Сохраняется (агнец) в продолжение нескольких промежуточных дней, чем в Писании обозначается время пребывания (Христа) во плоти до страдания и содержания Его под стражею в доме первосвященника. Допускаемый к ядению агнца ближний, сосед – это я, потому, что ты, Израиль, не вместил в себе Агнца. Затем, агнец закалывается к вечеру, потому что также и священный Агнец умерщвляется на закате солнца. Закалывает агнца все многочисленное собрание сынов Израилевых. И действительно, весь Израиль в своем неверии принял на себя вину за ту драгоценную кровь, – весь Израиль, в то время убивавший и до ныне не верующий. Поэтому против них свидетельствует Божественный Дух и гласит, говоря: руки ваша исполнены крове ( Ис. 1:15 ). Притолка, помазанная кровью, это – Церковь , а два столба – это два народа, потому что Спаситель не довольствуется тем, что сначала послал к тебе, Израиль. Несмь послан к вам, – говорил Он, – но ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф. 15:24 ). Я, как пес, сидел у чужого стола, не имея еще возможности есть хлеба, но собирая падающие крошки и питаясь от чужой пищи. Но после того, как ты не узнал манны с небес, хлеб был перенесен чрез веру ко мне, и я, вместо пса сделавшись уже сыном, ем мясо. Померк свет мира пред великим (сиянием) тела Христова. Приимите, ядите, сие есть тело Мое ( Мф. 26:26 ). Мяса печена огнем: огненно ведь мысленное тело Христа. Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгорися ( Лк. 12:49 )? Не сырое мясо, чтобы слово было не трудное, полезное и приятное; и не сваренное в воде, чтобы слово не было слабым, водянистым, и растворенным. Далее сказано в законе: главу снесте с ногами и со утробою ( Исх. 12:10 ). Начало и средина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, средина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе Самом неразрешимыми связями, соделавшись действительно посредником между Богом и человеком. Глава с ногами и со утробою. Высота, глубина и широта суть утверждения земли. Глава с ногами и со утробою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

16. Богу, который благословляет, мы также отвечаем благословением. Мелхиседек, царь Салема, благословляет Авраама (см. Быт. 14:19); Ревекку благословляет ее семья, незадолго до того, как она становится женой Исаака (см. Быт. 24:60), который в свою очередь благословляет своего сына Иакова (см. Быт. 27:27). Иаков благословляет фараона (ср. Быт. 47:10), своих внуков Ефрема и Манассию (ср. Быт. 48:20) и всех своих двенадцать сыновей (ср. Быт. 49:28). Моисей и Аарон благословляют общину (ср. Исх. 39:43; Лев. 9:22). Главы семейств благословляют своих детей на свадьбе, перед отправлением в путь, в преддверии смерти. Таким образом, эти благословения предстают как изобильный и безусловный дар. 17. Благословение в Новом Завете сохраняет в основном тот же ветхозаветный смысл. Мы видим божественный дар, который «нисходит», благодарение со стороны человека, которое «восходит», и благословение, данное человеком, которое «простирается» на его ближних. Захария, вновь обретший дар речи, благословляет Господа за Его чудесные дела (ср. Лк. 1:64). Престарелый Симеон, держа на руках новорожденного Иисуса, благословляет Бога за то, что Он даровал ему благодать созерцать спасительного Мессию, а затем благословляет родителей Марию и Иосифа (ср. Лк. 2:34). Иисус благословляет Отца в знаменитом гимне хвалы и ликования, обращенном к Нему: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли» (Мф. 11:25). 18. По аналогии с Ветхим Заветом, в Иисусе благословение не только восходит, обращаясь к Отцу, но и нисходит, изливаясь на других в качестве жеста милости, защиты и добра. Сам Иисус внедрял и поощрял эту практику. Например, он благословлял детей: «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:16). А земная жизнь Иисуса закончится последним благословением, предназначенным для одиннадцати, незадолго до вознесения к Отцу: «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51). Последний образ Иисуса на земле – Его поднятые руки в момент благословения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Книга Исход является не только описанием исторических событий, в результате которых израильский народ обрел свободу, но также прообразом Божиего спасения, совершаемого на протяжении всей человеческой истории. Бог Спаситель освобождает Свой избранный народ из-под власти сил зла, предает эти силы суду и объявляет спасенный народ Своим первородным сыном и народом священников, среди которых Он обитает Своим Духом. Божественная победа над врагами и последовавшее за ней установление места обитания Бога