Мф.8:23 .  И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. (Ср. Мк.4:35–36 ; Лк.8:22 .) В этом стихе возобновляется нить рассказа, прерванного с 19-го стиха вставкой о лицах, желавших следовать за Христом, и это сближает показания Матфея с показаниями Марка и Луки. Нужно представлять дело так, что Спаситель первый вошел в лодку, ту самую, которая приготовлена была по Его повелению (стих 18), на что указывает артикль перед словом «лодка» ( τ πλοον), впрочем, пропущенный в некоторых кодексах и изданиях. Судя по тому, что в лодку, кроме Христа, вошли и ученики Его и, как думают, другие лица ( νθρωποι – стих 27), она была довольно вместительна. Марк: «взяли Его с собою, как Он был в лодке». Под учениками некоторые не имеют в виду 12 апостолов на том основании, что они называются в Евангелии Матфея ο δδεκα ( Мф.10:1–2, 5, 11:1, 20:17, 26:14, 20, 47 ). Но в дальнейшей речи вошедшие в лодку называются и учениками (ср. Мф.10:1 – τος δδεκα μαθητς; Мф.11:1 то же; Мф.12:1 – просто ο μαθητα и др.). Если, согласно показанию других евангелистов, путешествие было после произнесения притчей, то нет ничего невероятного, что в лодку вошли именно 12 учеников. Феофилакт говорит даже, что Спаситель «удержал только одних учеников, чтобы они видели чудо». Ориген замечает, что, совершив великие и удивительные чудеса на суше, Иисус Христос переходит на море, чтобы там показать еще более превосходные дела, – насколько здесь Он показывает Себя Господом земли и моря. Мф.8:24 .  И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Мф.8:25 .  Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. Мф.8:26 .  И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. (Ср. Мк.4:39–40 ; Лк.8:24–25 .) У Матфея упрек ученикам в маловерии высказывается до утишения бури, у других двух синоптиков – после. Различие это не имеет большой важности, так как и вообще евангелисты, рассказывая о событиях, в своей речи иногда нанизывают факт за фактом, мало заботясь о точном определении времени и хронологической последовательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И третий взял ее, даже до седьмого: но никоторый не оставил детей (και οκ φηκαν σπρμα), – также и все семеро не оставили детей (ο κατλιπον τκνα), и умерли После (στερον δ) всех умерла и жена. [После (σχτη) всех и жена умерла]. И так в воскресении, когда воскреснут, которого из них – которого из семи она будет (Мф. и Мк. σται, Лк. γνεται) женою? Ибо все [ибо] семеро имели ее женою. б. Ответ Иисуса Христа. Ответствуя (=в ответ на то) сказал им [Иисус]: заблуждаетесь, – не от того ли вы заблуждаетесь, – не зная (=что не знаете) Писаний, ни силы Божией? Ибо в воскресении – [Ибо] когда из мертвых воскреснут – (—35—) не женятся, и не выходят за муж (οτε Мф. εκγαμξονται, Мк. γαμσκονται); Чада века сего женятся и выходят за муж. А сподобившиеся улучить тот век и воскресение из мертвых, (—30—) (—25—) ни женятся, ни за муж не выходят (οτε εκγαμσκονται); суть (=живут) как Ангелы на небесах, – как Ангелы Божие на небеси [суть]. Ибо и умирать уже не могут: ибо они подобны Ангелам, и суть сыны Божие, став сынами воскресения. в. Подтверждение воскресения. А о мертвых [же], воскресают мертвые, – о воскресении [же] мертвых, не читали ли вы в книге Моисеевой, что сказано (τ ρηζν) вам от Бога, говорящего при купине, – и Моисей показал при купине (=говоря о купине), когда он называет (ς λγει) Господа Богом Авраамовым, и Богом Исааковым, и Богом Иаковлевым, – как (ς) сказал ему Бог, говоря: Бог же не есть [Не есть Бог] мертвых, но живых. Ибо у Него все живы. И так вы весьма заблуждаетесь. г. Согласие книжников, и удивление народа. На сие некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты правильно говоришь. И слышав народ, дивился учению Его. 3. Первая Заповедь. а. Вопрос Законника. Фарисеи же, услышав, что Он привел в молчание Саддукеев, собрались вместе. приступив один из книжников, [спросил] один из них, законник, – слышавший их спорящих, и видев, что Иисус хорошо ему ответствовал, (—35—) спросил Его, искушая Его и говоря: Учитель! какая первая из всех заповедей? какая наибольшая заповедь в законе?