Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГУМЕН [греч. γομενος - управитель, руководитель], начальник мон-ря; в РПЦ титул, присваиваемый как иерархическая награда иеромонахам (соответствует протоиерею белого духовенства). В НЗ слово γομενος обозначает вообще начальствующего («Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» - Лк 22. 26; «начальствующих между братиями» - Деян 15. 22) и переводится на рус. язык также как «начальник» (Деян 7. 10; 14. 12), «вождь» (Мф 2. 6), «наставник» (Евр 13. 17). Применительно к епископу слово γομενος в древней Церкви употреблялось в значении «начальствующий над Церковью» ( Sozom. Hist. eccl. 7. 8; Суг. Alex. In Luc. 5//PG. 72. Col. 553). Епископы «для мирян своих - пророки, начальники (ρχοντες), вожди (γομενοι)...» (Const. Ap. II 25. 7; «начальник и вождь (γομενος) ваш» - Ibid. II 26. 4; ср.: Ibid. III 5. 3). Ηγομενοι называет Феодорит , еп. Кирский, вождей (епископов) сообщества выступивших против свт. Афанасия I Великого ( Theodoret. Hist. eccl. I 28). О γομενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «...испросив у игумена лавры (τν τς λαρας γομενον) келлию...» ( Ioan. Climacus. 4. 110//PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «...авва Геронтий, игумен ( γομενος) монастыря святого отца нашего Евфимия...» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21//PG. 87. Col. 2868B). В начале устройства монашеской жизни управление мон-рями осуществляли особые лица - «отцы» (ββς). Появившиеся именования «игумен» и «архимандрит» долгое время употреблялись как синонимы, нек-рые авторы считают, что по крайней мере до сер. VI в. между ними невозможно установить разницу, они стали различаться не раньше X в. ( Marin. P. 86, 88). Начальники больших и известных мон-рей на Востоке стали именоваться архимандритами (ρχιμανδρτης, ρχων τς μνδρας), а малых - И. ( Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). Функции И. как настоятеля мон-ря соответствуют таковым архимандрита ( Marin. P. 87; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). (О начальнике мон-ря в Западной Церкви см. ст. Аббат ; должность И.- настоятеля мон-ря имеется в вост. католич. Церквах.)

http://pravenc.ru/text/293525.html

Митрополит Иларион: На Страшном Суде мы окажемся перед лицом любви Божией 27 апреля, 2016. Новостная служба Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по окончании Литургии обратился к верующим со словом проповеди 27 апреля. ПРАВМИР. 26 апреля 2016 года, в Великий вторник, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма. После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В Великий вторник Церковь предлагает нам евангельские чтения, посвященные тем поучениям и притчам, которые Господь Иисус Христос произнес в последние дни Своей земной жизни. Зная о предстоящих Ему страданиях, предчувствуя Свою смерть, Спаситель дает последние наставления ученикам и народу. Он говорит о последних временах, об ожидающем всех людей Страшном Суде и том, как люди должны готовиться к решающей встрече со Христом. Одна из притч, которую Господь произносит в Иерусалиме, — притча о десяти девах (Мф. 25. 1-13). В одном городе должно было состояться пышное брачное торжество и по обычаю на него приглашались девы — незамужние девушки, — чтобы вместе с невестой участвовать в торжественной процессии. Десять девушек должны были встречать жениха. Пять из этих дев были неразумными, а пять мудрыми. Пять мудрых дев приготовили масло для своих светильников заранее, до брачного пира, и взяли его с собой. Неразумные не взяли масла. А так как жених задерживался, то все девы уснули. Но вот неожиданно — в полночь — когда, казалось бы, все сроки прошли, вдруг появляется брачная процессия во главе с женихом. Мудрые девы, которые запаслись маслом, встречают жениха с зажженными светильниками, а неразумные, у которых масла нет, обнаруживают, что светильники их гаснут. Тогда они просят мудрых девушек поделиться с ними маслом, но те отвечают, что не могут этого сделать, ибо тогда не хватит и у них, и советуют неразумным пойти купить масла у торговцев. Но кто в полночь торгует маслом? Напрасно поискав елея, неразумные девушки возвращаются, но остаются вне брачного чертога. Двери затворены, брачный пир в разгаре. Они взывают к жениху, чтобы отворил им, но он отвечает: «Отойдите, не знаю вас».

