывать детей в вере и бдагочестии, принимать странников, помогать бедствующим и отличаться усердием ко всему доброму делу ( 1Тим. 5:10 ); в церкви, т. е. в церковных собраниях и делах, молчать, ибо не позволено, не прилично ей говорить... ( 1Кор. 14:34,35 ), и в обществе не учить, не властвовать, а пребывать в безмолвии ( 1Тим. 2:12 ). Такого же взгляда на достоинство и назначение женщины держатся и св. отцы и учители церкви в своих творениях. 207 Между тем хлыстовские богородицы управляют (иногда) кораблем, являются главными заправилами и совершителями хлыстовских молитвенных обрядов и вообще поступают вопреки указанным наставлениям; ни от одной из них никогда не воплощался Сын Божий, поэтому все они несправедливо именуются богородицами. Будучи Богородицей, Матерь Господа И. Христа, Пресвятая Дева Мария, есть в то же время и Приснодева, потому что пребывала девой до рождения Спасителя, сохранила девство в рождестве и осталась чистой девой по рождестве, во всю жизнь не познав мужа. Ясные указания на это находятся в Св. Писании. Так, девство Богоматери до рождества, а также в зачатии и рождении Иисуса Христа свидетельствуют: пророк Исайя словами: «се Дева во чреве приимет и родит Сына»... ( Ис. 7:14 ), ангел в благовестии Деве Марии о зачатии и рождении Ей Сына Вышнего по наитию Духа Св. ( Лк. 1:28–35 ) и в откровении Иосифу тайны чудесного рождения И. Христа ( Мф. 1:19–20 ) и ев. Матфей в повествовании о рождестве Христовом (1:13–25). Указание на девство Богоматери по рождестве отцы Церкви видят в пророчестве Иезекииля о воротах храма, которые будут затворены и не отворятся и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими ( Иез. 44:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Имущественная» тема присутствует и в Деян. Говоря о Церкви как о собрании учеников, у которого «было одно сердце и одна душа», дееписатель отмечает: 32 И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... 34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного 35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 32. 34-35). Там же приводятся конкретные примеры как положительного характера (Иосия, прозванный Варнавой, который продал все и положил деньги к ногам апостолов; 4, 36-37), так и отрицательного (Анания с женой Сапфирой, утаившие часть своих денег; 5, 1-11). Святой Дух в Лк. и Деян. В Писаниях Луки много внимания уделяется действию Святого Духа в Церкви. Действие Святого Духа — вот то главное, что определяет Церковь не просто как общество людей, хранящих единство Предания и веры и живущих по каким-то определенным правилам, а как собрание, где продолжает присутствовать Живой Господь, воскресший Иисус. Особенно это видно в Деян., где «очень много» Святого Духа и Его действие описано с таким восторгом и так зримо, что возникает ощущение непрекращающейся Пятидесятницы, как в Церкви на самом деле и происходит. Такое повышенное внимание Святому Духу — оборотная сторона замысла св. Луки. Разделив в линейности время Иисуса и время Церкви (см. выше), он пишет о присутствии Бога в Церкви в Святом Духе при видимом, телесном отсутствии в ней Иисуса. Святой Дух в Лк. Присутствие и действие Святого Духа («другого Утешителя», как Он именуется в Ин. 14, 16) подчеркивается не только в Деян., где это бесспорно важнее и актуальнее (ведь Иисус уже не присутствует зримо, телесно), но и в Лк. Само слово «Дух» (to pneu=ma) в Лк. употреблено 14 раз (в Мф. — 10; в Мк. — 6). Из них обратим внимание на такие случаи: В начале Евангелия все поочередно, исполнившись Духа Святого, пророчествуют: Елисавета (1, 41), Захария (1, 67), Симеон (2, 25-26). Гавриил — вестник Святого Духа. Жизнь Иисуса Христа зачинается как наитие Святого Духа:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Предлагать Божественные повеления как бы от своего лица имеют обыкновение и другие пророки. Слова гряду скоро указывают или на краткость этой жизни в сравнении с будущей, или же на внезапность и быстроту смерти, которая, как преставление отсюда, является концом для каждого. И так как неизвестно, в кий час приходит тать, то и заповедано нам бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими (Лк. 12, 35) жизнью по Боге и светить ближним. Будем поэтому непрестанно с сокрушенным сердцем умолять Бога избавить нас от гонителей, чтобы, когда они покорят нас, ангелы, принимающие души наши, не взяли их неготовыми, не сушу изоавляюшу, ниже спасающу (Пс. 7,3), чтобы душа каждого, опутанная узами земных дел и не выносящая разлучения с ними, не возвратилась к ним напрасно, и, принужденная ангелами по Божию повелению оставить их, не оплакивала бы бесполезно время, которым она пренебрегала. Но, воспевая непрестанно песнь Давида: угюювихся и не сму–тихся сократили заповеди Твоя (Пс. 118,60), услышим в награду за их исполнение слова Божии: добре, рабе благий и верный, о моле был