с людьми являются символами первого и второго пришествий Христа (напр., Еф. 2,14–22 ; Откр. 20,11 22,5). Символизм книги Исход становится реальностью в Новом Завете ( Иер. 31,31–34 ). Кровь жертвенного животного заменяется кровью Христа (24,8; Мф. 26,27.28 ; 1Пет. 1,2 ; Евр. 12,24 ). Символическая заместительная смерть пасхального агнца осуществилась во Христе, Агнце Божием, нашей пасхальной жертве ( Ин. 1,29 ; 1Кор. 5,7 ). Его «исход» в Иерусалим ( Лк. 9,31 ) принес истинное спасение народу Божиему. С Иисусом Христом соединяется новозаветный народ, в котором и язычники становятся народом Божиим, членами общества израильского и согражданами ветхозаветных святых (19,5.6; Еф. 2,11–19 ). Моисей в истории искупления является прообразом Христа, Ходатая нового завета. Моисей представляет собой великого Божиего слугу, который непосредственно получает Слово Господа, ведет свой народ по Божиему пути и принимает на себя всю тяжесть неверия Израиля. Однако Моисей только предвозвещает приход другого Пророка ( Втор. 18,15 ). Полученное Моисеем откровение об имени Бога «человеколюбивого и истинного» (34,6) предвосхищает воплощение Сына Божия ( Ин. 1,14.17 ). Божий закон раскрывает священную природу Господа и требует святости от народа, среди которого Бог будет пребывать в обетованной земле, подобной Его прежнему святилищу Едему. С одной стороны, закон призывает искупленных людей к служению и хвале Господу, а с другой предписывает наказание за проявленное ими непослушание. Обрядовые предписания в жизни Израиля и его богослужении (гл. 25–31; 35–49) свидетельствуют о том, что Израиль это особый народ, среди которого Бог живет и которым Он руководит, являя Свое царство всем народам. Призвание и служение Израиля исполнилось в Иисусе Христе ( Рим. 15,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Профессор Карри приводит примеры римской военной дисциплины из анналов истории: “В 418 г. знаменосец, отставший от армии во время битвы, был убит собственной рукой генерала; в 390 году заснувший на посту был сброшен с Капитолийского холма; в 252 году виновный в халатности был подвергнут телесному наказанию и разжалован; в 195 году отставший от нападающей армии пронзен копьем... Вышеупомянутые наказания дают основания говорить о них как о “суровых”. Теперь понятно, что “проспать” воины просто не могли. Лк. 24, 34 и 1Кор. 15, 5 : Явление Спасителя Симону Петру. Путь в Эммаус 545 Вторая половина дня, к вечеру Лк. 24, 13–32 : Явление Воскресшего двум 546 ученикам. Иерусалим Ночь Сионская горница Лк. 24, 33–35 : Клеопа и Лука сообщают Апостолам о явлении им Воскресшего Спасителя. Лк. 24, 36–49 и Ин. 20, 19–24 : Явление 547 Христа десяти апостолам, Фома 548 отсутствует 549 . Ин. 20, 25 : Фома не верит Апостолам. Воскресение 16 апреля Ин. 20, 26–29 : Новое явление Христа одиннадцати апостолам в присутствии Фомы. Галилея Берег Галилейского озера Утро Ин. 21, 1–14 : Третие явление Спасителя ученикам 550 . Ин. 21, 15–19 : Восставление Петра на Апостольское служение. Заповедь о пасении овец. Ин. 21, 20–24 : Слово Спасителя об Иоанне Богослове. 30 год по Р.Х. Гора в Галилее 551 Мф. 28, 16–20 : Новое явление 552 Воскресшего Спасителя. Благословение Апостолов на всемирную проповедь. 1Кор. 15, 7 : Явление Спасителя Апостолу Иакову, брату Господню. Четверг 18 мая Иудея Гора Елеонская вблизи Вифании Лк. 24, 50–53 : Вознесение 553 Господне. Пророчества о Вознесении Господнем: Пс. 23, 7–10 : “Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он Царь славы”. Пс. 67, 19 : “Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

а) стремление к добродетели есть такое выражение нашей души, когда, познавши благо ее, христианин старается выполнять требования воли Божией, но не настолько тверд, чтобы с самопожертвованием мог отдаться этому, и, в случае препятствий, падает, но сознавши свое падение, опять восстает. Так, Спаситель говорит о таких людях: «что вы зовете Меня: Господи! Господи! И не делаете того, что Я говорю?» и «уподобляет их человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода тотчас разрушился» ( Лк.6:46:49 ). б) преодоление препятствий открывается тогда, когда христианин, возлюбивши волю Божию, настолько укрепился в исполнении ее, что все, чтобы не внушали ему плоть, мир и диавол, он с готовностью отвергает, не внимая требованиям их, и таким образом, хотя не без труда, идет победоносно против всех препятствий, какие бы ему не представлялись на пути к совершенству. Это те, которые по слову Апостола, распинают плоть свою со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). в) как высшая степень добродетели, это уже