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-na-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Павел Груздев. За еду никто не будет в аду!          Павел Груздев. За еду никто не будет в аду! Предлагаем нашим читателям пословицу отца Павла и поучение на пост. " Придет время, и ты будешь поститься, а то теперь ты будешь поститься, а прочих зазирать и осуждать. Многие плоть свою постом иссушили, а страсти ни одной не победили, ибо без смирения трудно спастись " .- писал Иеросхимонах Александр Гефсиманский - Святая Гора Афон Батюшка рассказывал историю из повседневной жизни, сельской, что было на его памяти: - Знал я одну старуху, она умерла. Постница быт страшная! Вот шла наша старуха да упала. А мужик - следом ехал на тракторе, пьяница. Он эту старуху подобрал и в больницу отвез. Мне говорят: " Отец Павел, Дуня-то из Марьино в больнице " . Прихожу к ней: - Ну, чего? - Дак батюшка, упала ведь, шибко испортилась. - Это не ты постилася, а Васька, который тебя в больницу привез! И далее о. Павел поясняет, почему Васька постился больше, чем эта старушка. А по заповеди евангельской: " Болен был, а вы посетили Меня " . (Мф. 25,36). Батюшка сам жил по-евангельски, и этому же учил и людей: -    Не кажите себя перед людьми праведниками! А будет - не делай явно, а делай тайно. И Господь тебе воздаст. Вот так, родные мои.     Павел Груздев. За еду никто не будет в аду!   + Комментарии Всего комментариев: 13 2015/12/17, 17:01:56 НАРУШИТЕЛЯМ ПОСТОВ И ПОСТНЫХ ДНЕЙ. Пост — добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром, аскетическое упражнение духа, души и тела ради спасения. Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Нарушение поста – это когда человек может поститься, но не прилагает к этому усилия. В Православной Руси есть в Великий Пост скоромное признавалось до того преступным и странным, что на таких нарушителей поста смотрели не иначе, как на «богомерзких жидов». О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=1...