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы, пришедши внезапно, не нашёл вас спящими ( Мк. 13:35–36 ). Смотрите, бодрствуйте, молитесь: ибо не знаете, когда наступит это время ( Мк. 13:33 ), – в который час Господь ваш придёт ( Мф. 24:42 ). Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын человеческий ( Мф. 24:44 ; ср. 25:13). Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк. 21:36 ). Невозможность предузнать время второго пришествия Господа и предсказание Его, что Он придёт внезапно, именно и служат побуждением к бодрствованию, к тому, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа. Конечно, здесь разумеется преимущественно нравственное бодрствование: свобода от чрезмерного пристрастия к земному и от грубых пороков, нравственная чистота, религиозная настроенность и частое памятование жизни загробной. Но нравственная чистота и высота делает и ум чутким и проницательным. Святые люди и без обширных познаний лучше понимают дух времени и смысл совершающихся в мире событий, нежели люди знающие, но ослеплённые страстями, предрассудками, односторонними и превратными учениями. При нравственном бодрствовании не может не быть здравого и широкого взгляда на вещи; а когда оно достигает высокой степени, то человек становится способным проникать в тайны бытия, например, предузнаёт будущее. Увещание быть нравственно-чистыми и бодрствовать есть вместе с тем призыв чаще помнить о кончине мира и о втором пришествии Христовом и размышлять о направлении и строе современной жизни. Нравственно чистый имеет наиболее склонности и способности понять и оценить знамения своего времени и менее подвергается опасности впасть в грубое заблуждение по вопросу о времени второго пришествия Христова. Впрочем, Иисус Христос и прямо призывает не только к нравственному, но и к умственному бодрствованию: смотрите, бодрствуйте, говорит Он. И так как никто не знает, когда придёт Иисус Христос, так как день Его пришествия, как сеть, найдёт на всех живущих ( Лк. 21:35 ), то никто не может сказать с безусловной уверенностью, что этот день не настанет во время его жизни; а потому все и каждый всегда должны быть готовы встретить этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Ин.19:25–27 Есть нечто особенно нежное и человечески трогательное в этом третьем крестном слове Иисуса, возлюбленные братие! После слова Его первосвященнической молитвы за Своих распинателей, после слова Его царского изъявления помилования раскаявшемуся разбойнику, Он еще раз отверзает уста Свои для слова любви, в котором сказывается сердце сына и друга, но это слово есть в то же время и слово Спасителя, которым Он всех собравшихся вокруг Креста Его привлекает к Себе и соединяет в Своей любви. Таким образом, при Кресте Спасителя находились не одни только насмешники и враги Его. Нет, среди громадной толпы этих врагов была незначительная часть и преданных Ему, опечаленных душ. Хотя ученики оставили Его и разбежались по домам своим и только один из них Иоанн, «которого любил Иисус» ( Ин.13:23 ), следовал за Ним до Креста, но женщин, которые сопровождали Его из Галилеи и служили Ему, было там, как прямо говорит евангелист Матфей, много ( Мф.27:55 ). Они стояли вдали и в безмолвной скорби смотрели на печальное зрелище. Некоторые из них, которых евангелист называет по имени, подошли к самому Кресту. Пламенная любовь победила в них всякий страх. О, поистине геройская душа живет в женщине, когда воодушевляет и укрепляет ее любовь. Они не обещали Спасителю, подобно ученикам Его, что они никогда не оставят Его. Они не заверяли Его, как Петр: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:35 ) – но они сделали то, что те на словах только обещали сделать – они не оставили Его и в момент самой смерти. Впереди других мы видим погруженную в глубокую скорбь Марию, Матерь Иисуса. Кто сумеет сказать, что чувствовала Она в этот час душевной туги? Где теперь все Ее надежды и чаяния, которые присущи были Ей с того момента, когда Ангел приветствовал Ее благословенною в женах ( Лк.1:28 )? Теперь через Ее душу, как некогда пророчески предвозвестил праведный Симеон, проходит оружие ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Посмотрим, какое