Вопрос: С какой целью верующие совершают поклоны и когда их нужно делать? Отвечает священник Афанасий Гумеров : Поклоны являются символическими действиями, в которых выражаются наши разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвала, благодарение и радость. Потребность преклониться перед величием и святостью Бога – неотъемлемое свойство духовной природы человека. Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:3). Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ ( Вт.9:25). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю (Деян.9:3-6). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» (Откр.4:10). Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин.4:23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением. Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-ro Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения: — «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-ro Вселенского собора).

http://pravoslavie.ru/6509.html

Глава 8 Великое гонение на Церковь после убиения Стефана (ст. 1-4). Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва (5-13). Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв (14-25). Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы (26-40). Гонение на Церковь (8:1-4). Убийство Стефана не осталось единичным фактом: оно было началом великого гонения на Церковь во Иерусалиме, продолжавшегося и потом некоторое время, - как долго, в точности неизвестно. Церковное предание сохранило воспоминание, что в тот же день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан (см. Четьи минеи 28 июля). Все, кроме Апостолов, рассеялись, то есть, следуя разрешению Господа (Мф. 10:23), бежали в другие города Иудеи и Самарии. Апостолы же смотрели на святой город, как на место, которое должно было стать средоточием нового Царства Божьего на земле, а потому не считали себя вправе оставить Иерусалим. Погребли Стефана, по-видимому, не христиане, которые не смели бы этого сделать, а " мужи благоговейные " из иудеев, тайно расположенных к христианству, имевшие мужество, подобно Иосифу Аримафейскому и Никодиму в свое время, придти и похоронить тело мученика. Этим мужам благоговейным Дееписатель противополагает фанатичных гонителей христианства, каковым был Савл, входивший в дома и влачивший мужей и жен в темницы. Видимо Савл был орудием синедриона и был уполномочен им на такой образ действий. В этом он сам признается в послании к Галатам 1:13. Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (8:5-13). Но злоба врагов Христа имела своим последствием еще большее распространение веры Христовой. Рассеявшиеся христиане всюду сеяли семена Христова учения. Из 11:19 видно, что они прошли до Финикии, Кипра и Антиохии. С самого начала таким образом стало оправдываться замечательное изречение Тертуллиана: " кровь мучеников - семя христиан. " Дееписатель передает прежде всего об обращении самарян в результате проповеди диакона Филиппа. Что это был диакон, а не Апостол Филипп из 12-ти, видно по тому, что после обращения самарян к ним были посланы Апостолы Петр и Иоанн для возложения на них рук и низведения Духа Святого. Кажется Филипп имел дом и семейство в Кесарии и шел туда, а по дороге остановился в городе Самарии, переименованном Иродом Великим в Севастию. Видя чудеса, совершавшиеся Филиппом, народ с радостью внимал его проповеди.

http://sedmitza.ru/lib/text/430529/

Глава 8 Гонение на Церковь после убиения Стефана (1–4). Проповедь Филиппа в Самарии (6–8). Симон Волхв (9–13). Петр и Иоанн в Самарии. Грех Симона Волхва (14–25). Крещение Филиппом евнуха царицы Ефиопской (26–40) Деян.8:1 .  Савл же одобрял убие­ние его. В те дни про­изошло великое гоне­ние на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рас­сеялись по раз­ным местам Иудеи и Самарии. «Савл одобрял убиение его», Стефана. В этом сознается впоследствии сам он ( Деян.22:20 ). «В те дни...» – εν εκενη τ ημρα... – слав. «в той день...» Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон – Никанор. (Чет. Мин. 28 июля). «Все, кроме Апостолов, рассеялись...», – может быть, припомнив слова Господа ( Мф.10:23 ). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости...» Деян.8:2 .  Стефана же по­гребли мужи бла­го­говейные, и сделали великий плач по нем. «Мужи благоговейные...» – может быть, и не христиане, а просто почитатели Стефана из более благоразумных евреев, тайно расположенных к христианству, подобно тому, как Иосиф и Никодим имели некогда такую же смелость совершить погребение распятого Господа. Эти благочестивые почитатели мученика устроили, по еврейскому обычаю, и «великий плач» об умершем ( Быт.50:10 ; Втор.34 и др.). Деян.8:3 .  