Письмо первое Дорогие друзья мои! Вы хотите, чтобы я высказал вам свои думы по поводу современных церковных событий, среди которых наиболее ярким и наиболее ощутимым (в разных смыслах) явлением представляется вам так называемая «Живая Церковь » с ее подразделениями 1 . Из многого, что я думаю об этом предмете, я поделюсь с вами на этот раз лишь немногим. Но полагаю, что это немногое и спешно набросанное будет касаться существа вопроса. «Живая Церковь » – это растение, которое насаждено и взращено, конечно, не Отцом Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.15:13 ), а имеет совсем иное происхождение. Это явствует как из истории ее возникновения, так и из принципов, которые полагаются в основании этой «церкви лукавнующих» ( Пс.25:5 ) ее служителями. Не говорю уже о слишком нашумевших «личных деяниях» многих их них 2 . Итак, прежде всего, первые вожди церковного движения, именуемого «Живою Церковью », явились насильниками по отношению к главе Высшего Церковного Управления – Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону 3 , чего они и не скрывают на страницах своего журнала 4 , причем иногда говорят об этом открыто, а иногда, по тактическим, очевидно, соображениям, рисуют дело иначе, пытаясь придать произведенному ими церковному перевороту обличье каноничности 5 . Этим последним приемом они воспользовались, между прочим, для того, чтобы опутать оказавшихся или близорукими, или малодушными столичных благочинных 6 , а через них – и других таких же «неверных» батюшек, «боязливых» ( Откр.21:8 ) или криводушных. Но для всякого, имеющего очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно из ряда несомненных фактов, что названные «церковные» деятели являются узурпаторами церковной власти. Ни для кого из москвичей не тайна, что: 1) «живоцерковники» долгое время поминали за богослужением Святейшего Патриарха Тихона, этим самым признавая его законным верховным архипастырем русской Церкви, и 2) что они признали не без ведома их и, главное, советской власти назначенного Патриархом своим заместителем митрополита Ярославского Агафангела, к которому два известных протоиерея-живоцерковника ездили в Ярославль, намереваясь, очевидно, прибрать к своим рукам престарелого митрополита 7 . Но, убедившись, что он им в руки не дается и в ногу с ними идти не хочет, они устроили так, что патриарший заместитель не мог выехать из Ярославля в Москву, чтобы фактически возглавлять собою законное Высшее Церковное Управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь Москва, 15 апреля 2009 г. Во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в Борисоглебском Аносином женском монастыре Московской области, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился со словами проповеди к насельницам обители и многочисленным богомольцам, приехавшим в этот подмосковный монастырь. Он, в частности, разъяснил, что Великий вторник посвящен воспоминаниям о Страшном Суде: «В Иерусалиме, накануне Своих Страданий, Господь, обращаясь к ученикам и народу, говорил о наиболее важных для спасения человеческой души вещах. Он замечательными сравнениями и притчами сделал понятными нам слова о кончине мира сего и Страшном Суде (ср. Мф. 25. 31-46)». На протяжении всей человеческой истории возникали неоднократные попытки угадать, когда произойдет кончина мира; люди пытались толковать Священное Писание, распознавать некие знаки, но чаще всего ошибались, отметил Его Святейшество. «В последнее время появилось много сектантов, которые не просто пугают людей скорой кончиной мира, но нередко зарабатывают на этом деньги, обманывая несчастных», – добавил он. «В Евангелии, которое было прочитано за вечерним богослужением в Великий понедельник и которое по церковному уставу относится к следующему, то есть к сегодняшнему, дню, ко вторнику, Господь отвечает на все эти человеческие вопрошания замечательными словами: «О времени же том и о часе никто не знает – ни ангелы Божии, но только Отец Небесный» (ср. Мк.13. 32), – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Только Богу известно время кончины мира, только Он знает о времени Второго, страшного пришествия Его Сына. Вот почему святые отцы предостерегают нас через свои труды от лукавых мудрствований, дабы мы не угадывали сроки, которые сокрыты от человека». Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что более всего верующие должны помнить о своей собственной кончине, которая наступит не когда-то в отдаленном, а уже в обозримом будущем, ведь жизнь человеческая весьма скоротечна. После смерти каждый предстанет пред Господом, и тогда совершится частный Суд – не конечный, связанный со Вторым пришествием Спасителя, а тот, который определит загробную участь.

http://pravoslavie.ru/30073.html

Раздел I. Теология Смысл действий священнослужителей в современном чине литургии оглашенных Священник Борис Игоревич Бурлаков, студент Саратовской православной духовной семинарии Аннотация: В статье анализируется смысл священнодействий в ходе Литургии оглашенных. Производится последовательный анализ основных элементов богослужения – вынос Евангелия, благословение входа, воздвижение Евангелия, Трисвятое, восхождение к горнему престолу, чтение Священного Писания , раскрытие антиминса – посредством соотнесения современной и исторической богослужебной практики. Автором делаются предположения и выводы о причинах трансформации отдельных элементов Литургии оглашенных. Ключевые слова: богослужение, Литургия, священнодействие, священнослужители. Литургия – главное богослужение в Церкви. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что «без Литургии отсутствует и Церковь как таковая» 1 . Первую Литургию совершил Господь Иисус Христос в сионской горнице ( Мф.26:17–29 ; Мк.14:17–25 ; Лк. 22:14–38 ; Ин.13:1–12 ), и каждая Литургия считается продолжением этого действия. Её невозможно представить без священнослужителей. Священнослужители – это люди, поставленные Церковью на особое служение, главным образом для совершения Литургии. В Православии она имеет определённую, строго закреплённую последовательность действий. Действия же имеют различный смысл, и от осмысления того, что происходит в каждый конкретный момент, зависит молитвенный настрой священника и диакона, а вслед за ними – и прихожан. Известный русский патриарший архидиакон Андрей Мазур говорил: «Если диакон молится, то и народ молится» 2 . К тому же, осознание исторического и символического контекста Литургии может уберечь от ненужных, нелогичных и сомнительных действий во время служения 3 . Вынос Евангелия При изучении древних свидетельств IV века можно заметить, что Литургия начиналась следующим образом: народ ожидал начала службы около храма. Приходили епископ или священник, благословляли народ, чтобы можно было войти в храм, и входили. В храме после приветствия епископа или священника народу: «Мир вам» – народ отвечал: «И духу вашему». Клир и народ садились для слушания Священного Писания 4 . Духовенство садилось на «бему» – возвышенное место, преимущественно епископское седалище в древних церквах. Миряне садились по сторонам в нефе, как бы в корабле, и священство оказывалось посреди них, далее шло чтение Священного Писания . В наше время простой в прошлом вход в храм оброс различными обрядовыми действиями, и в современной практике данный элемент богослужения носит название «малый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.8:26-39 Ев.- Ин.6:40-44 ап.: Утр.: Ин.21:15-25 Лит.: Ап.- 1Кор.4:9-16 Ев.- Мф.13:54-58 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. апостолу Симону Зилоту Тропарь апостолу Симону Зилоту, глас 3 Апостоле святый Симоне,/моли милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолу Симону Зилоту, глас 2 Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона:/престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,//моляся непрестанно о всех нас. Молитва апостолу Симону Зилоту Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Разделы портала «Азбука веры» Се, Жених грядет в полунощи,/и блажен раб , егоже обрящет бдяща,/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./Блюди убо, душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси, Боже,//Богородицею помилуй нас. Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас! Тропарь поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы. В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. В его основе лежит притча о десяти девах ( Мф.25:1-13 ). «Чертог Твой вижду, Спасе мой…» Эксапостиларий Аудио: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Перевод: Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня. Эксапостиларий поется в первые четыре дня Страстной седмицы. В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога. «Егда славнии ученицы…» Тропарь, глас 8 Аудио: Егда славнии ученицы/на умовении вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./Виждь, имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи, несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия;//Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pesnopeniya...