плодотворность или торжество ее над всеми препятствиями, когда христианин всецело предал себя Иисусу Христу, и живет Его жизнью, и со спокойной совестью может сказать с апостолом Павлом: «подвигом добрым подвизался я, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» ( 2Тим.4:7:8 ). Такие люди всегда готовы ради имени Божия и славы его, без страха, жертвовать своею жизнью; их то и «уподобляет Спаситель человеку, строящему дом и положившему основание его на камне в углублении земли – твердо, так что и наводнение не могло поколебать его» ( Лк.6:48 ). Впрочем, по широте заповеди Спасителя, сказавшего: «будьте совершенны, якоже и Отец ваш небесный совершенен» ( Мф.5:4 ), полная степень совершенства нравственного не есть достояние настоящей жизни, но даруется истинным христианам в жизни будущей – в царстве славы. Это ясно выражает св. Апостол Павел, когда говорит, что «стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Иисус Христос; братие, я не почитаю себя достигшим, и только забывая заднее, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:12, 13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Все его немногочисленные собратья в благочинии находятся уже в очень почтенном возрасте, и сколько работы ему прибавится при их уходе в мир иной. Далее, если в США за период с 1930 года по 1965 год, год окончания II Ватиканского собора, количество священников удвоилось до 58 тысяч, то к рубежу веков оно упало до 45 тысяч. К 2020 году их останется лишь 31 тысяча, и б о льшая их часть будет старше 70 лет. В 1965 году было рукоположено в США 1575 священников, а в 2002 году – лишь 450, то есть менее чем за сорок лет количество рукоположений упало в три с половиной раза. Это связано со стремительным падением количества семинаристов после II Ватиканского собора. В США с начала ХХ века до собора число семинаристов быстро и неуклонно растет. В 1920 году было около 9 тысяч семинаристов, в 1940 году — 17 тысяч, в 1950 — 25 тысяч, в 1960 году — почти 40 тысяч, и в 1965 году, в год окончания II Ватиканского собора, — 49 тысяч. Всего лишь через пять лет в 1970 году семинаристов стало 28 тысяч — падение сразу на 40%. В 2002 году их было только 4700 – падение более чем в 10 раз за период после II Ватиканского собора, хотя до него был «беспрецедентный рост» . Получается, что примерно к середине этого века могут исчезнуть католические священники, и римо-католичество окончательно превратится в некую пеструю квази-протестантскую конфессию под властью папы римского. С кем тогда будут объединяться православные «деятели христианского единства»? Монашество воплощает наиболее мужественный путь спасения и подвига веры (Мф.11:12). Подавляющее большинство святых преодолели «тесные врата» спасения (Лк.13:24) именно в монашестве. Монашество показывает, насколько поместная Церковь побуждает своих чад на жертвенное служение и духовный подвиг ради Христа.В католицизме монашество разделено по орденам, и ордена также демонстрируют печальную статистику. В США количество молодых людей, готовящихся стать францисканцами и редемптористами, в 1965 году было 3379 человек, но в 2000 году таких нашлось только 84 — падение в сорок раз.

http://bogoslov.ru/article/1437891

Где же и в чем этот идеал? Вместе со старыми славянофилами мы можем утверждать, что дух славянства определяется Православием. Жизненный идеал славянства есть религиозный идеал Православия. Но в чем религиозный идеал Православия? Идеал Православия есть не прогресс, но преображение. О преображении человеческого естества говорит Новый Завет. О новом рождении говорил Христос Никодиму. По слову апостола Павла, кто во Христе, тот новая тварь (2Кор.5:17). Люди должны носить образ Адама небесного (1Кор.15:49). От славы в славу преображаются они от Духа Господня (см.: 2Кор.3:18). Происходит облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4:24). " Будет новое небо и новая земля! " - говорил Господь устами древнего пророка (см.: Ис.65:17). Нового неба и новой земли христиане ожидают по слову апостола Петра (2Пет.3:13). А пророк Нового Завета говорит: Увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:1-4). Процесс преображения человеческого естества и твари земной будет развиваться неизменно и неуклонно, пока не скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое!.. совершилось! Я есть Альфа и Омега (Откр.21:5-6). Некогда все покорится Сыну, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1Кор.15:28). Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к Небу, к Богу. В своем кратком итоге Новый Завет гласит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/237/...