А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава первая. Евхаристия в век апостольский Первой христианской Евхаристией была последняя, предсмертная трапеза Господа с Его учениками, получившая название Тайной вечери, когда Он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ; ср. Мк. 14, 22–24 ; Лк. 22, 17–20 ; 1Кор. 11, 23–25 ). Но как благословлял Иисус Христос хлеб и кого и как Он благодарил, держа в руках чашу, ни один из апостолов этого не сообщает. Молчание апостолов о действиях и словах Господа, которые нам, современным христианам, представляются особенно важными, может быть объяснено только тем, что для апостолов, а равно и для первых поколений христиан, к которым непосредственно были обращены их писания, этот образ благословения хлеба и содержание благодарения были настолько хорошо известны, что не было нужды писать о них подробно. Но для богословского понимания значения Тайной вечери очень важно установить, что представляла собой эта последняя трапеза Господа, к какому виду еврейских трапез она принадлежала. Была ли шабурах (chaburach) – праздничная трапеза, какие иногда устраивали евреи для тесного круга своих друзей, или же пасхальная (passover)? Экзегетическая проблема возникает из-за расхождения евангелистов-синоптиков с Иоанном Богословом по поводу времени празднования евреями пасхи в год распятия Иисуса Христа. Евангелист Лука, наиболее обстоятельно описавший Тайную вечерю, говорит: «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он. И скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Евангелисты Матфей, Марк и Лука, а также апостол Павел оставили нам в своих писаниях сведения об установлении Господом Иисусом Христом таинства причащения, когда Он на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; ср. Мк. 14:22–24 ; Лк. 22:17–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Но как благословлял Иисус Христос хлеб и кого Он благодарил, держа в руках чашу вина, и что при этом говорил, ни один из апостолов не сообщает. Полное молчание апостолов о действиях и словах Господа, которые нам, современным христианам, представляются особенно важными, может быть объяснено только тем, что как для самих апостолов, так и для тех христиан, к которым непосредственно обращены были их писания, этот образ благословения хлеба и содержание благодарения были так хорошо известны, что не было нужды писать о них подробно. Они могли быть широко распространены вместе с другими благочестивыми «преданиями старцев» относительно вкушения пищи, о которых упоминает евангелист Марк ( Мк.7:3–4 ). Известно, что еще до Рождества Христова один из современников Ирода Великого раввин Гиллель предпринимал попытку систематизировать бытовавшие в его время в традиции устной передачи религиозные «предания старцев». Позднее раввин Акиба (умер в 135 году) и его ученик раввин Меир записали большую часть этих преданий, а во второй половине того же II века раввин Иуда Ха-Наси (умер около 194 года) кодифицировал все записанные предания 1 . Возникшая таким образом основная часть Талмуда Мишна сохранила до нашего времени многие молитвы евреев, в том числе и застольные, а также указания на благочестивые обычаи и порядки различных трапез, по своей давности восходящие еще ко времени устной передачи «преданий старцев». На основании этих сведений Талмуда и сообщений апостолов о Тайной вечере можно получить достаточно ясное представление как о ритуале Тайной вечери в целом, так и о том благословении и благодарении, которые совершал над хлебом и вином Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 4. Внешнее и внутреннее. О современных фарисеях 02.08.2023 1072 Время на чтение 17 минут Фото: Из интернет-источников В предыдущих статьях (частях 1-3) мы начали рассматривать евангельские заповеди и проверять, знаем ли мы их и исполняем ли, потому что перед этим выяснили, что все мы будем судимы на Страшном Суде по единственному Кодексу законов, установленных Богом для нас, православных христиан, – Евангелию. Закончив проверку знания и исполнения нами главной и основополагающей евангельской заповеди – заповеди о покаянии в свете учения о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова), скорее всего, нужно признать, что мы её не исполняем и, если говорить честно, исполнять не хотим. Искренне надеясь, что хотя бы кто-нибудь из читателей всё-таки задаст себе в связи с этим печальным выводом вопрос о том, каково же в таком случае будет решение Суда, определяющее его вечную участь, теперь продолжу рассматривать частные евангельские заповеди. Я не буду придерживаться какой-то системы в их рассмотрении, так как боюсь, что если применять системное рассмотрение заповедей, то для этого нам может просто не хватить времени, судя по сегодняшним событиям, которые стремительно разворачиваются в Церкви и мире, а лично мне – и сил. Ибо заповедь Господня широка зело (Пс. 118). Поэтому, если Богу будет угодно, рассмотрим просто некоторые частные заповеди. 2. « Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25-28). Так обличал Господь ветхозаветных фарисеев. А для современных христиан, не желающих знать и исполнять заповедь Господа о покаянии, фарисейство – это едва ли не самая актуальная и всеобщая смертельная болезнь, которая рождается из того же источника – из наших неочищенных внутренних гробов, наших сердец, в которых живёт вечная смерть как результат грехопадения человеческого рода.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любая война – трагедия Лучше худой мир, чем добрая война, но, к сожалению, даже худой мир не всегда возможен 28.02.2022 641 Время на чтение 3 минуты Фото: из личного архива автора «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Лк. 21:9). 27 февраля неделя о Страшном Суде, и мы в очередной раз читаем Евангелие о втором пришествии Господа Нашего Иисуса Христа и последнем Страшном Суде, на котором будет окончательно и бесповоротно определена вечная участь всех людей. И на нём, как следует из Евангельской притчи, не будет спрашивать о нашем мировоззрении или занимаемой должности, а будет спрашивать, были ли мы человеколюбивы? Проявили ли милосердие к страждущим, утешили ли человека в горе, проявили ли сочувствие и т.д. Ведь того, кто искренно научился проявлять сочувствие и милосердие, любить ближнего, Господь не будет спрашивать, потому что любить ближнего – значит открыть сердце к тому, чтобы вместить Любовь Божественную. И не достаточно просто помнить о заповедях и принуждением себя заставлять их исполнять (для новоначальных, в перво-первые годы, конечно, нужно принуждать), но необходимо, чтобы они вошли в нашу плоть и кровь, чтобы исполнение заповедей Божиих было потребностью души человека. И удивительный ответ дают те, кто не творил дела любви: «Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44). Потому что они просто не замечают нуждающихся в их любви людей. Они прожили жизнь только для себя: расчётливо, разумно, по известной поговорке моя хата с краю… Некоторые могут возразить, что достаточно просто любить Бога, а ближнего не обязательно, но апостол Иоанн в своём послании указывает, что это ложная мысль: «Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Поэтому никто не может любить невидимого Бога, если не научился любить ближнего. Если наше сердце закрыто, холодно и боится только одной мысли, что другому человеку от нас что-то нужно, то, где уж тут говорить о близости Бога...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/28/ly...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша идея - искание правды Божией на земле» Известный архипастырь в интервью РНЛ размышляет о духовном состоянии русского народа, о Великой Победе, о Сталине и о том, что сегодня может объединить наше общество 25.07.2013 1517 Время на чтение 16 минут От редакции. Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов недавно побывал на далекой окраине России - в Приморском крае. Во Владивостоке он встретился и записал интервью с одним из самых авторитетных русских архиереев митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарем). Эту беседу мы предлагаем вниманию читателей РНЛ. Анатолий Степанов : Дорогой Владыка, мы беседуем с Вами в Вашем замечательном кабинете в епархиальном управлении. Но еще не так давно ничего этого во Владивостоке не было. Владивостокская и Приморская епархия была восстановлена только в январе 1991 года, а Вы на свою родину как правящий архиерей, если мне не изменяет память, прибыли в конце 1992 года. Таким образом, в минувшем году исполнилось 20 лет Вашего служения здесь, на далекой окраине России. За эти годы даже невооруженным глазом видны изменения, которые произошли в духовной жизни здешних мест: построены храмы, возобновлены монастыри, восстановлен величественный Покровский градский собор в Покровском парке Владивостока. Да и сама епархия стала уже митрополией, объединяющей несколько епархий. Что Вы считаете главным достижением за эти 20 лет? Митрополит Вениамин: Хочу сразу сказать, что мое участие в этом процессе, конечно, было, но это не значит, что именно благодаря мне все здесь быстро изменилось. Другой архиерей на моем месте смог бы, наверное, сделать гораздо больше. Когда я прибыл сюда, епархия была никакая: не более восьми приходов, 12 священнослужителей. Постепенно их количество увеличилось. Опять скажу: ведь не за 2 года произошли эти изменения. Если бы мы с моими помощниками сделали все это за 1-2 года, тогда стоило бы удивляться. Но и даже в таком случае, я бы сказал: «Не нам, не нам, Господи, дашь славу, а имени Твоему!». Мы просто трудились, старались не покидать место служения без нужды. Ведь добрый хозяин не покидает дом без нужды, а если покидает дом на 3-4 дня, и за домом никто не смотрит, то и окна выбьют, и скарб растащат. Нужно было быть все время здесь и болеть душой, помнить всегда заповедь Спасителя: «Идите, научите все народы, крестяще во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28: 19). Как могли, сколько могли, так мы и делали.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/26/...