Разъяснение председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в связи с поступлением обращений в адрес Русской Православной Церкви по поводу очередного Съезда лидеров мировых и традиционных религий 13 июля 2012 г. 18:00 В связи с поступлением обращений в адрес Русской Православной Церкви по поводу очередного Съезда лидеров мировых и традиционных религий председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил ряду авторов упомянутых обращений ответ, текст которого приводится ниже. В адрес Священноначалия Русской Православной Церкви поступили коллективные и индивидуальные обращения людей в связи с IV Съездом лидеров мировых и традиционных религий в Астане, проходившим 30-31 мая 2012 года. В ответ на эти обращения хотел бы сообщить следующее. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25:31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру»» (I, 2). В докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Многие вызовы современности, связанные с процессами глобализации, ростом экстремизма и терроризма, состоянием окружающей среды, требуют совместного ответа народов, который может быть найден в том числе через межрелигиозный диалог. Наша Церковь активно в нем участвует». В то же время, отметил Святейший Патриарх, для православного сознания очевидно, что стремление размыть границы между религиозными системами есть зло не только в контексте догматических истин, но и в контексте социальной стабильности. «Лишать людей традиции, игнорируя их волю, сказал Его Святейшество, значит порождать невежество, радикализм, конфликты. Участвуя в межрелигиозном диалоге, мы не отказываемся от православного представления об истине и не тратим время на доктринальные споры, но работаем ради мирной совместной жизни народов, которые ждут от нас именно такой работы. Мы убеждены, что основой его должны быть не " смешение вер " , не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга».

http://patriarchia.ru/db/text/2340603.ht...

С.И. Остроумов Тексты „И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи, народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». ( Исх. 32:31–32 ). „Нищие всегда будут среди земли; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему и нищему твоему в земле твоей». ( Втор. 15:11 ). „Не заграждай рта волу, когда он молотит». ( Втор. 25:14 ). „Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь». ( Пс. 40:2 ). „Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет». ( Пс. 36:25–26 ). „Добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе». ( Пс. 111:5 и Пс. 111:9 ). „Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». ( Притч. 12:10 ). „Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего». ( Притч. 22:9 ). „Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф, 6:3–4). Иоанн „сказал им: у кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай тоже». ( Лк. 3:11 ). „Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». ( Лк. 6:36 ). „Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». ( Лк. 16:9 ). „Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». ( Ин. 13:35 ). „Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слово Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». ( Деян. 20:34–35 ). „Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится на суде». ( Иак. 2:13 ). „Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях». ( Иак. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010