изображений (1–6). В самом догмате раскрываются и доказываются две мысли: во-первых, что «иконы святые в православной святей кафоличестей церкви бываемая, имут начало и основание в писаниях божественных» (1): во-вторых, – «не точию имети, и благолепне хранити, но и благочестне почитати икону Христову, икону Богородичну, и прочыя святых иконы подобает: и тем кланятися должно есть, не яко Богу, но яко изображению Христа Бога нашего и другов его святых» (7 б ). (Глава I). В доказательство первой мысли приводятся места из св. Писания Ветхого Завета: Чис.21:8 ; ср. Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; ср. Евр.9:4 ; Исх.25:40, 28:36, 26:1 ; 3Цар.6:23–29 ; Исх.31:1–3 . Из этих свидетельств видно, что Сам Бог повелел Ветхозаветным людям устроить некоторые изображения, напр.: медного змея, скинию, золотых херувимов и проч. (2 а –3 а ). Кроме того, в Ветхом Завете мы видим не мало предметов, служивших образами или прообразами Новозаветных лиц – Господа Иисуса Христа ( Быт.49:9 ; Исх.17:6; 12:3 ; Дан.2:34 ), Божией Матери ( Исх.3:2 ; Суд.6:37–40 ) и четырех Евангелистов – Иез. гл. 21 (3 а –4 а ). Началом образа служит Сам Бог , как родивший Сына – «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ) – и сотворивший человека по образу своему и по подобию. Притом же Господь благоволил являться в Ветхом Завете в различных видимых и чувственных образах ( Дан.5:9 ; Быт.3:8, 28:13 ; Исх.33:23 ; Ис.6:1 ; 3Цар.22:19 ; Мф.3:16 ). Точно также и ангелы, духи бесплотные, принимали на себя телесный вид, когда являлись людям (4 аб ). (Гл. II). Вторая мысль доказывается также 1) на основании св. Писания и главным образом Ветхого Завета. Последнее свидетельствует, что Иудеи воздавали религиозное почитание и молитвенное поклонение многим предметам и лицам, служившим образами или символами Божества и Его присутствия. Так, праотец верующих Авраам кланяется трем странникам ( Быт.18:1–2 ); Моисей и весь народ Еврейским поклоняются столпу облачному ( Исх.33:9–10 ), Иисус Навин и пророк Даниил падают ниц пред Ангелом ( Нав.5:14 ; Дан.10:15 ); четыре животных и 24 старца кланяются Агнцу ( Апок.5:6–10 ); патриарх Иаков на месте явления ему Бога ставит каменный столп, называет его домом Божиим и молится пред ним – Быт.28:19–22 (8 а –11 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Итак, чада света и истины, бегайте разделений и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места. (Св. Игнатий Антиох. Посл. к Филадельфийцам, гл. 2). К чему у вас распри, гнев, несогласия, разделения, война? Для чего раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и до такого доходим безумия, что забываем, что мы друг другу члены? Вспомните слова Иисуса, Господа нашего. Он сказал: «горе тому человеку; хорошо было бы ему не родиться, нежели соблазнить одного из избранных Моих; было бы лучше для него, если бы он повесил камень жерновный и ввергнулся в море нежели соблазнить одного из малых Моих» ( Мф.18:6; 26:24 ; Лк.17:2 ; Мк.9:12 ). Ваше разделение многих развратило, многих повергло в уныние, многих в сомнение и всех нас в печаль, а смятение ваше всё еще продолжается. (Св. Климент Р. 1-е посл. к Кор., гл. 46). Удаляйтесь от злых плевел, которых не возращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Ибо которые суть Божии и Иисус-Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божии, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует царствия Божия. (Св. Игнатия Ант. Посл. к Филад., гл. 3). Итак, вы, положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам 49 и примите вразумление к покаянию, преклонив колена сердца вашего. Научитесь покорности, отложивши тщеславную и надменную дерзость языка. Ибо лучше вам быть в стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и лишиться упования Его. (Св. Климент Римск. 1-е посл. к Коринф., гл. 57). Н. В. Синельников Ф. Кому принадлежит право учительства в Церкви Христовой?//Миссионерское обозрение. 1896. 7–8. С. 9–38 (Спасительная охрана верующих от лжеучителей) Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010