иером. Филипп IV. О таинствах Церкви Христовой 1. Почему христианин нуждается в благодатной помощи, подаваемой в церковных таинствах? «Плоть желает противнаго духу, а дух – противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, чего хотели бы» ( Гал.5:17 ). 2. Как описывает эту борьбу духа с плотию св. ап. Павел? «Знаю, что не живет во мне, т.е., во плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующих закону ума моего и делающий меня пленником закона греховнаго, находящагося в членах моих. Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:18–24 ). 3. Кем избавляемся мы от этой власти плоти над духом? «Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим.7:25 ). 4. Откуда получаем мы все необходимое для истинно христианской жизни и благочестия? «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ). 5. Кому Господь дал власть совершать таинства и чрез них преподавать верующим благодать Св. Духа? «Иисус сказал им (11-ти ученикам): дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:18–19 ). 6. Как поэтому называли себя Апостолы? «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). 7. Хотя в Евангелии и говорится кратко об установлении Христом Спасителем всех таинств, но когда же Господь дал подробное наставление Своим Апостолам о совершении их и вообще об устроении Царства Божия? (По воскресении Своем) «… в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ). 8. Для напоминания Апостолам всего сказанного и для наставления их истине, что обещал Христос Спаситель сделать?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иоанн Предтеча: Предшественник новой жизни Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. 6 июля, 2010 Аскет и пламенный проповедник, от остальных он не требовал никакого особенного аскетизма — только верности Богу. Однажды к нему пришли воины — а в те времена Палестина была оккупирована Римом, так что для большинства евреев эти воины были коллаборационистами вроде наших власовцев — и спросили, что им делать. Это о нем Христос сказал: «… из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » (Мф. 11: 11, ср.: Лк. 7: 28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей, и не произносил цветистых речей, как Исайя. Почему же он оказался «больше» их и в каком смысле можно понять это «больше»? На стыке Заветов Церковь тоже принимает этот масштаб, посвящая Иоанну целый ряд праздничных и постных дней: зачатие (6 октября по новому стилю); рождество (7 июля); усекновение главы (11 сентября); первое и второе обретение главы (8 марта); третье обретение главы (7 июня), не говоря уже о перенесении десницы с Мальты в Гатчину при императоре Павле (25 октября, сегодня эта святыня находится в черногорском городе Цетинье, куда ее неведомо как вывезли после революции). Наконец, его память, т. н. «собор», отмечается и в день после Крещения (20 января). Под именем пророка Яхьи почитают его и мусульмане; особую роль отводили ему в своем богословии самые разные религиозные учения и секты древности – например, гностики и манихеи. И даже знаменитое празднество Ивана Купала (его отмечают далеко не только на Руси) в церковном календаре не что иное, как день рождества Иоанна, хотя здесь наверняка старинные языческие обычаи в сознании народа просто соединились с датой христианского праздника. Иоанна считали и считают своим небесным покровителем многие общины, города, провинции и корпорации — например, канадский Квебек и Мальтийский рыцарский орден, а с ним и все островное государство Мальта.

http://pravmir.ru/predshestvennik-novoj-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010