таинство заключается в этом. Прежний народ обрезания представлен Рувимом ( Быт.29:32 ), который был первенцем; но и Гадом ( Быт.30:10 ), который также первенец от Зелфы; и Манассией, который есть также первенец и ничем им не уступает ( Быт.41:51 ). Однако, говоря «первенец», я имею в виду первенство по времени. Таким образом, это сказано отнюдь не для того, чтобы могло показаться, будто существует некое разделение и разграничение между нами и теми, кто был праведным до пришествия Христа, но чтобы показать, что они – наши братья, хотя и жили до Христова пришествия. И хотя до прихода Спасителя у них и был жертвенник, они понимали и осознавали, что это – не подлинный жертвенник, а лишь его отражение, образ грядущего подлинного жертвенника. Знали они, что настоящие жертвы, такие, которые стирают грехи, приносят не на этом жертвеннике первенцев, а на том, где пребывает Иисус, где сожигаются истинные небесные жертвы. И есть «один Пастырь и одно стадо» ( Ин.10:16 ), то, которое составляют ветхозаветные праведники и нынешние христиане. И чтобы подтвердить свои слова, я хочу привести пришедшую мне на ум историю, и да сподобит нас Господь ее духовного истолкования. Случилось некогда так, что люди в пустыне стали умирать. Пришел первосвященник Аарон и «стал он между мертвыми и живыми» ( Чис.16:48 ), чтобы остановить в других губительное действие смерти. И ныне приходит истинный Первосвященник Господь мой и встает между живыми и мертвыми, то есть теми иудеями, которые приняли Его присутствие, и теми, кто не только не принял Его, но убили скорее сами себя, чем Его, сказав: «Кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:25 ). Вот почему «вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, которого убили между храмом и жертвенником, придет на род сей» ( Мф.23:35–36 ), сказавший: «Кровь Его на нас и на детях наших». Это и есть мертвая часть народа, ибо не соблюдают они, как должно, ни постные, ни праздничные дни, «их праздники обратились в скорбь, а все увеселения – в плач» ( Тов.2:6 ); и даже если бы они захотели, то не смогли бы отмечать праздники в месте, избранном Господом Богом. Однако мы не сказали им: «Вы не будете иметь части ни в нашем жертвеннике, ни в наследии Господнем», но сами они по своей воле отвергли истинный жертвенник и небесного Первосвященника и дошли до такого несчастия, что утратили образ и не приняли истину, и потому сказано им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк.3:32–35 ). Если же это – мать Его, то разве не сын матери Он, почтивший правду этим наименованием? Значит, всякая душа может быть матерью Христа по своему нравственному настроению. Что это значит – матерью Христа? Всякая душа рождает в себе Христа; и пока она не преобразится благочестием, не может называться матерью Христа. Когда ты воспринимаешь слово Христово, переживаешь его в сердце своем и как бы в утробе преобразуешь его своею мыслью, тогда ты по справедливости являешься матерью его. А чтобы ты убедился, что в каждом из нас воображается Христос и что матерью Христа – я разумею, конечно, слово Христово – делается душа каждого из нас, вот слова ап. Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ). Ты сохранил справедливость? Значит, вообразил в душе своей Христа. Подал милостыню? Значит, начертал образ истины. По мысли апостола, не в каждом из нас в отдельности воображается Христос: под Христом он разумеет слово благочестия, через которое в нас отпечатлевается истина. Итак, подал ты милостыню? Вообразил в себе Христа. Исполнил справедливость? Запечатлел в себе истину. Таким-то способом мы и можем сделать Христа своим братом. Пусть Он будет участником в твоих делах. Не хочешь разделить с Ним всего? Дай Ему хотя половину, как Закхей. Но Закхей, скажешь ты, дал Ему самому, а не бедным? А послушай, что сказано: «благотворящий бедному дает взаймы Господу» ( Прит. 19:17 ). Давая бедным, ты и даешь Христу. Не знаешь разве, что поданное нищему Он принимает как поданное Ему самому? Не знаешь разве, как изобразил Он страшный для тебя суд, какими словами? «В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей» ( Мф. 19:28 ) «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» ( Мф.25:33–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Первоначальная проповедь Иоанна Предтечи уже предвозвещает близкое пришествие Духа, но еще не разъясняет его (ср. Лк.3:16 ). Сам Господь также обещает тем, кто будет гоним за Него, что «Святой Дух научит... в тот час, что должно говорить» ( Лк.12:12 ). Спаситель восстает против обвинения, что Он изгоняет бесов силою веельзевула и торжественно утверждает, что Он совершает исцеления «перстом Божьим» ( Лк.11:19–20 ). В параллельном месте в Евангелии от Матфея – «Духом Божьим» ( Мф.12:28 ). Б) Дух Святой во Христе Иисусе 1 . В Воплощении. Особого внимания здесь требует Евангелие от Луки, ибо тема Духа проходит в нем красной нитью и освещает нам тайну Христа и Его служения. Предтеча Христов Иоанн исполнен Духом Святым еще от чрева своей матери ( Лк.1:15 ), предвосхищая сошествие Святого Духа на Пречистую Деву Марию, Которую Он осеняет, подобно тому, как Слава Божия сходила на Синай или наполняла храм в Ветхом Завете: «Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). При посещении Девой Марией Елизаветы, последняя исполнилась Духом, и «младенец взыграл во чреве ее» ( Лк.1:41–42 ), и она благословила Марию и Ее Младенца. Мария, а затем и Захария, воспевают песнь хвалы, вдохновляемые Святым Духом ( Лк.1:47, 68 ). Старец Симеон, также по наитию Духа, встречает Младенца Иисуса в храме и провозглашает в Нем исполнение обетований Божьих, данных пророками Израиля ( Лк.2:25–32 ). Мы встречаем здесь исключительное совпадение между излияниями Духа и рождением Христа. Дух Святой открывается как Дух Воплощения, Тот, в Котором и чрез Которого Слово Божие внедряется в рамки исторического бытия, Тот, Который приуготовляет Ему человеческое тело, имеющее быть храмом «полноты Божества» ( Кол.2:9 ). Евангелисты сходятся в утверждении о личном действии Святого Духа в Боговоплощении: «Родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» ( Мф.1:20–21 ). «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» ( Лк.1:35 ). «Рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). Отныне Духом Святым будет раскрываться достоинство Богосыновства в человеческой природе Спасителя. Только в Евангелии от Луки упоминается «возрастание» Отрока Иисуса, Который «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Мы встречаемся здесь с одной из самых трудных и даже противоречивых проблем христологического богословия: как сочетать возрастание Иисуса в премудрости и в любви с христианской верой, что в вся полнота Божественной премудрости и святости обитала в Нем с первого мгновенья Боговоплощения? Созерцая тайну «почивания» Духа Святого во Христе, мы и можем не столько разрешить эту тайну, сколько проникнуть в нее очищенным и трепетным взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

5. Впрочем, если вышесказанное, мною не довольно убеждает кого-либо в том, что пророки были посланы от Одного и Того. же Отца, от Которого послан и Господь наш, тот пусть откроет уши сердца своего и, призвав Учителя нашего Иисуса Христа, послушает, что Он говорит: «Царство небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих созвать званных на брачный пир». И когда они не хотели послушаться, «опять послал других рабов, говоря: скажите званным: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и все откормленное заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши его, пошли кто на свое поле, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов, иных оскорбили, а иных убили. Услышав о сем, царь разгневался, и послал войска свои истребить тех убийц и сжечь город их, и сказал рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны. Итак, подите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежавших, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг, как ты вошел сюда, не имея брачной одежды? Он же молчал. Тогда сказал Царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте его в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Ибо иного званных, а мало избранных» ( Мф.22:1–15 ). Сими словами Господь ясно показывает все, – и что Один Царь и Господь всего