ecu верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего (Мф. 25,21). С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ОТДЕЛ XXIV Статья семидесятая О достоверности виденного ангелом Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему, но он сказал мне: смотри, не делай сего, ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. Богу поклонись. Это свойство апостольской души, потому что, как он сказал в Евангелии: и видевъш свидетелъствова, и истинно есть свидетельство его (Ин. 19,35), так же и здесь по изложении виденного уверяет, что он сам видел и слышал предсказанное. Показал и благословение ангела, раскрывшего видение, что он поклонение его не принял, а благоразумно отнес и передал его Владыке. Статья семьдесят первая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

25, 33–35)… . Смотри, как Он признает Себя должником перед теми, кто был милостив к Нему в лице бедных? Жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня (ст. 35, 36). Итак, если по внешности ты одеваешь бедного, на самом деле ты одеваешь Христа. Одень же Христа, чтобы Он одел тебя в день суда; введи Его под свой кров, чтобы Он укрыл тебя в день гнева. Помнишь, что сказано у Давида; скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего (Пс. 26, 5)? И там нужен кров, и там угрожает тот страшный огонь – неумолимая геенна: кого не прикроет рука Христова, тому придется испытать на себе чуждый огонь, который всеми, кто чужд (Христу), овладевает: святых он по читает, благочестия боится, но нечестие становится его добычей. Там не имеют значения ни богатство, ни деньги, ни власть, ни могущество, – все это одинаково предстанет перед судилищем Христовым. Хотя бы и была здесь разница между людьми, но перед Владыкою все становятся равночестными, всякая разница изглаждается. с. 763. Беседа о слепом, исцеленном Христом, и о Закхее, и о суде, и о милостыне] Нет греха, которого бы не могла очистить, которого бы не могла истребить милостыня; всякий грех ниже ее; она есть врачевство, пригодное ко всякой ране. Что хуже мытаря? Он способен на всякое нечестие; но и это все нечестие Закхей очистил (Лк. 19, 8–9). Смотри, как и Христос внушает это тем, что установил: имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12, 6). И Павел говорит: только чтобы мы помнили нищих (Гал. 2, 10). И везде в Писаниях много говорится об этом предмете. Так, (Премудрый) говорит: богатством своим человек выкупает жизнь свою (Притч. 13, 8). И Христос: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). В этом, подлинно, состоит совершенство. Милостыня же совершается не только деньгами, но и делами. Так, например, можно ходатайствовать, можно подать руку помощи; часто в делах ходатайство помогало даже больше денег… Итак, приведем в действие в настоящем случае все роды милостыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Он (Каиафа) сказал это со злобным помыслом, но благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем» (Феофил., ср. Злат.). Дьявол часто лживо извращает слово Божие и самосущую правду представляет ложью ( Быт. 3:4–5 ). Бог иногда посмеивается над дьяволом , влагая в уста его – отца лжи и его органов – поразительную истину (ср. Мк. 5:7 и прим.). – Умрёт за народ: в смысле умилостивительной жертвы за грехи народа, чего, конечно, нельзя предполагать в словах Каиафы; он думал предать смерти одного за весь народ ради политического его благоденствия, а Дух Святой этими словами прорёк другую величайшую истину, что один умрёт для искупления народа от духовной смерти и для духовной вечной жизни (ср. 6:51). И не только за народ, восполняет евангелист невольное пророчество Каиафы, но и чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Под рассеянными чадами Божиими надобно разуметь в противоположность народу, как национальности иудейской, язычников ( Лк. 2:32, 7:5 ; Ин. 18:35 ; ср. Злат., и Феофил.), а не рассеянных между язычниками иудеев (ср. прим. к 7:35). Господь принёс умилостивительную жертву за весь мир – иудеев и язычников; и те и другие по вере в Него делаются чадами Божиими. Образ речи пророчественный: «чадами Божиими наименовал их, как имеющих быть таковыми» (Евф. Зиг., ср. Рим. 9 и далее; Рим. 15:27 , Гал. 3:14 ; Еф. 1 и далее; Рим. 8 и далее; Рим. 11:25 и далее; Рим. 16 и далее; Еф. 3 и далее). Под собранием воедино чад Божиих разумеется собрание не в одно место, но собрание рассеянных в разных местах в одно общество по вере во Христа ( Церковь единая). Все верующие во Христа, всюду рассеянные между неверующими, составляют одно вообще христианское общество, одно духовное тело, коего глава Христос, а прочие – все члены его ( 1Кор. 12 и далее). 53. Ин. 11:53 . С этого дня положили убить Его. Мф. 21:38 . 54. Ин. 11:54 . Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошёл оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010