Отец, о Котором прежде сказал: «не клянись и Иерусалимом, потому что он есть город великого Царя» ( Мф.5:35 ), и что Он изначала приготовил брачный пир для Своего Сына и по неизмеримой благости звал чрез рабов Своих первых людей на пир, а когда они не хотели послушаться, позвал еще других рабов для призыва их, но и так они не послушались и возвещавших зов побили камнями и убили; и Он, послав войска Свои, истребил их и город их сжег; призвал же на брачный пир Сына Своего со всех распутий, т. е. от всех народов, как говорит чрез Иеремию: «и Я послал к вам рабов Моих, пророков, сказать: устранитесь каждый из вас от пути неправедного и сделайте лучшими дела ваши» ( Иер.35:15 ) и еще говорит чрез того же пророка: «и Я послал к вам всех рабов Моих, пророков, в день и прежде света, и не послушались Меня и не приклонили ушей своих. И скажешь ли эти слова: сей род не послушал голоса Господня и не принял научения; вера пропала из уст их» ( Иер.7:25–29 ). Господь, Который призвал нас отовсюду чрез Апостолов, Он чрез пророков звал древних людей, как видно из слов Господа; и не от одного пророки, а от другого апостолы, хотя они проповедовали различным народам, но от Одного и Того же одни возвещали Господа, другие проповедовали Отца, одни предвозвещали пришествие Сына Божия, а другие проповедовали Его уже пришедшего тем, которые были далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51 , и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29 . В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29 ; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8 . 1Кор.10:20–21 . «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20 ; Пс.105:35:38 ; Вар.4:7 ; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25 ; Мф.26:26–28 . 1Кор.11:25–27 . «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55 ; 1Кор.10:16 , так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34 . Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28 . Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(Беседа 8-я на 1 Послание к Тимофею). § 65. Чтобы украшение суетное, которое христианам крайне не приличествует, и душепагубную роскошь, которая, как видно, час от часу в христианах усиливается и умножается, удобнее оставить и умеренно жизнь проводить, полезно примечать и рассуждать следующее: 1) Всякое излишество телесное без оскорбления Божия и обиды ближнего не бывает, как выше сказано. 2) Всякое добро, какое ни имеем, Божие есть, а не наше: нагими вышли из чрева матери и потому нищи и бедны сами по себе; а что ни имеем, Богом данное имеем. Богатство наше – Божие добро, а не наше собственное, поэтому должны расходовать его по воле давшего Бога, а не по прихотям нашим. Спрашиваешь ли ты с приказчика своего, куда и на что он деньги, данные ему тобой, издержал – спросит и с тебя Господь о данном тебе Им богатстве. Готовь же ответ Ему. Не спросит Он у тебя: имел ли ты богатое и красивое платье, богатые дома, коней, кареты и прочее, часто ли принимал гостей и прочее? Нет, ничего такого не видно в Святом Писании. Но что же Он у тебя спросит? Спросит: питал ли ты Его добром, тебе данным, голодных? Одевал ли нагих? Устраивал ли дома для не имеющих, где головы приклонить? Принимал ли в доме странствующих? Выкупал ли сидящих в темницах за долги и прочие требования, и прочим бедным и неимущим уделял ли от данного тебе добра? ( Мф.25:35–36 ). Дается нам богатство не ради нас одних, но и ради ближних наших, которые того требуют. Видишь, как неправедно делают люди, когда то добро, которое дано на общую пользу, на свои прихоти расточают и так воле Божией противятся. Такие богачи – расточители богатства, а не строители; а те, которые хранят в сундуках богатство свое, – стражи его и рабы, а не Божии слуги и рабы. Поэтому надо всякому богачу рассмотреть, куда и на что богатство, ему Богом данное, издерживает. Надо всегда помнить тот страшный глас Судии праведного: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть» ( Мф.25:41–43 ); – и Авраамов ответ богачу, который, облачаясь в порфиру и виссон, каждый день пиршествовал блистательно: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010